ПО ВОПРОСУ ПОРЯДКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ). Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 29.09.03 16-00-17/31

 
                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                         29 сентября 2003 г.
                            N 16-00-17/31

                                 (Д)

 
     Департамент методологии  бухгалтерского  учета  и  отчетности  по
вопросу  порядка  представления  бухгалтерской   отчетности   сообщает
следующее.
     Министерством финансов  Российской  Федерации  в  соответствии  с
Положением о Министерстве финансов Российской Федерации,  утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N
273, а также в соответствии с Программой реформирования бухгалтерского
учета  в  соответствии   с   международными   стандартами   финансовой
отчетности,   утвержденной   Постановлением  Правительства  Российской
Федерации от 6 марта 1998 г.  N 283,  было  разработано  и  утверждено
Положение    по   бухгалтерскому   учету   "Бухгалтерская   отчетность
организации" ПБУ 4/99 (Приказ Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н).
     Положение разработано в полном соответствии с Федеральным законом
"О бухгалтерском учете",  третья  глава  которого  посвящена  вопросам
состава,  периода  и порядка представления и публичности бухгалтерской
отчетности.  Так,  в  соответствии  с  пунктом  1  статьи  15   Закона
определены адреса представления организацией бухгалтерской отчетности,
исходя из которого и в соответствии со статьей 23  Налогового  кодекса
Российской   Федерации  организации-налогоплательщики  по  письменному
требованию налоговых органов представляют по месту учета бухгалтерскую
отчетность.   При   этом  статьей  23  Налогового  кодекса  Российской
Федерации определено,  что в  налоговый  орган  по  месту  регистрации
организация    должна    представлять   бухгалтерскую   отчетность   в
соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете". Каких-либо
иных  требований к составу бухгалтерской отчетности,  срокам и порядку
ее представления в установленные адреса,  включая налоговые органы,  в
сравнении с законом не определено.
     Учитывая изложенное,  существует  дифференцированный   подход   к
формированию    разными    типами   организаций   объема   информации,
предоставляемой в составе бухгалтерской отчетности. Это означает, что,
например,   субъекты   малого   предпринимательства  и  некоммерческие
организации   при   отсутствии   соответствующих   данных   в   состав
бухгалтерской   отчетности  могут  не  включать  Отчет  об  изменениях
капитала,  Отчет   о   движении   денежных   средств,   Приложение   к
Бухгалтерскому  балансу.  Коммерческими организациями,  не являющимися
крупными,  предполагается  к  раскрытию  объем   отчетной   информации
применительно   к  образцам  форм  бухгалтерской  отчетности,  которые
разрабатываются Минфином России.  Коммерческие организации, являющиеся
крупными   организациями,   имеющими   несколько  видов  деятельности,
используют разработанные Минфином России  образцы  форм  бухгалтерской
отчетности   при   разработке  и  принятии  своих  форм  бухгалтерской
отчетности, в состав которой при этом могут быть включены формы, сверх
рекомендованных образцов форм. Это вызвано тем, что общие требования к
бухгалтерской отчетности,  определенные в  нормативных  документах  по
бухгалтерскому   учету   (достоверности   и  полноты,  существенности,
нейтральности,  последовательности,  сопоставимости и др.), приведут к
необходимости  увеличить объем раскрываемой в бухгалтерской отчетности
информации указанными организациями  и  принятию  большего  количества
отчетных форм, включаемых в состав бухгалтерской отчетности.
     За время, прошедшее после утверждения Положения по бухгалтерскому
учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, а также Приказа
Минфина  России  от  13  января  2000  г.  N  4н,  в  котором  впервые
рекомендованы  образцы форм бухгалтерской отчетности,  были утверждены
новые нормативные  акты  по  бухгалтерскому  учету  и  уточнены  ранее
принятые,   в  частности:  Положение  по  бухгалтерскому  учету  "Учет
нематериальных  активов"  ПБУ  14/2000  (утверждено  Приказом  Минфина
России  от 16.10.2000 N 91н);  Положение по бухгалтерскому учету "Учет
основных средств" ПБУ 6/01  (утверждено  Приказом  Минфина  России  от
30.03.2001 N 26н); Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов на
научно-исследовательские,  опытно-конструкторские  и   технологические
работы"  ПБУ 17/02 (утверждено Приказом Минфина России от 19.11.2002 N
115н);  Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу  на
прибыль" ПБУ 18/02 (утверждено Приказом Минфина России от 19.11.2002 N
114н);  Положение по бухгалтерскому учету "Учет  финансовых  вложений"
ПБУ  19/02 (утверждено Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н) и
другие.  При этом отмечается,  что вышеуказанные нормативные документы
по  бухгалтерскому учету и отчетности должны применяться организациями
для формирования показателей  бухгалтерской  отчетности  начиная  с  1
января 2003 года.
     В связи с этим и в целях более  полной  реализации  организациями
требований   нормативных   документов   по   бухгалтерскому   учету  и
бухгалтерской отчетности была осуществлена разработка  новых  образцов
форм  бухгалтерской  отчетности в качестве рекомендованных и уточнение
указаний  о  порядке   составления   и   представления   бухгалтерской
отчетности.
     Изложенное означает,  что организации должны были  самостоятельно
внести  дополнения  и  уточнения  в  принятые  ими формы бухгалтерской
отчетности на 2003 год (по времени  вступления  в  силу  вышеуказанных
положений по бухгалтерскому учету) или могут воспользоваться образцами
форм,  содержащимися в Приказе Минфина России от 22 июля 2003  N  67н.
Запрещать использовать новые образцы форм бухгалтерской отчетности для
формирования  промежуточной  бухгалтерской  отчетности  оснований   не
имеется.
     В отношении  показателей  о  чрезвычайных  доходах  и   расходах,
подлежащих  отражению в Отчете о прибылях и убытках,  организациям при
принятии своих форм следует руководствоваться ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99,  в
которых  определено,  что  указанные  данные  раскрываются  в отчете в
случае их возникновения.  Поэтому  организации  должны  самостоятельно
решать   вопрос  о  включении  в  Отчет  о  прибылях  и  убытках  этих
показателей.
     По вопросу  порядка  представления  организациями в установленные
адреса бухгалтерской отчетности,  то исходя из  содержания  статьи  13
Федерального   закона   "О  бухгалтерском  учете"  организация  должна
представлять бухгалтерскую отчетность в составе форм,  разработанных и
принятых ею. Представление бухгалтерской отчетности по рекомендованным
образцам   свидетельствует   о   неполном   выполнении   организациями
требований    нормативных    документов   по   бухгалтерскому   учету.
Представление бухгалтерской отчетности может  по  решению  организации
(см.  п.  6  ст.  13  Федерального  закона  "О  бухгалтерском  учете")
осуществляться на бумажном носителе  или  в  электронном  виде.  Право
пользователей  (включая  налоговые  органы)  бухгалтерской  отчетности
требовать  от  организации  ее  представления   в   электронном   виде
федеральным законом не определено. Организация вправе также определять
технический   способ   заполнения   форм   бухгалтерской    отчетности
(заполнение  от  руки  или  с помощью печатающих средств,  составление
электронной  версии  форм  бухгалтерской  отчетности).   Бухгалтерская
отчетность представляется в сброшюрованном виде или в отдельной папке.

Руководитель Департамента
методологии бухгалтерского
учета и отчетности
                                                           А.С. БАКАЕВ
29 сентября 2003 г.
N 16-00-17/31