ООО ПРОСИТ ДАТЬ РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ ККТ. ПУНКТ 2 СТАТЬИ 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 54-ФЗ ГОВОРИТ О ТОМ, ЧТО ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ БЛАНКОВ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ МОГУТ ОКАЗЫВАТЬ УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ ККТ. В СВЯЗИ С ЭТИМ ВОПРОС. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 12.09.03 29-12/50040

   ООО ПРОСИТ ДАТЬ РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ ККТ. ПУНКТ 2
 СТАТЬИ 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 54-ФЗ ГОВОРИТ О ТОМ, ЧТО ОРГАНИЗАЦИИ
 ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ БЛАНКОВ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ МОГУТ ОКАЗЫВАТЬ УСЛУГИ
    НАСЕЛЕНИЮ БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ ККТ. В СВЯЗИ С ЭТИМ ВОПРОС: МОГУТ ЛИ
 ОРГАНИЗАЦИИ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ РАЗЛИЧНЫЕ УСЛУГИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ,
 ОСУЩЕСТВЛЯТЬ НАЛИЧНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ РАСЧЕТЫ С ДРУГИМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ
   БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ ККТ ПРИ УСЛОВИИ ВЫДАЧИ ИМ СООТВЕТСТВУЮЩИХ БЛАНКОВ
  СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ. А ТАКЖЕ ПРОСИМ УТОЧНИТЬ ПОРЯДОК И МЕСТО ВЫДАЧИ
                            ТАКИХ БЛАНКОВ.

                                ПИСЬМО

                      УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ
                   ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

                         12 сентября 2003 г.
                            N 29-12/50040

                                 (Д)


     В соответствии  с  пунктом  2  статьи  2  Федерального  закона от
22.05.2003 N  54-ФЗ  "О  применении  контрольно-кассовой  техники  при
осуществлении   наличных   денежных   расчетов   и  (или)  расчетов  с
использованием  платежных  карт"  (Закон  N   54-ФЗ)   организации   и
индивидуальные  предприниматели  могут  осуществлять наличные денежные
расчеты без применения  контрольно-кассовой  техники  (ККТ)  в  случае
оказания  услуг  населению  при  условии  выдачи  ими  соответствующих
бланков строгой отчетности.
     Постановлением Пленума   Высшего   Арбитражного  Суда  Российской
Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения
административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса
Российской   Федерации   об   административных   правонарушениях,   за
неприменение  контрольно-кассовых  машин"  (абзац  четвертый пункта 4)
определено,  что предусмотренное данной нормой (п.  2 ст.  2 Закона  N
54-ФЗ)  правило  действует  только  в случае оказания услуг населению,
т.е.  гражданам,  в   том   числе   имеющим   статус   индивидуального
предпринимателя.
     Следовательно, при наличных денежных расчетах между организациями
за оказываемые услуги (работы) в обязательном порядке применяется ККТ.
     Порядок утверждения    формы    бланков    строгой    отчетности,
приравненных  к кассовым чекам,  а также порядок их учета,  хранения и
уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
     Поскольку Правительством   Российской   Федерации  до  настоящего
времени  не  внесены  поправки  в  различные  подзаконные  акты,   они
продолжают действовать в части, не противоречащей новому закону.
     Постановлением Правительства  РФ  от   30.07.93   N   745   право
утверждения  форм  документов строгой отчетности для использования при
расчетах  с  населением  и  учета   наличных   денежных   средств   по
представлению  заинтересованных министерств,  ведомств,  предприятий и
организаций предоставлено Министерству финансов Российской Федерации.
     Бланки строгой  отчетности,  утвержденные  Министерством финансов
Российской   Федерации,   являются    официальными    государственными
документами   и   распространяются  на  организации  и  индивидуальных
предпринимателей, занимающихся соответствующими видами деятельности на
территории Российской Федерации.
     Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (письмо  от
15.04.2002 N АС-6-06/476) разъясняет, что изготавливать бланки строгой
отчетности могут любые типографии при условии обязательного соблюдения
ими требований к изготовлению документов строгой отчетности,  а именно
-  обеспечения  наличия  следующих  реквизитов:   грифа   утверждения,
наименования формы документа,  шестизначного номера, серии, кода формы
по ОКУД,  даты осуществления расчета,  наименования и кода организации
по ОКПО,  кода ИНН заказчика,  вида оказываемых работ (услуг),  единиц
измерения оказываемых услуг  (в  натуральном  и  денежном  выражении),
наименования    должности    лица,    ответственного   за   совершение
хозяйственной операции, и его личной подписи.
     В письме Министерства финансов Российской Федерации от 23.08.2001
N 16-00-24/70 указано,  что в случае необходимости утвержденные  формы
документов   строгой  отчетности  могут  быть  дополнены  реквизитами,
соответствующими  роду  деятельности   организации.   При   этом   все
реквизиты,   предусмотренные   в  утвержденных  формах,  остаются  без
изменения;  удаление отдельных реквизитов  не  допускается.  В  случае
незаполнения той или иной строки, предусмотренной в утвержденной форме
документа  строгой  отчетности,   ввиду   отсутствия   у   организации
соответствующих показателей эта строка прочеркивается.
     Форматы утвержденных  документов  строгой   отчетности   являются
рекомендательными  и  могут  изменяться.  Художественное  оформление и
техническое редактирование документов строгой отчетности  определяются
организацией    самостоятельно,    если    иное    не    предусмотрено
законодательством Российской Федерации.
     При изготовлении   документов   строгой   отчетности  допускается
вносить  изменения  в  части  расширения  и  сужения  граф  с   учетом
значимости показателей, включения дополнительных реквизитов для записи
необходимой информации.
     Следует отметить, что в настоящее время действующими нормативными
правовыми  актами  Минфина  России  бланки  строгой   отчетности   для
оформления  наличных  денежных расчетов при оказании юридических услуг
не утверждены.
     Дополнительно сообщается,    что   невыдача   документа   строгой
отчетности,  приравниваемого к кассовому чеку, является основанием для
привлечения  налогоплательщика  к  административной ответственности за
осуществление  денежных  расчетов  без  применения   в   установленных
законодательством  случаях  контрольно-кассовой техники в соответствии
со статьей  14.5  Кодекса  Российской  Федерации  об  административных
правонарушениях.

Заместитель
руководителя Управления
Министерства РФ
по налогам и сборам по г. Москве
                                                           Н.В. Долгих