О НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ (РЕДАКЦИЯ НА 10.11.2003). Закон. Президент РФ. 17.06.96 74-ФЗ

Оглавление


                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

                  О НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ                                                                                    
                       (Редакция на 10.11.2003)



(РЕДАКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПРАВОВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ  АППАРАТА  ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ В РЕД. - ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 21 МАРТА
2002 Г.  N 31-ФЗ -  СОБРАНИЕ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ,
2002,  N  12,  СТ.  1093;  ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 10 НОЯБРЯ 2003 Г.  N
136-ФЗ - СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,  2003,  N 46,
СТ. 4432)

     Принят Государственной Думой       22 мая 1996 года
     Одобрен Советом Федерации          5 июня 1996 года

     Настоящий Федеральный    закон    определяет    правовые   основы
национально-культурной  автономии  в  Российской  Федерации,   создает
правовые  условия  взаимодействия  государства  и  общества для защиты
национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе  выбора
ими путей и форм своего национально-культурного развития.
                                                                   
                       ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

               Статья 1. Понятие национально-культурной
                              автономии
                                                                   
     Национально-культурная автономия в Российской Федерации (далее  -
национально-культурная  автономия) - это форма национально-культурного
самоопределения,  представляющая собой объединение граждан  Российской
Федерации,   относящих   себя   к  определенной  этнической  общности,
находящейся в ситуации национального  меньшинства  на  соответствующей
территории,   на   основе  их  добровольной  самоорганизации  в  целях
самостоятельного решения вопросов  сохранения  самобытности,  развития
языка,  образования, национальной культуры (в ред. Федерального закона
от 10 ноября 2003 г.  N 136-ФЗ - Собрание законодательства  Российской
Федерации, 2003, N 46, ст. 4432).
     Национально-культурная автономия  является  видом   общественного
объединения.   Организационно-правовой  формой  национально-культурной
автономии является  общественная  организация  (часть  вторая  введена
Федеральным  законом  от  10  ноября  2003  г.  N  136-ФЗ  -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст. 4432).
                                                                   
              Статья 2. Принципы национально-культурной
                              автономии
                                                                   
     Национально-культурная автономия основывается на принципах:
     свободного волеизъявления    граждан   при   отнесении   себя   к
определенной этнической общности;
     самоорганизации и самоуправления;
     многообразия форм внутренней  организации  национально-культурной
автономии;
     сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой;
     уважения языка,  культуры,  традиций  и обычаев граждан различных
этнических общностей;
     законности.
                                                                   
                   Статья 3. Правовое регулирование
                   национально-культурной автономии

     Правовое регулирование      национально-культурной      автономии
осуществляется  в  соответствии  с  Конституцией Российской Федерации,
настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 19 мая 1995 года
N 82-ФЗ "Об общественных объединениях",  другими федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и
иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации,  а
также с общепризнанными принципами и нормами  международного  права  и
международными договорами Российской Федерации.
     Если международным  договором  Российской  Федерации  установлены
иные  правила,  чем предусмотренные настоящим Федеральным законом,  то
применяются  правила  международного  договора  (статья   3   в   ред.
Федерального  закона  от  10  ноября  2003  г.  N  136-ФЗ  -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст. 4432).
                                                                   
