О МЕРАХ ПО СОЗДАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУДОВОЙ СИСТЕМЫ ОХРАННОГО ОПОВЕЩЕНИЯ. Распоряжение. Министерство транспорта РФ (Минтранс России). 14.08.03 ВР-126-Р

          О МЕРАХ ПО СОЗДАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
                 СУДОВОЙ СИСТЕМЫ ОХРАННОГО ОПОВЕЩЕНИЯ
 
                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                      МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ

                          14 августа 2003 г.
                              N ВР-126-р

                                 (Д)
 

     В целях  выполнения требований главы XI-2 Международной конвенции
по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74) по оснащению
конвенционных  судов  техническими средствами охранного оповещения и в
развитие распоряжения Минтранса России от 17 февраля 2003 г. N ВР-31-р
"О  неотложных  мерах  по  обеспечению  защиты морского судоходства от
незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания":
     1. Утвердить   прилагаемую  Концепцию  мероприятий  по  внедрению
судовой системы охранного оповещения.
     2. Департаменту   безопасности   мореплавания   с  участием  ФГУП
"Морсвязьспутник",  ФГУ "Российский морской регистр судоходства" и ФГУ
"Служба морской безопасности":
     2.1. Разработать и обеспечить утверждение в установленном порядке
технико-эксплуатационных    требований    к   судовому   оборудованию,
устройствам  и  техническим  средствам   судовой   системы   охранного
оповещения (далее - ССОО). Срок исполнения - IV квартал 2003 года.
     2.2. Обеспечить проведение работ по одобрению  типа  оборудования
ССОО.
     3. ФГУ  "Российский  морской  регистр   судоходства"   обеспечить
техническое   наблюдение   за  оснащением  судов  системами  охранного
оповещения  в   установленные   сроки   и   проведение   периодических
освидетельствований оборудования ССОО аналогично судовому оборудованию
связи и навигации.
     4. Департаменту   безопасности   мореплавания   с  участием  ФГУП
"Морсвязьспутник",  ФГУ "Служба морской  безопасности"  подготовить  и
представить  предложения  по  внесению изменений и дополнений в Приказ
Минтранса России от 17 июля  2000  г.  N  74  "О  создании  глобальной
автоматизированной  системы  мониторинга и контроля за местоположением
российских  морских  и   смешанного   (река-море)   плавания   судов",
предусматривающие  выполнение задач,  необходимых для функционирования
ССОО. Срок исполнения - III квартал 2003 года.
     5. Контроль  за  исполнением  настоящего распоряжения оставляю за
собой.

Первый заместитель Министра
                                                              В. РУКША
14 августа 2003 г.
N ВР-126-р


                                                            Приложение

                                       к распоряжению Минтранса России
                                               от 14 августа 2003 года
                                                            N ВР-126-р

