О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОРЯДКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОСТОВ И ОКТС ТАМОЖНИ ПО ВОПРОСАМ КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ПРИКАЗ МОСКОВСКАЯ СЕВЕРНАЯ ТАМОЖНЯ 20 октября 2003 г. N 802 (Д) В соответствии с Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе" от 21.05.1993, приказом ГТК России от 10.12.2002 N 1329 и с целью совершенствования порядка взаимодействия между структурными подразделениями таможни при принятии решений по таможенной стоимости товаров и организации контроля при проведении корректировок таможенной стоимости в процессе оформления и после выпуска груза приказываю: 1. Ввести в действие Порядок взаимодействия таможенных постов и ОКТС таможни по вопросам контроля таможенной стоимости, приведенный в приложении к настоящему приказу. 2. Начальникам таможенных постов при проведении плановых занятий организовать изучение с личным составом вводимого в действие Порядка. 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника таможни Стрекалову М.А. 4. Считать утратившим силу приказ МСТ от 09.06.1998 N 162 "О введении в действие технологии взаимодействия ОТОиТК, таможенных постов и ОКТС таможни по вопросам контроля таможенной стоимости". 5. Настоящий приказ вступает в силу 20.10.2003. Начальник таможни генерал-майор таможенной службы А.М. Узловский 20 октября 2003 г. N 802 Приложение к приказу МСТ ЦТУ от 20 октября 2003 года N 802 ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОТДЕЛА КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ И ТАМОЖЕННЫХ ПОСТОВ НА ЭТАПЕ КОНТРОЛЯ ЗА ПРАВИЛЬНОСТЬЮ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ I. Общие положения 1.1. Настоящий Порядок взаимодействия регламентирует последовательность действий должностных лиц отдела контроля таможенной стоимости таможни при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, за исключением товаров, перемещаемых физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности. Порядок разработан на основании и с учетом: - Таможенного кодекса РФ; - Закона РФ "О таможенном тарифе" от 21.05.93; - приказа ГТК России от 05.01.94 N 1 "О таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации"; - приказа ГТК России от 27.08.97 N 522 "Об утверждении Правил применения Порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации"; - приказа ГТК России от 12.05.2000 N 391 "О типовом порядке действий структурных подразделений таможенных органов при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров"; - совместного приказа ГТК России и МНС России от 21.08.2001 N 830/БГ-3-06/299; - приказа ГТК России от 23.05.2002 N 512 "Об утверждении Положения о корректировке таможенной стоимости"; - приказа ГТК России от 22.08.2002 N 876 "Об установлении контрольного уровня в отношении отдельных товаров"; - приказа ГТК России от 26.11.2002 N 1262 "Об утверждении Технологической схемы отражения результатов корректировок таможенной стоимости товаров"; - приказа ГТК России от 10.12.2002 N 1329 "О мерах по усилению контроля таможенной стоимости"; - приказа ГТК России от 08.08.2002 N 855 "Об утверждении Правил применения отдельных форм таможенного контроля в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации автомобильным транспортом"; - приказа МСТ от 14.05.2003 N 368 "О переходе на производство этапов основного таможенного оформления товаров и транспортных средств одним сотрудником". II. Взаимодействие с т/п в процессе таможенного оформления 2.1. Контроль таможенной стоимости. Решения по определению таможенной стоимости (далее - ТС) товаров, принятые отделом контроля таможенной стоимости (далее - ОКТС) таможни в пределах его компетенции, являются обязательными для таможенных постов (далее - т/п). Решение по ТС товаров, перемещаемых через границу РФ, на уровне т/п может быть принято инспектором, получившим допуск для осуществления функций контроля в рамках, определенных нормативными документами, и в установленные законодательством сроки. При невозможности в установленные сроки определить ТС по методам, предусмотренным Законом РФ "О таможенном тарифе", должна быть осуществлена временная (условная) оценка товаров с последующей ее корректировкой. 2.2. Порядок передачи документов в ОКТС таможни. Передача пакета документов (приложение 1) с т/п в ОКТС таможни производится по описи, составленной в 2 экземплярах и оформленной в виде сопроводительной записки с соответствующими отметками в ДТС (КТС), заверенными соответствующим образом должностным лицом таможенного органа, осуществляющего таможенное оформление. 