ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РЕДАКЦИЯ НА 02.07.1992). Закон. Верховный Совет РСФСР. 13.03.92 2506-I


                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
   
                                ЗАКОН
   
     ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                       (Редакция на 02.07.1992)



   

     Настоящий Закон  определяет  содержание  оперативно  -  розыскной
деятельности,  осуществляемой  на  территории Российской Федерации,  и
закрепляет систему гарантий законности  при  проведении  оперативно  -
розыскных мероприятий.
   
                      Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
            Статья 1. Оперативно - розыскная деятельность

     Оперативно -   розыскная   деятельность   -   вид   деятельности,
осуществляемой,  гласно и негласно,  уполномоченными на  то  настоящим
Законом  государственными органами и оперативными подразделениями <*>,
в пределах их компетенции  путем  проведения  оперативно  -  розыскных
мероприятий  в целях защиты жизни,  здоровья,  прав и свобод личности,
собственности,  безопасности  общества  и  государства  от  преступных
посягательств.
--------------------------------
     <*> Далее   -   органы,  осуществляющие  оперативно  -  розыскную
деятельность.


         Статья 2. Задачи оперативно - розыскной деятельности

     Задачами оперативно - розыскной деятельности являются: выявление,
предупреждение,  пресечение  и  раскрытие  преступлений,  в  том числе
сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты  налогов,  а
также лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
     осуществление розыска  лиц,  скрывающихся  от  органов  дознания,
следствия и суда,  уклоняющихся от  уголовного  наказания,  без  вести
пропавших граждан.

        Статья 3. Принципы оперативно - розыскной деятельности

     Оперативно -  розыскная  деятельность  основывается  на принципах
законности,  уважения прав и свобод личности,  конспирации,  сочетания
гласных и негласных начал.

            Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной
                             деятельности

     Правовой основой  оперативно  -  розыскной  деятельности являются
Конституция РСФСР,  настоящий Закон,  а также  другие  законы  и  иные
правовые акты Российской Федерации.  Органы, осуществляющие оперативно
- розыскную деятельность,  издают  в  пределах  своей  компетенции,  в
соответствии  с  законодательством  и  по  согласованию с Прокуратурой
Российской  Федерации   и   Верховным   Судом   Российской   Федерации
нормативные  акты,  регламентирующие  организацию и тактику проведения
оперативно - розыскных мероприятий.

             Статья 5. Соблюдение прав и свобод личности
                 в оперативно-розыскной деятельности

     Не допускается  осуществление оперативно - розыскной деятельности
для достижения целей и задач, не предусмотренных настоящим Законом.
     Лицо, полагающее, что действия органа, осуществляющего оперативно
- розыскную деятельность,  привели к ограничению его  прав  и  свобод,
может обжаловать эти действия в вышестоящий орган или в суд.
     Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в
установленном   законом  порядке,  полагающее,  что  в  отношении  его
проводились оперативно - розыскные мероприятия,  вправе истребовать от
органа,  осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, сведения
о  характере  полученной  в  отношении  его  информации  в   пределах,
допускаемых   требованиями   конспирации   и  исключающих  разглашение
государственной  тайны.  При  отказе  в   предоставлении   запрошенных
сведений  либо  получении  их  не  в  полном объеме данное лицо вправе
обжаловать эти действия в судебном порядке.  В  процессе  рассмотрения
дела  в  суде  обязанность  доказывания  обоснованности такого решения
возлагается на  соответствующий  орган,  осуществляющий  оперативно  -
розыскную деятельность.
     В целях обеспечения полноты и  всесторонности  рассмотрения  дела
орган,   осуществляющий   оперативно   -  розыскную  деятельность,  по
требованию  судьи  обязан  представить  ему  оперативно  -   служебные
документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых
было   отказано   заявителю,   за   исключением   данных   о    лицах,
конфиденциально  содействовавших  проведению  оперативно  -  розыскных
мероприятий.
     В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего
оперативно  -  розыскную  деятельность,  об  отказе  в  предоставлении
необходимых  сведений  заявителю  судья  может обязать указанный орган
предоставить  заявителю  сведения,  предусмотренные   частью   третьей
настоящей статьи.
     Полученные в  результате  оперативно  -   розыскных   мероприятий
материалы   в   отношении   лиц,   виновность   которых  в  совершении
преступления не доказана в  установленном  законом  порядке,  хранятся
один год, а затем уничтожаются, если исполнение служебных обязанностей
или  правосудие  не  требуют  иного.  За  три  месяца  до  уничтожения
документов,  отражающих результаты оперативно - розыскных мероприятий,
проведенных с санкции прокурора,  об этом уведомляется соответствующий
прокурор.
     Органам (должностным   лицам),   осуществляющим   оперативно    -
розыскную деятельность, запрещается предпринимать действия в интересах
какой-либо политической партии;  принимать негласное участие в  работе
органов  представительной  или  судебной власти,  а также общественных
объединений  или   религиозных   организаций,   зарегистрированных   в
установленном законом порядке, с целью оказания влияния на характер их
деятельности.
     При нарушении   органом   (должностным   лицом),   осуществляющим
оперативно  -  розыскную  деятельность,  прав  и  законных   интересов
физических  и  юридических лиц вышестоящий орган,  прокурор либо судья
обязаны принять меры к восстановлению этих прав и законных  интересов,
возмещению  причиненного  вреда  в  соответствии  с  законодательством
Российской Федерации.
     Оперативно - розыскная деятельность,  осуществляемая с нарушением
настоящего Закона,  влечет за собой  ответственность,  предусмотренную
законодательством Российской Федерации.

