О ПРИМЕНЕНИИ СТАТЬИ 392 НОВОГО ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ВЕДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, УГОЛОВНЫМ И ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ 28 ноября 2003 г. N 01-06/46736 (Д) В связи с вступлением в силу с 1 января 2004 года нового Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066 - далее ТК России) и в целях реализации положений его статьи 392 при ведении производства по делам об административных правонарушениях, уголовным и гражданским делам рекомендуем руководствоваться следующим. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - далее КоАП России). Наряду с доказательствами, перечисленными в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, данные по делу устанавливаются и иными документами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП России). Аналогичные положения содержатся в уголовно-процессуальном законодательстве (ч. 2 ст. 74 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации), законодательстве Российской Федерации о гражданском судопроизводстве (ч. 1 ст. 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и о судопроизводстве в арбитражных судах (ч. 2 ст. 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). С учетом положений ст. 392 ТК России к таким документам следует отнести документы, оформленные при проведении таможенного контроля: пояснения лиц, указанных в ст. 16 ТК России, декларантов и иных лиц, имеющих отношение к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу и располагающих такими сведениями (ст. 369 ТК России); акты таможенного осмотра товаров и транспортных средств (ст. 371 ТК России); акты таможенного досмотра товаров и транспортных средств (ст. 372 ТК России); акты личного досмотра (ст. 373 ТК России); акты осмотра помещений и территорий для целей таможенного контроля (ст. 375 ТК России); акты таможенной ревизии (ст. 376 ТК России); акты взятия проб и образцов (ст. 383 ТК России); заключение эксперта (ст. 379 ТК России). Должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, обязано оценивать собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности (ст. 26.11 КоАП России). При этом фактические данные следует проверять на их относимость к конкретному делу, допустимость использования в процессе установления истины по делу и на этой основе - достоверность тех обстоятельств, которые устанавливаются этими данными. Оценке подлежат как каждое доказательство, так и все собранные доказательства в совокупности. При оценке доказательств исходят из их равенства, поскольку никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (ст. 26.11 КоАП России). Подобные требования к оценке доказательств по уголовным, гражданским делам и делам, подведомственным арбитражному суду, содержатся в соответствующих актах действующего законодательства (ч. 1 ст. 88 и ч. 2 ст. 17 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Заместитель председателя Комитета генерал-полковник таможенной службы Б.М. ГУТИН 28 ноября 2003 г. N 01-06/46736 |