Страницы: 1 2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 0406 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 21 января 2002 г. N 02-0406-Б (Д) УТВЕРЖДЕНЫ Минобразованием России 21 января 2002 года N 02-0406-Б Вводятся в действие с 1 сентября 2002 года КВАЛИФИКАЦИЯ - МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА 1. Общая характеристика специальности 0406 Сестринское дело 1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. N 2572 "Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования - Классификатора специальностей среднего профессионального образования". 1.2. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы: очная; очно-заочная (вечерняя). 1.3. Нормативный срок освоения основной образовательной программы по специальности 0406 Сестринское дело при очной форме обучения: - на базе среднего (полного) общего образования - 2 года 10 месяцев; - на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев <*>. -------------------------------- <*> Образовательные учреждения среднего профессионального образования, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют основную образовательную программу среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого среднего профессионального образования. Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов: - аттестат о среднем (полном) общем образовании; - аттестат об основном общем образовании; - диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о получении общего образования и оценками по дисциплинам базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации; - документ об образовании более высокого уровня. 1.4. Квалификация выпускника - медицинская сестра. 1.5. Квалификационная характеристика выпускника Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по профилактике заболеваний, участию в лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятиях, осуществлению этапов сестринского процесса в учреждениях здравоохранения различных форм собственности, научно-исследовательских учреждениях, учреждениях социальной защиты населения. Основные виды деятельности выпускника: лечебно-диагностическая - участие в лечебно-диагностической помощи пациентам различных возрастных групп в условиях стационара и поликлиники; организация и осуществление сестринского ухода в стационаре и на дому; оценка состояния пациента и оказание неотложной доврачебной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях; соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического режимов в учреждении здравоохранения; оформление нормативной медицинской документации; медицинская помощь населению в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения; использование новых информационных технологий, методов, приемов, средств, передача и хранение информации; участие в реабилитации пациента; облегчение страданий пациента; позитивное взаимодействие и сотрудничество с коллегами; позитивное сотрудничество с пациентами и их семьями, соблюдение прав пациента; медико-профилактическая - проведение мер по укреплению и поддержанию здоровья населения различных возрастных групп; профилактика заболеваний; выявление физических, психических, социальных, экологических, этнических факторов риска для здоровья пациента (семьи) и консультирование населения по вопросам уменьшения их влияния на здоровье; обеспечение безопасной больничной среды; обучение пациента и его семьи поддержанию здоровья в различные возрастные периоды, уходу и самоуходу, здоровому образу жизни. Выпускник должен знать: строение человеческого тела, закономерности функционирования органов и систем; формы нарушения функций органов и систем, причины и закономерности развития патологических процессов; свойства и влияние на здоровье человека микроорганизмов; основные характеристики лекарственных средств, показания и противопоказания к их применению; гигиенические принципы организации здорового образа жизни населения; психологические составляющие ухода за пациентом; повседневные жизненно важные проблемы пациента, философию и теорию сестринского дела, основные положения некоторых моделей сестринского дела, обязанности и ответственность медицинской сестры при проведении лечебно-диагностических и профилактических мероприятий; факторы риска, клинические проявления, осложнения, профилактику заболеваний и повреждений; структуру учреждений здравоохранения; основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые в чрезвычайных ситуациях, основные принципы и способы защиты населения при катастрофах; правила и нормы охраны труда и противопожарной защиты. Выпускник должен уметь: осуществлять сестринский процесс, подготавливать пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям и помогать врачу при их проведении, осуществлять лекарственную терапию по назначению врача, выполнять сестринские манипуляции, обеспечивать инфекционную безопасность, безопасную среду для пациента и персонала, применять универсальные и стандартные меры предосторожности, уметь оказывать первую медицинскую помощь, проводить сердечно-легочную реанимацию, оказывать паллиативную помощь, обучать пациента и семью уходу и самоуходу, консультировать пациента и семью по вопросам профилактики обострений заболеваний, осложнений, травматизма, проводить реабилитационные и профилактические мероприятия, уметь общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности. 1.6. Возможности продолжения образования выпускника Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности 0406 Сестринское дело, подготовлен: - к освоению основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования повышенного уровня; - к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования по специальностям 040100 Лечебное дело, 040200 Педиатрия, 040300 Медико-профилактическое дело, 040400 Стоматология, 040500 Фармация, 040600 Высшее сестринское образование. 