                Статья 4. Права национально-культурной
                              автономии
                                                                   
     Национально-культурная автономия имеет право:
     получать поддержку  со  стороны  органов государственной власти и
органов   местного   самоуправления,   необходимую   для    сохранения
национальной  самобытности,  развития  национального (родного) языка и
национальной культуры;
     обращаться в    органы   законодательной   (представительной)   и
исполнительной власти,  органы  местного  самоуправления,  представляя
свои национально-культурные интересы;
     создавать средства массовой информации в  порядке,  установленном
законодательством  Российской  Федерации,  получать  и  распространять
информацию на национальном (родном) языке;
     сохранять и  обогащать историческое и культурное наследие,  иметь
свободный доступ к национальным культурным ценностям;
     следовать национальным   традициям   и   обычаям,   возрождать  и
развивать художественные народные промыслы и ремесла;
     создавать образовательные   и   научные   учреждения,  учреждения
культуры  и  обеспечивать  их  функционирование   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации;
     участвовать через своих полномочных представителей в деятельности
международных неправительственных организаций;
     устанавливать на основании законодательства Российской  Федерации
и  поддерживать  без  какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с
гражданами, общественными организациями иностранных государств.
     Федеральными законами,    конституциями    (уставами),   законами
субъектов Российской Федерации национально-культурной автономии  могут
быть предоставлены и иные права в сфере образования и культуры.
     Участие или  неучастие  в   деятельности   национально-культурной
автономии  не  может  служить  основанием для ограничения прав граждан
Российской Федерации, равно как и национальная принадлежность не может
служить   основанием  для  ограничения  их  участия  или  неучастия  в
деятельности национально-культурной автономии.
     Право на  национально-культурную  автономию не является правом на
национально-территориальное самоопределение.
     Осуществление права на национально-культурную автономию не должно
наносить ущерб интересам других этнических общностей.
                                                                   
               ГЛАВА II. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ
              АВТОНОМИИ ПОРЯДОК УЧРЕЖДЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ
                   НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ
                                                                   
                   Статья 5. Организационные основы
                   национально-культурной автономии
                                                                   
     Организационные основы      национально-культурной      автономии
определяются   спецификой  расселения  граждан  Российской  Федерации,
относящих  себя  к  определенным  этническим  общностям,  и   уставами
национально-культурных автономий.
     Национально-культурная автономия     может     быть      местной,
региональной,  федеральной  (в  ред.  Федерального закона от 10 ноября
2003 г.  N 136-ФЗ - Собрание  законодательства  Российской  Федерации,
2003, N 46, ст. 4432).
     Местные национально-культурные   автономии   граждан   Российской
Федерации,  относящих  себя к определенной этнической общности,  могут
образовывать  региональную  национально-культурную  автономию  граждан
Российской   Федерации,   относящих  себя  к  определенной  этнической
общности (в ред.  Федерального закона от 10 ноября 2003 г.  N 136-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст. 4432).
     Региональные национально-культурные  автономии   двух   и   более
субъектов  Российской Федерации могут создавать органы межрегиональной
координации   своей   деятельности.   Такие   органы    не    являются
межрегиональными    национально-культурными    автономиями   (в   ред.
Федерального  закона  от  10  ноября  2003  г.  N  136-ФЗ  -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст. 4432).
     Федеральная национально-культурная автономия  граждан  Российской
Федерации,   относящих   себя   к  определенной  этнической  общности,
учреждается не менее  чем  половиной  зарегистрированных  региональных
национально-культурных   автономий   граждан   Российской   Федерации,
относящих себя к определенной этнической общности (в ред. Федерального
закона  от  10  ноября  2003  г.  N 136-ФЗ - Собрание законодательства
Российской Федерации, 2003, N 46, ст. 4432).
     Федеральные, региональные     национально-культурные    автономии
граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим
общностям,  имеющим  соответствующую  республику  или автономный округ
(область),  и  органы  государственной  власти  субъектов   Российской
Федерации   могут  координировать  свою  деятельность,  участвовать  в
разработке федеральных и региональных программ в области сохранения  и
развития  национальных  (  родных)  языков  и национальной культуры на
основе  взаимных  соглашений  и  договоров  федеральных,  региональных
национально-культурных автономий и субъектов Российской Федерации.
                                                                   
            Статья 6. Порядок образования, государственной
            регистрации, реорганизации и (или) ликвидации
                   национально-культурной автономии

