О МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЫНКА СТРАХОВЫХ УСЛУГ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА ПЕРИОД 2003-2004 ГГ. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 21 октября 2003 г. N 884-ПП (ПРМ) Страховой рынок в период 1999-2002 гг. отличается устойчивой динамикой развития. Инвестиционный потенциал страховых компаний растет почти теми же темпами, что и объемные показатели их деятельности. Вместе с тем, сегодня страховой защитой обеспечено не более 10% потенциальных рисков, тогда как в большинстве стран с развитой рыночной экономикой - 90-95%. Результатом указанного соотношения и проводимой в ряде случаев Правительством Москвы пассивной политики в области регулирования и развития рынка страховых услуг становится постоянное увеличение расходов бюджета на развитие и реализацию ряда городских программ страхования. Вместе с тем, огромное количество городских объектов не обеспечены страховой защитой из-за недостаточности денежных средств в бюджете города Москвы и отсутствия эффективных экономических механизмов, позволяющих осуществлять страхование данных объектов без использования бюджетных средств: риски утраты объектов городского имущества, разрушения и повреждения объектов внешнего благоустройства и другие. Основными вопросами, вызывающими обеспокоенность субъектов страхового рынка города Москвы, являются: - отсутствие прозрачного механизма взаимодействия Правительства Москвы со страховыми организациями; - отсутствие единого порядка и критериев проведения конкурсов страховых компаний для реализации городских программ страхования: в ряде случаев из года в год одни и те же программы страхования монопольно реализуются одними и теми же страховыми компаниями без соответствующей адаптации к возрастающим потребностям рынка; - отсутствие механизмов, позволяющих страховщикам инвестировать в экономику города аккумулируемые финансовые ресурсы, в т.ч. и при реализации городских программах; - около 50-60% страховых премий, собранных страховщиками в г.Москве, перестраховываются в западных перестраховочных компаниях, характеризуемых надежностью и качеством перестраховочной защиты. При этом финансовые средства, переданные перестраховочным компаниям в счет оплаты перестраховочной комиссии в экономику России, в т.ч. города Москвы, не возвращаются. Объем рисков, ежегодно перестраховываемых московскими страховыми компаниями, составляет более 30 млрд.руб. В рамках проводимой федеральными органами власти реформы пенсионного обеспечения, планируемого принятия федеральных законов по вопросам страхования, дополнительно возрастают возможности страховых компаний по накоплению финансовых средств и осуществлению инвестиционной деятельности. Все это подтверждает необходимость разработки эффективных экономических механизмов, позволяющих использовать инвестиционные возможности страховщиков для дальнейшего развития страхования в городе Москве, экономию бюджетных ресурсов на страхование и восстановление городского имущества. Несмотря на достаточно успешную в отдельных случаях реализацию городских программ страхования, развитие страхования на территории города в целом требует создания соответствующей системы, а уже существующие программы - совершенствования в интересах города. В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.09.02 N 1361-р "Об утверждении Концепции развития страхования в Российской Федерации", дальнейшего совершенствования и развития рынка страховых услуг на территории города Москвы, повышения уровня удовлетворения спроса на страховые услуги и снижения их стоимости для населения города Москвы, сокращения расходов бюджета города Москвы на страхование, увеличения налоговых поступлений в бюджет города, использования инвестиционных возможностей страховщиков в интересах города Правительство Москвы постановляет: 1. Для обеспечения координации действий структурных подразделений Правительства Москвы, организаций - участников страхового рынка утвердить новый состав Координационного совета по вопросам страхования при Правительстве Москвы (далее - Координационный совет), согласно приложению 1, и положение о нем, согласно приложению 2. 2. Установить ответственность за реализацию отраслевых программ страхования за руководителями комплексов городского управления - первыми заместителями Мэра Москвы в Правительстве Москвы. 3. Возложить организационно-техническое и информационное обеспечение работы Координационного совета на Управление координации экономической политики и контроля за ее реализацией Правительства Москвы. 4. Департаментам, комитетам, управлениям Правительства Москвы и префектурам административных округов представить в Комплекс экономической политики и развития Правительства Москвы предложения по развитию и совершенствованию рынка страховых услуг в городе Москве, разработке и реализации городских программ страхования. 5. Управлению координации экономической политики и контроля за ее реализацией Правительства Москвы в срок до 01.12.2003: 5.1. Завершить анализ выполнения городских программ страхования и подготовить предложения по повышению эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на их реализацию. 