2.3. Случаи и сроки передачи документов в ОКТС таможни. В течение 1 рабочего дня в ОКТС таможни передаются документы: - при обнаружении должностными лицами таможенного поста нарушений, связанных с неправильным заявлением таможенной стоимости товаров, т/п прекращает дальнейшее оформление документов. При этом составляется акт (рапорт) произвольной формы, фиксирующий конкретное нарушение, с приложением пакета документов, а при нарушении таможенных правил - определение о возбуждении дела об административном правонарушении или протокол об административном правонарушении. При этом передается весь пакет документов либо их копии, заверенные соответствующим образом инспектором, осуществляющим контроль заявленной декларантом таможенной стоимости; - для окончательного определения ТС в случаях неправомерного использования метода оценки ТС и при отказе декларанта произвести определение ТС на основе другого метода оценки; - в случаях, если: 1. Перемещение товаров осуществляется по договорам, отличным от договора купли-продажи. 2. Изменяется первоначально заявленный при ввозе товаров таможенный режим на какой-либо другой. 3. На товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта товаров, не установлены конкретные цены, т.е. окончательно цены будут установлены по результатам продажи на рынке страны ввоза либо по результатам приемки покупателем поставленных товаров в соответствии с порядком, предусмотренным контрактом. 4. Товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации, помещаются под таможенный режим, отличный от таможенного режима экспорта. 5. Через таможенную границу Российской Федерации перемещаются товары, определение и контроль таможенной стоимости которых ГТК России отнесены исключительно к компетенции вышестоящего таможенного органа. 6. Оценка перемещаемых товаров произведена декларантом по методам 2-6 либо таможенный орган не принял определение декларантом таможенной стоимости по методу 1 в связи с невыполнением требований к данному методу, установленных законодательством и нормативными актами ГТК России. 7. Между продавцом и покупателем имеется взаимозависимость (подп. "г" п. 2 статьи 19 Закона РФ "О таможенном тарифе") либо по косвенным признакам есть основания полагать, что таковая имеется (например, одинаковые или схожие названия фирм и т.п.), при одновременно необоснованно низких (высоких) ценах на товары. 8. Имеются ограничения (подп. "а" п. 2 статьи 19 Закона РФ "О таможенном тарифе") и (или) условия (подп. "б" п. 2 статьи 19 Закона РФ "О таможенном тарифе"), повлиявшие на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате при одновременно необоснованно низких (высоких) ценах на товары. 9. Применяются сложные схемы расчетов между продавцом и покупателем (через различные финансовые и кредитные соглашения, путем передачи прав по контракту и (или) расчетам по нему третьим лицам и т.п.) при одновременно необоснованно низких (высоких) ценах на товары. 10. Участник внешнеэкономической деятельности за нарушение таможенных правил (либо при наличии обоснованного подозрения в их нарушении) поставлен на специальный учет в ОКТС таможенных органов. 11. Необходимо окончательное определение таможенной стоимости товаров, выпущенных с временной (условной) оценкой. 12. В отношении товаров предоставлено освобождение от взимания соответствующих таможенных платежей и в связи с этим необходимы определение и контроль установленной стоимостной квоты. 13. Контроль таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров вызывает затруднения у сотрудников таможенного органа. В случае неправомерного использования декларантом метода определения таможенной стоимости товаров должностное лицо т/п, осуществляющее таможенное оформление, в графе ДТС "Для отметок таможни" делает запись, содержащую обоснование несогласия с выбранным декларантом методом, проставляя дату, подпись и оттиск личной номерной печати, а декларанту предлагается заполнить новый бланк ДТС с использованием другого метода оценки и при необходимости бланк КТС. При отказе декларанта определить таможенную стоимость на основе другого метода должностное лицо таможенного органа делает соответствующую отметку на бланке ДТС. В этом случае для окончательного определения таможенной стоимости товаров все необходимые документы передаются в ОКТС таможни. ОКТС таможни принимает решение по таможенной стоимости в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения документов с т/п. 2.4. Контроль ТС вывозимых с территории РФ товаров. Контроль ТС вывозимых товаров в процессе таможенного оформления осуществляется по результатам