     Образование, государственная  регистрация,  реорганизация и (или)
ликвидация национально-культурной автономии осуществляются в  порядке,
установленном настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 19
мая  1995  года  N  82-ФЗ  "Об  общественных  объединениях"  и   иными
федеральными законами.
     Местная национально-культурная  автономия  учреждается  на  общем
собрании  (сходе)  гражданами Российской Федерации,  относящими себя к
определенной  этнической  общности   и   постоянно   проживающими   на
территории  соответствующего муниципального образования.  Учредителями
местной   национально-культурной   автономии   наряду   с   гражданами
Российской  Федерации  могут выступать зарегистрированные общественные
объединения   граждан   Российской   Федерации,   относящих   себя   к
определенной    этнической   общности,   действующие   на   территории
соответствующего муниципального образования.
     Делегаты местных    национально-культурных    автономий   граждан
Российской  Федерации,  относящих  себя  к   определенной   этнической
общности,   на   конференции   (съезде)  могут  учредить  региональную
национально-культурную  автономию  в  пределах   субъекта   Российской
Федерации.
     Делегаты региональных  национально-культурных  автономий  граждан
Российской   Федерации,   относящих  себя  к  определенной  этнической
общности,  на съезде могут учредить федеральную национально-культурную
автономию.
     Национально-культурные автономии    образуют    руководящие     и
контрольно-ревизионные   органы.   Порядок   формирования,  функции  и
названия таких  органов  определяются  уставом  национально-культурной
автономии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     Порядок приема   в   члены    национально-культурной    автономии
определяется уставом соответствующей национально-культурной автономии.
     Государственная регистрация местных,  региональных и  федеральных
национально-культурных   автономий   производится   в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации.
     Для государственной  регистрации национально-культурной автономии
в  числе  других  документов  должны  быть   представлены   документы,
подтверждающие,   что  не  менее  чем  за  три  месяца  до  проведения
учредительной  конференции  (съезда)  федеральной   или   региональной
национально-культурной  автономии  и  не  менее  чем  за один месяц до
проведения      учредительного      собрания      (схода)      местной
национально-культурной  автономии были сделаны сообщения о предстоящем
учреждении  национально-культурной  автономии  в  средствах   массовой
информации,  продукция  которых  распространяется  на  соответствующей
территории.
     Орган юстиции,  принявший  решение  о государственной регистрации
национально-культурной  автономии,  в  десятидневный  срок  направляет
данные    о    государственной   регистрации   в   федеральный   орган
исполнительной  власти,  осуществляющий   по   решению   Правительства
Российской Федерации ведение реестра национально-культурных автономий.
Реестр  национально-культурных   автономий   является   открытым   для
всеобщего  ознакомления  (статья  6  в ред.  Федерального закона от 10
ноября  2003  г.  N  136-ФЗ  -  Собрание  законодательства  Российской
Федерации, 2003, N 46, ст. 4432).
                                                                   
              Статья 7. Консультативные советы по делам
          национальнокультурных автономий при Правительстве
         Российской Федерации, органах исполнительной власти
               субъектов Российской Федерации и органах
                       местного самоуправления
                                                                   
