ВОПРОСЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ БАНКА РОССИИ ОТ 20.12.2002 N 207-П "О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН СВЕДЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПР. Письмо. Центральный банк РФ (ЦБР). --.--.--

             ВОПРОСЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ БАНКА РОССИИ
            ОТ 20.12.2002 N 207-П "О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
           КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН
            СВЕДЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ
         "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ,
                     ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,
                     И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА"
 
                                ПИСЬМО

                         ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ




                                 (Д)
 
 
     1. Вправе  ли   филиал   кредитной   организации   самостоятельно
направлять    в   уполномоченный   орган   сведения,   предусмотренные
Федеральным  законом  "О   противодействии   легализации   (отмыванию)
доходов,  полученных  преступным  путем,  и финансированию терроризма"
(далее по тексту -  Федеральный  закон),  и  если  да,  то  как  такая
передача может быть организована?
     При формировании   и   направлении   в    уполномоченный    орган
предусмотренных  Федеральным законом сведений кредитной организации (в
том числе ее филиалам)  следует  руководствоваться  порядком,  который
определен  в  Положении  Банка России от 20.12.2002 N 207-П "О порядке
представления  кредитными   организациями   в   уполномоченный   орган
сведений,   предусмотренных  Федеральным  законом  "О  противодействии
легализации  (отмыванию)  доходов,  полученных  преступным  путем,   и
финансированию терроризма" (далее по тексту - Положение N 207-П).
     В соответствии с требованиями пунктов 2.1 - 2.2 Положения N 207-П
представление  кредитной организацией в уполномоченный орган сведений,
предусмотренных Федеральным законом,  осуществляется в форме отчета  в
виде  электронного  сообщения  (ОЭС)  через территориальное учреждение
Банка России (далее - территориальное учреждение).  При этом кредитная
организация    самостоятельно   устанавливает   внутренний   регламент
формирования и  направления  в  территориальное  учреждение  сведений,
предусмотренных    Федеральным    законом,   всеми   ее   структурными
подразделениями.
     Кроме того,  следует отметить,  что согласно пункту 2.2 Положения
N 207-П передача в  уполномоченный  орган  ОЭС  через  территориальное
учреждение  филиалом  кредитной  организации  допускается  только  для
филиалов,  имеющих банковский идентификационный  код  (БИК)  участника
расчетов   на   территории  Российской  Федерации,  а  порядок  такого
представления  сведений  должен  быть  в  письменной   форме   доведен
указанными  филиалами до территориального учреждения,  осуществляющего
надзор за их деятельностью.
     Необходимо подчеркнуть,  что  действие абзаца третьего пункта 2.8
Положения  N  207-П,  предусматривающего  в   исключительных   случаях
предоставление  филиалу  кредитной  организации возможности подготовки
ОЭС с использованием технических средств территориального  учреждения,
распространяется    только    на    филиалы   кредитных   организаций,
осуществляющие передачу сведений в КФМ  России  через  территориальное
учреждение   в   соответствии   с   пунктом  2.2  Положения  N  207-П.
Формирование  и  направление  ОЭС  филиалом   кредитной   организации,
осуществляющим   передачу   сведений  через  головную  организацию,  с
использованием   технических   средств   территориального   учреждения
Положением  N  207-П  не предусмотрены.  Порядок подготовки и передачи
сведений в этом  случае  должен  определяться  кредитной  организацией
самостоятельно на основании пункта 2.2 Положения N 207-П.

     2. Какими  способами  может  быть  обеспечена  защита информации,
передаваемой  филиалом  головному  офису  кредитной  организации   при
исполнении Положения N 207-П?
     Пункт 6  статьи  7  Федерального  закона   запрещает   работникам
кредитных  организаций,  представляющих  соответствующую  информацию в
уполномоченный орган,  информировать об этом своих клиентов  или  иных
лиц.
     Таким образом,  в случае передачи ОЭС либо  необходимых  для  его
формирования сведений из филиала в головной офис кредитной организации
в целях соблюдения требований Федерального закона, а также Положения N
207-П данная организация обязана обеспечить сохранность всех данных, а
также невозможность несанкционированного ознакомления с  ними  третьих
лиц.
     Порядок обеспечения конфиденциальности информации разрабатывается
кредитной  организацией  самостоятельно  и  в соответствии с пунктом 2
статьи 7 Федерального закона должен быть включен в правила внутреннего
контроля   по   противодействию   легализации   (отмыванию)   доходов,
полученных преступным путем,  и финансированию  терроризма.  Из  этого
следует,  что в тех случаях, когда по решению кредитной организации ее
филиалы представляют сведения в уполномоченный  орган  через  головной
офис,  процесс  доведения  информации  от  филиала  до головного офиса
должен   быть   организован   с   обеспечением   необходимого   уровня
конфиденциальности   передаваемой   информации.   В   частности,   при
использовании  филиалом   для   доведения   информации   до   головной
организации   открытых   (незащищенных)   каналов  связи  передаваемая
информация должна быть  защищена  с  использованием  сертифицированных
средств    шифрования.   При   этом   каждая   кредитная   организация
самостоятельно   осуществляет   выбор   таких   средств.   В    случае
использования   защищенных   каналов  связи  или  курьерской  доставки
информации   конфиденциальность   может   обеспечиваться   посредством
организационных способов защиты.

