РОССИЙСКАЯ КРЕДИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НА ОСНОВАНИИ КРЕДИТНОГО СОГЛАШЕНИЯ, ЗАКЛЮЧЕННОГО С ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ (РЕЗИДЕНТОМ РЕСПУБЛИКИ БОЛГАРИИ), С 2000 ГОДА ПОЛУЧАЕТ ДОХОД В ВИДЕ ПРОЦЕНТОВ ПО ПРЕДОСТАВЛЕННОМУ ЗАЙМУ. ПРИ ЭТОМ В ПЕРИОД С 2000 ПО 2002 ГОД. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 02.07.03 26-08/36967

       РОССИЙСКАЯ КРЕДИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НА ОСНОВАНИИ КРЕДИТНОГО
   СОГЛАШЕНИЯ, ЗАКЛЮЧЕННОГО С ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ (РЕЗИДЕНТОМ
 РЕСПУБЛИКИ БОЛГАРИИ), С 2000 ГОДА ПОЛУЧАЕТ ДОХОД В ВИДЕ ПРОЦЕНТОВ ПО
 ПРЕДОСТАВЛЕННОМУ ЗАЙМУ. ПРИ ЭТОМ В ПЕРИОД С 2000 ПО 2002 ГОД ЗАЕМЩИК
(ИНОСТРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ) ОСУЩЕСТВЛЯЛ ВЫПЛАТУ ДОХОДОВ В ВИДЕ ПРОЦЕНТОВ
  В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ БЕЗ УДЕРЖАНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ. В КОНЦЕ 2002 ГОДА
НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ РЕСПУБЛИКИ БОЛГАРИИ ОБЯЗАЛИ ЗАЕМЩИКА В СООТВЕТСТВИИ С
НАЛОГОВЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ БОЛГАРИИ УДЕРЖАТЬ С РОССИЙСКОЙ
КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГ С ДОХОДОВ В ВИДЕ ПРОЦЕНТОВ, ВЫПЛАЧЕННЫХ ЕЙ
                     В ПЕРИОД С 2000 ПО 2002 ГОД.
   В СВЯЗИ С ИЗЛОЖЕННЫМ ПРОСЬБА РАЗЪЯСНИТЬ, ВОЗМОЖЕН ЛИ ЗАЧЕТ СУММ
     НАЛОГОВ, УПЛАЧЕННЫХ В БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БОЛГАРИИ, ПРИ УПЛАТЕ
   РОССИЙСКОЙ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В РОССИЙСКОЙ
                              ФЕДЕРАЦИИ.

                                ПИСЬМО

                      УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ
                   ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

                            2 июля 2003 г.
                            N 26-08/36967

                                 (Д)


