О РАСХОДАХ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 01.10.03 21-09/54696

 
                                ПИСЬМО

     УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

                          1 октября 2003 г.
                            N 21-09/54696

                                 (Д)

 
     Перечень расходов,   на   которые  налогоплательщик,  применяющий
упрощенную систему налогообложения  и  выбравший  в  качестве  объекта
налогообложения  доходы,  уменьшенные  на  величину  расходов,  вправе
уменьшать полученные  доходы,  установлен  статьей  346.16  Налогового
кодекса  Российской  Федерации (далее - НК РФ).  При этом в отличие от
порядка налогообложения прибыли организаций,  предусмотренного  главой
25  НК  РФ,  этот  перечень носит исчерпывающий характер и не подлежит
расширительному толкованию.  В частности, расходы налогоплательщика на
оплату   услуг  сторонних  организаций  по  ведению  налогового  учета
налогоплательщика  не  предусмотрены   статьей   346.16   НК   РФ   и,
следовательно, не уменьшают полученные налогоплательщиком доходы.
     Вместе с тем в соответствии с подпунктом 15  пункта  1  указанной
статьи при определении объекта налогообложения налогоплательщик вправе
уменьшить полученные доходы на расходы на аудиторские услуги. При этом
согласно  пункту  2  статьи 346.16 НК РФ указанные расходы принимаются
при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252
НК РФ.
     В соответствии со статьей 1 Федерального закона от  07.08.2001  N
119-ФЗ  "Об  аудиторской  деятельности" под аудиторской деятельностью,
аудитом понимается  предпринимательская  деятельность  по  независимой
проверке  бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности
организаций и индивидуальных предпринимателей.  Целью аудита  является
выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности
аудируемых лиц и соответствии  порядка  ведения  бухгалтерского  учета
законодательству Российской Федерации.
     При этом пунктом 5 статьи 1 указанного  Закона  установлено,  что
аудиторские   организации   и   предприниматели,  осуществляющие  свою
деятельность  без  образования  юридического  лица,  могут   оказывать
сопутствующие аудиту услуги, под которыми понимаются:
     1) постановка,  восстановление и  ведение  бухгалтерского  учета,
составление   финансовой   (бухгалтерской)  отчетности,  бухгалтерское
консультирование;
     2) налоговое консультирование;
     3) анализ  финансово-хозяйственной  деятельности  организаций   и
индивидуальных    предпринимателей,    экономическое    и   финансовое
консультирование;
     4) управленческое  консультирование,  в  том  числе  связанное  с
реструктуризацией организаций;
     5) правовое   консультирование,   а   также  представительство  в
судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
     6) автоматизация  бухгалтерского учета и внедрение информационных
технологий;
     7) оценка    стоимости    имущества,   оценка   предприятий   как
имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
     8) разработка   и  анализ  инвестиционных  проектов,  составление
бизнес-планов;
     9) проведение маркетинговых исследований;
     10) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ
в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их
результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
     11) обучение   в   установленном   законодательством   Российской
Федерации порядке специалистов в  областях,  связанных  с  аудиторской
деятельностью;
     12) оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.
     Таким образом,  аудиторские  услуги и сопутствующие аудиту услуги
различны.
     В связи  с  этим  виды  деятельности,  сопутствующие аудиторской,
включая услуги по составлению финансовой  (бухгалтерской)  отчетности,
бухгалтерскому  консультированию и налоговому консультированию,  также
не могут быть включены  в  состав  расходов,  уменьшающих  доходы  при
определении облагаемой базы по единому налогу.

Заместитель руководителя Управления
Министерства РФ
по налогам и сборам по г. Москве
                                                         Л.Я. Сосихина
1 октября 2003 г.
N 21-09/54696