ПИСЬМО ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ 19 августа 2003 г. N 02-10/06-5687 (Д) На основании материалов ревизии Счетной палаты Российской Федерации исполнения доходных и расходных статей бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2002 год Приказом Фонда от 31 июля 2003 г. N 178 утвержден комплексный план мероприятий по устранению отмеченных недостатков. Планом предусмотрены мероприятия, ответственность за исполнение которых возложена на региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации. В материалах ревизии Счетной палаты отмечается, что в целом по Российской Федерации темпы роста задолженности страхователей по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, по сравнению с 2001 годом, снизились. Вместе с тем остается высокой доля просроченной задолженности страхователей, так на 1 января 2003 года в общей сумме задолженности просроченная задолженность составила 67,2 процента (5997,1 млн. рублей). В доходы бюджета фонда не поступили начисленные пени в сумме 829,3 млн. рублей. Региональные отделения фонда неправомерно проводили зачеты средств задолженности фонда перед страхователями, сложившейся в результате превышения произведенных страхователями расходов по обязательному социальному страхованию над суммой начисленного единого социального налога, в счет уплаты задолженности страхователей по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Вследствие таких операций средства направлены на цели, не предусмотренные Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". По состоянию на 1 января 2003 года на счете "Расчеты по претензиям" числились средства государственного социального страхования в сумме 613,2 млн. рублей, которые сложились из задолженности по вкладам в коммерческие банки в 1994 - 1996 годах, из неперечисленных страховых взносов страхователей, а также из неисполненных договорных обязательств. <...> региональными отделениями фонда на сумму 21,2 млн. рублей возникли новые обязательства кредитных организаций перед региональными отделениями фонда. Средства федерального бюджета на реализацию Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" выделялись фондом с учетом заявок региональных отделений фонда, однако, как отмечено Счетной палатой Российской Федерации, по отдельным региональным отделениям допущен перерасход, а по другим средства не использованы. При планировании капитальных вложений на строительство и реконструкцию подведомственных фонду центров реабилитации по ряду объектов не указывается окончательный срок их ввода в эксплуатацию. Авансирование подрядных организаций на выполнение работ производилось в нарушение требований, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 1994 г. N 745 "Об авансировании подрядных работ на объектах строительства для федеральных государственных нужд". С учетом изложенного региональным отделениям фонда следует: 1. Продолжить работу по снижению роста задолженности страхователей по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 2. Прекратить проведение зачетов средств задолженности фонда перед страхователями, сложившейся в результате превышения произведенных страхователями расходов по обязательному социальному страхованию над суммой начисленного единого социального налога, в счет уплаты задолженности страхователей по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 3. Принять меры по взысканию средств обязательного социального страхования, числящихся на счете "Расчеты по претензиям", которые сложились из задолженности по вкладам в коммерческие банки в 1994 - 1996 годах, из перечисленных страховых взносов страхователей, а также из неисполненных договорных обязательств. 4. Обратить внимание на необходимость полного и строго целевого использования средств федерального бюджета, выделенных на финансирование расходов социального страхования, связанных с реализацией законодательства о чернобыльской и других радиационных катастрофах. При наличии остатков средств федерального бюджета на текущих счетах уведомлять фонд о потребности изменения ассигнований и представлять в установленные сроки заявки на перераспределение выделенных средств. 5. При планировании годовых капитальных вложений на строительство и реконструкцию центров реабилитации указывать окончательный срок ввода объектов в эксплуатацию в соответствии с графиком строительства, производить авансирование выполняемых работ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.1994 N 745 "Об авансировании подрядных работ на объектах строительства для федеральных государственных нужд", т.е. в размере не более 30 процентов от суммы запланированного объема. Председатель Фонда социального страхования Российской Федерации Ю.А. КОСАРЕВ 19 августа 2003 г. N 02-10/06-5687 |