ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВОЗДУШНОГО КОДЕКСА СОЮЗА ССР (КОДЕКС) (РЕДАКЦИЯ НА 29.10.1990). Указ. Президиум Верховного Совета СССР. 11.05.83

Оглавление


Страницы: 1  2  


соответствующими транспортными министерствами и ведомствами.

                  Статья 78. Перевозочные документы

     Договор воздушной    перевозки    пассажира    и    его   условия
удостоверяются билетом, сдача багажа - багажной квитанцией.
     Договор воздушной перевозки груза, его условия и принятие груза к
перевозке удостоверяются грузовой накладной.
     Договор воздушной перевозки почты, его условия и принятие почты к
перевозке удостоверяются почтовой накладной.
     Порядок составления накладной и использования технических средств
оформления договоров перевозки груза или почты определяется  правилами
перевозок.

                    Статья 79. Тарифы на перевозки

     Тарифы на воздушные перевозки пассажиров,  багажа, грузов и почты
и  сборы  за  услуги  утверждаются  в  порядке,  определяемом  Советом
Министров СССР. Правила применения указанных тарифов и взимания сборов
устанавливаются Министерством гражданской авиации СССР.

                    Статья 80. Плата за перевозку

     Плата за  воздушную  перевозку  пассажиров,   багажа   и   грузов
взимается   при   выдаче   перевозочного   документа,   если  иное  не
предусмотрено правилами перевозок.

                     Статья 81. Услуги и льготы,
                      предоставляемые пассажиру

     Перевозчик обязан организовать обслуживание пассажиров, проявлять
заботу  о  них,  обеспечивать  точную  и  своевременную  информацию  о
движении воздушных судов.
     Пассажир имеет право:
     1) бесплатно  провозить  багаж  и   ручную   кладь   в   пределах
установленной нормы;
     2) провозить с собой детей бесплатно или на льготных условиях  (в
зависимости от возраста);
     3) бесплатно пользоваться услугами,  предоставляемыми  пассажирам
(в  том  числе комнатами отдыха,  комнатами матери и ребенка,  а также
местом в гостинице при перерыве в перевозке по  вине  перевозчика  или
при вынужденной задержке воздушного судна в пути).
     Порядок предоставления услуг и  льгот  устанавливается  правилами
перевозок.

              Статья 82. Прекращение договора воздушной
                  перевозки по требованию пассажира

     Пассажир имеет право отказаться  от  полета  и  получить  обратно
уплаченную за перевозку сумму в случае:
     1) болезни пассажира или члена его семьи,  следующего совместно с
ним на воздушном судне;
     2) задержки вылета воздушного судна  из  пункта  отправления  или
 замены воздушного судна судном другого типа;
     3) возвращения судна, не выполнившего рейс, в пункт отправления;
     4) уведомления  перевозчика об отказе от полета не позднее срока,
установленного правилами перевозок.  При отказе  пассажира  от  полета
позднее предусмотренного правилами срока пассажир имеет право получить
обратно внесенную за  перевозку  сумму,  с  удержанием  установленного
сбора.  Размер  сбора  не  должен  превышать  25  процентов  платы  за
перевозку в одном направлении.
     Пассажир имеет  право отказаться от дальнейшего полета и получить
обратно соответствующую часть внесенной за перевозку суммы, когда рейс
прерван  вследствие  вынужденной посадки или по иной причине или когда
не состоялась отправка пассажира  из  аэропорта  пересадки  в  течение
гарантированного  срока,  а равно в случае болезни пассажира или члена
его семьи, следующего совместно с ним на воздушном судне.

               Статья 83. Заказ мест на воздушном судне

     Предприятия, учреждения и организации,  а  также  граждане  могут
заблаговременно   заказать  места  на  воздушном  судне.  При  наличии
свободных мест перевозчик обязан принять заказ и указать срок действия
брони.
     По просьбе  предприятия,  учреждения,  организации  и  гражданина
перевозчик  обязан  принять  меры  к  бронированию  мест для полета из
аэропорта пересадки или из любого другого аэропорта,  в том числе и  в
обратном направлении.
     Порядок бронирования    и    последствия    отказа    от    брони
устанавливаются правилами перевозок.

                  Статья 84. Планирование перевозок
                            грузов и почты

     Перевозка грузов  и почты воздушным транспортом осуществляется по
планам, утверждаемым в установленном порядке.
     Перевозка грузов   и   почты,   не   предусмотренных  планом  или
предъявленных сверх плана,  осуществляется по предварительным  заявкам
отправителей,   принятым   перевозчиком,  без  ущерба  для  выполнения
перевозок грузов и почты по плану.
     Прием к  перевозке  грузов  и  почты  мелкими партиями и домашних
вещей производится по заявкам отправителей.

                 Статья 85. Договор о систематических
                      перевозках грузов и почты

     В случае  систематического  осуществления   воздушных   перевозок
грузов  или почты одного и того же отправителя в течение определенного
периода перевозчик и отправитель могут заключить специальный  договор,
в  котором должны быть определены условия,  вытекающие из особенностей
данных перевозок.

              Статья 86. Ответственность за невыполнение
                           плана перевозок

     Во исполнение  плана  перевозок  перевозчик  обязан  предоставить
указанные в плане перевозочные средства,  а отправитель - предъявить к
перевозке предусмотренный планом груз.
     За неподачу   указанных   в   плане  перевозочных  средств  и  за
непредъявление к перевозке предусмотренного планом груза перевозчик  и
отправитель  несут  друг  перед другом ответственность в виде штрафа в
размере 25 процентов платы за перевозку  за  все  непредъявленное  или
невывезенное, но подготовленное к погрузке количество груза.
     Такую же  ответственность  несут  перевозчик  и  отправитель   за
невыполнение  обязательств  по  внеплановой  и сверхплановой перевозке
грузов по заявкам отправителей, принятым перевозчиком.
     В случае   неподачи   перевозочных   средств,   необходимых   для
выполнения  месячного  плана  перевозок,  перевозчик   по   требованию
отправителя  обязан предоставить перевозочные средства для восполнения
недогруза в течение следующего месяца данного  квартала.  Перевозочные
средства,  не  поданные  в  последнем  месяце  квартала,  должны  быть
предоставлены в первом месяце следующего квартала.
     Порядок предоставления   перевозочных   средств  для  восполнения
недогруза  устанавливается  по  согласованию  между   перевозчиком   и
отправителем.  При  нарушении  согласованного  порядка  перевозчик  за
неподачу перевозочных средств и отправитель за непредъявление груза  к
перевозке  несут ответственность,  установленную за невыполнение плана
перевозок.
     За невыполнение  плана  перевозок  почты перевозчик и отправитель
несут ответственность в порядке и  размерах,  установленных  правилами
перевозок почты.

