ОБ УСИЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА БАНКОВСКИМИ / КОНСОЛИДИРОВАННЫМИ ГРУППАМИ. Рекомендации. Центральный банк РФ (ЦБР). 23.06.03 96-Т

                 ОБ УСИЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА БАНКОВСКИМИ /
                     КОНСОЛИДИРОВАННЫМИ ГРУППАМИ

                             РЕКОМЕНДАЦИИ

                         ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ

                           23 июня 2003 г.
                                N 96-Т

                           (ВБР 03-36 2706)


     Банк России  по  результатам анализа консолидированной отчетности
банковских/консолидированных групп,  а  также  согласно  информации  о
примененных   к  кредитным  организациям  мерах  воздействия  обращает
внимание  территориальных  учреждений  Банка  России   на   недостатки
контроля    за    своевременностью    и    качеством    представляемой
консолидированной отчетности. В частности:
     1. Отдельными   территориальными  учреждениями  Банка  России  не
контролируются  полнота  и  своевременность  представления   головными
кредитными     организациями     банковских/консолидированных    групп
консолидированной отчетности.
     Рядом банковских/консолидированных групп не представляются в Банк
России  консолидированный  балансовый  отчет  и  отчет  о  прибылях  и
убытках,  показатели  обязательных  нормативов,  о чем свидетельствует
анализ отчета о составе участников банковской/консолидированной группы
(Приложение 1  к  Положению  Банка  России  от  30.07.2002  N 191-П "О
консолидированной отчетности" (далее - Положение N 191-П). В отдельных
случаях  представляются  консолидированные  балансовый отчет и отчет о
прибылях  и  убытках,  а   информация   о   показателях   обязательных
нормативов, рассчитанных на консолидированной основе, не направляется.
В  большинстве  случаев  причины   непредставления   консолидированной
отчетности не объясняются.
     2. Не во всех случаях территориальными учреждениями Банка  России
осуществляется         документарная        проверка        отчетности
банковских/консолидированных групп.
     Консолидированная отчетность    по    каждой    третьей    группе
составляется   головными   кредитными   организациями   с   нарушением
нормативных  актов  Банка  России.  Головными кредитными организациями
неверно определяется метод консолидации отчетности участников:  данные
зависимых   и   дочерних  организаций  учитываются  по  методу  полной
консолидации  при   отсутствии   существенного   влияния   группы   на
принимаемые  органами  управления  участников решения.  Не исключаются
взаимные инвестиции в уставные  капиталы  участников,  внутригрупповые
задолженности участников (ссудная задолженность,  средства в кредитных
организациях и т.д.),  что,  в  свою  очередь,  приводит  к  завышению
собственных   средств   группы   и  занижению  доли  малых  акционеров
(участников).
     Информация о   составе   участников  банковской/консолидированной
группы не  охватывает  полного  круга  участников  группы,  что  также
приводит к искажению консолидированной отчетности.
     3. Территориальными   учреждениями   Банка   России   не   всегда
применяются   меры   воздействия  к  головным  кредитным  организациям
банковских/консолидированных  групп   за   несвоевременное,   неполное
представление  консолидированной  отчетности  и/или представление ее с
нарушением действующего порядка составления.
     Меры воздействия     за     нарушение     сроков    представления
консолидированной   отчетности   за   все   время   представления   ее
банковскими/консолидированными группами в Банк России применялись лишь
к трем головным кредитным организациям.  При  этом  меры  за  неполное
представление      консолидированной      отчетности,     невыполнение
пруденциальных норм деятельности  к  головным  кредитным  организациям
вообще   не   применялись,   хотя   предельные  значения  обязательных
нормативов,  рассчитанные  на  консолидированной  основе,   нарушаются
каждой пятой банковской/консолидированной группой.
     В целях    устранения    отмеченных    недостатков     предлагаем
территориальным учреждениям Банка России при анализе консолидированной
отчетности обращать внимание на:
     - правильность   определения   состава  группы.  При  определении
состава группы необходимо исходить из критериев существенности влияния
(прямого   или   косвенного)  банковской/консолидированной  группы  на
решения,  принимаемые органами управления участников группы,  а  также
данных отчета о составе участников группы.
     Метод консолидации,  в соответствии с которым  данные  участников
группы включаются в консолидированную отчетность,  должен определяться
головной кредитной организацией  исходя  из  доли  контроля  группы  в
капитале  каждого  участника.  Отчетность  участников  группы подлежит
обязательному  включению  в  консолидированную  отчетность  по  методу
полной  консолидации в случае преобладающего участия других участников
в его уставном капитале (например,  если доля прямого и/или косвенного
контроля  банковской/консолидированной  группы  составляет  более  50%
голосующих акций (долей).  По методу пропорциональной  консолидации  в
состав  консолидированной отчетности включается отчетность участников,
