Страницы: 1 2 этим не будет нанесен ущерб перевозчику и другим отправителям. Статья 145. Каждая из сторон вправе отказаться от договора без возмещения другой стороне убытков в следующих возникших до отхода судна из места погрузки случаях: 1) военных или иных действий, могущих угрожать опасностью захвата судна или груза; 2) блокады места отправления или места назначения груза; 3) задержания судна по распоряжению властей по причинам, не зависящим от той или другой стороны по договору; 4) привлечения судна для специальных надобностей государства; 5) запрещения органами власти вывоза из места отправления или ввоза в место назначения груза, который предназначен к перевозке. Однако случаи, предусмотренные в пунктах 3 и 5 настоящей статьи, не могут служить основанием к отказу от договора без возмещения другой стороне убытков, если задержка предвидится кратковременная. В случаях, предусмотренных в настоящей статье, перевозчик не несет расходов по выгрузке. Статья 146. Каждая из сторон, вследствие наступления какого-либо из обстоятельств, перечисленных в статье 145, может отказаться от договора также во время рейса. В этом случае отправитель уплачивает перевозчику все понесенные последним по грузу расходы, в том числе и расходы по выгрузке, а также фрахт пропорционально фактически пройденному расстоянию. Статья 147. Договор прекращается без отказа сторон и без обязанности одной стороны возместить другой вызванные прекращением договора убытки, если после заключения договора и до отхода судна из места погрузки вследствие обстоятельств, не зависящих от сторон: 1) судно погибнет или будет насильственно захвачено; 2) судно будет признано негодным к плаванию; 3) погибнет груз, индивидуально определенный; 4) погибнет груз, определяемый родовыми признаками, после сдачи его для погрузки, а отправитель не успеет сдать другой груз вместо погибшего. Договор прекращается вследствие указанных обстоятельств и во время рейса, причем перевозчику причитается фрахт пропорционально фактически пройденному расстоянию, исходя из количества спасенного и сданного груза. Статья 148. Если вследствие запрещения властей, стихийных явлений или иных причин, не зависящих от перевозчика, судно не может войти в порт назначения, перевозчик обязан немедленно уведомить об этом отправителя. Если в течение разумного срока с момента отправки уведомления не поступит распоряжения отправителя о том, как поступить с грузом, капитан вправе выгрузить груз в одном из ближайших портов по своему усмотрению либо выгрузить этот груз в порт отправления, смотря по тому, что, по мнению капитана, представляется более выгодным для отправителя. Если под перевозку было предоставлено не все судно, капитан должен выгрузить груз, который не может быть доставлен в порт назначения, в другом порту в соответствии с распоряжением отправителя. При неполучении такого распоряжения в течение трех суток с момента отправления уведомления капитан вправе выгрузить груз в одном из ближайших портов по своему усмотрению, сообщив об этом отправителю. Капитан вправе поступить таким же образом и в том случае, когда распоряжение отправителя нельзя выполнить без ущерба для владельцев других находящихся на судне грузов. Отправитель обязан возместить перевозчику все расходы, связанные с ожиданием распоряжения отправителя в течение разумного срока, а также все расходы по грузу и уплатить фрахт пропорционально фактически пройденному судном расстоянию. Статья 149. Перевозчик обязан доставлять грузы в установленные сроки, а если они не установлены,- в обычно принятые сроки. Статья 150. Не считается нарушением договора перевозки всякое отклонение судна от намеченного пути в целях спасания на море людей, судов и грузов, а равно иное разумное отклонение, если оно не вызвано неправильными действиями перевозчика. Статья 151. При выгрузке груза в порту назначения соответственно применяются статьи 134 и 135 настоящего Кодекса. Статья 152. Груз выдается в порту назначения: 1) по именному коносаменту - получателю, указанному в коносаменте, или лицу, которому коносамент был передан по именной передаточной надписи или в иной форме с соблюдением правил, установленных для передачи долгового требования; 2) по ордерному коносаменту - отправителю или получателю в зависимости от того, составлен коносамент "приказу отправителя" или "приказу получателя", а при наличии в коносаменте передаточных надписей - лицу, указанному в последней из непрерывного ряда передаточных надписей, или предъявителю коносамента с последней бланковой надписью; 3) по коносаменту на предъявителя - предъявителю коносамента. Статья 153. Получатель и перевозчик имеют право каждый требовать до выдачи груза его осмотра и проверки его количества. Вызванные этим расходы несет тот, кто потребовал осмотра или проверки груза. Статья 154. Все причитающиеся перевозчику платежи уплачиваются отправителем (фрахтователем). В случаях, предусмотренных соглашением отправителя (фрахтователя) с перевозчиком, а при перевозках в каботаже - действующими на морском транспорте правилами, допускается перевод платежей на получателя. Получатель обязан при приеме груза уплатить перевозчику, если это не было сделано ранее, причитающийся фрахт, плату за простой, возместить необходимые расходы, произведенные перевозчиком за счет груза, а в случае общей аварии - внести аварийный взнос или предоставить надлежащее обеспечение. Перевозчик может не выдавать груза до уплаты сумм или предоставления обеспечения, указанных в части второй настоящей статьи. Статья 155. За груз, погибший или поврежденный по причинам, за которые перевозчик не несет ответственности, фрахт уплачивается полностью. Однако за груз, погибший вследствие крушения судна или иного несчастного случая, либо насильственно захваченный, фрахт не взимается, а если он был внесен вперед, то возвращается. Если после гибели судна груз окажется спасенным или после захвата будет освобожден, то перевозчик имеет право на фрахт пропорционально фактически пройденному расстоянию. Статья 156. Если при приеме груза, перевозимого по коносаменту, получатель письменно не заявил перевозчику о недостаче или повреждении груза, то считается, поскольку иное не будет доказано, что он получил груз в соответствии с условиями коносамента. Если груз был получателем совместно с перевозчиком осмотрен или проверен, то получатель может не делать указанного в настоящей статье заявления. В случае, если недостача или повреждение не могли быть обнаружены при обычном способе приема груза, то заявление перевозчику может быть сделано получателем в течение трех дней после приема груза. Соглашение, противоречащее настоящей статье, недействительно. Статья 157. Если для перевозки груза было предоставлено не все судно и в порту назначения получатель не востребовал этот груз или от него отказался, перевозчик вправе, уведомив об этом отправителя, сдать груз на хранение в склад или в иное надежное место за счет и на риск отправителя. Если для перевозки груза было предоставлено все судно, капитан обязан немедленно уведомить отправителя о неявке либо отказе получателя от принятия груза. Выгрузка и сдача груза на хранение производятся капитаном судна лишь по истечении сроков выгрузки и контрсталийного времени и при условии, если в эти сроки не поступит иное распоряжение отправителя. Время, затраченное перевозчиком на сдачу груза на хранение, рассматривается как простой. Если в течение двух месяцев со дня прихода судна в порт сданный на хранение груз не будет востребован и отправитель не уплатит перевозчику всех причитающихся по данной перевозке сумм, перевозчик вправе продать груз. Скоропортящийся невостребованный груз может быть продан и до истечения указанного срока. В советских морских портах сроки и порядок хранения грузов до принятия их получателями, а также порядок продажи грузов, не востребованных получателями, определяются правилами, издаваемыми Министерством морского флота СССР в соответствии со статьей 5 настоящего Кодекса. Статья 158. При скоплении в морских торговых портах перевозимых в каботаже грузов вследствие несвоевременного вывоза этих грузов получателями по их вине плата за хранение этих грузов в порту может быть увеличена до трехкратного размера. Повышенная плата за хранение вводится по распоряжению органа морского транспорта, которому подчинен данный порт, не ранее суток после письменного уведомления об этом организации, к которой предполагается применить эти санкции. Статья 159. Суммы, вырученные от продажи груза (статья 157 настоящего Кодекса), за вычетом сумм, причитающихся перевозчику, зачисляются в депозит перевозчика для выдачи по принадлежности. Если вырученных от продажи груза сумм окажется недостаточно для покрытия причитающихся перевозчику платежей и расходов по хранению и продаже, перевозчик вправе взыскать недополученное с отправителя. Если в течение шести месяцев со дня продажи груза никто не заявит своих прав на сумму, вырученную от его продажи, то сумма, вырученная от продажи невостребованного груза, поступает в доход союзного бюджета, а сумма, вырученная от продажи бездокументного груза, - в доход перевозчика на покрытие убытков, вызванных удовлетворением требований, связанных с утратой грузов. Статья 160. Перевозчик отвечает за утрату, недостачу и повреждение принятого к перевозке груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение произошли не по его вине, в частности вследствие: 1) непреодолимой силы; 2) опасностей и случайностей на море и в других судоходных водах; 3) спасания человеческих жизней, судов и грузов; 4) пожара, возникшего не по вине перевозчика; 5) действий или распоряжений властей (задержание, арест, карантин и т.