РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ-ИМПОРТЕР, ПРИМЕНЯЮЩАЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ МЕТОД НАЧИСЛЕНИЯ, ЗАНИМАЕТСЯ ИЗГОТОВЛЕНИЕМ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ. ПРОСЬБА РАЗЪЯСНИТЬ: 1. КАКОВ ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ ЗАТРАТ ПО ОПЛАТЕ КОМИССИОННОГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ БАН. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 25.04.03 26-12/22715

        РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ-ИМПОРТЕР, ПРИМЕНЯЮЩАЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ
 НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ МЕТОД НАЧИСЛЕНИЯ, ЗАНИМАЕТСЯ ИЗГОТОВЛЕНИЕМ И
          РЕАЛИЗАЦИЕЙ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ. ПРОСЬБА РАЗЪЯСНИТЬ:
      1. КАКОВ ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ ЗАТРАТ ПО ОПЛАТЕ КОМИССИОННОГО
    ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ БАНКУ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ИМ ФУНКЦИЙ АГЕНТА ВАЛЮТНОГО
     КОНТРОЛЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ПАСПОРТА ИМПОРТНОЙ СДЕЛКИ ПО ЗАКУПКЕ
       МАТЕРИАЛОВ, ПРОИЗВОДИМОЙ ПОСЛЕ ОПРИХОДОВАНИЯ И СПИСАНИЯ
                МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ?
 2. КАКОВ ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ ИМПОРТНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН И СБОРОВ ПРИ
 ЗАКУПКЕ ОБОРУДОВАНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕННОГО ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В КАЧЕСТВЕ
                  ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СРЕДСТВ?

                                ПИСЬМО

                      УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ
                   ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

                          25 апреля 2003 г.
                            N 26-12/22715

                                 (Д)