оперативного мониторинга, осуществляемого ОКТС таможни. В случае обоснованных сомнений в заявленной декларантом ТС товара ОКТС таможни осуществляет документальную проверку, сотрудник т/п, осуществляющий контроль ТС товара, предварительно осуществляет подбор предусмотренных нормативными актами ГТК России документов, необходимых для уточнения ТС товара. Окончательное решение относительно величины ТС принимается с учетом результатов анализа всей совокупности содержащихся в представленных документах сведений. III. Контроль таможенной стоимости в процессе таможенного оформления и после выпуска товара в свободное обращение с использованием комплексной автоматизированной системы таможенного оформления и контроля уровня таможенного поста и таможни "АИСТ-РТ21" (программные задачи "Монитор", "ФЛК ГТД" и "Инспектор ОКТС") 3.1. При осуществлении контроля ТС как в процессе таможенного оформления, так и после выпуска товара в свободное обращение допускается использование программных задач "Монитор" и "ФЛК ГТД" для осуществления контроля таможенной стоимости товаров до и после выпуска в свободное обращение. 3.2. Использование программной задачи "Ведение ориентировок" для осуществления контроля таможенной стоимости товаров до и после выпуска в свободное обращение. 3.3. Использование программной задачи "Инспектор ОКТС" в случае наличия документов (ГТД, ДТС, КТС, АТД, контракта, инвойса и других товаросопроводительных документов) в электронном виде для осуществления контроля таможенной стоимости товаров до и после выпуска в свободное обращение. IV. Взаимодействие ОКТС с т/п при проведении корректировок ТС Анализ правильности заявленной ТС производится на этапе контроля таможенной стоимости и предполагает обязательное заполнение декларации таможенной стоимости (далее - ДТС) на бумажном и электронном носителях в случаях, предусмотренных таможенным законодательством. В результате анализа достаточности и достоверности документов, предъявленных декларантом к таможенному оформлению в целях обоснования примененного метода оценки и правильности определения ТС, может возникнуть необходимость корректировки ТС товара, а следовательно, и таможенных платежей. Корректировка таможенной стоимости товаров и транспортных средств, ввозимых на территорию Российской Федерации, осуществляется в соответствии с порядком, установленным приказом ГТК РФ от 23.05.2002 N 512. 3.1. Возможные случаи корректировки таможенной стоимости. 3.1.1. Корректировка ТС в процессе производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля: а) при выявлении должностными лицами таможенного органа: - технических ошибок, повлиявших на величину заявленной ТС, после их исправления в формах ДТС; - несоответствия заявленных декларантом величины ТС и соответствующих ее компонентов предъявленным в их подтверждение документам; - необоснованного выбора метода определения ТС; - некорректного выбора основы для расчета ТС; - несоответствия заявленных декларантом в ГТД сведений о товаре, повлиявших на величину ТС товара, фактическим сведениям, установленным таможенным органом в процессе проведения им таможенного контроля; б) при выявлении покупателем или получателем товара несоответствия фактурной и ТС товара, заявленной в ГТД, фактической фактурной и ТС товара в связи с отклонением количества или качества товара, поставленного покупателю, от количества товара, заявленного в ГТД, и/или качества товара, исходя из которого определялась заявленная в ГТД стоимость товара; в) при проведении таможенной оценки товара таможенным органом в случаях, установленных законодательством РФ и нормативными правовыми актами ГТК России. 3.1.2. Корректировка ТС при принятии решения по ТС товара, выпущенного в соответствии с заявленным таможенным режимом с временной (условной) оценкой: а) до истечения срока временной (условной) оценки товара, в том числе в случаях: - представления декларантом в соответствии с запросом таможенного органа дополнительных документов и сведений, подтверждающих/уточняющих заявленные в ГТД сведения о товаре; - наличия у таможенного органа оснований полагать, что дополнительно представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и/или достаточными; - принятия вышестоящим таможенным органом в соответствии с его компетенцией решения по таможенной стоимости товара; б) по истечении срока временной (условной) оценки товара, в том числе в случаях: - непредставления декларантом в установленный таможенным органом срок дополнительных документов и сведений; - получения таможенным органом дополнительных документов и сведений в результате проведенной проверки достоверности документов, представленных декларантом для целей таможенного оформления. Основанием для проведения временной (условной) оценки товара является заявление декларанта (в письменном виде) в таможенный орган, производящий таможенное оформление товара, содержащее просьбу произвести выпуск товара в соответствии с заявленным таможенным режимом, а также обязательство представить (в случае необходимости) согласно установленному таможенным органом сроку дополнительные документы и сведения, необходимые для определения ТС товаров. 