О КОНЦЕПЦИИ СОВМЕСТНОГО ВОЕННО-НАУЧНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ГОСУДАРСТВАХ-УЧАСТНИКАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ РЕШЕНИЕ СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ 18 сентября 2003 года (Д) (Ялта, 18 сентября 2003 года) Совет глав правительств Содружества Независимых Государств решил: утвердить Концепцию совместного военно-научного сопровождения эксплуатации авиационной техники военного назначения в государствах-участниках Содружества Независимых Государств (прилагается); порядок реализации основных положений Концепции определить Совету министров обороны государств-участников Содружества Независимых Государств. Совершено в городе Ялте 18 сентября 2003 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию. (Подписи) Утверждена Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Концепции совместного военно-научного сопровождения эксплуатации авиационной техники военного назначения в государствах-участниках Содружества Независимых Государств от 18 сентября 2003 года КОНЦЕПЦИЯ СОВМЕСТНОГО ВОЕННО-НАУЧНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ГОСУДАРСТВАХ-УЧАСТНИКАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ 1. Общие положения Концепция совместного военно-научного сопровождения эксплуатации авиационной техники военного назначения в государствах-участниках Содружества Независимых Государств (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления разработки и внедрения в практику военной авиации государств-участников Содружества Независимых Государств (далее - государства-участники СНГ) прогрессивных методов организации инженерно-авиационного обеспечения и способов их реализации с минимальными финансовыми, материальными и трудовыми затратами. Для настоящей Концепции применяемые термины означают: "авиационная техника" - летательные аппараты, их бортовое оборудование и агрегаты, двигатели, авиационное вооружение, авиационные средства спасания, тренажеры, наземные средства управления воздушным движением, навигации, посадки и связи, а также средства наземного обслуживания летательных аппаратов; "авиационная техника двойного назначения" - авиационная техника, которая используется как в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, так и в интересах обороны государства; "летательные аппараты" - самолеты, вертолеты, авиационные, авиационно-космические ракеты, аэростаты, дирижабли, планеры, автожиры, дельтапланы и другие летательные аппараты. Летательные аппараты могут быть военными, гражданскими и экспериментальными. Авиационная техника, используемая в военной авиации, именуется "авиационная техника военного назначения" (АТВН); "инженерно-авиационное обеспечение" - комплекс мероприятий, осуществляемых силами инженерно-авиационной службы и направленных на поддержание авиационной техники, средств ее эксплуатации и ремонта в постоянной исправности, готовности к использованию по прямому назначению с высокой безотказностью и эффективностью; "военно-научное сопровождение эксплуатации авиационной техники военного назначения" - комплекс мероприятий, проводимых разработчиком и (или) изготовителем АТВН, научно-исследовательскими учреждениями и организациями в целях поддержания необходимого уровня исправности и совершенствования тактико-технических и эксплуатационно-технических характеристик АТВН в процессе эксплуатации; "эксплуатация образца (изделия) авиационной техники военного назначения" - стадия жизненного цикла образца (изделия) АТВН с момента принятия его эксплуатирующей организацией от завода-изготовителя или ремонтного предприятия, являющаяся совокупностью ввода в эксплуатацию, приведения в установленную степень готовности к использованию по назначению, поддержания в установленной степени готовности к использованию, использования по назначению, хранения и транспортирования образца (изделия) АТВН. Объективной основой для разработки Концепции является стремление государств-участников СНГ проводить согласованную военно-техническую политику в области эксплуатации и ремонта АТВН. Необходимость разработки Концепции обусловлена: потребностью создания теоретических основ разработки Программы военно-научного сопровождения эксплуатации АТВН государств-участников СНГ; однотипностью эксплуатируемой АТВН; отсутствием нормативных и организационно-методических основ военно-научного сопровождения эксплуатации АТВН. Военно-научное сопровождение эксплуатации АТВН в государствах-участниках СНГ, являясь элементом общей системы управления качеством вооружения и военной техники, осуществляется в рамках военно-технического сотрудничества в области разработки, модернизации, производства, поставок, эксплуатации, ремонта и утилизации АТВН. Реализация Концепции осуществляется посредством разработки Программы военно-научного сопровождения эксплуатации АТВН в государствах-участниках СНГ и соответствующего плана организационно-технических мероприятий по ее выполнению. Общие принципы обеспечения режима секретности при осуществлении военно-научного сопровождения АТВН реализуются в соответствии с Соглашением о взаимном обеспечении сохранности межгосударственных секретов от 22 января 1993 года. 2. Цель и задачи военно-научного сопровождения эксплуатации авиационной техники военного назначения Целью военно-научного сопровождения эксплуатации АТВН в государствах-участниках СНГ является максимальное использование запасов надежности и повышение эксплуатационной и ремонтной технологичности, заложенных