РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ КОМИССИИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ<*> ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 15 мая 2002 г. N 03-51-62ин/13-03 (НЦПИ) ------------------ <*> Разосланы письмом Минобразования России от 15 мая 2002 г. N 03-51-62ин/13-03 Положение о государственной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - Положение) разрабатывается на основании Положения о проведении единого государственного экзамена (приказ Минобразования России от 9 апреля 2002 г. N 1306, зарегистрирован Минюстом России 8 мая 2002 г. N 3420) с учетом настоящих Рекомендаций и утверждается государственным органом управления образованием субъекта Российской Федерации, участвующего в эксперименте по введению единого экзамена. В Положении рекомендуется определить цели, состав и структуру государственной экзаменационной комиссии, ее полномочия и функции, права и обязанности членов, а также порядок организации работы. 1. Общие положения Государственная экзаменационная комиссия субъекта Российской Федерации (далее - ГЭК) создается в целях организации и проведения в установленном порядке единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, обеспечения соблюдения прав граждан при проведении ЕГЭ на территории субъекта Российской Федерации (далее - субъект Федерации). ГЭК в своей работе руководствуется законодательством Российской Федерации в области образования, Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 3 декабря 1999 г. N 1075, зарегистрирован Минюстом России 17 февраля 2000 г. N 2114) с дополнениями (приказ Минобразования России от 16 марта 2001 г. N 1022, зарегистрирован Минюстом России 11 апреля 2001 г. N 2658), Положением о золотой и серебряной медалях "за особые успехи в учении", о похвальной грамоте "За особые успехи в изучении отдельных предметов" и похвальном листе "За отличные успехи в учении", утвержденным приказом Минобразования России от 3 декабря 1999 г. N 1076 (зарегистрирован Минюстом России 17 февраля 2000 г. N 2113), Порядком приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти (приказ Минобразования России от 24 февраля 1998 г. N 500, зарегистрирован Минюстом России 23 апреля 1998 г. N 1516) с изменениями и дополнениями (приказы Минобразования России от 16 марта 1999 г. N 640, зарегистрирован Минюстом России 5 мая 1999 г. N 1775 и от 1 июня 2000 г. N 1627, зарегистрирован Минюстом России 10 августа 2000 г. N 2346), Положением о проведении единого государственного экзамена (приказ Минобразования России от 9 апреля 2002 г. N 1306, зарегистрирован Минюстом России 8 мая 2002 г. N 3420), Порядком приема в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения) Российской Федерации (приказ Минобразования России от 5 марта 1999 г. N 573, зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 1999 г. N 1753) и Положением о ГЭК. 2. Состав и структура ГЭК Важным условием обеспечения эффективной работы ГЭК является формирование ее состава на основе согласования интересов и представительства всех участвующих в эксперименте организаций и учреждений. В состав ГЭК, как правило, включаются представители органов исполнительной власти субъекта Федерации, органов управления образованием различных уровней, а также общеобразовательных учреждений, ссузов и вузов на паритетных условиях. Состав ГЭК утверждается приказом Министерства образования Российской Федерации по представлению органа управления образованием субъекта Российской федерации. (В 2002 году, если ГЭК создавалась в соответствии с Положением о проведении единого государственного экзамена, утвержденным приказом Минобразования России от 27 февраля 2001 г. N 645, зарегистрированным Минюстом России 27 марта 2001 г. N 2633, она действует в составе, утвержденном органом управления образованием субъекта Федерации.) ГЭК может создавать подкомиссии [территориальные, по общеобразовательным предметам (предметные), по вступительным испытаниям в ссузы и вузы, проводимым в форме и по материалам ЕГЭ, и др.]. Функции, состав, полномочия и сроки работы подкомиссии устанавливаются ГЭК. Состав и порядок работы ГЭК доводятся до сведения выпускников, поступающих в ссузы и вузы, их родителей (законных представителей), руководителей образовательных учреждений не позднее, чем за две недели до начала проведения ЕГЭ. 3. Полномочия и функции ГЭК ГЭК осуществляет свою работу в период подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, расположенные на территории субъекта Федерации. Срок полномочий ГЭК составляет один год. ГЭК в рамках эксперимента: организует и координирует работу по подготовке и проведению ЕГЭ и вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ на территории субъекта Федерации; обеспечивает в ходе подготовки и проведения ЕГЭ взаимодействие с организацией, осуществляющей по поручению Министерства образования Российской Федерации организационно-технологическое сопровождение ЕГЭ, а также с органами управления образованием различных уровней, конфликтной комиссией, образовательными учреждениями; осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка проведения ЕГЭ и вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ на территории субъекта Федерации; обеспечивает в установленные сроки информирование выпускников, поступающих, а также образовательных учреждений, участвующих