ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 0406 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗО. Государственный стандарт. Министерство образования РФ (Минобразование России). 21.01.02 02-0406-Б

Оглавление


Страницы: 1  2  



               ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
               СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
      ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ
    ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 0406 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
       (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

                       ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                          21 января 2002 г.
                            N 02-0406-Б

                                 (Д)


                                                            УТВЕРЖДЕНЫ
                                                Минобразованием России
                                                   21 января 2002 года
                                                           N 02-0406-Б
 
                                                   Вводятся в действие
                                                с 1 сентября 2002 года
 
                  КВАЛИФИКАЦИЯ - МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА
 
              1. Общая характеристика специальности 0406
                           Сестринское дело

     1.1. Специальность  утверждена  Приказом Министерства образования
Российской Федерации  от  2  июля  2001  г.  N  2572  "Об  утверждении
Государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования - Классификатора специальностей среднего профессионального
образования".
     1.2. Формы  освоения  основной  профессиональной  образовательной
программы:
     очная;
     очно-заочная (вечерняя).
     1.3. Нормативный срок освоения основной образовательной программы
по специальности 0406 Сестринское дело при очной форме обучения:
     - на базе среднего (полного)  общего  образования  -  2  года  10
месяцев;
     - на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев <*>.
--------------------------------
     <*> Образовательные   учреждения    среднего    профессионального
образования,  осуществляющие подготовку специалистов на базе основного
общего  образования,  реализуют  основную  образовательную   программу
среднего  (полного)  общего  образования  с учетом профиля получаемого
среднего профессионального образования.

     Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:
     - аттестат о среднем (полном) общем образовании;
     - аттестат об основном общем образовании;
     - диплом  о  начальном профессиональном образовании с указанием о
получении общего  образования  и  оценками  по  дисциплинам  базисного
учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации;
     - документ об образовании более высокого уровня.
     1.4. Квалификация выпускника - медицинская сестра.
     1.5. Квалификационная характеристика выпускника
     Выпускник должен  быть  готов  к профессиональной деятельности по
профилактике  заболеваний,   участию   в   лечебно-диагностических   и
реабилитационных   мероприятиях,   осуществлению  этапов  сестринского
процесса в учреждениях здравоохранения различных  форм  собственности,
научно-исследовательских  учреждениях,  учреждениях  социальной защиты
населения.
     Основные виды деятельности выпускника:
     лечебно-диагностическая -   участие   в   лечебно-диагностической
помощи  пациентам  различных  возрастных групп в условиях стационара и
поликлиники;  организация  и  осуществление   сестринского   ухода   в
стационаре и на дому;  оценка состояния пациента и оказание неотложной
доврачебной медицинской помощи при острых  заболеваниях  и  несчастных
случаях;         соблюдение         санитарно-гигиенического         и
противоэпидемиологического  режимов  в   учреждении   здравоохранения;
оформление  нормативной  медицинской документации;  медицинская помощь
населению  в  экстремальных  условиях  эпидемий,  в  очагах  массового
поражения;  использование  новых  информационных технологий,  методов,
приемов,  средств,  передача  и   хранение   информации;   участие   в
реабилитации   пациента;  облегчение  страданий  пациента;  позитивное
взаимодействие и сотрудничество с коллегами; позитивное сотрудничество
с пациентами и их семьями, соблюдение прав пациента;
     медико-профилактическая -  проведение   мер   по   укреплению   и
поддержанию    здоровья    населения   различных   возрастных   групп;
профилактика   заболеваний;   выявление    физических,    психических,
социальных,  экологических,  этнических  факторов  риска  для здоровья
пациента (семьи) и консультирование населения по  вопросам  уменьшения
их  влияния  на  здоровье;  обеспечение  безопасной  больничной среды;
обучение  пациента  и  его  семьи  поддержанию  здоровья  в  различные
возрастные периоды, уходу и самоуходу, здоровому образу жизни.
     Выпускник должен    знать:    строение    человеческого     тела,
закономерности  функционирования  органов  и  систем;  формы нарушения
функций  органов  и  систем,   причины   и   закономерности   развития
патологических  процессов;  свойства  и  влияние  на здоровье человека
микроорганизмов;  основные   характеристики   лекарственных   средств,
показания  и противопоказания к их применению;  гигиенические принципы
организации  здорового   образа   жизни   населения;   психологические
составляющие ухода за пациентом; повседневные жизненно важные проблемы
пациента,  философию и теорию сестринского  дела,  основные  положения
некоторых  моделей  сестринского  дела,  обязанности и ответственность
медицинской   сестры   при   проведении   лечебно-диагностических    и
профилактических мероприятий;  факторы риска,  клинические проявления,
осложнения,  профилактику   заболеваний   и   повреждений;   структуру
учреждений   здравоохранения;   основные   санитарно-гигиенические   и
противоэпидемические мероприятия, проводимые в чрезвычайных ситуациях,
основные принципы и способы защиты населения при катастрофах;  правила
и нормы охраны труда и противопожарной защиты.
     Выпускник должен   уметь:   осуществлять   сестринский   процесс,
подготавливать  пациента  к  лечебно-диагностическим  мероприятиям   и
помогать  врачу при их проведении,  осуществлять лекарственную терапию
по назначению врача,  выполнять сестринские манипуляции,  обеспечивать
инфекционную безопасность,  безопасную среду для пациента и персонала,
применять универсальные и  стандартные  меры  предосторожности,  уметь
оказывать   первую  медицинскую  помощь,  проводить  сердечно-легочную
реанимацию,  оказывать паллиативную помощь,  обучать пациента и  семью
уходу  и  самоуходу,  консультировать  пациента  и  семью  по вопросам
профилактики   обострений   заболеваний,   осложнений,    травматизма,
проводить   реабилитационные  и  профилактические  мероприятия,  уметь
общаться  с  пациентами  и  коллегами  в   процессе   профессиональной
деятельности.
     1.6. Возможности продолжения образования выпускника
     Выпускник, освоивший  основную  профессиональную  образовательную
программу среднего профессионального образования по специальности 0406
Сестринское дело, подготовлен:
     - к освоению основной профессиональной образовательной  программы
среднего профессионального образования повышенного уровня;
     - к освоению основной профессиональной образовательной  программы
высшего   профессионального   образования   по  специальностям  040100
Лечебное дело,  040200 Педиатрия, 040300 Медико-профилактическое дело,
040400   Стоматология,  040500  Фармация,  040600  Высшее  сестринское
образование.

