ОТНОСЯТСЯ ЛИ К РАСХОДАМ НА РЕКЛАМУ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАНИМАЮЩЕЙСЯ ПРОИЗВОДСТВОМ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ РЕЦЕПТУРНОГО ОТПУСКА, СЛЕДУЮЩИЕ ЗАТРАТЫ: НА РАЗМЕЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ПРОИЗВОДИМЫХ ПРЕПАРАТАХ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДАНИЯХ; УЧАСТИЕ МЕДИЦИНСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВО ВРАЧЕБНЫХ СИМПОЗИУМАХ И КОНФЕРЕНЦИЯХ; НА АПРОБАЦИЮ ПРАКТИКУЮЩИМИ ВРАЧАМИ ПРОИЗВОДИМЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 16 мая 2003 г. N 26-12/26599 (Д) Расходы на рекламу учитываются для целей налогообложения прибыли в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. Соответственно термин "реклама" понимается для целей налогообложения прибыли в значении Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 108-ФЗ). При этом закрытый перечень расходов на рекламу, учитываемых для целей налогообложения прибыли в размере фактических расходов, предусмотрен абзацами 2-4 п. 4 ст. 264 Кодекса. Согласно п. 4 ст. 264 Кодекса к расходам на рекламу в целях налогообложения прибыли, в частности, относятся расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети. В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон N 2124-1) под средством массовой информации (далее - СМИ) понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. К периодическим печатным изданиям относятся газеты, журналы, альманахи, бюллетени, иные издания, имеющие постоянное название, текущий номер и выходящие в свет не реже одного раза в год. Статьей 2 Закона N 2124-1 определено, что к специализированному СМИ относится такое СМИ, для регистрации или распространения продукции которого указанным Законом установлены специальные правила. Следовательно, специализированные медицинские издания (газеты, журналы, справочники, каталоги) могут быть отнесены к специализированным СМИ в случае, если они имеют постоянное название, текущий номер, выходят в свет не реже одного раза в год, и для регистрации или распространения продукции (тиража или части тиража отдельного номера периодического печатного издания) которых Законом N 2124-1 установлены специальные правила. Остальные, не указанные в абзацах 2-4 п. 4 ст. 264 Кодекса, расходы на рекламу, относящиеся к таковым в соответствии с Законом N 108-ФЗ и отвечающие требованиям ст. 252 Кодекса, учитываются для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 Кодекса. В соответствии со ст. 2 Закона N 108-ФЗ реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товара, идей и начинаний. Согласно абзацу второму п. 2 ст. 16 Закона N 108-ФЗ реклама лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача, а также реклама изделий медицинского назначения и медицинской техники, использование которых требует специальной подготовки, допускается с учетом требований, предусмотренных абзацем 1 данного пункта, только в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников. Кроме Закона N 108-ФЗ рекламная кампания лекарственных средств (в том числе рецептурного отпуска) регламентируется Федеральным законом от 22.06.98 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее - Закон N 86-ФЗ) и Федеральным законом от 08.01.98 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Закон N 3-ФЗ). В соответствии с п. 3 ст. 43 Закона N 86-ФЗ информация о лекарственных средствах, отпускаемых по рецепту врача, допускается только в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников. Информация о лекарственных средствах для специалистов сферы обращения лекарственных средств может быть представлена в виде монографий, справочников, научных статей, докладов на конгрессах, конференциях, симпозиумах, научных советах, а также инструкций по применению лекарственных средств, предназначенных для врачей. Согласно п. 1 ст. 44 Закона N 86-ФЗ в СМИ допускается реклама лекарственных средств, отпускаемых только без рецепта врача. Следовательно, реклама препаратов рецептурного отпуска допускается только в непериодических специализированных (медицинских и фармацевтических) печатных изданиях (например, в различных медицинских и фармацевтических справочниках, брошюрах, книгах - сборниках монографий, научных статей, докладов и др.), которые не являются СМИ, с соблюдением обычных ограничений на рекламу лекарственных средств, предусмотренных ст. 44 Закона N 86-ФЗ, а именно: - независимо от формы реклама должна соответствовать фармакологическим данным о лекарственных средствах, полученным при клинических исследованиях лекарственных средств, и требованиям государственного информационного стандарта; - реклама не должна представлять лекарственное средство как уникальное, наиболее эффективное, наиболее безопасное, исключительное по отсутствию побочных эффектов, не должна вводить в заблуждение относительно состава, происхождения, новизны или патентованности лекарственного средства; - реклама не должна подрывать репутацию предприятий-производителей лекарственных средств, веру потребителей в действие лекарственных средств; - при рекламе лекарственного средства не допускается его сравнение с другими лекарственными средствами в целях усиления рекламного эффекта; - реклама не должна создавать впечатление ненужности медицинских консультаций или хирургических операций; - реклама не должна содержать утверждений о том, что действие лекарственного средства гарантировано. Кроме того, в соответствии с требованиями пунктов 3 и 4 ст. 5 Закона N 108-ФЗ, если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, в рекламе должны быть указаны номер лицензии, а также наименование органа, выдавшего эту лицензию. Реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться пометкой "подлежит обязательной сертификации". Таким образом, названные выше затраты на размещение рекламной информации о препаратах рецептурного отпуска в непериодических специализированных медицинских печатных изданиях для профессионалов, не являющихся СМИ и, следовательно, не зарегистрированных как СМИ, с соблюдением ограничений на рекламу лекарственных средств, предусмотренных ст. 44 Закона N 86-ФЗ и пунктами 3 и 4 ст. 5, а также абзацем 1 п. 2 ст. 16 Закона N 108-ФЗ, в качестве иных рекламных расходов учитываются для целей налогообложения прибыли в пределах 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 Кодекса. При этом в соответствии с абзацем 4 п. 4 ст. 264 Кодекса к расходам организации на рекламу в целях налогообложения прибыли относятся фактические расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации. Согласно п. 3 ст. 46 Закона N 3-ФЗ распространение в целях рекламы образцов лекарственных средств, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, запрещается. В целях налогообложения прибыли организации, занимающейся производством и реализацией лекарственных средств рецептурного отпуска, на основании Закона N 108-ФЗ и Закона N 86-ФЗ не относятся к рекламным расходам затраты на распространение (доведение) информации о производимой продукции (товарах), предназначенной для врачей, в виде докладов медицинских представителей организации-производителя на врачебных симпозиумах и конференциях, понесенные при перечислении платы организациям-устроителям данных научных мероприятий; а также на апробацию практикующими врачами производимых лекарственных средств. В соответствии со ст. 28 Закона N 86-ФЗ предприятия-производители лекарственных средств могут продавать лекарственные средства или передавать их в распоряжение (имеющих соответствующие лицензии): - других предприятий-производителей лекарственных средств для целей производства; - предприятий оптовой торговли лекарственными средствами; - аптечных учреждений; - научно-исследовательских учреждений для научно-исследовательской работы. При этом согласно п. 16 ст. 270 Кодекса для определения налогооблагаемой прибыли не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав), в том числе сертифицированных лекарственных средств рецептурного отпуска, переданных на добровольную апробацию, и расходов, связанных с такой передачей. Основание: письмо МНС России от 24.03.2003 N 02-5-11/73-К342. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга А.А. Глинкин |