              Статья 87. Освобождение от ответственности
                   за невыполнение плана перевозок

     Отправитель освобождается от ответственности за непредъявление  к
перевозке  груза  или  почты,  если это произошло вследствие стихийных
явлений,  а  также  аварий  на  предприятиях  отправителя,   вызвавших
прекращение  производства  на  срок  не  менее  трех  дней.  Правилами
перевозок почты  могут  быть  предусмотрены  дополнительные  основания
освобождения отправителей от ответственности за непредъявление почты к
перевозке.
     Перевозчик освобождается    от    ответственности   за   неподачу
перевозочных  средств,  если  это  произошло   вследствие   стихийного
бедствия,   а   также  невозможности  полетов  воздушных  судов  из-за
неблагоприятных метеорологических условий.

             Статья 88. Грузовая накладная и прилагаемые
                           к ней документы

     При сдаче груза к перевозке отправитель обязан указать в грузовой
накладной  точное  наименование  груза,  его вес (массу),  число мест,
размер или объем, вид упаковки и особые свойства.
     Перевозчик вправе проверять правильность этих данных.
     Вес (масса) груза  определяется  сторонами  при  приеме  груза  к
перевозке, если иное не предусмотрено правилами перевозок.
     Одновременно с грузовой  накладной  отправитель  обязан  передать
перевозчику  все документы,  требующиеся в соответствии с санитарными,
карантинными и иными правилами.
     Перевозчик вправе проверять эти документы в отношении их точности
и достаточности.
     Отправитель отвечает  за  правильность касающихся груза сведений,
которые  он  указывает  в  грузовой   накладной.   Отправитель   несет
ответственность  за  вред,  причиненный  перевозчику или другому лицу,
перед  которым   отвечает   перевозчик,   вследствие   неправильности,
неточности или неполноты этих сведений.

             Статья 89. Тара, упаковка и маркировка груза

     Грузы, нуждающиеся   в  таре  или  упаковке  для  обеспечения  их
сохранности,  должны предъявляться к перевозке в  исправной  таре  или
упаковке,  соответствующих  стандартам,  а  грузы,  на тару и упаковку
которых стандарты не установлены,  - в исправной таре,  обеспечивающей
их полную сохранность при перевозке и перегрузке.
     Сельскохозяйственные продукты,  отправляемые   колхозами,   могут
приниматься   к  перевозке  и  в  нестандартной  таре,  обеспечивающей
сохранность груза при перевозке.
     На грузы   должна  быть  нанесена  маркировка  в  соответствии  с
правилами перевозок.
     При предъявлении  груза  в  неисправной  таре или упаковке либо в
таре или упаковке,  не соответствующих роду  и  свойствам  груза  либо
условиям   перевозки  его  воздушным  транспортом,  перевозчик  обязан
отказать в приеме такого груза к перевозке.

                 Статья 90. Особые условия перевозки

     Условия перевозки  воздушным  транспортом   взрывчатых   веществ,
оружия,    боевых    припасов,   отравляющих,   легковоспламеняющихся,
радиоактивных и других опасных веществ и  предметов,  киносъемочных  и
фотографических  аппаратов,  радиоаппаратуры  и  биноклей определяются
специальными правилами.

                Статья 91. Досмотр пассажиров, багажа
                            и ручной клади

     В целях обеспечения безопасности полетов, охраны жизни и здоровья
пассажиров  и  членов  экипажей  гражданских  воздушных  судов органам
гражданской авиации,  милиции,  таможенным учреждениям  и  пограничным
войскам предоставляется право производить досмотр ручной клади, багажа
и  личный  досмотр  пассажиров  гражданских  воздушных  судов  как  на
внутренних,  так  и  на  международных линиях.  Досмотр производится в
аэропорту  (городском  аэровокзале)  либо  на  воздушном   судне.   На
воздушном   судне,  находящемся  в  полете,  досмотр  может  быть  при
необходимости произведен независимо от согласия пассажира.  Для  целей
настоящей  статьи  воздушное  судно  считается  находящимся в полете в
любое время с момента закрытия всех его внешних дверей после  погрузки
до  момента  открытия  любой  из  этих  дверей  для выгрузки.  Правила
производства  досмотра  и  перечень  лиц,  имеющих  право  производить
досмотр, устанавливаются Советом Министров СССР.
     При отказе  пассажира  в  аэропорту  (городском  аэровокзале)  от
досмотра  перевозчик  вправе расторгнуть договор воздушной перевозки с
возвращением платы за перевозку  в  соответствии  с  пунктом  4  части
первой статьи 82 настоящего Кодекса.

                   Статья 92. Сроки доставки грузов

     Перевозчик обязан  доставить  принятый  к  перевозке груз в пункт
назначения в установленный срок.
     Сроки доставки грузов и порядок исчисления сроков доставки грузов
устанавливаются правилами перевозок.

            Статья 93. Изменение договора перевозки груза

     Отправитель имеет  право  в  порядке,  предусмотренном  правилами
перевозок,   получить   обратно   сданный  к  перевозке  груз  до  его
отправления, изменить указанного в грузовой накладной получателя груза
до выдачи груза адресату, распорядиться грузом в случае непринятия его
получателем или невозможности выдачи его получателю.
     В случае   перерыва  или  прекращения  движения  воздушных  судов
перевозчик обязан  поставить  об  этом  в  известность  отправителя  и
получателя и испросить их распоряжение.

                 Статья 94. Получение груза в пункте
                              назначения

     Перевозчик обязан  уведомить  получателя  о  прибытии груза в его
адрес.
     Получатель обязан принять и вывезти груз,  прибывший в его адрес.
Получатель  имеет  право  отказаться  от  приема   поврежденного   или
испорченного   груза,  если  будет  установлено,  что  качество  груза
изменилось  настолько,  что  исключается   возможность   полного   или
частичного использования его по первоначальному назначению.