             2. Требования к уровню подготовки выпускника
                по специальности 0406 Сестринское дело

     2.1. Общие требования к образованности выпускника
     Выпускник должен:
     - понимать  сущность  и  социальную  значимость   своей   будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
     - иметь  представление   о   современном   мире   как   духовной,
культурной,  интеллектуальной и экологической целостности;  осознавать
себя и свое место в современном обществе;
     - знать  основы  Конституции  Российской  Федерации,  этические и
правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и
природе; уметь учитывать их при решении профессиональных задач;
     - обладать    экологической,    правовой,    информационной     и
коммуникативной   культурой,   элементарными   умениями   общения   на
иностранном языке;
     - обладать   широким  кругозором;  быть  способным  к  осмыслению
жизненных явлений,  к самостоятельному поиску истины,  к  критическому
восприятию противоречивых идей;
     - быть  способным  к  системному  действию   в   профессиональной
ситуации,    к    анализу   и   проектированию   своей   деятельности,
самостоятельным действиям в условиях неопределенности;
     - быть   готовым  к  проявлению  ответственности  за  выполняемую
работу,  способным  самостоятельно  и  эффективно  решать  проблемы  в
области профессиональной деятельности;
     - быть  способным  к   практической   деятельности   по   решению
профессиональных       задач       в       организациях      различных
организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;
     - быть   способным  научно  организовать  свой  труд,  готовым  к
применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;
     - быть  готовым  к  позитивному взаимодействию и сотрудничеству с
коллегами;
     - быть    готовым    к   постоянному   профессиональному   росту,
приобретению новых знаний;
     - обладать   устойчивым   стремлением   к   самосовершенствованию
(самопознанию,    самоконтролю,    самооценке,     саморегуляции     и
саморазвитию); стремиться к творческой саморегуляции;
     - знать основы  предпринимательской  деятельности  и  особенности
предпринимательства в профессиональной сфере;
     - иметь научное представление о здоровом  образе  жизни,  владеть
умениями и навыками физического совершенствования.
     2.2. Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам
     По общим   гуманитарным   и  социально-экономическим  дисциплинам
выпускник должен:
     в области философии:
     - иметь  представление  о  философских,  научных  и   религиозных
картинах мира,  смысле жизни человека, формах человеческого сознания и
особенностях его проявления  в  современном  обществе,  о  соотношении
духовных   и  материальных  ценностей,  их  роли  в  жизнедеятельности
человека, общества, цивилизации;
     - иметь  представление  об  условиях  формирования  личности,  ее
свободы и ответственности за сохранение  жизни,  культуры,  окружающей
природной среды;
     - иметь представление о  роли  науки,  научного  познания  и  его
структуре,   формах  и  методах,  социальных  и  этических  проблемах,
связанных с развитием и использованием  достижений  науки,  техники  и
технологии;
     - иметь   представление   о   союзе   философии    и    медицины;
философско-методологических основаниях медицины;  философско-этических
проблемах в медицине (биоэтика);
     в области права:
     - иметь  представление  об  основных  отраслях  права  Российской
Федерации;
     - иметь    представление     об     основах     государственного,
административного,   гражданского,  трудового,  семейного,  уголовного
права РФ;
     - знать  права  и  свободы  человека  и гражданина,  механизмы их
реализации;
     - знать  основы законодательства по обеспечению социальной защиты
населения;
     - знать   правовые   и   нравственно-правовые   нормы   в   сфере
профессиональной деятельности;
     - знать основные положения Конституции Российской Федерации;
     - уметь     использовать      нормативно-правовые      документы,
регламентирующие профессиональную деятельность специалиста;
     в области русского языка и культуры речи:
     - знать различия между языком и речью, функции языка как средства
формирования и трансляции мысли;
     - знать  нормы  русского литературного языка,  специфику устной и
письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;
     - уметь   строить   свою   речь   в   соответствии  с  языковыми,
коммуникативными и этическими нормами;
     - уметь  анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности,
уместности и целесообразности;  устранять ошибки и  недочеты  в  своей
устной и письменной речи;
     - уметь пользоваться словарями русского языка;
     в области иностранного языка:
     - владеть   лексическим   (1200  -  1400  лексических  единиц)  и
грамматическим  минимумом,  необходимым  для  чтения  и  перевода  (со
словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
     - обладать элементарными умениями общения на иностранном языке;
     в области физической культуры:
     - иметь   представление   о   роли    физической    культуры    в
общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
     - знать основы здорового образа жизни;
     - уметь  использовать  физкультурно-спортивную  деятельность  для
укрепления здоровья,  достижения жизненных и  профессиональных  целей,
самоопределения в физической культуре;
     в области экономики <*>:
--------------------------------
     <*> Требования к уровню подготовки выпускника  по  дисциплинам  в
области экономики, социологии и политологии являются обязательными для
выполнения только в случае освоения соответствующих дисциплин.