        Раздел II. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

              Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия

     Оперативно - розыскные мероприятия проводятся только тогда, когда
иным путем невозможно  обеспечить  выполнение  задач,  предусмотренных
статьей 2 настоящего Закона.
     Для решения этих задач  органами,  осуществляющими  оперативно  -
розыскную   деятельность,   в  соответствии  с  правилами  конспирации
применяются:
     1) опрос граждан;
     2) наведение справок;
     3) сбор образцов для сравнительного исследования;
     4) контрольные закупки;
     5) исследование предметов и документов;
     6) наблюдение;
     7) отождествление личности;
     8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности
и транспортных средств;
     9) контроль почтовых отправлений;
     10) цензура корреспонденции осужденных;
     11) прослушивание телефонных и иных переговоров;
     12) снятие информации с технических каналов связи.
     Установленные частью второй настоящей статьи действия реализуются
путем  проведения  оперативно  - розыскных мероприятий.  Перечень этих
действий является исчерпывающим и  может  быть  изменен  или  дополнен
только законом.
     В ходе проведения оперативно - розыскных мероприятий используются
информационные  системы,  видео- и аудиозапись,  кино и фотосъемка,  а
также другие  технические  средства,  не  причиняющие  вреда  жизни  и
здоровью личности и окружающей среде.
     Должностные лица органов,  осуществляющих оперативно -  розыскную
деятельность,  решают  ее задачи путем личного участия в организации и
проведении  оперативно  -  розыскных  мероприятий,  используя   помощь
должностных  лиц и специалистов,  обладающих научными,  техническими и
иными специальными познаниями,  а также содействие отдельных граждан с
их согласия на гласной и негласной основе.
     Организация и   тактика   проведения   оперативно   -   розыскных
мероприятий составляют государственную тайну.

                    Статья 7. Основания проведения
                   оперативно-розыскных мероприятий

