О ПОЛОЖЕНИИ О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ ОБРЕМЕНЕНИЙ, ОГРАНИЧЕНИЙ, ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, СЕРВИТУТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИВАТИЗАЦИИ РАСПОРЯЖЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА Г. МОСКВЫ 18 апреля 2002 г. N 1835-р (Д) Во исполнение п. 4 постановления Правительства Москвы от 20.04.99 N 350 "О проектах законов города Москвы "О приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве" и "О программе приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве": 1. Утвердить Положение о порядке определения и закрепления обременений, ограничений, обязательств, сервитутов в процессе приватизации (приложение). 2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя руководителя Департамента Авекова В.В., заместителей руководителя Департамента Еремеечева В.А, Черепова Н.И., Лукина И.С. Руководитель Департамента О.М. Толкачев 18 апреля 2002 г. N 1835-р Приложение к распоряжению Департамента государственного и муниципального имущества города Москвы от 18 апреля 2002 года N 1835-р ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ ОБРЕМЕНЕНИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПУБЛИЧНЫХ СЕРВИТУТОВ, В ПРОЦЕССЕ ПРИВАТИЗАЦИИ Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом города Москвы от 11.04.2001 N 12 "О приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы" и направлено на учет обременений, ограничений, обязательств и сервитутов как явно существующих, так и выявляемых в процессе приватизации имущества. В Положении рассматриваются вопросы, связанные с применением норм гражданского, административного, трудового законодательства, законодательства о приватизации в процессе принятия решений о приватизации, формирования перечней объектов приватизации, подготовки планов приватизации, передаточных актов, выполнения планов приватизации, условий договоров купли - продажи и продажи объектов приватизации. I. Общие положения 1. Термины и определения Обременения (ограничения) - наличие установленных законом и / или другими нормативными правовыми актами, решениями государственных органов в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества, которые правообладатель обязан исполнить / исполнять в отношении своего имущества. Обязательства - оформленные договором отношения, заключающиеся в том, что одна из договаривающихся сторон обязана совершить определенные действия в пользу другой стороны или воздержаться от нежелательных для нее действий. Сервитут - установленное законом или предусмотренное договором право частичного пользования земельным участком, зданиями, строениями для нужд лиц, не являющихся их собственниками, но вынужденных прибегнуть к такому пользованию вследствие объективных обстоятельств. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременений. 2. Сфера действия Настоящее Положение определяет виды, порядок определения, возникновения, закрепления и прекращения обременений (ограничений), обязательств, сервитутов (далее по тексту - обременения) при приватизации. Данное Положение не регламентирует вопрос учета обременений, вытекающих из хозяйственных договоров, заключенных унитарным предприятием в рамках его обычной хозяйственной деятельности, а также обременений, возникших после завершения плана приватизации. 3. Классификация обременений при приватизации имущества 1. Обременения, установленные нормативными правовыми актами <1>: - на правомочия органов управления юридического лица; - по социальным и трудовым обязательствам; - по порядку использования отдельных объектов; - другие. 2. Обременения, вытекающие из договорных обязательств, возникших до момента приватизации. 3. Обременения, принятые Городской комиссией по приватизации, Комиссией по продаже объектов нежилого фонда города Москвы: - по сохранению вида, профиля и / или специализации использования приватизируемого имущества; - по социальным и трудовым обязательствам; - ограничения на перепродажу; - другие. 4. Обременения делятся на срочные и бессрочные. -------------------------------- <1> Закон о приватизации, Земельный кодекс, Градостроительный кодекс, трудовое законодательство, постановление Правительства РФ от 23.04.94 N 359 "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями", распоряжение Мингосимущества РФ от 22.10.96 N 1131-р "Положение о порядке учета архивных документов при приватизации государственного и муниципального имущества", распоряжения Департамента государственного и муниципального имущества города Москвы и т.д. 4. Объекты обременений Объектом обременения при приватизации может быть: - приватизированное имущество; - приватизированное предприятие (имущественный комплекс); - принадлежащее лицу право, приобретенное в процессе приватизации. 