ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 14 января 2003 г. N 9 (ПРМ) Правительство Москвы отмечает, что в условиях перехода к рыночным отношениям, повлекшим существенные изменения в системе подготовки кадров для здравоохранения, а также в связи с интенсивным ростом потребности населения столицы в качественном медицинском обслуживании обострилась проблема кадрового обеспечения городского здравоохранения квалифицированным медицинским персоналом. Положение усугубляется наличием в Москве большого числа альтернативных, как государственных, так и частных учреждений здравоохранения, в которые происходит постоянная утечка кадров из системы городского здравоохранения. Правительством Москвы, Департаментом здравоохранения города Москвы постоянно предпринимаются меры, направленные на стабилизацию кадровой ситуации в городском здравоохранении, в том числе за счет внутриотраслевого и межотраслевого перераспределения ресурсов на рынке труда (создание окружных клинико-диагностических центров). В соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 29 июня 1998 года N 645-РМ "О мерах по обеспечению системы здравоохранения Москвы врачебным персоналом" организовано Московское отделение лечебного и педиатрического факультетов Российского государственного медицинского университета (РГМУ) для подготовки участковых терапевтов и педиатров. В настоящее время общий контингент Московского отделения РГМУ составляет 1 173 студента, заключивших контракт с обязательством отработать в системе городского здравоохранения не менее 3 лет. В 2001 году открыто подготовительное отделение с аналогичной схемой комплектования. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995 года N 942 "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием" свыше 40% студентов средних медицинских образовательных учреждений города Москвы переведены на обучение по системе целевой контрактной подготовки, что позволило увеличить направление выпускников в медицинские учреждения города. В рамках социального партнерства, в соответствии с Московским трехсторонним соглашением между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей) Правительство Москвы финансирует городскую отрасль здравоохранения в приоритетном порядке, сохраняет городскую надбавку к заработной плате медицинских работников, осуществляет целевое распределение жилья для работников лечебно-профилактических учреждений. Для укомплектования медицинскими кадрами поликлиник-новостроек в районах массовой жилой застройки выделяется жилая площадь по заявкам окружных управлений здравоохранения. Тем не менее, в настоящее время дефицит врачей в городском здравоохранении составляет 23 тысячи человек, среднего медицинского персонала - 46 тысяч человек. Отсутствие необходимого притока молодых специалистов ведет к старению контингента медицинских работников. Это означает, что для решения задачи комплектования городского здравоохранения необходимыми кадрами должны быть применены новые подходы, в том числе предусматривающие серьезное реформирование всей системы организации медицинской помощи путем ее интенсификации, внедрения новых стимулов и использования разнообразных форм работы для закрепления кадров и привлечения новых специалистов. Одновременно должны быть созданы правовые формы, позволяющие получить максимально полезный эффект от тех мер по подготовке молодых специалистов, которые уже предпринимаются Правительством Москвы. В целях нормализации обеспечения медицинскими кадрами городских лечебно-профилактических учреждений и повышения качества медицинской помощи населению Правительство Москвы постановляет: 1. Департаменту здравоохранения города Москвы: 1.1. В срок до 1 июня 2003 года подготовить и представить в Правительство Москвы в установленном порядке конкретные предложения по реструктуризации городского здравоохранения, включающие: - усиление первичной медицинской помощи на основе использования современных технологий ее организации; - реструктуризацию коечного фонда стационаров в зависимости от реальной потребности; - создание на базе стационаров мощных консультативно-диагностических центров; - развитие стационаров дневного пребывания в поликлиниках. 1.2. В срок до 1 марта 2003 года совместно с Правовым управлением Правительства Москвы подготовить и представить в Правительство Москвы предложения по созданию новой системы подготовки специалистов для городского здравоохранения путем предоставления индивидуальных грантов Правительства Москвы. Обеспечить заключение соответствующих договоров между уполномоченным органом Правительства Москвы, медицинским образовательным учреждением и грантополучателем, которые могут гарантировать выполнение выпускниками медицинских вузов своих обязательств. 1.3. В срок до 1 марта 2003 года разработать систему предоставления медицинских услуг населению с целью оптимизации использования имеющихся в распоряжении города медицинских кадров, а также создания возможности использования в этих целях кадровых ресурсов находящихся на территории Москвы федеральных, частных и иных медицинских учреждений, а также частнопрактикующих специалистов. 1.4. Совместно с ГУВД г.Москвы в срок до 1 июня 2003 года подготовить и представить в Правительство Москвы предложения по привлечению для работы в учреждения городского здравоохранения, в особенности на должности младшего медицинского персонала, иностранной рабочей силы, прежде всего из стран Содружества независимых государств. 