     При Правительстве Российской Федерации создается  консультативный
совет  по  делам  национально-культурных  автономий,  который является
совещательным органом и действует на общественных началах.
     Консультативный совет  по  делам национально-культурных автономий
при Правительстве Российской Федерации:
     осуществляет согласование   деятельности   национально-культурных
автономий, содействует установлению и укреплению связей между ними;
     представляет и   защищает   в   органах   государственной  власти
Российской  Федерации  культурные  и  социальные  интересы  этнических
общностей,   находящихся   в  ситуации  национального  меньшинства  на
соответствующей территории (в ред.  Федерального закона от  10  ноября
2003  г.  N  136-ФЗ  - Собрание законодательства Российской Федерации,
2003, N 46, ст. 4432);
     участвует в  подготовке федеральных программ в области сохранения
и развития  национальных  (родных)  языков  и  национальной  культуры,
проектов  нормативных  правовых  актов,  а  также  в подготовке других
решений,  затрагивающих права и законные интересы  граждан  Российской
Федерации,   относящих   себя  к  определенным  этническим  общностям,
находящимся в ситуации национального  меньшинства  на  соответствующей
территории (в ред. Федерального закона от 10 ноября 2003 г. N 136-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст. 4432);
     осуществляет консультирование Правительства Российской Федерации,
федеральных органов исполнительной власти  по  национальным  проблемам
граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим
общностям,  находящимся  в  ситуации  национального   меньшинства   на
соответствующей  территории  (в ред.  Федерального закона от 10 ноября
2003 г.  N 136-ФЗ - Собрание  законодательства  Российской  Федерации,
2003, N 46, ст. 4432).
     Консультативный совет по делам  национально-культурных  автономий
при  Правительстве  Российской  Федерации состоит из делегированных на
определенный     срок      представителей      каждой      федеральной
национально-культурной автономии.
     Порядок образования,  деятельности и ликвидации  консультативного
совета  по  делам  национально-культурных  автономий при Правительстве
Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
     При органах  исполнительной власти субъектов Российской Федерации
могут создаваться консультативные советы или иные совещательные органы
по   делам   национально-культурных  автономий.  Порядок  образования,
деятельности  и  ликвидации   этих   органов   определяется   органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
     При органах местного самоуправления соответствующих муниципальных
образований   могут   создаваться   консультативные  советы  или  иные
совещательные  органы  по  делам   национально-культурных   автономий.
Порядок   образования,   деятельности   и   ликвидации   этих  органов
устанавливается   нормативными    правовыми    актами    муниципальных
образований.
                                                                   
             ГЛАВА III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА НА СОХРАНЕНИЕ,
                РАЗВИТИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО
                           (РОДНОГО) ЯЗЫКА
                                                                   
            Статья 8. Государственная защита национальных
                           (родных) языков
                                                                   
     Российская Федерация  обеспечивает  социальную,  экономическую  и
правовую  защиту национальных (родных) языков на территории Российской
Федерации.
     Право граждан   Российской   Федерации  на  сохранение,  развитие
национального (родного) языка,  свободу выбора и  использования  языка
общения, воспитания и обучения устанавливается Конституцией Российской
Федерации,  федеральными законами, конституциями (уставами) и законами
субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным законом.
                                                                   
              Статья 9. Обеспечение права на сохранение
               и развитие национального (родного) языка
                                                                   
     Органы государственной  власти   Российской   Федерации,   органы
государственной власти субъектов Российской Федерации:
     обеспечивают проведение государственной политики, направленной на
сохранение и развитие национальных (родных) языков;
     оказывают финансовую (за счет средств соответствующих бюджетов  и
внебюджетных    средств),    организационную    и    иную    поддержку
национально-культурным   автономиям   в   разработке   и    реализации
государственных  программ в области сохранения и развития национальных
(родных) языков.
     Федеральные органы  исполнительной власти,  органы исполнительной
власти      субъектов      Российской      Федерации       содействуют
национально-культурным автономиям в:
     издании книг,   выпуске   периодической    печати,    организации
телерадиовещания, создании средств массовой информации как на русском,
так и на национальных (родных) языках;
     обмене теле-   и  радиопрограммами,  аудио-  и  видеоматериалами,
печатной продукцией на национальных (родных) языках  между  субъектами
Российской   Федерации,   а   также   между  Российской  Федерацией  и
иностранными государствами.
                                                                   
            Cтатья 10. Право на получение основного общего
              образования на национальном (родном) языке
                и на выбор языка воспитания и обучения
                                                                   
     Граждане Российской  Федерации,  относящие  себя  к  определенным
этническим  общностям,  имеют  право  на  получение  основного  общего
образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания
и обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования
в   соответствии   с   законодательством   Российской   Федерации    и
законодательством субъектов Российской Федерации.
                                                                   
