ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ФРАНЦУЗСКОЙ КОМПАНИИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО И ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА И СОСТОИТ НА УЧЕТЕ В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО МЕСТУ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОДНОВРЕМЕННО ПО ПОРУЧЕНИЮ ГОЛОВНОЙ КОМПАНИИ УКАЗАННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ОПЛАЧИВАЕТ СЧЕТА ЗА ОКАЗАННЫЕ РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ УСЛУГИ В ПОЛЬЗУ ДРУГОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ КОМПАНИИ, ВХОДЯЩЕЙ В ТОТ ЖЕ ХОЛДИНГ, В КОТОРЫЙ ВХОДИТ И КОМПАНИЯ, СОЗДАВШАЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРОСЬБА РАЗЪЯСНИТЬ, ПРИВОДИТ ЛИ ТАКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ К ОБРАЗОВАНИЮ ПОСТОЯННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 16 апреля 2003 г. N 26-12/20871 (Д) В соответствии со ст. 246 главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются налогоплательщиками налога на прибыль в Российской Федерации. Согласно ст. 5 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество от 26.11.96 (далее - Конвенция) термин "постоянное представительство" для целей применения Конвенции означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного Договаривающегося Государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве. В то же время в соответствии с п. 4 ст. 5 Конвенции считается, что термин "постоянное представительство" не включает: a) использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации или поставки товаров, принадлежащих предприятию; b) содержание запасов товаров, принадлежащих предприятию, исключительно в целях хранения, демонстрации или поставки; c) содержание запасов товаров, принадлежащих предприятию, исключительно для целей переработки другим предприятием; d) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров или для сбора информации для предприятия; e) содержание постоянного места деятельности исключительно в целях осуществления для предприятия любой другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера; f) содержание постоянного места деятельности исключительно для осуществления любой комбинации видов деятельности, упомянутых в подпунктах от "a" до "e". При применении международных договоров, регулирующих вопросы налогообложения, компетентные органы Договаривающихся Государств могут руководствоваться комментариями к модели Конвенции по налогам на доход и капитал Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в соответствии с которыми при определении различий между деятельностью, имеющей или не имеющей подготовительный и вспомогательный характер, решающим критерием является деятельность постоянного места бизнеса, которая сама по себе может составлять основную и значительную часть деятельности предприятия в целом. Это место бизнеса может внести хороший вклад в производительность предприятия, но услуги, производимые им, далеки от фактической реализации прибыли. Там, где основная цель постоянного места бизнеса идентична с основной целью предприятия, оно не ведет подготовительную и вспомогательную деятельность. Кроме того, в подп. 4 ст. 5 Конвенции подразумевается, что деятельность подготовительного и вспомогательного характера должна проводиться для предприятия, создавшего это постоянное место бизнеса. Постоянное место бизнеса, служащее не только своему предприятию, но также другим предприятиям, например, другим компаниям группы, которой принадлежит предприятие, владеющее постоянным местом, не подпадает под действие п. 4 ст. 5 Конвенции (в случае если постоянное место бизнеса выполняет любые функции, перечисленные в п. 4 ст. 5 Конвенции, не только от имени предприятия, создавшего его, но также от имени других предприятий, то такая деятельность будет рассматриваться как приводящая к образованию постоянного представительства). В случае если иностранная организация осуществляет на территории Российской Федерации деятельность подготовительного и (или) вспомогательного характера в интересах третьих лиц, приводящую к образованию постоянного представительства, и при этом в отношении такой деятельности не предусмотрено получение вознаграждения, то в соответствии с п. 3 ст. 307 НК РФ налоговая база по налогу на прибыль определяется в размере 20% от суммы расходов этого постоянного представительства, связанных с такой деятельностью. Таким образом, положения п. 3 ст. 307 НК РФ применяются для расчета налоговой базы по налогу на прибыль при осуществлении деятельности представительства одной иностранной организации в пользу иных организаций. Иностранные организации, исчисляющие налоговую базу по налогу на прибыль и в соответствии с порядком, предусмотренным п. 3 ст. 307 НК РФ, заполняют все строки разделов 4 и 5 налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации, предусмотренные для указания произведенных расходов. По строке 291 раздела 4 "Налоговая база по специальному расчету" отражается сумма, исчисленная в размере 20% от суммы, отраженной по строке 160 раздела 4 "Расходы иностранной организации - всего". Строки с символом "В" раздела 4 декларации заполняются в соответствии с Инструкцией по заполнению налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации, утвержденной приказом МНС России от 07.03.2002 N БГ-3-23/118. Основание: письмо МНС России от 26.06.2002 N 23-1-14/21-867-Ч230. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга А.А. Глинкин |