в эксперименте, о результатах ЕГЭ. В рамках подготовки и проведения ЕГЭ и вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ ГЭК проводит следующую работу: - согласует количество и место расположения пунктов проведения ЕГЭ, пунктов первичной обработки информации, контролирует соответствие их требованиям, определенным в инструкциях организации, осуществляющей по поручению Министерства образования Российской Федерации, организационно-технологическое сопровождение ЕГЭ; - назначает уполномоченных лиц или направляет своих представителей в пункты проведения ЕГЭ; - определяет персональный состав организаторов экзамена по каждому общеобразовательному предмету в пункте проведения ЕГЭ; - формирует на основании данных приемных комиссий ссузов и вузов списки поступающих, сдающих вступительные испытания в форме и по материалам ЕГЭ по каждому общеобразовательному предмету, согласует с ссузами и вузами место проведения указанных вступительных испытаний; - обеспечивает соблюдение установленного порядка проверки выполненных экзаменационных работ, организует проверку части "С" выполненных экзаменационных работ; - доводит до сведения выпускников, поступающих, образовательных учреждений, участвующих в эксперименте, результаты сдачи ЕГЭ, вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ по каждому общеобразовательному предмету; - вносит на основании решения конфликтной комиссии об удовлетворении апелляции выпускника или поступающего изменения в протоколы результатов ЕГЭ и вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ; - содействует организации и ведению базы данных о выпускниках и поступающих, сдававших ЕГЭ или вступительные испытания в форме и по материалам ЕГЭ в текущем году, контролирует достоверность сведений, представленных поступающими в ссузы и вузы о результатах сдачи ими ЕГЭ; - содействует организации оформления и выдачи свидетельств о результатах ЕГЭ; - контролирует обеспечение и соблюдение режима информационной безопасности при проведении ЕГЭ. 4. Полномочия председателя (сопредседателя) и членов ГЭК Руководство работой ГЭК могут осуществлять: председатель и его заместители либо председатель и сопредседатели. (В случае если председателем ГЭК назначается один из руководителей органа исполнительной власти субъекта Федерации, заместителями председателя ГЭК могут быть руководители органа управления образованием субъекта Федерации, Совета ректоров вузов, Совета директоров ссузов субъекта Федерации. В случае если председателем ГЭК является руководитель органа управления образованием субъекта Федерации, руководители Совета ректоров вузов и Совета директоров ссузов субъекта Федерации могут быть назначены сопредседателями.) Председатель (сопредседатель) ГЭК осуществляет общее руководство работой комиссии, определяет порядок и график работы, функции членов комиссии, утверждает рабочую документацию комиссии, ведет заседания комиссии. Председатель (сопредседатель) несет ответственность за соблюдение ГЭК в рамках ее полномочий требований законодательных и иных нормативных правовых актов. Заместитель(и) председателя ГЭК координирует работу членов ГЭК, подкомиссий, готовит проекты документов, выносимых на рассмотрение ГЭК, и заседания комиссии, осуществляет контроль за выполнением графика работы, в отсутствие председателя (сопредседателя) ГЭК выполняет его обязанности. Руководители подкомиссий обеспечивают контроль организации и проведения ЕГЭ в рамках функций и полномочий подкомиссии, установленных ГЭК. Ответственный секретарь, избираемый ГЭК из своего состава, организует делопроизводство комиссии. Член комиссии вправе: - участвовать в заседаниях ГЭК, работе подкомиссий; - присутствовать при проведении экзаменов и вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ; - информировать в рамках своих полномочий руководство ГЭК о ходе проведения ЕГЭ и возникающих проблемах; - требовать в случае несогласия с решением, принятым ГЭК, внесения в протокол особого мнения или изложить его в письменной форме в заявлении на имя председателя ГЭК. Член ГЭК обязан: - выполнять возложенные на него функции в соответствии с Положением о ГЭК и решениями ГЭК; - соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов; - соблюдать конфиденциальность и установленный порядок обеспечения информационной безопасности при проведении ЕГЭ. 5. Организация работы ГЭК ГЭК проводит свои заседания по мере необходимости в соответствии с утвержденным графиком работы. Решения ГЭК принимаются простым большинством голосов от списочного состава ГЭК. В случае равенства голосов председатель ГЭК имеет право решающего голоса. Работа ГЭК оформляется протоколами, которые подписываются председателем (сопредседателем), заместителями председателя, ответственным секретарем. По результатам работы ГЭК готовится справка, включающая сведения о проведении ЕГЭ, вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ, составе участников, результатах экзаменов, имевших место проблемах. Справка подписывается председателем и сопредседателем либо председателем и его заместителями и направляется в органы управления образованием субъекта Федерации, Совет ректоров вузов, Совет директоров ссузов. В Положении вышеуказанные полномочия и функции ГЭК рекомендуется конкретизировать в соответствии с моделью эксперимента, реализуемой в данном субъекте Федерации. |