            Статья 11. Обеспечение национально-культурными
           автономиями права на получение основного общего
              образования на национальном (родном) языке
                и на выбор языка воспитания и обучения
                                                                   
     В целях  обеспечения  права   на   получение   основного   общего
образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания
и обучения национально-культурные автономии могут:
     образовывать негосударственные      (общественные)     дошкольные
учреждения  или  группы  в  таких   учреждениях   с   воспитанием   на
национальном (родном) языке;
     создавать негосударственные    (общественные)     образовательные
учреждения   (общеобразовательные;   начального,  среднего  и  высшего
профессионального образования) с обучением  на  национальном  (родном)
языке;
     учреждать другие негосударственные (общественные) образовательные
учреждения с обучением на национальном (родном) языке;
     разрабатывать с   участием    подведомственных    образовательных
учреждений учебные программы, издавать учебники, методические пособия,
другую  учебную  литературу,  необходимые  для  обеспечения  права  на
получение образования на национальном (родном) языке;
     вносить предложения в федеральные органы  исполнительной  власти,
органы  исполнительной  власти субъектов Российской Федерации,  органы
местного самоуправления о создании:
     классов, учебных    групп    в   государственных,   муниципальных
образовательных  учреждениях  с  обучением  на  национальном  (родном)
языке;
     государственных, муниципальных   образовательных   учреждений   с
обучением  на  русском  языке  и  углубленным  изучением национального
(родного) языка, национальной истории и культуры;
     участвовать в    разработке    государственных    образовательных
стандартов,  а  также  примерных  программ   для   государственных   и
муниципальных  образовательных  учреждений с обучением на национальном
(родном) языке, иных языках;
     организовывать подготовку  и переподготовку педагогических и иных
кадров   для    негосударственных    (общественных)    образовательных
учреждений;
     заключать договоры  с   неправительственными   организациями   за
пределами Российской Федерации о создании условий для реализации права
на получение образования на национальном (родном) языке,  в  частности
договоры   о   подготовке   педагогических   кадров,   об  обеспечении
научно-методической,     учебной,     художественной      литературой,
аудиовизуальными средствами обучения на национальном (родном) языке;
     осуществлять в  соответствии   с   законодательством   Российской
Федерации  и  законодательством  субъектов Российской Федерации другие
мероприятия по обеспечению права на обучение на национальном  (родном)
языке,   на  выбор  языка  воспитания  и  обучения.  Негосударственные
(общественные) образовательные учреждения с обучением на  национальном
(родном)    языке    обеспечивают    изучение   русского   языка   как
государственного  языка  Российской   Федерации   в   соответствии   с
законодательством     Российской    Федерации    и    государственными
образовательными стандартами,  а также изучение государственных языков
субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством этих
субъектов.
                                                                   
             Статья 12. Обеспечение федеральными органами
            исполнительной власти, органами исполнительной
             власти субъектов Российской Федерации права
              на получение основного общего образования
               на национальном (родном) языке, на выбор
                     языка воспитания и обучения
                                                                   
