БАНК ПРОСИТ ДАТЬ РАЗЪЯСНЕНИЕ ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 22.05.2003 N 54-ФЗ: 1. МОГУТ ЛИ ПРИНИМАТЬСЯ ДЛЯ ОТНЕСЕНИЯ К РАСХОДАМ, УМЕНЬШАЮЩИМ НАЛОГОВУЮ БАЗУ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ, РАСХОДЫ, ПОДТВЕРЖДАЕМЫЕ БЛАНКАМИ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ,. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 13.08.03 29-12/44311

       БАНК ПРОСИТ ДАТЬ РАЗЪЯСНЕНИЕ ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ
              ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 22.05.2003 N 54-ФЗ:
    1. МОГУТ ЛИ ПРИНИМАТЬСЯ ДЛЯ ОТНЕСЕНИЯ К РАСХОДАМ, УМЕНЬШАЮЩИМ
НАЛОГОВУЮ БАЗУ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ, РАСХОДЫ, ПОДТВЕРЖДАЕМЫЕ БЛАНКАМИ
 СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ, ОФОРМЛЕННЫМИ НА ИМЯ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕРЕЗ
                     КОНКРЕТНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО?
   2. КАКИЕ БЛАНКИ МОГУТ ОЦЕНИВАТЬСЯ КАК БЛАНКИ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ,
                    ПРИРАВНЕННЫЕ К КАССОВЫМ ЧЕКАМ?
    3. МОГУТ ЛИ КВИТАНЦИИ К ПРИХОДНЫМ КАССОВЫМ ОРДЕРАМ ПРИНИМАТЬСЯ
            БАНКОМ В ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕННЫХ РАСХОДОВ?

                                ПИСЬМО

                      УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ
                   ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

                          13 августа 2003 г.
                            N 29-12/44311

                                 (Д)


     1. В соответствии с п.  1 ст.  252 Налогового кодекса  Российской
Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы
на сумму произведенных расходов (за исключением расходов,  указанных в
ст. 270 НК РФ).
     Согласно п.  1 ст.  252 НК РФ расходами признаются обоснованные и
документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст.
265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     При этом  под  обоснованными  расходами  понимаются  экономически
оправданные затраты,  оценка которых выражена в  денежной  форме.  Под
документально    подтвержденными    расходами    понимаются   затраты,
подтвержденные   документами,   оформленными    в    соответствии    с
законодательством  Российской  Федерации.  Расходами  признаются любые
затраты  при  условии,   что   они   произведены   для   осуществления
деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
     Порядок оформления документов предусмотрен нормативными правовыми
актами   соответствующих  органов  исполнительной  власти,  которым  в
соответствии с законодательством  Российской  Федерации  предоставлено
право  утверждать  порядок  составления  и формы первичных документов,
которыми  оформляются  хозяйственные  операции  (п.   5   Методических
рекомендаций  по  применению  главы  25 "Налог на прибыль организаций"
части второй Налогового  кодекса  Российской  Федерации,  утвержденных
приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729).
     В частности,  для подтверждения произведенных расходов для  учета
их   в   целях  налогообложения  прибыли  первичные  документы  должны
соответствовать требованиям Федерального закона от 21.11.96  N  129-ФЗ
"О   бухгалтерском   учете",   которым  определен  порядок  оформления
первичных  документов  и  наличия  в   них   обязательных   реквизитов
(основание: письмо МНС России от 30.05.2003 N 02-1-16/57-У885).
     Согласно ст.  4 Федерального  закона  от  21.11.96  N  129-ФЗ  "О
бухгалтерском учете" сфера действия данного Эакона распространяется на
все организации,  находящиеся на территории  Российской  Федерации,  а
также  на  филиалы  и представительства иностранных организаций,  если
иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
     Следует отметить,  что  если  из утвержденных Госкомстатом России
унифицированных  форм  первичной  учетной  документации   организацией
удалены  существенные  реквизиты  унифицированных  форм,  то  расходы,
произведенные и указанные  организацией  в  первичных  документах,  не
соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации,  не
могут быть признаны документально  подтвержденными  и,  следовательно,
учтены  для  целей  налогообложения  прибыли  (письмо  МНС  России  от
15.05.2003 N 02-4-08/184-С827).
     2. Согласно  ст.  2  Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О
применении  контрольно-кассовой  техники  при  осуществлении  наличных
денежных  расчетов  и  (или) расчетов с использованием платежных карт"
контрольно-кассовая  техника,  включенная  в  государственный  реестр,
применяется  на территории Российской Федерации в обязательном порядке
всеми   организациями   и   индивидуальными   предпринимателями    при
осуществлении  ими  наличных  денежных  расчетов  и  (или)  расчетов с
использованием платежных карт в случаях  продажи  товаров,  выполнения
работ или оказания услуг.
     В соответствии с п.  2 ст.  2  указанного  Закона  организации  и
индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым
Правительством  Российской  Федерации,  могут  осуществлять   наличные
денежные  расчеты  и (или) расчеты с использованием платежных карт без
применения ККТ в случае оказания  услуг  исключительно  населению  при
условии   выдачи   ими  соответствующих  бланков  строгой  отчетности.
Следовательно,  наличные денежные расчеты  между  юридическими  лицами
осуществляются в обязательном порядке с использованием ККТ.
     Согласно п.  2 постановления  Совета  Министров  -  Правительства
Российской  Федерации  от  30.07.93 N 745 "Об утверждении Положения по
применению  контрольно-кассовых  машин  при   осуществлении   денежных
расчетов с населением и перечня отдельных категорий предприятий (в том
числе физических лиц,  осуществляющих предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых
операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу
специфики  своей  деятельности либо особенностей местонахождения могут
осуществлять   денежные   расчеты   с   населением   без    применения
контрольно-кассовых  машин" Министерство финансов Российской Федерации
разрабатывает   и   утверждает   по   представлению   заинтересованных
министерств,  ведомств,  предприятий  и  организаций  формы документов
строгой отчетности,  приравниваемые к кассовым  чекам,  которые  могут
использоваться  при  расчетах с населением для учета наличных денежных
средств.
     3. В  соответствии  с  п.  13 Порядка ведения кассовых операций в
Российской  Федерации,  утвержденного   решением   Совета   директоров
Центрального  банка  России  от  22.09.93  N 40,  прием наличных денег
кассами  предприятия  производится  по  приходным  кассовым   ордерам,
подписанным  главным  бухгалтером  или  лицом,  на  это уполномоченным
письменным распоряжением  руководителя  предприятия.  О  приеме  денег
выдается  квитанция к приходному кассовому ордеру за подписью главного
бухгалтера или лица,  на это уполномоченного,  и  кассира,  заверенная
печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
     Таким образом,  в соответствии с действующим законодательством на
сумму  полученных  денежных средств в обязательном порядке пробивается
чек ККТ и выписывается приходный кассовый ордер.

Заместитель
руководителя Управления
                                                           Н.В. Долгих