О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕЙ СМЕНЫ И ОБ УСЛОВИЯХ ОТДЫХА ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ. Письмо. Министерство труда и социального развития РФ. 10.03.98 1370-ЕК

        О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕЙ СМЕНЫ И ОБ УСЛОВИЯХ ОТДЫХА
         ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

                                ПИСЬМО

             МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ

                           10 марта 1998 г.
                              N 1370-ЕК

                                 (Д)
 

     На запросы, адресованные в Правительство Российской Федерации, по
вопросам продолжительности рабочей  смены  членов  экипажей  воздушных
судов  гражданской  авиации  и  об  условиях их отдыха во время полета
Минтруд России  сообщает,  что  в  соответствии  со  статьей  44  КЗоТ
Российской  Федерации  для  работников,  занятых на работах с вредными
условиями   труда,   устанавливается   сокращенная   продолжительность
рабочего времени - не более 36 часов в неделю.
     Постановлением Минтруда России от 24.03.92 N 3 в связи  с  особым
характером   и   условиями   труда  членам  экипажей  воздушных  судов
гражданской   авиации    -    пилотам,    штурманам,    бортинженерам,
бортмеханикам,  бортрадистам  и бортоператорам - при выполнении летной
работы с 6 апреля 1992 г. установлена 36-часовая рабочая неделя.
     В соответствии   со  статьей  52  КЗоТ  Российской  Федерации  на
непрерывно действующих предприятиях,  в учреждениях,  организациях,  а
также  в  отдельных производствах,  цехах,  участках,  отделениях и на
некоторых видах работ,  где по условиям производства (работы) не может
быть   соблюдена   установленная   для   данной  категории  работников
ежедневная  или  еженедельная  продолжительность   рабочего   времени,
допускается  по  согласованию  с  соответствующим выборным профсоюзным
органом предприятия,  учреждения,  организации введение суммированного
учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени
за учетный период не превышала нормального числа рабочих часов.
     Это в полной мере относится и к членам экипажей воздушных судов.
     Что касается  продолжительности  рабочей  смены  членов  экипажей
воздушных  судов,  то,  учитывая  особый  характер их работы и вредные
условия  труда,  в  отличие  от  общеустановленных  положений,   когда
продолжительность смены определяется непосредственно администрацией по
согласованию   с   соответствующим   выборным   профсоюзным    органом
предприятия,   учреждения,   организации  с  учетом  мнения  трудового
коллектива (статья 46 КЗоТ Российской Федерации),  для членов экипажей
воздушных    судов   максимальная   продолжительность   смены   должна
определяться законодательством (статья 252 КЗоТ Российской Федерации).
     В связи  с  этим  в  соответствии  с  распоряжением Правительства
Российской  Федерации  от  04.03.92  N  421-р  Минтрудом   России   по
согласованию  с  Минздравом России и Госкомсанэпиднадзором России было
утверждено Временное положение о  рабочем  времени  и  времени  отдыха
членов   экипажей   воздушных  судов  гражданской  авиации  Российской
Федерации,  разработанное  Минтрансом  России  совместно   с   Советом
профсоюза  летного  состава  России  и  Советом  Федерации  профсоюзов
авиационных  работников  России,  сроком  на  2  года   (Постановление
Минтруда России от 25.06.93 N 124), срок которого истек.
     В целях принятия постоянного  положения  взамен  указанного  выше
Временного   положения   Минтруд  России  предложил  Минтрансу  России
представить в Минтруд  России  результаты  практики  применения  этого
Положения   и  обоснования  внесения  в  него  необходимых  изменений,
согласованных с Минздравом России и  Госкомсанэпиднадзором  России  (N
546-РБ от 24.08.95).
     До настоящего времени таких обоснований не поступило.
     По нашему   мнению,  Федеральной  авиационной  службе  России  по
согласованию  с  Минздравом  России  и  соответствующими  профсоюзными
органами,  в  том  числе  и  с  Профсоюзом  летного состава Российской
Федерации, следует ускорить представление указанных материалов.
     Что касается вопроса об условиях отдыха членов экипажей воздушных
судов во время полета,  то с учетом особенностей работы на  транспорте
(железнодорожном,     водном)    в    соответствии    с    действующим
законодательством   работникам   этих   отраслей   ежедневный    отдых
предоставляется   на  транспортном  средстве  (железнодорожный  вагон,
морское, речное судно и т.д.).

Заместитель Министра
                                                       Е.Д. КАТУЛЬСКИЙ
10 марта 1998 г.
N 1370-ЕК