     1. На  основании  п.  1  ст.  4  Закона  Российской  Федерации от
09.10.92 N 3615-1  "О  валютном  регулировании  и  валютном  контроле"
(далее  -  Закон  N 3615-1) резиденты имеют право покупать иностранную
валюту на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в  порядке  и
на цели, определяемые Центральным банком Российской Федерации.
     Покупка и  продажа  иностранной  валюты  в  Российской  Федерации
производятся  через  уполномоченные  банки в порядке,  устанавливаемом
Центральным банком Российской Федерации (п. 2 ст. 4 Закона N 3615-1).
     Порядок покупки  юридическими  лицами  -  резидентами иностранной
валюты за рубли на внутреннем рынке  Российской  Федерации  для  целей
осуществления  платежей  по  договорам об импорте товаров в Российскую
Федерацию установлен Указанием Банка России от 17.12.2002 N 1223-У "Об
особенностях  покупки  юридическими  лицами  - резидентами иностранной
валюты за валюту Российской Федерации  на  внутреннем  валютном  рынке
Российской  Федерации для целей осуществления платежей по договорам об
импорте товаров в Российскую Федерацию" (далее - Указание).
     Согласно п. 1 Указания при покупке юридическим лицом - резидентом
иностранной валюты для осуществления платежей по договору  об  импорте
товаров  в  Российскую  Федерацию  после  ввоза  товаров на территорию
Российской   Федерации   (после   таможенного   оформления    товаров)
юридическое  лицо  -  резидент обязано одновременно с представлением в
уполномоченный банк, в котором на специальный транзитный валютный счет
юридического   лица  -  резидента  зачисляется  купленная  иностранная
валюта,  поручения на покупку и обосновывающих документов  представить
копию   грузовой   таможенной   декларации,   предусмотренную  п.  4.1
инструкции Банка России  и  ГТК  России  от  04.10.2000  N  91-И  и  N
01-11/28644   (соответственно)   "О  порядке  осуществления  валютного
контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров",
заверенную в порядке, установленном уполномоченным банком.
     На основании п.  3 ст.  4 Закона N 3615-1 заключенные в нарушение
положений пунктов 1 и 2 указанной статьи и, следовательно, в нарушение
вышеуказанного   порядка,   установленного   Банком   России,   сделки
купли-продажи иностранной валюты являются недействительными.
     В соответствии с п.  6 Указа Президента Российской  Федерации  от
21.11.95  N 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного
контроля в Российской Федерации" уполномоченные банки вправе оказывать
предприятиям   посреднические  услуги  по  выполнению  функций  агента
валютного контроля,  оформлению и подписанию паспорта  сделки  (в  том
числе  импортной),  за  которые взимают с клиентов,  оформивших в этих
банках паспорт сделки, плату в размере не более 0,15% суммы сделки, по
которой уполномоченный банк осуществляет валютный контроль.
     При определении   состава   расходов,   принимаемых   для   целей
налогообложения прибыли в 2002 году,  необходимо руководствоваться ст.
252 главы 25 части  второй  Налогового  кодекса  Российской  Федерации
(далее - НК РФ).
     В соответствии  с  вышеуказанной  статьей  расходами   признаются
обоснованные  и  документально  подтвержденные  затраты  (а в случаях,
предусмотренных ст.  265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком.
     Под обоснованными расходами понимаются  экономически  оправданные
затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     Под документально подтвержденными расходами  понимаются  затраты,
подтвержденные    документами,    оформленными    в   соответствии   с
законодательством Российской  Федерации.  Расходами  признаются  любые
затраты   при   условии,   что   они   произведены  для  осуществления
деятельности, направленной на получение дохода.
     Расходы в   зависимости   от   их   характера,  а  также  условий
осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на
расходы,  связанные с производством и реализацией, и внереализационные
расходы.
     Расходы, связанные с производством и реализацией,  подразделяются
на:
     1) материальные расходы;
     2) расходы на оплату труда;
     3) суммы начисленной амортизации;
     4) прочие расходы.
     Материальные расходы,  учитываемые  при исчислении налоговой базы
по налогу на прибыль, должны удовлетворять положениям ст. 254 НК РФ.
     В частности,  согласно п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам
относятся затраты налогоплательщика  на  приобретение  сырья  и  (или)
материалов,  используемых  в  производстве  товаров (выполнении работ,
оказании  услуг)  и  (или)  образующих  их  основу   либо   являющихся
необходимым  компонентом  при  производстве товаров (выполнении работ,
оказании услуг).
     Согласно п.  2  ст.  254  НК  РФ  стоимость  товарно-материальных
ценностей,  включаемых в материальные расходы,  определяется исходя из
цен  их  приобретения (без учета сумм налогов,  подлежащих вычету либо
включаемых в расходы в соответствии с  НК  РФ),  включая  комиссионные
вознаграждения,   уплачиваемые  посредническим  организациям,  ввозные
таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты,
связанные с приобретением товарно-материальных ценностей.
     При этом перечень материальных расходов,  который приведен в  ст.
254  НК  РФ,  является открытым.  В связи с этим в состав материальных
расходов могут быть включены любые материальные затраты,  связанные  с
технологическими   особенностями   производственного   процесса,   при