              Статья 95. Неполучение или несвоевременный
                       прием груза получателем

     Если получатель не востребовал  прибывший  груз  в  установленный
срок или отказался от его приема,  перевозчик вправе, уведомив об этом
отправителя,  оставить груз у себя на  хранение  за  счет  и  на  риск
отправителя.
     В случае    скопления    в    аэропортах    грузов     вследствие
несвоевременного  вывоза  грузов  получателями  по  их  вине  плата за
хранение этих грузов в аэропорту может быть увеличена до  трехкратного
размера.
     Сроки и порядок хранения  грузов,  порядок  увеличения  платы  за
хранение грузов определяются правилами перевозок.
     Груз, не  полученный  в  течение  30  дней  со  дня   уведомления
получателя,   считается  невостребованным  и  реализуется  в  порядке,
определяемом Советом Министров СССР.

         Статья 96. Ответственность перевозчика за причинение
              смерти или повреждение здоровья пассажира

     Перевозчик несет  установленную  законодательством  Союза  ССР  и
союзных республик имущественную  ответственность  за  вред,  возникший
вследствие  причинения  смерти  или повреждения здоровья пассажира при
воздушной перевозке,  если не  докажет,  что  вред  возник  вследствие
умысла самого потерпевшего.
     В случае,  когда  смерть  или  повреждение   здоровья   причинены
пассажиру  в результате действия непреодолимой силы,  перевозчик несет
установленную ответственность,  если не докажет, что возникновению или
увеличению    вреда   содействовала   грубая   неосторожность   самого
потерпевшего.  В других случаях,  когда перевозчик докажет, что грубая
неосторожность  самого  потерпевшего  содействовала  возникновению или
увеличению вреда,  размер возмещения вреда  в  соответствии  с  общими
нормами  гражданского  законодательства  должен  быть  уменьшен либо в
возмещении вреда должно быть отказано.
     Воздушная перевозка  пассажира  охватывает период с момента входа
пассажира на перрон аэропорта для посадки  на  воздушное  судно  и  до
момента,  когда пассажир покинул перрон под наблюдением уполномоченных
лиц перевозчика.

                Статья 97. Ответственность перевозчика
                        за сохранность багажа

     Перевозчик несет  ответственность  за   утрату,   недостачу   или
повреждение  багажа  с  момента  принятия  его к перевозке и до выдачи
получателю или передачи его  согласно  установленным  правилам  другой
организации, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры
для предотвращения вреда или что такие меры невозможно было принять. В
частности,  перевозчик освобождается от ответственности,  если утрата,
недостача или повреждение произошли вследствие:
     1) естественных свойств перевозимых предметов;
     2) недостатков  упаковки,  которые  не  могли  быть  замечены  по
наружному виду при приеме багажа;
     3) особых свойств багажа,  требующих специальных условий или  мер
предосторожности при его перевозке и хранении.
     Перевозчик несет ответственность за сохранность  находящихся  при
пассажире  вещей лишь в том случае,  если будет доказано,  что утрата,
недостача или повреждение этих вещей произошли по вине перевозчика.

                Статья 98. Ответственность перевозчика
                         за сохранность груза

     Перевозчик несет  ответственность  за   утрату,   недостачу   или
повреждение  груза  с  момента  принятия  его  к перевозке и до выдачи
получателю или передачи его  согласно  установленным  правилам  другой
организации, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры
для предотвращения вреда или что такие меры невозможно было принять. В
частности,  перевозчик освобождается от ответственности,  если утрата,
недостача или повреждение произошли вследствие:
     1) действия или упущения отправителя или получателя;
     2) недостатков тары или упаковки,  которые не могли быть замечены
по наружному виду при приеме груза;
     3) сдачи груза к перевозке без указания в грузовой накладной  его
особых свойств, требующих специальных условий или мер предосторожности
при его перевозке и хранении;
     4) обстоятельств,  связанных с погрузкой или выгрузкой средствами
отправителя или получателя;
     5) непринятия  необходимых мер к сохранению груза уполномоченными
отправителем или получателем лицами, которые сопровождали груз;
     6) естественной убыли груза в пределах установленных норм при его
перевозке.
     До сих пор,  пока перевозчик не докажет иное, предполагается, что
утрата, недостача или повреждение груза произошли при перевозке.

                Статья 99. Освобождение перевозчика от
                   ответственности при исправности
                             тары и пломб

     Перевозчик освобождается  от  ответственности за недостачу груза,
прибывшего в исправных таре,  упаковке или контейнере и  с  исправными
пломбами отправителя, если предъявитель претензии или иска не докажет,
что недостача груза произошла по вине перевозчика.

            Статья 100. Размер ответственности перевозчика
               за утрату, недостачу и повреждение груза
                 и багажа, а также вещей, находящихся
                            при пассажире

     За утрату,  недостачу   или   повреждение   груза,   багажа   или
находящихся  при  пассажире  вещей  перевозчик несет ответственность в
следующих размерах:
     1) за утрату или недостачу груза или багажа, принятых к перевозке
с объявленной ценностью, - в размере объявленной ценности, а в случае,
если   перевозчик   докажет,   что   объявленная   ценность  превышает
действительную стоимость, - в размере действительной стоимости;
     2) за  утрату  или  недостачу  груза,  принятого  к перевозке без
объявленной ценности, - в размере действительной стоимости;
     3) за  утрату  или  недостачу  багажа,  принятого к перевозке без
объявленной ценности,  а также вещей,  находящихся при пассажире,  - в
размере    действительной    стоимости,    но    не   свыше   предела,
устанавливаемого Советом Министров СССР;
     4) за  повреждение  груза,  багажа  или  вещей,  находящихся  при
пассажире, - в сумме, на которую понизилась их стоимость.
     При утрате  или  недостаче  груза перевозчик наряду с возмещением
действительной стоимости или  объявленной  ценности  груза  возвращает
плату за перевозку,  взысканную за утраченный груз, если она не входит
в цену этого груза.
     При утрате  или  недостаче  багажа,  перевозка которого оплачена,
перевозчик наряду с выплатой возмещения возвращает плату за перевозку,
взысканную за утраченный багаж.
     Пределы ответственности,  установленные в пункте 3  части  первой
настоящей статьи, не применяются, если будет доказано, что вред возник
вследствие умысла или грубой неосторожности перевозчика.