д.); 6) военных действий и народных волнений; 7) действий или упущений отправителя или получателя; 8) скрытых недостатков грузов, его свойств или естественной убыли; 9) незаметных по наружному виду недостатков тары и упаковки груза или сплотки леса в плоту; 10) недостаточности или неясности марок; 11) забастовок или иных обстоятельств, вызвавших приостановление или ограничение работы полностью или частично. Ответственность по настоящей статье возникает с момента принятия груза к перевозке и продолжается до момента его выдачи. Недействительны соглашения, не соответствующие правилам настоящей статьи, за исключением соглашений об ответственности с момента принятия груза до погрузки его на судно и после выгрузки до сдачи груза. Статья 161. Перевозчик не отвечает за утрату, недостачу или повреждение груза, за исключением груза, перевозимого в каботаже, если докажет, что они произошли вследствие действий или упущений капитана, прочих лиц судового экипажа и лоцмана в судовождении или управлении судном. За утрату, недостачу и повреждение груза, вызванные действиями или упущениями указанных лиц при приеме, погрузке, размещении, сохранении, выгрузке или сдаче груза, перевозчик несет ответственность по правилам статьи 160 настоящего Кодекса. Статья 162. Перевозчик не отвечает за недостачу груза, прибывшего в место назначения в исправных грузовых помещениях за исправными пломбами отправителя (статья 133 настоящего Кодекса), груза, доставленного в целой исправной таре без следов вскрытия в пути, а также груза, перевозившегося в сопровождении проводника отправителя или получателя, если только получатель не докажет, что недостача груза произошла по вине перевозчика. Статья 163. За утрату, недостачу или повреждение груза перевозчик несет ответственность в следующих размерах: 1) за утрату и недостачу груза - в размере действительной стоимости утраченного или недостающего груза; 2) за повреждение груза - в сумме, на которую понизилась его стоимость. Перевозчик также возвращает полученный им фрахт, если он не входит в цену утраченного или недостающего груза. Статья 164. Действительная стоимость утраченного или поврежденного груза определяется по ценам места назначения в то время, когда туда пришло или должно было прийти судно, а при невозможности определить эти цены - по ценам места и времени отправления груза с прибавлением расходов по перевозке. Действительная стоимость утраченного или поврежденного груза, принадлежащего советской государственной, кооперативной или общественной организации и перевозившегося на судне, плавающем под Государственным флагом Союза ССР, определяются по установленным государственным ценам. Если по грузу отправитель или получатель обязан уплатить налог с оборота, а счет отправителя выписан по ценам без налога с оборота, к сумме счета добавляется соответствующая сумма налога с оборота. Из возмещения за утраченный или поврежденный груз вычитаются расходы, связанные с перевозкой груза (уплата фрахта, пошлин и др.), которые должны были быть произведены грузовладельцем, но вследствие утраты, недостачи или повреждения груза произведены не были. Статья 165. При перевозке груза в заграничном сообщении по коносаменту, если стоимость груза не была объявлена и включена в коносамент, возмещение за утраченное или поврежденное место или обычную единицу груза не может превышать 250 рублей. Соглашение об уменьшении этой суммы недействительно. Статья 166. При буксировке леса в плотах правила статей 122, 132, 133, 136-140, 162 и 165 настоящего Кодекса не применяются. Глава IX ДОГОВОР МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА Статья 167. По договору морской перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа - также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и плату за провоз багажа. Перевозка охватывает время нахождения пассажира на судне, время посадки на судно и высадки, а также время доставки пассажира водным путем с берега на судно и обратно, если плата за доставку включена в стоимость билета либо судно, используемое для доставки, было предоставлено перевозчиком. Статья 168. Правила, содержащиеся в настоящей главе, применяются в тех случаях, когда соглашением сторон не установлено иное. Однако соглашение сторон, ограничивающее права пассажира, предусмотренные в настоящей главе, недействительно. Статья 169. Выданный пассажиру билет служит доказательством заключения договора перевозки и уплаты пассажиром платы за проезд. Статья 170. Перевозчик обязан к началу перевозки привести судно в состояние, годное к плаванию и безопасной перевозке пассажиров, заблаговременно надлежащим образом укомплектовать его экипажем, снарядить и снабдить всем необходимым и содержать его в таком состоянии во время перевозки. Статья 171. Пассажир имеет право: 1) перевозить с собой детей бесплатно или на льготных условиях; 2) провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; 3) сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу. В удостоверение приема багажа к перевозке пассажиру выдается багажная квитанция. Порядок предоставления пассажирам льгот и услуг определяется правилами, издаваемыми Министерством морского флота СССР на основании статьи 5 настоящего Кодекса. Статья 172. Пассажир вправе в любое время до отхода судна, а после начала рейса - в любом порту, в который судно зайдет для посадки или высадки пассажиров, отказаться от договора перевозки. Пассажир, уведомивший перевозчика об отказе от перевозки, имеет право получить обратно плату за проезд и за провоз багажа в порядке, размере и в сроки, установленные Министерством морского флота СССР. Если пассажир отказался от перевозки не позднее срока, установленного правилами перевозок, либо не явился к отходу судна из-за болезни, либо отказался до отхода судна от перевозки по этой же причине или по причинам, зависящим от перевозчика, пассажиру возвращается вся уплаченная им плата за проезд и за провоз багажа. Статья 173. Перевозчик вправе отказаться от договора перевозки при наступлении обстоятельств, указанных в пунктах 1-4 статьи 145 и в пунктах 1 и 2 статьи 147 настоящего Кодекса. При отказе перевозчика от перевозки до отхода судна пассажиру возвращается вся плата за проезд и за провоз багажа, а при отказе после начала рейса - ее часть пропорционально расстоянию, перевозка на которое не состоялась. В случаях, предусмотренных настоящей статьей, перевозчик, отказавшийся от продолжения перевозки, обязан за свой счет доставить пассажира по его требованию в порт отправления либо возместить убытки, причиненные пассажиру расторжением договора. Статья 174. Ответственность перевозчика за причинение смерти или повреждение здоровья пассажира определяется в соответствии со статьей 77 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. Если перевозка пассажира подпадает под действие международного договора, в котором участвует СССР, условия, порядок и пределы ответственности перевозчика за причинение смерти или повреждение здоровья пассажира определяются правилами соответствующего договора. Статья 175. Багаж, не востребованный в течение трех месяцев со дня прихода судна в порт назначения, может быть продан в установленном порядке. Статья 176. Перевозчик отвечает за утрату, недостачу и повреждение принятого к перевозке багажа, а также за просрочку в его доставке, если не докажет, что утрата, недостача, повреждение или просрочка произошли не по его вине. За утрату, недостачу или повреждение ручной клади перевозчик отвечает лишь в случае, если пассажир докажет, что утрата, недостача или повреждение произошли вследствие умысла или неосторожности перевозчика. Статья 177. Перевозчик несет ответственность: 1) за утрату, недостачу или повреждение багажа, принятого к перевозке с объявленной ценностью, - в размере объявленной ценности, а в случае, если перевозчик докажет, что объявленная ценность превышает действительную стоимость, - в размере действительной стоимости; 2) за утрату, недостачу или повреждение багажа, принятого к перевозке без объявления ценности, за утрату, недостачу или повреждение ручной клади, а также за просрочку в доставке багажа - в размере, предусмотренном тарифом. Глава X ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ СУДНА НА ВРЕМЯ Статья 178. По договору фрахтования судна на время (тайм-чартер) судовладелец обязуется предоставить судно за вознаграждение (арендную плату) фрахтователю (арендатору) на определенный срок для перевозки грузов, пассажиров или для иных целей, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса. Статья 179. Правоотношения сторон по тайм-чартеру определяются их соглашением. Наличие и содержание соглашения могут быть доказываемы исключительно письменными доказательствами. Правила настоящей главы применяются в тех случаях, когда соглашением сторон не установлено иное. Статья 180. Фрахтователь может в пределах прав, предоставленных ему по тайм-чартеру, заключить от своего имени самостоятельный договор фрахтования судна на время с третьим лицом (субаренда). Заключение договора субаренды не освобождает фрахтователя от выполнения договора, заключенного им с судовладельцем. К договору субаренды соответственно применяются правила настоящей главы. Статья 181. Судовладелец обязан передать судно фрахтователю в состоянии, годном к использованию его для целей, предусмотренных договором, надлежащим образом снаряженным и укомплектованным экипажем. Судовладелец обязан также содержать судно в течение срока договора в исправном состоянии и оплачивать содержание судового экипажа. Статья 182. В тайм-чартере должны быть указаны наименование сторон, название судна, его технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и прочее), район