О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕЙ СМЕНЫ И ОБ УСЛОВИЯХ ОТДЫХА ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ 10 марта 1998 г. N 1370-ЕК (Д) На запросы, адресованные в Правительство Российской Федерации, по вопросам продолжительности рабочей смены членов экипажей воздушных судов гражданской авиации и об условиях их отдыха во время полета Минтруд России сообщает, что в соответствии со статьей 44 КЗоТ Российской Федерации для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю. Постановлением Минтруда России от 24.03.92 N 3 в связи с особым характером и условиями труда членам экипажей воздушных судов гражданской авиации - пилотам, штурманам, бортинженерам, бортмеханикам, бортрадистам и бортоператорам - при выполнении летной работы с 6 апреля 1992 г. установлена 36-часовая рабочая неделя. В соответствии со статьей 52 КЗоТ Российской Федерации на непрерывно действующих предприятиях, в учреждениях, организациях, а также в отдельных производствах, цехах, участках, отделениях и на некоторых видах работ, где по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия, учреждения, организации введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала нормального числа рабочих часов. Это в полной мере относится и к членам экипажей воздушных судов. Что касается продолжительности рабочей смены членов экипажей воздушных судов, то, учитывая особый характер их работы и вредные условия труда, в отличие от общеустановленных положений, когда продолжительность смены определяется непосредственно администрацией по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия, учреждения, организации с учетом мнения трудового коллектива (статья 46 КЗоТ Российской Федерации), для членов экипажей воздушных судов максимальная продолжительность смены должна определяться законодательством (статья 252 КЗоТ Российской Федерации). В связи с этим в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.03.92 N 421-р Минтрудом России по согласованию с Минздравом России и Госкомсанэпиднадзором России было утверждено Временное положение о рабочем времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, разработанное Минтрансом России совместно с Советом профсоюза летного состава России и Советом Федерации профсоюзов авиационных работников России, сроком на 2 года (Постановление Минтруда России от 25.06.93 N 124), срок которого истек. В целях принятия постоянного положения взамен указанного выше Временного положения Минтруд России предложил Минтрансу России представить в Минтруд России результаты практики применения этого Положения и обоснования внесения в него необходимых изменений, согласованных с Минздравом России и Госкомсанэпиднадзором России (N 546-РБ от 24.08.95). До настоящего времени таких обоснований не поступило. По нашему мнению, Федеральной авиационной службе России по согласованию с Минздравом России и соответствующими профсоюзными органами, в том числе и с Профсоюзом летного состава Российской Федерации, следует ускорить представление указанных материалов. Что касается вопроса об условиях отдыха членов экипажей воздушных судов во время полета, то с учетом особенностей работы на транспорте (железнодорожном, водном) в соответствии с действующим законодательством работникам этих отраслей ежедневный отдых предоставляется на транспортном средстве (железнодорожный вагон, морское, речное судно и т.д.). Заместитель Министра Е.Д. КАТУЛЬСКИЙ 10 марта 1998 г. N 1370-ЕК |