ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ 5 сентября 2003 г. N 05-1-11/1455-АЕ280 (Д) Министерство Российской Федерации по налогам и сборам рассмотрело письмо Центрального банка Российской Федерации и сообщает следующее. В соответствии с главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации) (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ) в налоговую базу для налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков-работодателей в 2001 году, наряду с выплатами, указанными в пункте 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), включалась и материальная выгода, получаемая работником и (или) членами его семьи за счет работодателя. К такой материальной выгоде в соответствии с пунктом 4 статьи 237 Кодекса, в частности, относилась материальная выгода в виде экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств на льготных условиях, определяемая по правилам, предусмотренным пунктом 2 статьи 212 настоящего Кодекса. В пункте 2 статьи 212 Кодекса установлен порядок определения налоговой базы при получении налогоплательщиком данного вида дохода, согласно которому при получении налогоплательщиком (применимо к единому социальному налогу - при получении дохода работником) дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными средствами, налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора. Определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды, выраженной как экономия на процентах при получении заемных средств, осуществляется налогоплательщиком в сроки, определяемые подпунктом 3 пункта 1 статьи 223 Кодекса, но не реже чем один раз в налоговый период, установленный статьей 216 Кодекса, т.е. датой фактического получения дохода считается день уплаты налогоплательщиком (применимо к единому социальному налогу - работником) процентов по полученным заемным средствам. Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.07.2002 N 203-О установлено, что положения подпункта 1 пункта 2 статьи 212 и абзаца шестого пункта 2 статьи 224 Кодекса, предписывающие при исчислении налога на материальную выгоду от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, исходить из ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату получения таких средств, применяются в случаях получения этих заемных (кредитных) средств после 1 января 2001 года. Применительно к суммам, оставшимся непогашенными по состоянию на 1 января 2001 года, для исчисления налога на материальную выгоду от экономии на процентах должна применяться ставка рефинансирования, действовавшая на 1 января 2001 года, поскольку иное истолкование данной нормы означало бы придание обратной силы закону, ухудшающему положение налогоплательщика, что недопустимо в силу статьи 57 Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (с изменениями и дополнениями) решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Учитывая изложенное, в 2001 году при включении в налогооблагаемую базу по единому социальному налогу материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными средствами данная материальная выгода исчислялась с учетом положений вышеназванного Определения Конституционного Суда. Заместитель Министра Б.М.КОРОЛЬ 5 сентября 2003 г. N 05-1-11/1455-АЕ280 |