О МЕРАХ ПО СОЗДАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУДОВОЙ СИСТЕМЫ ОХРАННОГО ОПОВЕЩЕНИЯ РАСПОРЯЖЕНИЕ МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ 14 августа 2003 г. N ВР-126-р (Д) В целях выполнения требований главы XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74) по оснащению конвенционных судов техническими средствами охранного оповещения и в развитие распоряжения Минтранса России от 17 февраля 2003 г. N ВР-31-р "О неотложных мерах по обеспечению защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания": 1. Утвердить прилагаемую Концепцию мероприятий по внедрению судовой системы охранного оповещения. 2. Департаменту безопасности мореплавания с участием ФГУП "Морсвязьспутник", ФГУ "Российский морской регистр судоходства" и ФГУ "Служба морской безопасности": 2.1. Разработать и обеспечить утверждение в установленном порядке технико-эксплуатационных требований к судовому оборудованию, устройствам и техническим средствам судовой системы охранного оповещения (далее - ССОО). Срок исполнения - IV квартал 2003 года. 2.2. Обеспечить проведение работ по одобрению типа оборудования ССОО. 3. ФГУ "Российский морской регистр судоходства" обеспечить техническое наблюдение за оснащением судов системами охранного оповещения в установленные сроки и проведение периодических освидетельствований оборудования ССОО аналогично судовому оборудованию связи и навигации. 4. Департаменту безопасности мореплавания с участием ФГУП "Морсвязьспутник", ФГУ "Служба морской безопасности" подготовить и представить предложения по внесению изменений и дополнений в Приказ Минтранса России от 17 июля 2000 г. N 74 "О создании глобальной автоматизированной системы мониторинга и контроля за местоположением российских морских и смешанного (река-море) плавания судов", предусматривающие выполнение задач, необходимых для функционирования ССОО. Срок исполнения - III квартал 2003 года. 5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой. Первый заместитель Министра В. РУКША 14 августа 2003 г. N ВР-126-р Приложение к распоряжению Минтранса России от 14 августа 2003 года N ВР-126-р КОНЦЕПЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ СУДОВОЙ СИСТЕМЫ ОХРАННОГО ОПОВЕЩЕНИЯ С учетом требований международных документов: - правила 6 главы XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74); - резолюции Международной морской организации (ИМО) MSC.136(76) от 11 декабря 2002 г., с поправками, внесенными резолюцией ИМО MSC.147(77) от 29 мая 2003 г.; - Руководства по обеспечению судовой системы охранного оповещения, принятого Комитетом по безопасности на море ИМО на 77-й сессии (MSC/Circ.1072 от 26 июня 2003 г.); - Международного кодекса охраны судов и портовых средств, в Минтрансе России должна быть организована система приема и обработки переданных с судов специальных сигналов тревоги, действующая на глобальной основе. Для организации такой системы необходимо выполнить ряд мероприятий, в частности: 1. Судовладельцам оснастить суда техническими средствами судовой системы охранного оповещения (далее - ССОО), соответствующими минимальным требованиям ИМО. Данное мероприятие может быть выполнено как посредством установки специально предназначенного для этих целей оборудования, так и посредством использования установленных на судах радиоустановок Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (далее - ГМССБ) после их соответствующей модернизации. Некоторое оборудование ГМССБ, в частности УКВ/ПВ/КВ радиоустановки и аварийные радиобуи системы КОСПАС-САРСАТ, по техническим и экономическим причинам нецелесообразно модифицировать под требования, предъявляемые к ССОО. Поэтому из существующего на судах оборудования ГМССБ наиболее подходящими для использования в качестве радиоустановок ССОО являются судовые земные станции (далее - СЗС) Инмарсат. Их полная адаптация для использования в ССОО потребует меньшее число технических мероприятий (как следствие - меньшее количество финансовых затрат), т.к. СЗС Инмарсат уже удовлетворяют большинству требований к ССОО, определенных ИМО. В частности, при передаче сигнала тревоги через СЗС не требуется каких-либо предварительных настроек каналов, установки режимов работы и т.