ПРОТОКОЛ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РФ 12 ноября 2003 г. N 54-1-4 (Д) (Выписка) В соответствии с пунктом 6 статьи 26 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации решила: 1. Одобрить информационно-методический материал по некоторым вопросам образования избирательных участков за пределами территории Российской Федерации, формирования соответствующих участковых избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва, организации их деятельности. 2. Направить указанный информационно-методический материал в Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации с просьбой довести до сведения соответствующих участковых избирательных комиссий. 3. Опубликовать настоящую выписку из протокола заседания в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации". Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации О.К.ЗАСТРОЖНАЯ 12 ноября 2003 г. N 54-1-4 Приложение ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФОРМИРОВАНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩИХ УЧАСТКОВЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ ПО ВЫБОРАМ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА, ОРГАНИЗАЦИИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Образование избирательных участков, формирование участковых избирательных комиссий В соответствии с пунктом 6 статьи 14 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о выборах депутатов) 17 октября 2003 года завершился процесс образования избирательных участков для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, находящихся в день голосования на территориях иностранных государств. Для установления единой нумерации избирательных участков, образованных за пределами территории Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации представило в ЦИК России список всех избирательных участков, образованных за пределами территории Российской Федерации. Указанный список составлен Министерством иностранных дел Российской Федерации на основании сведений, полученных от руководителей дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территории страны пребывания. В соответствии с пунктом 8 статьи 14 Федерального закона о выборах и на основании Постановления ЦИК России от 6 ноября 2003 г. N 52/475-4 о единой нумерации избирательных участков, образованных за пределами территории Российской Федерации, принятого с учетом представленных Министерством иностранных дел России сведений, руководители соответствующих дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации решают вопросы публикации сведений об избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, с учетом местных условий. После завершения образования избирательных участков, то есть после 17 октября 2003 года, формируются соответствующие участковые избирательные комиссии. Согласно пункту 5 статьи 22 Федерального закона о выборах депутатов на избирательном участке, образованном за пределами территории Российской Федерации, участковая избирательная комиссия формируется руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации либо командиром воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации. Участковая избирательная комиссия на избирательном участке, образованном за пределами территории Российской Федерации, должна быть сформирована не ранее 6 ноября и не позднее 8 ноября 2003 года. Регламентируя порядок и сроки образования избирательных участков за пределами территории Российской Федерации, а также формирование там участковых избирательных комиссий, Федеральный закон о выборах депутатов учитывает особенности реализации избирательных прав военнослужащих воинских частей, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Постановлением ЦИК России от 3 сентября 2003 г. N 23/162-4 утверждены Методические рекомендации о порядке реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва. В соответствии с указанными Методическими рекомендациями, если избирательный участок образован за пределами территории Российской Федерации (не на территории воинской части) и на нем будут голосовать военнослужащие воинской части, расположенной на данной территории, то участковая избирательная комиссия формируется руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации с участием командира воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации, которым выделяется в состав этой комиссии представитель воинской части. Такие участковые избирательные комиссии формируются с соблюдением общих условий и порядка формирования избирательных комиссий, установленных пунктом 1 статьи 22 Федерального закона о выборах депутатов. Образование избирательных участков и формирование участковых избирательных комиссий непосредственно в воинских частях, находящихся за пределами территории Российской Федерации, осуществляется командирами этих воинских частей по согласованию с дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Российской Федерации в этих странах. Военнослужащие, как и другие избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, приписываются к одномандатным избирательным округам, образованным на территории Российской Федерации. Приписанные к одномандатным избирательным округам избиратели считаются также приписанными к федеральному избирательному округу. Избирательные участки на территориях воинских частей могут образовываться в исключительных случаях не позднее 1 декабря 2003 года. Командиры воинских частей, в которых образуются избирательные участки, выделяют для избирательных участков