плавания, цель фрахтования, размер арендной платы, срок аренды, место приема и сдачи судна. Статья 183. Фрахтователь осуществляет в соответствии с условиями тайм-чартера эксплуатацию судна с момента передачи судна в его пользование и несет ответственность по обязательствам, вытекающим из коносаментов, подписанных капитаном. Капитан подчиняется распоряжениям фрахтователя, касающимся эксплуатации судна, за исключением распоряжений, относящихся к судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу судового экипажа. Фрахтователь не отвечает за убытки, вызванные спасанием, повреждением или гибелью зафрахтованного судна, возникшие по вине судового экипажа, если экипаж был укомплектован судовладельцем. Статья 184. Фрахтователь освобождается от уплаты судовладельцу арендной платы за время, в течение которого судно было непригодно к эксплуатации вследствие немореходного состояния. В течение этого времени фрахтователь не несет расходов по судну. Если судно стало непригодным к эксплуатации по вине фрахтователя, судовладельцу причитается обусловленная в договоре арендная плата независимо от возмещения ему причиненных фрахтователем убытков. Статья 185. В случае гибели судна арендная плата подлежит уплате по день гибели судна, а если этот день установить невозможно, - по день получения последнего известия о нем. Статья 186. Вознаграждение, причитающееся судну за оказание помощи, имевшей место до окончания действия тайм-чартера, распределяется в равных долях между судовладельцем и фрахтователем, за вычетом сумм, следуемых в возмещение понесенных судном убытков, и доли, причитающейся судовому экипажу. Глава XI ДОГОВОР МОРСКОЙ БУКСИРОВКИ Статья 187. По договору морской буксировки владелец одного судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние либо в течение определенного времени, либо для выполнения маневра. Буксировка леса в плотах регулируется правилами главы VIII настоящего Кодекса. Статья 188. Правила настоящей главы применяются к портовым буксирным операциям (ввод судов и других объектов в порт и вывод из порта, выполнение маневров в порту и на подходах к нему и т. п.) в случаях, когда соглашением сторон не установлено иное. Статья 189. Договор буксировки может быть заключен в устной форме независимо от суммы договора. Однако соглашение о возложении обязанностей по управлению буксировкой на капитана буксирующего судна может быть доказываемо исключительно письменными доказательствами. Статья 190. Каждая из сторон в договоре буксировки обязана заблаговременно привести свое судно (объект) в состояние, годное для буксировки. Владелец буксирующего судна не несет ответственности за недостатки своего судна, если докажет, что они не могли быть обнаружены при проявлении им должной заботливости (скрытые недостатки). Статья 191. Владелец буксирующего судна не отвечает за ущерб, причиненный буксируемому судну (объекту) или находящемуся на нем имуществу буксировкой в ледовых условиях, поскольку не будет доказано, что ущерб причинен по вине буксирующего судна. Статья 192. Ответственность за ущерб, причиненный при буксировке буксируемому судну (объекту) или находящемуся на нем имуществу в случае, когда капитан буксирующего судна управляет буксируемым судном (объектом), при отсутствии иного соглашения сторон несет владелец буксирующего судна, поскольку им не будет доказано отсутствие его вины. Статья 193. Ответственность за ущерб, причиненный при буксировке буксирующему судну или находящемуся на нем имуществу в случае, когда капитан буксируемого судна (объекта) управляет буксирующим судном, при отсутствии иного соглашения сторон несет владелец буксируемого судна (объекта), поскольку им не будет доказано отсутствие его вины. Глава XII ДОГОВОР МОРСКОГО СТРАХОВАНИЯ Статья 194. По договору морского страхования страховая организация (страховщик) обязуется за обусловленную плату (страховую премию) при наступлении предусмотренных в договоре опасностей или случайностей, которым подвергается судно или груз (страхового случая), возместить страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор, понесенный ущерб. Статья 195. Правила настоящей главы применяются в тех случаях, когда соглашением сторон не установлено иное. Однако в случаях, прямо указанных в настоящей главе, соглашение, не соответствующее этим правилам, является недействительным. Статья 196. Объектом морского страхования может быть всякий, связанный с торговым мореплаванием имущественный интерес, как-то: судно, в том числе находящееся в постройке, груз, фрахт, плата за проезд, арендная плата, прибыль, ожидаемая от груза, и иные требования, обеспечиваемые судном, грузом и фрахтом, заработная плата и иные виды вознаграждения капитана и других лиц судового экипажа, а также риск, принятый на себя страховщиком (перестрахование). Объект страхования должен быть указан в договоре морского страхования. Статья 197. Наличие и содержание договора морского страхования могут быть доказываемы исключительно письменными доказательствами. Страховщик обязан по требованию страхователя выдать ему за своей подписью документ, содержащий условия договора морского страхования (полис, страховой сертификат и т. п.). Статья 198. Страхователь обязан уплатить страховщику страховую премию в обусловленный срок. До уплаты премии договор страхования не вступает в силу, если в нем не предусмотрено иное. Статья 199. Договор морского страхования может быть заключен страхователем в свою пользу либо в пользу другого лица, указанного или не указанного в договоре. Статья 200. В случае заключения договора морского страхования в пользу другого лица страхователь несет все обязанности по этому договору. Эти же обязанности несет и лицо,в пользу которого заключен договор, если он заключен по его поручению или хотя бы и без поручения, но это лицо впоследствии выразило на страхование свое согласие. Статья 201. При страховании в пользу другого лица страхователь пользуется всеми правами по договору страхования без особой доверенности этого лица. Статья 202. При выплате страхового возмещения страховщик имеет право потребовать представления полиса или другого страхового документа, выданного страховщиком. Статья 203. В случае отчуждения застрахованного груза договор страхования сохраняет силу, причем на приобретателя груза переходят все права и обязанности страхователя. Если до отчуждения груза страховая премия не была уплачена, обязанность ее уплатить несут как страхователь, так и приобретатель груза. Однако требование уплатить премию не имеет силы в отношении держателя полиса или другого страхового документа, в которых отсутствует указание на то,что премия не уплачена. Статья 204. В случае отчуждения застрахованного судна договор страхования прекращается с момента отчуждения. Однако в случае отчуждения судна во время рейса договор остается в силе до окончания этого рейса и на приобретателя судна переходят права и обязанности страхователя. Статья 205. При заключении договора страхования страхователь обязан объявить сумму, в которую он страхует соответствующий интерес (страховая сумма). Если страховая сумма объявлена ниже действительной стоимости застрахованного интереса (страховой стоимости), страховщик отвечает за убытки пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости. Если страховая сумма, указанная в договоре, превышает страховую стоимость, договор является недействительным в той части страховой суммы, которая превышает страховую стоимость. Статья 206. Если объект застрахован у нескольких страховщиков на суммы, которые в итоге превышают его страховую стоимость, все страховщики отвечают лишь в пределах страховой стоимости, причем каждый из них отвечает пропорционально страховой сумме по заключенному им договору страхования. Статья 207. Договор страхования сохраняет силу, если даже к моменту его заключения возможность убытков, подлежащих возмещению, уже миновала или эти убытки уже возникли. Однако, если страховщик при заключении договора знал или должен был знать, что возможность наступления страхового случая исключена, либо страхователь знал или должен был знать о происшедших уже и подлежащих возмещению страховщиком убытках, исполнение договора страхования не обязательно для стороны, которой не было известно об этих обстоятельствах. Страховая премия причитается страховщику и в том случае, когда исполнение договора для него не является обязательным. Статья 208. По особому соглашению (генеральному полису) могут быть застрахованы все или известного рода грузы, которые страхователь получает или отправляет в течение определенного срока. Статья 209. Страхователь обязан по каждой отправке груза, подпадающей под действие генерального полиса, сообщить страховщику все необходимые сведения немедленно по их получении, в частности наименование судна, на котором перевозится груз, путь следования груза и страховую сумму. Страхователь не освобождается от этой обязанности, даже если он получит сведения об отправке после доставки груза в место назначения в неповрежденном состоянии. Если страхователь умышленно сообщал сведения несвоевременно или не сообщал их вовсе, либо намеренно неправильно обозначил груз или страховую сумму, страховщик вправе отказаться от страхования по генеральному полису. При этом страховщик имеет право на получение всей суммы страховой премии, которую он мог бы получить в случае добросовестного исполнения страхователем договора. Статья 210. По требованию страхователя страховщик обязан выдавать по отдельным подпадающим под действие генерального полиса отправкам грузов полисы или страховые сертификаты. В случае несоответствия содержания полиса или страхового сертификата генеральному полису предпочтение