Страницы: 1 2 8 января 1998 г. N 2-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ТРАНСПОРТНЫЙ УСТАВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Редакция на 06.07.2001) Принят Государственной Думой 19 декабря 1997 года Одобрен Советом Федерации 24 декабря 1997 года Текст нижеприведенной редакции закона официально не опубликован (РЕДАКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА АГЕНТСТВОМ INTRALEX С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ КС РФ ОТ 06.07.2001) Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Транспортный устав железных дорог Российской Федерации (далее - Устав) регулирует отношения, возникающие между железными дорогами Российской Федерации (далее - железные дороги) и грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами федерального железнодорожного транспорта (далее - железнодорожный транспорт), и определяет их права, обязанности и ответственность. Настоящий Устав определяет основные условия перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, отношения между железными дорогами и другими видами транспорта, а также основные положения в области эксплуатации железнодорожных подъездных путей. Статья 2. Действие настоящего Устава распространяется на перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железным дорогам, входящим в единую сеть железных дорог Российской Федерации (далее - единая сеть железных дорог) и открытым для общего пользования, в том числе на перевозки грузов, погрузка и выгрузка которых выполняются на железнодорожных подъездных путях, а также на строящихся железнодорожных линиях, примыкающих к железнодорожным путям общего пользования. Статья 3. В настоящем Уставе применяются следующие основные понятия: грузоотправитель (отправитель) - физическое или юридическое лицо, которое выступает от своего имени либо от имени собственника груза, багажа или грузобагажа и указано в перевозочных документах; грузополучатель (получатель) - физическое, или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа или грузобагажа; железнодорожный подъездной путь - железнодорожный путь, примыкающий к железнодорожным путям общего пользования и предназначенный для обслуживания определенных грузоотправителей, грузополучателей; места общего пользования - крытые и открытые склады, а также участки, специально выделенные на территории железнодорожной станции, принадлежащие железной дороге и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке, сортировке, хранению грузов, багажа, грузобагажа; места необщего пользования - крытые и открытые склады, а также участки, специально выделенные как на территории железнодорожной станции, так и за ее пределами, не принадлежащие железной дороге или сданные ею в аренду и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке грузов; правила перевозок грузов на железнодорожном транспорте - нормативный правовой акт, издаваемый в соответствии с настоящим Уставом и содержащий обязательные для железных дорог, грузоотправителей, грузополучателей условия перевозок грузов с учетом их особенностей в целях обеспечения безопасности движения, сохранности грузов и подвижного состава, а также экологической безопасности; перевозочные документы - транспортная железнодорожная накладная, дорожная ведомость, проездной документ (билет), багажная квитанция, грузобагажная квитанция; сборник правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте - периодическое издание, в котором публикуются нормативные акты, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в пределах его компетенции; сбор - не включенная в тариф ставка оплаты дополнительной операции или работы; сдвоенная операция - использование грузополучателем выгруженного им вагона, контейнера для погрузки груза; тарифное руководство - систематизированное издание, в котором публикуются утвержденные в установленном порядке, включенные в тариф цены на работы и услуги железнодорожного транспорта, сборы, порядок исчисления ставок платы за перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, пользование вагонами, контейнерами. Статья 4. Перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа в международном железнодорожном сообщении осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Уставом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Статья 5. Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании настоящего Устава с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, заинтересованных организаций разрабатывает правила перевозок грузов на железнодорожном транспорте и правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте, утверждает данные правила и регистрирует их в федеральном органе исполнительной власти в области юстиции. Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на железнодорожном транспорте утверждает Правительство Российской Федерации. Особенности организации, обеспечения и выполнения воинских перевозок регулируются уставом воинских железнодорожных перевозок, утвержденным Правительством Российской Федерации. Статья 6. Железные дороги обязаны предоставлять пассажирам, грузоотправителям (отправителям), грузополучателям (получателям) необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах. Указанная информация на железнодорожных станциях, на железнодорожных вокзалах, в поездах и в других местах обслуживания пассажиров, отправителей и получателей багажа, грузобагажа, грузоотправителей, грузополучателей предоставляется на русском языке, а также может предоставляться на других языках с учетом интересов местного населения. Статья 7. Тарифы на перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены данные функции. Порядок исчисления ставок платы за пользование вагонами, контейнерами и сборов утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Сведения об изменениях тарифов на перевозки грузов, а также сборов сообщаются в средствах массовой информации не позднее чем за 10 дней до введения таких изменений федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Сведения об изменениях тарифов на перевозки пассажиров, а также сборов сообщаются в средствах массовой информации не позднее чем за 5 дней до их введения. Статья 8. Работы и услуги, которые выполняются железными дорогами по просьбам грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), пассажиров и цены на которые не указаны в тарифном руководстве, а также работы, которые выполняются грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями) по просьбам железных дорог и цены на которые указаны в тарифном руководстве, оплачиваются по соглашению сторон. Статья 9. Железнодорожные станции выполняют операции по приему, погрузке, выгрузке и выдаче грузов, перевозимых повагонными и мелкими отправками, в контейнерах, а также операции по перевозкам пассажиров, багажа, грузобагажа. Железнодорожные станции могут открываться для выполнения всех или некоторых операций. Железные дороги осуществляют перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между всеми железнодорожными станциями, открытыми для выполнения соответствующих операций. Открытие и закрытие железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций проводит федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по представлениям железных дорог. Принятые решения публикуются в сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте. Решение о закрытии железнодорожной станции принимается по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Для оформления перевозочных документов, оказания иных услуг и взимания платы за перевозки и услуги на железнодорожных станциях организуются товарные конторы, багажные и железнодорожные билетные кассы и другие подразделения железных дорог по обслуживанию пассажиров, грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей). Статья 10. Перевозки грузов, багажа, грузобагажа на железнодорожном транспорте осуществляются в вагонах, контейнерах, принадлежащих организациям железнодорожного транспорта, а также в вагонах, принадлежащих на правах собственности или