     - иметь представление  об  основах  микро-  и  макроэкономики,  о
налоговой, денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политике;
     - иметь представление об экономической ситуации  в  стране  и  за
рубежом;
     - иметь представление о маркетинге и механизме ценообразования;
     - знать общие положения экономической теории;
     - знать экономические основы деятельности  предприятия,  основные
методы управления предприятием;
     - уметь  находить  и   использовать   экономическую   информацию,
необходимую для ориентации в своей профессиональной деятельности;
     в области социологии и политологии:
     - иметь  представление  о  социологическом  подходе  к  пониманию
закономерностей функционирования и развития общества и личности;
     - иметь   представление   о   социальной   структуре,  социальном
расслоении,  социальном  взаимодействии  и  об   основных   социальных
институтах общества;
     - иметь представление о социальных движениях  и  других  факторах
социального изменения и развития;
     - иметь представление  о  сущности  власти,  субъектах  политики,
политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом).
     По математическим   и   общим   естественнонаучным    дисциплинам
выпускник должен:
     в области математики:
     - иметь  представление  о  роли  и месте математики в современном
мире;
     - знать   основные  понятия  и  методы  математического  анализа,
основные численные методы решения прикладных задач;
     - уметь решать обыкновенные дифференциальные уравнения;
     в области информатики:
     - иметь  представление об основных этапах решения задач с помощью
ЭВМ,  методах и  средствах  сбора,  обработки,  хранения,  передачи  и
накопления информации;
     - иметь представление  о  программном  и  аппаратном  обеспечении
вычислительной  техники,  о  компьютерных  сетях и сетевых технологиях
обработки информации, о методах защиты информации;
     - знать основные понятия автоматизированной обработки информации;
     - знать   общий   состав   и   структуру   персональных   ЭВМ   и
вычислительных систем;
     - знать  базовые  системные   программные   продукты   и   пакеты
прикладных программ;
     - уметь использовать изученные прикладные программные средства.
     По общепрофессиональным дисциплинам выпускник должен:
     в области латинского языка и медицинской терминологии:
     - знать  основы грамматики латинского языка и способы образования
терминов;
     - уметь   правильно  читать  и  переводить  медицинские  термины,
названия болезней, лекарственных веществ;
     в области анатомии и физиологии человека:
     - иметь представление о жизненно важных потребностях человека;
     - иметь   представление   об  основах  регуляции  физиологических
функций,  принципах обратной связи, механизме кодирования информации в
центральной нервной системе;
     - иметь  представление  о  биоэлектрических,  биомеханических   и
биохимических процессах, происходящих в организме;
     - иметь представление о топографии органов и систем организма;
     - знать  основные  закономерности  развития  и  жизнедеятельности
организма;
     - знать строение клеток,  тканей,  органов и систем организма  во
взаимосвязи с их функцией в норме;
     в области патологии:
     - иметь  представление  о  методах  патологической  физиологии  и
патологической анатомии;
     - иметь  представление  об  изменениях  в  органах  и  тканях при
нарушениях обмена веществ;
     - иметь представление о механизмах адаптации организма;
     - иметь   представление   об   этиологии   и   условиях  развития
патологических состояний;
     - иметь  представление  о  болезни,  причинах  ее возникновения и
закономерностях патогенеза;
     - знать  клинические  проявления  воспалительных  реакций,  формы
воспаления;
     - знать стадии лихорадки;
     - знать клинические проявления опухолей,  современные взгляды  на
причины их развития;
     - знать клинические проявления патологических изменений в органах
дыхания, сердечно-сосудистой системы, системы мочеотделения;
     в области дисциплины "Здоровый человек и его окружение":
     - иметь  представление  о  демографической  ситуации в Российской
Федерации и регионе;
     - знать показатели динамики рождаемости;
     - знать периоды жизнедеятельности человека;
     - знать  анатомо-физиологические  и  психологические  особенности
человека в разные возрастные периоды;
     - знать  универсальные  потребности  человека в разные возрастные
периоды;
     - знать содержание понятий "здоровье", "качество жизни", "факторы
риска болезни";
     - знать   основные  факторы  риска  развития  болезней  в  разные
возрастные периоды;
     - уметь    оценивать   физическое   и   социально-психологическое
состояние человека в разные возрастные периоды;
     - уметь консультировать пациента и семью по вопросам сохранения и
укрепления здоровья в разные возрастные периоды;
     в области медицинской генетики:
     - иметь представление о биохимических  и  цитологических  основах
наследственности;
     - иметь  представление   об   основных   группах   наследственных
заболеваний, их причинах и методах диагностики;
     - иметь представление о медико-генетическом консультировании;
     - знать закономерности наследования признаков;
     в области гигиены и экологии человека:
     - знать основные положения гигиены;
     - знать  закономерности  влияния  факторов  окружающей  среды  на
здоровье человека;
     - знать методику  и  уметь  проводить  санитарно-просветительскую
работу;
     - уметь давать санитарно-гигиеническую оценку факторов окружающей
среды;
     в области микробиологии, вирусологии, иммунологии:
     - иметь  представление  о  роли  и свойствах микроорганизмов,  их
распространении,  влиянии  на  здоровье   человека,   о   возбудителях
госпитальных инфекций;
     - иметь представление о структуре и функциях имунной системы;
     - иметь   представление  об  иммунитете,  иммунных  нарушениях  в
организме;
     - иметь представление о методах микробиологических исследований;
     в области фармакологии:
     - знать лекарственные формы, пути введения лекарственных средств,
виды их действия и взаимодействия;
     - знать основные лекарственные  группы  и  фармакотерапевтическое
действие лекарств по группам;
     - знать побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной
терапии;
     в области правового обеспечения профессиональной деятельности:
     - иметь    представление    о    правовом   положении   субъектов
правоотношений  в   сфере   профессиональной   деятельности   (включая
предпринимательскую деятельность);
     - знать права и обязанности работников в  сфере  профессиональной
деятельности;
     - знать законодательные  акты  и  другие  нормативные  документы,
регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;
     - уметь  защищать  свои   права   в   соответствии   с   трудовым
законодательством;
     в области экономики здравоохранения и управления:
     - иметь  представление об экономических методах здравоохранения в
развитых странах;
     - иметь  представление  об  основах  менеджмента  и  маркетинга в
здравоохранении;
     - иметь представление об экономике учреждений родовспоможения;
     - знать  систему  организации  медицинской  помощи  в  Российской
Федерации;
     - знать  принципы  организации  и   оплаты   труда   медицинского
персонала в лечебно-профилактических учреждениях;
     - знать принципы бюджетно-страховой медицины;
     в области психологии:
     - иметь представление об основных задачах и методах психологии;
     - иметь  представление  о  моделях,  фазах,  уровнях  и  способах
коммуникации;
     - иметь представление об основах психосоматики;
     - иметь  представление  о   психогигиене,   психопрофилактике   и
психотерапии;
     - иметь представление об основных задачах  и  методах  социальной
психологии;
     - иметь  представление   о   социально-психологических   аспектах
функционирования брака и семьи;
     - иметь  представление  о  методиках   исследований   в   области
социальной психологии;
     - иметь  представление  о  значимости   социально-психологических
рекомендаций при лечении ряда заболеваний;
     - знать особенности психических процессов у здорового и  больного
человека;
     - знать структуру личности;
     - знать функции и средства общения;
     - знать основы делового общения;
     - знать пути разрешения стрессовых ситуаций и конфликтов;
     - знать  типы  связей и отношений индивида и различных социальных
групп;
     - знать типологию межличностных отношений;
     - уметь использовать вербальные и невербальные средства общения в
психотерапевтических целях;