отдается полису или страховому сертификату. Статья 211. Страховщик не отвечает за убытки, происшедшие вследствие умысла или грубой неосторожности страхователя, отправителя, получателя, а также их представителей. Статья 212. При страховании судна страховщик, кроме случаев, указанных в статье 211 настоящего Кодекса, не отвечает также за убытки, происшедшие вследствие того, что судно было отправлено в немореходном состоянии, если только немореходное состояние судна не было вызвано его скрытыми недостатками. Страховщик также не отвечает за убытки, происшедшие вследствие ветхости судна и его принадлежностей, их изношенности от времени или обычного пользования, а равно за убытки, возникшие вследствие погрузки с ведома страхователя или его представителя, но без ведома страховщика, веществ и предметов, опасных в отношений взрыва и самовозгорания. Статья 213. При страховании груза или ожидаемой прибыли страховщик, кроме случаев, указанных в статье 211 настоящего Кодекса, не отвечает также за убытки, происшедшие от естественных свойств самого груза (внутренней порчи, убыли, ржавчины, плесени, утечки или поломки, самовозгорания и т. п.), а равно за убытки, возникшие вследствие ненадлежащей упаковки. Статья 214. При страховании фрахта соответственно применяются правила статей 212 и 213 настоящего Кодекса. Статья 215. Страховщик не отвечает за убытки, происшедшие вследствие воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения. Статья 216. Страховщик не отвечает за убытки, возникшие вследствие всякого рода военных действий или военных мероприятий и их последствий, захвата, пиратских действий, вследствие народных волнений, забастовок, а также конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения судна или грузов по требованию военных или гражданских властей. Статья 217. Страхователь обязан немедленно, как только это станет ему известно, сообщить страховщику о всяком существенном изменении, которое произошло с объектом или в отношении объекта страхования (перегрузка, изменение способа перевозки, пункта выгрузки, отклонение от обусловленного или обычного пути, оставление на зимовку и т. п.). Изменение, увеличивающее опасность, дает страховщику право пересмотреть условия договора или потребовать уплаты дополнительной премии; если страхователь не согласится с этим, то договор страхования прекращается с момента наступления изменения. Статья 218. При наступлении страхового случая страхователь обязан принять все зависящие от него меры в целях предотвращения и уменьшения убытков. Он должен немедленно известить страховщика о наступлении страхового случая и следовать его указаниям, если такие указания будут страховщиком сообщены. Страховщик освобождается от ответственности за убытки, возникшие вследствие того, что страхователь умышленно или по грубой неосторожности не принял мер к предотвращению или уменьшению убытков. Статья 219. Страховщик обязан по требованию страхователя предоставить в пределах страховой суммы обеспечение уплаты взносов по общей аварии. Статья 220. При составлении диспаши по общей аварии страхователь обязан охранять интересы страховщика. Статья 221. При наступлении страхового случая страховщик имеет право путем уплаты полной страховой суммы освободить себя от дальнейших обязательств по договору страхования. Однако он обязан о своем намерении воспользоваться этим правом уведомить страхователя в течение семи дней со дня получения от последнего извещения о страховом случае и его последствиях и, кроме того, обязан возместить расходы, произведенные страхователем исключительно в целях предотвращения или уменьшения убытков до получения им указанного уведомления страховщика. При уплате страховой суммы в случае, предусмотренном настоящей статьей, страховщик не приобретает прав на застрахованное имущество. Статья 222. Страховщик обязан возместить страхователю необходимые расходы, произведенные последним в целях предотвращения или уменьшения убытков, за которые отвечает страховщик, а также расходы, произведенные для выполнения указаний страховщика (статья 218 настоящего Кодекса), для выяснения и установления размера убытков, подлежащих возмещению страховщиком, и для составления диспаши по общей аварии. Расходы, указанные в настоящей статье, возмещаются пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости. Статья 223. Страховщик отвечает за убытки лишь в пределах страховой суммы, однако расходы, указанные в статье 222 настоящего Кодекса, а также взносы по общей аварии возмещаются страховщиком, независимо от того, что они вместе с возмещением убытков могут превысить страховую сумму. За убытки, причиненные несколькими следующими друг за другом страховыми случаями, страховщик отвечает, даже если общая сумма таких убытков превысит страховую сумму. Статья 224. При уплате полной страховой суммы, за исключением случая, предусмотренного в статье 221 настоящего Кодекса, к страховщику переходят: 1) при страховании в полной стоимости - все права на застрахованное имущество; 2) при страховании не в полной стоимости - права на долю застрахованного имущества пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости. Статья 225. В случае пропажи судна без вести страховщик отвечает в размере полной страховой суммы. Судно считается пропавшим без вести, когда о нем не поступило никаких сведений в течение трех месяцев, а если получение сведений могло быть задержано вследствие военных действий, - в течение шести месяцев. По договору страхования судна на срок страховщик отвечает за пропажу судна без вести, если последнее известие о судне было получено до истечения срока договора и если страховщик не докажет, что судно погибло по истечении этого срока. Статья 226. Страхователь может заявить страховщику об отказе от своих прав на застрахованное имущество (абандон) и получить полную страховую сумму в случаях: 1) пропажи судна без вести; 2) экономической нецелесообразности восстановления или ремонта застрахованного судна (полная конструктивная гибель); 3) экономической нецелесообразности устранения повреждения или доставки застрахованного груза в место назначения; 4) захвата судна или груза, застрахованных от такой опасности, если захват длится более двух месяцев. Абандон судна может быть произведен лишь с соблюдением правил статьи 21 настоящего Кодекса. Соглашение сторон, противоречащее правилам настоящей статьи, недействительно. Статья 227. Заявление об абандоне должно быть сделано страховщику в течение шести месяцев с момента окончания сроков (наступления обстоятельств), указанных в статьях 225 и 226 настоящего Кодекса. По истечении шестимесячного срока страхователь лишается права на абандон, но может требовать возмещения убытков на общих основаниях. Заявление об абандоне не может быть сделано страхователем условно и не может быть взято обратно. Соглашение сторон, противоречащее правилам настоящей статьи, недействительно. Статья 228. Если по получении от страховщика возмещения судно окажется не погибшим, страховщик может требовать, чтобы страхователь, оставив за собой имущество (статья 225 настоящего Кодекса), возвратил страховое возмещение, за вычетом возмещения частичного убытка, если таковой им понесен. Статья 229. К страховщику, уплатившему страховое возмещение, переходит в пределах уплаченной суммы право требования, которое страхователь (или иное лицо, получившее страховое возмещение)имеет к лицу, ответственному за причиненный ущерб. Это право осуществляется страховщиком с соблюдением порядка, установленного для лица, получившего возмещение. Если страхователь отказался от своего права требования к лицу, ответственному за причиненный ущерб, или осуществление этого права стало невозможным по его вине, страховщик освобождается от уплаты страхового возмещения полностью или в соответствующей части. Статья 230. В случаях, предусмотренных в статьях 224 и 229 настоящего Кодекса, страхователь обязан передать страховщику все документы и доказательства и сообщить ему все сведения, необходимые для осуществления страховщиком перешедших к нему прав. Статья 231. Если страхователь получил возмещение убытков от третьих лиц, страховщик оплачивает лишь разницу между суммой, подлежащей оплате по условиям договора страхования, и суммой, полученной от третьих лиц. Глава XIII ОБЩАЯ АВАРИЯ Статья 232. Общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасения судна, фрахта и перевозимого на судне груза от общей для них опасности. Общая авария распределяется между судном, фрахтом и грузом соразмерно их стоимости. Под фрахтом в настоящей главе подразумевается также плата за перевозку пассажиров и их багажа. Статья 233. Статьи 234-245 настоящего Кодекса применяются в тех случаях, когда соглашением сторон не установлено иное. Статья 234. К общей аварии при наличии признаков, указанных в статье 232 настоящего Кодекса, в частности, относятся: 1) убытки, вызванные выбрасыванием за борт груза или принадлежностей судна, а также убытки от повреждения судна или груза при принятии мер общего спасания, в частности вследствие проникновения воды в трюмы через открытые для выбрасывания груза люки или другие сделанные для этого отверстия; 2) убытки, причиненные судну или грузу при тушении пожара на судне, включая убытки от произведенного для этой цели затопления горящего судна; 3) убытки, причиненные судну или грузу намеренной посадкой судна на мель; 4) убытки от повреждения двигателей, других машин или котлов судна, находящегося на мели, причиненные стараниями снять судно с мели; 5) чрезвычайные расходы по перегрузке груза,топлива или предметов снабжения из судна в лихтеры, по найму лихтеров и по обратной погрузке на судно, произведенные в случае посадки судна на