аренды юридическим или физическим лицам либо находящихся в хозяйственном ведении юридических лиц. Предназначенный для перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железнодорожным путям общего пользования подвижной состав независимо от его принадлежности должен удовлетворять требованиям соответствующих стандартов, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта; вновь изготовленный подвижной состав должен иметь сертификат. После проведения капитального ремонта вагонов проверяется масса их тары. Используемые для перевозок грузов контейнеры независимо от их принадлежности должны отвечать требованиям стандартов, вновь изготовленные контейнеры должны иметь сертификаты. Статья 11. Для взвешивания перевозимых грузов, багажа, грузобагажа железные дороги в местах общего пользования и грузоотправители, грузополучатели в местах необщего пользования должны иметь необходимое количество весовых приборов. Весовые приборы подлежат обязательной государственной поверке и клеймению в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области стандартизации, метрологии и сертификации. Железные дороги в соответствии с договорами могут принимать в целях технического обслуживания (ведомственного контроля, ремонта, контрольной поверки) весовые приборы, принадлежащие грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим лицам. Статья 12. Перевозки по строящимся железнодорожным линиям, не принятым в постоянную эксплуатацию, осуществляются железной дорогой в соответствии с договором с организацией, осуществляющей строительство или финансирование строящихся железнодорожных линий. Статья 13. Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта совместно с заинтересованными грузоотправителями, грузополучателями может устанавливать в соответствии с договорами в случаях, если перевозки грузов не могут быть осуществлены на основании правил перевозок грузов на железнодорожном транспорте, особые условия перевозок таких грузов и ответственность сторон за их сохранность. Статья 14. Контроль за соблюдением требований настоящего Устава юридическими и физическими лицами, на которых распространяется его действие, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, другими федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложена указанная функция. Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ Статья 15. Операции по погрузке, выгрузке, сортировке грузов и контейнеров выполняются в местах общего пользования и местах необщего пользования. Места общего пользования и места необщего пользования должны иметь надлежащим образом оборудованные сооружения и устройства для бесперебойной, сохранной обработки вагонов, контейнеров, обеспечения сохранности грузов, а также отвечать природоохранным требованиям. Соответствие мест общего пользования и мест необщего пользования требованиям настоящей статьи обеспечивается за счет средств их владельца, соответствие специально выделенных участков - за счет средств грузоотправителя или грузополучателя, которым предоставлены такие участки. Статья 16. Места общего пользования, в которых операции по перевозкам грузов отдельных видов выполняются в большом объеме, оборудуются специальными погрузочно - выгрузочными устройствами, в том числе эстакадами, специализированными площадками, скотопогрузочными платформами, водопойными пунктами, очистными сооружениями, дезинфекционно - промывочными устройствами. Места необщего пользования оборудуются сооружениями и устройствами, которые должны обеспечивать своевременное выполнение необходимых операций по погрузке, выгрузке грузов, восстановление сыпучести смерзшихся грузов, очистку, промывку вагонов, контейнеров после их выгрузки, а также сохранность вагонов, контейнеров. Статья 17. Железные дороги и грузоотправители при систематическом осуществлении перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. В договорах об организации перевозок определяются объемы, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок. В соответствии с указанными договорами железные дороги обязуются в установленные сроки принимать грузы в обусловленном объеме, грузоотправители обязуются предъявлять их для перевозок. Статья 18. Перевозки грузов по железным дорогам осуществляются в соответствии с заявками на перевозки грузов, которые представляются грузоотправителями в управления железных дорог отправления грузов не менее чем за 10 дней до начала перевозок грузов, а также не менее чем за 15 дней до начала перевозок грузов, направляемых на экспорт, и в прямом смешанном сообщении. По просьбам грузоотправителей при возникновении необходимости срочных перевозок грузов железные дороги могут устанавливать иные, чем предусмотренные настоящей статьей, сроки представления заявок на перевозки грузов в пределах одной железной дороги (местное сообщение) самостоятельно, а в пределах нескольких или всех железных дорог (прямое сообщение), на экспорт и в прямом смешанном сообщении по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Перевозки грузов, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, осуществляются железными дорогами по мере предъявления таких грузов. За внесение по инициативе грузоотправителей в принятые заявки на перевозки грузов изменений, касающихся прямого сообщения с распределением перевозок грузов по железным дорогам назначения или касающихся местного сообщения с распределением перевозок грузов по железнодорожным станциям назначения, с грузоотправителей взимаются сборы, в том числе в случаях, если заявки на перевозки грузов выполняются в целом, в размере: 0,03 размера минимального размера оплаты труда с каждой тонны грузов - для грузов, перевозки которых установлены в вагонах и тоннах; двух размеров минимального размера оплаты труда за каждый вагон независимо от рода вагонов и количества осей - для грузов, перевозки которых установлены в вагонах; 0,1 размера минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто до 5 тонн включительно, 0,3 размера минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто от 5 до 10 тонн включительно, минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто свыше 10 тонн - для грузов, перевозки которых установлены в контейнерах. Управление железной дороги должно рассмотреть представленную заявку в течение 3 дней при перевозке грузов в прямом сообщении, в течение 10 дней при перевозке грузов, направляемых на экспорт, и при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении, сообщить грузоотправителю о ее принятии или возвратить ее с обоснованием отказа. Заявка на перевозку грузов представляется в управление железной дороги в трех экземплярах с указанием объема перевозки грузов в вагонах и тоннах в соответствии с установленной номенклатурой с распределением по родам грузов, железным дорогам назначения и датам погрузки, а на перевозку грузов в пределах железной дороги отправления - с распределением по родам грузов, железнодорожным станциям назначения и датам погрузки. Один экземпляр заявки на перевозку грузов с отметкой о ее принятии направляется грузоотправителю, другой - начальнику железнодорожной станции отправления. Начальник железнодорожной станции отправления совместно с грузоотправителем не позднее чем за 3 дня до начала выполнения заявки на перевозку грузов уточняет количество необходимых для подачи вагонов, контейнеров по дням, родам грузов и железным дорогам. Указанные данные заносятся в учетную карточку, которую подписывают начальник железнодорожной станции и грузоотправитель по окончании каждых отчетных суток. По просьбам грузоотправителей железные дороги имеют право: разрешать в исключительных случаях внутристанционные (в пределах одной железнодорожной станции) перевозки грузов. Такие перевозки грузов включаются в заявки и учитываются в выполненном объеме перевозок грузов; заменять предусмотренный заявкой на перевозку грузов крытый подвижной состав открытым подвижным составом, если перевозка грузов в открытом подвижном составе допускается правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте, а