ООО ПРОСИТ ДАТЬ РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ ККТ. ПУНКТ 2 СТАТЬИ 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 54-ФЗ ГОВОРИТ О ТОМ, ЧТО ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ БЛАНКОВ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ МОГУТ ОКАЗЫВАТЬ УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ ККТ. В СВЯЗИ С ЭТИМ ВОПРОС: МОГУТ ЛИ ОРГАНИЗАЦИИ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ РАЗЛИЧНЫЕ УСЛУГИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ, ОСУЩЕСТВЛЯТЬ НАЛИЧНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ РАСЧЕТЫ С ДРУГИМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ ККТ ПРИ УСЛОВИИ ВЫДАЧИ ИМ СООТВЕТСТВУЮЩИХ БЛАНКОВ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ. А ТАКЖЕ ПРОСИМ УТОЧНИТЬ ПОРЯДОК И МЕСТО ВЫДАЧИ ТАКИХ БЛАНКОВ. ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 12 сентября 2003 г. N 29-12/50040 (Д) В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (Закон N 54-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники (ККТ) в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" (абзац четвертый пункта 4) определено, что предусмотренное данной нормой (п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ) правило действует только в случае оказания услуг населению, т.е. гражданам, в том числе имеющим статус индивидуального предпринимателя. Следовательно, при наличных денежных расчетах между организациями за оказываемые услуги (работы) в обязательном порядке применяется ККТ. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации. Поскольку Правительством Российской Федерации до настоящего времени не внесены поправки в различные подзаконные акты, они продолжают действовать в части, не противоречащей новому закону. Постановлением Правительства РФ от 30.07.93 N 745 право утверждения форм документов строгой отчетности для использования при расчетах с населением и учета наличных денежных средств по представлению заинтересованных министерств, ведомств, предприятий и организаций предоставлено Министерству финансов Российской Федерации. Бланки строгой отчетности, утвержденные Министерством финансов Российской Федерации, являются официальными государственными документами и распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, занимающихся соответствующими видами деятельности на территории Российской Федерации. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (письмо от 15.04.2002 N АС-6-06/476) разъясняет, что изготавливать бланки строгой отчетности могут любые типографии при условии обязательного соблюдения ими требований к изготовлению документов строгой отчетности, а именно - обеспечения наличия следующих реквизитов: грифа утверждения, наименования формы документа, шестизначного номера, серии, кода формы по ОКУД, даты осуществления расчета, наименования и кода организации по ОКПО, кода ИНН заказчика, вида оказываемых работ (услуг), единиц измерения оказываемых услуг (в натуральном и денежном выражении), наименования должности лица, ответственного за совершение хозяйственной операции, и его личной подписи. В письме Министерства финансов Российской Федерации от 23.08.2001 N 16-00-24/70 указано, что в случае необходимости утвержденные формы документов строгой отчетности могут быть дополнены реквизитами, соответствующими роду деятельности организации. При этом все реквизиты, предусмотренные в утвержденных формах, остаются без изменения; удаление отдельных реквизитов не допускается. В случае незаполнения той или иной строки, предусмотренной в утвержденной форме документа строгой отчетности, ввиду отсутствия у организации соответствующих показателей эта строка прочеркивается. Форматы утвержденных документов строгой отчетности являются рекомендательными и могут изменяться. Художественное оформление и техническое редактирование документов строгой отчетности определяются организацией самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При изготовлении документов строгой отчетности допускается вносить изменения в части расширения и сужения граф с учетом значимости показателей, включения дополнительных реквизитов для записи необходимой информации. Следует отметить, что в настоящее время действующими нормативными правовыми актами Минфина России бланки строгой отчетности для оформления наличных денежных расчетов при оказании юридических услуг не утверждены. Дополнительно сообщается, что невыдача документа строгой отчетности, приравниваемого к кассовому чеку, является основанием для привлечения налогоплательщика к административной ответственности за осуществление денежных расчетов без применения в установленных законодательством случаях контрольно-кассовой техники в соответствии со статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Заместитель руководителя Управления Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве Н.В. Долгих |