     Основаниями для  проведения  оперативно  -  розыскных мероприятий
являются:
     1) наличие возбужденного уголовного дела;
     2) ставшие  известными  органам,  осуществляющим   оперативно   -
розыскную деятельность, сведения:
     о подготавливаемом,  совершаемом или  совершенном  противоправном
деянии,   по   которому   обязательно   производство  предварительного
следствия, когда нет данных, указывающих на признаки преступления;
     о лицах,  скрывающихся от органов дознания,  следствия и суда или
уклоняющихся от уголовного наказания;
     о безвестном   отсутствии   граждан  и  обнаружении  неопознанных
трупов;
     3) поручения следователя, указания прокурора или определения суда
по уголовным делам, находящимся в их производстве;
     4) запросы других органов,  осуществляющих оперативно - розыскную
деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье;
     5) запросы   международных   правоохранительных   организаций   и
правоохранительных органов иностранных  государств  в  соответствии  с
договорами (соглашениями) о правовой помощи.
     Органы, осуществляющие оперативно  -  розыскную  деятельность,  в
пределах    своей    компетенции   вправе   также   собирать   данные,
характеризующие личность граждан, необходимые для принятия решений:
     1) о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, или
к  работам,  связанным  с   эксплуатацией   объектов,   представляющих
повышенную экологическую опасность;
     2) о допуске к участию в оперативно - розыскной деятельности  или
доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления. Данное
положение не распространяется на судей и прокуроров;
     3) в  связи  с оказанием ими содействия в подготовке и проведении
оперативно - розыскных мероприятий;
     4) о   выдаче   разрешений  на  частную  детективную  и  охранную
деятельность.


                     Статья 8. Условия проведения
                   оперативно-розыскных мероприятий

     Гражданство, национальность,  пол, место жительства, социальное и
имущественное  положение,  принадлежность к общественным объединениям,
отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются
препятствием  для  проведения  в  отношении них оперативно - розыскных
мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не оговорено
законом.
     Проведение оперативно  -  розыскных  мероприятий,   затрагивающих
охраняемые  законом  тайну  переписки,  телефонных и иных переговоров,
телеграфных сообщений,  а также право  на  неприкосновенность  жилища,
допускается  лишь  для сбора информации о лицах,  подготавливающих или
покушающихся на  тяжкие  преступления,  совершающих  либо  совершивших
тяжкие  преступления,  а также допустивших уклонение от уплаты налогов
либо сокрытие доходов от налогообложения в особо крупных  размерах,  и
только с санкции прокурора (по мотивированному постановлению одного из
руководителей соответствующего органа,  осуществляющего  оперативно  -
розыскную   деятельность).   Перечень  категорий  таких  руководителей
устанавливается   ведомственными   нормативными   актами.   При   этом
обследование  жилых  помещений  допускается в исключительных случаях и
только с санкции прокурора республики в составе Российской  Федерации,
края, области и других прокуроров, имеющих их полномочия.
     В случаях,  которые  не  терпят отлагательства и могут привести к
совершению  террористического  акта   или   диверсии,   на   основании
мотивированного  заключения  одного  из руководителей соответствующего
органа,   осуществляющего   оперативно   -   розыскную   деятельность,
допускается    проведение    оперативно   -   розыскных   мероприятий,
перечисленных в части  второй  настоящей  статьи,  с  незамедлительным
уведомлением   соответствующего  прокурора  и  последующим  получением
санкции в течение 24 часов.
     В случае  возникновения  угрозы  жизни,  здоровью,  собственности
отдельных  лиц  по  их  заявлению  или  с  их   письменного   согласия
разрешается  прослушивание  переговоров,  ведущихся с их телефонов или
других   переговорных   устройств,   на    основании    постановления,
утвержденного   руководителем  органа,  осуществляющего  оперативно  -
розыскную деятельность,  с обязательным уведомлением  соответствующего
прокурора в течение 24 часов.
     При проведении оперативно - розыскных мероприятий по  основаниям,
предусмотренным  пунктами  1  -  4 части второй статьи 7,  запрещается
осуществление действий, указанных в пунктах 8 - 12 части второй статьи
6 настоящего Закона.
     Оперативно - розыскные  мероприятия,  обеспечивающие  собственную
безопасность  органов  внутренних  дел,  органов безопасности и Службы
внешней    разведки,    проводятся    в    порядке,    предусмотренном
законодательными актами Российской Федерации.