2. Требования к уровню подготовки выпускника по специальности 0406 Сестринское дело 2.1. Общие требования к образованности выпускника Выпускник должен: - понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; - иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе; - знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе; уметь учитывать их при решении профессиональных задач; - обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке; - обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей; - быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности; - быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности; - быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой; - быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности; - быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами; - быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний; - обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой саморегуляции; - знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере; - иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования. 2.2. Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам выпускник должен: в области философии: - иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации; - иметь представление об условиях формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды; - иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии; - иметь представление о союзе философии и медицины; философско-методологических основаниях медицины; философско-этических проблемах в медицине (биоэтика); в области права: - иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации; - иметь представление об основах государственного, административного, гражданского, трудового, семейного, уголовного права РФ; - знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации; - знать основы законодательства по обеспечению социальной защиты населения; - знать правовые и нравственно-правовые нормы в сфере профессиональной деятельности; - знать основные положения Конституции Российской Федерации; - уметь использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность специалиста; в области русского языка и культуры речи: - знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли; - знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров; - уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; - уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи; - уметь пользоваться словарями русского языка; в области иностранного языка: - владеть лексическим (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности; - обладать элементарными умениями общения на иностранном языке; в области физической культуры: - иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; - знать основы здорового образа жизни; - уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре; в области экономики <*>: -------------------------------- <*> Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам в области экономики, социологии и политологии являются обязательными для выполнения только в случае освоения соответствующих дисциплин. - иметь представление об основах микро- и макроэкономики, о налоговой, денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политике; - иметь представление об экономической ситуации в стране и за рубежом; - иметь представление о маркетинге и механизме ценообразования; - знать общие положения экономической теории; - знать экономические основы деятельности предприятия, основные методы управления предприятием; - уметь находить и использовать экономическую информацию, необходимую для ориентации в своей профессиональной деятельности; в области социологии и политологии: - иметь представление о социологическом подходе к пониманию закономерностей функционирования и развития общества и личности; - иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества; - иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития; - иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом). По математическим и общим естественнонаучным дисциплинам выпускник должен: в области математики: - иметь представление о роли и месте математики в современном мире; - знать основные понятия и методы математического анализа, основные численные методы решения прикладных задач; - уметь решать обыкновенные дифференциальные уравнения; в области информатики: - иметь представление об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; - иметь представление о программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации; - знать основные понятия автоматизированной обработки информации; - знать общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем; - знать базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ; - уметь использовать изученные прикладные программные средства. По общепрофессиональным дисциплинам выпускник должен: в области латинского языка и медицинской терминологии: - знать основы грамматики латинского языка и способы образования терминов; - уметь правильно читать и переводить медицинские термины, названия болезней, лекарственных веществ; в области анатомии и физиологии человека: - иметь представление о жизненно важных потребностях человека; - иметь представление об основах регуляции физиологических функций, принципах обратной связи, механизме кодирования информации в центральной нервной системе; - иметь представление о биоэлектрических, биомеханических и биохимических процессах, происходящих в организме; - иметь представление о топографии органов и систем организма; - знать основные закономерности развития и жизнедеятельности организма; - знать строение клеток, тканей, органов и систем организма во взаимосвязи с их функцией в норме; в области патологии: - иметь представление о методах патологической физиологии и патологической анатомии; - иметь представление об изменениях в органах и тканях при нарушениях обмена веществ; - иметь представление о механизмах адаптации организма; - иметь представление об этиологии и условиях развития патологических состояний; - иметь представление о болезни, причинах ее возникновения и закономерностях патогенеза; - знать клинические проявления воспалительных реакций, формы воспаления; - знать стадии лихорадки; - знать клинические проявления опухолей, современные взгляды на причины их развития; - знать клинические проявления патологических изменений в органах дыхания, сердечно-сосудистой системы, системы мочеотделения; в области дисциплины "Здоровый человек и его окружение": - иметь представление о демографической ситуации в Российской Федерации и регионе; - знать показатели динамики рождаемости; - знать периоды жизнедеятельности человека; - знать анатомо-физиологические и психологические особенности человека в разные возрастные