также заменять открытый подвижной состав одного вида другим; изменять предусмотренные заявками на перевозки грузов железные дороги назначения и железнодорожные станции назначения. Статья 19. Формы заявок на перевозки грузов, порядок их заполнения, выполнения и учета, перечень перевозимых грузов (номенклатура грузов) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и публикуются в сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте. Статья 20. Перевозки грузов осуществляются грузовой или большой скоростью. Критерии определения скорости перевозок грузов, а также железнодорожные направления, по которым осуществляются перевозки грузов большой скоростью, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Перечень указанных направлений подлежит опубликованию в сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте. Скорость перевозки грузов выбирает и указывает в транспортной железнодорожной накладной грузоотправитель. Если допускается перевозка данных грузов только большой скоростью, грузоотправитель должен указать данную скорость. Статья 21. Плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляются перевозки грузов, в том числе в случае увеличения расстояния, на которое осуществляются перевозки грузов, по причинам, зависящим от железной дороги. Порядок определения такого расстояния устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. В случаях, указанных в тарифном руководстве, плата за перевозки грузов взимается исходя из фактически пройденного расстояния. Статья 22. Перевозки грузов по железнодорожным линиям, имеющим узкую колею, а также перевозки грузов по железнодорожным линиям, имеющим колею разной ширины, осуществляются в соответствии с правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте. Статья 23. Грузоотправители могут предъявлять подготовленные к перевозкам грузы с объявлением их ценности. Объявление ценности предъявляемых для перевозок драгоценных металлов (камней), изделий из них, предметов искусства, антикварных вещей и иных художественных изделий, видео- и аудиоаппаратуры, электронно - вычислительной и множительной техники, опытных образцов машин, оборудования, приборов, грузов для личных (бытовых) нужд, перевозимых без сопровождения, обязательно. За объявленную ценность грузов взимаются сборы, указанные в тарифном руководстве. Статья 24. Перевозки грузов, перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляются в сопровождении работников военизированной охраны федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. За сопровождение и охрану таких грузов с грузоотправителей взимаются сборы, указанные в тарифном руководстве. Перечень грузов, охрану и сопровождение которых в пути следования осуществляют представители грузоотправителей или грузополучателей, определяется правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте. Грузы, не входящие в предусмотренные настоящей статьей перечни, могут сопровождать представители грузоотправителей, грузополучателей и в соответствии с договорами с железными дорогами работники военизированной охраны федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Статья 25. Грузоотправители обязаны подготавливать грузы для перевозок таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения, сохранность грузов, вагонов, контейнеров. Требования к таре и упаковке грузов, качеству перевозимой железными дорогами продукции должны предусматриваться стандартами, техническими условиями, утвержденными соответствующими организациями по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Статья 26. Грузоотправитель несет имущественную ответственность за возникшие по его вине аварийные ситуации, загрязнение окружающей природной среды, перерывы в движении поездов и возмещает расходы на ликвидацию таких ситуаций. Аналогичную ответственность несет железная дорога в случае возникновения таких ситуаций по ее вине. В случае возникновения в процессе перевозки грузов аварийной ситуации грузоотправитель, грузополучатель обязаны при сообщении железной дороги обеспечить немедленное направление на место происшествия мобильного подразделения или своего представителя. Статья 27. О времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку, осуществляемую грузоотправителями, работники железнодорожных станций уведомляют грузоотправителей не позднее чем за два часа до подачи вагонов, контейнеров под погрузку. Железная дорога обязана подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны, контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных. Подготовка под налив цистерн, бункерных полувагонов, принадлежащих организациям железнодорожного транспорта, проводится железной дорогой или грузоотправителями за счет железной дороги в соответствии с заключенными между ними договорами. Подготовка под налив специализированных цистерн, не принадлежащих организациям железнодорожного транспорта или сданных им в аренду, проводится грузоотправителями. Пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров (состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретных грузов, а также отсутствие внутри них постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, влияющих на состояние грузов при погрузке, выгрузке и в пути следования, особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров) для перевозки конкретных грузов определяется в отношении: вагонов - грузоотправителями, если погрузка осуществляется ими, или железной дорогой, если погрузка осуществляется ею; контейнеров - грузоотправителями. Перед наливом цистерн грузоотправители проверяют герметичность котлов цистерн, техническую исправность арматуры и универсальных сливных приборов цистерн. Грузоотправители вправе отказаться от вагонов, контейнеров, непригодных для перевозки конкретных грузов, и железная дорога обязана подать взамен указанных вагонов, контейнеров исправные, пригодные для перевозки таких грузов вагоны, контейнеры. Железная дорога при подаче на подъездной путь груженых вагонов в порядке сдвоенных операций определяет их техническую пригодность под погрузку конкретных грузов. Статья 28. Погрузка грузов в вагоны и на автомобили, а также выгрузка из них должна осуществляться: железной дорогой - в местах общего пользования, имеющих необходимые устройства и механизмы, с согласия грузоотправителей, грузополучателей, за исключением опасных и скоропортящихся грузов; сырых продуктов животного происхождения; груза, масса одного места которого свыше 0,5 тонны и который перевозится в крытом вагоне; негабаритных грузов; грузов, перевозимых наливом, насыпью и навалом, в специализированном подвижном составе, в сопровождении представителей грузоотправителей, грузополучателей. За погрузку и выгрузку грузов железная дорога взимает с грузоотправителей, грузополучателей сбор в размере, указанном в тарифном руководстве; грузоотправителями, грузополучателями - в местах необщего пользования, а также в местах общего пользования, если погрузка, выгрузка грузов не обязательны для железной дороги. Погрузка грузов в контейнеры и выгрузка грузов из контейнеров в местах общего пользования и местах необщего пользования осуществляются грузоотправителями, грузополучателями. Статья 29. Погрузка грузов в вагоны, контейнеры должна осуществляться исходя из технических норм их загрузки, установленных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, но не должна превышать грузоподъемность вагонов, контейнеров согласно указанным на них трафаретам. Размещение и крепление грузов в вагонах, в том числе в открытом подвижном составе, и контейнерах осуществляются в соответствии с требованиями технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Перечень грузов, перевозка которых допускается в открытом подвижном составе, а также перечни грузов, которые могут перевозиться насыпью, навалом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и подлежат опубликованию в сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте. Статья 30. Необходимые для погрузки, крепления и перевозки грузов оборудование, материалы, средства пакетирования и иные приспособления предоставляются грузоотправителями. Установка таких приспособлений при погрузке и снятие их при выгрузке проводятся грузоотправителями, грузополучателями или железной дорогой в зависимости от того, кем осуществляются погрузка и выгрузка. Сведения об установке приспособлений грузоотправителями указываются в транспортных железнодорожных накладных, и такие приспособления выдаются грузополучателю вместе с грузом. Статья 31. При предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить на каждую отправку груза составленную надлежащим образом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза. В соответствии с договором перевозки груза железная дорога обязуется своевременно и в сохранности доставить груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза. Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта разрабатывает и утверждает перевозочные документы на перевозки грузов по железнодорожным путям общего пользования, формы которых публикуются в сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте. В подтверждение приема груза для перевозки железная дорога обязана проставить в транспортной железнодорожной накладной календарный штемпель. Квитанция о приеме груза выдается грузоотправителю под роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости. Железная дорога выдает грузоотправителю, грузополучателю бланки транспортных железнодорожных накладных и заявок на перевозки, а также по просьбам грузоотправителя, грузополучателя согласно фактическим затратам копии документов, в том числе учетных карточек, ведомостей подачи и уборки вагонов, памяток приемосдатчиков, за плату. Статья 32. При предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель должен указать в транспортной железнодорожной накладной их массу, при предъявлении тарных и штучных грузов также количество грузовых мест. Не допускается определение массы грузов расчетным путем, посредством обмера грузов, если их погрузка до полной вместимости вагонов, контейнеров может повлечь за собой превышение допустимой грузоподъемности вагонов, контейнеров. Определение массы грузов проводится: железными дорогами при погрузке в местах общего пользования; грузоотправителями при погрузке в местах необщего пользования. Определение массы груза согласно трафарету, в соответствии со стандартом, расчетным путем, посредством обмера проводится грузоотправителями. За взвешивание грузов железные дороги взимают сборы, указанные в тарифном руководстве. Статья 33. Грузоотправитель несет предусмотренную настоящим Уставом имущественную ответственность за достоверность сведений, внесенных в транспортную железнодорожную накладную, а также за последствия, возникшие вследствие недостоверных, неточных или неполных сведений, указанных грузоотправителем в транспортной железнодорожной накладной. Железные дороги имеют право выборочно проверять соответствие массы грузов и других указанных в транспортных железнодорожных накладных сведений данным, внесенным грузоотправителями в такие накладные. За недостоверное, неточное, неполное указание сведений о грузах, при перевозках которых требуются особые меры предосторожности, за отправление запрещенных для перевозок грузов или за неправильное указание свойств грузов грузоотправители несут имущественную ответственность, предусмотренную статьей 113 настоящего Устава. Статья 34. Загруженные вагоны, контейнеры должны быть опломбированы железными дорогами, если грузы погружены железными дорогами, или грузоотправителями, если грузы погружены грузоотправителями. Крытые вагоны, контейнеры при перевозках в них грузов для личных (бытовых) нужд должны быть опломбированы железными дорогами или транспортно - экспедиторскими организациями по усмотрению и за счет грузоотправителей. В случае вскрытия вагонов, контейнеров для таможенного досмотра их опломбирование новыми запорно - пломбировочными устройствами проводят таможенные органы. Порядок опломбирования вагонов, контейнеров запорно - пломбировочными устройствами, а также перечень грузов, перевозки которых допускаются в вагонах, контейнерах без запорно - пломбировочных устройств, устанавливается правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте. Запорно - пломбировочные устройства и устройства для их снятия предоставляются железными дорогами грузоотправителям, грузополучателям согласно фактическим затратам за плату. Статья 35. Вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок грузов, погрузка грузов, багажа, грузобагажа может быть временно прекращена либо ограничена начальником железной дороги отправления с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении. Указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки грузов, багажа, грузобагажа и объявляет об этом начальникам всех железных дорог. Временное прекращение погрузки грузов, багажа, грузобагажа в определенных железнодорожных направлениях вследствие сложившихся на железных дорогах обстоятельств допускается только в исключительных случаях по указанию в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с немедленным извещением об этом Правительства Российской Федерации. О прекращении и об ограничении погрузки грузов, багажа, грузобагажа железные дороги уведомляют грузоотправителей (отправителей). Грузоотправители (отправители) в течение 12 часов после получения от железных дорог уведомлений обязаны приостановить или ограничить до установленных размеров погрузку грузов, багажа, грузобагажа в определенных железнодорожных направлениях. Статья 36. Порядок расчета за перевозку груза между железной дорогой и грузоотправителем устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации. Плата за перевозку груза и иные причитающиеся железной дороге платежи вносятся грузоотправителем, как правило, до момента отправления груза с железнодорожной станции, если иное не предусмотрено настоящим Уставом или договором. При несвоевременном внесении указанных платы и платежей отправление груза железной дорогой может быть задержано. До внесения платы за перевозку груза и иных причитающихся железной дороге платежей за предыдущую перевозку груза подача вагонов, контейнеров для следующей погрузки груза прекращается. В исключительных случаях подача вагонов, контейнеров для погрузки груза может осуществляться по указанию в письменной форме начальника железной дороги отправления, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Начальник железной дороги отправления по согласованию в установленном порядке с грузоотправителем и грузополучателем может принимать решение о внесении на железнодорожной станции назначения платы за перевозку груза и иных причитающихся железной дороге платежей в случае перевозки груза в местном сообщении, а в случае перевозки груза в прямом сообщении по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. При согласовании должны быть предусмотрены гарантии внесения платы за перевозку груза и иных причитающихся железной дороге платежей, а также действия сторон при нарушении ими взятых обязательств. Окончательные расчеты, связанные с перевозкой груза, производятся грузополучателем по прибытии груза на железнодорожную станцию назначения. Причитающиеся железным дорогам плата за перевозку грузов и иные платежи вносятся наличными деньгами, расчетными чеками банков и акцептованными банком платежными поручениями, а также иными средствами, предусмотренными законодательством Российской Федерации. Сроком внесения на железнодорожной станции отправления платы за перевозку груза и иных причитающихся железной дороге платежей является дата приема груза для перевозки. Сроком расчета на железнодорожной станции назначения является дата выдачи груза грузополучателю, указанная в транспортной железнодорожной накладной. При несвоевременных расчетах за перевозку груза по вине грузоотправителя или грузополучателя с него взыскиваются в пользу железной дороги пени в соответствии с законодательством Российской Федерации. До