     - уметь определять  преобладающий  тип  поведения  сослуживцев  и
пациентов;
     - уметь оценивать конфликтные ситуации;
     - уметь   общаться   с   пациентами   и   коллегами   в  процессе
профессиональной деятельности;
     в области безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф:
     - иметь представление о принципах организации  и  задачах  службы
медицины  катастроф  и  медицинской  службы  гражданской  обороны,  их
учреждениях, формированиях, органах управления и оснащения;
     - знать  принципы  обеспечения  устойчивости  объектов экономики,
прогнозирования развития событий и оценки последствий при  техногенных
чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
     - знать основы военной службы и обороны государства;
     - знать   медико-тактическую   характеристику  очагов  поражения,
катастроф различных видов;
     - знать  основы  лечебно-эвакуационного  обеспечения  пораженного
населения в чрезвычайных ситуациях (этапность и требования к  оказанию
медицинской помощи, основное назначение и виды медицинской сортировки,
принципы  ее  организации  и   проведения,   сортировочные   признаки,
организацию и объем первой медицинской помощи);
     - знать  основные  санитарно-гигиенические и противоэпидемические
мероприятия, проводимые в чрезвычайных ситуациях;
     - уметь  организовывать  и  проводить   мероприятия   по   защите
работающих   и   населения   от  негативных  воздействий  чрезвычайных
ситуаций;
     - уметь   собирать   данные   о   состоянии   основных  жизненных
показателей пострадавших для принятия врачом сортировочного решения;
     - уметь  пользоваться  коллективными и индивидуальными средствами
защиты;
     - уметь оказывать первую медицинскую помощь.
     По специальным дисциплинам выпускник должен:
     в области сестринского дела:
     - знать историю развития сестринского дела в  мире  и  Российской
Федерации;
     - знать философию сестринского дела в Российской Федерации;
     - знать повседневные жизненно важные потребности человека;
     - знать основные положения некоторых  моделей  сестринского  дела
(В. Хендерсон, Д. Орэм, Н. Роупер);
     - знать структуру учреждений здравоохранения;
     - знать  этапы сестринского процесса:  первичную оценку состояния
пациента,  проблемы пациента,  планирование сестринской  деятельности,
осуществление  запланированного  ухода,  проведение текущей и итоговой
оценки сестринской деятельности;
     - знать принципы обучения пациента и его семьи уходу и самоуходу;
     - знать методы сердечно-легочной реанимации;
     - уметь обеспечивать инфекционную безопасность, в том числе уметь
применять универсальные и стандартные меры предосторожности;
     - уметь заполнять медицинскую документацию;
     - уметь  общаться   с   пациентами   и   коллегами   в   процессе
профессиональной деятельности;
     - уметь  оказывать  медицинские  услуги  (выполнять   сестринские
манипуляции);
     - уметь проводить сердечно-легочную реанимацию;
     - уметь  обеспечивать безопасную среду для пациента и персонала в
условиях учреждениях здравоохранения;
     в области   сестринского   дела   в  терапии  и  курса  первичной
медицинской помощи:
     - знать   факторы   риска,  клинические  проявления,  осложнения,
профилактику заболеваний внутренних органов,  обязанности  сестры  при
выполнении   лечебно-диагностических   мероприятий  в  терапевтическом
отделении;
     - уметь   осуществлять  этапы  сестринского  процесса:  проводить
первичную сестринскую оценку,  выявлять проблемы пациента, планировать
сестринский уход, осуществлять запланированный уход, проводить текущую
и итоговую оценку ухода;
     - уметь подготавливать пациента к диагностическим процедурам;
     - уметь осуществлять лекарственную терапию по назначению врача;
     - уметь  выполнять сестринские манипуляции (оказывать медицинские
услуги);
     - уметь   обеспечивать   инфекционную   безопасность  пациента  и
персонала;
     - уметь    обучать   пациента   и   семью   правилам   применения
лекарственных средств и организации лечебного питания;
     - уметь консультировать пациента (семью) по вопросам профилактики
обострений заболеваний и их осложнений;
     - уметь взаимодействовать в лечебной бригаде;
     - уметь оказывать первую помощь;
     - уметь осуществлять паллиативную помощь;
     в области сестринского дела в педиатрии:
     - знать  факторы  риска,  клинические   проявления,   осложнения,
профилактику  заболеваний детского возраста;  обязанности сестринского
персонала  при  выполнении  лечебно-диагностических  мероприятий   при
оказании помощи детям;
     - уметь осуществлять все этапы сестринского  процесса:  проводить
первичную сестринскую оценку,  выявлять проблемы пациента, планировать
сестринскую  помощь,  осуществлять  запланированный  уход,   проводить
текущую и итоговую оценку ухода;
     - уметь подготавливать пациента к диагностическим процедурам;
     - уметь осуществлять лекарственную терапию по назначению врача;
     - уметь выполнять сестринские манипуляции (оказывать  медицинские
услуги);
     - уметь  обеспечивать  инфекционную  безопасность  ребенка,   его
семьи, персонала;
     - уметь обучать (консультировать)  пациента,  семью  по  вопросам
профилактики обострений заболеваний, осложнений и травматизма;
     - уметь оказывать первую медицинскую помощь;
     в области сестринского дела в хирургии:
     - знать  факторы  риска,  клинические   проявления,   осложнения,
профилактику хирургических заболеваний и травм; обязанности сестры при
выполнении   лечебно-диагностических    мероприятий    при    оказании
хирургической помощи;
     - уметь  осуществлять  сестринский  процесс   в   периоперативном
периоде:  проводить  первичную  оценку,  выявлять  проблемы  пациента,
планировать  сестринский  уход,  осуществлять  запланированный   уход,
проводить текущую и итоговую оценку ухода;
     - уметь выполнять сестринские манипуляции;
     - уметь   обеспечивать   инфекционную   безопасность  пациента  и
персонала;
     - уметь   применять   современные   сестринские   технологии  для
профилактики внутрибольничной инфекции;
     - уметь обучать (консультировать) пациента, семью;
     - уметь оказывать первую медицинскую помощь;
     - уметь осуществлять паллиативную помощь;
     в области сестринского дела в акушерстве и гинекологии:
     - знать  факторы  риска,  клинические   проявления,   осложнения,
профилактику  гинекологических  заболеваний;  обязанности  сестры  при
выполнении лечебно-диагностических процедур;
     - уметь  осуществлять все этапы сестринского процесса:  проводить
первичную оценку, выявлять проблемы пациентки, планировать сестринскую
деятельность,  осуществлять запланированный уход,  проводить текущую и
итоговую оценку результатов ухода;
     - уметь подготавливать пациентку к диагностическим процедурам;
     - уметь  обеспечивать  инфекционную  безопасность   пациентки   и
персонала;
     - уметь оказывать первую медицинскую помощь;
     - уметь   консультировать  беременную  по  вопросам  профилактики
анемии;
     - уметь принимать роды в экстремальной ситуации;
     в области сестринского дела при инфекционных заболеваниях и курса
ВИЧ-инфекции и эпидемиологии:
     - знать содержание понятий  "инфекция",  "инфекционный  процесс",
"инфекционное заболевание", "эпидемиологический процесс";
     - знать факторы риска,  эпидемиологические особенности,  основные
клинические   проявления,   осложнения   и  профилактику  инфекционных
заболеваний; обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических
мероприятий при инфекционных заболеваниях;
     - уметь  осуществлять  этапы  сестринского  процесса:   проводить
первичную оценку,  выявлять проблемы пациента, планировать сестринский
уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода;
     - уметь   обеспечивать   инфекционную   безопасность  пациента  и
персонала;
     - уметь    применять    универсальные    и    стандартные    меры
предосторожности;
     - уметь  подготавливать  пациента  к диагностическим процедурам и
брать биологический материал для исследований;
     - уметь   проводить   противоэпидемические  мероприятия  в  очаге
инфекции;
     - уметь  выполнять сестринские манипуляции (оказывать медицинские
услуги);
     - уметь консультировать пациента,  семью по вопросам профилактики
инфекционных заболеваний и их осложнений;
     - уметь оказывать первую медицинскую помощь;
     в области сестринского дела в невропатологии:
     - знать     роль     сестринского     дела     при     выполнении
лечебно-диагностических процедур при заболеваниях нервной системы и их
профилактике;
     - знать  факторы  риска,  клинические  проявления,  осложнения  и
