ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ СИСТЕМЫ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ ЭКСПЕРТОВ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ ГОСТ Р. Постановление. Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии. 10.10.03 112

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 
                      ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ
                    ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ
 
                          10 октября 2003 г.
                                N 112
 
                                 (Д)


     В целях   совершенствования  организации  работ  по  сертификации
экспертов для Системы сертификации ГОСТ Р  и  реализации  Федерального
закона "О техническом регулировании" ст.  36 и п.  1 ст.  46,  а также
организации  учета  случаев  причинения  вреда  вследствие   нарушения
требований   технических   регламентов  жизни  или  здоровью  граждан,
имуществу физических или юридических лиц,  окружающей среде, жизни или
здоровью   животных   или  растений  с  учетом  тяжести  этого  вреда,
Государственный  комитет  Российской  Федерации  по  стандартизации  и
метрологии постановляет:
     1. Утвердить  прилагаемое  Положение   о   Системе   добровольной
сертификации  независимых  судебных экспертов нормативной экспертизы в
области  оценки  соответствия  деятельности  хозяйствующих   субъектов
техническим регламентам,  входящей в Систему добровольной сертификации
экспертов Системы сертификации ГОСТ Р.
     2. Определить    Центральным    органом    Системы   добровольной
сертификации независимых судебных экспертов нормативной  экспертизы  в
области   оценки  соответствия  деятельности  хозяйствующих  субъектов
техническим  регламентам  АНО  -  Национальный  консультативный  центр
промышленной экологии и судебной экспертизы.
     3. Назначить  научно-методическим  центром  Системы  добровольной
сертификации  независимых  судебных экспертов нормативной экспертизы в
области  оценки  соответствия  деятельности  хозяйствующих   субъектов
техническим   регламентам  -  Московский  государственный  университет
пищевых производств (МГУПП).
     4. Положение  о  Системе  добровольной  сертификации  независимых
судебных   экспертов   нормативной   экспертизы   в   области   оценки
соответствия    деятельности   хозяйствующих   субъектов   техническим
регламентам ввести в действие в установленном порядке.

Председатель
Госстандарта России
                                                              В.В.УСОВ

10 октября 2003 г.
N 112


                                                            Приложение

                                                       к Постановлению
                                                   Госстандарта России
                                                   от 10.10.2003 N 112

                              ПОЛОЖЕНИЕ
                 О СИСТЕМЕ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ
              НЕЗАВИСИМЫХ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ НОРМАТИВНОЙ
               ЭКСПЕРТИЗЫ В ОБЛАСТИ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ
                 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА
                       ТЕХНИЧЕСКИМ РЕГЛАМЕНТАМ

     1. Введение
     1. Настоящее Положение устанавливает цели,  принципы,  структуру,
правила,  процедуры  и  порядок  проведения  добровольной сертификации
независимых судебных экспертов нормативной экспертизы в области оценки
соответствия    деятельности   хозяйствующего   субъекта   техническим
регламентам в Российской Федерации.
     Система создана     Госстандартом     России    и    Национальным
консультативным центром промышленной экологии и судебной экспертизы  в
соответствии с Законами Российской Федерации:
     "О защите прав потребителей" (от 07.02.92 N 2300-1);
     Федеральным законом "О техническом регулировании";
     Федеральным законом   "О    государственной    судебно-экспертной
деятельности в Российской Федерации" от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ;
     Федеральным законом "Об экологической экспертизе" (N 65 в ред. от
15  апреля  1998  г.) и другими нормативно-правовыми актами Российской
Федерации.
     2. Настоящее   Положение  является  основным  документом  Системы
добровольной сертификации независимых судебных  экспертов  нормативной
экспертизы  в  области оценки соответствия деятельности хозяйствующего
субъекта  техническим  регламентам  и  разработано  в  соответствии  с
требованиями   Системы  добровольной  сертификации  экспертов  Системы
сертификации ГОСТ Р.
     Положение предназначено   для  применения  участниками  настоящей
Системы, Системы сертификации ГОСТ Р.