5. Основания для обременений Основанием для обременений являются: - законы или иные нормативные правовые акты города Москвы и Российской Федерации; - решения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления; - решения Городской комиссии по приватизации; - решение Комиссии по продаже объектов нежилого фонда города Москвы; - решения суда. Основания для обременений связаны: - с Генеральным планом развития Москвы; - с концепцией промышленной политики города; - со значимостью предприятия и его продукции в инфраструктуре и жизнеобеспечении города; - с работоспособностью предприятия (наличие большого количества рабочих мест) и его влиянием на социально - экономическую обстановку в городе. Основанием для установления особых условий при приватизации могут быть: а) социальная значимость продукции (работ, товаров, услуг), производимой на приватизированном предприятии / имуществе; б) сохранение определенного вида, профиля и / или специализации деятельности; в) участие города в развитии (инвестировании) необходимого городу производства (продукции); г) наличие в персонале предприятия социально выделенных (незащищенных) групп - требование о сохранении установленного минимума рабочих мест для этих групп населения; д) экологические факторы и требования: вывод производства (части производства) из центра и / или из города, перепрофилирование производства (ликвидация вредного производства), запрет на производство определенного вида продукции или использование определенного вида имущества с неудовлетворительными экологическими параметрами; е) монопольное положение предприятия на рынке, в том числе естественные монополии; ж) введение ограничений прав собственника на использование памятников истории и культуры и дополнительных обязанностей нового собственника по их содержанию; з) особенности землепользования - установление к сервитутам дополнительных условий на использование земельного участка; и) отраслевые особенности - условия, диктуемые особенностями производства. 6. Субъекты, исполняющие обременения 1. Обязанности, установленные законодательными и нормативными актами, решениями уполномоченных органов, подлежат исполнению: - до перехода прав собственности - администрацией приватизируемого предприятия (генеральный директор, управляющий); - после перехода прав собственности - собственником приватизированного предприятия / имущества и / или органами, им назначенными. 2. Обременения, связанные с сохранением вида, профиля и / или специализации деятельности, а также функционального назначения приватизируемого объекта, подлежат исполнению новым собственником или органом, им назначенным. 3. Обязанности, установленные сервитутом, подлежат исполнению: - собственником приватизированного имущества; - собственником земельного участка; - иными пользователями приватизированного имущества (арендатором, залогодержателем, доверительным управляющим и т.д.). 7. Дата возникновения и прекращения обременений 1. Возникновение обременения, устанавливаемого законом, определяется с даты вступления в силу данного закона. 2. Обременения, установленные Городской комиссией по приватизации, Комиссией по продаже объектов нежилого фонда города Москвы, вступают в силу с даты регистрации перехода прав на приватизируемое имущество. Для приватизируемого предприятия с даты инициации приватизации возникают обременения, связанные с подготовительным периодом приватизации, установленные законодательством о приватизации. С даты утверждения плана приватизации актуализируются обременения, связанные: - с использованием объектов гражданской обороны; - с выполнением мобилизационного задания; - с использованием объектов социально - культурного и коммунально - бытового назначения и жилищного фонда; - с использованием объектов, не завершенных строительством; - с использованием движимых и недвижимых культурных ценностей; - с распоряжением архивными документами; - с градостроительством; - с использованием памятников истории и архитектуры; - с выполнением иных обязательств, выявленных в процессе инвентаризации. Датой прекращения обременений для приватизируемого предприятия является дата исключения данного предприятия в установленном порядке из реестра государственных унитарных предприятий. 3. Для правопреемника приватизированного предприятия датой возникновения обременения является дата регистрации созданного в процессе приватизации юридического лица. Датой прекращения обременений для правопреемника приватизированного предприятия является дата внесения записи о прекращении действия данного обременения в плане приватизации, уставе акционерного общества. 4. Для покупателя приватизированного имущества датой возникновения обременения является дата вступления в силу договора купли - продажи. Датой прекращения обременений для покупателя - юридического лица является дата внесения согласованного с продавцом изменения в договор купли - продажи о прекращении данного обременения. Датой прекращения обременений для покупателя - физического лица является дата регистрации юридического лица, созданного на базе приватизированного имущества, в учредительные документы которого должны быть внесены обременения из договора купли - продажи. Датой прекращения обременений для покупателя - физического лица также является его смерть или признание его недееспособности. 