заводом-изготовителем в паспорте. 10.17. Измерение пробивных напряжений проводится только у вентильных разрядников, не имеющих шунтирующих сопротивлений. Оценка состояния разрядника проводится путем сопоставления измеренных значений пробивных напряжений с предельно допустимыми значениями, приведенными в паспорте разрядника или в таблице 18 настоящей Инструкции допустимых токов проводимости и пробивных напряжений вентильного разрядника. Таблица 18 ДОПУСТИМЫЕ ТОКИ ПРОВОДИМОСТИ И ПРОБИВНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ ВЕНТИЛЬНЫХ РАЗРЯДНИКОВ ------------------------------------------------------------------- | Тип разрядника | Значение | Ток | Пробивное | | или элемента | испытательного | проводимости | напряжение | | | выпрямленного | (утечки), мкА | промышленной | | | напряжения, кВ | | частоты, кВ | |-----------------|----------------|---------------|--------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | |-----------------|----------------|---------------|--------------| | РВП-6, РВО-6 | 6,0 | 6,0 | 16,0 - 19,0 | |-----------------|----------------|---------------|--------------| | РВП-10, РВО-10 | 10,0 | 6,0 | 26,0 - 30,5 | |-----------------|----------------|---------------|--------------| | РВО-35 | 42,0 | 70 - 130 | 78,0 - 98,0 | |-----------------|----------------|---------------|--------------| | РВС-15 | 16,0 | 450 - 620 | 38,0 - 48,0 | |-----------------|----------------|---------------|--------------| | РВС-15 <*> | 16,0 | 200 - 340 | 38,0 - 48,0 | |-----------------|----------------|---------------|--------------| | РВС-20 | 20,0 | 450 - 620 | 49,0 - 60,5 | |-----------------|----------------|---------------|--------------| | РВС-20 <*> | 20,0 | 200 - 340 | 49,0 - 60,5 | |-----------------|----------------|---------------|--------------| | РВС-33 | 32,0 | 450 - 620 | 78,0 - 98,0 | |-----------------|----------------|---------------|--------------| | РВС-35 | 32,0 | 450 - 620 | 78,0 - 98,0 | |-----------------|----------------|---------------|--------------| | РВС-35 <*> | 32,0 | 200 - 340 | 78,0 - 98,0 | |-----------------|----------------|---------------|--------------| | РВМ-6 | 6,0 | 120 - 220 | 26,0 - 30,5 | |-----------------|----------------|---------------|--------------| | РВМ-10 | 10,0 | 200 - 280 | 25,0 - 30,0 | |-----------------|----------------|---------------|--------------| | РВМ-15 | 15,0 | 500 - 700 | 35,0 - 43,0 | |-----------------|----------------|---------------|--------------| | РВМ-20 | 24,0 | 500 - 700 | 47,0 - 56,0 | |-----------------|----------------|---------------|--------------| | РМВУ-3,3 | 4,0 | 70 - 130 | 10,5 - 13,0 | |-----------------|----------------|---------------|--------------| | РМБВ-3,3 | 4,0 | 350 - 620 | 10,0 - 11,5 | |-----------------|----------------|---------------|--------------| | РВПК-3,3 | 4,0 | 5 | 7,5 - 8,5 | |-----------------|----------------|---------------|--------------| | РВВМ-3 | 4,0 | 400 - 620 | 7,5 - 9,5 | |-----------------|----------------|---------------|--------------| | РВКУ-3,3АО1 | 4,0 | 170 - 220 | 5,3 - 6,0 | |-----------------|----------------|---------------|--------------| | РВКУ-3,3А101 | 4,0 | 170 - 220 | 5,0 - 6,0 | |-----------------|----------------|---------------|--------------| | РВКУ-3,3БО1 | 4,0 | 170 - 220 | 6,0 - 7,1 | |-----------------|----------------|---------------|--------------| | РВКУ-1,65ГО1 | 2,0 | не более 6 | 4,0 - 4,6 | |-----------------|----------------|---------------|--------------| | РВКУ-1,65ДО1 | 2,0 | не более 6 | 3,4 - 4,0 | ------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Разрядники для сетей с изолированной нейтралью и компенсацией емкостного тока замыкания на землю, выпущенные после 1975 г. 10.18. Вентильные разрядники и ОПН бракуются при неудовлетворительном внешнем состоянии (сколы и глубокие трещины защитных рубашек, разрушении армировочных швов, открытые или смещенные предохранительные клапаны) или по результатам испытаний. 