ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, ПРИМЕНЯЮЩИЙ УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, В КАЧЕСТВЕ ОБЪЕКТА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ВЫБРАЛ ДОХОДЫ, УМЕНЬШЕННЫЕ НА ВЕЛИЧИНУ РАСХОДОВ. ПРОСЬБА ДАТЬ РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО СЛЕДУЮЩИМ ВОПРОСАМ: 1. ВКЛЮЧАЕТСЯ ЛИ В СОСТАВ ЗАТРАТ КОМИСС. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 19.05.03 21-09/26661

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, ПРИМЕНЯЮЩИЙ УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ
  НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, В КАЧЕСТВЕ ОБЪЕКТА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ВЫБРАЛ ДОХОДЫ,
    УМЕНЬШЕННЫЕ НА ВЕЛИЧИНУ РАСХОДОВ. ПРОСЬБА ДАТЬ РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО
                         СЛЕДУЮЩИМ ВОПРОСАМ:
    1. ВКЛЮЧАЕТСЯ ЛИ В СОСТАВ ЗАТРАТ КОМИССИОННОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ,
 УПЛАЧИВАЕМОЕ КОМИССИОНЕРУ (СОГЛАСНО ДОГОВОРУ КОМИССИИ) ЗА РЕАЛИЗАЦИЮ
                        ПОСТАВЛЕННОГО ТОВАРА?
  2. ВКЛЮЧАЕТСЯ ЛИ В СОСТАВ РАСХОДОВ УПЛАЧЕННЫЙ НДС ПО ПРИОБРЕТЕННЫМ
                          ТОВАРАМ, УСЛУГАМ?
   3. КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НЕОБХОДИМО ПРЕДСТАВИТЬ В НАЛОГОВЫЙ ОРГАН ДЛЯ
    ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕННЫХ РАСХОДОВ НА ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ ПО
                   ПЕРЕВОЗКЕ ПРИОБРЕТЕННЫХ ТОВАРОВ?

                                ПИСЬМО

                      УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ
                   ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

                            19 мая 2003 г.
                            N 21-09/26661

                                 (Д)