               Статья 101. Ответственность перевозчика
               за просрочку в доставке груза или багажа

     За просрочку  в  доставке  груза перевозчик уплачивает получателю
штраф в  размере  5  процентов  платы  за  перевозку  за  каждый  день
просрочки, но не свыше 50 процентов платы за перевозку. За просрочку в
доставке багажа перевозчик уплачивает получателю штраф  в  размере  10
рублей за каждый день просрочки, но не свыше 30 рублей.
     Перевозчик несет ответственность за просрочку  в  доставке  груза
или багажа,  если не докажет, что им были приняты все необходимые меры
для предотвращения  просрочки  или  что  такие  меры  невозможно  было
принять.  В  частности,  перевозчик  освобождается от ответственности,
если просрочка произошла вследствие неблагоприятных  метеорологических
условий.
     Отправитель или  получатель  груза  имеет   право   считать   его
утраченным и требовать соответствующего возмещения,  если этот груз не
был выдан получателю в течение 10 дней по  истечении  срока  доставки.
Однако,  если  груз  прибыл по истечении указанного срока,  получатель
обязан принять груз и  возвратить  уплаченную  перевозчиком  сумму  за
утрату груза.

               Статья 102. Ответственность перевозчика
                  за утрату, повреждение и просрочку
                           в доставке почты

     Перевозчик несет  имущественную  ответственность  перед  органами
связи  за  утрату,  повреждение или просрочку в доставке почты по вине
перевозчика   в   размере   ответственности   органов   связи    перед
отправителями или адресатами.

               Статья 103. Ответственность пассажиров,
                      отправителей и получателей

     Пассажиры, отправители и получатели  обязаны  возместить  убытки,
причиненные  по  их вине имуществу перевозчика и имуществу других лиц,
за которое перевозчик несет ответственность,  в соответствии с  общими
нормами гражданского законодательства.

             Статья 104. Недействительность соглашений об
                уменьшении ответственности перевозчика

     Любые соглашения перевозчика  с  пассажирами,  отправителями  или
получателями   об   уменьшении   их  ответственности,  предусмотренной
настоящим Кодексом, являются недействительными.

              Статья 105. Составление коммерческих актов

     Обстоятельства, которые    могут    служить    основанием     для
имущественной ответственности перевозчика,  пассажиров, отправителей и
получателей,  удостоверяются коммерческим актом.  Порядок  составления
коммерческого акта и порядок удостоверения обстоятельств, не требующих
составления коммерческого акта, устанавливаются правилами перевозок.
     Коммерческий акт  составляется  при  выдаче  груза или багажа для
удостоверения следующих обстоятельств:
     1) несоответствия наименования, веса (массы) или числа мест груза
в натуре данным, указанным в перевозочном документе;
     2) повреждения груза;
     3) недостачи или повреждения багажа;
     4) обнаружения   груза   или   багажа  без  документов,  а  также
документов без груза или багажа.

           Статья 106. Предъявление требований о возмещении
                вреда в случаях причинения смерти или
                    повреждения здоровья пассажира

     В случае повреждения здоровья пассажира право на  предъявление  к
перевозчику  требования  о  возмещении  вреда  имеет потерпевший,  а в
случае его смерти - лица,  имеющие в  соответствии  с  общими  нормами
гражданского законодательства право на возмещение вреда.

              Статья 107. Порядок предъявления претензии

     До предъявления  к  перевозчику  иска,  вытекающего  из перевозки
пассажира,  багажа,  груза или почты,  обязательно предъявление к нему
претензии,  за исключением требований, вытекающих из причинения смерти
или повреждения здоровья пассажира.
     Претензии предъявляются    к   авиационному   предприятию   места
отправления или места назначения по усмотрению заявителя претензии.
     Претензии, вытекающие  из перевозки в прямом смешанном сообщении,
предъявляются:
     1) к  авиационному  предприятию,  если конечным пунктом перевозки
является аэропорт;
     2) к  соответствующей  транспортной  организации,  если  конечным
пунктом перевозки является железнодорожная или автомобильная  станция,
пристань или порт.

                   Статья 108. Лица, имеющие право
                   на предъявление претензии и иска

     Право на предъявление претензии и иска к перевозчику имеют:
     1) в случае утраты или просрочки в доставке багажа - предъявитель
багажной  квитанции,  а  в  случае  недостачи или повреждения багажа -
предъявитель коммерческого акта;
     2) в случае утраты груза:
     получатель при условии представления грузовой накладной, выданной
перевозчиком  отправителю,  с  отметкой  на ней аэропорта назначения о
неприбытии груза,  а при невозможности представления такой накладной -
документа об оплате стоимости груза и справки авиационного предприятия
об отправке груза с отметкой аэропорта назначения о неприбытии груза;
     отправитель при   условии  представления  выданной  ему  грузовой
накладной;
     3) в  случае  недостачи  или  повреждения  груза - получатель при
условии представления грузовой  накладной,  следовавшей  с  грузом,  и
коммерческого акта;
     4) в случае просрочки в доставке груза - получатель  при  условии
представления грузовой накладной, следовавшей с грузом.
     Отсутствие коммерческого акта не  лишает  права  на  предъявление
претензии  или  права  на  иск,  если  будет  доказано,  что работники
авиационного предприятия отказались составить коммерческий  акт  и  их
действия были обжалованы отправителем или получателем.

              Статья 109. Передача права на предъявление
                           претензии и иска

     Передача другим  организациям  или  лицам  права  на предъявление
претензии или иска не допускается,  за  исключением  случаев  передачи
такого  права  отправителем получателю или получателем отправителю,  а
также  получателем  или  отправителем  вышестоящей   или   нижестоящей
организации.

               Статья 110. Сроки предъявления претензий

     Претензии к  перевозчику  могут  быть предъявлены в течение шести
месяцев, а претензии об уплате штрафа - в течение 45 дней.
     Указанные сроки исчисляются:
     1) по  претензиям  о  возмещении  за  недостачу  или  повреждение
багажа, груза или почты, а также за просрочку в доставке багажа, груза
или почты - со дня их выдачи;
     2) по  претензиям  о возмещении за утрату груза - по истечении 10
дней после окончания срока доставки;
     3) по  претензиям  о  возмещении  за  утрату багажа или почты - с
момента истечения срока доставки;
     4) во  всех  остальных  случаях  -  со  дня  наступления события,
послужившего основанием для предъявления претензии.
     Перевозчик вправе  принять  к рассмотрению претензию по истечении
претензионного срока,  если  признает  уважительной  причину  пропуска
претензионного срока.