п. Как правило, на многих судах уже выполнено требование по электропитанию в части обеспечения питания от альтернативного источника электроэнергии, обеспечивается передача данных о местоположении судна с привязкой к дате и времени, а также непрерывный (глобальный) режим работы и т.д. Потребуется некоторая доработка СЗС, в частности: - установка дополнительных оконечных устройств - как минимум, двух скрытых точек активации (кнопки, сенсоры, клавиатура, телефонные трубки и т.п.), их сопряжение с СЗС; - модернизация (замена) программного обеспечения терминала СЗС для возможности его работы с дополнительным оконечным оборудованием в режиме передачи специального сигнала тревоги. Учитывая разнообразие моделей СЗС Инмарсат, установленных на судах, для каждой модели необходимо разработать технические условия на их модернизацию, а также привлечь большое количество специалистов сервисных центров, которые бы выполнили эту работу. Данное решение потребует достаточно длительного периода времени для оценки возможности и обеспечения модернизации СЗС Инмарсат. Другим вариантом является установка новых специально разработанных для ССОО терминалов Инмарсат-МиниС или устройств на базе терминалов Инмарсат-D+. Такой вариант является технически более простым, но он требует установки на судне дополнительного оборудования. В случае использования специально разработанного оборудования будет применяться определенный порядок, в соответствии с которым на судах будет устанавливаться согласованное с ФГУ "Служба морской безопасности" (далее - Служба морской безопасности), одобренное Росморфлотом и освидетельствованное ФГУ "Российский морской регистр судоходства" (далее - Морской регистр) оборудование, предназначенное для использования в ССОО. Контроль за соблюдением технических требований при установке на судах оборудования ССОО, а также техническое наблюдение за ним в эксплуатации будет осуществляться Морским регистром по соответствующим правилам для радиоустановок. Установка оборудования ССОО будет осуществляться признанными Морским регистром предприятиями по перечню, согласованному со Службой морской безопасности. С учетом необходимости выполнения требований Конвенции в ограниченные сроки (до 1 июля 2004 г.) наиболее предпочтительно использование в ССОО на российских судах специально разработанного унифицированного оборудования на базе СЗС Инмарсат-С или Инмарсат-D+. 2. Минтрансу России создать береговую инфраструктуру (технические средства) для обеспечения приема с судов специальных сигналов тревоги. В случае использования для ССОО судовых СЗС Инмарсат создания специализированной береговой инфраструктуры не требуется. В соответствии с рекомендациями ИМО судовая система охранного оповещения может строиться на основе действующих систем спутникового мониторинга. В этой связи наиболее предпочтительным вариантом является построение системы охранного оповещения на базе функционирующей в рамках Минтранса России Глобальной автоматизированной системы мониторинга и контроля за местоположением российских морских и смешанного (река-море) плавания судов (далее - СМС "Виктория"). При этом никаких значительных капиталовложений не требуется. Необходима лишь доработка программного обеспечения центра мониторинга СМС "Виктория" для обработки специальных сообщений с судов. Переданные с судов специальные сигналы тревоги будут поступать в единый центр для принятия соответствующих скоординированных действий компетентными властями. При существующей схеме взаимодействия в рамках обработки информации СМС "Виктория" функции организации, обеспечивающей прием специальных сообщений с судов, могут быть поручены ГМСКЦ Госморспасслужбы России. Функционирующая в рамках Минтранса России СМС "Виктория" может быть в полном объеме использована для решения задач, возлагаемых на ССОО. 3. Департаменту безопасности мореплавания, ФГУ "Служба морской безопасности" Минтранса России, ФГУП "Морсвязьспутник" Минтранса России разработать и в установленном порядке утвердить нормативные технические документы для ССОО, в частности: - положение о ССОО; - положение о взаимодействии Минтранса России с соответствующими государственными органами при приеме с судов специальных сигналов тревоги, а также, при необходимости, с морскими администрациями других государств; - технико-эксплуатационные требования Минтранса России к техническим средствам ССОО; - инструкции по использованию ССОО для судового персонала. |