     2. Термины и определения
     В настоящем  документе  применяются  определения,  содержащиеся в
нормативных документах, послуживших основанием для создания Системы.
     Кроме того,   учтена   терминология,  приводимая  в  Руководствах
ИСО/МЭК  2  и  стандарте  ИСО  8402,  с   некоторыми   уточнениями   и
дополнениями,  необходимыми для обеспечения взаимопонимания в вопросах
сертификации экспертов нормативной экспертизы;
     судебная экспертиза   -  процессуальное  действие,  состоящее  из
проведения исследований  и  дачи  заключения  экспертом  по  вопросам,
разрешение   которых  требует  специальных  знаний  в  области  науки,
техники,  искусства или ремесла и которые поставлены  перед  экспертом
судом,   судьей,   органом  дознания,  лицом,  производящим  дознание,
следователем  или  прокурором,  в  целях  установления  обстоятельств,
подлежащих доказыванию по конкретному делу;
     судебный эксперт нормативной экспертизы - специалист,  обладающий
научными  и  (или)  практическими  познаниями  по  оценке соответствия
деятельности хозяйствующих и иных  субъектов  требованиям  технических
регламентов;
     судебная нормативная    экспертиза    -    экспертиза     порядка
документального  удостоверения соответствия деятельности хозяйствующих
и иных субъектов требованиям технических  регламентов  или  положениям
стандартов;
     система добровольной сертификации судебных экспертов  нормативной
экспертизы  в  области оценки соответствия деятельности хозяйствующего
субъекта техническим  регламентам  -  система  сертификации  экспертов
(далее  -  Система),  в  рамках  которой проводятся работы по оценке и
подтверждению компетентности судебных экспертов с  целью  независимой,
объективной и достоверной оценки компетентности эксперта.

     3. Общие положения
     3.1. Система создана для организации  и  осуществления  работ  по
оценке  и  подтверждению  компетентности  экспертов,  необходимой  для
проведения ими  работ  по  нормативной  экспертизе  в  области  оценки
соответствия   деятельности   хозяйствующего  субъекта  техническим  в
Системе сертификации ГОСТ Р.
     3.2. Нормативную базу Системы в части требований к компетентности
экспертов составляют:
     ГОСТ Р  ИСО  10011-2-93  "Руководящие указания по проверке систем
качества. Часть 2. Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов";
     Общие требования  к компетентности экспертов Системы сертификации
ГОСТ Р, утвержденные Постановлением Госстандарта России от 9 июня 2001
г. N 53.
     3.3. Проведение    сертификации    в    Системе    обеспечивается
функционированием  органа по сертификации и испытательных лабораторий,
аккредитованных  в  установленном   порядке   по   всей   номенклатуре
экспертных   услуг,   в   соответствии   с  законодательными  и  иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
     3.4. Система  является  открытой  для  участия  в  ней  различных
организаций  (независимо  от  организационно-правовых  форм   и   форм
собственности), признающих и выполняющих ее правила.
     3.5. Взаимодействие  Системы  с  другими  системами  сертификации
осуществляется  на  основе  соглашений,  заключаемых  с организациями,
образовавшими Системы,  если иное не предусмотрено законодательными  и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
     3.6. Система вправе взаимодействовать в установленном  порядке  с
международными,  национальными  и региональными системами сертификации
других стран по вопросам подтверждения соответствия, включая признание
сертификатов, знаков соответствия.
     3.7. Объективность  и  достоверность   сертификации   в   Системе
обеспечивается    независимостью    и    компетентностью   органа   по
сертификации.
     3.8. Система  имеет  форму  сертификата  компетентности  эксперта
нормативной экспертизы аналогично установленной в Системе добровольной
сертификации экспертов Системы сертификации ГОСТ Р (приложение N 2).
     3.9. Официальным  языком  Системы  является   русский.   Все   ее
документы  оформляются  на  русском  языке (заявки,  протоколы,  акты,
аттестаты, сертификаты и т.п.).