     Федеральные органы исполнительной власти,  органы  исполнительной
власти    субъектов    Российской    Федерации    в   соответствии   с
законодательством Российской  Федерации,  законодательством  субъектов
Российской   Федерации  о  языках  народов  Российской  Федерации,  об
образовании и настоящим Федеральным законом:
     обеспечивают при  необходимости создание групп в государственных,
муниципальных дошкольных учреждениях,  классов  или  учебных  групп  в
государственных, муниципальных образовательных учреждениях с обучением
на национальном (родном) языке;
     с учетом    предложений    национально-культурных   автономий   и
конкретных условий  региона  создают  государственные  образовательные
учреждения  с  обучением  на  национальном (родном) языке,  на русском
языке  с  углубленным   изучением   национального   (родного)   языка,
национальной  истории  и культуры,  а также учреждения дополнительного
образования (воскресные школы, факультативы, культурно-образовательные
центры  и другие образовательные учреждения) для изучения и пропаганды
национальных (родных) языков и национальных культур;
     содействуют разработке,  изданию и приобретению учебных программ,
учебников,  методических  пособий   и   другой   учебной   литературы,
необходимых для обучения на национальном (родном) языке;
     осуществляют финансирование    мероприятий,    направленных    на
обеспечение  права  на  получение образования на национальном (родном)
языке в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, за
счет  соответствующих  бюджетов и внебюджетных ассигнований в пределах
средств, выделяемых на образование;
     организуют преимущественно по рекомендации национально-культурных
автономий  подготовку,   переподготовку   и   повышение   квалификации
педагогических   и   иных   кадров   для  образовательных  учреждений,
осуществляющих образовательную деятельность на  национальном  (родном)
языке,  иных языках, в том числе на основе соглашений между субъектами
Российской Федерации и межгосударственных соглашений;
     оказывают материальную,  правовую,  организационную и иную помощь
национально-культурным   автономиям   в   создании   негосударственных
образовательных  учреждений и развитии иных форм воспитания и обучения
на национальном (родном) языке.
                                                                   
              ГЛАВА IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА НА СОХРАНЕНИЕ
                   И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
                                                                   
            Статья 13. Обеспечение национально-культурными
              автономиями права на сохранение и развитие
                        национальной культуры
                                                                   
     В целях обеспечения права граждан Российской Федерации, относящих
себя  к  определенным  этническим общностям,  на сохранение и развитие
национальной культуры национально-культурные автономии могут:
     создавать негосударственные       (общественные)       учреждения
национальной культуры:  театры,  культурные центры, музеи, библиотеки,
клубы,  студии,  архивы и другие учреждения культуры и обеспечивать их
функционирование;
     организовывать творческие  союзы,  коллективы профессионального и
самодеятельного   искусства,   кружки   по   изучению    национального
культурного наследия, достижений национальной культуры;
     проводить массовые мероприятия в области  национальной  культуры:
фестивали, конкурсы, смотры, выставки и другие мероприятия;
     содействовать организации   национального   краеведения,   охране
национальных  памятников истории и культуры;  создавать краеведческие,
этнографические и иные общественные музеи;
     учреждать организации,   занимающиеся  художественными  народными
промыслами и ремеслами;
     издавать произведения исторической,  художественной, музыкальной,
фольклорной,  этнографической литературы на  национальных  (родных)  и
иных языках;
     создавать негосударственные    (общественные)     образовательные
учреждения по подготовке творческих работников,  педагогических и иных
кадров в области национальной культуры;
     разрабатывать и    представлять    в    соответствующие    органы
государственной власти,  органы местного самоуправления предложения  о
сохранении и развитии национальной культуры;
     заключать договоры    с    неправительственными    организациями,
находящимися за пределами Российской Федерации,  о культурном обмене и
сотрудничестве в области сохранения национальной культуры.
                                                                   
             Статья 14. Обеспечение федеральными органами
            исполнительной власти, органами исполнительной
             власти субъектов Российской Федерации права
            на сохранение и развитие национальной культуры
                                                                   