профилактику  заболеваний  и повреждений нервной системы;  обязанности
сестры при выполнении лечебно-диагностических процедур;
     - уметь  осуществлять  сестринский  процесс:  проводить первичную
оценку,  выявлять проблемы пациента,  планировать сестринскую  помощь,
проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода;
     - уметь    применять    универсальные    и    стандартные    меры
предосторожности;
     - уметь подготавливать пациента к диагностическим процедурам;
     - уметь  выполнять сестринские манипуляции (оказывать медицинские
услуги);
     - уметь консультировать пациента и семью по вопросам профилактики
осложнений неврологических заболеваний;
     - уметь оказывать первую медицинскую помощь;
     в области сестринского дела в психиатрии с курсом наркологии:
     - знать  этические и юридические аспекты оказания психиатрической
помощи в РФ;
     - знать обязанности сестры при проведении лечебно-диагностических
процедур пациентам с психическими расстройствами;
     - знать   факторы   риска,   клинические   проявления   некоторых
психических заболеваний;
     - уметь осуществлять наблюдение за пациентами;
     - уметь  осуществлять  манипуляции  по  уходу  за  пациентами   с
психическими расстройствами;
     - уметь консультировать пациентов по вопросам наркозависимости;
     - уметь оказывать первую медицинскую помощь;
     в области сестринского дела в дерматовенерологии:
     - знать  факторы риска,  пути заражения,  клинические проявления,
осложнения и профилактику кожных и венерических заболеваний;
     - знать этические и юридические аспекты оказания помощи пациентам
с венерическими заболеваниями;
     - уметь проводить забор крови для серологической диагностики;
     - уметь  обеспечивать  инфекционную   безопасность   пациента   и
персонала;
     - уметь осуществлять  сестринский  процесс:  проводить  первичную
сестринскую    оценку,   выявлять   проблемы   пациента,   планировать
сестринский уход, осуществлять запланированный уход, проводить текущую
и итоговую оценку результатов ухода;
     - уметь подготавливать  пациента  к  диагностическим  и  лечебным
процедурам;
     в области сестринского дела в офтальмологии:
     - знать обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических
процедур при заболеваниях и травмах глаз;
     - знать   причины,   клинические  проявления,  принципы  лечения,
профилактику глазных болезней;
     - уметь  осуществлять  сестринский  процесс:  проводить первичную
сестринскую   оценку,   выявлять   проблемы   пациента,    планировать
сестринский  уход,  проводить  текущую  и  итоговую оценку результатов
ухода;
     - уметь  подготавливать  пациента  к  диагностическим  и лечебным
процедурам;
     - уметь оказывать первую медицинскую помощь;
     в области сестринского дела в оториноларингологии:
     - знать обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических
процедур при болезнях и травмах уха, горла, носа;
     - знать  причины,  клинические  проявления,  принципы  лечения  и
профилактики болезней уха, горла, носа;
     - уметь  осуществлять  сестринский  процесс:  проводить первичную
сестринскую   оценку,   выявлять   проблемы   пациента,    планировать
сестринский уход, осуществлять запланированный уход, проводить текущую
и итоговую оценку результатов ухода;
     - уметь  подготавливать  пациента  к  диагностическим  и лечебным
процедурам;
     - уметь оказывать первую медицинскую помощь;
     в области сестринского дела в гериатрии:
     - знать   факторы   риска,  особенности  клинических  проявлений,
осложнения и  профилактику  повреждений  и  заболеваний  в  пожилом  и
старческом     возрасте;    обязанности    сестры    при    выполнении
лечебно-диагностических мероприятий;
     - знать  процессы  старения  организма,  особенности  диететики и
фармакотерапии;
     - уметь  осуществлять  сестринский  процесс:  проводить первичную
оценку,  выявлять проблемы  пациента,  планировать  сестринский  уход,
проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода;
     - уметь   подготавливать   пациента   к   лечебно-диагностическим
процедурам;
     - уметь  эффективно  общаться   с   гериатрическими   пациентами,
учитывать этический аспект при контактах с гериатрическим пациентом;
     - уметь   обеспечивать   инфекционную   безопасность  пациента  и
персонала;
     - уметь выполнять сестринские манипуляции;
     - уметь осуществлять лекарственную терапию по назначению врача;
     - уметь поддерживать безопасную среду для пациента;
     - уметь оказывать первую медицинскую помощь;
     в области сестринского дела во фтизиатрии:
     - знать   факторы   риска,   основные   клинические   проявления,
осложнения и виды профилактики  туберкулеза;  обязанности  сестры  при
выполнении лечебно-диагностических мероприятий;
     - уметь осуществлять  сестринский  процесс:  проводить  первичную
оценку,  выявлять  проблемы  пациента,  планировать  сестринский уход,
проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода;
     - уметь   подготавливать   пациента   к   лечебно-диагностическим
мероприятиям,   проводить   туберкулинодиагностику,    вакцинацию    и
ревакцинацию БЦЖ;
     - уметь  обеспечивать  инфекционную   безопасность   пациента   и
персонала,  осуществлять  комплекс  противоэпидемических мероприятий в
очагах туберкулезной инфекции;
     - уметь выполнять сестринские манипуляции;
     - уметь осуществлять лекарственную терапию по назначению врача;
     - уметь оказывать первую медицинскую помощь;
     в области реаниматологии:
     - знать факторы  риска,  клинические  проявления  и  профилактику
развития    острой    сердечно-сосудистой    недостаточности,   острой
дыхательной   недостаточности,   шоковых   и   коматозных   состояний;
обязанности   сестры  в  процессе  проведения  лечебно-диагностических
мероприятий;
     - знать  юридические  и  этические  аспекты  работы  в отделениях
интенсивной терапии и реанимации;
     - уметь  осуществлять  сестринский  процесс:  проводить первичную
оценку,  выявлять проблемы  пациента,  планировать  сестринский  уход,
проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода;
     - уметь   обеспечивать   инфекционную   безопасность  пациента  и
персонала;
     - уметь    выполнять    сестринские   манипуляции,   осуществлять
лекарственную терапию по назначению врача;
     - уметь осуществлять профилактику внутрибольничной инфекции;
     - уметь обеспечивать безопасную среду;
     - уметь осуществлять первую медицинскую помощь;
     в области клинической фармакологии:
     - иметь представление о фармакокинетике и фармакодинамике;
     - знать показания и противопоказания к  применению  лекарственных
препаратов;
     - знать  побочные  эффекты  лекарственных  препаратов,   характер
взаимодействия лекарственных средств;
     - уметь оценивать действие лекарственных препаратов на пациента;
     - уметь проводить лекарственную терапию по назначению врача;
     - уметь оказывать первую  медицинскую  помощь  при  лекарственных
отравлениях;
     в области реабилитации:
     - знать виды, формы и методы реабилитации;
     - уметь осуществлять этапы сестринского процесса  при  проведении
реабилитации пациентов различных возрастных групп,  перенесших травмы,
соматические и инфекционные заболевания;
     - уметь консультировать пациента и семью по вопросам  организации
рационального   питания,   обеспечения  безопасной  среды,  физической
нагрузки;
     - уметь  осуществлять  приемы  классического  массажа,  проводить
комплексы      лечебной      физкультуры,      отпускать      основные
физиотерапевтические процедуры по назначению врача;
     - уметь оказывать первую медицинскую помощь.
     2.3. Требования     к    уровню    подготовки    выпускника    по
производственной (профессиональной) практике
     В процессе  производственной  (профессиональной) практики студент
должен закрепить и углубить знания,  полученные в  процессе  обучения,
приобрести умения по всем видам профессиональной деятельности.
     Кроме того,   студент   должен   научиться   осуществлять   этапы
сестринского    процесса,   обеспечивать   инфекционную   безопасность
пациентов и персонала,  безопасную среду пациентам,  уметь общаться  с
пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности.
     2.4. Требования  к  выпускнику  по   итогам   освоения   основной
образовательной программы
     В результате освоения основной  профессиональной  образовательной
программы по специальности 0406 Сестринское дело выпускник должен быть
готов к лечебно-диагностической  и  медико-профилактической  работе  в
соответствии с квалификационной характеристикой.