помещения, расположенные вне территории режимных объектов (при необходимости - по согласованию с властями страны пребывания). Гражданам Российской Федерации, которые пользуются активным избирательным правом и в день голосования будут находиться в районе расположения воинской части, находящейся за пределами территории Российской Федерации, по согласованию между командованием указанной воинской части и соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации должна быть предоставлена возможность принять участие в голосовании на избирательном участке воинской части. Их допуск в помещение для голосования осуществляется на основании документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации. Особого внимания заслуживают вопросы, связанные с составом участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами Российской Федерации. При формировании состава участковой избирательной комиссии следует учитывать требования пункта 1 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об основных гарантиях), который устанавливает, что членами комиссии с правом решающего голоса не могут быть: - лица, не имеющие гражданства Российской Федерации; - граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными; - граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет; - депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; - выборные должностные лица; - судьи, прокуроры; - кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов; - члены комиссий с правом совещательного голоса; - супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов; - лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов; - лица, выведенные из состава комиссий по решению суда; - лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, - в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания. Других ограничений в федеральном избирательном законодательстве не содержится. В связи с этим лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, проживающие на территории того или иного государства и не подпадающие под указанные ограничения, могут решением руководителя дипломатического или консульского учреждения включаться в состав соответствующей участковой избирательной комиссии при условии выполнения процедур, установленных избирательным законодательством. Федеральный закон об основных гарантиях делает исключение для участковых избирательных комиссий на избирательных участках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в части представительства в составе этих комиссий государственных и муниципальных служащих. Согласно пункту 5 статьи 22 Федерального закона об основных гарантиях положение о том, что государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии, может не применяться при формировании участковой избирательной комиссии на избирательном участке, образованном за пределами территории Российской Федерации. В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Федерального закона об основных гарантиях не менее одной второй от общего числа членов участковой избирательной комиссии назначаются на основе поступивших предложений политических партий, избирательных блоков. 2. Составление списков избирателей Порядок составления соответствующими избирательными комиссиями списков избирателей и ознакомления с ними избирателей регламентируется статьями 15, 16 и 17 Федерального закона о выборах и статьями 16, 17 Федерального закона об основных гарантиях. В частности, Федеральный закон о выборах депутатов регламентирует вопросы регистрации (учета) избирателей из числа граждан Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, различая юридические основания их пребывания за пределами территории Российской Федерации: 1) постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации; 2) находящиеся в длительной заграничной командировке; 3) находящиеся в иностранных государствах по частным приглашениям, в служебных, деловых и туристических поездках. Список избирателей по избирательному участку, образованному за пределами территории Российской Федерации, составляется соответствующей участковой избирательной комиссией по обращениям граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации либо находящихся в длительных заграничных командировках. Основанием для включения в список избирателей гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами территории Российской Федерации или находящегося в длительной заграничной командировке, является его письменное обращение, поданное не позднее 6 декабря 2003 года, либо устное обращение в соответствующую участковую избирательную комиссию при явке избирателя в день голосования в помещение этой участковой избирательной комиссии. Обладающие активным избирательным правом граждане Российской Федерации, находящиеся в иностранных государствах по частным приглашениям, в служебных, деловых и туристических поездках, включаются в список избирателей на основании устного обращения при их явке в помещение участковой избирательной комиссии по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и открепительного удостоверения. Указанные граждане, не имевшие возможности получить открепительное удостоверение, включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании устного обращения при их явке в день голосования в помещение участковой избирательной комиссии для голосования, если участковая избирательная комиссия установит по отметкам о пересечении границы, что избиратель не мог получить открепительное удостоверение. Обращение избирателя по телефону с просьбой о включении в список для голосования с последующим письменным подтверждением этого обращения в день голосования избирательным законодательством не предусмотрено. За пределами территории Российской Федерации документами, заменяющими паспорт гражданина Российской Федерации, являются документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют въезд в Российскую Федерацию, а также иные документы, по которым граждане Российской Федерации вправе пребывать на территории иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации. По информации Министерства иностранных дел Российской Федерации к таким документам относятся: 1. Заграничный паспорт с символикой Российской Федерации. 