ПРЕДПРИЯТИЕМ, ПОМИМО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОСНОВНОЙ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗА СЧЕТ ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ ЧЕРЕЗ БАНК БЫЛИ ПРИОБРЕТЕНЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ. ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЭТИХ ЦЕННЫХ БУМАГ БЫЛА ПРИОБРЕТЕНА ДО 1998 ГОДА. В СООТВЕТСТВИИ С РЕШЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 17.08.98 ОНИ БЫЛИ "ЗАМОРОЖЕНЫ", А ЗАТЕМ В СООТВЕТСТВИИ С РЕШЕНИЕМ МИНФИНА РОССИИ И БАНКА РОССИИ ОТ 21.12.98 N 258 БЫЛИ ЗАМЕНЕНЫ НА НОВЫЕ (С УКАЗАНИЕМ НОМИНАЛЬНОЙ СТОИМОСТИ ЭТИХ ЦЕННЫХ БУМАГ И ПОРЯДКА ВЫПЛАТЫ КУПОННОГО ДОХОДА). ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ БЫЛА ПРИОБРЕТЕНА В 2002 ГОДУ С НАЧИСЛЕНИЕМ ДИСКОНТА - РАЗНИЦЫ МЕЖДУ ЦЕНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ (ПОГАШЕНИЯ) И ЦЕНОЙ ПОКУПКИ (НОМИНАЛА). В СВЯЗИ С ПЕРЕХОДОМ ПРЕДПРИЯТИЯ С 1 ЯНВАРЯ 2003 ГОДА НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРОСЬБА ДАТЬ РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО СЛЕДУЮЩИМ ВОПРОСАМ: - ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ДОХОДОМ ПРЕДПРИЯТИЯ, ПОДЛЕЖАЩИМ ОБЛОЖЕНИЮ ЕДИНЫМ НАЛОГОМ, НОМИНАЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ (ЦЕНА ПОКУПКИ) ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ В СЛУЧАЕ ИХ ПОГАШЕНИЯ И ПОСТУПЛЕНИЯ СРЕДСТВ НА РАСЧЕТНЫЙ СЧЕТ ПРЕДПРИЯТИЯ; - ВКЛЮЧАЕТСЯ ЛИ В РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ НОМИНАЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ (ЦЕНА ПОКУПКИ) ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 15 апреля 2003 г. N 21-09/20858 (Д) В соответствии со ст. 346.15 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества, имущественных прав и внереализационные доходы, учитываемые при налогообложении, определяются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии со статьями 249 и 250 НК РФ. При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ. Одновременно с этим следует иметь в виду, что в тех случаях, когда в статьях главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ есть ссылки на другие статьи главы 25 НК РФ, они должны применяться налогоплательщиками только в том случае, если не противоречат другим положениям главы 26.2 НК РФ. В соответствии с п. 3 ст. 249 НК РФ особенности определения доходов от реализации, полученных в связи с особыми обстоятельствами, к которым, в частности, относятся особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами и по операциям с государственными и муниципальными ценными бумагами, устанавливаются положениями главы 25 НК РФ. Указанные нормы определены статьями 280 и 281 Кодекса. В соответствии с Методическими рекомендациями по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденными приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729, правила, предусмотренные ст. 280 НК РФ, действуют и в отношении государственных и муниципальных ценных бумаг, но с учетом положений ст. 281 НК РФ. Как следует из положений п. 2 ст. 280 и ст. 281 НК РФ, доходы налогоплательщика от операций по реализации или иного выбытия государственных и муниципальных ценных бумаг (в том числе погашения) определяются исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги. При налогообложении сделок по реализации или иного выбытия ценных бумаг цена эмиссионных государственных и муниципальных ценных бумаг учитывается без процентного (купонного) дохода, приходящегося на время владения налогоплательщиком этими ценными бумагами, выплата которого предусмотрена условиями выпуска такой ценной бумаги. По государственным и муниципальным ценным бумагам, при обращении которых в цену сделки включается часть накопленного купонного дохода, выручка уменьшается на доход в размере накопленного купонного дохода, причитающегося за время владения налогоплательщиком указанной ценной бумагой. Процентный доход по государственным и муниципальным ценным бумагам, определяемый в соответствии с п. 3 ст. 43 НК РФ и ст. 281 НК РФ, включается в состав внереализационных доходов и учитывается при определении объекта налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения. В соответствии со ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения (доходы, уменьшенные на величину расходов) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы, указанные в п. 1 названной статьи. При этом цена приобретения (включая расходы на приобретение) и затраты на реализацию ценных бумаг, учитываемые в расходах при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг в соответствии с п. 2 ст. 280 НК РФ, не включены в перечень расходов, учитываемых для целей налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения, и не учитываются при определении налоговой базы для исчисления единого налога. С учетом изложенного при определении налоговой базы для исчисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в случае погашения государственных и муниципальных ценных бумаг и зачисления средств на расчетный счет организации учитывается цена погашения этих ценных бумаг и не учитывается цена их приобретения. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга А.Г. Луканина |