             Статья 9. Производство оперативной проверки

     При наличии  оснований,  предусмотренных  пунктами  1  -  3 части
первой статьи 7 настоящего Закона, органы, осуществляющие оперативно -
розыскную деятельность, вправе проводить оперативную проверку. Факт ее
проведения подлежит обязательной регистрации.
     Оперативная проверка  проводится  с  разрешения  и  под контролем
руководителя  органа,  ее  осуществляющего.  Результаты  оперативно  -
розыскных мероприятий отражаются в оперативно - служебных документах и
систематизируются.
     Оперативно -   служебные   документы   должны  быть  представлены
прокурору при осуществлении прокурорского надзора  или  для  получения
санкции на проведение оперативно - розыскных мероприятий.
     Оперативная проверка прекращается  в  случае  решения  конкретных
задач  оперативно - розыскной деятельности,  предусмотренных статьей 2
настоящего   Закона,   а   также   при   установлении   обстоятельств,
свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач.

                 Статья 10. Использование результатов
                  оперативно-розыскной деятельности

     Результаты оперативно  -  розыскной   деятельности   могут   быть
использованы  для  подготовки  и осуществления следственных действий и
проведения  оперативно  -  розыскных  мероприятий  по  предупреждению,
пресечению и раскрытию преступлений,  а также в качестве доказательств
по уголовным делам после их  проверки  в  соответствии  с  уголовно  -
процессуальным законодательством.
     Материалы оперативной  проверки  не   являются   основанием   для
ограничения прав и законных интересов физических и юридических лиц.

                  Раздел III. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ
                  ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


                  Статья 11. Органы, осуществляющие
                  оперативно-розыскную деятельность

     На территории  Российской Федерации право осуществлять оперативно
- розыскную деятельность предоставлено:
     1) органам внутренних дел Российской Федерации;
     2) органам Министерства безопасности Российской Федерации;
     3) органам пограничной охраны;
     4) Службе внешней разведки Российской Федерации;
     5) оперативным    подразделениям   Главного   управления   охраны
Российской Федерации;
     6) оперативным   подразделениям   Главного  управления  налоговых
расследований  при   Государственной   налоговой   службе   Российской
Федерации   и   соответствующим   подразделениям  при  государственных
налоговых инспекциях по республикам в  составе  Российской  Федерации,
краям,  областям,  автономной  области,  автономным округам,  районам,
городам и районам в городах.
     Перечень органов,    осуществляющих    оперативно   -   розыскную
деятельность, может быть изменен или дополнен только законом.
     Органы, осуществляющие   оперативно   -  розыскную  деятельность,
решают стоящие перед ними  задачи  самостоятельно,  во  взаимодействии
между собой, а также при содействии граждан.

            Статья 12. Обязанности органов, осуществляющих
                  оперативно-розыскную деятельность

     При решении определенных настоящим  Законом  задач  оперативно  -
розыскной   деятельности   органы,   уполномоченные  ее  осуществлять,
обязаны:
     1) принимать в соответствии со своей компетенцией все необходимые
меры  для  защиты  охраняемых  законом   прав   и   свобод   личности,
собственности, безопасности общества и государства;
     2) исполнять письменные поручения следователя, указания прокурора
и  определения суда о проведении оперативно - розыскных мероприятий по
уголовным делам, принятым ими к производству;
     3) выполнять  на  основе договоров (соглашений) о правовой помощи
запросы соответствующих международных правоохранительных организаций и
правоохранительных органов иностранных государств;
     4) информировать  другие  органы,  осуществляющие  оперативно   -
розыскную  деятельность на территории Российской Федерации,  о ставших
известными   фактах   противоправной   деятельности,   относящихся   к
компетенции этих органов, и оказывать им необходимую помощь;
     5) соблюдать правила конспирации при осуществлении  оперативно  -
розыскной деятельности;
     6) содействовать  обеспечению  личной  безопасности,  сохранности
имущества  своих  сотрудников,  членов  их  семей,  близких,  а  также
участников уголовного судопроизводства,  членов их семей,  близких  от
преступных и иных противоправных посягательств.
     Для надлежащего  выполнения  служебных  обязанностей  должностным
лицам  органов,  осуществляющих  оперативно  - розыскную деятельность,
должны   быть   обеспечены   условия   для    получения    специальной
профессиональной   подготовки,  повышения  своей  квалификации  и  для
медицинского обслуживания.