5.2. Подготовить и внести на утверждение Правительства Москвы проект распорядительного документа Правительства Москвы, утверждающий порядок разработки и утверждения программ страхования с участием города Москвы, Положение о проведении конкурсов по привлечению страховщиков для реализации городских программ страхования. 5.3. Подготовить предложения по совершенствованию существующих нормативных правовых актов Мэра и Правительства Москвы по вопросам страхования. 6. Координационному совету по вопросам страхования при Правительстве Москвы в срок до 01.12.2003 разработать и представить на утверждение Правительства Москвы концепцию развития страхового рынка города Москвы на период 2003-2004 гг. 7. Считать утратившими силу распоряжение Премьера Правительства Москвы от 14.04.97 N 382-РП "О мерах по повышению эффективности использования механизма страхования в г.Москве" и распоряжение Правительства Москвы от 09.10.2002 N 1507-РП "Об изменении состава Координационного совета по вопросам страхования при Правительстве Москвы". 8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Вице-мэра Москвы Шанцева В.П. Мэр Москвы Ю.М. Лужков 21 октября 2003 г. N 884-ПП Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 21 октября 2003 года N 884-ПП СОСТАВ Координационного совета по вопросам страхования при Правительстве Москвы Председатель Координационного совета: Шанцев В.П. - Вице-мэр Москвы Заместитель председателя Координационного совета: Росляк Ю.В. - заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы Члены Координационного совета: Левченко А.Н. - заместитель руководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы Евтихиев Н.Н. - первый заместитель руководителя Департамента науки и промышленной политики города Москвы Ануприенко В.Ю. - первый заместитель руководителя Департамента имущества города Москвы Мосунов Ю.Г. - первый заместитель руководителя Департамента имущества города Москвы Рыжков О.В. - заместитель руководителя Московского земельного комитета Ширяев В.П. - заместитель руководителя Департамента финансов города Москвы Королева С.И. - заместитель руководителя Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы Коротич А.А. - заместитель руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы Бринза Н.И. - заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Пахомов С.Б. - председатель Комитета государственных заимствований города Москвы Сапрыкин П.В. - руководитель Департамента жилищной политики и жилого фонда города Москвы Зверев С.И. - руководитель Департамента территориальных органов исполнительной власти города Москвы Сельцовский А.П. - председатель Комитета здравоохранения города Москвы Волков С.С. - заместитель руководителя Департамента инвестиционных программ строительства города Москвы Белов А.Г. - заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения города Москвы Никоненко Е.В. - заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Романов В.М. - заместитель председателя Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы Хромушин А.Н. - заместитель начальника Управления бюджетного планирования и городского заказа города Москвы Гуральник А.А. - директор городского центра жилищного страхования Бабурин А.И. - министр Правительства Москвы, руководитель Департамента продовольственных ресурсов города Москвы Петров Ю.Г. - начальник Управления городского заказа города Москвы Макаренко С.А. - заместитель начальника Управления транспорта и связи города Москвы Ерошкин А.А. - заместитель директора спортивно-методического центра Москомспорта Суворов В.Е. - заместитель руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы Ответственный секретарь Координационного совета: Миляева Е.В. - советник Вице-мэра Москвы Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 21 октября 2003 года N 884-ПП ПОЛОЖЕНИЕ о Координационном совете по вопросам страхования при Правительстве Москвы 1. Общие положения 1.1. Координационный совет по вопросам страхования при Правительстве Москвы (далее - Координационный совет) образован как межведомственный совещательный орган на представительской основе. 1.2. Координационный совет создается в целях проведения единой политики Правительства Москвы на рынке страховых услуг на основе федерального законодательства, исключения дублирования функций и повышения эффективности взаимодействия структурных подразделений Правительства Москвы, а также страховщиков по вопросам страхования на территории города Москвы. 1.3. В своей деятельности Координационный совет руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы по вопросам страхования и настоящим Положением. 1.4. Координационный совет не является юридическим лицом и действует в рамках предоставленных ему прав и полномочий. 2. Задачи Координационного совета Основными задачами Координационного совета являются: 2.1. Координация работ органов исполнительной власти города Москвы, городских организаций по проведению единой политики Правительства Москвы в области развития и совершенствования рынка страховых услуг на территории г.Москвы. 2.2. Методологическое обеспечение работы комплексов городского управления по формированию и реализации городских страховых программ, подготовка проектов соответствующих нормативных документов, разработка защитных мер и гарантий для страхуемых юридических и физических лиц, определение условий и порядка вовлечения средств от деятельности страховых компаний в финансирование затрат на реализацию проектов городской инвестиционной программы. 