     Федеральные органы  исполнительной власти,  органы исполнительной
власти   субъектов   Российской    Федерации    в    соответствии    с
законодательством  Российской  Федерации,  законодательством субъектов
Российской Федерации о культуре и настоящим Федеральным законом:
     учитывают при    разработке   и   осуществлении   федеральных   и
региональных  программ  национально-культурного  развития  предложения
национально-культурных автономий;
     рассматривают предложения  национально-культурных   автономий   о
включении    в    государственные    образовательные   стандарты   для
образовательных учреждений,  реализующих образовательные программы  на
национальном  (родном)  языке,  курсов по изучению истории,  культуры,
этнографии,  традиционных видов трудовой деятельности,  художественных
народных промыслов и ремесел и принимают соответствующие решения;
     направляют деятельность    государственных    и     муниципальных
учреждений    культуры    на   удовлетворение   национально-культурных
потребностей;
     организуют в  системе  государственных  и  муниципальных  архивов
соответствующие  разделы  по  культуре,  истории,  общественной  жизни
граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим
общностям;
     оказывают помощь  национально-культурным  автономиям  в  создании
негосударственных  (общественных)  учреждений  национальной  культуры,
открытии  негосударственных  (общественных) образовательных учреждений
по подготовке творческих работников и  иных  специалистов,  проведении
различных массовых мероприятий в области национальной культуры;
     обеспечивают сохранность   памятников   истории    и    культуры,
представляющих  ценность  для граждан Российской Федерации,  относящих
себя  к  определенным  этническим  общностям,  и   являющихся   частью
культурного наследия Российской Федерации;
     осуществляют иные мероприятия по созданию условий для сохранения,
возрождения    и    развития    национальной    культуры,   реализации
национально-культурных прав граждан  Российской  Федерации,  относящих
себя к определенным этническим общностям.
                                                                   
           Статья 15. Обеспечение органами государственной
            власти права национально-культурных автономий
               на освещение их деятельности в средствах
                         массовой информации
                                                                   
     Государственные аудиовизуальные   средства   массовой  информации
предоставляют   национально-культурным   автономиям   эфирное   время.
Периодичность,  продолжительность  передач и язык,  на котором ведутся
передачи,  определяются договорами с учредителями и редакциями теле- и
радиопрограмм.
     Органы государственной  власти   Российской   Федерации,   органы
государственной  власти  субъектов Российской Федерации поддерживают и
поощряют негосударственные средства массовой информации,  безвозмездно
предоставляющие    национально-культурным    автономиям    возможность
освещения их деятельности.
     В федеральных  программах  финансовой и организационной поддержки
средств  массовой  информации   предусматривается   помощь   средствам
массовой информации национально-культурных автономий.
     В программах субъектов Российской Федерации и местных  программах
финансовой  и  организационной  поддержки  средств массовой информации
может  быть  предусмотрена  помощь   средствам   массовой   информации
национально-культурных автономий.

               ГЛАВА V. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА
                   НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ
                                                                   
                  Статья 16. Принципы финансирования
                   национально-культурных автономий
                                                                   
     Финансирование деятельности,   связанной   с   реализацией   прав
национально-культурной автономии, осуществляется за счет средств:
     национально-культурных автономий,  их  учреждений  и организаций,
частных лиц;
     федерального бюджета,  бюджетов  субъектов  Российской Федерации,
местных бюджетов.
     В этих   целях   могут   формироваться  специальные  федеральные,
региональные и местные фонды.
     Финансовые средства     предоставляются    национально-культурным
автономиям   для   финансирования   общественно   значимых    программ
национально-культурного  развития,  для  осуществления  мероприятий  в
области  культуры,  образования   и   благотворительных   мероприятий.
Поступление  средств из внебюджетных источников не является основанием
для    сокращения    бюджетных    ассигнований,    направляемых     на
национально-культурное  развитие  в  порядке,  установленном настоящим
Федеральным законом.
                                                                   
           Статья 17. Собственность национально-культурных
                              автономий
                                                                   
     Национально-культурные автономии обладают правом собственности  в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
                                                                   
             Статья 18. Имущество национально-культурных
                              автономий
                                                                   