периоды; - знать универсальные потребности человека в разные возрастные периоды; - знать содержание понятий "здоровье", "качество жизни", "факторы риска болезни"; - знать основные факторы риска развития болезней в разные возрастные периоды; - уметь оценивать физическое и социально-психологическое состояние человека в разные возрастные периоды; - уметь консультировать пациента и семью по вопросам сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды; в области медицинской генетики: - иметь представление о биохимических и цитологических основах наследственности; - иметь представление об основных группах наследственных заболеваний, их причинах и методах диагностики; - иметь представление о медико-генетическом консультировании; - знать закономерности наследования признаков; в области гигиены и экологии человека: - знать основные положения гигиены; - знать закономерности влияния факторов окружающей среды на здоровье человека; - знать методику и уметь проводить санитарно-просветительскую работу; - уметь давать санитарно-гигиеническую оценку факторов окружающей среды; в области микробиологии, вирусологии, иммунологии: - иметь представление о роли и свойствах микроорганизмов, их распространении, влиянии на здоровье человека, о возбудителях госпитальных инфекций; - иметь представление о структуре и функциях имунной системы; - иметь представление об иммунитете, иммунных нарушениях в организме; - иметь представление о методах микробиологических исследований; в области фармакологии: - знать лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия; - знать основные лекарственные группы и фармакотерапевтическое действие лекарств по группам; - знать побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии; в области правового обеспечения профессиональной деятельности: - иметь представление о правовом положении субъектов правоотношений в сфере профессиональной деятельности (включая предпринимательскую деятельность); - знать права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности; - знать законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности; - уметь защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством; в области экономики здравоохранения и управления: - иметь представление об экономических методах здравоохранения в развитых странах; - иметь представление об основах менеджмента и маркетинга в здравоохранении; - иметь представление об экономике учреждений родовспоможения; - знать систему организации медицинской помощи в Российской Федерации; - знать принципы организации и оплаты труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях; - знать принципы бюджетно-страховой медицины; в области психологии: - иметь представление об основных задачах и методах психологии; - иметь представление о моделях, фазах, уровнях и способах коммуникации; - иметь представление об основах психосоматики; - иметь представление о психогигиене, психопрофилактике и психотерапии; - иметь представление об основных задачах и методах социальной психологии; - иметь представление о социально-психологических аспектах функционирования брака и семьи; - иметь представление о методиках исследований в области социальной психологии; - иметь представление о значимости социально-психологических рекомендаций при лечении ряда заболеваний; - знать особенности психических процессов у здорового и больного человека; - знать структуру личности; - знать функции и средства общения; - знать основы делового общения; - знать пути разрешения стрессовых ситуаций и конфликтов; - знать типы связей и отношений индивида и различных социальных групп; - знать типологию межличностных отношений; - уметь использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях; - уметь определять преобладающий тип поведения сослуживцев и пациентов; - уметь оценивать конфликтные ситуации; - уметь общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности; в области безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф: - иметь представление о принципах организации и задачах службы медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны, их учреждениях, формированиях, органах управления и оснащения; - знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях; - знать основы военной службы и обороны государства; - знать медико-тактическую характеристику очагов поражения, катастроф различных видов; - знать основы лечебно-эвакуационного обеспечения пораженного населения в чрезвычайных ситуациях (этапность и требования к оказанию медицинской помощи, основное назначение и виды медицинской сортировки, принципы ее организации и проведения, сортировочные признаки, организацию и объем первой медицинской помощи); - знать основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые в чрезвычайных ситуациях; - уметь организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; - уметь собирать данные о состоянии основных жизненных показателей пострадавших для принятия врачом сортировочного решения; - уметь пользоваться коллективными и индивидуальными средствами защиты; - уметь оказывать первую медицинскую помощь. По специальным дисциплинам выпускник должен: в области сестринского дела: - знать историю развития сестринского дела в мире и Российской Федерации; - знать философию сестринского дела в Российской Федерации; - знать повседневные жизненно важные потребности человека; - знать основные положения некоторых моделей сестринского дела (В. Хендерсон, Д. Орэм, Н. Роупер); - знать структуру учреждений здравоохранения; - знать этапы сестринского процесса: первичную оценку состояния пациента, проблемы пациента, планирование сестринской деятельности, осуществление запланированного ухода, проведение текущей и итоговой оценки сестринской деятельности; - знать принципы обучения пациента и его семьи уходу и самоуходу; - знать методы сердечно-легочной реанимации; - уметь обеспечивать инфекционную безопасность, в том числе уметь применять универсальные и стандартные меры предосторожности; - уметь заполнять медицинскую документацию; - уметь общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности; - уметь оказывать медицинские услуги (выполнять сестринские манипуляции); - уметь проводить сердечно-легочную реанимацию; - уметь обеспечивать безопасную среду для пациента и персонала в условиях учреждениях