     4. Основные цели и направления сертификации
     4.1. Сертификация  в  Системе  направлена  на  достижение  целей,
определенных  Федеральным  законом "О техническом регулировании",  ст.
36,  ст.  46  п.  1,   Федеральным   законом   "О   судебно-экспертной
деятельности",  а  также  на  подтверждение соответствия установленным
требованиям процессуальных кодексов.
     4.2. Сертификация  экспертов  нормативной  экспертизы  в  области
оценки соответствия деятельности хозяйствующего  субъекта  техническим
регламентам направлена на достижение следующих целей:
     испытание лиц,  выразивших желание сертифицироваться на предмет и
профессиональной    и   моральной   готовности   к   следующим   видам
деятельности:
     проведение судебно-нормативной    экспертизы   в   целях   оценки
соответствия     техническому     регламенту,     нормативно-правового
регулирования  отношений  в  деятельности  хозяйствующего  субъекта  в
области охраны здоровья и установления фактов,  вводящих в заблуждение
покупателей;
     проведение консультаций    в    области    оценки    соответствия
техническому регламенту нормативно-правового регулирования отношений в
деятельности хозяйствующего  субъекта  в  области  охраны  здоровья  и
установления фактов, вводящих в заблуждение покупателей;
     повышение уровня компетентности  судебных  экспертов  нормативных
регламентных  экспертиз  и  обеспечение  их  конкурентоспособности  на
российском и зарубежном рынках экспертных услуг;
     содействие юридическим  (физическим)  лицам  в  отборе  и подборе
компетентных судебных экспертов нормативных экспертиз;
     защита юридических   (физических)   лиц   от   некомпетентных   и
недобросовестных специалистов;
     обеспечение достоверности результатов сертификации в Системе;
     подтверждения показателей качества подготовки судебного  эксперта
нормативных экспертиз.
     4.3. Сертификация экспертов осуществляется по следующим  основным
направлениям:
     Судебно-нормативная экспертиза в области:
     охраны здоровья  и  установления  фактов,  вводящих в заблуждение
приобретателей;
     охраны окружающей    среды,    экологической    безопасности    и
установления фактов, вводящих в заблуждение приобретателей;
     установления фактов,  вводящих  в  заблуждение  приобретателей  в
области природопользования;
     установления фактов,  вводящих  в  заблуждение  приобретателей  в
области финансово-банковских взаимоотношений;
     установления фактов,  вводящих  в  заблуждение  приобретателей  в
области  защиты  имущественных  интересов  государства,  муниципальных
образований, юридических и физических лиц;
     административно-правового регулирования.
     4.4. Добровольная  сертификация  независимых судебных экспертов в
области  оценки  соответствия  деятельности  хозяйствующего   субъекта
техническим   регламентам   проводится  по  инициативе  заявителей  на
условиях договора между заявителем и органом по сертификации.
     4.5. Участники  Системы  обязаны  обеспечивать конфиденциальность
представляющей  служебную  тайну   информации,   получаемой   в   ходе
деятельности  по  сертификации,  за  исключением  конечных результатов
сертификации.
     4.6. На   судебно-экспертную   деятельность   участников  Системы
распространяется действие статей 2,  4,  6 - 8,  16 - 17, части второй
статьи 18, статей 24 и 25 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О
государственной   судебно-экспертной   деятельности    в    Российской
Федерации".