2. Заграничный паспорт с символикой СССР с записью или отметкой о гражданстве Российской Федерации. 3. Дипломатический паспорт. 4. Служебный паспорт. 5. Паспорт моряка. 6. Свидетельство на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию. В странах СНГ, кроме указанных выше, действительны следующие документы: 1. Паспорт гражданина Российской Федерации (внутренний паспорт). 2. Паспорт гражданина СССР образца 1974 года с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации, или штампом на внутренней стороне обложки паспорта гражданина СССР с текстом о наличии гражданства Российской Федерации, заверенным подписью руководителя паспортно-визовой службы ОВД МВД России или консульского загранучреждения (КЗУ) и мастичной гербовой печатью, или штампом о прописке (регистрации) по месту жительства, подтверждающим постоянное проживание на территории России по состоянию на 6 февраля 1992 года. 3. Удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Список избирателей после окончания голосования по избирательному участку, образованному на территории иностранного государства, подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии и заверяется печатью участковой избирательной комиссии. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается. В соответствии с Постановлением ЦИК России от 10 июня 2003 г. N 11/102-4 "О форме списка избирателей для проведения голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва и порядке использования второго экземпляра списка избирателей" в списке избирателей указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя. В списке избирателей должны быть предусмотрены места для проставления избирателем серии и номера своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, для подписи за каждый полученный избирателем бюллетень, для подписи члена участковой избирательной комиссии, выдавшего бюллетень (бюллетени) избирателю, а также для внесения суммарных данных как по одномандатному, так и по федеральному избирательному округу. В связи с тем, что участковые избирательные комиссии, сформированные на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, самостоятельно составляют списки избирателей, эти комиссии согласно указанному Постановлению ЦИК России используют бланки титульных и вкладных листов списка избирателей. Список избирателей изготавливается в машинописном виде. Федеральный закон о выборах депутатов предусматривает случаи, когда при составлении списка избирателей не используется государственная автоматизированная информационная система - в соответствии с пунктом 9 статьи 15 в исключительных случаях допускается составление списков избирателей в рукописном виде. Указанное положение применимо к деятельности избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом о выборах депутатов не предусмотрено составление дополнительного списка избирателей. Дополнительное включение граждан в список избирателей означает продление ранее составленного списка избирателей. Сведения об избирателях, включаемых в список избирателей непосредственно в день голосования по их устному обращению, вносятся в дополнительные вкладные листы. При этом нумерация записей на этих дополнительных вкладных листах должна быть продолжением нумерации заверенного накануне списка избирателей. При этом участковая избирательная комиссия должна принять меры, исключающие возможность голосования одного и того же избирателя на нескольких избирательных участках. Список избирателей по избирательному участку, образованному на территории воинской части, находящейся за пределами территории Российской Федерации, составляется участковой избирательной комиссией не позднее 11 ноября 2003 года на основании сведений об избирателях, представляемых командиром воинской части. 3. Обеспечение участковых избирательных комиссий избирательными документами В соответствии с пунктом 12 статьи 75 Федерального закона о выборах депутатов участковым избирательным комиссиям, сформированным на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, избирательные бюллетени могут передаваться непосредственно избирательной комиссией, разместившей заказ на изготовление бюллетеней, в порядке, установленном Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 3 сентября 2003 г. N 23/163-4 "О Порядке передачи избирательных бюллетеней участковым избирательным комиссиям, сформированным на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва". Избирательные бюллетени должны быть изготовлены не позднее 14 ноября 2003 года. В соответствии с вышеуказанным Постановлением ЦИК России доставку избирательных бюллетеней участковым избирательным комиссиям, сформированным на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, организует Министерство иностранных дел Российской Федерации. Уполномоченные представители Министерства иностранных дел Российской Федерации получают от избирательной комиссии, разместившей заказ на изготовление избирательных бюллетеней, избирательные бюллетени по акту, в котором указываются дата и время его составления, а также число передаваемых избирательных бюллетеней. Избирательные бюллетени должны быть переданы в участковую избирательную комиссию не позднее 2 декабря 2003 года. В случае проведения по разрешению окружной избирательной комиссии (не ранее чем за 15 дней до дня голосования) досрочного голосования избирательные бюллетени должны быть переданы в участковые избирательные комиссии не позднее чем за четыре дня до установленного дня досрочного голосования. Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, в подчинении которых находятся воинские части, расположенные за пределами территории Российской Федерации, при необходимости с учетом имеющихся возможностей оказывают содействие Министерству иностранных дел Российской Федерации, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям Российской Федерации в доставке избирательных бюллетеней участковым избирательным комиссиям, сформированным на избирательных участках, образованных в воинских частях, расположенных за пределами территории Российской Федерации. В соответствии с пунктом 17 статьи 75 Федерального закона о выборах депутатов в исключительных случаях (невозможность доставки избирательных бюллетеней) на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, допускается изготовление избирательных бюллетеней непосредственно участковой избирательной комиссией. Решение об изготовлении избирательных бюллетеней с указанием необходимого тиража и сроков изготовления избирательных бюллетеней принимается этой участковой избирательной комиссией по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией. Запрос о необходимости самостоятельного изготовления избирательных бюллетеней участковой избирательной комиссией направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию непосредственно либо через Министерство иностранных дел Российской Федерации. О самостоятельном изготовлении тиража избирательных бюллетеней участковой избирательной комиссией составляется акт в двух экземплярах: один экземпляр акта направляется непосредственно либо через Министерство иностранных дел Российской Федерации в соответствующую территориальную избирательную комиссию, а другой остается в участковой избирательной комиссии. Информацию о движении избирательных бюллетеней и акты передачи избирательных бюллетеней участковым избирательным комиссиям Министерство иностранных дел Российской Федерации представляет в соответствующие территориальные избирательные комиссии. В соответствии с пунктом 1 статьи 76 Федерального закона о выборах открепительные удостоверения передаются в участковую избирательную комиссию в том же порядке, что и избирательные бюллетени. Разъяснения о порядке учета и выдачи открепительных удостоверений для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва утверждены Постановлением ЦИК России от 23 июля 2003 г. N 19/134-4 "Об открепительном удостоверении для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва". В соответствии с пунктом 3 статьи 91 Федерального закона о выборах депутатов избирательные бюллетени, открепительные удостоверения, списки избирателей и подписные листы с подписями избирателей хранятся не менее одного года со дня официального опубликования результатов выборов. Согласно Постановлению ЦИК России от 23 июля 2003 г. N 19/132-4 "О Порядке хранения и передачи в архивы документов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва, и Порядке уничтожения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва" вся избирательная документация избирательных участков, образованных за пределами Российской Федерации, включая избирательные бюллетени, хранится в помещениях дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации по согласованию с их руководителями, а затем согласно срокам хранения, установленным указанным Порядком, передается в вышестоящие избирательные комиссии или уничтожается по акту в установленном порядке. 4. Досрочное голосование. Голосование по открепительным удостоверениям. Передача протоколов об итогах голосования в вышестоящую избирательную комиссию 4.1. Досрочное голосование Проведение досрочного голосования на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном статьей 78 Федерального закона о выборах депутатов. В соответствии с пунктом 1 указанной статьи окружные избирательные комиссии вправе разрешить провести досрочно, но не ранее 21 ноября 2003 года, голосование всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных в отдаленных или труднодоступных местностях. В этом случае досрочное голосование проводится по правилам, установленным статьей 77 Федерального закона о выборах депутатов. Сразу после окончания досрочного голосования проводится подсчет голосов избирателей и устанавливаются итоги голосования в соответствии с требованиями статей 80 и 81 указанного Федерального закона. Если отдельные группы избирателей, включенных в список избирателей на соответствующем избирательном участке, находятся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено и поэтому невозможно провести досрочное голосование по избирательному участку в целом, окружная избирательная комиссия по согласованию с соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации вправе разрешить провести голосование этих групп избирателей досрочно, но не ранее 21 ноября 2003 