5. Обременение отменяется в связи с прекращением действия основания для его установления. II. Процедурные положения 8. Выявление обременений 1. Обременения выявляются: - при формировании перечней объектов приватизации; - в процессе инвентаризации при подготовке плана приватизации, передаточного акта; - при рассмотрении и утверждении плана приватизации, условий конкурса, заключении договоров купли - продажи и договоров аренды с правом выкупа. Обременения, следующие из закона или иного нормативного правового акта, устанавливаются с момента вступления в силу соответствующего документа, если иное не определено законом или нормативным правовым актом. 2. Департамент государственного и муниципального имущества города Москвы запрашивает о наличии обременений органы местного самоуправления или территориальные органы по месту нахождения объекта приватизации и органы исполнительной власти города Москвы, в том числе: - отраслевой, функциональный и территориальный по подведомственности данного предприятия / имущества; - по архитектуре и градостроительству; - по охране окружающей среды; - по земле; - по охране памятников; - по антимонопольной политике; - по культуре; - по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне. Вышеназванные органы исполнительной власти вносят свои предложения по обременениям подлежащих приватизации объектов. 3. Городская комиссия по приватизации, Комиссия по продаже объектов нежилого фонда города Москвы рассматривают представленные им обременения, выявляют и устанавливают иные обременения и принимают решение о включении их в соответствующие документы (план приватизации, устав, договор купли - продажи). 4. Решения Комиссии утверждаются распоряжением Департамента государственного и муниципального имущества города Москвы. 9. Фиксация обременений 1. В соответствующие разделы плана приватизации, передаточного акта вносятся обременения, связанные в том числе: - с использованием объектов гражданской обороны, социально - культурного и коммунально - бытового назначения, жилищного фонда, не завершенных строительством, памятников истории и культуры, движимых культурных ценностей, архивных документов, мобилизационных запасов и мощностей, земельных участков; - с реализацией мобилизационных заданий, социальных и трудовых обязательств, действующих договоров аренды; - с предоставлением прав пользования приватизированным имуществом третьим лицам (публичные сервитуты: проходы, проезды, лестницы, инженерные коммуникации). 2. Обременения, выявленные Городской комиссией по приватизации, Комиссией по продаже объектов нежилого фонда города Москвы, фиксируются в соответствующих разделах плана приватизации, устава хозяйствующего субъекта, договора купли - продажи. План приватизации, устав хозяйствующего субъекта, условия в договор купли - продажи утверждаются распоряжением Департамента государственного и муниципального имущества города Москвы. 3. Продавец (в том числе специализированное государственное унитарное предприятие по продаже государственного и муниципального имущества) обеспечивает включение в договор купли - продажи обременений и порядка расторжения договора в случаях его нарушения. Обязанность нового собственника по передаче обременений при всех последующих сделках с приватизированным имуществом, а также по внесению обременений в учредительные документы в случае создания нового юридического лица на базе приватизированного имущества, включается продавцом в договор купли - продажи. 4. Обременения, установленные законом или иным нормативным правовым актом прямого действия, если не требуется уточнений в отношении конкретного объекта, фиксации не подлежат. 10. Решения об изменении или отмене обременения Решения об изменении или отмене обременения принимают: - органы власти, принявшие решение об установлении обременений; - вышестоящие органы власти согласно подчиненности; - судебные органы. Решения об изменении или отмене обременения принимаются на основании: - выхода законодательного, нормативного правового акта, отменяющего данное обременение или основание для его установления; - решения суда. 11. Контроль за соблюдением обременений Контроль за соблюдением обременений, установленных при приватизации, осуществляют уполномоченные отраслевые, функциональные и территориальные органы, органы местного самоуправления, продавец. В случае выявления факта нарушения собственником условий приватизации, обязательств по договору органы исполнительной власти, продавец должны применить санкции, предусмотренные законодательством или договором, и принять меры для понуждения собственника к выполнению условий приватизации, обязательств. В случае отказа собственника выполнять обязательства - передать дело в суд. III. Особенности