             3. Требования к минимуму содержания основной
              профессиональной образовательной программы
                по специальности 0406 Сестринское дело

---------------------------------------------------------------------------------------
|  Индекс   |      Наименование дисциплин                | Всего часов | В т.ч. часов |
|           |                                            | максим.     | обязательных |
|           |                                            | учебной     | учебных      |
|           |                                            | нагрузки    | занятий      |
|           |                                            | студента    |              |
|-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------|
|     1     |                   2                        |   3         |   4          |
|-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------|
| ТО.Ф      | Теоретическое обучение - дисциплины        | 4230        | 3276         |
|           | федерального компонента                    |             |              |
|-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------|
| ОГСЭ.00   | Общие гуманитарные и                       |  808        |  626         |
|           | социально-экономические дисциплины <*>     |             |              |
|-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------|
| ОГСЭ.01   | Основы философии:                          |             |   44         |
|           |--------------------------------------------|             |              |
|           | предмет философии, основные вехи мировой   |             |              |
|           | философской мысли, природа человека и      |             |              |
|           | смысл его существования; человек и Бог,    |             |              |
|           | человек и космос; человек, общество,       |             |              |
|           | цивилизация, культура; свобода и           |             |              |
|           | ответственность личности; человеческое     |             |              |
|           | познание и деятельность; наука и ее роль;  |             |              |
|           | человечество перед лицом глобальных        |             |              |
|           | проблем                                    |             |              |
|-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------|
| ОГСЭ.02   | Основы права:                              |             |   32         |
|           |--------------------------------------------|             |              |
|           | право: понятие, система, источники;        |             |              |
|           | Конституция Российской Федерации - ядро    |             |              |
|           | правовой системы; Всеобщая декларация прав |             |              |
|           | человека; личность, право, правовое        |             |              |
|           | государство; юридическая ответственность и |             |              |
|           | ее виды, основные отрасли права; судебная  |             |              |
|           | система Российской Федерации;              |             |              |
|           | правоохранительные органы; правовые основы |             |              |
|           | здравоохранения                            |             |              |
|-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------|
| ОГСЭ.03   | Русский язык и культура речи:              |             |   56         |
|           |--------------------------------------------|             |              |
|           | основные составляющие русского языка; язык |             |              |
|           | и речь; специфика устной и письменной      |             |              |
|           | речи; понятие культуры речи; понятие о     |             |              |
|           | нормах русского литературного языка; виды  |             |              |
|           | норм; функциональные стили речи; специфика |             |              |
|           | и жанры каждого стиля; лексика;            |             |              |
|           | использование в речи                       |             |              |
|           | изобразительно-выразительных средств;      |             |              |
|           | лексические нормы; фразеология; типы       |             |              |
|           | фразеологических единиц, их использование  |             |              |
|           | в речи; лексикография; основные типы       |             |              |
|           | словарей; фонетика; основные фонетические  |             |              |
|           | единицы; фонетические средства языковой    |             |              |
|           | выразительности; орфоэпия; орфоэпические   |             |              |
|           | нормы русского литературного языка;        |             |              |
|           | понятие о фонеме; графика; позиционный     |             |              |
|           | принцип русской графики; орфография;       |             |              |
|           | принципы русской орфографии; морфемика;    |             |              |
|           | словообразовательные нормы; морфология;    |             |              |
|           | грамматические категории и способы их      |             |              |
|           | выражения в современном русском языке;     |             |              |
|           | морфологические нормы; синтаксис; основные |             |              |
|           | единицы синтаксиса; русская пунктуация;    |             |              |
|           | лингвистика текста                         |             |              |
|-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------|
| ОГСЭ.04   | Иностранный язык:                          |             |  192         |
|           |--------------------------------------------|             |              |
|           | основы делового языка по специальности;    |             |              |
|           | профессиональная лексика, фразеологические |             |              |
|           | обороты и термины; техника перевода (со    |             |              |
|           | словарем) профессионально ориентированных  |             |              |
|           | текстов; профессиональное общение          |             |              |
|-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------|
| ОГСЭ.05   | Физическая культура:                       |             |  192         |
|           |--------------------------------------------|             |              |
|           | роль физической культуры в общекультурном, |             |              |
|           | профессиональном и социальном развитии     |             |              |
|           | человека; социально-биологические и        |             |              |
|           | психофизиологические основы физического и  |             |              |
|           | спортивного самосовершенствования;         |             |              |
|           | профессионально-прикладная физическая      |             |              |
|           | подготовка                                 |             |              |
|-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------|
| ОГСЭ.06   | Основы экономики:                          |             |              |
|           |--------------------------------------------|             |              |
|           | экономика и ее основные проблемы,          |             |              |
|           | микроэкономика, ресурсы; механизмы         |             |              |
|           | рыночного ценообразования; конкуренция;    |             |              |
|           | экономические основы деятельности          |             |              |
|           | предприятия, фирмы; антимонопольное        |             |              |
|           | регулирование, доходы населения,           |             |              |
|           | регулирование социально-экономических      |             |              |
|           | проблем; макроэкономика; структура         |             |              |
|           | экономики страны; финансы;                 |             |              |
|           | кредитноденежная и налоговая системы;      |             |              |
|           | безработица; проблемы экономического       |             |              |
|           | роста; микро- и макроэкономические         |             |              |
|           | проблемы российской экономики;             |             |              |
|           | международное разделение труда; мировой    |             |              |
|           | рынок товаров, услуг и валют, основы       |             |              |
|           | бизнеса                                    |             |              |
|-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------|
| ОГСЭ.07   | Основы социологии и политологии:           |             |   66         |
|           |--------------------------------------------|             |              |
|           | социология как наука; общество как         |             |              |
|           | социокультурная система; социальные        |             |              |
|           | общности; социальные и этнонациональные    |             |              |
|           | отношения; социальные процессы; социальные |             |              |
|           | институты и организации; личность: ее      |             |              |
|           | социальные роли и социальное поведение;    |             |              |
|           | социальные движения; социальные конфликты  |             |              |
|           | и способы их разрешения; предмет           |             |              |
|           | политологии; политическая власть и         |             |              |
|           | властные отношения; политическая система;  |             |              |
|           | субъекты политики; политическое сознание;  |             |              |
|           | политическая культура; мировая политика и  |             |              |
|           | международные отношения;                   |             |              |
|           | социально-политические процессы в России   |             |              |
|-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------|
| ОГСЭ.ДВ.00| Дисциплины по выбору студента,             |             |   44         |
|           | устанавливаемые образовательным            |             |              |
|           | учреждением                                |             |              |
|-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------|
| ЕН.00     | Математические и общие естественнонаучные  |  116        |   90         |
|           | дисциплины                                 |             |              |
|-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------|
| ЕН.01     | Математика:                                |             |   32         |
|           |--------------------------------------------|             |              |
|           | пределы, их свойства; дифференциал и его   |             |              |
|           | приложение к приближенным вычислениям;     |             |              |
|           | неопределенный и определенный интегралы и  |             |              |
