ОТНОСЯТСЯ ЛИ К РАСХОДАМ НА РЕКЛАМУ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАНИМАЮЩЕЙСЯ ПРОИЗВОДСТВОМ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ РЕЦЕПТУРНОГО ОТПУСКА, СЛЕДУЮЩИЕ ЗАТРАТЫ: НА РАЗМЕЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ПРОИЗВОДИМЫХ ПРЕПАРАТАХ В СПЕЦИАЛИЗИРОВА. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 16.05.03 26-12/26599

  ОТНОСЯТСЯ ЛИ К РАСХОДАМ НА РЕКЛАМУ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ
 ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАНИМАЮЩЕЙСЯ ПРОИЗВОДСТВОМ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ЛЕКАРСТВЕННЫХ
    СРЕДСТВ РЕЦЕПТУРНОГО ОТПУСКА, СЛЕДУЮЩИЕ ЗАТРАТЫ: НА РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ О ПРОИЗВОДИМЫХ ПРЕПАРАТАХ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ МЕДИЦИНСКИХ
ИЗДАНИЯХ; УЧАСТИЕ МЕДИЦИНСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВО ВРАЧЕБНЫХ
    СИМПОЗИУМАХ И КОНФЕРЕНЦИЯХ; НА АПРОБАЦИЮ ПРАКТИКУЮЩИМИ ВРАЧАМИ
                 ПРОИЗВОДИМЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ?

                                ПИСЬМО

                      УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ
                   ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

                            16 мая 2003 г.
                            N 26-12/26599

                                 (Д)