мель; 6) убытки от повреждения или гибели груза, топлива или предметов снабжения, причиненные перемещением их на судне, выгрузкой из судна, обратной погрузкой и укладкой, а также при хранении, в тех случаях, когда самые расходы по совершению этих операций признаются общей аварией; 7) расходы, произведенные в целях получения помощи, а также убытки, причиненные судну или грузу судами, которые оказывали помощь; 8) потеря фрахта, вызванная утратой груза, в тех случаях, когда утрата груза возмещается в порядке распределения общей аварии; при этом из фрахта исключаются расходы, которые были бы в целях его получения произведены перевозчиком, но вследствие пожертвования произведены не были. Статья 235. К общей аварии также относятся или приравниваются: 1) расходы, вызванные вынужденным заходом судна в место убежища или возвращением в место погрузки вследствие несчастного случая или какого-либо другого чрезвычайного обстоятельства, вызвавшего необходимость такого захода или возвращения ради общей безопасности; 2) расходы, связанные с выходом судна с первоначальным грузом или частью его из места убежища либо из места погрузки, в которое судно вынуждено было возвратиться; 3) расходы по перемещению или выгрузке груза, топлива либо предметов снабжения в месте погрузки, захода или убежища, произведенные ради общей безопасности или для получения возможности исправить судовые повреждения, вызванные несчастным случаем или другими чрезвычайными обстоятельствами, если эти исправления были необходимы для безопасного продолжения рейса; 4) расходы по обратной погрузке и укладке груза, топлива и предметов снабжения, выгруженных или перемещенных при обстоятельствах, указанных в пункте 3 настоящей статьи, вместе со всеми расходами по хранению, включая страхование; 5) расходы по заработной плате и довольствию судового экипажа, на топливо и предметы снабжения, понесенные в связи с продлением рейса в результате захода судна в место убежища или возвращения его в место погрузки при обстоятельствах, указанных в пунктах 1 и 3 настоящей статьи; 6) расходы по заработной плате и довольствию судового экипажа, возникшие при задержке судна в интересах общей безопасности в каком-либо месте вследствие несчастного случая или другого чрезвычайного обстоятельства либо для ремонта повреждений, причиненных таким обстоятельством, если ремонт необходим для безопасного продолжения рейса. Расходы на топливо, предметы снабжения и портовые расходы, возникшие за время задержки, возмещаются в порядке распределения общей аварии, за исключением расходов, которые возникли из-за ремонта, не принимаемого на общую аварию; 7) предусмотренные в пунктах 1-6 настоящей статьи расходы, вызванные необходимостью перехода судна из места убежища в другое место ввиду невозможности произвести ремонт в месте убежища; 8) стоимость временного ремонта судна, произведенного ради общей безопасности в месте погрузки, захода или убежища, а также стоимость временного ремонта повреждений, принимаемых на общую аварию; однако стоимость временного исправления случайных повреждений, необходимого только для завершения рейса, возмещается лишь в пределах тех предотвращений расходов, которые были бы отнесены к общей аварии, если бы это исправление не было произведено; 9) все чрезвычайные расходы, произведенные вместо других расходов, которые были бы отнесены к общей аварии; однако они возмещаются лишь в пределах предотвращенных расходов безотносительно к экономии, полученной кем-либо из участников общей аварии в результате таких заменяющих расходов. Статья 236. Когда судно признано негодным к плаванию или отказалось от продолжения рейса, из расходов по хранению, страхованию, заработной плате судового экипажа и его довольствию, топливу, судовому снабжению и портовых расходов (пункты 4 и 6 статьи 235 настоящего Кодекса) на общую аварию принимаются лишь расходы, произведенные до признания судна негодным к плаванию или до отказа от продолжения рейса, а если выгрузка к этому времени не закончена, то до окончания выгрузки груза. Статья 237. Убытки, не подпадающие под действие статей 232, 234 и 235 настоящего Кодекса, признаются частной аварией. Такие убытки не подлежат распределению между судном, грузом и фрахтом. Их несет тот, кто их потерпел,или тот, на кого падает ответственность за их причинение. Статья 238. Не признаются общей аварией даже при наличии признаков, указанных в статье 232 настоящего Кодекса: 1) стоимость выброшенного за борт самовозгоревшегося груза и груза, перевозившегося на судне не в соответствии с правилами и обычаями торгового мореплавания; 2) убытки, причиненные тушением пожара тем частям судна или груза, которые были в огне; 3) убытки, причиненные обрубанием обломков частей судна, остатков рангоута или других предметов, ранее снесенных вследствие морской опасности; 4) убытки, причиненные форсированием или иной работой двигателей, других машин или котлов судна, находившегося на плаву; 5) убытки, причиненные намеренной посадкой судна на мель при обстоятельствах, которые привели бы к посадке на мель независимо от принятых мер; однако убытки, причиненные снятием такого судна с мели, признаются общей аварией; 6) всякие убытки или потери, понесенные судном или грузом вследствие увеличения продолжительности рейса (убытки от простоя, изменения цен и т. д.). Статья 239. Общая авария распределяется в порядке, указанном в статье 232 настоящего Кодекса, и в том случае, когда опасность, вызвавшая чрезвычайные расходы или пожертвования, возникла по вине одного из участников договора морской перевозки или третьего лица. Однако такое распределение не лишает участников общей аварии права на взыскание с ответственного лица понесенных убытков. Статья 240. Убытки от повреждения или гибели предметов, погруженных на судно без ведома судовладельца или его агентов, а также от повреждения и гибели грузов, которые намеренно сданы к перевозке под неправильным наименованием, не распределяются в порядке, указанном в статье 232 настоящего Кодекса. Однако, если это имущество было спасено, его владельцы обязаны участвовать на общем основании во взносах по общей аварии. Владельцы грузов, стоимость которых при сдаче к перевозке была объявлена ниже их действительной стоимости, участвуют во всех взносах по общей аварии в соответствии с действительной стоимостью грузов, но получают возмещение убытков лишь в соответствии с их объявленной стоимостью. Статья 241. Возмещаемый в порядке распределения общей аварии убыток от повреждений судна, его машин или принадлежностей определяется действительной стоимостью исправления повреждения или замены частей, но не может превышать обычной стоимости исправления повреждения или замены частей. В тех случаях, когда старые материалы или части заменены новыми, с этой стоимости делаются скидки "за новое вместо старого" по правилам, установленным Регистром СССР. Со стоимости временных исправлений судна, относимой к общей аварии, скидки "за новое вместо старого" не производятся. Когда исправление произведено не было, в расчет принимается соответственное уменьшение стоимости судна, не превышающее, однако, нормальной стоимости исправления согласно смете. В случае действительной или полной конструктивной гибели судна сумма, причитающаяся в качестве возмещения по общей аварии за повреждение судна, исчисляется исходя из оценочной стоимости судна в неповрежденном состоянии, за вычетом из нее обычной стоимости исправления повреждений, не принимаемых на общую аварию, и сумм, вырученных от продажи судна, если судно продано. Статья 242. Возмещаемый в порядке распределения общей аварии убыток от повреждения или гибели пожертвованного груза определяется в соответствии со стоимостью груза по цене, существующей в порту назначения груза на день окончания разгрузки судна. Если судно не дошло до порта назначения груза, возмещаемый убыток определяется в соответствии со стоимостью груза по цене, существующей в месте и на день прекращения рейса. В случае продажи поврежденного груза возмещаемый убыток определяется разностью между стоимостью его в неповрежденном состоянии, определяемой в соответствии с частью первой настоящей статьи, и суммой, полученной от его продажи. Статья 243. На сумму расходов, возмещаемых по общей аварии (кроме заработной платы и довольствия экипажа, а также стоимости топлива и предметов снабжения, не замененных во время рейса), начисляются 2 процента в пользу стороны, осуществившей эти расходы. Статья 244. На сумму расходов и другие суммы, возмещаемые в порядке распределения общей аварии, начисляются 5 процентов годовых с момента, когда эти расходы были произведены, до окончания составления диспаши. Однако, если в порядке возмещения расходов по общей аварии и убытков были произведены какие-либо выплаты ранее окончания составления диспаши, проценты на уплаченные суммы начисляются по день их уплаты. Статья 245. Общая стоимость имущества, участвующего в покрытии общей аварии (контрибуционная стоимость), определяется по действительной чистой стоимости имущества по окончании рейса с прибавлением к ней суммы, возмещаемой по общей аварии за пожертвованное имущество, если только эта сумма в нее не включена. При этом из суммы фрахта, находящейся на риске судовладельца, исключаются расходы и заработная плата экипажу по данному рейсу, которые перевозчику не пришлось бы уплатить, если бы судно и груз погибли при обстоятельствах, вызвавших общую аварию. Кроме того, исключаются из стоимости имущества все признаваемые частной аварией расходы, которые были произведены в отношении этого имущества после обстоятельств общей аварии. Стоимость багажа и ручной клади пассажиров не включается в контрибуционную