здравоохранения; в области сестринского дела в терапии и курса первичной медицинской помощи: - знать факторы риска, клинические проявления, осложнения, профилактику заболеваний внутренних органов, обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических мероприятий в терапевтическом отделении; - уметь осуществлять этапы сестринского процесса: проводить первичную сестринскую оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, осуществлять запланированный уход, проводить текущую и итоговую оценку ухода; - уметь подготавливать пациента к диагностическим процедурам; - уметь осуществлять лекарственную терапию по назначению врача; - уметь выполнять сестринские манипуляции (оказывать медицинские услуги); - уметь обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала; - уметь обучать пациента и семью правилам применения лекарственных средств и организации лечебного питания; - уметь консультировать пациента (семью) по вопросам профилактики обострений заболеваний и их осложнений; - уметь взаимодействовать в лечебной бригаде; - уметь оказывать первую помощь; - уметь осуществлять паллиативную помощь; в области сестринского дела в педиатрии: - знать факторы риска, клинические проявления, осложнения, профилактику заболеваний детского возраста; обязанности сестринского персонала при выполнении лечебно-диагностических мероприятий при оказании помощи детям; - уметь осуществлять все этапы сестринского процесса: проводить первичную сестринскую оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринскую помощь, осуществлять запланированный уход, проводить текущую и итоговую оценку ухода; - уметь подготавливать пациента к диагностическим процедурам; - уметь осуществлять лекарственную терапию по назначению врача; - уметь выполнять сестринские манипуляции (оказывать медицинские услуги); - уметь обеспечивать инфекционную безопасность ребенка, его семьи, персонала; - уметь обучать (консультировать) пациента, семью по вопросам профилактики обострений заболеваний, осложнений и травматизма; - уметь оказывать первую медицинскую помощь; в области сестринского дела в хирургии: - знать факторы риска, клинические проявления, осложнения, профилактику хирургических заболеваний и травм; обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических мероприятий при оказании хирургической помощи; - уметь осуществлять сестринский процесс в периоперативном периоде: проводить первичную оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, осуществлять запланированный уход, проводить текущую и итоговую оценку ухода; - уметь выполнять сестринские манипуляции; - уметь обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала; - уметь применять современные сестринские технологии для профилактики внутрибольничной инфекции; - уметь обучать (консультировать) пациента, семью; - уметь оказывать первую медицинскую помощь; - уметь осуществлять паллиативную помощь; в области сестринского дела в акушерстве и гинекологии: - знать факторы риска, клинические проявления, осложнения, профилактику гинекологических заболеваний; обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических процедур; - уметь осуществлять все этапы сестринского процесса: проводить первичную оценку, выявлять проблемы пациентки, планировать сестринскую деятельность, осуществлять запланированный уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода; - уметь подготавливать пациентку к диагностическим процедурам; - уметь обеспечивать инфекционную безопасность пациентки и персонала; - уметь оказывать первую медицинскую помощь; - уметь консультировать беременную по вопросам профилактики анемии; - уметь принимать роды в экстремальной ситуации; в области сестринского дела при инфекционных заболеваниях и курса ВИЧ-инфекции и эпидемиологии: - знать содержание понятий "инфекция", "инфекционный процесс", "инфекционное заболевание", "эпидемиологический процесс"; - знать факторы риска, эпидемиологические особенности, основные клинические проявления, осложнения и профилактику инфекционных заболеваний; обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических мероприятий при инфекционных заболеваниях; - уметь осуществлять этапы сестринского процесса: проводить первичную оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода; - уметь обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала; - уметь применять универсальные и стандартные меры предосторожности; - уметь подготавливать пациента к диагностическим процедурам и брать биологический материал для исследований; - уметь проводить противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции; - уметь выполнять сестринские манипуляции (оказывать медицинские услуги); - уметь консультировать пациента, семью по вопросам профилактики инфекционных заболеваний и их осложнений; - уметь оказывать первую медицинскую помощь; в области сестринского дела в невропатологии: - знать роль сестринского дела при выполнении лечебно-диагностических процедур при заболеваниях нервной системы и их профилактике; - знать факторы риска, клинические проявления, осложнения и профилактику заболеваний и повреждений нервной системы; обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических процедур; - уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринскую помощь, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода; - уметь применять универсальные и стандартные меры предосторожности; - уметь подготавливать пациента к диагностическим процедурам; - уметь выполнять сестринские манипуляции (оказывать медицинские услуги); - уметь консультировать пациента и семью по вопросам профилактики осложнений неврологических заболеваний; - уметь оказывать первую медицинскую помощь; в области сестринского дела в психиатрии с курсом наркологии: - знать этические и юридические аспекты оказания психиатрической помощи в РФ; - знать обязанности сестры при проведении лечебно-диагностических процедур пациентам с психическими расстройствами; - знать факторы риска, клинические проявления некоторых психических заболеваний; - уметь осуществлять наблюдение за пациентами; - уметь осуществлять манипуляции по уходу за пациентами с психическими расстройствами; - уметь консультировать пациентов по вопросам наркозависимости; - уметь оказывать первую медицинскую помощь; в области сестринского