ПРЕДПРИЯТИЕМ, ПОМИМО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОСНОВНОЙ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗА СЧЕТ ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ ЧЕРЕЗ БАНК БЫЛИ ПРИОБРЕТЕНЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ. ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЭТИХ ЦЕННЫХ БУМАГ БЫЛА ПРИОБРЕТЕНА ДО 1998 ГОДА. В СООТВЕТСТВИИ С РЕ. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 15.04.03 21-09/20858

             ПРЕДПРИЯТИЕМ, ПОМИМО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОСНОВНОЙ
  ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗА СЧЕТ ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ ЧЕРЕЗ
  БАНК БЫЛИ ПРИОБРЕТЕНЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ. ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ
ЧАСТЬ ЭТИХ ЦЕННЫХ БУМАГ БЫЛА ПРИОБРЕТЕНА ДО 1998 ГОДА. В СООТВЕТСТВИИ
  С РЕШЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 17.08.98 ОНИ БЫЛИ
"ЗАМОРОЖЕНЫ", А ЗАТЕМ В СООТВЕТСТВИИ С РЕШЕНИЕМ МИНФИНА РОССИИ И БАНКА
     РОССИИ ОТ 21.12.98 N 258 БЫЛИ ЗАМЕНЕНЫ НА НОВЫЕ (С УКАЗАНИЕМ
 НОМИНАЛЬНОЙ СТОИМОСТИ ЭТИХ ЦЕННЫХ БУМАГ И ПОРЯДКА ВЫПЛАТЫ КУПОННОГО
 ДОХОДА). ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ БЫЛА ПРИОБРЕТЕНА В 2002
     ГОДУ С НАЧИСЛЕНИЕМ ДИСКОНТА - РАЗНИЦЫ МЕЖДУ ЦЕНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ
               (ПОГАШЕНИЯ) И ЦЕНОЙ ПОКУПКИ (НОМИНАЛА).
  В СВЯЗИ С ПЕРЕХОДОМ ПРЕДПРИЯТИЯ С 1 ЯНВАРЯ 2003 ГОДА НА УПРОЩЕННУЮ
    СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРОСЬБА ДАТЬ РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО СЛЕДУЮЩИМ
                              ВОПРОСАМ:
    - ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ДОХОДОМ ПРЕДПРИЯТИЯ, ПОДЛЕЖАЩИМ ОБЛОЖЕНИЮ ЕДИНЫМ
 НАЛОГОМ, НОМИНАЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ (ЦЕНА ПОКУПКИ) ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ
 БУМАГ В СЛУЧАЕ ИХ ПОГАШЕНИЯ И ПОСТУПЛЕНИЯ СРЕДСТВ НА РАСЧЕТНЫЙ СЧЕТ
                             ПРЕДПРИЯТИЯ;
  - ВКЛЮЧАЕТСЯ ЛИ В РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ НОМИНАЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ (ЦЕНА
                ПОКУПКИ) ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ?

                                ПИСЬМО

                      УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ
                   ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

                          15 апреля 2003 г.
                            N 21-09/20858

                                 (Д)


     В соответствии  со  ст.  346.15  главы  26.2  Налогового  кодекса
Российской  Федерации  (далее  -  НК  РФ) доходы от реализации товаров
(работ,   услуг),   реализации   имущества,   имущественных   прав   и
внереализационные    доходы,    учитываемые    при    налогообложении,
определяются   организациями,    применяющими    упрощенную    систему
налогообложения,  в  соответствии  со  статьями  249 и 250 НК РФ.  При
определении  объекта  налогообложения  организациями  не   учитываются
доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ.
     Одновременно с этим следует иметь в  виду,  что  в  тех  случаях,
когда  в  статьях  главы  25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ есть
ссылки на другие  статьи  главы  25  НК  РФ,  они  должны  применяться
налогоплательщиками  только в том случае,  если не противоречат другим
положениям главы 26.2 НК РФ.  В соответствии с п.  3  ст.  249  НК  РФ
особенности  определения  доходов от реализации,  полученных в связи с
особыми  обстоятельствами,   к   которым,   в   частности,   относятся
особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами
и по операциям с государственными и муниципальными  ценными  бумагами,
устанавливаются положениями главы 25 НК РФ. Указанные нормы определены
статьями 280 и 281 Кодекса.
     В соответствии с Методическими рекомендациями по применению главы
25 "Налог на прибыль  организаций"  части  второй  Налогового  кодекса
Российской Федерации,  утвержденными приказом МНС России от 20.12.2002
N БГ-3-02/729,  правила,  предусмотренные ст. 280 НК РФ, действуют и в
отношении  государственных  и муниципальных ценных бумаг,  но с учетом
положений ст. 281 НК РФ.
     Как следует из положений п.  2 ст.  280 и ст.  281 НК РФ,  доходы
налогоплательщика  от  операций  по  реализации  или   иного   выбытия
государственных  и  муниципальных ценных бумаг (в том числе погашения)
определяются исходя  из  цены  реализации  или  иного  выбытия  ценной
бумаги.  При  налогообложении  сделок  по реализации или иного выбытия
ценных бумаг цена эмиссионных государственных и  муниципальных  ценных
бумаг учитывается без процентного (купонного) дохода, приходящегося на
время владения  налогоплательщиком  этими  ценными  бумагами,  выплата
которого предусмотрена условиями выпуска такой ценной бумаги.
     По государственным и муниципальным ценным бумагам,  при обращении
которых  в цену сделки включается часть накопленного купонного дохода,
выручка уменьшается на доход в размере накопленного купонного  дохода,
причитающегося  за  время владения налогоплательщиком указанной ценной
бумагой.
     Процентный доход   по   государственным  и  муниципальным  ценным
бумагам,  определяемый в соответствии с п. 3 ст. 43 НК РФ и ст. 281 НК
РФ,  включается  в  состав внереализационных доходов и учитывается при
определении объекта налогообложения при применении упрощенной  системы
налогообложения.
     В соответствии со  ст.  346.16  НК  РФ  при  определении  объекта
налогообложения    (доходы,    уменьшенные   на   величину   расходов)
налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы,  указанные  в
п.  1 названной статьи. При этом цена приобретения (включая расходы на
приобретение) и затраты на  реализацию  ценных  бумаг,  учитываемые  в
расходах при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг в соответствии
с п. 2 ст. 280 НК РФ, не включены в перечень расходов, учитываемых для
целей    налогообложения    при    применении    упрощенной    системы
налогообложения,  и не учитываются при определении налоговой базы  для
исчисления единого налога.
     С учетом  изложенного  при   определении   налоговой   базы   для
исчисления   единого  налога,  уплачиваемого  в  связи  с  применением
упрощенной системы налогообложения, в случае погашения государственных
и  муниципальных  ценных  бумаг и зачисления средств на расчетный счет
организации  учитывается  цена  погашения  этих  ценных  бумаг  и   не
учитывается цена их приобретения.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                         А.Г. Луканина