ПРАВОМЕРНО ЛИ УМЕНЬШЕНИЕ НАЛОГООБЛАГАЕМОЙ ПРИБЫЛИ ОТЧЕТНОГО (НАЛОГОВОГО) ПЕРИОДА ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ИНВАЛИДОВ НА СУММЫ СРЕДСТВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА ИНВАЛИДОВ, НЕ РАБОТАЮЩИХ В ОРГАНИЗАЦИИ? МОЖЕТ ЛИ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИН. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 15.05.03 26-12/26354

     ПРАВОМЕРНО ЛИ УМЕНЬШЕНИЕ НАЛОГООБЛАГАЕМОЙ ПРИБЫЛИ ОТЧЕТНОГО
  (НАЛОГОВОГО) ПЕРИОДА ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ИНВАЛИДОВ НА СУММЫ
    СРЕДСТВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА ИНВАЛИДОВ, НЕ
                      РАБОТАЮЩИХ В ОРГАНИЗАЦИИ?
  МОЖЕТ ЛИ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНВАЛИДОВ ОТНОСИТЬ В УМЕНЬШЕНИЕ
  НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ РАСХОДЫ ПО РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА
НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО (КВАРТИРЫ), ПОЛУЧЕННОЙ НАЗВАННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПО
                              ЗАВЕЩАНИЮ?

                                ПИСЬМО

                      УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ
                   ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

                            15 мая 2003 г.
                            N 26-12/26354

                                 (Д)