учета отдельных видов обременений 12. По объектам гражданской обороны, мобилизационным заданиям, запасам и мощностям В решении о приватизации предприятия, имеющего в составе имущественного комплекса объекты и имущество гражданской обороны, на основании постановления Правительства РФ от 23.04.94 N 359 "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями" учитывается заключение соответствующего органа по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Данное имущество исключается из состава имущества приватизируемого предприятия. Государство в лице начальника органа по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям заключает с хозяйственным обществом договор о передаче данного имущества обществу на хранение и в безвозмездное пользование, а также о правах и обязанностях общества в отношении принятого имущества и выполнения мероприятий гражданской обороны. Департамент обеспечивает включение перечисленных в договоре обязанностей в уставы хозяйственных обществ. При приватизации предприятий, имеющих в наличии мобилизационное задание, запасы или мощности, на комиссию по приватизации представляется "заключение мобилизационного органа". Департамент обеспечивает включение в качестве особых условий в план приватизации и устав хозяйственного общества обязательств по выполнению мобилизационных заданий в соответствии с договором, заключенным со Вторым управлением Правительства Москвы. 13. По объектам социально - культурного, коммунально - бытового назначения и жилищного фонда При приватизации предприятия, имеющего на балансе объекты социально - культурного и коммунально - бытового назначения, приватизация которых не запрещена в соответствии с действующим законодательством, по решению трудового коллектива эти объекты могут быть внесены в уставный капитал создаваемого хозяйственного общества. В план приватизации включается обязательное условие сохранения профиля. Объекты социально - культурного и коммунально - бытового назначения, разрешенные к приватизации, но не включенные в состав приватизируемого имущества, и объекты жилищного фонда передаются местным органам власти. При этом предприятием совместно с местным органом власти определяется объем средств по передаче объекта, необходимых для проведения ремонтно - восстановительных работ, в соответствии с действующими нормативами по техническому уходу и эксплуатации. Перечень передаваемых объектов вносится в план приватизации - раздел II, пункт 8 "Укрупненный перечень и стоимость объектов, не подлежащих приватизации". В особые условия плана приватизации вносится решение по варианту возмещения расходов на передачу данных объектов за счет: - ресурсов приватизируемого унитарного предприятия; - включения стоимости передачи в условия конкурсной продажи пакета акций приватизированного предприятия. Между приватизированным предприятием и местной администрацией на добровольной основе по объектам социально - культурного и коммунально - бытового назначения может быть заключен договор о совместном использовании и финансировании этих объектов. 14. По памятникам истории и культуры В случае если в приватизируемый имущественный комплекс предприятия входят здания и строения, являющиеся памятниками истории и культуры, приватизация которых не запрещена, они приватизируются с обязательными условиями их содержания новым собственником в надлежащем порядке в соответствии с требованиями охранного обязательства, оформленного в порядке, установленном законодательством. Запрещенные для приватизации памятники истории и культуры включаются в раздел II, пункт 8 "Укрупненный перечень и стоимость объектов, не подлежащих приватизации". В особые условия плана приватизации, договора купли - продажи вносится обязательство по оформлению соответствующего охранного документа. 15. По движимым культурным ценностям Имущество, в установленном порядке относящееся к движимым культурным ценностям, исключается из имущественного комплекса приватизируемого предприятия. Все выявленные в процессе инвентаризации культурные ценности подлежат постановке на государственный учет независимо от источников и порядка их поступления на предприятие. В случае дальнейшего использования приватизированным предприятием (хозяйственным обществом) культурных ценностей необходимо согласование с органами культуры и Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы, а также заключение договора об использовании, сохранности, учете и реставрации культурных ценностей. 