|           | их свойства; решение прикладных задач с    |             |              |
|           | помощью определенного интеграла; элементы  |             |              |
|           | дискретной математики, теории вероятностей |             |              |
|           | и математической статистики                |             |              |
|-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------|
| ЕН.02     | Информатика:                               |             |   58         |
|           |--------------------------------------------|             |              |
|           | автоматизированная обработка информации:   |             |              |
|           | основные понятия, технология; общий состав |             |              |
|           | и структура персональных ЭВМ и             |             |              |
|           | вычислительных систем; программное         |             |              |
|           | обеспечение вычислительной техники,        |             |              |
|           | операционные системы и оболочки;           |             |              |
|           | прикладное программное обеспечение;        |             |              |
|           | организация размещения, хранения и         |             |              |
|           | передачи информации; защита информации от  |             |              |
|           | несанкционированного доступа; антивирусные |             |              |
|           | средства защиты информации; локальные и    |             |              |
|           | глобальные компьютерные сети, сетевые      |             |              |
|           | технологии обработки информации;           |             |              |
|           |--------------------------------------------|             |              |
|           | прикладные программные средства: текстовые |             |              |
|           | процессоры, электронные таблицы, системы   |             |              |
|           | управления базами данных, графические      |             |              |
|           | редакторы, информационнопоисковые системы  |             |              |
|           | (с изучением конкретных программных        |             |              |
|           | средств в зависимости от специальности);   |             |              |
|           | автоматизированные системы: понятие,       |             |              |
|           | состав, виды                               |             |              |
|-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------|
| ОПД.00    | Общепрофессиональные дисциплины            | 1149        |  890         |
|-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------|
| ОПД.01    | Основы латинского языка и медицинской      |             |   40         |
|           | терминологии:                              |             |              |
|           |--------------------------------------------|             |              |
|           | основы грамматики латинского языка;        |             |              |
|           | способы образования терминов; чтение и     |             |              |
|           | перевод названий органов, систем, тканей,  |             |              |
|           | болезней, лекарственных препаратов,        |             |              |
|           | пословиц и поговорок; выписывание рецептов |             |              |
|-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------|
| ОПД.02    | Анатомия и физиология человека:            |             |  180         |
|           |--------------------------------------------|             |              |
|           | строение тела человека: понятие о тканях,  |             |              |
|           | органах, системах органов; строение,       |             |              |
|           | функции и топография органов и систем      |             |              |
|           | органов; основные закономерности развития  |             |              |
|           | и жизнедеятельности организма на основе    |             |              |
|           | структурной организации клеток, тканей,    |             |              |
|           | органов; функциональные системы организма  |             |              |
|           | человека, их регуляция и саморегуляция при |             |              |
|           | воздействии внешней среды; закономерности  |             |              |
|           | функционирования отдельных органов и       |             |              |
|           | систем                                     |             |              |
|-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------|
| ОПД.03    | Основы патологии:                          |             |   36         |
|           |--------------------------------------------|             |              |
|           | понятие о болезни; этиология, патогенез,   |             |              |
|           | роль реактивности в патологии; механизмы   |             |              |
|           | развития типовых патологических процессов; |             |              |
|           | закономерности и формы нарушений функций   |             |              |
|           | организма и систем                         |             |              |
|-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------|
| ОПД.04    | Здоровый человек и его окружение:          |             |  120         |
|           |--------------------------------------------|             |              |
|           | демографическая ситуация в мире, в России, |             |              |
|           | в регионе; периоды жизни,                  |             |              |
|           | анатомо-физиологические и психологические  |             |              |
|           | особенности человека в разные возрастные   |             |              |
|           | периоды; жизненно важные потребности       |             |              |
|           | человека; роль среднего медицинского       |             |              |
|           | работника в поддержании и сохранении       |             |              |
|           | здоровья в разные периоды жизни человека;  |             |              |
|           |--------------------------------------------|             |              |
|           | здоровый ребенок; периоды детского         |             |              |
|           | возраста; анатомо-физиологические и        |             |              |
|           | психологические особенности детей в разные |             |              |
|           | возрастные периоды; новорожденный ребенок  |             |              |
|           | и уход за ним; гигиена, диететика ребенка  |             |              |
|           | в разные возрастные периоды, особенности   |             |              |
|           | вскармливания детей раннего возраста;      |             |              |
|           | здоровые женщина и мужчина зрелого         |             |              |
|           | возраста; строение и функции               |             |              |
|           | репродуктивной системы; гигиена; методы    |             |              |
|           | контрацепции; планирование семьи; семья и  |             |              |
|           | брак; физиология беременности,             |             |              |
|           | диагностика; питание, режим, гигиена       |             |              |
|           | беременной; роды, периоды родов;           |             |              |
|           | климактерический период у женщины и        |             |              |
|           | мужчины;                                   |             |              |
|           |--------------------------------------------|             |              |
|           | анатомо-физиологические и психологические  |             |              |
|           | особенности лиц пожилого и старческого     |             |              |
|           | возраста; психология старения;             |             |              |
|           | профилактика преждевременной старости;     |             |              |
|           | образ жизни пожилого человека; способы     |             |              |
|           | удовлетворения жизненно важных             |             |              |
|           | потребностей; социальная защита            |             |              |
|           | престарелых: питание пожилых людей;        |             |              |
|           | принципы фармакотерапии лиц пожилого       |             |              |
|           | возраста; естественная смерть              |             |              |
|-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------|
| ОПД.05    | Медицинская генетика:                      |             |   32         |
|           |--------------------------------------------|             |              |
|           | биохимические и цитологические основы      |             |              |
|           | наследственности; закономерности           |             |              |
|           | наследования признаков; наследственность и |             |              |
|           | среда; наследственные заболевания; методы  |             |              |
|           | изучения наследственности человека;        |             |              |
|           | медико-генетическое консультирование       |             |              |
|-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------|
| ОПД.06    | Гигиена и экология человека:               |             |   60         |
|           |--------------------------------------------|             |              |
|           | основные разделы гигиенической науки;      |             |              |
|           | методы гигиенических исследований; гигиена |             |              |
|           | воздуха; гигиена почвы; гигиена воды;      |             |              |
|           | гигиена жилища; гигиена питания; личная    |             |              |
|           | гигиена, гигиена труда; гигиена детей и    |             |              |
|           | подростков; гигиена                        |             |              |
|           | лечебно-профилактических учреждений;       |             |              |
|           | санитарное просвещение;                    |             |              |
|           |--------------------------------------------|             |              |
|           | экология как наука; принципы экологической |             |              |
|           | классификации организмов; биосфера;        |             |              |
|           | экосистемы; биоценозы; популяции;          |             |              |
|           | мутационный процесс; воздух, вода, почва   |             |              |
|           | как экологические факторы, их основные     |             |              |
|           | физические и химические свойства;          |             |              |
|           | предупреждение загрязнения воздушной       |             |              |
|           | сферы, защита водного океана и почвы;      |             |              |
|           | здоровый образ жизни как экологический     |             |              |
|           | фактор здоровья человека                   |             |              |
|-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------|