     3. В  случае,  если  одной  из  сторон операции покупки (продажи)
наличной   иностранной   валюты   выступает   кредитная   организация,
представляющая  информацию  в  уполномоченный  орган,  какие данные ей
необходимо указать при заполнении в ОЭС полей в блоках "У0,  И0 и  Б0,
У3,  И3  и Б3" - "Сведения о плательщике (получателе) денежных средств
по операции"?
     В соответствии с пунктом 2 Приложения 4 к Положению N 207-П в ОЭС
по операции,  подлежащей контролю,  кредитной организацией должна быть
представлена   информация   о  следующих  ее  участниках:  плательщике
денежных средств по операции,  получателе этих средств,  обслуживающих
их  кредитных  организациях  (филиалах),  представителях плательщика и
получателя денежных средств по операции,  действующих от  их  имени  в
силу   полномочия,  основанного  на  доверенности,  законе  либо  акте
уполномоченного на то  государственного  органа  или  органа  местного
самоуправления,  а  также  о  лицах,  не  являющихся  плательщиком или
получателем денежных средств по операции,  по  поручению  и  от  имени
которых совершается операция. При этом пунктами 2.1 - 2.2 Приложения 4
к Положению N 207-П определено,  что при включении в DBF-файл сведений
об  операции  покупки  (продажи)  иностранной  валюты под плательщиком
денежных средств следует понимать покупателя иностранной валюты (в том
числе   кредитную   организацию,   представляющую   сведения  об  этой
операции),  а под получателем - продавца  иностранной  валюты  (в  том
числе   кредитную   организацию,   представляющую   сведения  об  этой
операции).
     Таким образом,   при  заполнении  поля  "Сведения  о  плательщике
(получателе) денежных средств по операции" в блоках ОЭС "У0,  И0 и Б0,
У3,  И3  и Б3" - согласно требованиям Приложения 4 к Положению N 207-П
кредитной  организации  необходимо  указать  информацию  о  себе   как
организации,   представляющей   сведения   по  операции  купли-продажи
наличной иностранной валюты,  и о клиенте, являющемся стороной по этой
операции.

     4. В  соответствии  с  Федеральным  законом  сведения в отношении
переводов денежных средств за границу на  счет  (вклад),  открытый  на
анонимного владельца,  и из-за границы со счета (вклада), открытого на
анонимного    владельца,    подлежат    обязательному    представлению
уполномоченному органу.  Каким образом кредитная организация заполняет
поля ОЭС,  в которых предусмотрено отражение  информации  о  владельце
анонимного счета (вклада)?
     Согласно требованиям к структуре ОЭС, установленным в Приложениях
4  и  5 к Положению N 207-П,  информацию для передачи в уполномоченный
орган необходимо представлять в виде файла формата DBF в кодировке DOS
(кодовая  страница  866);  каждая  запись  DBF-файла  должна содержать
сведения об одной операции.  Наличие всех полей записи и  соответствие
типов  полей  в  структуре  DBF-файла  являются  строго обязательными.
Наличие  "пустых"  записей  в  DBF-файле  не  допускается.  При   этом
заполнение  полей  записи  DBF-файла проводится на основании таблицы 1
Приложения 4 к Положению N 207-П.
     Учитывая изложенное, а также установленный в таблице 1 Приложения
4 к Положению N 207-П порядок,  при заполнении кредитной  организацией
полей  ОЭС,  предназначенных для внесения сведений о физическом лице -
перевододателе по операции поступления денежных средств из-за  границы
со  счета  (вклада),  открытого  на  анонимного  владельца,  в разделе
DBF-файла "Сведения о плательщике денежных средств по операции" в поле
ТU0 (тип участника операции),  учитывая, что данное физическое лицо не
является ее клиентом,  следует указать значение "4",  а поле  "NAMEU0"
(наименование  участника  операции)  и иные подобные поля заполнить на
основании полученного по операции платежного документа.
     Аналогичным образом  кредитной организации следует составить поля
ОЭС и в случае выявления операции  по  переводу  денежных  средств  за
границу на счет (вклад),  открытый на анонимного владельца.  В разделе
DBF-файла "Сведения о  получателе  денежных  средств  по  операции"  в
качестве   значения  поля  ТU3  (тип  участника  операции)  необходимо
проставить  "4"  (поскольку  получатель  перевода  не   находится   на
обслуживании  в  кредитной  организации),  а  в поле "NAMEU3" и в иные
поля,  предназначенные для внесения  сведений  о  получателе  денежных
средств, перенести данные соответствующего платежного документа.