               Статья 13. Права органов, осуществляющих
                  оперативно-розыскную деятельность

     При решении  задач  оперативно  -  розыскной деятельности органы,
уполномоченные ее осуществлять, имеют право:
     1) проводить  гласно  и негласно оперативно - розыскные действия,
перечисленные в статье 6 настоящего Закона;
     2) устанавливать   на   безвозмездной   либо   возмездной  основе
отношения сотрудничества  с  лицами,  изъявившими  согласие  оказывать
содействие   на   конфиденциальной   основе   органам,  осуществляющим
оперативно - розыскную деятельность;
     3) создавать     и     использовать    информационные    системы,
обеспечивающие решение задач оперативно - розыскной деятельности;
     4) использовать  в  ходе  оперативно  -  розыскных мероприятий по
договору  или  устному  соглашению  служебные   помещения,   имущество
предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и
нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц;
     5) использовать  в  целях конспирации документы,  зашифровывающие
личность должностных лиц,  ведомственную принадлежность подразделений,
организаций,  помещений и транспортных средств органов, осуществляющих
оперативно  -  розыскную  деятельность,  а  также  личность   граждан,
сотрудничающих с этими органами на конфиденциальной основе.
     Должностные лица не вправе препятствовать указанным  в  настоящем
Законе  органам  осуществлять  оперативно  -  розыскную деятельность в
пределах их компетенции.

               Статья 14. Социальная и правовая защита
               должностных лиц органов, осуществляющих
                  оперативно-розыскную деятельность

     На должностных лиц органов, осуществляющих оперативно - розыскную
деятельность,  распространяются гарантии правовой и социальной  защиты
сотрудников тех органов, в штаты которых они входят.
     Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и
органов,  осуществляющих  оперативно  - розыскную деятельность,  кроме
лиц,  прямо уполномоченных на то  законом.  Запрещается  оценивать  их
работу   по   количественным   показателям  результатов  оперативно  -
розыскной деятельности.
     Должностное лицо,  уполномоченное  на  осуществление оперативно -
розыскной деятельности,  в  ходе  проведения  оперативно  -  розыскных
мероприятий подчиняется только непосредственному и прямому начальнику.
При  получении   приказа   или   указания,   противоречащего   закону,
должностное  лицо  обязано  руководствоваться  законом,  а если у него
имеются основания полагать,  что в результате исполнения  приказа  или
указания может или могло бы быть совершено преступление, - сообщить об
этом в вышестоящий орган или прокуратуру.

        Раздел IV. СОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАН ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ
                  ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

        Статья 15. Содействие граждан органам, осуществляющим
                  оперативно-розыскную деятельность

     Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке  или
проведению  оперативно  -  розыскных  мероприятий  с сохранением по их
желанию конфиденциальности сотрудничества с органами,  осуществляющими
оперативно  -  розыскную деятельность,  в том числе по контракту.  Эти
лица обязаны сохранять в тайне сведения,  ставшие им известными в ходе
подготовки  или  проведения  оперативно - розыскных мероприятий,  и не
предоставлять заведомо ложной информации указанным органам.
     Органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность, могут
заключать   контракты   с   совершеннолетними   дееспособными   лицами
независимо  от  их  гражданства,  национальности,  пола,  социального,
должностного и имущественного положения, образования, принадлежности к
общественным объединениям, политических и религиозных убеждений.
     Органам, осуществляющим  оперативно  -  розыскную   деятельность,
запрещается  использовать  конфиденциальное  содействие на контрактной
основе   народных    депутатов,    судей,    прокуроров,    адвокатов,
священнослужителей    и    полномочных    представителей    официально
зарегистрированных религиозных объединений.