дела в дерматовенерологии: - знать факторы риска, пути заражения, клинические проявления, осложнения и профилактику кожных и венерических заболеваний; - знать этические и юридические аспекты оказания помощи пациентам с венерическими заболеваниями; - уметь проводить забор крови для серологической диагностики; - уметь обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала; - уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную сестринскую оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, осуществлять запланированный уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода; - уметь подготавливать пациента к диагностическим и лечебным процедурам; в области сестринского дела в офтальмологии: - знать обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических процедур при заболеваниях и травмах глаз; - знать причины, клинические проявления, принципы лечения, профилактику глазных болезней; - уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную сестринскую оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода; - уметь подготавливать пациента к диагностическим и лечебным процедурам; - уметь оказывать первую медицинскую помощь; в области сестринского дела в оториноларингологии: - знать обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических процедур при болезнях и травмах уха, горла, носа; - знать причины, клинические проявления, принципы лечения и профилактики болезней уха, горла, носа; - уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную сестринскую оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, осуществлять запланированный уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода; - уметь подготавливать пациента к диагностическим и лечебным процедурам; - уметь оказывать первую медицинскую помощь; в области сестринского дела в гериатрии: - знать факторы риска, особенности клинических проявлений, осложнения и профилактику повреждений и заболеваний в пожилом и старческом возрасте; обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических мероприятий; - знать процессы старения организма, особенности диететики и фармакотерапии; - уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода; - уметь подготавливать пациента к лечебно-диагностическим процедурам; - уметь эффективно общаться с гериатрическими пациентами, учитывать этический аспект при контактах с гериатрическим пациентом; - уметь обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала; - уметь выполнять сестринские манипуляции; - уметь осуществлять лекарственную терапию по назначению врача; - уметь поддерживать безопасную среду для пациента; - уметь оказывать первую медицинскую помощь; в области сестринского дела во фтизиатрии: - знать факторы риска, основные клинические проявления, осложнения и виды профилактики туберкулеза; обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических мероприятий; - уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода; - уметь подготавливать пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям, проводить туберкулинодиагностику, вакцинацию и ревакцинацию БЦЖ; - уметь обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала, осуществлять комплекс противоэпидемических мероприятий в очагах туберкулезной инфекции; - уметь выполнять сестринские манипуляции; - уметь осуществлять лекарственную терапию по назначению врача; - уметь оказывать первую медицинскую помощь; в области реаниматологии: - знать факторы риска, клинические проявления и профилактику развития острой сердечно-сосудистой недостаточности, острой дыхательной недостаточности, шоковых и коматозных состояний; обязанности сестры в процессе проведения лечебно-диагностических мероприятий; - знать юридические и этические аспекты работы в отделениях интенсивной терапии и реанимации; - уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода; - уметь обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала; - уметь выполнять сестринские манипуляции, осуществлять лекарственную терапию по назначению врача; - уметь осуществлять профилактику внутрибольничной инфекции; - уметь обеспечивать безопасную среду; - уметь осуществлять первую медицинскую помощь; в области клинической фармакологии: - иметь представление о фармакокинетике и фармакодинамике; - знать показания и противопоказания к применению лекарственных препаратов; - знать побочные эффекты лекарственных препаратов, характер взаимодействия лекарственных средств; - уметь оценивать действие лекарственных препаратов на пациента; - уметь проводить лекарственную терапию по назначению врача; - уметь оказывать первую медицинскую помощь при лекарственных отравлениях; в области реабилитации: - знать виды, формы и методы реабилитации; - уметь осуществлять этапы сестринского процесса при проведении реабилитации пациентов различных возрастных групп, перенесших травмы, соматические и инфекционные заболевания; - уметь консультировать пациента и семью по вопросам организации рационального питания, обеспечения безопасной среды, физической нагрузки; - уметь осуществлять приемы классического массажа, проводить комплексы лечебной физкультуры, отпускать основные физиотерапевтические процедуры по назначению врача; - уметь оказывать первую медицинскую помощь. 2.3. Требования к уровню подготовки выпускника по производственной (профессиональной) практике В процессе производственной (профессиональной) практики студент должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения по всем видам профессиональной деятельности. Кроме того, студент должен научиться осуществлять этапы сестринского процесса, обеспечивать инфекционную безопасность пациентов и персонала, безопасную среду пациентам, уметь общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности. 2.4. Требования к выпускнику по итогам освоения основной образовательной программы В результате освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0406 Сестринское дело выпускник должен быть готов к лечебно-диагностической и медико-профилактической работе в соответствии с квалификационной характеристикой. 3. Требования к минимуму содержания основной профессиональной образовательной программы по специальности 0406 Сестринское дело --------------------------------------------------------------------------------------- | Индекс | Наименование дисциплин | Всего часов | В т.