2.3. Выработка критериев, обеспечивающих эффективное принятие решений при разработке и реализации городских программ страхования. 2.4. Анализ и обобщение проблем предприятий и организаций города, защита их законных прав и интересов в предоставляемых проектах программ страхования. 2.5. Внедрение современных технологий при разработке и совершенствовании городских программ страхования на основе зарубежного опыта и опыта органов исполнительной власти города Москвы по вопросам страхования. 2.6. Внесение предложений по совершенствованию нормативных правовых актов города Москвы по вопросам страховой деятельности. 3. Функции и права Координационного совета 3.1. Рассматривает вопросы обеспечения единой политики Правительства Москвы на рынке страховых услуг в городе Москве. 3.2. Организует взаимодействие с отраслевыми департаментами, комитетами, управлениями и заинтересованными организациями по вопросам оценки страховых проектов, выработки согласованных решений и совершенствования политики города Москвы в области взаимоотношений со страховыми организациями. 3.3. Осуществляет взаимодействие с департаментами, комитетами, управлениями, префектурами и другими органами исполнительной власти города Москвы. В этих целях организует совместные тематические заседания Координационного совета, приглашая на них представителей соответствующих служб. 3.4. Разрабатывает и контролирует реализацию городских программ страхования, защиту прав страхователей. 3.5. Проводит экспертизу проектов и программ страхования, планируемых для реализации с привлечением бюджетных средств города. 3.6. Согласовывает при необходимости создание постоянных и временных рабочих групп для разработки нормативных актов, подготовки материалов к заседанию Координационного совета, а также проработки актуальных вопросов по вопросам страхования. 3.7. Готовит предложения о включении в план работы Правительства Москвы актуальных вопросов по развитию и совершенствованию рынка страховых услуг на территории г.Москвы. 3.8. Рассматривает вопросы, касающиеся источников финансирования, обеспечения и использования средств, выделяемых для реализации городских программ страхования. 3.9. Заслушивает членов Координационного совета, руководителей органов исполнительной власти о ходе развития страхования на территории г.Москвы, выполнении решений Координационного совета. 3.10. Разрабатывает механизмы привлечения и использования инвестиционных средств страховых компаний для реализации программ социально-экономического развития г.Москвы. 3.11. Организует изучение практики страхования как на территории Российской Федерации, так и за рубежом, вносит предложения по унификации и совершенствованию организации страхования на территории г.Москвы. 3.12. Принимает участие в выработке предложений и разработке квалификационных требований к страховым организациям, выражающим намерение участвовать в конкурсном отборе страховых организаций для реализации городских программ страхования. 3.13. Запрашивает в установленном порядке от структурных подразделений Правительства, префектур административных округов, органов исполнительной власти города Москвы необходимые для работы Координационного совета материалы по вопросам, входящим в компетенцию совета. 3.14. Рассматривает спорные вопросы между органами исполнительной власти города Москвы и иными организациями по вопросам развития и совершенствования рынка страховых услуг на территории г.Москвы. 3.15. Привлекает в установленном порядке для осуществления отдельных работ ученых и специалистов. 3.16. Выступает инициатором разработки и реализации программ страхования на территории г.Москвы. 3.17. Разрабатывает проекты концепций, программ и распорядительных документов Правительства Москвы по вопросам, входящим в компетенцию Координационного совета. 4. Порядок работы Координационного совета 4.1. Состав Координационного совета утверждается постановлением Правительства Москвы. 4.2. Координационный совет осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы на квартал и перспективу, который принимается на заседании Координационного совета и утверждается председателем. 4.3. Заседания Координационного совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. 4.4. Заседание Координационного совета считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины его состава. 4.5. Решения Координационного совета принимаются открытым голосованием большинством голосов его членов, присутствующих на заседании, а в случае равенства голосов при решении конкретного вопроса повестки дня голос председателя является решающим. 4.6. Решения Координационного совета оформляются протоколом заседания, который подписывается ответственным секретарем и утверждается председателем, и доводятся в случае необходимости до сведения всех заинтересованных лиц и организаций. 4.7. Председатель Координационного совета осуществляет руководство его работой, проводит заседания в соответствии с утвержденным регламентом и представляет совет в органах власти и других организациях. 4.8. Изменения в составе Координационного совета оформляются постановлением Правительства Москвы. 4.9. Координационный совет прекращает свою деятельность на основании постановления Правительства Москвы. |