     5. Организационная структура Системы
     Участниками Системы являются:
     Госстандарт России;
     Центральный орган  Системы  -  АНО - Национальный консультативный
центр промышленной экологии и судебной экспертизы  -  местонахождение:
105318, г. Москва, ул. Вельяминовская, д. 9, к. 2;
     Совет системы;
     Орган по  сертификации  экспертов  - Регистр Системы сертификации
персонала Госстандарта России;
     Учебный центр  -  Московский  государственный Университет пищевых
производств;
     Научно-методический совет;
     Экспертно-квалификационная комиссия Системы;
     Эксперты Системы.
     5.1. Госстандарт России осуществляет следующие основные функции:
     формирует и реализует политику в области сертификации экспертов;
     опубликовывает официальную информацию о правилах сертификации;
     в установленном   порядке  заключает  соглашения  с  федеральными
органами  исполнительной  власти,  международными  (региональными)   и
российскими    организациями    о   взаимном   признании   результатов
сертификации экспертов  в  области  оценки  соответствия  деятельности
хозяйствующего субъекта техническим регламентам;
     представляет Российскую Федерацию в международных и  региональных
организациях по вопросам сертификации экспертов;
     устанавливает правила   и   процедуры   проведения   сертификации
экспертов, схемы сертификации и области сертификации экспертов;
     утверждает положение об Органе по сертификации экспертов.
     5.2. Центральный    орган    Системы   -   АНО   -   Национальный
консультативный центр промышленной экологии и  судебной  экспертизы  -
местонахождение:  105318,  г. Москва, ул. Вельяминовская, д. 9, к. 2 -
выполняет следующие функции:
     организует и координирует деятельность участников Системы;
     организует работу экспертно-квалификационной комиссии;
     публикует официальную   информацию   о   правилах  и  результатах
сертификации, участниках Системы.
     Центральный орган взаимодействует в своей деятельности с Судебным
департаментом при Верховном  суде  Российской  Федерации,  Генеральной
прокуратурой  РФ,  Министерством природных ресурсов в лице:  ФГУ ЦЭКА,
ФГУ  ГП  "Геосинтез",  ФГУ  НПП  "Аэрогеология",  Федеральным  центром
Государственного  санитарно-эпидемиологического  надзора  Министерства
здравоохранения,    Научно-исследовательским    институтом     проблем
укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре.
     5.3. Совет Системы и его функции:
     Высшим коллегиальным  органом  управления Системой является Совет
Системы.  В состав Совета входят  представители  Госстандарта  России,
Центрального  органа Системы,  Регистра Системы сертификации персонала
(РССП),  МГУПП,  Судебного департамента при Верховном суде  Российской
Федерации,  Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства
природных ресурсов,  а также ведущие специалисты  с  опытом  работы  в
области судебной экспертизы.
     В функции Совета входят:
     внесение дополнений или изменений в действующее положение;
     утверждение основных    направлений     деятельности     Системы,
формирование и реализация политики в области сертификации экспертов;
     согласование кандидатуры   Руководителя    Центрального    органа
Системы;
     анализ функционирования Системы;
     представление ежеквартально   в   Госстандарт  России  отчетов  о
деятельности экспертов Системы;
     выработка рекомендаций по совершенствованию Системы;
     постановка задач методического характера;
     утверждение Председателя Научно-методического совета;
     утверждение Председателя Экспертно-квалификационной комиссии;
     утверждение протоколов Экспертно-квалификационной комиссии;
     создание филиалов,  открытие представительств,  участие в  других
организациях.
     5.4. Орган по сертификации экспертов образован на  базе  Регистра
Системы  сертификации  персонала  (РССП),  является юридическим лицом,
организационно-правовая форма  которого  -  автономная  некоммерческая
организация.   Имеет   постоянный  баланс,  расчетный  счет  в  банке,
собственную круглую печать,  штамп и бланки, независим от заявителей и
их работодателей и аккредитованный в установленном порядке.
     Орган по   сертификации   экспертов    в    своей    деятельности
руководствуется Положением об органе и выполняет следующие функции:
     осуществляет сертификацию    экспертов,    выдает     сертификаты
компетентности;
     осуществляет контроль за деятельностью экспертов;
     приостанавливает, отменяет,    продлевает    действие    выданных
сертификатов компетентности;
     формирует и актуализирует фонд нормативной базы Системы;
     представляет заявителю по его требованию необходимую информацию в
пределах его компетенции;
     регистрирует и  ведет  учет  и  хранение  документации  по   всем
вопросам своей деятельности;
     ведет и   публикует   Реестр   экспертов   Системы   добровольной
сертификации   независимых   судебных   экспертов   в  области  оценки
соответствия   деятельности   хозяйствующего   субъекта    техническим
регламентам;
     опубликовывает официальную  информацию  о  правилах  сертификации
независимых   судебных   экспертов   в   области  оценки  соответствия
деятельности хозяйствующего субъекта техническим регламентам;
     5.5. Учебный   центр   Системы   -   Московский   государственный
университет пищевых производств реализует образовательные программы  и
выдает  свидетельства  о  повышении  квалификации государственного или
установленного образца, а также выполняет функции Научно-методического
совета Системы, а именно:
     организует и проводит семинары по вопросам деятельности Системы;
     оказывает на договорной основе консультативно-методическую помощь
участникам Системы, а также обеспечивает их необходимой информацией;
     разрабатывает предложения   по   развитию   и   совершенствованию
Системы;
     разрабатывает проекты          нормативно-правовых         актов,
организационно-методических документов Системы и изменения к ним;
     поводит экспертизу  документов  (изменений  в документы) Системы,
разработанных другими организациями;
     анализирует информацию о результатах деятельности по сертификации
в Системе и предоставляет ее в Центральный орган Системы;
     участвует в  повышении  квалификации  специалистов,  работающих в
Системе;
     устанавливает правила  и  процедуры для проведения сертификации в
Системе;
     осуществляет выбор  способа подтверждения соответствия экспертных
услуг требованиям норм процессуального законодательства;
     определяет по   согласованию   с   Госстандартом  России  порядок
организации и  проведения  сертификации  экспертов  в  области  оценки
соответствия    деятельности   хозяйствующего   субъекта   техническим
регламентам.
     5.6. Экспертно-квалификационная   комиссия   (ЭКК)   допускает  к
самостоятельной деятельности судебных экспертов нормативной экспертизы
в  области  оценки  соответствия  деятельности хозяйствующих субъектов
техническим регламентам.
     5.7. Эксперты  Системы  проводят  работы,  связанные  с оценкой и
подтверждением компетентности судебных экспертов, участвуют в контроле
за их деятельностью.