     1. В соответствии со ст.  346.16  Налогового  кодекса  Российской
Федерации  (далее  -  Кодекс)  при определении объекта налогообложения
налогоплательщики,  применяющие  упрощенную  систему  налогообложения,
уменьшают  полученные  доходы  на  суммы  расходов по оплате стоимости
товаров, приобретенных для дальнейшей реализации.
     При реализации покупных товаров расходы,  связанные с их покупкой
и  реализацией,  формируются  с  учетом  положений  ст.  320  Кодекса.
Согласно  данной  статье  в  состав  расходов  на реализацию (издержек
обращения) налогоплательщики,  осуществляющие оптовую,  мелкооптовую и
розничную  торговлю,  включают  расходы налогоплательщика - покупателя
товаров на доставку этих товаров в  случае,  если  такая  доставка  не
включается в цену приобретения товаров по условиям договора, складские
расходы и  иные  расходы,  связанные  с  приобретением  и  реализацией
товаров.
     Статьей 991 Гражданского кодекса Российской Федерации определено,
что комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение,  а в случае,
когда комиссионер принял на себя  ручательство  за  исполнение  сделки
третьим  лицом  (делькредере),  также  дополнительное вознаграждение в
размере и в порядке, установленных в договоре комиссии.
     Учитывая приведенные    выше   правовые   нормы,   индивидуальный
предприниматель   -   комитент,   применяющий    упрощенную    систему
налогообложения,  может  учесть  в  составе затрат по оплате стоимости
товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, суммы выплаченных им
комиссионных вознаграждений.
     2. В  соответствии  с  подп.  8  п.  1  ст.  346.16  Кодекса  при
определении   объекта  налогообложения  налогоплательщик,  применяющий
упрощенную систему налогообложения, вправе уменьшить полученные доходы
на   суммы   налога   на   добавленную  стоимость  (далее  -  НДС)  по
приобретаемым товарам (работам и услугам).
     При этом   указанные   расходы   принимаются   при   условии   их
соответствия критериям,  указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса, то есть они
должны быть обоснованы и документально подтверждены и в соответствии с
п. 2 ст. 346.17 Кодекса признаются после их фактической оплаты.
     Следует также  учитывать,  что  суммы  НДС  принимаются в расходы
текущего отчетного периода в той части, в какой в этом периоде в целях
исчисления   единого   налога   признан  сам  расход.  Иными  словами,
уплаченные при приобретении покупных товаров суммы НДС следует списать
в расход после фактической реализации этих товаров, а НДС по расходам,
относящимся  к  нескольким  отчетным  (налоговым)  периодам,   следует
списывать в расход равномерно, как и сами эти расходы.
     3. В соответствии  с  положениями  ст.  346.16  Кодекса  расходы,
уменьшающие   в   целях   налогообложения   доходы  налогоплательщика,
применяющего  упрощенную  систему  налогообложения,  принимаются   при
условии их соответствия критериям,  указанным в п.  1 ст. 252 Кодекса,
то   есть   расходами   признаются   обоснованные   и    документально
подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.
     Непосредственно законодательством о налогах и сборах в  настоящее
время  не  установлены  правила  и  требования  к оформлению первичных
документов индивидуальными предпринимателями,  применяющими упрощенную
систему налогообложения.
     Вместе с тем в ст.  252 Кодекса определено, что под документально
подтвержденными    расходами    понимаются   затраты,   подтвержденные
документами,   оформленными   в   соответствии   с   законодательством
Российской Федерации.
     Согласно ст.  9 Федерального  закона  от  21.11.96  N  129-ФЗ  "О
бухгалтерском  учете" первичные учетные документы принимаются к учету,
если они составлены по форме,  содержащейся в альбомах унифицированных
форм  первичной  учетной документации,  а документы,  форма которых не
предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные
реквизиты:
     а) наименование документа;
     б) дату составления документа;
     в) наименование организации,  от имени которой составлен документ
(для индивидуальных предпринимателей - фамилию, имя, отчество, номер и
дату выдачи документа о государственной регистрации физического лица в
качестве индивидуального предпринимателя, ИНН);
     г) содержание хозяйственной операции;
     д) измерители  хозяйственной  операции  в  натуральном и денежном
выражении;
     е) наименование   должностей  лиц,  ответственных  за  совершение
хозяйственной операции и правильность ее оформления  (для  юридических
лиц);
     ж) личные подписи указанных лиц;
     Первичный учетный   документ   должен  быть  составлен  в  момент
совершения  операции,  а  если  это  не  представляется  возможным   -
непосредственно после ее окончания.
     Кроме того,  при  оформлении  любой  хозяйственной   операции   к
первичным    учетным    документам    должен   прилагаться   документ,
подтверждающий факт оплаты товара (услуги), а именно: кассовый чек или
квитанция  к  приходно-кассовому  ордеру,  или  платежное  поручение с
отметкой  банка  об  исполнении,  или  документ  строгой   отчетности,
свидетельствующий о фактически произведенных расходах.
     Таким образом,    документы,     подтверждающие     произведенные
налогоплательщиком расходы по доставке товаров, должны соответствовать
вышеуказанным требованиям,  а также быть оформлены  в  соответствии  с
нормами гражданского права.
     Вместе с тем следует иметь в виду,  что для уменьшения полученных
доходов  на  величину  произведенных затрат необходимо,  чтобы расходы
также   соответствовали   критерию    обоснованности    (экономической
оправданности)  и  их осуществление было связано с предпринимательской
деятельностью.
     Если произведенный  расход  не  соответствует  хотя  бы одному из
критериев,  приведенных  выше,   то   он   не   признается   в   целях
налогообложения.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                         Л.Я. Сосихина