16. По архивным документам В целях сохранности документов, являющихся архивным фондом Российской Федерации в соответствии с Основами законодательства РФ от 07.07.93 N 5341-1 "Об архивном фонде Российской Федерации и архивах" и архивным фондом Москвы в соответствии с Законом города Москвы от 28.11.2001 N 67 "Об архивном фонде Москвы и архивах" и не подлежащих приватизации, предприятие представляет в государственный или муниципальный архив сведения о хранящихся у него документах. Государственный или муниципальный архив дает по ним свое заключение. Указанные документы исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и остаются в государственной или муниципальной собственности независимо от места их будущего хранения. На основании заключения государственного или муниципального архива документы приватизируемого предприятия передаются в упорядоченном состоянии на временное хранение организации - правопреемнику, а при отсутствии правопреемника - в соответствующий государственный или муниципальный архив. Предприятие, подлежащее приватизации, в обязательном порядке представляет в Департамент справку от объединенного ведомственного архива с указанием срока и места хранения архивных документов (приказы, личные дела и учетные карточки, лицевые счета по зарплате). Департамент обеспечивает включение перечня видов и объемы документов, не подлежащих приватизации, в план приватизации п. 8 раздела II "Укрупненный перечень и стоимость объектов, не подлежащих приватизации" без указания их стоимости. В особые условия плана приватизации вносится запись о месте и сроках хранения архивных документов. 17. На земельный участок и коммуникации Сервитуты и обременения на использование земельного участка под объектом приватизации, которые существовали на момент приватизации предприятия или выкупа здания, сооружения, являются действующими для собственника (правопреемника). Порядок назначения сервитутов на земельный участок, находящийся под объектом приватизации и / или относящийся к нему, устанавливается нормативно - правовыми актами Российской Федерации и города Москвы. Реализация сервитутов, которая может нанести ущерб владельцу, осуществляется на компенсационной основе в соответствии с договором между владельцем и соответствующим государственным органом. Сервитуты на коммуникации, инженерные инфраструктуры вносятся в особые условия плана приватизации. 18. По социальным и трудовым обязательствам 1. С момента инициации приватизации и до момента возникновения права собственности у покупателя либо до момента продажи 75% акций приватизируемого предприятия запрещается без согласия Департамента государственного и муниципального имущества города Москвы и без учета мнения соответствующего территориального и / или отраслевого органа исполнительной власти: - осуществлять реорганизацию, ликвидацию и изменение структуры унитарного предприятия; - изменять и прекращать действие заключенных ранее договоров аренды занимаемых приватизируемым предприятием нежилых помещений, зданий, строений; - изменять штатное расписание предприятия, сокращать численность его работников без решения трудового коллектива предприятия (подразделения) либо уполномоченного им органа, увольнять и переводить на другую работу работников и должностных лиц администрации предприятия (подразделения), являющихся членами рабочих комиссий по приватизации, за исключением случаев увольнения по собственному желанию; - продажа имущества, в том числе недвижимого, и передача его с баланса приватизируемого предприятия. 2. Если на предприятии численность инвалидов составляет менее 50%, но более 10% общего числа работников, то при приватизации предприятия в раздел "Особые условия" плана приватизации вносятся обязательства по сохранению численности рабочих мест для инвалидов и обеспечению им специальных условий труда. 3. В случае наличия у приватизируемого предприятия обязательств по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, в особые условия плана приватизации вносится запись о сохранении данных обязательств для нового собственника. 4. Хозяйственные общества, созданные посредством преобразования унитарных предприятий, соблюдают условия и отвечают по обязательствам, которые содержатся в коллективных договорах, действовавших до преобразования унитарных предприятий в акционерные общества. 19. По антимонопольному регулированию Приватизация предприятий, доля которых на товарном рынке составляет более 35%, осуществляется при наличии соответствующего представления антимонопольного органа. При приватизации предприятий, признанных в установленном порядке занимающими доминирующее положение на рынке, Департамент государственного и муниципального имущества города Москвы по представлению антимонопольного органа вправе принять решение: - о включении в устав создаваемого акционерного общества требования обязательного предварительного согласования с антимонопольным органом сделок по приобретению данным обществом акций, паев, долей участия в уставном капитале других хозяйствующих субъектов, реализующих на рынке аналогичные или взаимозаменяемые товары (работы, услуги); - о включении в план приватизации требования об обязательном предварительном заключении соглашения (договора) с антимонопольным органом, предусматривающего обязательства предприятия по предотвращению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и ответственность за их невыполнение. |