               Статья 111. Сроки рассмотрения претензий
                          и исковая давность

     Перевозчик обязан  рассмотреть претензию и уведомить заявителя об
удовлетворении или отклонении ее в течение трех месяцев, а в отношении
претензии  по перевозке в прямом смешанном сообщении - в течение шести
месяцев и претензии об уплате штрафа - в течение 45 дней.
     Если претензия  отклонена  или  ответ  не получен в установленный
срок,  заявитель имеет право в течение двух месяцев со  дня  получения
ответа  или  со  дня  истечения  срока,  установленного  для ответа на
претензию, предъявить к перевозчику иск в суде или арбитраже.

             Статья 112. Исковая давность по требованиям
                             перевозчика

     Иски к пассажирам,  отправителям или получателям,  вытекающие  из
воздушной   перевозки,  предъявляются  перевозчиком  в  течение  шести
месяцев  со  дня  наступления  события,  послужившего  основанием  для
предъявления иска.

                 Статья 113. Обязательное страхование
                              пассажиров

     Пассажиры, перевозимые на воздушных судах, подлежат обязательному
государственному страхованию в порядке, определяемом законодательством
Союза ССР.

                    Статья 114. Правила перевозок

     Правила воздушных   перевозок   пассажиров,   багажа   и   грузов
авиационными  предприятиями  Министерства  гражданской  авиации   СССР
устанавливаются Министерством гражданской авиации СССР.
     Правила воздушных перевозок почты  устанавливаются  Министерством
гражданской авиации СССР по согласованию с Министерством связи СССР.


            Глава VIII. Международные воздушные перевозки
                  пассажиров, багажа, грузов и почты

                 Статья 115. Международная воздушная
                              перевозка

     Международной воздушной  перевозкой  признается всякая перевозка,
осуществляемая на воздушных судах,  при которой  место  отправления  и
место  назначения,  независимо  от  того,  имелись  ли  перегрузка или
перерыв в перевозке, расположены:
     1) на территории двух государств;
     2) на территории одного и того же государства, если предусмотрена
остановка на территории другого государства.

               Статья 116. Регулирование международных
                         воздушных перевозок

     При международных   воздушных  перевозках  пассажиров,  багажа  и
грузов на гражданских воздушных судах СССР действуют общие положения о
воздушных  перевозках  пассажиров,  багажа  и  грузов  с изменениями и
дополнениями,  указанными в настоящей главе,  если иное не вытекает из
международных договоров СССР.
     Международные воздушные   перевозки   почты   осуществляются    с
соблюдением  правил  международных  почтовых  соглашений,  заключенных
СССР.

                  Статья 117. Перевозочные документы

     Договор международной воздушной перевозки пассажира и его условия
удостоверяются билетом, сдача багажа - багажной квитанцией.
     Договор международной воздушной перевозки груза,  его  условия  и
принятие перевозчиком груза удостоверяются грузовой накладной.
     Отсутствие, неправильность или утрата билета,  багажной квитанции
или   грузовой   накладной  не  влияют  ни  на  существование,  ни  на
действительность договора перевозки.

              Статья 118. Достоверность данных грузовой
                              накладной

     Данные грузовой накладной о весе  (массе),  размерах  и  упаковке
груза,   а  также  о  числе  мест  считаются  достоверными,  поскольку
перевозчик не докажет иное.  Данные о количестве,  объеме и  состоянии
груза  считаются  достоверными  лишь  в  том  случае,  если перевозчик
произвел  в  установленном   порядке   их   проверку   в   присутствии
отправителя, указав об этом в грузовой накладной, либо если эти данные
касаются наружного вида груза.

                  Статья 119. Документы, прилагаемые
                         к грузовой накладной

     Отправитель обязан дать сведения и приложить к грузовой накладной
все  документы,  которые  до  выдачи  груза  получателю необходимы для
выполнения таможенных и иных формальностей. Отправитель отвечает перед
перевозчиком за все убытки,  которые могут произойти из-за отсутствия,
недостаточности или неправильности  этих  сведений  и  документов,  за
исключением случаев вины со стороны перевозчика.

             Статья 120. Изменение договора международной
                      воздушной перевозки груза

     Отправитель при условии выполнения всех обязательств,  вытекающих
из   договора   международной   воздушной  перевозки,  и  предъявления
перевозчику грузовой накладной имеет право  получить  груз  обратно  в
пункте  отправления  или  назначения,  задержать  его  в промежуточных
пунктах  посадки,  изменить   указанного   в   накладной   получателя,
потребовать возвращения груза в пункт отправления. Осуществление этого
права отправителем не должно наносить ущерба ни перевозчику, ни другим
отправителям.   Отправитель  обязан  возместить  вытекающие  из  этого
расходы.  Если   исполнение   распоряжений   отправителя   невозможно,
перевозчик обязан немедленно уведомить его об этом.
     С момента прибытия груза  в  пункт  назначения  получатель  имеет
право  требовать от перевозчика выдачи ему груза и грузовой накладной,
если до этого не последовало иного распоряжения отправителя.
     Право отправителя  прекращается  в  тот  момент,  когда возникает
право получателя требовать выдачи  ему  груза  и  грузовой  накладной.
Однако,  если  получатель  отказывается  от принятия груза или груз не
может  быть  ему   вручен,   отправитель   снова   приобретает   право
распоряжения грузом.
     Каждая оговорка, изменяющая указанные в настоящей статье условия,
должна быть занесена в грузовую накладную.
     Правила настоящей  статьи  не  влияют   ни   на   взаимоотношения
отправителя и получателя,  ни на отношения третьих лиц,  права которых
проистекают от отправителя или от получателя.

               Статья 121. Ответственность перевозчика
                           перед пассажиром

     Перевозчик отвечает  за  вред,  возникший  вследствие  причинения
смерти  или повреждения здоровья пассажира при воздушной перевозке,  и
за убытки,  причиненные вследствие опоздания при  перевозке,  если  не
докажет,  что  им были приняты все необходимые меры для предотвращения
вреда и убытков или что такие меры невозможно было принять.

               Статья 122. Ответственность перевозчика
                           за багаж и груз

     Перевозчик несет  ответственность  за   утрату,   недостачу   или
повреждение багажа или груза, если происшествие, в результате которого
причинен вред, произошло во время, когда багаж или груз находились под
охраной перевозчика,  независимо от того,  имело ли это место на земле
или на борту воздушного судна, а также отвечает за убытки, причиненные
вследствие опоздания при перевозке багажа или груза,  если не докажет,
что им были приняты все необходимые меры для  предотвращения  вреда  и
убытков или что такие меры невозможно было принять.