внесения на железнодорожной станции назначения всех причитающихся железной дороге платежей вагоны, контейнеры находятся на ответственном простое грузополучателя и с него взимается сбор за хранение груза или плата за пользование вагонами, контейнерами. Статья 37. Железная дорога по заявлению грузоотправителя или грузополучателя проводит переадресовку перевозимого груза с изменением грузополучателя или железнодорожной станции назначения. При этом переадресовка груза, находящегося под таможенным контролем, проводится при наличии согласия соответствующего таможенного органа. В случае, если перевозка груза угрожает здоровью и жизни людей, безопасности движения, экологической безопасности, переадресовка находящегося под таможенным контролем груза проводится без согласия таможенного органа. Железная дорога о такой переадресовке обязана уведомить соответствующий таможенный орган. За переадресовку груза железная дорога взимает сбор в размере, указанном в тарифном руководстве. Статья 38. В случае изменения грузополучателя или железнодорожной станции назначения сторона, по заявлению которой проведено такое изменение, является ответственной перед первоначальным грузополучателем за последствия такого изменения и обязана урегулировать расчеты между грузоотправителем, первоначальным грузополучателем и фактическим грузополучателем. Статья 39. Железные дороги обязаны доставлять грузы, в том числе для личных (бытовых) нужд, по назначению и в установленные сроки. Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители и железные дороги в договорах об организации перевозок могут предусмотреть иной срок доставки грузов. Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки. Дату приема грузов для перевозки и дату истечения срока доставки грузов указывает железнодорожная станция отправления в выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов. Грузы считаются доставленными в срок, если на железнодорожной станции назначения грузы выгружены железной дорогой или если вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям до истечения установленного срока доставки. Грузы также считаются доставленными в срок в случае прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения установленного срока доставки и задержки подачи вагонов, контейнеров с такими грузами вследствие того, что фронт выгрузки занят, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся железной дороге платежи, или вследствие иных зависящих от грузополучателей причин, о чем составляется акт общей формы. За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в статье 35 настоящего Устава случаев, железная дорога уплачивает пени в соответствии со статьей 111 настоящего Устава. Статья 40. Железная дорога обязана уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способы уведомления устанавливаются начальником железнодорожной станции назначения. По предложению грузополучателя может быть установлен иной порядок уведомления. Если железная дорога не уведомляет о прибытии грузов, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от сбора за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии. О прибытии на железнодорожную станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем, железная дорога обязана уведомить соответствующий таможенный орган. О времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту выгрузки грузов грузополучателем железнодорожная станция уведомляет грузополучателя не позднее чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров. Железная дорога может в соответствии с договором предоставлять грузополучателю предварительную информацию о подходе в его адрес грузов. Статья 41. Груз выдается на железнодорожной станции назначения грузополучателю после внесения им платы за перевозку груза и иных причитающихся железной дороге платежей. Подтверждением выдачи груза является подпись грузополучателя в дорожной ведомости. В случае уклонения грузополучателя от внесения платы за перевозку груза и иных причитающихся железной дороге платежей железная дорога вправе удерживать груз с уведомлением в письменной форме об этом грузоотправителя, который обязан в течение четырех суток после получения такого уведомления распорядиться грузом. Если в течение указанного срока грузополучатель не примет соответствующие меры по внесению платы за перевозку груза и иных причитающихся железной дороге платежей и грузоотправитель не распорядится грузом, железная дорога имеет право, если иное не предусмотрено договором перевозки, реализовать удерживаемый груз, за исключением: груза, изъятого из оборота и ограниченного в обороте в соответствии с федеральными законами; специального, в том числе воинского, груза, предназначенного для удовлетворения государственных и оборонных нужд; груза, плата за перевозку которого и иные причитающиеся железной дороге платежи вносятся на железнодорожной станции назначения по согласованию, предусмотренному статьей 36 настоящего Устава. В случае реализации изъятого груза уполномоченными на то государственными органами, а также груза, от которого грузополучатель, грузоотправитель отказались в пользу государства, сумма платы за перевозку груза и иных причитающихся железной дороге платежей перечисляется указанными органами железной дороге, на которой произведено изъятие груза или осуществлен отказ от него, за счет средств, полученных от реализации груза. Статья 42. В случае прибытия в адрес грузополучателя груза, поставка которого не предусмотрена договором между грузоотправителем и грузополучателем, или груза, наименование которого не соответствует наименованию, указанному в транспортной железнодорожной накладной, грузополучатель обязан принять такой груз от железнодорожной станции на ответственное хранение для последующего урегулирования отношений с грузоотправителем. Грузополучатель может отказаться от принятия груза только в том случае, если качество груза вследствие порчи или повреждения изменилось настолько, насколько исключается возможность полного или частичного использования такого груза. Имущественную ответственность за порчу груза вследствие несвоевременных выгрузки и вывоза груза грузополучателем или задержки вагонов на железнодорожных подъездных путях и железнодорожной станции по причинам, зависящим от грузополучателя, несет грузополучатель. Статья 43. Прибывшие грузы, контейнеры, подлежащие выгрузке и выдаче в местах общего пользования, хранятся на железнодорожной станции назначения бесплатно в течение 24 часов. Указанный срок исчисляется с 24 часов дня выгрузки грузов, контейнеров железной дорогой или с 24 часов дня подачи железной дорогой вагонов, контейнеров с грузами к предусмотренному месту выгрузки для выгрузки грузов грузополучателем. За хранение грузов на железнодорожной станции назначения сверх указанного срока взимается сбор, указанный в тарифном руководстве. Сроки и порядок хранения грузов на железнодорожной станции назначения устанавливаются правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте. Статья 44. За время нахождения у грузоотправителей, грузополучателей вагонов, контейнеров либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузоотправителей, грузополучателей, они вносят железным дорогам указанную в тарифном руководстве почасовую плату (плату за пользование вагонами, контейнерами). Ставки платы за пользование вагонами, контейнерами устанавливаются дифференцированно в зависимости от условий подачи вагонов на железнодорожный подъездной путь, уборки вагонов с железнодорожного подъездного пути, вагонооборота и типа вагонов, контейнеров. При задержке приема грузополучателями, грузоотправителями принадлежащих им или арендованных у организаций железнодорожного транспорта вагонов, контейнеров железные дороги взимают плату за время нахождения таких вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования в размере 50 процентов указанной в тарифном руководстве платы за пользование вагонами, контейнерами. Расчет платы за пользование рефрижераторными вагонами рефрижераторных