условии,  что они соответствуют критериям экономической оправданности,
документальной   обоснованности   и  производственной  направленности,
указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
     В соответствии  с подп.  25 п.  1 ст.  264 НК РФ в составе прочих
расходов,  связанных с производством и (или) реализацией,  учитываются
расходы по оплате услуг банка.
     При этом согласно п.  13 раздела 5.4 Методических рекомендаций по
применению  главы  25  "Налог  на  прибыль  организаций"  части второй
Налогового  кодекса  Российской  Федерации   (далее   -   Методические
рекомендации),  утвержденных  приказом  МНС  России  от  20.12.2002  N
БГ-3-02/729,  по ст.  264 НК РФ включаются  расходы  по  оплате  услуг
банков, если они связаны с производством и реализацией товаров (работ,
услуг).  При  этом  перечень  банковских  услуг  определяется  ст.   5
Федерального  закона  от  02.12.90  N  395-1  "О  банках  и банковской
деятельности"   и   иными   законодательными   актами,   регулирующими
банковскую  деятельность.  В остальных случаях затраты по оплате услуг
банков учитываются в составе внереализационных расходов  на  основании
подп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ.
     Подпунктом 3  п.  7  ст.  272  НК  РФ  предусмотрено,  что  датой
осуществления  внереализационных  и  прочих  (учитываемых  в  качестве
косвенных согласно ст.  318 НК РФ) расходов для расходов в  виде  сумм
комиссионных  сборов  и  расходов  на оплату сторонним организациям за
выполненные  ими  работы  (предоставленные  услуги)  признаются   дата
расчетов  в  соответствии  с  условиями заключенных договоров или дата
предъявления налогоплательщику  документов,  служащих  основанием  для
произведения  расчетов,  либо  последний  день  отчетного (налогового)
периода.
     Таким образом,   для  целей  налогообложения  прибыли  российской
организации,      импортирующей       материалы       в       качестве
материально-производственных запасов (далее - МПЗ) для использования в
производстве готовой продукции,  расходы по оплате услуг банка в сумме
затрат на оплату комиссионного вознаграждения за выполнение им функций
агента валютного контроля по  оформлению  паспорта  импортной  сделки,
произведенные  до  оприходования  и списания МПЗ,  могут быть учтены в
составе стоимости товарно-материальных ценностей,  включаемой согласно
п.  2  ст.  272  НК  РФ  в  материальные  расходы  на  дату передачи в
производство  материалов  -  в  части  материалов,   приходящихся   на
произведенные товары (работы, услуги).
     При этом если указанные расходы связаны с приобретением различных
партий,   групп   МПЗ,   организация  распределяет  указанные  расходы
пропорционально  стоимости  этих  видов   имущества   либо   по   иным
экономически    обоснованным   принципам   распределения,   заявленным
налогоплательщиком  в  учетной  политике  (раздел  5.1   "Материальные
расходы" Методических рекомендаций).
     В случае  если  оплата   за   вышеназванные   банковские   услуги
произведена  после  момента  передачи  в  производство  закупленных по
импорту на основании соответствующего контракта и оприходованных  МПЗ,
то  в  целях налогообложения прибыли данные затраты (при подтверждении
непосредственной связи с приобретением товарно-материальных ценностей)
в  виде  платежей  банку  как  агенту валютного контроля за оформление
паспорта импортной сделки в целях налогообложения прибыли  учитываются
как  прочие  расходы,  связанные с производством и (или) реализацией в
составе косвенных расходов  текущего  отчетного  (налогового)  периода
предприятия-импортера  на  дату  выставления счета (счета-фактуры) при
условии исполнения указанной сделки.
     2. Согласно   п.   6  ст.  258  НК  РФ  амортизируемое  имущество
принимается  на  учет  по  первоначальной  стоимости,  определяемой  в
соответствии со ст. 257 НК РФ, если иное не предусмотрено главой 25 НК
РФ.
     На основании п.  1 ст. 257 НК РФ под основными средствами в целях
налогообложения прибыли понимается часть  имущества,  используемого  в
качестве   средств   труда   для  производства  и  реализации  товаров
(выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.
     Первоначальная стоимость   основного  средства  определяется  как
сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство
получено  налогоплательщиком  безвозмездно,  -  как  сумма,  в которую
оценено такое имущество  в  соответствии  с  п.  8  ст.  250  НК  РФ),
сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором
оно  пригодно  для  использования,  за   исключением   сумм   налогов,
подлежащих  вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с
НК РФ.
     Таким образом,   для  целей  налогообложения  прибыли  российской
организации   -   импортера   оборудования,    предназначенного    для
использования  в  качестве  основных  производственных средств в целях
извлечения дохода,  ввозные таможенные пошлины и сборы,  начисленные в
соответствии с таможенным, а не налоговым законодательством Российской
Федерации,  учитываются  соответственно   в   составе   первоначальной
стоимости  импортного оборудования (основных производственных средств)
в  качестве  расходов,  связанных  с   приобретением   амортизируемого
имущества,  на дату начисления вышеуказанных налогов и сборов (подп. 1
п.  7 ст.  272 НК РФ),  при условии учета доходов и  расходов  методом
начисления.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                          А.А. Глинкин