     Федеральные органы  исполнительной власти,  органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,  органы местного самоуправления
могут передавать национально-культурным автономиям,  их некоммерческим
учреждениям и организациям государственное и муниципальное имущество в
собственность  или  аренду в порядке,  установленном законодательством
Российской  Федерации   и   законодательством   субъектов   Российской
Федерации.
     Для осуществления     уставных     целей      и      деятельности
национально-культурные   автономии,  их  некоммерческие  учреждения  и
организации могут использовать помещения,  переданные им  на  условиях
договора аренды.
     Размер платы   за   аренду   помещений    национально-культурными
автономиями,   их   некоммерческими   учреждениями   и   организациями
определяется в порядке,  установленном для некоммерческих  организаций
культуры  и  образования  на  территории  данного  субъекта Российской
Федерации,  а также в соответствии с Гражданским  кодексом  Российской
Федерации,   другими   федеральными   законами,   законами   и   иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
                                                                   
        Статья 19. Финансовая поддержка национально-культурных
             автономий со стороны государства и местного
                            самоуправления
                                                                   
     В целях    сохранения    национальной    самобытности,   развития
национального (родного)  языка  и  национальной  культуры,  реализации
национально-культурных  прав  граждан Российской Федерации,  относящих
себя  к  определенным   этническим   общностям,   федеральные   органы
законодательной   и   исполнительной  власти,  органы  законодательной
(представительной)  и  исполнительной  власти   субъектов   Российской
Федерации:
     предусматривают в  федеральном  бюджете,  а  также   в   бюджетах
субъектов  Российской  Федерации  ассигнования  для оказания поддержки
национально-культурным автономиям;
     учитывают национальные    потребности    при    формировании    и
расходовании федеральных фондов регионального развития;
     создают специальные      федеральные,      региональные     фонды
национально-культурного развития;
     предоставляют национально-культурным    автономиям    льготы   по
налогам,  сборам  и  кредитам  в  соответствии   с   законодательством
Российской   Федерации   и   законодательством   субъектов  Российской
Федерации.
     Органы местного    самоуправления   решают   вопросы   финансовой
поддержки местных национально-культурных автономий  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении.
                                                                   
              Статья 20. Основные условия предоставления
                 государственной финансовой поддержки
                  национально-культурным автономиям
                                                                   
     Федеральные органы исполнительной власти,  органы  исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления
оказывают  национально-культурным  автономиям  финансовую   поддержку,
предусмотренную   статьей   19  настоящего  Федерального  закона,  при
условии,  что эти финансовые средства имеют целевой характер  и  могут
использоваться   только   для  проведения  конкретных  мероприятий.  В
представляемых  целевых  программах  национально-культурного  развития
народов   Российской   Федерации   указывается   численность   граждан
Российской     Федерации,     объединенных      в      соответствующей
национально-культурной    автономии   и   нуждающихся   в   сохранении
самобытности,  развитии языка,  образования и национальной культуры (в
ред.  Федерального  закона  от  10 ноября 2003 г.  N 136-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст. 4432).
     Выбор целевых  программ  национально-культурного развития народов
Российской  Федерации   для   государственной   финансовой   поддержки
осуществляется  соответственно  федеральными  органами  исполнительной
власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
с  учетом  мнения  представителей  национально-культурных автономий (в
ред.  Федерального закона от 10 ноября 2003 г.  N  136-ФЗ  -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст. 4432).
     Федеральные финансовые  органы,   финансовые   органы   субъектов
Российской   Федерации   осуществляют   контроль   за   использованием
предоставленных     средств     по     их     целевому     назначению.
Национально-культурные   автономии  обязаны  в  установленном  порядке
своевременно  представлять  отчет  о   расходовании   полученных   ими
государственных  средств.  В  случаях использования финансовых средств
государственной  финансовой  поддержки  не  по   целевому   назначению
руководители  национально-культурных автономий несут ответственность в
установленном порядке.
                                                                   
                  ГЛАВА VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
                                                                   
              Статья 21. О вступлении в силу настоящего
                         Федерального закона
                                                                   
     Настоящий Федеральный  закон  вступает  в   силу   со   дня   его
официального опубликования.
                                                                   
17 июня 1996 г.
N 74-ФЗ
Оглавление