                              КОНЦЕПЦИЯ
    МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ СУДОВОЙ СИСТЕМЫ ОХРАННОГО ОПОВЕЩЕНИЯ

     С учетом требований международных документов:
     - правила   6   главы  XI-2  Международной  конвенции  по  охране
человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74);
     - резолюции  Международной  морской организации (ИМО) MSC.136(76)
от 11  декабря  2002  г.,  с  поправками,  внесенными  резолюцией  ИМО
MSC.147(77) от 29 мая 2003 г.;
     - Руководства   по   обеспечению   судовой   системы    охранного
оповещения,  принятого  Комитетом  по безопасности на море ИМО на 77-й
сессии (MSC/Circ.1072 от 26 июня 2003 г.);
     - Международного  кодекса  охраны  судов  и  портовых средств,  в
Минтрансе России должна быть организована система приема  и  обработки
переданных  с  судов  специальных  сигналов  тревоги,  действующая  на
глобальной основе.
     Для организации    такой   системы   необходимо   выполнить   ряд
мероприятий, в частности:
     1. Судовладельцам  оснастить суда техническими средствами судовой
системы  охранного  оповещения  (далее   -   ССОО),   соответствующими
минимальным требованиям ИМО.
     Данное мероприятие может быть выполнено как посредством установки
специально   предназначенного  для  этих  целей  оборудования,  так  и
посредством  использования  установленных  на   судах   радиоустановок
Глобальной  морской  системы  связи  при  бедствии  и  для обеспечения
безопасности (далее - ГМССБ) после их соответствующей модернизации.
     Некоторое оборудование     ГМССБ,     в    частности    УКВ/ПВ/КВ
радиоустановки  и  аварийные  радиобуи   системы   КОСПАС-САРСАТ,   по
техническим  и  экономическим  причинам нецелесообразно модифицировать
под требования, предъявляемые к ССОО.
     Поэтому из  существующего  на  судах  оборудования ГМССБ наиболее
подходящими для использования в качестве радиоустановок ССОО  являются
судовые земные станции (далее - СЗС) Инмарсат.
     Их полная адаптация для использования в  ССОО  потребует  меньшее
число  технических  мероприятий  (как  следствие  - меньшее количество
финансовых затрат),  т.к.  СЗС Инмарсат уже удовлетворяют  большинству
требований к ССОО, определенных ИМО. В частности, при передаче сигнала
тревоги через СЗС не  требуется  каких-либо  предварительных  настроек
каналов,  установки режимов работы и т.п. Как правило, на многих судах
уже выполнено требование по электропитанию в части обеспечения питания
от  альтернативного источника электроэнергии,  обеспечивается передача
данных о местоположении судна с привязкой к дате и  времени,  а  также
непрерывный (глобальный) режим работы и т.д.
     Потребуется некоторая доработка СЗС, в частности:
     - установка  дополнительных  оконечных  устройств  - как минимум,
двух скрытых точек активации (кнопки,  сенсоры, клавиатура, телефонные
трубки и т.п.), их сопряжение с СЗС;
     - модернизация (замена) программного  обеспечения  терминала  СЗС
для  возможности его работы с дополнительным оконечным оборудованием в
режиме передачи специального сигнала тревоги.
     Учитывая разнообразие  моделей  СЗС  Инмарсат,  установленных  на
судах, для каждой модели необходимо разработать технические условия на
их  модернизацию,  а  также  привлечь  большое количество специалистов
сервисных центров, которые бы выполнили эту работу.
     Данное решение  потребует  достаточно длительного периода времени
для оценки возможности и обеспечения модернизации СЗС Инмарсат.
     Другим вариантом     является    установка    новых    специально
разработанных для ССОО терминалов Инмарсат-МиниС или устройств на базе
терминалов   Инмарсат-D+.  Такой  вариант  является  технически  более
простым,  но   он   требует   установки   на   судне   дополнительного
оборудования.
     В случае  использования  специально  разработанного  оборудования
будет  применяться  определенный порядок,  в соответствии с которым на
судах  будет  устанавливаться  согласованное  с  ФГУ  "Служба  морской
безопасности"   (далее  -  Служба  морской  безопасности),  одобренное
Росморфлотом и освидетельствованное ФГУ  "Российский  морской  регистр
судоходства"  (далее - Морской регистр) оборудование,  предназначенное
для использования в ССОО.
     Контроль за  соблюдением  технических требований при установке на
судах оборудования ССОО,  а также  техническое  наблюдение  за  ним  в
эксплуатации будет осуществляться Морским регистром по соответствующим
правилам  для  радиоустановок.  Установка  оборудования   ССОО   будет
осуществляться признанными Морским регистром предприятиями по перечню,
согласованному со Службой морской безопасности.
     С учетом   необходимости   выполнения   требований   Конвенции  в
ограниченные сроки  (до  1  июля  2004  г.)  наиболее  предпочтительно
использование  в  ССОО  на  российских судах специально разработанного
унифицированного оборудования на базе СЗС Инмарсат-С или Инмарсат-D+.
     2. Минтрансу России создать береговую инфраструктуру (технические
средства) для обеспечения приема с судов специальных сигналов тревоги.
     В случае  использования  для  ССОО  судовых СЗС Инмарсат создания
специализированной береговой инфраструктуры не требуется.
     В соответствии  с  рекомендациями  ИМО  судовая система охранного
оповещения может строиться на основе действующих  систем  спутникового
мониторинга. В этой связи наиболее предпочтительным вариантом является
построение системы охранного  оповещения  на  базе  функционирующей  в
рамках   Минтранса   России   Глобальной   автоматизированной  системы
мониторинга  и  контроля  за  местоположением  российских  морских   и
смешанного (река-море) плавания судов (далее - СМС "Виктория").
     При этом  никаких  значительных  капиталовложений  не  требуется.
Необходима  лишь доработка программного обеспечения центра мониторинга
СМС "Виктория" для обработки специальных сообщений с судов.
     Переданные с  судов специальные сигналы тревоги будут поступать в
единый центр для принятия соответствующих  скоординированных  действий
компетентными властями.
     При существующей  схеме   взаимодействия   в   рамках   обработки
информации  СМС  "Виктория" функции организации,  обеспечивающей прием
специальных   сообщений   с   судов,   могут   быть   поручены   ГМСКЦ
Госморспасслужбы России.
     Функционирующая в рамках Минтранса России  СМС  "Виктория"  может
быть  в  полном объеме использована для решения задач,  возлагаемых на
ССОО.
     3. Департаменту  безопасности  мореплавания,  ФГУ "Служба морской
безопасности"  Минтранса  России,  ФГУП  "Морсвязьспутник"   Минтранса
России  разработать  и  в  установленном порядке утвердить нормативные
технические документы для ССОО, в частности:
     - положение о ССОО;
     - положение о взаимодействии Минтранса России с  соответствующими
государственными  органами  при  приеме  с  судов специальных сигналов
тревоги, а также, при необходимости, с морскими администрациями других
государств;
     - технико-эксплуатационные   требования   Минтранса   России    к
техническим средствам ССОО;
     - инструкции по использованию ССОО для судового персонала.