     6. Требования к экспертам,  на  соответствие  которым  проводится
сертификация в Системе
     6.1. К сертификации допускаются заявители, которые должны:
     иметь высшее   профессиональное    образование,    подтвержденное
документом  государственного  образца,  и  дополнительное  специальное
образование по выбранному направлению экспертной деятельности;
     иметь стаж работы не менее четырех лет,  обеспечивающий получение
практического опыта в заявленной области сертификации,  подтвержденный
трудовой книжкой или иными эквивалентными документами;
     положительно характеризоваться по месту работы;
     пройти собеседование в Экспертно-квалификационной комиссии (ЭКК);
     пройти курсы  повышения   квалификации   в   заявленной   области
сертификации (эксперта) в ЦОСП МГУПП;
     приобрести опыт  практической   работы   в   заявленной   области
сертификации в двух экспертизах в качестве эксперта.
     Заявители должны   знать,   понимать   и   уметь   применять   по
определенному направлению деятельности:
     законы;
     нормативные документы и литературу;
     методологию судебной экспертизы;
     специальные методики и методы исследования.
     6.2. Отчет о стажировке должен содержать информацию о  выполнении
всех  функций эксперта с указанием обоснования принимаемых им решений,
а также включать:
     сведения о  месте  проведения  работ  (наименование  организации,
адрес);
     сроки проведения работ;
     наименования и регистрационные  номера  документов,  выданных  по
результатам работ, в которых участвовал заявитель;
     перечень нормативной  документации,  использованной  в  процедуре
экспертизы.
     Отчет подписывает заявитель, а также руководитель стажировки, при
этом  дается  оценка  теоретической  подготовки,  опыта  и  личностных
качеств заявителя.

     7. Порядок добровольной сертификации экспертов
     7.1. Сертификация  и  регистрация  экспертов  осуществляются   на
договорной основе между заявителем и Органом по сертификации экспертов
Регистра Системы сертификации персонала.
     7.2. Сертификация экспертов включает:
     подачу заявления  на  сертификацию  в   орган   по   сертификации
экспертов  (форма заявления приведена в приложении А - не приводится).
К заявлению прилагаются заверенные ксерокопии документов,  указанных в
приложении А, выписка из протокола ЭКК;
     принятие ОС экспертов мотивированного решения по заявлению, в том
числе   назначение   схемы   сертификации,   заключение   договора  на
сертификацию;
     сдача заявителем  экзаменов  в  случае  сертификации  по схеме 2,
представление протокола экзамена;
     рассмотрение в установленном порядке полного комплекта документов
заявителя  и  принятие  решения  о  выдаче  (об   отказе   в   выдаче)
сертификата;
     выдачу сертификата компетентности эксперту и  его  регистрацию  в
Реестре Системы;
     проведение контроля за деятельностью экспертов;
     приостановление действия  сертификата компетентности,  проведение
корректирующих мероприятий;
     распространение информации о результатах сертификации экспертов.
     7.3. Орган по сертификации экспертов рассматривает заявление и не
позднее двух недель после его получения сообщает заявителю решение.  В
решении по заявлению указываются:
     схема сертификации эксперта;
     перечень документов,     которые      необходимо      представить
дополнительно;
     определение даты сдачи экзамена,  если это  предусмотрено  схемой
сертификации.
     7.4. Для  оценки  и   подтверждения   компетентности   заявителей
предъявляемым требованиям используются следующие схемы сертификации:
     Схема 1  -  оценка  компетентности   заявителя   по   результатам
рассмотрения   документов,   проведение   контроля   за  деятельностью
экспертов.
     Схема 2 - оценка компетентности заявителя по результатам экзамена
и  рассмотрения  представленных  документов,  проведение  контроля  за
деятельностью экспертов.
     7.5. По схеме 1 проводится сертификация заявителей, которые имеют
высшее профессиональное образование по специальностям, соответствующим
конкретным     областям     сертификации     экспертов,     и     опыт
профессионально-экспертной  деятельности в заявленной области не менее
5 лет.
     7.6. В  остальных  случаях  сертификация  экспертов проводится по
схеме 2.
     7.7. Экзамен    проводится    Экспертной    комиссией    Системы,
сформированной и утвержденной Советом Системы из представителей Органа
по сертификации экспертов,  Совета Системы, Судебного департамента при
Верховном суде РФ,  Генеральной прокуратуры РФ и экспертов Системы, по
всем   вопросам   в  соответствии  с  требованиями,  предъявляемыми  к
компетентности эксперта.  Порядок  проведения  экзамена  и  оформление
протокола о его результатах определяет Совет Системы.
     7.8. По  результатам  сданного  экзамена  принимается  решение  о
выдаче или отказе в выдаче сертификата компетентности.
     7.9. При  положительном  решении  о  соответствии  компетентности
заявителя  установленным  требованиям  Орган по сертификации экспертов
оформляет сертификат компетентности  эксперта  и  регистрирует  его  в
установленном порядке.