ч. часов | | | | максим. | обязательных | | | | учебной | учебных | | | | нагрузки | занятий | | | | студента | | |-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | |-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------| | ТО.Ф | Теоретическое обучение - дисциплины | 4230 | 3276 | | | федерального компонента | | | |-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------| | ОГСЭ.00 | Общие гуманитарные и | 808 | 626 | | | социально-экономические дисциплины <*> | | | |-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------| | ОГСЭ.01 | Основы философии: | | 44 | | |--------------------------------------------| | | | | предмет философии, основные вехи мировой | | | | | философской мысли, природа человека и | | | | | смысл его существования; человек и Бог, | | | | | человек и космос; человек, общество, | | | | | цивилизация, культура; свобода и | | | | | ответственность личности; человеческое | | | | | познание и деятельность; наука и ее роль; | | | | | человечество перед лицом глобальных | | | | | проблем | | | |-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------| | ОГСЭ.02 | Основы права: | | 32 | | |--------------------------------------------| | | | | право: понятие, система, источники; | | | | | Конституция Российской Федерации - ядро | | | | | правовой системы; Всеобщая декларация прав | | | | | человека; личность, право, правовое | | | | | государство; юридическая ответственность и | | | | | ее виды, основные отрасли права; судебная | | | | | система Российской Федерации; | | | | | правоохранительные органы; правовые основы | | | | | здравоохранения | | | |-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------| | ОГСЭ.03 | Русский язык и культура речи: | | 56 | | |--------------------------------------------| | | | | основные составляющие русского языка; язык | | | | | и речь; специфика устной и письменной | | | | | речи; понятие культуры речи; понятие о | | | | | нормах русского литературного языка; виды | | | | | норм; функциональные стили речи; специфика | | | | | и жанры каждого стиля; лексика; | | | | | использование в речи | | | | | изобразительно-выразительных средств; | | | | | лексические нормы; фразеология; типы | | | | | фразеологических единиц, их использование | | | | | в речи; лексикография; основные типы | | | | | словарей; фонетика; основные фонетические | | | | | единицы; фонетические средства языковой | | | | | выразительности; орфоэпия; орфоэпические | | | | | нормы русского литературного языка; | | | | | понятие о фонеме; графика; позиционный | | | | | принцип русской графики; орфография; | | | | | принципы русской орфографии; морфемика; | | | | | словообразовательные нормы; морфология; | | | | | грамматические категории и способы их | | | | | выражения в современном русском языке; | | | | | морфологические нормы; синтаксис; основные | | | | | единицы синтаксиса; русская пунктуация; | | | | | лингвистика текста | | | |-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------| | ОГСЭ.04 | Иностранный язык: | | 192 | | |--------------------------------------------| | | | | основы делового языка по специальности; | | | | | профессиональная лексика, фразеологические | | | | | обороты и термины; техника перевода (со | | | | | словарем) профессионально ориентированных | | | | | текстов; профессиональное общение | | | |-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------| | ОГСЭ.05 | Физическая культура: | | 192 | | |--------------------------------------------| | | | | роль физической культуры в общекультурном, | | | | | профессиональном и социальном развитии | | | | | человека; социально-биологические и | | | | | психофизиологические основы физического и | | | | | спортивного самосовершенствования; | | | | | профессионально-прикладная физическая | | | | | подготовка | | | |-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------| | ОГСЭ.06 | Основы экономики: | | | | |--------------------------------------------| | | | | экономика и ее основные проблемы, | | | | | микроэкономика, ресурсы; механизмы | | | | | рыночного ценообразования; конкуренция; | | | | | экономические основы деятельности | | | | | предприятия, фирмы; антимонопольное | | | | | регулирование, доходы населения, | | | | | регулирование социально-экономических | | | | | проблем; макроэкономика; структура | | | | | экономики страны; финансы; | | | | | кредитноденежная и налоговая системы; | | | | | безработица; проблемы экономического | | | | | роста; микро- и макроэкономические | | | | | проблемы российской экономики; | | | | | международное разделение труда; мировой | | | | | рынок товаров, услуг и валют, основы | | | | | бизнеса | | | |-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------| | ОГСЭ.07 | Основы социологии и политологии: | | 66 | | |--------------------------------------------| | | | | социология как наука; общество как | | | | | социокультурная система; социальные | | | | | общности; социальные и этнонациональные | | | | | отношения; социальные процессы; социальные | | | | | институты и организации; личность: ее | | | | | социальные роли и социальное поведение; | | | | | социальные движения; социальные конфликты | | | | | и способы их разрешения; предмет | | | | | политологии; политическая власть и | | | | | властные отношения; политическая система; | | | | | субъекты политики; политическое сознание; | | | | | политическая культура; мировая политика и | | | | | международные отношения; | | | | | социально-политические процессы в России | | | |-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------| | ОГСЭ.