стоимость. Статья 246. Наличие общей аварии устанавливается и расчет по ее распределению (диспаша) составляется по заявлению заинтересованных лиц диспашерами, состоящими при Всесоюзной торговой палате и назначаемыми президиумом указанной палаты из лиц, обладающих знаниями и опытом в области морского права. Диспашеры действуют на основе положения, утвержденного президиумом Всесоюзной торговой палаты. Статья 247. На стороне, требующей распределения общей аварии, лежит обязанность доказать, что заявленные убытки или расходы действительно должны быть признаны общей аварией. Все материалы, на основании которых составляется диспаша, должны быть открыты для обозрения, и диспашер по требованию заинтересованных лиц обязан за их счет выдавать им засвидетельствованные копии этих материалов. Статья 248. За составление диспаши взимается сбор, который включается в диспашу и распределяется между всеми заинтересованными лицами пропорционально долям их участия в общей аварии. Статья 249. Заинтересованные лица могут оспорить диспашу в Московском городском суде в течение трехмесячного срока со дня получения диспаши по общей аварии в малом каботаже и шестимесячного срока по общей аварии в большом каботаже или заграничном сообщении, с обязательным извещением об этом диспашера путем направления ему копии искового заявления. Статья 250. Если диспаша не оспорена в сроки, предусмотренные статьей 249 настоящего Кодекса, либо оспорена, но оставлена судом в силе, взыскание по ней может быть произведено путем совершения нотариальной надписи. Для этого нотариальной конторе должна быть предъявлена диспаша и справка диспашера о том, что диспаша не отменена и не изменена судом. Статья 251. При определении рода аварии, исчислении размеров общей аварии и составлении диспаши диспашер, при неполноте закона, руководствуется международными обычаями торгового мореплавания. Глава XIV ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ ОТ СТОЛКНОВЕНИЯ СУДОВ Статья 252. Правила настоящей главы применяются при столкновении в морских или иных водах между морскими судами, а также между морскими судами и судами внутреннего плавания. Указанные правила применяются также в случаях, когда убытки причинены одним судном другому или находящимся на судне лицам, грузу или иному имуществу выполнением или невыполнением маневра либо несоблюдением правил судоходства, даже если при этом не произошло столкновения. Статья 253. Если столкновение произошло случайно или вследствие действия непреодолимой силы, а также если невозможно установить причины столкновения, то убытки несет тот, кто их потерпел. Это правило применяется и в том случае, если суда или одно из них находились в момент столкновения на якоре либо были закреплены иным способом. Статья 254. Если столкновение вызвано неправильными действиями или упущениями одного из судов, убытки возмещаются той стороной, по чьей вине произошло столкновение. Статья 255. Если столкновение вызвано виной всех столкнувшихся судов, то ответственность каждой из сторон определяется соразмерно степени вины; при невозможности установить степень вины каждой из сторон ответственность распределяется между ними поровну. Статья 256. Ни одно из участвовавших в столкновении судов не предполагается виновным, пока не будет доказано иное. Статья 257. В случаях, указанных в статье 255 настоящего Кодекса, судовладельцы отвечают солидарно перед третьими лицами за убытки, происшедшие вследствие смерти или повреждения здоровья людей, причем судовладелец, уплативший сумму большую, чем с него следует, имеет право обратного требования к другим судовладельцам. Все остальные причиненные в этих случаях третьим лицам убытки возмещаются в соответствии со статьей 255 настоящего Кодекса, но без солидарной ответственности. Статья 258. Ответственность, установленная статьями 254, 255 и 257 настоящего Кодекса, наступает и в том случае, когда столкновение произошло по вине лоцмана, даже если пользование услугами последнего было обязательно. Статья 259. Капитан каждого их столкнувшихся судов обязан после столкновения, насколько он может это сделать без серьезной опасности для своих пассажиров, экипажа и судна, оказать помощь другому судну, его пассажирам и экипажу. Капитаны судов обязаны, поскольку это возможно, сообщить друг другу названия своих судов, порты приписки, а также порты отправления и назначения либо ближайший порт, в который судно зайдет. За нарушение указанных в настоящей статье обязанностей капитан несет установленную законом ответственность. Судовладелец не несет ответственности за неисполнение капитаном установленных настоящей статьей обязанностей. Глава XV ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ЗА СПАСЕНИЕ НА МОРЕ Статья 260. Правила настоящей главы применяются при спасании находящихся в опасности морских судов, а также при спасании морскими судами судов внутреннего плавания или любых плавающих или буксируемых объектов, независимо от того, в каких водах имело место спасание. Правила настоящей главы применяются также к судам, плавающим под военно-морским флагом Союза ССР. Статья 261. Всякое имеющее полезный результат действие по спасанию подвергшегося опасности судна, находящихся на нем грузов и иных предметов, а также по сохранению фрахта и платы за перевозку пассажиров и багажа дает право на получение справедливого вознаграждения. Если действие не дало полезного результата, вознаграждение не уплачивается. Статья 262. Услуги по спасанию, оказанные вопреки прямому и разумному воспрещению капитана судна, подвергшегося опасности, а равно действия по спасанию, вытекающие из договора морской буксировки, не дают права на вознаграждение. Статья 263. Правом на вознаграждение не пользуется экипаж судна, подвергшегося опасности. Статья 264. Спасенные люди не обязаны уплачивать вознаграждение за свое спасение. Однако спасатели людей имеют право на справедливую долю в вознаграждении за спасенное имущество наравне со спасателями имущества, если спасание людей осуществлялось в связи с тем же происшествием, что и спасание имущества. Статья 265. Вознаграждение уплачивается и в том случае, когда судно, оказавшее услуги по спасанию, принадлежит владельцу спасенного судна. Статья 266. Размер вознаграждения определяется соглашением сторон, а при отсутствии соглашения - судом или арбитражем. Всякое соглашение о спасании, состоявшееся в момент и под влиянием опасности, может быть по требованию одной из сторон признано недействительным или изменено судом или арбитражем, если суд или арбитраж признает, что условия соглашения несправедливы. Статья 267. Вознаграждение за спасение включает оплату услуг спасателей, расходы, произведенные в целях спасания, а также плату за хранение спасенного имущества. Статья 268. Вознаграждение за спасение определяется судом или арбитражем в соответствии с обстоятельствами дела, причем прежде всего принимаются во внимание: 1) результат спасания; 2) труд и заслуги спасателей; 3) опасность, которой подвергались спасенное судно и его пассажиры, экипаж и груз; 4) опасность, которой подвергались спасатели; 5) время, затраченное на спасание; 6) понесенные издержки и убытки; 7) возможная ответственность спасателя перед третьими лицами; 8) стоимость подвергавшегося опасности имущества спасателя; 9) специальное назначение спасавшего судна. Кроме того, принимается во внимание стоимость спасенного имущества. Размер вознаграждения может быть уменьшен или в вознаграждении может быть отказано, если спасатели по своей вине вызвали необходимость спасания или совершили кражу, присвоили имущество или совершили иные обманные действия. Статья 269. Вознаграждение за спасение не может превышать стоимости спасенного имущества. Статья 270. Стоимостью спасенного имущества признается сумма его оценки, а если имущество было продано, - то сумма, вырученная от его продажи, за вычетом в обоих случаях установленных сборов и пошлин, а также издержек по выгрузке, хранению и производству оценки или продажи имущества. Статья 271. Распределение вознаграждения между несколькими спасателями производится по их соглашению, а при отсутствии соглашения - по решению суда или арбитража, которые при этом руководствуются правилами статьи 268 настоящего Кодекса. Статья 272. Распределение между судовладельцем, членами экипажа и другими лицами вознаграждения, причитающегося отдельному спасателю, производится согласно инструкциям, издаваемым заинтересованными министерствами и ведомствами СССР по согласованию с центральными комитетами соответствующих профессиональных союзов. Глава XVI ПРЕДЕЛЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СУДОВЛАДЕЛЬЦА Статья 273. Судовладелец отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом, на которое по законодательству Союза ССР и союзных республик может быть обращено взыскание. Статья 274. Ответственность судовладельца ограничена пределами, предусмотренными в статье 276 настоящего Кодекса, по требованиям: 1) о возмещении ущерба, причиненного капитаном судна, прочими лицами судового экипажа, лоцманом и всяким другим лицом, обслуживающим судно, при исполнении ими своих обязанностей, в частности, ущерба, причиненного неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, принятых на себя судовладельцем; 2) о вознаграждении за спасение; 3) об уплате возмещения в порядке распределения общей аварии; 4) возникшим из действий, совершенных капитаном в силу предоставленных ему законом прав (статьи 50, 55 и 58 настоящего Кодекса) с целью сохранения судна или продолжения рейса. Статья 275. Ограничение ответственности судовладельца по требованиям, указанным в статье 274 настоящего Кодекса, не применяется: 1) в отношении требований о возмещении