                  Статья 123. Учет вины потерпевшего

     Суд может     освободить    перевозчика    от    ответственности,
предусмотренной в статьях 121 и 122 настоящего Кодекса, или ограничить
эту  ответственность,  если перевозчик докажет,  что вина потерпевшего
была причиной вреда или содействовала ему.

           Статья 124. Пределы ответственности перевозчика
                        в отношении пассажиров

     При перевозке  пассажиров  ответственность  перевозчика за вред в
отношении каждого  пассажира  ограничивается  пределом,  установленным
международными   договорами  СССР  об  ответственности  при  воздушных
перевозках.
     Возмещение может  быть установлено в виде периодических платежей,
причем капитализированная  сумма  этих  платежей  не  может  превышать
указанного предела.

           Статья 125. Пределы ответственности перевозчика
                           за багаж и груз

     При перевозке  багажа  или  груза  ответственность перевозчика за
каждый   килограмм   багажа   или   груза   ограничивается   пределом,
установленным  международными  договорами  СССР об ответственности при
воздушных перевозках,  за исключением случая,  когда отправитель  сдал
багаж  или  груз  перевозчику  с объявленной ценностью.  В этом случае
ответственность определяется  в  размере  объявленной  ценности,  если
перевозчик  не  докажет,  что  она превышает действительно причиненный
вред.
     В случае утраты,  недостачи, повреждения или просрочки в доставке
части багажа или груза или какого-либо содержавшегося в  них  предмета
при  определении  размера  возмещения  принимается  во внимание только
общий вес (масса) данного места или мест.
     Однако когда  утрата,  недостача,  повреждение  или  просрочка  в
доставке части багажа или груза или какого-либо  содержащегося  в  них
предмета влияет на стоимость других мест,  включенных в ту же багажную
квитанцию  или  грузовую  накладную,  то   при   определении   размера
возмещения  должен приниматься во внимание общий вес (масса) всех этих
мест.

          Статья 126. Ответственность перевозчика за утрату,
              недостачу и повреждение вещей, находящихся
                            при пассажире

     Ответственность перевозчика за утрату,  недостачу или повреждение
вещей,   находящихся   при   пассажире,    ограничивается    пределом,
установленным  международными  договорами  СССР об ответственности при
воздушных перевозках.

                  Статья 127. Неприменение пределов
                     ответственности перевозчика

     Пределы ответственности, указанные в статьях 124 - 126 настоящего
Кодекса,   не  применяются,  если  будет  доказано,  что  вред  возник
вследствие умысла или грубой неосторожности перевозчика.

                  Статья 128. Соглашения о повышении
                       пределов ответственности

     Перевозчик вправе  заключить  с  пассажиром,   отправителем   или
получателем    соглашение   о   повышении   пределов   ответственности
перевозчика по сравнению с  пределами,  установленными  международными
договорами СССР.

               Статья 129. Порядок и сроки предъявления
                              претензий

     В случае    получения    багажа    или   груза   без   возражений
предполагается, если не доказано иное, что они доставлены в надлежащем
состоянии и согласно перевозочному документу.
     В случае причинения вреда лицо, имеющее право на получение багажа
или   груза,   должно   предъявить  перевозчику  письменную  претензию
немедленно по обнаружении вреда, но не позднее 7 дней со дня получения
багажа и 14 дней со дня получения груза. В случае просрочки в доставке
претензия должна быть предъявлена не позднее чем  в  течение  21  дня,
считая со дня передачи багажа или груза в распоряжение получателя.
     В случае утраты багажа или груза претензии к  перевозчику  должны
предъявляться  в  течение  двух лет со дня прибытия воздушного судна в
место назначения  или  со  дня,  когда  воздушное  судно  должно  было
прибыть, либо со дня прекращения перевозки.
     При отсутствии письменной претензии,  заявленной в указанные выше
сроки, иск к перевозчику не может быть предъявлен.

              Статья 130. Исковая давность и подсудность

     Иски к   перевозчику,   вытекающие   из  международной  воздушной
перевозки,  предъявляются  в  суде  по  месту  нахождения   управления
перевозчика  не  позднее  двух  лет со дня прибытия воздушного судна в
место назначения  или  со  дня,  когда  воздушное  судно  должно  было
прибыть, либо со дня прекращения перевозки.

             Статья 131. Правила международных воздушных
                              перевозок

     Правила международных  воздушных  перевозок пассажиров,  багажа и
грузов устанавливаются Министерством гражданской авиации СССР.

           Статья 132. Деятельность иностранных авиационных
                    предприятий на территории СССР

     Иностранные авиационные     предприятия     осуществляют     свою
деятельность на территории СССР  в  соответствии  с  законодательством
Союза  ССР и союзных республик,  международными договорами,  в которых
участвуют СССР и соответствующие иностранные государства,  а также  со
специальными разрешениями на совершение разовых полетов.
     Иностранные авиационные     предприятия      могут      открывать
представительства    на    территории    СССР    в    соответствии   с
законодательством Союза ССР.
     Иностранные воздушные суда не имеют права:
     1) принимать на территории СССР на борт пассажиров,  багаж, грузы
и  почту  для  перевозки  на  территорию  иностранного государства или
доставлять их на территорию СССР с территории иностранного государства
в случаях,  когда это не предусматривается международными договорами о
воздушном  сообщении,  в  которых  участвуют  СССР  и  соответствующие
иностранные  государства,  или специальными разрешениями на совершение
разовых полетов;
     2) принимать на территории СССР на борт пассажиров,  багаж, грузы
и почту для перевозки в другой пункт на территории  СССР  без  особого
разрешения Министерства гражданской авиации СССР.

               Статья 133. Соблюдение тарифов и правил

     Авиационные предприятия,  осуществляющие  международные воздушные
перевозки,  обязаны соблюдать  утверждаемые  в  установленном  порядке
тарифы  на  международные  перевозки  пассажиров,  багажа  и  грузов и
правила их применения,  а также действующие  в  СССР  правила  продажи
билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов.