     5. В  случае совершения кредитными организациями на межбанковском
валютном рынке операции купли-продажи наличной иностранной  валюты  на
сумму,  равную  600 000 рублей или превышающую ее,  либо эквивалентную
сумму в иностранной валюте какой код  вида  операции  проставляется  в
формируемом в соответствии с требованиями Положения N 207-П ОЭС?
     В абзаце третьем подпункта  1  пункта  1  статьи  6  Федерального
закона в качестве операций, подлежащих обязательному контролю, названы
покупка и продажа наличной иностранной валюты.
     Учитывая изложенное,  при  совершении  на  межбанковском валютном
рынке  сделки  купли-продажи  наличной  иностранной  валюты  кредитной
организации,   приобретающей   наличную  иностранную  валюту,  следует
представить  в  КФМ  России  сведения  об  операции  покупки  наличной
иностранной  валюты  и  в  ОЭС  сделать  запись  по коду 1003 "покупка
наличной  иностранной  валюты",  а  кредитной  организации,  продающей
наличную  иностранную  валюту,  - заполнить поля по коду 1004 "продажа
наличной иностранной валюты".

     6. В  Федеральном  законе  и   Положении   N   207-П   по-разному
сформулированы положения о сроках представления в уполномоченный орган
сведений по операции  с  денежными  средствами  или  иным  имуществом,
осуществление которой было приостановлено в соответствии с Федеральным
законом.  Принимая во внимание изложенное,  в течение  какого  времени
кредитная  организация  обязана  представить  в  уполномоченный  орган
указанные сведения?
     Пунктом 10 статьи 7 Федерального закона установлено, что операции
с   денежными   средствами   или   иным   имуществом,   осуществляемые
организацией   или  физическим  лицом,  в  отношении  которых  имеются
полученные в  установленном  в  соответствии  с  пунктом  2  статьи  6
Федерального  закона порядке сведения об их участии в террористической
деятельности, либо юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в
собственности  или  под  контролем  таких  организации или лица,  либо
физическим или юридическим лицом, действующим от имени или по указанию
таких организации или лица,  подлежат приостановлению,  и информация о
них не  позднее  рабочего  дня,  следующего  за  днем  приостановления
операции, должна быть представлена в уполномоченный орган.
     При этом порядок представления информации в уполномоченный  орган
в  соответствии  с  пунктом 7 статьи 7 Федерального закона в отношении
кредитных организаций устанавливается  Центральным  банком  Российской
Федерации.
     Такой порядок установлен Положением Банка  России  от  20.12.2002
N 207-П   "О   порядке   представления   кредитными   организациями  в
уполномоченный орган сведений,  предусмотренных Федеральным законом "О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем,  и финансированию  терроризма".  При  этом  Положение  N  207-П
зарегистрировано   в   Минюсте   России   04.01.2003   (N  4092),  что
подтверждает  соответствие  изложенных  в  нем  подходов   требованиям
федерального законодательства.
     Из вышеизложенного следует, что при выявлении операции, указанной
в  пункте  2  статьи  6  Федерального  закона,  кредитная  организация
согласно пункту 2.9 Положения N 207-П обязана в  день  приостановления
или  совершения такой операции сформировать отдельный ОЭС,  содержащий
сведения  о  данной   операции,   и   немедленно   направить   его   в
уполномоченный орган с признаком в имени файла - сведения об операции,
связанной с финансированием терроризма.
     Материал подготовлен   Департаментом  валютного  регулирования  и
валютного контроля.