     Расходы на  рекламу учитываются для целей налогообложения прибыли
в порядке,  предусмотренном п. 4 ст. 264 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс).
     Институты, понятия и термины  гражданского,  семейного  и  других
отраслей   законодательства   Российской   Федерации,  используемые  в
Кодексе,  применяются в том значении,  в каком они используются в этих
отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
     Соответственно термин    "реклама"    понимается    для     целей
налогообложения  прибыли  в значении Федерального закона от 18.07.95 N
108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 108-ФЗ).
     При этом  закрытый перечень расходов на рекламу,  учитываемых для
целей  налогообложения  прибыли  в   размере   фактических   расходов,
предусмотрен абзацами 2-4 п. 4 ст. 264 Кодекса.
     Согласно п.  4 ст.  264 Кодекса к расходам  на  рекламу  в  целях
налогообложения прибыли,  в частности,  относятся расходы на рекламные
мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления
в  печати,  передача  по  радио  и телевидению) и телекоммуникационные
сети.
     В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N
2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон N 2124-1)  под
средством  массовой  информации (далее - СМИ) понимается периодическое
печатное  издание,  радио-,  теле-,  видеопрограмма,  кинохроникальная
программа,   иная   форма   периодического   распространения  массовой
информации.
     К периодическим  печатным  изданиям  относятся  газеты,  журналы,
альманахи,  бюллетени,  иные  издания,  имеющие  постоянное  название,
текущий номер и выходящие в свет не реже одного раза в год.
     Статьей 2 Закона N 2124-1 определено,  что к  специализированному
СМИ относится такое СМИ, для регистрации или распространения продукции
которого указанным Законом установлены специальные правила.
     Следовательно, специализированные  медицинские  издания  (газеты,
журналы,   справочники,    каталоги)    могут    быть    отнесены    к
специализированным  СМИ в случае,  если они имеют постоянное название,
текущий номер,  выходят в свет не  реже  одного  раза  в  год,  и  для
регистрации  или  распространения  продукции  (тиража или части тиража
отдельного номера периодического печатного издания) которых Законом  N
2124-1 установлены специальные правила.
     Остальные, не указанные в абзацах  2-4  п.  4  ст.  264  Кодекса,
расходы  на рекламу,  относящиеся к таковым в соответствии с Законом N
108-ФЗ и отвечающие требованиям ст. 252 Кодекса, учитываются для целей
налогообложения  прибыли  в  размере,  не  превышающем  1%  выручки от
реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 Кодекса.
     В соответствии   со   ст.   2  Закона  N  108-ФЗ  реклама  -  это
распространяемая в любой форме,  с помощью любых средств информация  о
физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях (рекламная
информация),  которая предназначена для неопределенного  круга  лиц  и
призвана  формировать  или  поддерживать  интерес  к этим физическому,
юридическому  лицу,  товарам,  идеям  и  начинаниям  и  способствовать
реализации товара, идей и начинаний.
     Согласно абзацу второму п.  2 ст.  16  Закона  N  108-ФЗ  реклама
лекарственных средств,  отпускаемых по рецепту врача,  а также реклама
изделий медицинского назначения и медицинской  техники,  использование
которых   требует   специальной   подготовки,   допускается  с  учетом
требований,  предусмотренных  абзацем  1  данного  пункта,  только   в
печатных изданиях,  предназначенных для медицинских и фармацевтических
работников.
     Кроме Закона N 108-ФЗ рекламная кампания лекарственных средств (в
том числе рецептурного отпуска) регламентируется  Федеральным  законом
от  22.06.98  N  86-ФЗ  "О  лекарственных  средствах" (далее - Закон N
86-ФЗ) и Федеральным законом  от  08.01.98  N  3-ФЗ  "О  наркотических
средствах и психотропных веществах" (далее - Закон N 3-ФЗ).
     В соответствии с  п.  3  ст.  43  Закона  N  86-ФЗ  информация  о
лекарственных  средствах,  отпускаемых  по рецепту врача,  допускается
только  в  специализированных  печатных  изданиях,   рассчитанных   на
медицинских и фармацевтических работников.  Информация о лекарственных
средствах для специалистов сферы обращения лекарственных средств может
быть  представлена  в виде монографий,  справочников,  научных статей,
докладов на конгрессах,  конференциях, симпозиумах, научных советах, а
также инструкций по применению лекарственных средств,  предназначенных
для врачей.
     Согласно п.  1  ст.  44  Закона N 86-ФЗ в СМИ допускается реклама
лекарственных средств, отпускаемых только без рецепта врача.
     Следовательно, реклама     препаратов     рецептурного    отпуска
допускается только в непериодических специализированных (медицинских и
фармацевтических) печатных изданиях (например, в различных медицинских
и  фармацевтических  справочниках,  брошюрах,   книгах   -   сборниках
монографий,  научных статей, докладов и др.), которые не являются СМИ,
с соблюдением обычных ограничений на  рекламу  лекарственных  средств,
предусмотренных ст. 44 Закона N 86-ФЗ, а именно:
     - независимо   от   формы    реклама    должна    соответствовать
фармакологическим  данным  о  лекарственных средствах,  полученным при
клинических  исследованиях  лекарственных   средств,   и   требованиям
государственного информационного стандарта;
     - реклама  не  должна  представлять  лекарственное  средство  как
уникальное,  наиболее эффективное, наиболее безопасное, исключительное
по отсутствию побочных  эффектов,  не  должна  вводить  в  заблуждение
относительно   состава,  происхождения,  новизны  или  патентованности
лекарственного средства;
     - реклама        не        должна       подрывать       репутацию
предприятий-производителей лекарственных средств,  веру потребителей в
действие лекарственных средств;
     - при  рекламе  лекарственного  средства   не   допускается   его
сравнение   с  другими  лекарственными  средствами  в  целях  усиления
рекламного эффекта;
     - реклама  не должна создавать впечатление ненужности медицинских
консультаций или хирургических операций;
     - реклама  не  должна  содержать утверждений о том,  что действие
лекарственного средства гарантировано.
     Кроме того,  в  соответствии  с требованиями пунктов 3 и 4 ст.  5
Закона   N   108-ФЗ,   если   деятельность   рекламодателя    подлежит
лицензированию,  в рекламе должны быть указаны номер лицензии, а также
наименование органа, выдавшего эту лицензию.
     Реклама товаров,  подлежащих  обязательной  сертификации,  должна
сопровождаться пометкой "подлежит обязательной сертификации".
     Таким образом,  названные  выше  затраты  на размещение рекламной
информации  о  препаратах  рецептурного  отпуска   в   непериодических
специализированных  медицинских  печатных изданиях для профессионалов,
не являющихся СМИ и,  следовательно,  не зарегистрированных как СМИ, с
соблюдением    ограничений    на    рекламу   лекарственных   средств,
предусмотренных ст.  44 Закона N 86-ФЗ и пунктами 3 и 4 ст. 5, а также
абзацем  1  п.  2  ст.  16 Закона N 108-ФЗ,  в качестве иных рекламных
расходов учитываются для целей налогообложения прибыли в  пределах  1%
выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 Кодекса.
     При этом в соответствии с абзацем  4  п.  4  ст.  264  Кодекса  к
расходам  организации  на  рекламу  в  целях  налогообложения  прибыли
относятся фактические  расходы  на  изготовление  рекламных  брошюр  и
каталогов,  содержащих  информацию о работах и услугах,  выполняемых и
оказываемых организацией, и (или) о самой организации.
     Согласно п.  3  ст.  46  Закона  N  3-ФЗ  распространение в целях
рекламы  образцов  лекарственных  средств,  содержащих   наркотические
средства или психотропные вещества, запрещается.
     В целях   налогообложения   прибыли   организации,   занимающейся
производством   и   реализацией   лекарственных  средств  рецептурного
отпуска,  на основании Закона N 108-ФЗ и Закона N 86-ФЗ не относятся к
рекламным расходам затраты на распространение (доведение) информации о
производимой продукции (товарах),  предназначенной для врачей,  в виде
докладов   медицинских   представителей  организации-производителя  на
врачебных симпозиумах  и  конференциях,  понесенные  при  перечислении
платы организациям-устроителям данных научных мероприятий;  а также на
апробацию практикующими врачами производимых лекарственных средств.
     В соответствии со ст. 28 Закона N 86-ФЗ предприятия-производители
лекарственных  средств  могут  продавать  лекарственные  средства  или
передавать их в распоряжение (имеющих соответствующие лицензии):
     - других  предприятий-производителей  лекарственных  средств  для
целей производства;
     - предприятий оптовой торговли лекарственными средствами;
     - аптечных учреждений;
     - научно-исследовательских             учреждений             для
научно-исследовательской работы.
     При этом  согласно  п.  16  ст.  270  Кодекса   для   определения
налогооблагаемой  прибыли  не  учитываются  расходы  в  виде стоимости
безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав),
в  том  числе  сертифицированных  лекарственных  средств  рецептурного
отпуска, переданных на добровольную апробацию, и расходов, связанных с
такой передачей.
     Основание: письмо МНС России от 24.03.2003 N 02-5-11/73-К342.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                          А.А. Глинкин