                           Глава IХ. Чартер

                     Статья 134. Договор чартера

     По договору чартера (фрахтования воздушных  судов)  одна  сторона
(фрахтовщик)  обязуется  предоставить другой стороне (фрахтователю) за
плату всю вместимость или  часть  вместимости  одного  или  нескольких
воздушных судов на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров,
багажа, грузов, почты или для иных целей.
     В договоре чартера должны быть предусмотрены наименование сторон,
тип  воздушного  судна,  цель  фрахтования,  максимальное   количество
перевозимых  пассажиров,  багажа,  грузов  и  почты,  размер  платы за
фрахтование,  место и время отправления,  место назначения  воздушного
судна. В договор чартера могут быть включены и иные условия.

             Статья 135. Права и обязанности фрахтовщика

     Фрахтовщик обязан     своевременно    предоставить    вместимость
воздушного судна и содержать воздушное судное в  течение  всего  срока
действия  договора в состоянии,  годном к использованию его для целей,
предусмотренных договором.
     В интересах безопасности полета фрахтовщик имеет право переносить
или  отменять  вылет,  совершать  в  течение  полета  посадки,  делать
остановки,  необходимый ремонт, изменять маршрут или прекращать полет,
а также  уменьшать  количество  пассажиров,  багажа,  груза  и  почты,
принимаемых на борт в соответствии с условиями договора.

             Статья 136. Права и обязанности фрахтователя

     Фрахтователь обязан  своевременно  внести плату,  предусмотренную
договором, обеспечить своевременную доставку пассажиров, багажа, груза
и почты к месту отправления.
     Фрахтователь может   с    согласия    фрахтовщика    предоставить
зафрахтованное воздушное судно в субчартер.
     Фрахтователь может отказаться от договора с уплатой  неустойки  в
размере, предусмотренном в договоре чартера.

               Статья 137. Ответственность по договору
                               чартера

     Сторона по  договору  чартера освобождается от ответственности за
неисполнение или ненадлежащее исполнение договора,  если докажет,  что
неисполнение  или  ненадлежащее исполнение договора произошли не по ее
вине.
     Фрахтовщик не  несет ответственности перед фрахтователем в случае
непригодности воздушного судна к эксплуатации,  возникшей не  по  вине
фрахтовщика.

            Статья 138. Ответственность фрахтовщика перед
              пассажирами, отправителями и получателями

     При осуществлении на зафрахтованном  судне  перевозок  фрахтовщик
несет ответственность перед пассажирами,  отправителями и получателями
в  соответствии  с   положениями   об   ответственности   перевозчика,
предусмотренными главами VII и VIII настоящего Кодекса.


              Глава Х. Использование гражданской авиации
                 СССР в отдельных отраслях народного
                              хозяйства

                    Статья 139. Авиационные работы

     Выполнение авиационных   работ  в  отдельных  отраслях  народного
хозяйства (использование авиации в сельском хозяйстве,  строительстве,
для   охраны   лесов,  обслуживания  экспедиций  и  т.  п.),  а  также
использование  воздушных  судов  для   оказания   медицинской   помощи
населению, проведения санитарных мероприятий и для экспериментальных и
научно-исследовательских     работ     осуществляется     авиационными
предприятиями  Министерства  гражданской  авиации  СССР по договорам с
заинтересованными организациями.
     Другие предприятия,  учреждения и организации,  имеющие воздушные
суда, могут выполнять полеты с указанными целями для обеспечения своих
нужд,  за  исключением  случаев,  предусматриваемых  законодательством
Союза ССР.

              Статья 140. Планирование авиационных работ

     Авиационные работы  выполняются   в   соответствии   с   планами,
утверждаемыми в установленном порядке.
     Внеплановые авиационные работы  могут  выполняться  на  основании
разовых заявок заинтересованных предприятий, учреждений и организаций,
поскольку это не влияет на выполнение плановых авиационных работ.

                    Статья 141. Порядок выполнения
                          авиационных работ

     Порядок выполнения     авиационных     работ      устанавливается
Министерством    гражданской    авиации   СССР   по   согласованию   с
заинтересованными  министерствами,   государственными   комитетами   и
ведомствами.
     Выполнение авиационных   работ   осуществляется    по    тарифам,
утверждаемым в порядке, определяемом Советом Министров СССР.
     Министерство гражданской   авиации   СССР   по   согласованию   с
заинтересованными   министерствами,   государственными   комитетами  и
ведомствами  утверждает  основные  условия  и  типовые   договоры   на
выполнение авиационных работ в отдельных отраслях народного хозяйства,
предусматривающие,  в   частности,   что   строительство   аэродромов,
посадочных  площадок  и их эксплуатационное содержание,  строительство
помещений  для  хранения  материалов   и   специального   авиационного
оборудования  и  их  охрана,  а  также создание необходимых жилищных и
культурно-бытовых  условий  для  экипажей,  их  медицинское  и  другое
обеспечение осуществляются заказчиком.
     Заказчик должен использовать воздушное  судно  в  соответствии  с
договором и основными условиями выполнения работ.

           Статья 142. Ответственность за вред, причиненный
                   при выполнении авиационных работ

     За вред, причиненный людям и имуществу при выполнении указанных в
настоящей главе работ, авиационное предприятие несет ответственность в
порядке и на условиях,  предусмотренных статьями 64,  96-98 настоящего
Кодекса.


              Глава XI. Административная ответственность
            за нарушение порядка использования воздушного
              пространства СССР, пользования средствами
             воздушного транспорта и правил, направленных
                  на обеспечение сохранности грузов

            Статья 142.1. Нарушение порядка использования
                     воздушного пространства СССР

     Нарушение порядка использования воздушного пространства СССР  при
полетах воздушных судов,  пуске ракет,  проведении всех видов стрельб,
взрывных работах или при осуществлении другой деятельности,  связанной
с  подъемом,  передвижением либо спуском в воздушном пространстве СССР
материальных объектов,  - влечет наложение штрафа на граждан в размере
от  десяти  до  ста  рублей,  с  возмездным  изъятием или конфискацией
предмета,  явившегося  орудием  совершения  правонарушения,  или   без
таковых,  и  на  должностных  лиц  -  в размере от двадцати до двухсот
рублей. (В ред. Закона СССР от 29 октября 1990 г. N 1756-1)

              Статья 143. Нарушение правил безопасности
                               полетов

     Размещение в районе  аэродрома  каких-либо  знаков  и  устройств,
сходных   с  маркировочными  знаками  и  устройствами,  принятыми  для
опознавания  аэродромов,  или  сжигание  пиротехнических  изделий  без
разрешения   администрации   аэропорта,   аэродрома,   или  устройство
объектов, способствующих массовому скоплению птиц, опасных для полетов
воздушных судов, -
     влечет наложение штрафа на граждан в размере до тридцати рублей и
на должностных лиц - от десяти до пятидесяти рублей.
     Невыполнение правил о размещении ночных и  дневных  маркировочных
знаков или устройств на зданиях и сооружениях -
     влечет наложение штрафа на граждан в размере до тридцати рублей и
на должностных лиц - от десяти до пятидесяти рублей.
     Повреждение аэродромного   оборудования,   аэродромных    знаков,
воздушных судов и их оборудования -
     влечет наложение штрафа в размере до пятидесяти рублей.
     Проход или   проезд  без  надлежащего  разрешения  по  территории
аэропортов  (кроме  аэровокзалов),  аэродромов,   объектов   радио   и
светообеспечения полетов -
     влечет наложение штрафа в размере до тридцати рублей.