года, в течение нескольких дней в порядке, установленном пунктами 3 - 9 статьи 78 Федерального закона о выборах депутатов. Следует отметить, что для проведения досрочного голосования вышеуказанных групп избирателей используются переносные ящики для голосования. Количество переносных ящиков для голосования определяется решением соответствующей участковой избирательной комиссии. Досрочное голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. С момента окончания проведения досрочного голосования прорези для избирательных бюллетеней в переносных ящиках опечатываются председателем участковой избирательной комиссии. Хранение переносных ящиков для голосования обеспечивается секретарем участковой избирательной комиссии. Переносные ящики для голосования не вскрываются до начала подсчета голосов избирателей на избирательном участке. Переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями, опущенными досрочно проголосовавшими избирателями, запрещается использовать для проведения голосования в день голосования. О проведении досрочного голосования составляется акт, в котором указываются день и время голосования, количество избирателей, получивших избирательные бюллетени для участия в досрочном голосовании, фамилии членов избирательной комиссии и других лиц, присутствовавших при голосовании. Указанный акт хранится вместе с переносным ящиком для голосования. Досрочное голосование проводится только в установленное решением соответствующей участковой избирательной комиссии время, которое должно быть доведено до сведения избирателей и лиц, имеющих право присутствовать при голосовании. Досрочное голосование может быть организовано с учетом национальных и религиозных особенностей страны пребывания. При проведении досрочного голосования избирательная комиссия обязана обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателей, обеспечить сохранность избирательных бюллетеней и учет голосов избирателей при установлении итогов голосования и определении результатов выборов. Участковой избирательной комиссии, обратившейся в окружную избирательную комиссию с просьбой о проведении досрочного голосования, следует провести соответствующую разъяснительную работу среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации или находящихся в длительных заграничных командировках, которые будут голосовать досрочно, чтобы они заблаговременно подали письменные обращения в участковую избирательную комиссию о включении их в список избирателей. 4.2. Голосование по открепительным удостоверениям Избиратели, находящиеся в день голосования в иностранных государствах по частным приглашениям, в служебных, деловых и туристических поездках, включенные в список избирателей и имеющие открепительные удостоверения для голосования, при их явке в помещение участковой избирательной комиссии вправе принять участие в голосовании в пределах избирательного округа, где данные избиратели обладают активным избирательным правом в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 4 Федерального закона о выборах депутатов, на том избирательном участке, на котором они будут находиться в день голосования. В соответствии с пунктом 6 статьи 77 указанного Федерального закона избиратель, голосуя по открепительному удостоверению в иностранном государстве, вправе получить избирательный бюллетень только для голосования по федеральному избирательному округу, если проживающие в этом государстве избиратели - граждане Российской Федерации приписаны не к тому одномандатному избирательному округу, где он постоянно или преимущественно проживает. В случае, если гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами территории Российской Федерации, голосует по открепительному удостоверению на избирательном участке другого иностранного государства, он также вправе получить избирательный бюллетень только по федеральному избирательному округу. В данной ситуации гражданин Российской Федерации вправе получить также избирательный бюллетень по одномандатному избирательному округу в случае приписки участка, на котором он голосует, к тому же одномандатному избирательному округу, что и государство, в котором он постоянно или преимущественно проживает. 4.3. Передача протоколов об итогах голосования в вышестоящую избирательную комиссию В соответствии с пунктом 28 статьи 81 Федерального закона о выборах депутатов при наличии соответствующих технических средств данные протоколов об итогах голосования незамедлительно после подписания протоколов членами участковых избирательных комиссий избирательных участков, образованных за пределами территории Российской Федерации, передаются по техническим каналам связи в соответствующие территориальные избирательные комиссии. Первые экземпляры протоколов N 1 и N 2 об итогах голосования, составленные участковыми избирательными комиссиями, сформированными за пределами территории Российской Федерации, вместе с приобщенными к документам, перечисленным в пункте 26 указанной статьи, представляются в вышестоящую территориальную избирательную комиссию при первой возможности либо непосредственно, либо через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, либо иным способом, обеспечивающим сохранность избирательной документации и доставку ее по назначению. Порядок передачи, обработки и использования информации о выборах, переданной по техническим каналам связи, при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва на избирательных участках, образованных на судах, находящихся в плавании, на полярных