3.1.3. Корректировка ТС после завершения таможенного оформления и выпуска товара в соответствии с заявленным таможенным режимом: а) при выявлении покупателем или получателем товара после завершения таможенного оформления товара: - технических и/или методических ошибок, допущенных при декларировании товара, повлиявших на величину его ТС и сумму подлежащих уплате таможенных платежей; - несоответствия заявленной ТС фактической стоимости товара, имевшей место на день принятия ГТД, в связи с отклонением количества и/или качества товара, поставленного покупателю, от количества товара, заявленного в ГТД, и/или качества товара, исходя из которого определялась заявленная в ГТД стоимость товара; б) при выявлении таможенным органом в ходе проведения таможенного контроля после выпуска товара: - технических и/или методических ошибок, допущенных декларантом при декларировании товара, повлиявших на величину ТС и сумму подлежащих уплате таможенных платежей; - дополнительных документов и сведений о товаре, его стоимости и обстоятельствах сделки, неизвестных на момент таможенного оформления этого товара, которые не были учтены при заявлении в ГТД величины ТС и при расчете сумм подлежащих уплате таможенных платежей; в) при выявлении в ходе проверок, осуществляемых налоговыми, правоохранительными органами, дополнительной информации и сведений о товаре, его стоимости и обстоятельствах сделки, неизвестных на момент таможенного оформления этого товара, которые не были учтены при заявлении в ГТД величины ТС и при расчете сумм подлежащих уплате таможенных платежей. 3.2. Последовательность действий при проведении корректировки таможенной стоимости. Последовательность действий при проведении корректировки таможенной стоимости определена приказом ГТК России от 26.11.2002 N 1262. При корректировке таможенной стоимости после истечения срока условной (временной) оценки ОКТС таможни оформляет принятое решение по ТС товаров, в том числе: а) если принятая таможенная стоимость соответствует заявленной декларантом; б) если принятая ТС отличается от заявленной декларантом; в) в случае принятия временной (условной) оценки в качестве ТС. Приложение 1 к Порядку ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПРИЛАГАЕМЫХ К СОПРОВОДИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКЕ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ В ВЫШЕСТОЯЩИЕ ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ 1. Договор (контракт) и дополнительные соглашения к нему (если они предусмотрены). 2. Паспорт сделки (ПС, ПСи, ПСб) либо при расчетах в валюте РФ - справка о наличии корреспондентского счета иностранного банка в уполномоченном банке в РФ, ведущем рублевые расчеты иностранного лица. 3. Справка о наличии счета типа "Т" иностранного лица. 4. ГТД, ДТС, зарегистрированные в ОТОиТК. 5. Документы контроля доставки. 6. Товаросопроводительные документы. 7. Инвойс (счет-фактура) продавца. 8. Упаковочные листы. 9. Платежное поручение по оплате за товар с исполнением банка (если по условиям контракта предполагается предоплата). 10. Страховой полис (если по условиям контракта предусматривается страхование). 11. Акт таможенного досмотра с подробным описанием декларируемого товара с указанием его номенклатуры качества, артикулов и др. 12. Учредительные документы (при условии взаимозависимости между продавцом и покупателем). 13. Экспортная таможенная декларация страны отправления - при ввозе товара на таможенную территорию РФ (в том случае, если она представлена декларантом). 14. Договор с перевозчиком, осуществляющим транспортировку товара по таможенной территории РФ (если условия поставки товара - "до границы РФ") и др. 15. Транспортные документы (лицензии для товаров, импорт которых осуществляется по лицензии в соответствии с установленным порядком). Примечание. Документы представляются в копиях, заверенных должностным лицом таможенного органа соответствующим образом. Перечень документов с указанием их номеров должен быть приведен в сопроводительной записке. |