     В соответствии со ст.  311 главы 25 Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее - НК РФ) доходы,  полученные российской организацией
от источников  за  пределами  Российской  Федерации,  учитываются  при
определении  ее налоговой базы по налогу на прибыль.  Указанные доходы
учитываются в полном объеме с учетом  расходов,  произведенных  как  в
Российской Федерации, так и за ее пределами.
     Суммы налога,  выплаченные  в  соответствии  с  законодательством
иностранных  государств  российской  организацией,  засчитываются  при
уплате этой организацией налога на прибыль в Российской Федерации. При
этом  размер  засчитываемых  сумм  налогов,  выплаченных  за пределами
Российской Федерации,  не может превышать  сумму  налога,  подлежащего
уплате этой организацией в Российской Федерации.
     Статьей 7 НК РФ предусмотрено,  что если международным  договором
Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения
и сборов,  установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ
и  принятыми  в  соответствии  с  ним  нормативными правовыми актами о
налогах и (или) сборах,  то применяются правила и нормы  международных
договоров Российской Федерации.
     В соответствии  со  ст.  23   Соглашения   между   Правительством
Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии об избежании
двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество  от
08.06.93 (далее - Соглашение), если лицо с постоянным местопребыванием
в  одном  Договаривающемся  Государстве  получает  доход  или  владеет
имуществом   в   другом   Договаривающемся   Государстве,   которые  в
соответствии с  положениями  Соглашения  могут  облагаться  налогом  в
другом  Государстве,  сумма налога на доход или имущество,  подлежащая
уплате в этом  другом  Государстве,  может  быть  вычтена  из  налога,
взимаемого  с  такого  лица  в  связи с таким доходом или имуществом в
первом упомянутом Государстве. Такой вычет, однако, не будет превышать
сумму  налога  первого  Государства  на  такой  доход  или  имущество,
рассчитанного в  соответствии  с  его  налоговым  законодательством  и
правилами.
     Согласно ст.  11  Соглашения  проценты,   возникающие   в   одном
Договаривающемся   Государстве   и  выплачиваемые  лицу  с  постоянным
местопребыванием  в   другом   Договаривающемся   Государстве,   могут
облагаться  налогом  в  Договаривающемся  Государстве,  в  котором они
возникают,  и в соответствии с законодательством этого Государства, но
если  получатель  процентов  является  их  фактическим владельцем,  то
взимаемый налог не должен превышать 15% валовой суммы процентов.
     Учитывая изложенное, российская кредитная организация, получившая
доходы в  виде  процентов  от  источников  в  Республике  Болгарии  по
предоставленным  кредитным  ресурсам,  может  обратиться  в российский
налоговый орган по месту постановки на учет для произведения процедуры
зачета  сумм  налога,  выплаченных  в соответствии с законодательством
Республики Болгарии.  При этом зачет может быть  произведен  только  в
случае,   если   указанные  доходы,  полученные  российской  кредитной
организацией за пределами Российской Федерации,  в соответствии со ст.
311  НК  РФ  были  включены  в  налоговую базу при уплате ею налога на
прибыль в Российской Федерации.
     То есть   устранение   двойного   налогообложения   путем  зачета
уплаченных в  иностранных  государствах  налогов  может  производиться
только после его фактического возникновения, а если доходы, полученные
за пределами Российской Федерации в предыдущих налоговых периодах,  не
были  учтены  в  налоговой  базе  по  налогу  на  прибыль в Российской
Федерации,  то при уплате  с  указанных  доходов  налога  за  границей
двойного  налогообложения  указанных доходов в Российской Федерации не
возникает.
     Для предоставления  зачета уплаченного за границей налога следует
определить предельную сумму налога,  подлежащего зачету,  для  чего  к
сумме    исчисленных    в    соответствии   с   российским   налоговым
законодательством  доходов,   полученных   за   пределами   Российской
Федерации,   с   учетом   аналогичным  образом  исчисленных  расходов,
произведенных в связи с получением таких доходов,  применяется  ставка
налога   на   прибыль   по  российскому  законодательству.  Полученная
предельная сумма  зачета  сравнивается  с  суммой  налога,  фактически
уплаченного за границей.
     В случае  превышения  предельной  суммы  зачета  над   фактически
уплаченной    в    иностранном   государстве   суммой   налога   зачет
предоставляется на всю сумму налога,  то есть сумма налога на прибыль,
исчисленная   в  соответствии  с  положениями  российского  налогового
законодательства,  уменьшается  на  сумму  фактически  уплаченного  за
границей  аналогичного  налога,  что  будет составлять сумму налога на
прибыль,  подлежащую уплате в Российской Федерации. Если сумма налога,
фактически  уплаченного  с  доходов за границей,  превышает предельную
сумму зачета,  то сумма налога на прибыль в России уменьшается  только
на исчисленную предельную сумму зачета.
     В случае если российская кредитная  организация  при  определении
налоговой  базы по налогу на прибыль в Российской Федерации в период с
2000 по 2002 год не учитывала суммы доходов,  полученные в  Республике
Болгарии,  то  перерасчет  налоговых обязательств за указанные периоды
будет производиться в соответствии с п.  1 ст.  54 НК РФ,  то  есть  в
периоде   совершения  ошибки.  В  свою  очередь  российская  кредитная
организация согласно ст. 81 НК РФ должна будет представить в налоговый
орган  уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль.  В данном
случае расчет предельной суммы зачета будет  производиться  исходя  из
методики  определения  налоговой  базы  прошлого  налогового периода и
действующей в том  периоде  ставки  налога  на  прибыль  в  Российской
Федерации.
     В случае   если   доходы,   полученные    российской    кредитной
организацией  от  источников  в Республике Болгарии в период с 2000 по
2002 год,  были учтены ею при определении налоговой базы по налогу  на
прибыль  в  Российской  Федерации  и  налог  на  прибыль  в Российской
Федерации с этих сумм был  фактически  уплачен,  уточненная  налоговая
декларация  по  налогу  на  прибыль представляться не должна,  так как
ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы  по  прошлым  налоговым
периодам при этом не возникает.  Предельная сумма зачета уплаченного в
Республике  Болгарии  налога   будет   рассчитываться   на   основании
действующих в прошлых налоговых периодах порядка определения налоговой
базы и ставки налога на прибыль.
     Рассчитанные по  каждому  прошлому  налоговому периоду предельные
суммы зачета  сравниваются  с  фактически  уплаченными  в  иностранном
государстве  суммами  налога по тем периодам,  и определяются те суммы
налога,  которые могли быть зачтены при уплате  налога  на  прибыль  в
Российской  Федерации.  При их сложении получается общая сумма налога,
подлежащего зачету,  которая  отражается  в  налоговой  декларации  по
налогу  на  прибыль  в Российской Федерации в том отчетном (налоговом)
периоде,  с которого у российской кредитной организации возникло право
на  зачет  (то есть после того,  как российской кредитной организацией
будут учтены доходы,  полученные от источников в Республике  Болгарии,
при  расчете  налоговой базы для уплаты налога на прибыль в Российской
Федерации и с указанной суммы дохода будет уплачен налог на прибыль  в
Российской  Федерации).  В  случае  ее  превышения над рассчитанной по
декларации суммой налога на прибыль возврат или перенос на последующие
периоды суммы зачета не производится.
     Кроме того,  при  обращении  указанной  кредитной  организации  в
российский  налоговый  орган  в  целях  зачета сумм налога на прибыль,
выплаченных в соответствии с законодательством Республики Болгарии, ей
необходимо  представить налоговую декларацию о доходах,  полученных от
источников за пределами Российской Федерации, форма которой утверждена
приказом  МНС  России  от 21.01.2002 N БГ-3-23/23,  а также документы,
предусмотренные п.  3 ст.  311 НК РФ и подтверждающие  факт  удержания
налогов в Республике Болгарии.
     При этом НК РФ для налогоплательщиков не установлено  обязанности
представлять  в  налоговый  орган Российской Федерации расчет налога с
доходов,  полученных за пределами Российской Федерации, в соответствии
с  нормами  российского  налогового  законодательства,  а также расчет
налога,  подлежащего зачету при уплате налога на прибыль в  Российской
Федерации.  То  есть  налоговому  органу  следует  произвести проверку
представленного   налогоплательщиком   расчета,   а   при   отсутствии
указанного    расчета    налоговый   орган   должен   его   произвести
самостоятельно  исходя  из  информации,  содержащейся  в   документах,
представленных  на зачет уплаченного (удержанного) за границей налога,
а  также  проверку  вышеуказанной  налоговой  декларации  о   доходах,
полученных от источников за пределами Российской Федерации.
     Основание: письмо МНС России от 23.06.2003 N 23-2-06/3-1198-Ч136.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                          А.А. Глинкин