станциях, в отдаленных или труднодоступных местностях либо за пределами территории Российской Федерации, утвержден Постановлением ЦИК России от 27 октября 2003 г. N 45/425-4. При этом Министерство иностранных дел Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии соответствующих субъектов Российской Федерации, окружные избирательные комиссии всесторонне содействуют передаче данных протоколов. Данные протоколов об итогах голосования могут передаваться с использованием технической системы передачи информации, обеспечивающей передачу копий документов. При отсутствии такой технической системы передачи информации участковая избирательная комиссия с использованием других видов связи (кроме видов связи, передающих информацию голосом) передает данные, внесенные в протоколы об итогах голосования: номер протокола, номера строк и соответствующие им данные протокола с указанием всех цифр прописью. Участковая избирательная комиссия, сформированная на избирательном участке, образованном за пределами территории Российской Федерации, на пакете с первыми экземплярами протоколов об итогах голосования и приобщенными к ним документами делает пометку "Выборный" и опечатывает пакет. 5. Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Федерального закона о выборах депутатов с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протоколов об итогах голосования, при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей избирательной комиссией, либо его доверенное лицо, либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, уполномоченный представитель или доверенное лицо политической партии, избирательного блока, федеральный список кандидатов которых зарегистрирован, или кандидат из указанного списка, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели. В указанной статье регламентируется деятельность всех лиц, имеющих право осуществлять общественное наблюдение (контроль). Полномочия наблюдателей должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном зарегистрированным по одномандатному избирательному округу кандидатом или его доверенным лицом, политической партией, избирательным блоком, иным общественным объединением, интересы которых представляет данный наблюдатель. Заверение направления печатью при этом не требуется. В пункте 9 статьи 31 Федерального закона о выборах депутатов приведены сведения о наблюдателях, которые обязательно должны быть указаны в направлении. Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется. Полномочия доверенных лиц подтверждаются удостоверениями. Не исключена возможность присутствия в день голосования на избирательном участке, сформированном за пределами территории Российской Федерации, иностранных (международных) наблюдателей. Аккредитация иностранных (международных) наблюдателей осуществляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по представлении заявления и при наличии приглашения одного из органов или лиц, имеющих право пригласить иностранных (международных) наблюдателей - Президента Российской Федерации, Совета Федерации или Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Удостоверение, выдаваемое ЦИК России иностранному (международному) наблюдателю в соответствии с представленными им документами, дает наблюдателю право осуществлять свою деятельность в период подготовки и проведения выборов. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации Постановлением от 9 июля 2003 г. N 17/120-4 утвердила Разъяснения порядка деятельности иностранных (международных) наблюдателей, образец и описание удостоверения иностранного (международного) наблюдателя при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва. 6. Информационное обеспечение избирательных участков, избирательных комиссий В целях выполнения положений статьи 74 Федерального закона о выборах, касающихся наличия информационных материалов на избирательном участке, ЦИК России и соответствующие окружные избирательные комиссии направляют в избирательные комиссии, образованные на избирательных участках, сформированных за пределами территории Российской Федерации, необходимые информационные материалы, предусмотренные федеральным избирательным законодательством. Необходимо иметь в виду, что одним из информационных источников организации деятельности участковых избирательных комиссий, образованных на избирательных участках за пределами территории Российской Федерации, является сайт ЦИК России в сети Интернет: www.cikrf.ru. На сайте ЦИК России размещается информация о составе и деятельности ЦИК России, тексты федеральных законов о выборах и референдумах, нормативных актов ЦИК России, публикации центральных и региональных СМИ, сообщения информационных агентств по выборной тематике, другая информация. На сайте ЦИК России размещаются данные Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы". Порядок размещения обязательной информации из ГАС "Выборы", а также перечень этой информации утверждены Постановлением ЦИК России от 12 сентября 2003 г. N 25/176-4 "О порядке размещения данных Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" в сети "Интернет". Указанное Постановление содержит также перечень адресов сайтов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в Интернет-портале ЦИК России. 7. Финансирование выборов Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации в пределах денежных средств, выделенных им Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, оплачивают расходы участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации. |