ДВ.00| Дисциплины по выбору студента, | | 44 | | | устанавливаемые образовательным | | | | | учреждением | | | |-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------| | ЕН.00 | Математические и общие естественнонаучные | 116 | 90 | | | дисциплины | | | |-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------| | ЕН.01 | Математика: | | 32 | | |--------------------------------------------| | | | | пределы, их свойства; дифференциал и его | | | | | приложение к приближенным вычислениям; | | | | | неопределенный и определенный интегралы и | | | | | их свойства; решение прикладных задач с | | | | | помощью определенного интеграла; элементы | | | | | дискретной математики, теории вероятностей | | | | | и математической статистики | | | |-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------| | ЕН.02 | Информатика: | | 58 | | |--------------------------------------------| | | | | автоматизированная обработка информации: | | | | | основные понятия, технология; общий состав | | | | | и структура персональных ЭВМ и | | | | | вычислительных систем; программное | | | | | обеспечение вычислительной техники, | | | | | операционные системы и оболочки; | | | | | прикладное программное обеспечение; | | | | | организация размещения, хранения и | | | | | передачи информации; защита информации от | | | | | несанкционированного доступа; антивирусные | | | | | средства защиты информации; локальные и | | | | | глобальные компьютерные сети, сетевые | | | | | технологии обработки информации; | | | | |--------------------------------------------| | | | | прикладные программные средства: текстовые | | | | | процессоры, электронные таблицы, системы | | | | | управления базами данных, графические | | | | | редакторы, информационнопоисковые системы | | | | | (с изучением конкретных программных | | | | | средств в зависимости от специальности); | | | | | автоматизированные системы: понятие, | | | | | состав, виды | | | |-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------| | ОПД.00 | Общепрофессиональные дисциплины | 1149 | 890 | |-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------| | ОПД.01 | Основы латинского языка и медицинской | | 40 | | | терминологии: | | | | |--------------------------------------------| | | | | основы грамматики латинского языка; | | | | | способы образования терминов; чтение и | | | | | перевод названий органов, систем, тканей, | | | | | болезней, лекарственных препаратов, | | | | | пословиц и поговорок; выписывание рецептов | | | |-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------| | ОПД.02 | Анатомия и физиология человека: | | 180 | | |--------------------------------------------| | | | | строение тела человека: понятие о тканях, | | | | | органах, системах органов; строение, | | | | | функции и топография органов и систем | | | | | органов; основные закономерности развития | | | | | и жизнедеятельности организма на основе | | | | | структурной организации клеток, тканей, | | | | | органов; функциональные системы организма | | | | | человека, их регуляция и саморегуляция при | | | | | воздействии внешней среды; закономерности | | | | | функционирования отдельных органов и | | | | | систем | | | |-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------| | ОПД.03 | Основы патологии: | | 36 | | |--------------------------------------------| | | | | понятие о болезни; этиология, патогенез, | | | | | роль реактивности в патологии; механизмы | | | | | развития типовых патологических процессов; | | | | | закономерности и формы нарушений функций | | | | | организма и систем | | | |-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------| | ОПД.04 | Здоровый человек и его окружение: | | 120 | | |--------------------------------------------| | | | | демографическая ситуация в мире, в России, | | | | | в регионе; периоды жизни, | | | | | анатомо-физиологические и психологические | | | | | особенности человека в разные возрастные | | | | | периоды; жизненно важные потребности | | | | | человека; роль среднего медицинского | | | | | работника в поддержании и сохранении | | | | | здоровья в разные периоды жизни человека; | | | | |--------------------------------------------| | | | | здоровый ребенок; периоды детского | | | | | возраста; анатомо-физиологические и | | | | | психологические особенности детей в разные | | | | | возрастные периоды; новорожденный ребенок | | | | | и уход за ним; гигиена, диететика ребенка | | | | | в разные возрастные периоды, особенности | | | | | вскармливания детей раннего возраста; | | | | | здоровые женщина и мужчина зрелого | | | | | возраста; строение и функции | | | | | репродуктивной системы; гигиена; методы | | | | | контрацепции; планирование семьи; семья и | | | | | брак; физиология беременности, | | | | | диагностика; питание, режим, гигиена | | | | | беременной; роды, периоды родов; | | | | | климактерический период у женщины и | | | | | мужчины; | | | | |--------------------------------------------| | | | | анатомо-физиологические и психологические | | | | | особенности лиц пожилого и старческого | | | | | возраста; психология старения; | | | | | профилактика преждевременной старости; | | | | | образ жизни пожилого человека; способы | | | | | удовлетворения жизненно важных | | | | | потребностей; социальная защита | | | | | престарелых: питание пожилых людей; | | | | | принципы фармакотерапии лиц пожилого | | | | | возраста; естественная смерть | | | |-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------| | ОПД.05 | Медицинская генетика: | | 32 | | |--------------------------------------------| | | | | биохимические и цитологические основы | | | | | наследственности; закономерности | | | | | наследования признаков; наследственность и | | | | | среда; наследственные заболевания; методы | | | | | изучения наследственности человека; | | | | | медико-генетическое консультирование | | | |-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------| | ОПД.06 | Гигиена и экология человека: | | 60 | | |--------------------------------------------| | | | | основные разделы гигиенической науки; | | | | | методы гигиенических исследований; гигиена | | | | | воздуха; гигиена почвы; гигиена воды; | | | | | гигиена жилища; гигиена питания; личная | | | | | гигиена, гигиена труда; гигиена детей и | | | | | подростков; гигиена | | | | | лечебно-профилактических учреждений; | | | | | санитарное просвещение; | | | | |--------------------------------------------| | | | | экология как наука; принципы экологической | | | | | классификации организмов; биосфера; | | | | | экосистемы; биоценозы; популяции; | | | | | мутационный процесс; воздух, вода, почва | | | | | как экологические факторы, их основные | | | | | физические и химические свойства; | | | | | предупреждение загрязнения воздушной | | | | | сферы, защита водного океана и почвы; | | | | | здоровый образ жизни как экологический | | | | | фактор здоровья человека | | | |-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------| | ОПД.07 | Основы микробиологии, вирусологии, | | 72 | | | иммунологии: | | | | |--------------------------------------------| | | | | классификация, морфология и физиология | | | | | микроорганизмов и их идентификация; роль и | | | | | свойства микроорганизмов, распространение | | | | | и влияние на здоровье человека; инфекция и | | | | | иммунитет; методы исследования в | | | | | микробиологии, медицинские | | | | | иммунологические препараты; клиническая | | | | | микробиология | | | |-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------| | ОПД.08 | Фармакология: | | 80 | | |--------------------------------------------| | | | | общая рецептура; общая фармакология; | | | | | противомикробные средства; нейротропные | | | | | средства; средства, влияющие на | | | | | сердечно-сосудистую систему, на функции | | | | | органов дыхания и пищеварения; средства, | | | | | влияющие на тонус и сократительную | | | | | активность; миометрия; средства, влияющие | | | | | на систему крови; плазмозамещающие и | | | | | дезинтоксикационные растворы; препараты | | | | | гормонов, ферментов и витаминные | | | | | препараты; основные принципы лечения | | | | | острых отравлений лекарственными | | | | | веществами | | | |-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------| | ОПД.09 | Правовое обеспечение профессиональной | | 34 | | | деятельности: | | | | |--------------------------------------------| | | | | понятие правового регулирования в сфере | | | | | профессиональной деятельности; правовое | | | | | положение субъектов предпринимательской | | | | | деятельности, организационно-правовые | | | | | формы юридических лиц, трудовое право, | | | | | трудовой договор, порядок его заключения и | | | | | основания прекращения; оплата труда; роль | | | | | государственного регулирования в | | | | | обеспечении занятости населения, | | | | | дисциплинарная и материальная | | | | | ответственность работника; | | | | | административные правонарушения и | | | | | административная ответственность, право | | | | | граждан на социальную защиту, защита | | | | | нарушенных прав и судебный порядок | | | | | разрешения споров | | | |-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------| | ОПД.10 | Экономика здравоохранения и управление: | | 32 | | |--------------------------------------------| | | | | экономика здравоохранения в системе | | | | | экономических наук; развитие рыночных | | | | | отношений в здравоохранении; услуги | | | | | здравоохранения и их специфика; структура | | | | | и механизм действия рынка услуг в | | | | | здравоохранении; цены, ценообразование на | | | | | медицинские услуги, стоимость услуг, | | | | | страховые тарифы, страховые взносы; | | | | | медицинское учреждение как | | | | | услугопроизводящее предприятие; | | | | |--------------------------------------------| | | | | цели и задачи управления учреждением | | | | | здравоохранения, функции менеджмента; | | | | | внутренняя и внешняя среда учреждения | | | | | здравоохранения; стратегический | | | | | менеджмент; система мотивации труда; | | | | | управление рисками; управление | | | | | конфликтами; психология менеджмента; этика | | | | | делового общения; информационные | | | | | технологии в сфере управления | | | | | здравоохранением | | | |-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------| | ОПД.11 | Психология: | | 124 | | |--------------------------------------------| | | | | общая психология: | | | | |--------------------------------------------| | | | | предмет психологии; психология в | | | | | обеспечении медицинской и управленческой | | | | | деятельности; методологические принципы | | | | | современной психологии; поведенческий | | | | | подход в психологии; составляющие развития | | | | | человека; основные особенности онтогенеза | | | | | психологии человека; психология и возраст; | | | | | знание о себе и самосознание личности; | | | | | структура личности; развитие личности; | | | | | мировоззрение, убеждения, мотивы поведения | | | | | личности; волевая регуляция поведения; | | | | | эмоциональное обеспечение поведения; | | | | | классификация эмоциональных состояний | | | | | человека; эмоциональные особенности и | | | | | свойства личности; личность и общение; | | | | | уровни общения; общение в диаде и | | | | | внутригрупповое общение; | | | | |--------------------------------------------| | | | | социальная психология: | | | | |--------------------------------------------| | | | | предмет социальной психологии; проблема | | | | | социализации личности в социальной | | | | | психологии; межличностные отношения; | | | | | агрессия и помощь; психология общения; | | | | | содержание, цели и средства общения; | | | | | деловое общение; общение в диаде; | | | | | внутригрупповое общение; психология | | | | | выступления; переговоры, дискуссии, споры; | | | | | группы как социальнопсихологический | | | | | феномен; виды групп; групповая динамика и | | | | | лидерство в группе; эффективность | | | | | групповой деятельности; природа конфликтов | | | | | и пути их разрешения; человек и труд; | | | | | психология профессий; психология развития | | | | | профессионала; психология жизненного пути; | | | | |--------------------------------------------| | | | | медицинская психология: | | | | |--------------------------------------------| | | | | составляющие здоровья: телесная, | | | | | психическая, социальная; семейный подход в | | | | | медицине; психологическая поддержка | | | | | пациента; профессиональные качества | | | | | медицинского работника; психологические | | | | | особенности общения медсестры с пациентом; | | | | | особенности общения с пациентами различных | | | | | возрастных групп; общение с пациентом, | | | | | длительное время находящимся в стационаре; | | | | | психология проведения сестринских | | | | | манипуляций; общий доброжелательный | | | | | настрой медперсонала, его терпимость и | | | | | готовность помочь пациентам; | | | | | психологический уход за умирающим; страх | | | | | смерти; самопомощь, умение медсестры | | | | | регулировать свое эмоциональное состояние; | | | | | профилактика дистресса у сестринского | | | Страницы: 1 2 |