вреда, вызванного причинением смерти или повреждением здоровья; 2) в отношении требований, вытекающих из трудовых правоотношений, и требований по социальному страхованию; 3) в тех случаях, когда судовладелец исполнял на своем судне обязанности капитана; 4) по сделкам, заключенным капитаном с целью сохранения судна или продолжения рейса, если эти сделки вызваны недостаточным или неправильным снаряжением или снабжением судна либо укомплектованием экипажа. Статья 276. В случаях, предусмотренных статьей 274 настоящего Кодекса, судовладелец отвечает лишь в пределах суммы, образуемой из стоимости судна (статья 277 настоящего Кодекса), причитающихся владельцу по этому судну взносов по общей аварии и возмещения за причиненные судну после начала рейса и еще не восстановленные повреждения, а также платы за перевозку грузов, пассажиров и их багажа, находившихся на судне в момент возникновения основания требования. Однако в отношении требований, указанных в пункте 1 статьи 274 настоящего Кодекса, ответственность судовладельца не должна превышать суммы, равной произведению двадцати рублей на число регистровых тонн валовой вместимости судна. Вместо уплаты стоимости судна судовладелец может предоставить последнее в распоряжение кредиторов. Суда могут быть предоставлены в распоряжение кредиторов с соблюдением правил статьи 21 настоящего Кодекса. Статья 277. Стоимость судна определяется: 1) в отношении требований, связанных со столкновением, аварией или иным происшествием, - по состоянию судна в момент первого после происшествия захода в порт; если до этого новое происшествие, не связанное с первым, уменьшило стоимость судна, такое уменьшение стоимости не принимается в расчет, в отношении требований, связанных с более ранним происшествием; если происшествие имело место во время пребывания судна в порту, оценка производится по состоянию судна в этом порту после происшествия; 2) в отношении требований, возникших из договора перевозки, и иных требований по грузу, кроме случаев, предусмотренных в пункте 1 настоящей статьи, - по состоянию судна в порту назначения груза или в месте перерыва рейса; если груз предназначен в несколько портов и ущерб был вызван общей причиной, оценка производится по состоянию судна в первом из этих портов; 3) в отношении иных требований, предусмотренных статьей 274 настоящего Кодекса, - по состоянию судна в момент прибытия в порт назначения. Статья 278. Пределы ответственности, установленные в статье 276 настоящего Кодекса, применяются к требованиям, возникшим из одного конкретного случая, без учета требований, возникших из других случаев. Если судовладелец, ответственность которого ограничивается на основании правил настоящей главы, имеет право на встречное требование, возникшее из того же самого случая, правила настоящей главы применяются лишь в отношении разницы, образующейся в результате зачета сумм взаимных требований. Статья 279. Соглашение сторон об уменьшении ответственности судовладельца, определяемой правилами настоящей главы, недействительно. Глава XVII ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ Статья 280. Подлежат преимущественному удовлетворению перед другими требованиями, в том числе и перед требованиями, обеспеченными залогом: 1) в первую очередь требования, вытекающие из трудовых правоотношений,требования о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или смертью, и после их полного удовлетворения - требования по социальному страхованию, поскольку все эти требования относятся к соответствующему судну; 2) во вторую очередь требования по портовым сборам; 3) в третью очередь требования о вознаграждении за спасение и об уплате взносов по общей аварии; 4) в четвертую очередь требования о возмещении убытков от столкновения или иной аварии на море, от повреждения портовых сооружений, иного имущества, находящегося в порту, а также средств навигационной обстановки; 5) в пятую очередь требования, возникшие из действий, совершенных капитаном в силу предоставленных ему законом прав (статьи 50, 55 и 58 настоящего Кодекса) с целью сохранения судна или продолжения рейса; 6) в шестую очередь требования о возмещении убытков от утраты или повреждения груза или багажа; 7) в седьмую очередь требования об уплате фрахта и других причитающихся по перевозке данного груза платежей. Требования об оплате оказанных в порту услуг приравниваются соответственно к требованиям шестой или седьмой очереди в зависимости от того, из какого имущества они удовлетворяются. Статья 281. Требования, указанные в пунктах 1-6 статьи 280 настоящего Кодекса, подлежат преимущественному удовлетворению из: 1) стоимости судна; 2) фрахта и платы за провоз пассажиров и их багажа, причитающихся за рейс, в течение которого возникло основание требования; 3) взносов по общей аварии, причитающихся судовладельцу по данному судну; 4) возмещения, причитающегося судовладельцу вследствие потери фрахта, а также за причиненные судну и еще не восстановленные повреждения; 5) вознаграждения, причитающегося судовладельцу за спасение, имевшее место до окончания рейса, за вычетом сумм, которые должны быть уплачены судовладельцем в соответствии со статьей 272 настоящего Кодекса. Статья 282. Требования, указанные в пунктах 2, 3, 5 и 7 статьи 280 настоящего Кодекса, подлежат преимущественному удовлетворению из: 1) стоимости груза, не сданного получателю; 2) возмещения, причитающегося за поврежденный груз; 3) взносов по общей аварии, причитающихся грузовладельцу. Статья 283. Требования, указанные в статье 280 настоящего Кодекса, удовлетворяются в порядке очередности и в пределах каждой очереди пропорционально размеру требований. Однако требования, указанные в пунктах 3 и 5 статьи 280 настоящего Кодекса, удовлетворяются в пределах этих очередей в порядке, обратном времени их возникновения. Требования, возникшие в связи с одним и тем же случаем, считаются возникшими одновременно. Статья 284. Требования, относящиеся к последнему рейсу, удовлетворяются предпочтительно перед такими же требованиями по предшествующим рейсам. Однако требования, указанные в пункте 1 статьи 280 настоящего Кодекса, относящиеся к нескольким рейсам, приравниваются к таким же требованиям по последнему рейсу. Статья 285. Право преимущественного удовлетворения прекращается по истечении одного года со дня возникновения требования, за исключением требований, указанных в пункте 5 статьи 280 настоящего Кодекса, право преимущественного удовлетворения которых прекращается по истечении шести месяцев со дня возникновения требования. Глава XVIII МОРСКИЕ ПРОТЕСТЫ Статья 286. Если в период плавания или стоянки судна имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, капитан в целях обеспечения доказательств для защиты прав и законных интересов судовладельца делает в установленном порядке заявление о морском протесте. Заявление о морском протесте должно содержать описание обстоятельств происшествия и мер, принятых капитаном для обеспечения сохранности вверенного ему имущества. Статья 287. Морской протест заявляется: в порту СССР - нотариусу или иному должностному лицу, на которое законодательством Союза ССР или союзной республики возложено совершение нотариальных действий; в иностранном порту - консулу СССР или компетентным должностным лицам иностранного государства в порядке, установленном законодательством этого государства. Статья 288. В порту СССР заявление о морском протесте делается в течение двадцати четырех часов с момента прихода в порт. Если происшествие, вызывающее необходимость заявления морского протеста, произошло в порту, протест должен быть заявлен в течение двадцати четырех часов с момента происшествия. Статья 289. Если окажется невозможным заявить протест в установленный срок, причины этого должны быть указаны в заявлении о морском протесте. При наличии оснований предполагать, что имевшее место происшествие причинило вред находящемуся на судне грузу, заявление о морском протесте должно быть сделано до открытия люков. Выгрузка груза до заявления морского протеста может быть начата лишь в случае крайней необходимости. Статья 290. В подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте, капитан судна одновременно с заявлением либо в срок не свыше семи дней с момента захода в порт или с момента происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить нотариусу или иному должностному лицу (статья 287 настоящего Кодекса) на обозрение судовой журнал и заверенную капитаном выписку из судового журнала. Статья 291. Нотариус либо иное должностное лицо (статья 287 настоящего Кодекса) на основании заявления капитана, данных судового журнала, а также опроса самого капитана и по возможности не менее двух свидетелей из числа лиц командного состава судна и двух свидетелей из судовой команды составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью. Статья 292. Принятие заявлений о морском протесте от капитанов иностранных судов и составление в этих случаях актов о морском протесте может осуществляться соответствующими консульскими представителями иностранных государств в СССР на условиях взаимности. Глава XIX ПРЕТЕНЗИИ И ИСКИ Статья 293. Обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности перевозчика, отправителей, получателей и пассажиров, удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы. В иностранных портах эти обстоятельства удостоверяются в соответствии с правилами, существующими в данном порту. Коммерческий акт составляется для удостоверения: 1) несоответствия между наименованием , весом или количеством мест груза или багажа в натуре и данными, указанными в перевозочном документе; 2) повреждения груза или багажа; 3) обнаружения груза или багажа без документов, а также документов без груза или багажа; 4) возвращения перевозчику похищенного груза или багажа. Формы актов,порядок их составления и порядок удостоверения обстоятельств, не требующих составления актов, устанавливаются правилами, издаваемыми в соответствии со статьей 5 настоящего Кодекса. Статья 294. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки, обязательно предъявление ему претензии. Претензии предъявляются к организации, которая осуществляла перевозку, а если перевозка не была совершена, - к организации, которая в соответствии с планом или договором должна была осуществить перевозку. Претензии, возникающие из перевозки багажа, могут быть предъявлены к перевозчику либо к порту отправления или назначения по усмотрению заявителя претензии. Статья 295. Претензии, возникающие из перевозки грузов в прямом смешанном и прямом водном сообщении, предъявляются: 1) если конечным пунктом перевозки является порт (пристань),- к управлению пароходства, в ведении которого находится порт (пристань); 2) если конечным пунктом перевозки является железнодорожная или автомобильная станция либо аэропорт, - к соответствующей транспортной организации. Статья 296. Право на предъявление претензий и исков имеют: 1) в случае неподачи судна или подачи его с опозданием - отправитель груза; 2) в случае утраты груза - его получатель или отправитель при условии представления коносамента; 3) в случае недостачи или повреждения груза - получатель груза при условии представления коносамента, а также коммерческого акта или соответствующего документа, составленного по правилам, существующим в иностранном порту; 4) в случае просрочки в доставке или задержки выдачи груза - получатель при условии представления коносамента; 5) в случае утраты багажа - предъявитель багажной квитанции, а в случае недостачи или повреждения багажа - предъявитель коммерческого акта; 6) в случае перебора провозных платежей - отправитель или получатель груза при условии представления коносамента. При предъявлении претензий, вытекающих из перевозки грузов, которая осуществлялась по накладной, вместо коносамента представляется накладная, а при утрате груза - квитанция. Отсутствие коммерческого акта не лишает права на предъявление претензии и иска, если будет доказано, что в составлении акта было отказано и этот отказ был обжалован. Статья 297. Передача другим организациям или лицам права на предъявление претензий и исков не допускается, за исключением случаев передачи такого права отправителям получателю груза или наоборот, а также получателем или отправителем - вышестоящей организации, транспортно-экспедиторской организации либо страховщику. Передача права на предъявление претензии и иска удостоверяется переуступочной надписью на коносаменте, накладной или квитанции. Статья 298. Претензия должна быть заявлена в письменной форме. К заявлению о претензии должны быть приложены подтверждающие ее документы. Перевозочные документы предъявляются в подлиннике. К претензии об утрате, недостаче или повреждении груза, кроме документов, подтверждающих право на предъявление претензии (статья 296 настоящего Кодекса), должен быть приложен документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза. Статья 299. Не допускается предъявление претензий и исков государственными, кооперативными и общественными организациями друг к другу на сумму менее 10 рублей по каждому коносаменту. Статья 300. Претензии к перевозчику, вытекающие из перевозки грузов, пассажиров и багажа в каботаже, могут предъявляться в течение шести месяцев, за исключением претензий об уплате штрафов или премий, которые могут предъявляться в течение сорока пяти дней. Указанные сроки исчисляются: 1) по претензии о возмещении ущерба за утрату груза либо багажа - по истечении тридцати дней со дня, в который груз должен был быть выдан, а при перевозках в прямом смешанном или прямом водном сообщении - по истечении четырех месяцев со дня приема груза к перевозке; 2) по претензиям о возмещении ущерба за недостачу или повреждение груза либо багажа, о просрочке в доставке или задержке в выдаче груза и о возврате перебора провозных платежей - со дня выдачи груза или багажа; 3) по претензиям о недостачах массовых однородных грузов, перевозимых наливом, навалом или насыпью, в случаях, предусмотренных соглашением сторон, - со дня подписания ими акта ежегодной инвентаризации; 4) по претензиям об уплате штрафов за неподачу судна или подачу его с опозданием, а также премий за досрочную погрузку или разгрузку судна - по истечении месяца, следующего за тем, в котором началась или должна была начаться перевозка; 5) по претензиям о возврате штрафа, взысканного в безакцептном порядке за простой судна, - со дня получения заявителем претензии копии платежного требования (счета) пароходства о начислении штрафа; 6) во всех остальных случаях - со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии. Статья 301. Перевозчик обязан рассмотреть заявленную претензию, вытекающую из перевозки в каботаже, и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее в следующие сроки со дня получения претензии: 1) в течение трех месяцев - по претензиям, возникающим из морских перевозок; 2) в течение шести месяцев - по претензиям, возникающим из перевозок в прямом смешанном и прямом водном сообщении; 3) в течение сорока пяти дней - по претензиям об уплате штрафов и премий. Статья 302. Если претензия, вытекающая из перевозки грузов или багажа в каботаже, отклонена или ответ не получен в установленный срок, заявителю предоставляется на предъявление иска два месяца со дня получения ответа или истечения срока, установленного для ответа. Статья 303. Перевозчик может предъявить иск, вытекающий из перевозки груза или багажа в каботаже, в течение шести месяцев. Указанный срок исчисляется: 1) по взысканию недобора провозных платежей - со дня выдачи груза; 2) по взысканию штрафа за невыполнение плана перевозок - по истечении месяца, следующего за тем, в котором началась или должна была начаться перевозка; 3) во всех остальных случаях - со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления иска. Статья 304. К требованиям советских государственных, кооперативных и общественных организаций и граждан, вытекающим из перевозки грузов, пассажиров и багажа в заграничном сообщении, применяется срок исковой давности, установленный частью первой статьи 305 настоящего Кодекса. Однако по требованиям об уплате штрафов и премий, вытекающим из перевозки грузов, этот срок исчисляется со дня окончания месяца, следующего за тем, в котором началась или должна была начаться перевозка. Претензии к перевозчику по требованиям, указанным в части первой настоящей статьи, могут предъявляться в течение первых шести месяцев срока исковой давности. Перевозчик обязан рассмотреть заявленную претензию и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее в течение трех месяцев со дня получения претензии. Со дня предъявления перевозчику претензии течение срока исковой давности приостанавливается до получения ответа на претензию или истечения срока, установленного для ответа. Статья 305. К требованиям, указанным в пунктах 1-5 настоящей статьи, применяется годичный срок исковой давности. Этот срок исчисляется: 1) по требованиям, вытекающим из договора перевозки грузов в заграничном сообщении, - со дня выдачи груза, а если груз не был выдан, - со дня, в который он должен был быть выдан; 2) по требованиям, вытекающим из договора перевозки пассажиров и багажа в заграничном сообщении, - со дня, в который судно, осуществившее перевозку, пришло или должно было прийти в порт назначения; 3) по требованиям, вытекающим из договора фрахтования судна на время, - со дня окончания действия договора; 4) по требованиям, вытекающим из договора морской буксировки и из сделок, совершенных капитаном в силу предоставленных ему законом прав (статьи 50, 55 и 58 настоящего Кодекса), - со дня возникновения права на иск; 5) по обратным требованиям, предусмотренным статьей 257 настоящего Кодекса, - со дня уплаты соответствующей суммы. К требованиям, вытекающим из договора морского страхования, применяется двухгодичный срок исковой давности, исчисляемый со дня возникновения права на иск. Статья 306. К требованиям, для которых сроки исковой давности настоящим Кодексом не предусмотрены, применяются общие сроки давности, установленные Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, если для этих требований международным договором, в котором участвует СССР, не установлены иные сроки. Статья 307. К срокам исковой давности, предусмотренным настоящим Кодексом, применяются правила о перерыве, приостановлении течения исковой давности и восстановлении ее, установленные гражданским законодательством Союза ССР и союзных республик. Если исчисление суммы иска зависит от расчетов по общей аварии, течение давностного срока приостанавливается на время со дня вынесения диспашером постановления о наличии общей аварии и до дня получения диспаши заинтересованным лицом. Статья 308. Сроки давности, установленные для требований, предусмотренных настоящим Кодексом, удлиняются до трех лет в случаях, когда судно, к которому относятся эти требования, не могло быть в течение срока давности застигнуто в водах СССР. Статья 309. При удовлетворении требований, вытекающих из предусмотренных настоящим Кодексом отношений, на выплачиваемую сумму начисляются 3 процента годовых. Проценты начисляются со дня предъявления письменного требования об уплате соответствующей суммы по день ее уплаты. Правила настоящей статьи не применяются к требованиям о штрафах и премиях, а также об убытках, возмещаемых в порядке распределения общей аварии. Страницы: 1 2 |