секций или поезда производится исходя из времени окончания погрузки, выгрузки последнего вагона таких секций или поезда. На железнодорожных линиях, имеющих узкую колею, указанная в тарифном руководстве плата за пользование вагонами уменьшается на 50 процентов. Статья 45. Железная дорога проверяет на железнодорожной станции назначения при выдаче груза его состояние, массу и количество мест в следующих случаях: прибытие груза в неисправном вагоне, контейнере, а также в вагоне, контейнере с поврежденными запорно - пломбировочными устройствами или запорно - пломбировочными устройствами попутных железнодорожных станций; прибытие груза с признаками недостачи либо повреждения или порчи при перевозке груза в открытом железнодорожном подвижном составе; прибытие скоропортящегося груза с нарушением срока его доставки или с нарушением температурного режима при перевозке груза в рефрижераторном вагоне; прибытие груза, погруженного железной дорогой; выдача груза, выгруженного железной дорогой в местах общего пользования. В указанных в настоящей статье случаях или в случаях обнаружения обстоятельств, которые могут повлиять на состояние и массу тарных и штучных грузов, железная дорога при выдаче проверяет состояние и массу таких грузов, находящихся в поврежденных таре и (или) упаковке. При отсутствии у грузополучателя и на железнодорожной станции назначения вагонных весов грузы, перевозимые навалом и насыпью, прибывшие без признаков недостачи, выдаются без проверки их массы. Масса груза считается правильной, если разница между массой груза, определенной на железнодорожной станции отправления, и массой груза, определенной на железнодорожной станции назначения, не превышает погрешность измерений массы нетто такого груза, а также норму естественной убыли его массы, установленную уполномоченным Правительством Российской Федерации органом. По просьбе грузополучателя железная дорога может принимать в соответствии с договором участие в проверке состояния груза, его массы, количества мест. Наличие на вагоне, контейнере запорно - пломбировочного устройства таможенного органа не является основанием для проверки железной дорогой при выдаче груза его состояния, массы и количества мест, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Статья 46. Если на железнодорожной станции назначения при проверке состояния груза, его массы, количества мест обнаружены недостача, повреждение (порча) груза либо такие обстоятельства установлены составленным в пути следования коммерческим актом, железнодорожная станция назначения обязана определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза и выдать грузополучателю коммерческий акт. При необходимости проведения экспертизы железная дорога по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает экспертов либо соответствующих специалистов. Статья 47. В связи с несвоевременной выгрузкой грузов, вывозом их с железнодорожных станций грузополучателями и возникновением по данным причинам технологических затруднений на железнодорожных станциях руководители железных дорог, если иное не предусмотрено договорами, могут увеличить: сбор за хранение выгруженных грузов, контейнеров - в размере до его пятикратного размера; плату за пользование вагонами, контейнерами, задержанными свыше 24 часов, - в размере до ее двукратного размера. Увеличение указанных сбора, платы вводится по истечении 24 часов после уведомления в письменной форме грузополучателя. Статья 48. После выгрузки грузов вагоны, контейнеры должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты приспособления для крепления, за исключением несъемных, а также должны быть приведены в исправное техническое состояние несъемные инвентарные приспособления для крепления, в том числе турникеты, грузополучателем, если выгрузка грузов проводилась им, или железной дорогой, если выгрузка грузов проводилась ею. Очистка, промывка и в необходимых случаях дезинфекция вагонов после перевозок животных, птицы, сырых продуктов животного происхождения и скоропортящихся грузов проводятся железными дорогами за счет грузополучателей. Основные требования к очистке вагонов, контейнеров и критерии такой очистки определяются правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте. После выгрузки грузополучателями зловонных и загрязняющих вагоны грузов вагоны промываются грузополучателями. Перечень таких грузов устанавливается правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте. При отсутствии у грузополучателей возможностей для промывки вагонов их промывку проводят железные дороги в соответствии с договором. При нарушении требований, изложенных в настоящей статье, железные дороги имеют право не принимать от грузополучателей после выгрузки или слива вагоны, контейнеры впредь до выполнения указанных требований. С грузополучателей в таких случаях взимается плата за пользование вагонами, контейнерами за все время их задержки. Статья 49. Если вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных обстоятельств возникли препятствия для осуществления дальнейшей перевозки грузов, багажа, грузобагажа, лишившие железную дорогу возможности доставить их по назначению или выдать надлежащему грузополучателю (получателю), а равно если по указанным причинам истекли предельные сроки хранения грузов, багажа, грузобагажа, железная дорога запрашивает получателя и отправителя грузов, багажа, грузобагажа об их дальнейшей судьбе. В случае непредставления грузополучателем (получателем) и грузоотправителем (отправителем) решения о судьбе грузов, багажа, грузобагажа в течение четырех суток после получения запроса железная дорога может возвратить такие грузы, багаж, грузобагаж отправителю или реализовать их при невозможности возврата по указанным в настоящей статье причинам. Статья 50. В случае нарушения грузоотправителем требований, установленных в отношении грузов, направляемых на экспорт, если такое нарушение повлекло за собой задержку таможенными органами или иными органами, уполномоченными осуществлять государственный контроль, вагонов, контейнеров с экспортными грузами на пограничных и припортовых железнодорожных станциях, и невозможности передачи таких грузов вследствие указанных причин на морской, речной транспорт или иностранным железным дорогам грузоотправитель уплачивает железной дороге штраф в размере 45 и 15 размеров минимального размера оплаты труда соответственно за вагон и контейнер. В случае непринятия грузоотправителем мер в отношении задержанных по указанным причинам грузов в течение 10 суток, а в отношении скоропортящихся грузов в течение 4 суток с момента получения от железной дороги извещения о задержке вагонов, контейнеров железная дорога имеет право возвратить грузы грузоотправителю за его счет или, если иное не предусмотрено договором перевозки, реализовать грузы. При этом грузоотправитель, виновный в простое вагонов, контейнеров на железнодорожной станции сверх указанных сроков, несет имущественную ответственность, предусмотренную статьями 115 и 117 настоящего Устава. Статья 51. Обращение взыскания на грузы, багаж, грузобагаж и их реализация осуществляются на основании решения руководителя железной дороги. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Устава, реализация грузов, багажа, грузобагажа осуществляется на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Реализация железной дорогой грузов, багажа, грузобагажа в случаях, предусмотренных настоящим Уставом, осуществляется в соответствии с договором купли - продажи исходя из цены грузов, багажа, грузобагажа, подтвержденной документами об оплате, или соответствующим договором при отсутствии таких документов, или договором исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Порядок учета реализуемых грузов, багажа, грузобагажа и расчетов за них устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Статья 52. Сумма, полученная железной дорогой за реализованные грузы, багаж, грузобагаж, за вычетом причитающихся железной дороге платежей и затрат на реализацию грузов, багажа, грузобагажа подлежит, за исключением случаев, предусмотренных статьями 99 и 112 настоящего Устава, перечислению указанному в перевозочных документах грузополучателю (получателю) в случае оплаты им стоимости грузов, багажа, грузобагажа или их грузоотправителю (отправителю) во всех остальных случаях. При невозможности перечислить указанную сумму грузополучателю (получателю), грузоотправителю (отправителю) по независящим от железной дороги причинам указанная сумма по истечении срока исковой давности подлежит перечислению в доход федерального бюджета. Сумма, полученная железной дорогой за реализованные грузы, багаж, грузобагаж, в случае, если на них отсутствуют документы, перечисляется на депозитный счет федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта для возмещения выплаченных железной дорогой сумм за неприбывшие по назначению грузы, багаж, грузобагаж. В случае невостребования грузоотправителем (отправителем) или грузополучателем (получателем) указанной суммы она по истечении срока исковой давности подлежит перечислению в доход федерального бюджета. Глава III. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПОДЪЕЗДНЫЕ ПУТИ Статья 53. Примыкание железнодорожных подъездных путей к железнодорожным путям общего пользования разрешается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта или по его поручению начальником соответствующей железной дороги по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления. Строительство и реконструкция железнодорожных подъездных путей, а также устройств, предназначенных для погрузки, выгрузки и очистки вагонов, контейнеров, осуществляются по согласованию с железной дорогой, к которой примыкают железнодорожные подъездные пути, а при перевозках грузов, объем которых составляет 5 миллионов тонн и более в год, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Строительство новых железнодорожных подъездных путей осуществляется по согласованию также с соответствующими органами местного самоуправления. Конструкция и состояние сооружений железнодорожных подъездных путей и путевых устройств должны соответствовать требованиям строительных норм и правил и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, выделенных железной дорогой для обслуживания железнодорожных подъездных путей. Железнодорожные подъездные пути, не принадлежащие железным дорогам, могут передаваться в соответствии с договором железным дорогам, в том числе для технического обслуживания. Статья 54. Открытие для постоянной эксплуатации построенного железнодорожного подъездного пути и подача на такой путь железнодорожного подвижного состава допускаются после принятия в эксплуатацию данного пути комиссией, в состав которой входит представитель железной дороги, и установления железной дорогой по согласованию с владельцем данного пути порядка его обслуживания. Каждый железнодорожный подъездной путь должен иметь технический паспорт, план и продольный профиль, чертежи искусственных сооружений. На железнодорожных подъездных путях с вагонооборотом 100 вагонов и более в сутки или со среднесуточной погрузкой, выгрузкой 50 вагонов и более в соответствии с договором между грузоотправителем и железной дорогой или между грузополучателем и железной дорогой могут организовываться подразделения железной дороги по обслуживанию такого грузоотправителя, грузополучателя. Статья 55. Железнодорожные подъездные пути, их сооружения и устройства должны обеспечивать ритмичную погрузку, выгрузку грузов, маневровую работу в соответствии с объемом перевозок, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава. Примыкание строящихся железнодорожных подъездных путей к существующим железнодорожным подъездным путям допускается с разрешения: железной дороги в случае, если железнодорожные подъездные пути принадлежат железной дороге; организации или физического лица, которым принадлежат данные железнодорожные подъездные пути, с уведомлением соответствующей железной дороги. Статья 56. Порядок выхода железнодорожного подвижного состава, не принадлежащего организации железнодорожного транспорта, на железнодорожные пути общего пользования устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Статья 57. Работники, работа которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, должны проходить проверку знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, инструкций о движении поездов, маневровой работе и сигнализации на железных дорогах, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Работники, ответственные за погрузку, крепление и выгрузку грузов, должны проходить проверку знаний технических условий размещения и крепления грузов в железнодорожном подвижном составе. Порядок проведения указанных в настоящей статье проверок знаний работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Статья 58. Представитель соответствующего органа железнодорожного транспорта совместно с представителем организации, осуществляющей операции по погрузке, выгрузке грузов на железнодорожном подъездном пути, имеет право проверять соблюдение требований безопасности движения, сохранность железнодорожного подвижного состава, контейнеров на железнодорожном подъездном пути и требований выполнения операций по погрузке, выгрузке грузов из вагонов, контейнеров, принадлежащих организации железнодорожного транспорта. При обнаружении на железнодорожном подъездном пути неисправностей, угрожающих безопасности движения, сохранности железнодорожного подвижного состава или перевозимых грузов и контейнеров, указанные представители составляют акт. На основании данного акта начальник соответствующей железнодорожной станции или ревизор по безопасности движения запрещает подачу железнодорожного подвижного состава на железнодорожный подъездной путь или его участок, указанные в акте, до устранения неисправностей. Имущественную ответственность за несоблюдение требований к подаче, задержке, уборке вагонов, охране грузов, выполнению принятой заявки на перевозку грузов несет владелец закрытого железнодорожного подъездного пути, его участка. Статья 59. Отношения между железной дорогой и имеющими железнодорожные подъездные пути организациями, физическими лицами регулируются договорами, связанными с эксплуатацией железнодорожных подъездных путей. При отсутствии у такой организации или такого физического лица локомотива подача, уборка вагонов и маневровая работа осуществляются на железнодорожных подъездных путях локомотивом, принадлежащим организации железнодорожного транспорта. За работу такого локомотива взимается сбор в размерах, указанных в тарифном руководстве. Статья 60. Подача, уборка вагонов и маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно - разгрузочные площадки на железнодорожных подъездных путях, принадлежащих железной дороге, регулируются договорами, связанными с подачей и уборкой вагонов. За работу локомотива, принадлежащего организации железнодорожного транспорта, по подаче и уборке вагонов взимается сбор в размерах, указанных в тарифном руководстве. Владельцы железнодорожных подъездных путей, грузоотправители, грузополучатели обеспечивают освещение данных путей в пределах занимаемой ими территории и фронтов погрузки, выгрузки грузов, а также проводят очистку железнодорожных подъездных путей от мусора и снега. Статья 61. Договоры, связанные с эксплуатацией железнодорожных подъездных путей, и договоры, связанные с подачей и уборкой вагонов, разрабатываются с учетом технологии работы железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный подъездной путь, и технологии работы железнодорожного подъездного пути, а в соответствующих случаях с учетом единых технологических процессов. Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных подъездных путях. Статья 62. Охрана на железнодорожных подъездных путях принятых от железной дороги груженых и порожних вагонов осуществляется принявшей стороной и за ее счет. Статья 63. Отношения между контрагентом (грузоотправителем или грузополучателем, которые в пределах железнодорожного подъездного пути, принадлежащего другому грузоотправителю или грузополучателю, имеют свои склады либо примыкающие к указанному железнодорожному пути свои железнодорожные подъездные пути) и владельцем железнодорожного подъездного пути, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором. Отношения между контрагентом и железной дорогой при обслуживании железнодорожного подъездного пути локомотивом, принадлежащим организации железнодорожного транспорта, регулируются заключенным между ними договором подачи и уборки вагонов. Обязанности и ответственность владельца железнодорожного подъездного пути и контрагентов такого владельца в части организации перевозок грузов одинаковы. Статья 64. Учет времени нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных подъездных путях осуществляется номерным способом. Статья 65. Время нахождения вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой в случае обслуживания железнодорожного подъездного пути локомотивом, принадлежащим организации железнодорожного транспорта, исчисляется с момента фактической подачи вагонов, контейнеров к месту погрузки или выгрузки грузов до момента получения железнодорожной станцией от грузоотправителей, грузополучателей уведомления о готовности вагонов к уборке. Время нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных подъездных путях, не обслуживаемых локомотивом, принадлежащим организации железнодорожного транспорта, исчисляется с момента передачи грузоотправителям, грузополучателям вагонов на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути. Место и порядок передачи вагонов, контейнеров на железнодорожные подъездные пути, железнодорожные выставочные пути и их возвращения обратно устанавливаются договорами. Грузоотправители, грузополучатели, железные дороги и иные организации не вправе использовать не принадлежащие им вагоны, контейнеры для собственных перевозок, хранения грузов и не вправе использовать их под погрузку без разрешений владельцев, если это не предусмотрено соответствующими договорами. За несоблюдение такого требования виновная сторона несет имущественную ответственность в соответствии со статьей 114 настоящего Устава. Статья 66. Железная дорога с согласия грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного подъездного пути может в соответствии с договором за плату использовать, в том числе для проведения маневровых работ и временного размещения вагонов, принадлежащий им железнодорожный подъездной путь, а также часть принадлежащего железной дороге железнодорожного подъездного пути, расположенного на территории грузоотправителя, грузополучателя. При использовании такого пути без указанного согласия железная дорога несет имущественную ответственность в размере, аналогичном размеру имущественной ответственности, установленному статьей 114 настоящего Устава за самовольное занятие вагонов, контейнеров. Статья 67. Договоры, связанные с эксплуатацией железнодорожных подъездных путей, и договоры, связанные с подачей и уборкой вагонов, заключаются сроком на пять лет. Указанные договоры подписываются руководителем железной дороги (по его поручению начальником железнодорожной станции) и владельцем железнодорожного подъездного пути (по его поручению обслуживающей его организацией). Договорами, связанными с эксплуатацией железнодорожных подъездных путей, и договорами, связанными с подачей и уборкой вагонов, предусматривается порядок изменений условий таких договоров до истечения срока их действия в случаях изменений технического оснащения либо технологии работы железнодорожной станции или железнодорожных подъездных путей. Разногласия по договорам, связанным с эксплуатацией железнодорожных подъездных путей, и договорам, связанным с подачей и уборкой вагонов, рассматриваются и разрешаются начальником железной дороги и владельцем железнодорожного подъездного пути. При недостижении согласия споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. По вопросам обеспечения безопасности движения и сохранности железнодорожного подвижного состава, контейнеров решения принимает начальник железной дороги. До разрешения спорных вопросов все отношения сторон регулируются ранее заключенными договорами. Глава IV. ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ В ПРЯМОМ СМЕШАННОМ СООБЩЕНИИ Статья 68. Перевозки грузов могут осуществляться в прямом смешанном сообщении посредством взаимодействия железнодорожного транспорта с водным (морским, речным), воздушным, автомобильным транспортом. Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении осуществляются на основании единого транспортного документа (транспортной накладной), составленного на весь путь следования грузов. Статья 69. Порядок организации перевозок грузов в прямом смешанном сообщении определяется заключенными в соответствии с законодательством Российской Федерации соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, а также в соответствии со статьями настоящей главы. Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении разрабатываются и утверждаются совместно федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и соответствующим федеральным органом исполнительной власти в области транспорта с их последующей регистрацией в федеральном органе исполнительной власти в области юстиции. В части, не предусмотренной настоящим Уставом, применяются нормы кодексов, уставов, тарифных руководств, правил, регулирующих перевозки грузов на транспорте соответствующего вида. Статья 70. В прямое смешанное сообщение включаются: железнодорожные станции, открытые для проведения операций по перевозкам грузов; морские и речные порты (далее - порты), автомобильные станции, аэропорты, предусмотренные перечнями, установленными соответствующими федеральными органами исполнительной власти в области транспорта. Порты, автомобильные станции, аэропорты считаются включенными в прямое смешанное сообщение с момента извещений об этом, переданных с помощью телеграфного или иного в письменной форме способа извещения, с последующим опубликованием перечня таких портов, автомобильных станций, аэропортов в сборниках правил перевозок и тарифов соответствующих федеральных органов исполнительной власти в области транспорта. Статья 71. Предъявление для перевозок в прямом смешанном сообщении грузов наливом в цистернах, а также леса в плотах не допускается. Перечень допускаемых для перевозок в прямом смешанном сообщении скоропортящихся и опасных грузов или грузов, которые должны сопровождать представители грузоотправителей, грузополучателей, устанавливается правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении. Статья 72. Передача грузов в опломбированных вагонах в пунктах перевалки осуществляется с одновременной проверкой исправности установленных запорно - пломбировочных устройств и соответствия сведений на них данным, указанным в перевозочных документах. Грузы, следующие в прямом смешанном железнодорожно - водном сообщении, взвешиваются в пунктах перевалки по требованию стороны, принимающей грузы, при передаче их с одного вида транспорта на другой на вагонных весах железными дорогами, на товарных весах портами. Взвешивание грузов, следующих в прямом смешанном железнодорожно - автомобильном сообщении, проводится стороной, осуществляющей в пункте перевалки погрузку, выгрузку передаваемых грузов, в присутствии представителя организации транспорта смежного вида. При отсутствии весовых приборов у стороны, осуществляющей в пункте перевалки погрузку, выгрузку грузов, передача грузов проводится в соответствии с их массой, указанной в транспортной накладной. Тарные и штучные грузы, принятые для перевозки как в крытом, так и в открытом железнодорожном подвижном составе в соответствии со стандартом или с их массой, указанной грузоотправителем на каждом грузовом месте, и прибывшие в пункт перевалки в исправной таре, передаются с транспорта одного вида на транспорт другого вида без взвешивания в соответствии с количеством мест и в таком же порядке Страницы: 1 2 |