в конструкцию АТВН для обеспечения ее исправности, без снижения уровня безопасности полетов, а также рациональное расходование всех видов ресурсов при техническом обслуживании, ремонте и хранении АТВН. Задачами военно-научного сопровождения эксплуатации АТВН государств-участников СНГ являются: согласованное формирование основных направлений развития системы эксплуатации и ремонта АТВН; разработка научно обоснованных критериев оценки технического состояния АТВН; оценка фактического уровня тактико-технических и эксплуатационно-технических характеристик АТВН в процессе эксплуатации; нормативное и научно-методическое обеспечение перевода АТВН на эксплуатацию по состоянию; выполнение исследований по оценке реального уровня нагруженности (по результатам объективного контроля) и технического состояния эксплуатируемой АТВН; проведение комплекса работ по продлению ресурсов и сроков службы АТВН, при этом исключительное право на увеличение назначенных показателей имеют разработчик и (или) изготовитель конкретного образца (изделия) АТВН; разработка методов исследования и исследование технического состояния аварийной и отказавшей АТВН в целях определения причин авиационных происшествий и инцидентов, разработка и доведение соответствующих рекомендаций до разработчика, изготовителя и эксплуатанта АТВН; научно-методическое обеспечение развития взаимосвязанной системы заводского и войскового ремонта АТВН, внедрение ресурсосберегающих методов и технологий ее технического обслуживания, ремонта и хранения; разработка и внедрение рациональных методов и средств утилизации АТВН. 3. Основные направления военно-научного сопровождения эксплуатации авиационной техники военного назначения Военно-научное сопровождение эксплуатации АТВН в государствах-участниках СНГ осуществляется по следующим направлениям: перевод АТВН на эксплуатацию по состоянию; оценка возможности продления ресурсов и сроков службы АТВН; совершенствование системы войскового ремонта АТВН; создание интегрированной системы заводского ремонта АТВН; разработка и внедрение ресурсосберегающих методов и технологий технического обслуживания, ремонта и хранения АТВН; внедрение перспективных алгоритмов контроля, программного обеспечения в целях информационного обеспечения эксплуатации АТВН по состоянию; выдача рекомендаций по обеспечению запасными частями и материалами; разработка рекомендаций по совершенствованию организационно-штатной структуры подразделений технического обслуживания и ремонта эксплуатирующих организаций; подготовка и переподготовка специалистов по техническому обслуживанию и ремонту АТВН; расследование авиационных происшествий и инцидентов с разработкой соответствующих рекомендаций по обеспечению безопасности полетов; создание информационного пространства на двусторонней основе и развитие информационных технологий. 4. Организация военно-научного сопровождения авиационной техники военного назначения Организация военно-научного сопровождения эксплуатации АТВН включает: образование информационных центров в государствах-участниках СНГ; разработку единых нормативных и методических документов, регламентирующих военно-научное сопровождение АТВН на двусторонней и многосторонней основе; организационно-техническое обеспечение сопровождения эксплуатации АТВН на двусторонней и многосторонней основе. Организационно-правовые вопросы деятельности информационных центров государств-участников СНГ регулируются положениями об этих органах. Первоочередной задачей информационных центров является создание информационного пространства в области эксплуатации АТВН государств-участников СНГ вне зависимости от ведомственной принадлежности и в соответствии с национальным законодательством. Основными направлениями информационного обмена являются: состояние надежности и исправности АТВН; обеспечение АТВН запасами ресурсов и сроков службы; нормативная, эксплуатационная, ремонтная и методическая документация; результаты расследования авиационных происшествий, инцидентов и отказов АТВН, а также рекомендации по их предупреждению. Организационно-техническое обеспечение военно-научного сопровождения эксплуатации АТВН включает: предоставление программного обеспечения для автоматизированного сбора, обработки и анализа информации о неисправностях АТВН при эксплуатации; разработку методического обеспечения работ по сбору, обработке и анализу сведений о неисправностях АТВН в целях создания информационной основы для планирования и управления эксплуатацией и ремонтом АТВН; создание компьютерных информационных баз данных для каждого информационного центра государства-участника СНГ, типа и условий базирования эксплуатируемой АТВН; своевременное оснащение информационных центров материально-техническими и программно-информационными средствами; обучение работе с комплексом программных средств персонала информационных центров и специалистов других организационно-штатных структур государств-участников СНГ; информирование о результатах периодического анализа уровня надежности эксплуатируемой АТВН соответствующих информационных центров; предоставление информационными центрами необходимых сведений для обеспечения выполнения работ по продлению ресурсов и сроков службы АТВН. Основным механизмом реализации Концепции являются финансируемые из бюджетов государств-участников СНГ национальные программы вооружения и оборонные заказы государств-участников СНГ, планы строительства и развития вооруженных сил государств-участников СНГ. |