           Статья 16. Социальная и правовая защита граждан,
                содействующих органам, осуществляющим
                  оперативно-розыскную деятельность

     Лица, содействующие    органам,   осуществляющим   оперативно   -
розыскную деятельность, находятся под защитой государства.
     При возникновении  реальной угрозы противоправного посягательства
на  жизнь,  здоровье  или  имущество  отдельных  лиц  в  связи  с   их
содействием    органам,    осуществляющим   оперативно   -   розыскную
деятельность,  а равно членов их семей,  близких  эти  органы  обязаны
принять  необходимые  меры  к  предотвращению противоправных действий,
установлению виновных и привлечению их к ответственности.
     Сведения о  лицах,  сотрудничающих или сотрудничавших с органами,
осуществляющими    оперативно    -    розыскную    деятельность     на
конфиденциальной основе,  являются государственной тайной и могут быть
преданы гласности только с письменного согласия этих лиц или в  других
случаях, прямо предусмотренных законом.
     Лица, сотрудничающие с  органами,  осуществляющими  оперативно  -
розыскную деятельность, имеют право на получение вознаграждения.
     Государство гарантирует лицам,  изъявившим согласие содействовать
на  контрактной основе органам,  осуществляющим оперативно - розыскную
деятельность, выполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
     Период сотрудничества    граждан   по   контракту   с   органами,
осуществляющими  оперативно  -  розыскную  деятельность,  в   качестве
основного  рода занятий включается в их трудовой стаж.  Указанные лица
имеют право на пенсионное обеспечение  в  соответствии  с  действующим
законодательством.
     В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих по контракту
с  органами,  осуществляющими  оперативно - розыскную деятельность,  и
членов их семей допускается проведение специальных мероприятий  по  их
защите в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
     В случае гибели лица,  сотрудничающего по контракту  с  органами,
осуществляющими  оперативно  -  розыскную деятельность,  в связи с его
участием  в  проведении  оперативно  -  розыскных  мероприятий,  семье
пострадавшего  и  его  иждивенцам  из средств соответствующего бюджета
выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного
содержания  погибшего  и  в  установленном законом порядке назначается
пенсия по случаю потери кормильца.
     При получении  лицом,  сотрудничающим  по  контракту  с органами,
осуществляющими   оперативно   -   розыскную   деятельность,   травмы,
являющейся следствием ранения, контузии, увечья, наступившей в связи с
его  участием  в  проведении  оперативно  -  розыскных  мероприятий  и
исключающей  для  него  возможность  дальнейшего  сотрудничества,  ему
выплачивается  из  средств  соответствующего  бюджета   единовременное
пособие  в  размере пятилетнего денежного содержания и в установленном
законом порядке назначается пенсия по инвалидности.

                   Раздел V. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
                  ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        Статья 17. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной
                             деятельности

     Министерствам и ведомствам Российской  Федерации,  уполномоченным
на  осуществление  оперативно - розыскной деятельности,  выделяются на
эти  цели  финансовые  средства,  которые   расходуются   в   порядке,
определяемом    Президентом    Российской   Федерации.   Контроль   за
расходованием финансовых средств, выделенных на оперативно - розыскную
деятельность,   осуществляется   руководителями   этих  министерств  и
ведомств,  а также специально уполномоченными  на  то  представителями
Министерства финансов Российской Федерации.

                   Раздел VI. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА
                  ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

                  Статья 18. Парламентский контроль

     Контроль Верховного Совета Российской Федерации за  оперативно  -
розыскной   деятельностью  и  расходованием  выделяемых  на  эти  цели
финансовых средств осуществляют  соответствующие  комитеты  Верховного
Совета  Российской  Федерации.  Органы,  осуществляющие  оперативно  -
розыскную деятельность,  обязаны представлять им информацию независимо
от   степени   ее   секретности,  за  исключением  сведений  о  лицах,
оказывавших или оказывающих конфиденциальное содействие этим органам.

                    Статья 19. Прокурорский надзор

     Надзор за  исполнением  законов  при  проведении   оперативно   -
розыскных  мероприятий  и  законностью  принимаемых  при  этом решений
осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации  и  подчиненные
ему прокуроры.

                  Статья 20. Ведомственный контроль

     Руководители органов,   осуществляющих   оперативно  -  розыскную
деятельность,  несут персональную ответственность  за  законность  при
организации и проведении оперативно - розыскных мероприятий.

Президент Российской Федерации
                                                             Б. ЕЛЬЦИН
Москва, Дом Советов России.
13 марта 1992 г.
N 2506-1