     1. В соответствии со ст.  247 главы 25  части  второй  Налогового
кодекса  Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения
по  налогу  на  прибыль  организаций  признается  прибыль,  полученная
налогоплательщиком.
     Прибылью признаются полученные доходы,  уменьшенные  на  величину
произведенных расходов.
      К доходам относятся доходы от реализации товаров (работ,  услуг)
и имущественных прав и внереализационные доходы.
     В соответствии  со  ст.  252  НК  РФ  налогоплательщик  уменьшает
полученные  доходы  на  сумму  произведенных  расходов (за исключением
расходов,  указанных в ст.  270 НК РФ).  Расходы в зависимости  от  их
характера,  а  также  условий осуществления и направлений деятельности
налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством
и реализацией, и внереализационные расходы.
     К расходам,  связанным с производством и реализацией, в том числе
относятся прочие расходы.
     В соответствии с подп.  38 п.  1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам,
связанным   с   производством   и   реализацией,   относятся  расходы,
осуществленные  налогоплательщиком-организацией,   использующей   труд
инвалидов,  в  виде  средств,  направленных  на  цели,  обеспечивающие
социальную защиту инвалидов,  если от общего числа  работников  такого
налогоплательщика инвалиды составляют не менее 50%  и доля расходов на
оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не  менее
25%.
     Целями социальной защиты инвалидов признаются  улучшение  условий
труда инвалидов,  создание рабочих мест для инвалидов (включая закупку
и  монтаж  оборудования  и  организацию   труда   рабочих-надомников),
обучение   (в   том   числе   новым  профессиям  и  приемам  труда)  и
трудоустройство инвалидов, защита прав и законных интересов инвалидов,
мероприятия  по  их  реабилитации (включая приобретение и обслуживание
технических  средств  реабилитации,   собак-проводников,   путевок   в
санаторно-курортные   учреждения),   обеспечение  инвалидам  равных  с
другими гражданами  возможностей  (включая  транспортное  обслуживание
инвалидов,   организацию  отдыха  детей-инвалидов)  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации о социальной защите  инвалидов,
включая взносы на содержание общественных организаций инвалидов.
     При определении  общего   числа   инвалидов   в   среднесписочную
численность   работников   не   включаются   инвалиды,  работающие  по
совместительству,    договорам    подряда    и    другим     договорам
гражданско-правового характера.
     Подпунктом 39  п.  1  ст.  264  НК  РФ  определено,  что  расходы
налогоплательщиков  -  общественных  организаций  инвалидов,  а  также
налогоплательщиков-учреждений,  единственными собственниками имущества
которых  являются общественные организации инвалидов,  в виде средств,
направленных  на  осуществление  деятельности  указанных  общественных
организаций инвалидов и на цели,  указанные в подп. 38 п. 1 ст. 264 НК
РФ.
     Получатели средств, предназначенных на осуществление деятельности
общественной  организации  инвалидов  и  на  цели  социальной   защиты
инвалидов,    по   окончании   налогового   периода   представляют   в
соответствующие налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом
использовании полученных средств.
     При нецелевом использовании таких средств  с  момента,  когда  их
получатель  фактически  использовал  такие  средства  не  по  целевому
назначению  (нарушил  условия  предоставления  этих  средств),   такие
средства  признаются  доходом  у  налогоплательщика,  получившего  эти
средства.
     Перечисленные выше  расходы  не  могут  быть  включены в расходы,
связанные с производством и  (или)  реализацией  подакцизных  товаров,
минерального  сырья,  других  полезных  ископаемых  и  иных товаров по
перечню,  определяемому   Правительством   Российской   Федерации   по
согласованию  с  общероссийскими  организациями  инвалидов,  а также с
оказанием посреднических услуг, связанных с реализацией таких товаров,
минерального сырья и полезных ископаемых.
     Методическими рекомендациями по применению  главы  25  "Налог  на
прибыль   организаций"  части  второй  Налогового  кодекса  Российской
Федерации,  утвержденными  приказом  МНС  России   от   20.12.2002   N
БГ-3-02/729,  предусмотрено,  что взносы,  перечисленные на содержание
общественных    фондов    и    общественных     объединений     других
организационно-правовых  форм,  определенных  Федеральным  законом  от
19.05.95 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях",  союзам  общественных
организаций    инвалидов    и   другим   некоммерческим   организациям
организациями,  использующими труд инвалидов,  не могут  включаться  в
состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
     Таким образом,  общественная  организация  инвалидов  не   вправе
уменьшать  налогооблагаемую  прибыль отчетного (налогового) периода на
суммы средств,  направленных на улучшение условий труда инвалидов,  не
работающих в этой организации.
     2. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 N  122-ФЗ  "О
государственной  регистрации  прав  на недвижимое имущество и сделок с
ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок
с  ним  -  юридический  акт  признания  и  подтверждения  государством
возникновения,  ограничения (обременения),  перехода  или  прекращения
прав  на  недвижимое  имущество  в соответствии с Гражданским кодексом
Российской Федерации (далее - ГК РФ).
     Недвижимое имущество  (недвижимость),  права  на которое подлежат
государственной регистрации в  соответствии  с  указанным  Законом,  -
земельные  участки,  участки  недр,  обособленные водные объекты и все
объекты,  которые  связаны  с  землей  так,  что  их  перемещение  без
несоразмерного  ущерба  их назначению невозможно,  в том числе здания,
сооружения,  жилые и нежилые помещения, леса и многолетние насаждения,
кондоминиумы, предприятия как имущественные комплексы.
     ГК РФ определено,  что право собственности и другие вещные  права
на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и
прекращение   подлежат   государственной    регистрации    в    Едином
государственном реестре учреждениями юстиции.
     Регистрации подлежат:  право собственности,  право хозяйственного
ведения,    право    оперативного   управления,   право   пожизненного
наследуемого  владения,  право   постоянного   пользования,   ипотека,
сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными
законами.
     Наследование осуществляется по завещанию и по закону.
     Пунктом 2 ст.  251  НК  РФ  предусмотрено,  что  при  определении
налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления
(за исключением целевых  поступлений  в  виде  подакцизных  товаров  и
подакцизного минерального сырья).  К ним относятся целевые поступления
из бюджета бюджетополучателям  и  целевые  поступления  на  содержание
некоммерческих   организаций  и  ведение  ими  уставной  деятельности,
поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических  лиц
и  использованные  указанными  получателями  по  назначению.  При этом
налогоплательщики - получатели указанных целевых  поступлений  обязаны
вести отдельный учет доходов (расходов),  полученных (произведенных) в
рамках целевых поступлений.
     К указанным  целевым  поступлениям  на  содержание некоммерческих
организаций и ведение ими уставной деятельности в том числе  относится
и  имущество,  переходящее  некоммерческим организациям по завещанию в
порядке наследования.
     Таким образом,   учитывая,   что   имущество   в  виде  квартиры,
полученное некоммерческой организацией по завещанию,  является целевым
поступлением  и  должно  быть  использовано  на  содержание  и ведение
уставной некоммерческой деятельности  организации,  то  и  расходы  по
регистрации  прав  на  недвижимое  имущество  (квартиры)  должны  быть
произведены  также  за  счет  целевых   источников,   поступивших   на
содержание названной организации.
     Если некоммерческая   организация    осуществляет    коммерческую
деятельность  и  полученное  целевым образом имущество используется на
ведение коммерческой деятельности,  то в соответствии с п.  14 ст. 250
НК  РФ  это  имущество  рассматривается как внереализационные доходы в
виде использованного не по целевому назначению имущества,  полученного
в  рамках целевых поступлений,  и в этом случае расходы по регистрации
прав на недвижимое имущество (квартиры) могут быть учтены  в  расходах
при  исчислении  налоговой  базы  по налогу на прибыль,  полученной от
коммерческой деятельности.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                          А.А. Глинкин