РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Редакция на 02.07.1992) Настоящий Закон определяет содержание оперативно - розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно - розыскных мероприятий. Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Оперативно - розыскная деятельность Оперативно - розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой, гласно и негласно, уполномоченными на то настоящим Законом государственными органами и оперативными подразделениями <*>, в пределах их компетенции путем проведения оперативно - розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств. -------------------------------- <*> Далее - органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность. Статья 2. Задачи оперативно - розыскной деятельности Задачами оперативно - розыскной деятельности являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, в том числе сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов, а также лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших граждан. Статья 3. Принципы оперативно - розыскной деятельности Оперативно - розыскная деятельность основывается на принципах законности, уважения прав и свобод личности, конспирации, сочетания гласных и негласных начал. Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности Правовой основой оперативно - розыскной деятельности являются Конституция РСФСР, настоящий Закон, а также другие законы и иные правовые акты Российской Федерации. Органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность, издают в пределах своей компетенции, в соответствии с законодательством и по согласованию с Прокуратурой Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно - розыскных мероприятий. Статья 5. Соблюдение прав и свобод личности в оперативно-розыскной деятельности Не допускается осуществление оперативно - розыскной деятельности для достижения целей и задач, не предусмотренных настоящим Законом. Лицо, полагающее, что действия органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, привели к ограничению его прав и свобод, может обжаловать эти действия в вышестоящий орган или в суд. Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, полагающее, что в отношении его проводились оперативно - розыскные мероприятия, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, сведения о характере полученной в отношении его информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих разглашение государственной тайны. При отказе в предоставлении запрошенных сведений либо получении их не в полном объеме данное лицо вправе обжаловать эти действия в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывания обоснованности такого решения возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно - розыскную деятельность. В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно - розыскную деятельность, по требованию судьи обязан представить ему оперативно - служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, за исключением данных о лицах, конфиденциально содействовавших проведению оперативно - розыскных мероприятий. В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю судья может обязать указанный орган предоставить заявителю сведения, предусмотренные частью третьей настоящей статьи. Полученные в результате оперативно - розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если исполнение служебных обязанностей или правосудие не требуют иного. За три месяца до уничтожения документов, отражающих результаты оперативно - розыскных мероприятий, проведенных с санкции прокурора, об этом уведомляется соответствующий прокурор. Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, запрещается предпринимать действия в интересах какой-либо политической партии; принимать негласное участие в работе органов представительной или судебной власти, а также общественных объединений или религиозных организаций, зарегистрированных в установленном законом порядке, с целью оказания влияния на характер их деятельности. При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья обязаны принять меры к восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации. Оперативно - розыскная деятельность, осуществляемая с нарушением настоящего Закона, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Раздел II. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия Оперативно - розыскные мероприятия проводятся только тогда, когда иным путем невозможно обеспечить выполнение задач, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона. Для решения этих задач органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, в соответствии с правилами конспирации применяются: 1) опрос граждан; 2) наведение справок; 3) сбор образцов для сравнительного исследования; 4) контрольные закупки; 5) исследование предметов и документов; 6) наблюдение; 7) отождествление личности; 8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; 9) контроль почтовых отправлений; 10) цензура корреспонденции осужденных; 11) прослушивание телефонных и иных переговоров; 12) снятие информации с технических каналов связи. Установленные частью второй настоящей статьи действия реализуются путем проведения оперативно - розыскных мероприятий. Перечень этих действий является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только законом. В ходе проведения оперативно - розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино и фотосъемка, а также другие технические средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью личности и окружающей среде. Должностные лица органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, решают ее задачи путем личного участия в организации и проведении оперативно - розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными познаниями, а также содействие отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе. Организация и тактика проведения оперативно - розыскных мероприятий составляют государственную тайну. Статья 7. Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий Основаниями для проведения оперативно - розыскных мероприятий являются: 1) наличие возбужденного уголовного дела; 2) ставшие известными органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, сведения: о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, по которому обязательно производство предварительного следствия, когда нет данных, указывающих на признаки преступления; о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; о безвестном отсутствии граждан и обнаружении неопознанных трупов; 3) поручения следователя, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве; 4) запросы других органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье; 5) запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с договорами (соглашениями) о правовой помощи. Органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность, в пределах своей компетенции вправе также собирать данные, характеризующие личность граждан, необходимые для принятия решений: 1) о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, или к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную экологическую опасность; 2) о допуске к участию в оперативно - розыскной деятельности или доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления. Данное положение не распространяется на судей и прокуроров; 3) в связи с оказанием ими содействия в подготовке и проведении оперативно - розыскных мероприятий; 4) о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность. Статья 8. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий Гражданство, национальность, пол, место жительства, социальное и имущественное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении них оперативно - розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не оговорено законом. Проведение оперативно - розыскных мероприятий, затрагивающих охраняемые законом тайну переписки, телефонных и иных переговоров, телеграфных сообщений, а также право на неприкосновенность жилища, допускается лишь для сбора информации о лицах, подготавливающих или покушающихся на тяжкие преступления, совершающих либо совершивших тяжкие преступления, а также допустивших уклонение от уплаты налогов либо сокрытие доходов от налогообложения в особо крупных размерах, и только с санкции прокурора (по мотивированному постановлению одного из руководителей соответствующего органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность). Перечень категорий таких руководителей устанавливается ведомственными нормативными актами. При этом обследование жилых помещений допускается в исключительных случаях и только с санкции прокурора республики в составе Российской Федерации, края, области и других прокуроров, имеющих их полномочия. В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению террористического акта или диверсии, на основании мотивированного заключения одного из руководителей соответствующего органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, допускается проведение оперативно - розыскных мероприятий, перечисленных в части второй настоящей статьи, с незамедлительным уведомлением соответствующего прокурора и последующим получением санкции в течение 24 часов. В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их письменного согласия разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов или других переговорных устройств, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего прокурора в течение 24 часов. При проведении оперативно - розыскных мероприятий по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 4 части второй статьи 7, запрещается осуществление действий, указанных в пунктах 8 - 12 части второй статьи 6 настоящего Закона. Оперативно - розыскные мероприятия, обеспечивающие собственную безопасность органов внутренних дел, органов безопасности и Службы внешней разведки, проводятся в порядке, предусмотренном законодательными актами Российской Федерации. Статья 9. Производство оперативной проверки При наличии оснований, предусмотренных пунктами 1 - 3 части первой статьи 7 настоящего Закона, органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность, вправе проводить оперативную проверку. Факт ее проведения подлежит обязательной регистрации. Оперативная проверка проводится с разрешения и под контролем руководителя органа, ее осуществляющего. Результаты оперативно - розыскных мероприятий отражаются в оперативно - служебных документах и систематизируются. Оперативно - служебные документы должны быть представлены прокурору при осуществлении прокурорского надзора или для получения санкции на проведение оперативно - розыскных мероприятий. Оперативная проверка прекращается в случае решения конкретных задач оперативно - розыскной деятельности, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона, а также при установлении обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач. Статья 10. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности Результаты оперативно - розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных действий и проведения оперативно - розыскных мероприятий по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также в качестве доказательств по уголовным делам после их проверки в соответствии с уголовно - процессуальным законодательством. Материалы оперативной проверки не являются основанием для ограничения прав и законных интересов физических и юридических лиц. Раздел III. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Статья 11. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно - розыскную деятельность предоставлено: 1) органам внутренних дел Российской Федерации; 2) органам Министерства безопасности Российской Федерации; 3) органам пограничной охраны; 4) Службе внешней разведки Российской Федерации; 5) оперативным подразделениям Главного управления охраны Российской Федерации; 6) оперативным подразделениям Главного управления налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации и соответствующим подразделениям при государственных налоговых инспекциях по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, районам, городам и районам в городах. Перечень органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только законом. Органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность, решают стоящие перед ними задачи самостоятельно, во взаимодействии между собой, а также при содействии граждан. Статья 12. Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность При решении определенных настоящим Законом задач оперативно - розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны: 1) принимать в соответствии со своей компетенцией все необходимые меры для защиты охраняемых законом прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства; 2) исполнять письменные поручения следователя, указания прокурора и определения суда о проведении оперативно - розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым ими к производству; 3) выполнять на основе договоров (соглашений) о правовой помощи запросы соответствующих международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств; 4) информировать другие органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать им необходимую помощь; 5) соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно - розыскной деятельности; 6) содействовать обеспечению личной безопасности, сохранности имущества своих сотрудников, членов их семей, близких, а также участников уголовного судопроизводства, членов их семей, близких от преступных и иных противоправных посягательств. Для надлежащего выполнения служебных обязанностей должностным лицам органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, должны быть обеспечены условия для получения специальной профессиональной подготовки, повышения своей квалификации и для медицинского обслуживания. Статья 13. Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность При решении задач оперативно - розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право: 1) проводить гласно и негласно оперативно - розыскные действия, перечисленные в статье 6 настоящего Закона; 2) устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность; 3) создавать и использовать информационные системы, обеспечивающие решение задач оперативно - розыскной деятельности; 4) использовать в ходе оперативно - розыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц; 5) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, а также личность граждан, сотрудничающих с этими органами на конфиденциальной основе. Должностные лица не вправе препятствовать указанным в настоящем Законе органам осуществлять оперативно - розыскную деятельность в пределах их компетенции. Статья 14. Социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность На должностных лиц органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, распространяются гарантии правовой и социальной защиты сотрудников тех органов, в штаты которых они входят. Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, кроме лиц, прямо уполномоченных на то законом. Запрещается оценивать их работу по количественным показателям результатов оперативно - розыскной деятельности. Должностное лицо, уполномоченное на осуществление оперативно - розыскной деятельности, в ходе проведения оперативно - розыскных мероприятий подчиняется только непосредственному и прямому начальнику. При получении приказа или указания, противоречащего закону, должностное лицо обязано руководствоваться законом, а если у него имеются основания полагать, что в результате исполнения приказа или указания может или могло бы быть совершено преступление, - сообщить об этом в вышестоящий орган или прокуратуру. Раздел IV. СОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАН ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Статья 15. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно - розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, в том числе по контракту. Эти лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно - розыскных мероприятий, и не предоставлять заведомо ложной информации указанным органам. Органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность, могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, социального, должностного и имущественного положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, политических и религиозных убеждений. Органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие на контрактной основе народных депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений. Статья 16. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, находятся под защитой государства. При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, а равно членов их семей, близких эти органы обязаны принять необходимые меры к предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности. Сведения о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших с органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность на конфиденциальной основе, являются государственной тайной и могут быть преданы гласности только с письменного согласия этих лиц или в других случаях, прямо предусмотренных законом. Лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, имеют право на получение вознаграждения. Государство гарантирует лицам, изъявившим согласие содействовать на контрактной основе органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, выполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Период сотрудничества граждан по контракту с органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, в качестве основного рода занятий включается в их трудовой стаж. Указанные лица имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с действующим законодательством. В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих по контракту с органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, в связи с его участием в проведении оперативно - розыскных мероприятий, семье пострадавшего и его иждивенцам из средств соответствующего бюджета выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего и в установленном законом порядке назначается пенсия по случаю потери кормильца. При получении лицом, сотрудничающим по контракту с органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, травмы, являющейся следствием ранения, контузии, увечья, наступившей в связи с его участием в проведении оперативно - розыскных мероприятий и исключающей для него возможность дальнейшего сотрудничества, ему выплачивается из средств соответствующего бюджета единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания и в установленном законом порядке назначается пенсия по инвалидности. Раздел V. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 17. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности Министерствам и ведомствам Российской Федерации, уполномоченным на осуществление оперативно - розыскной деятельности, выделяются на эти цели финансовые средства, которые расходуются в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на оперативно - розыскную деятельность, осуществляется руководителями этих министерств и ведомств, а также специально уполномоченными на то представителями Министерства финансов Российской Федерации. Раздел VI. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Статья 18. Парламентский контроль Контроль Верховного Совета Российской Федерации за оперативно - розыскной деятельностью и расходованием выделяемых на эти цели финансовых средств осуществляют соответствующие комитеты Верховного Совета Российской Федерации. Органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность, обязаны представлять им информацию независимо от степени ее секретности, за исключением сведений о лицах, оказывавших или оказывающих конфиденциальное содействие этим органам. Статья 19. Прокурорский надзор Надзор за исполнением законов при проведении оперативно - розыскных мероприятий и законностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры. Статья 20. Ведомственный контроль Руководители органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, несут персональную ответственность за законность при организации и проведении оперативно - розыскных мероприятий. Президент Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН Москва, Дом Советов России. 13 марта 1992 г. N 2506-1 |