ОРГАНИЗАЦИЯ, ВЫСТУПАЯ В КАЧЕСТВЕ АРЕНДАТОРА, ЗАКЛЮЧИЛА ДОГОВОР АРЕНДЫ НЕЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, СРОКОМ НА 11 МЕСЯЦЕВ. В СООТВЕТСТВИИ С ЧАСТЬЮ ВТОРОЙ СТ. 295 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОДПИСАННЫЙ СТОРОНАМИ ДОГОВОР БЫЛ НАПРАВЛЕН НА СОГЛАСОВАНИЕ В МИНИМУЩЕСТВО РОССИИ. АРЕНДОДАТЕЛЬ (ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ) ПЕРЕДАЛ ВЫШЕУКАЗАННОЕ ИМУЩЕСТВО СОГЛАСНО АКТУ ПРИЕМА-ПЕРЕДАЧИ В ТЕЧЕНИЕ 5 ДНЕЙ ПОСЛЕ ПОДПИСАНИЯ СТОРОНАМИ (АРЕНДАТОРОМ И АРЕНДОДАТЕЛЕМ) ДОГОВОРА. СОГЛАСНО УСЛОВИЯМ ДАННОГО ДОГОВОРА ОН ВСТУПАЕТ В СИЛУ С МОМЕНТА СОГЛАСОВАНИЯ. ПРОЦЕДУРА СОГЛАСОВАНИЯ ЗАНЯЛА ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД И ДОГОВОР БЫЛ СОГЛАСОВАН ЛИШЬ ЧЕРЕЗ 6 МЕСЯЦЕВ ПОСЛЕ ЕГО ПОДПИСАНИЯ СТОРОНАМИ. ПРАВОМЕРНО ЛИ ОРГАНИЗАЦИИ-АРЕНДАТОРУ ПРИНИМАТЬ К ВЫЧЕТУ НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В КАЧЕСТВЕ НАЛОГОВОГО АГЕНТА, А ТАКЖЕ ОТНОСИТЬ СУММЫ АРЕНДНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ НА УМЕНЬШЕНИЕ НАЛОГООБЛАГАЕМОЙ ПРИБЫЛИ С МОМЕНТА ПОДПИСАНИЯ АКТА ПРИЕМА-ПЕРЕДАЧИ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 10 июня 2003 г. N 11-14/30777 (Д) С 1 января 2002 года исчисление и уплата налога на прибыль организаций осуществляются на основании главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Согласно ст. 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях главы 25 Кодекса признаются для российских организаций полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с данной главой. В соответствии со ст. 252 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса), которыми признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. В целях налогообложения прибыли арендные платежи в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 264 Кодекса учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Размер арендных платежей и порядок их перечисления устанавливаются договором, заключенным в порядке, установленном гражданским законодательством. Таким образом, арендные платежи, уплачиваемые по заключенному в установленном законодательством порядке договору аренды находящихся в федеральной собственности нежилых помещений, подлежат включению в состав прочих расходов в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 264 Кодекса при условии их обоснованности и подтверждения соответствующими первичными документами (договор аренды, акт приема-передачи, счета на оплату арендных платежей, платежные поручения и др.) начиная с периода, в котором этот договор вступил в законную силу. Согласно п. 3 ст. 161 Кодекса при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма арендной платы с учетом налога на добавленную стоимость. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость. В соответствии со ст. 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. Таким образом, при аренде федерального имущества арендатор признается налоговым агентом только в случае, если услуга по предоставлению такого имущества в аренду оказана органом государственной власти и управления, то есть арендодателем является орган государственной власти и управления либо арендодателями выступают орган государственной власти и управления и балансодержатель данного имущества, не являющийся органом государственной власти и управления. В том случае, если арендодателями федерального имущества выступают лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду, и эти управомоченные лица не являются органами государственной власти и управления, то арендодатели в установленном порядке уплачивают налог на добавленную стоимость при оказании услуги по предоставлению в аренду федерального имущества. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга Ю.А. Мавашев |