     8. Срок  действия  сертификата компетентности эксперта - не более
трех  лет.  При  отрицательных  результатах  сертификации   Орган   по
сертификации экспертов выдает решение об отказе в выдаче сертификата с
указанием причин.
     8.1. Контроль  за  деятельностью  экспертов  проводится в течение
срока  действия  сертификата  не  реже  одного  раза  в  год  в  форме
периодических проверок,  включающих анализ ежегодных отчетов экспертов
и отзывов об их деятельности.
     8.2. Могут  проводиться  также  внеплановые  проверки  в  случаях
поступления  информации  от  участников   Системы   о   претензиях   к
деятельности эксперта или к качеству проводимых им работ.
     8.3. Результаты контроля за деятельностью экспертов и внеплановых
проверок  оформляются  актом,  в  котором  дается  оценка результатов,
делается заключение  о  сохранении,  приостановлении  или  прекращении
действия выданного сертификата компетентности.
     8.4. Действие  сертификата  компетентности  эксперта  может  быть
прекращено  в  случаях,  если  эксперт  допускает  нарушения  в  своей
деятельности,  связанные с некомпетентностью, непрофессионализмом, или
поступлений жалоб по его экспертным заключениям,  или по представлению
ЭКК.
     8.5. Информация о прекращении действия сертификата компетентности
эксперта доводится до сведения заинтересованных организаций, экспертов
и участников Системы.
     8.6. Апелляции   заявителей   на   сертификацию    и    экспертов
рассматриваются Апелляционной комиссией.
     8.7. Апелляции рассматриваются в случаях:
     отказа в приеме документов заявителя;
     отказа в приеме документов по итогам собеседования в ЭКК;
     отказа в выдаче сертификата компетентности эксперта;
     приостановления или     прекращения     действия      сертификата
компетентности эксперта;
     отказа в продлении действия сертификата компетентности эксперта.
     8.8. Информация   об  экспертах,  внесенных  в  Реестр  экспертов
Системы сертификации,  учебном центре и  его  методических  кабинетах,
правилах  сертификации экспертов публикуется в порядке,  установленном
Советом Системы.
     8.9. Продление срока действия сертификата компетентности эксперта
проводится  в  соответствии  с  Положением   Системы   по   заявлению,
подаваемому  экспертом не позднее чем за два месяца до истечения срока
действующего сертификата.
     8.10. Решение  о  продлении  сертификата  компетентности эксперта
(или об отказе в продлении) принимается с учетом  анализа  результатов
деятельности   эксперта,   повышения   квалификации   и   других  форм
подтверждения компетентности эксперта, установленных Советом Системы.

     9. Оплата работ по сертификации
     9.1. Орган  по  сертификации  устанавливает  и  согласовывает   с
Советом Системы порядок оплаты работ по сертификации.
     9.2. Работы по сертификации и инспекционному контролю  проводятся
на основании договора между заявителями и органом по сертификации.
     9.3. Оплата работ  по  сертификации  производится  независимо  от
полученных результатов и возврату не подлежит.
     9.4. Средства,  полученные от сертификации, расходуются на оплату
труда   специалистов  Органа  по  сертификации  и  экспертов  Системы,
развитие  и  совершенствование  Системы,  ведение   Реестра   Системы,
изготовление  бланков,  разработку  документов,  автоматизацию работ с
информационной базой и нормативными актами, а также на другие цели для
эффективной деятельности Системы.