управление которыми осуществляется ограниченным количеством участников
на  основании  договора,  заключенного  с  участием головной кредитной
организации и/или участника,  отчетность которого включается в  состав
консолидированной  отчетности  банковской/консолидированной  группы по
методу  полной  консолидации  (пункт  2.3  Положения   N   191-П),   и
содержащего  положение  о совместном назначении исполнительных органов
управления  данных  участников.  По  методу  эквивалентной   стоимости
рекомендуется  консолидация отчетности зависимых организаций в случае,
если доля контроля участников  банковской/консолидированной  группы  в
таких   организациях   составляет   прямо  и/или  косвенно  более  20%
голосующих акций (долей) уставного капитала участника.
     Пример. Головная  кредитная организация А владеет 20%  голосующих
акций (долей) организации Б и 51%  голосующих акций  (долей)  дочерней
организации В,  которая,  в свою очередь, также владеет 51% голосующих
акций  (долей)  дочерней  организации  Б.  Таким   образом,   головная
кредитная организация прямо и косвенно оказывает существенное влияние,
имея долю контроля 71%,  на деятельность участника Б  и  включает  его
данные в консолидированную отчетность по методу полной консолидации;
     - соблюдение        головной        кредитной        организацией
банковской/консолидированной       группы      правил      составления
консолидированной отчетности, в том числе:
     + использование  при консолидации отчетности участников на одну и
ту же отчетную дату и за единый отчетный период;
     + использование  всеми участниками группы единой учетной политики
в отношении аналогичных статей имущества  и  обязательств,  доходов  и
расходов;
     + исключение при консолидации  отчетности  участников  группы  их
взаимных  операций,  инвестиций,  акций  (долей)  уставного капитала и
резервов,  фондов и прибыли,  полученных участниками  до  приобретения
группой акций (долей) либо принадлежащих малым акционерам;
     + выделение в консолидированной отчетности доли малых  акционеров
(участников)   в   собственных   средствах   и  финансовом  результате
банковской/консолидированной группы.
     Результаты анализа    деятельности   банковских/консолидированных
групп должны учитываться территориальными  учреждениями  Банка  России
при  оценке  финансового  состояния кредитных организаций - участников
группы    с    точки    зрения    определения     влияния     операций
банковской/консолидированной  группы на финансовую устойчивость каждой
кредитной  организации  -  участника  группы.  Превышение   предельных
значений  рисков,  принимаемых  банковской/консолидированной  группой,
учитывается при оценке финансового состояния кредитных  организаций  -
участников группы до момента их полного устранения.
     При организации   надзора    за    банковскими/консолидированными
группами следует сконцентрировать внимание на:
     - выявлении сфер повышенного  риска  банковской/консолидированной
группы, а также участников группы, их обусловивших;
     - проверке достоверности отчетности  банковской/консолидированной
группы  с  одновременной  проверкой  на месте достоверности отчетности
головной кредитной организации и кредитных  организаций  -  участников
группы, представляемой в территориальное учреждение Банка России;
     - своевременном применении мер воздействия к  головным  кредитным
организациям  за  невыполнение банковскими/консолидированными группами
пруденциальных норм деятельности.
     Информация о         результатах        анализа        отчетности
банковских/консолидированных  групп,  их  использовании   при   оценке
финансового   состояния   кредитных  организаций,  входящих  в  состав
банковских/консолидированных  групп,  и  принимаемых  территориальными
учреждениями  Банка  России к кредитным организациям мерах воздействия
должна  быть  отражена  в  ежеквартальной  аналитической  записке   "О
недостатках  в  работе  действующих  кредитных  организаций  региона и
мерах,  принимаемых  к  ним  в   процессе   надзора",   представляемой
территориальными  учреждениями  в Банк России (Департамент банковского
регулирования и надзора)  в  соответствии  с  Указанием  Банка  России
оперативного характера от 16.04.98 N 94-Т.
     Информация о   нарушении   банковской/консолидированной   группой
предельных   значений  обязательных  нормативов  и  открытых  валютных
позиций в случае их влияния на оценку финансового состояния  кредитных
организаций  -  участников группы должна передаваться территориальными
учреждениями Банка России в составе других факторов по коду 15 формы N
050  "Классификационные  группы  деятельности  кредитных организаций и
сведения  об  информации,   не   содержащейся   в   используемой   для
классификации   кредитных  организаций  отчетности,  но  учитывающейся
территориальными учреждениями Банка России  при  принятии  решения  об
оценке  финансового  состояния  кредитных  организаций" Указания Банка
России от 21.03.2000 N  766-У  "О  критериях  определения  финансового
состояния кредитных организаций".

Первый Заместитель Председателя
Банка России
                                                           А.А. Козлов
23 июня 2003 г.
N 96-Т