1.5. Совместно с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы подготовить предложения по порядку предоставления жилых помещений на время работы на условиях аренды амбулаторно-поликлиническим учреждениям для специалистов, привлекаемых для работы в системе здравоохранения города Москвы, и внести в Правительство Москвы проект соответствующего постановления в срок до 1 июня 2003 года. 1.6. В срок до 1 марта 2003 года: 1.6.1. Обеспечить взаимодействие с ректорами Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова, Российского государственного медицинского университета, Московского государственного медикостоматологического университета по направлению выпускников указанных вузов, проживающих в городе Москве, для прохождения интернатуры в распоряжение Департамента здравоохранения города Москвы для распределения их по клиническим базам в соответствии с потребностями амбулаторно-поликлинических учреждений. 1.6.2. Открыть городскую ординатуру по этим же специальностям на базе клинических амбулаторно-поликлинических учреждений. 1.7. В срок до 1 марта 2003 года подготовить проекты обращений Правительства Москвы: 1.7.1. В Министерство здравоохранения Российской Федерации: - с предложением пересмотреть программы обучения в медицинских училищах, предусматривающие стажировку на последнем курсе в лечебно-профилактических учреждениях города с оплатой по Единой тарифной сетке; - об изменении правил лицензирования врачей частной практики, не имеющих стажа практической работы. 1.7.2. В Министерство труда и социального развития Российской Федерации с предложением разработать условия призыва на альтернативную гражданскую службу с учетом потребности лечебно-профилактических учреждений в младшем медицинском персонале. 1.8. С привлечением ректоров Московской медицинской академии им.И.М.Сеченова, Российского государственного медицинского университета, Московского государственного медико-стоматологического университета в срок до 1 июня 2003 года утвердить планы санитарской студенческой практики в летний период и распределения практикантов по лечебно-профилактическим учреждениям города. 1.9. Совместно с Московским городским фондом обязательного медицинского страхования разработать в I квартале 2003 года типовое положение о дифференцированных надбавках к должностным окладам медицинских работников дефицитных для отрасли городского здравоохранения специальностей и порядок его применения. 1.10. Совместно с Отделом законопроектных работ Правительства Москвы Центра законотворчества Москвы подготовить в установленном порядке проект закона города Москвы "О сестринском деле" в течение шести месяцев после принятия Федерального закона "О здравоохранении в Российской Федерации". 1.11. В срок до 1 апреля 2003 года подготовить пакет документов, предусматривающих дальнейшее повышение ответственности за неисполнение обязательств при контрактной системе подготовки медицинских кадров, для последующего рассмотрения и утверждения на федеральном уровне. 1.12. В срок до 1 апреля 2003 года создать второе училище повышения квалификации работников со средним медицинским образованием путем преобразования одного из медицинских училищ городского подчинения с целью повышения профессионального уровня работающего в городской системе среднего медицинского персонала. 1.13. С привлечением Профсоюза работников здравоохранения Москвы активизировать совместную деятельность с профессиональными медицинскими ассоциациями в целях дополнительной социальной защиты медицинских работников в системе социального партнерства. 1.14. Совместно с префектурами административных округов в I квартале 2003 года внести предложения в Правительство Москвы: 1.14.1. По строительству жилых домов для медицинских работников на территории соответствующего административного округа. 1.14.2. О предоставлении жилых помещений кадровым медицинским работникам, являющимся очередниками на улучшение жилищных условий, только в пределах управ районов по месту расположения лечебно-профилактических учреждений. 1.14.3. О квоте привлечения врачей из стран Содружества независимых государств с обязательным предоставлением в аренду жилой площади в общежитиях. 1.14.4. О мероприятиях по оснащению амбулаторно-поликлинических учреждений современной медицинской техникой. 1.14.5. О создании окружных фондов накопительных средств для социальной поддержки медицинских работников. 1.15. Совместно с префектурами административных округов и Московской федерацией профсоюзов (по согласованию) в I квартале 2003 года подготовить и внести на рассмотрение Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений предложения о системе обеспечения медицинских работников и их детей бесплатными путевками в оздоровительные учреждения. 2. Разрешить Департаменту имущества города Москвы регистрировать договоры о предоставлении клинических баз, заключаемые между Департаментом здравоохранения города Москвы и высшими медицинскими образовательными учреждениями, на безвозмездной основе. 3. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы оказать содействие Департаменту здравоохранения города Москвы в популяризации через средства массовой информации деятельности медицинских работников. 4. Комитету по культуре в целях повышения общего культурного уровня медицинских работников постоянно оказывать содействие лечебно-профилактическим учреждениям в обеспечении билетами на театрально-зрелищные мероприятия по предварительным заявкам Департамента здравоохранения города Москвы. 5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И. О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в III квартале 2003 года. Мэр Москвы Ю.М.Лужков |