            Статья 144. Нарушение правил перевозки опасных
                         веществ и предметов

     Нарушение правил перевозки опасных веществ или предметов -
     влечет наложение  штрафа  на  граждан  в  размере  от  десяти  до
пятидесяти  рублей,  с  возмездным изъятием или конфискацией указанных
веществ и предметов или без таковых,  и на должностных лиц - в размере
от двадцати до пятидесяти рублей.

              Статья 145. Нарушение правил, направленных
                  на обеспечение сохранности грузов

     Повреждение пломб и запорных устройств контейнеров,  срыв  с  них
пломб,  повреждение отдельных грузовых мест и их упаковки,  пакетов, а
также  ограждений  складов,  которые   используются   для   выполнения
операций, связанных с перевозкой грузов, -
     влекут наложение штрафа в размере до тридцати рублей.
     Повреждение контейнеров  и транспортных средств,  предназначенных
для перевозки грузов, -
     влечет наложение штрафа в размере до пятидесяти рублей.

                Статья 146. Нарушение правил поведения
                          на воздушном судне

     Невыполнение лицами,    находящимися    на    воздушном    судне,
распоряжений командира судна -
     влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от десяти до
пятидесяти рублей.
     Нарушение правил   фотографирования,   киносъемки  и  пользования
средствами радиосвязи с борта воздушного судна -
     влечет предупреждение  или наложение штрафа в размере до тридцати
рублей, с конфискацией пленки.

         Статья 147. Нарушение правил пожарной безопасности,
       санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических
                                правил

     Нарушение установленных на воздушном транспорте  правил  пожарной
безопасности,    санитарно    -    гигиенических    и    санитарно   -
противоэпидемических правил -
     влечет наложение штрафа на граждан в размере до тридцати рублей и
на должностных лиц - от десяти до пятидесяти рублей.

                    Статья 148. Безбилетный полет

     Безбилетный полет пассажиров влечет наложение штрафа в размере до
двадцати рублей.
     Уплата штрафа  не  освобождает  пассажира  от  оплаты   стоимости
полета.

              Статья 149. Нарушение правил международных
                               полетов

     Нарушение правил  международных полетов влечет наложение штрафа в
размере от ста до двухсот рублей.

               Статья 150. Уголовная ответственность за
                правонарушения на воздушном транспорте

     За нарушения,  предусмотренные  статьями  142.1  - 149 настоящего
Кодекса,  виновные лица несут административную  ответственность,  если
эти  нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с
действующим  законодательством  уголовной  ответственности.  (В   ред.
Закона СССР от 29 октября 1990 г. N 1756-1)

          Статья 151. Ответственность работников гражданской
           авиации СССР за административные правонарушения

     Работники гражданской авиации СССР,  на которых  распространяется
действие   Устава  о  дисциплине  работников  гражданской  авиации,  в
случаях,   прямо   предусмотренных   Уставом,   за    административные
правонарушения, совершенные ими при исполнении служебных обязанностей,
несут дисциплинарную ответственность.

            Статья 152. Должностные лица, рассматривающие
               дела об административных правонарушениях

     Дела об    административных    правонарушениях,   предусмотренных
статьями  142.1  -   149   настоящего   Кодекса,   рассматриваются   в
соответствии   с  действующим  законодательством  должностными  лицами
органов   воздушного    транспорта,    внутренних    дел    (милиции),
государственного  пожарного  надзора,  а  также  органов и учреждений,
осуществляющих государственный санитарный надзор.
     Перечень должностных лиц,  которые от имени органов,  указанных в
части первой настоящей статьи,  рассматривают дела об административных
правонарушениях,  предусмотренных настоящим Кодексом,  устанавливается
Советом Министров СССР.  (В ред.  Закона СССР от 29 октября 1990 г.  N
1756-1)

           Статья 153. Нарушение авиационными предприятиями
                      правил перевозки и тарифов

     Авиационные предприятия,    виновные    в    нарушении    правил,
предусмотренных  статьями  132 и 133 настоящего Кодекса,  подвергаются
штрафу в размере до десяти тысяч рублей,  а  при  повторном  нарушении
указанных правил - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
     Дела о правонарушениях,  предусмотренных частью первой  настоящей
статьи,  рассматриваются  районным (городским) народным судом по месту
совершения правонарушения либо по месту нахождения  юридического  лица
или его представительства.
     Решение районного (городского) народного суда о наложении  штрафа
может быть обжаловано в вышестоящий суд.


                                                            Приложение

                                        к Воздушному кодексу Союза ССР

                  ОПИСАНИЕ ФЛАГА И ЭМБЛЕМЫ АЭРОФЛОТА

     Флаг красный (или алый) прямоугольный размером 150  х  75  см.  В
середине   прямоугольника   -  голубой  равнобедренный  треугольник  с
основанием у древка 40 см и высотой 85 см.
     Наверху прямоугольника  на  расстоянии  10 см от древка и 2 см от
края - золотая пятиконечная звезда диаметром 8 см.
     На голубом  треугольнике  на  расстоянии 5 см от древка - эмблема
Аэрофлота.
     Эмблема Аэрофлота  представляет  собой  серебряные крылья на фоне
золотых серпа и молота.  Длина распростертых крыльев  35  см,  диаметр
окружности, в которую вписаны серп и молот, 11,5 см.
     Допускается изготовление флага и  эмблемы  Аэрофлота  большего  и
меньшего   размеров,   но   с   соблюдением  установленной  пропорции.
Допускается также пользование эмблемой отдельно от флага.

Страницы: 1  2  


Оглавление