ПРАВОМЕРНО ЛИ ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТ. 14.5 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ЗА ОТСУТСТВИЕ САМОКЛЕЯЩИХСЯ ПЛОМБ В РАМКАХ ЭКСПЕРИМЕНТА, УТВЕРЖДЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИЕЙ ПО КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫМ МАШИНАМ (ПРОТОКОЛ ОТ 18.04.2002 N 2/67-2002) В ГОРОДАХ МОСКВЕ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 23 июня 2003 г. N 11-10/33107 (Д) Статьей 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) предусмотрено, что наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми организациями и индивидуальными предпринимателями с обязательным применением контрольно-кассовой техники (далее - ККТ). В соответствии со ст. 4 Закона N 54-ФЗ требования к ККТ, включая порядок и условия их применения и регистрации, определяются Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 7 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 (далее - Положение), не допускается к применению ККТ, на которой отсутствует либо повреждена пломба центра технического обслуживания (далее - ЦТО), отсутствуют маркировка предприятия-изготовителя или одно из средств визуального контроля. Согласно п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.08.99 N 10 "О некоторых вопросах практики применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" отсутствие пломбы либо ее повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной (контрольной) памяти, влечет ответственность за осуществление расчетов без применения ККТ, поскольку наличие на ККТ пломбы ЦТО является обязательным условием допуска ККТ к применению. В соответствии с п. 7 Положения в организациях допускается применение только исправной ККТ. Нарушение требований части первой п. 7 Положения является основанием для применения административной ответственности за осуществление денежных расчетов без применения ККТ в соответствии со ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП). Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам (далее - Комиссия) (протокол от 18.04.2002 N 2/67-2002) определено, что до 1 января 2004 года в городах Москве и Санкт-Петербурге разрешено использование дополнительных самоклеящихся пломб на ККТ. Протоколом от 19.12.2002 N 7/72-2002 утверждена форма дополнительной самоклеящейся пломбы. Пломба соответствует ГОСТу N 18667-73 (пломбы, конструкции и размеры). Согласно п. 10 постановления Правительства Российской Федерации от 09.09.93 N 903 "О Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам" решения Комиссии, принятые по вопросам, входящим в ее компетенцию, являются обязательными для всех министерств и ведомств, органов исполнительной власти республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также для всех организаций и предприятий. Вместе с тем письмом Московской гильдии центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин и весоизмерительной техники руководителям ЦТО г. Москвы сообщено, что вышеназванные дополнительные самоклеящиеся пломбы на II квартал 2003 года по состоянию на 15 мая в Московской гильдии отсутствуют. Новая партия пломб заказана на III квартал 2003 года. Согласно части 1 ст. 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с частью 2 вышеназванной статьи КоАП лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП. В соответствии с частью 3 указанной статьи КоАП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Следовательно, в случае выявления должностными лицами налоговых органов на ККТ, принадлежащей организациям (индивидуальным предпринимателям), отсутствия вышеуказанных самоклеящихся пломб по причине отсутствия названных пломб у ЦТО и подтверждения данного факта ЦТО в действиях должностных лиц организаций (индивидуальных предпринимателей) отсутствует вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП. Также согласно ст. 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, в том числе отсутствие события административного правонарушения, отсутствие состава административного правонарушения. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга Ю.А. Мавашев |