| ОПД.07    | Основы микробиологии, вирусологии,         |             |   72         |
|           | иммунологии:                               |             |              |
|           |--------------------------------------------|             |              |
|           | классификация, морфология и физиология     |             |              |
|           | микроорганизмов и их идентификация; роль и |             |              |
|           | свойства микроорганизмов, распространение  |             |              |
|           | и влияние на здоровье человека; инфекция и |             |              |
|           | иммунитет; методы исследования в           |             |              |
|           | микробиологии, медицинские                 |             |              |
|           | иммунологические препараты; клиническая    |             |              |
|           | микробиология                              |             |              |
|-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------|
| ОПД.08    | Фармакология:                              |             |   80         |
|           |--------------------------------------------|             |              |
|           | общая рецептура; общая фармакология;       |             |              |
|           | противомикробные средства; нейротропные    |             |              |
|           | средства; средства, влияющие на            |             |              |
|           | сердечно-сосудистую систему, на функции    |             |              |
|           | органов дыхания и пищеварения; средства,   |             |              |
|           | влияющие на тонус и сократительную         |             |              |
|           | активность; миометрия; средства, влияющие  |             |              |
|           | на систему крови; плазмозамещающие и       |             |              |
|           | дезинтоксикационные растворы; препараты    |             |              |
|           | гормонов, ферментов и витаминные           |             |              |
|           | препараты; основные принципы лечения       |             |              |
|           | острых отравлений лекарственными           |             |              |
|           | веществами                                 |             |              |
|-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------|
| ОПД.09    | Правовое обеспечение профессиональной      |             |   34         |
|           | деятельности:                              |             |              |
|           |--------------------------------------------|             |              |
|           | понятие правового регулирования в сфере    |             |              |
|           | профессиональной деятельности; правовое    |             |              |
|           | положение субъектов предпринимательской    |             |              |
|           | деятельности, организационно-правовые      |             |              |
|           | формы юридических лиц, трудовое право,     |             |              |
|           | трудовой договор, порядок его заключения и |             |              |
|           | основания прекращения; оплата труда; роль  |             |              |
|           | государственного регулирования в           |             |              |
|           | обеспечении занятости населения,           |             |              |
|           | дисциплинарная и материальная              |             |              |
|           | ответственность работника;                 |             |              |
|           | административные правонарушения и          |             |              |
|           | административная ответственность, право    |             |              |
|           | граждан на социальную защиту, защита       |             |              |
|           | нарушенных прав и судебный порядок         |             |              |
|           | разрешения споров                          |             |              |
|-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------|
| ОПД.10    | Экономика здравоохранения и управление:    |             |   32         |
|           |--------------------------------------------|             |              |
|           | экономика здравоохранения в системе        |             |              |
|           | экономических наук; развитие рыночных      |             |              |
|           | отношений в здравоохранении; услуги        |             |              |
|           | здравоохранения и их специфика; структура  |             |              |
|           | и механизм действия рынка услуг в          |             |              |
|           | здравоохранении; цены, ценообразование на  |             |              |
|           | медицинские услуги, стоимость услуг,       |             |              |
|           | страховые тарифы, страховые взносы;        |             |              |
|           | медицинское учреждение как                 |             |              |
|           | услугопроизводящее предприятие;            |             |              |
|           |--------------------------------------------|             |              |
|           | цели и задачи управления учреждением       |             |              |
|           | здравоохранения, функции менеджмента;      |             |              |
|           | внутренняя и внешняя среда учреждения      |             |              |
|           | здравоохранения; стратегический            |             |              |
|           | менеджмент; система мотивации труда;       |             |              |
|           | управление рисками; управление             |             |              |
|           | конфликтами; психология менеджмента; этика |             |              |
|           | делового общения; информационные           |             |              |
|           | технологии в сфере управления              |             |              |
|           | здравоохранением                           |             |              |
|-----------|--------------------------------------------|-------------|--------------|
| ОПД.11    | Психология:                                |             |  124         |
|           |--------------------------------------------|             |              |
|           | общая психология:                          |             |              |
|           |--------------------------------------------|             |              |
|           | предмет психологии; психология в           |             |              |
|           | обеспечении медицинской и управленческой   |             |              |
|           | деятельности; методологические принципы    |             |              |
|           | современной психологии; поведенческий      |             |              |
|           | подход в психологии; составляющие развития |             |              |
|           | человека; основные особенности онтогенеза  |             |              |
|           | психологии человека; психология и возраст; |             |              |
|           | знание о себе и самосознание личности;     |             |              |
|           | структура личности; развитие личности;     |             |              |
|           | мировоззрение, убеждения, мотивы поведения |             |              |
|           | личности; волевая регуляция поведения;     |             |              |
|           | эмоциональное обеспечение поведения;       |             |              |
|           | классификация эмоциональных состояний      |             |              |
|           | человека; эмоциональные особенности и      |             |              |
|           | свойства личности; личность и общение;     |             |              |
|           | уровни общения; общение в диаде и          |             |              |
|           | внутригрупповое общение;                   |             |              |
|           |--------------------------------------------|             |              |
|           | социальная психология:                     |             |              |
|           |--------------------------------------------|             |              |
|           | предмет социальной психологии; проблема    |             |              |
|           | социализации личности в социальной         |             |              |
|           | психологии; межличностные отношения;       |             |              |
|           | агрессия и помощь; психология общения;     |             |              |
|           | содержание, цели и средства общения;       |             |              |
|           | деловое общение; общение в диаде;          |             |              |
|           | внутригрупповое общение; психология        |             |              |
|           | выступления; переговоры, дискуссии, споры; |             |              |
|           | группы как социальнопсихологический        |             |              |
|           | феномен; виды групп; групповая динамика и  |             |              |
|           | лидерство в группе; эффективность          |             |              |
|           | групповой деятельности; природа конфликтов |             |              |
|           | и пути их разрешения; человек и труд;      |             |              |
|           | психология профессий; психология развития  |             |              |
|           | профессионала; психология жизненного пути; |             |              |
|           |--------------------------------------------|             |              |
|           | медицинская психология:                    |             |              |
|           |--------------------------------------------|             |              |
|           | составляющие здоровья: телесная,           |             |              |
|           | психическая, социальная; семейный подход в |             |              |
|           | медицине; психологическая поддержка        |             |              |
|           | пациента; профессиональные качества        |             |              |
|           | медицинского работника; психологические    |             |              |
|           | особенности общения медсестры с пациентом; |             |              |
|           | особенности общения с пациентами различных |             |              |
|           | возрастных групп; общение с пациентом,     |             |              |
|           | длительное время находящимся в стационаре; |             |              |
|           | психология проведения сестринских          |             |              |
|           | манипуляций; общий доброжелательный        |             |              |
|           | настрой медперсонала, его терпимость и     |             |              |
|           | готовность помочь пациентам;               |             |              |
|           | психологический уход за умирающим; страх   |             |              |
|           | смерти; самопомощь, умение медсестры       |             |              |
|           | регулировать свое эмоциональное состояние; |             |              |
|           | профилактика дистресса у сестринского      |             |              |

Страницы: 1  2  


Оглавление