10.19. Трубчатые разрядники бракуются при неудовлетворительном состоянии поверхности изолирующей трубки или при увеличении внутреннего диаметра канала дугогасящей трубки более чем на 40% от первоначального значения. 10.20. Сопротивление изоляции разрядного устройства проверяется между закороченными выводами и корпусом устройства мегомметром на напряжение 2500 В. Сопротивление должно быть не менее 50 МОм. Испытательное напряжение 12 кВ переменного тока промышленной частоты в течение одной минуты прикладывается между закороченными выводами и корпусом устройства. 10.21. Напряжение открытия тиристоров проводится на каждой ветви разрядного устройства и должно быть в диапазоне 0,9 - 1,0 кВ при температуре окружающей среды 20 +/- 10 ЬС. XI. Выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту заземляющих устройств 11.1. На каждое находящееся в эксплуатации заземляющее устройство должен быть составлен паспорт, содержащий схему заземления, основные технические данные, сведения о результатах проверки его состояния, характере проведенных ремонтов и изменениях, внесенных в данное устройство. 11.2. Порядок заземления электроустановок и конструктивное выполнение заземляющих устройств приведены в Инструкции по заземлению устройств электроснабжения на электрифицированных железных дорогах, утвержденной МПС России от 10 июня 1993 г. N ЦЭ-191. 11.3. При осмотре заземляющего устройства проверяются: отсутствие коррозии и механических повреждений заземляющей проводки; состояние стыковых соединений (особенно болтовых); отсутствие нагрева заземляющих проводников; состояние пробивных предохранителей в электроустановках напряжением до 1 кВ; искровых промежутков, короткозамыкателей или диодно-шунтовых заземлителей в цепи отсоса постоянного тока 3,3 кВ; состояние отличительной окраски. 11.4. Ремонт по техническому состоянию проводится по результатам осмотров и выявлении неисправностей. 11.5. При ТР заземляющего устройства выполняются: определение степени воздействия коррозии на заземляющие проводники; проверка отсутствия нагрева рабочих заземлений; проверка стыковых соединений с затяжкой болтов в ослабленных болтовых соединениях; замена неисправных элементов заземляющей проводки; обновление отличительной окраски; проверка коррозионного состояния элементов заземляющего устройства, находящихся в земле; измерение сопротивления заземляющего устройства; измерение удельного сопротивления грунта; проверка наличия цепи между заземлителями и заземляемыми элементами; проверка состояния пробивных предохранителей в электроустановках напряжением до 1 кВ, искровых промежутков, короткозамыкателей (ПКЗ-73) или дренажно-шунтовых заземлителей (ПДШЗ) в цепи отсоса 3,3 кВ. 11.6. При межремонтных испытаниях выполняются: проверка напряжения прикосновения (в электроустановках, выполненных по нормам на напряжение прикосновения); проверка коррозионного состояния элементов заземляющего устройства, находящихся в земле; проверка сопротивления заземляющего устройства; измерение удельного сопротивления грунта; проверка цепи фаза-ноль в электроустановках напряжением до 1 кВ с глухозаземленной нейтралью. 11.7. Объем капитального ремонта определяется по состоянию заземляющих устройств и результатам испытаний. После капитального ремонта проводятся испытания, указанные в пункте 11.6 настоящей Инструкции, проверка наличия цепи между заземлителями и заземляемыми элементами и состояния пробивных предохранителей, искровых промежутков, ПКЗ-73 и ПДШЗ. 11.8. При проверке коррозионного состояния элементов заземляющего устройства, находящихся в земле, проверка в первую очередь проводится вблизи нейтралей силовых трансформаторов, мест заземления короткозамыкателей, разрядников, ограничителей перенапряжений, в местах выхода из зданий и в местах, где заземлители наиболее подвержены коррозии (контрольные точки). Взятые на учет контрольные точки проверяются не реже одного раза в 5 лет. 11.9. После вскрытия грунта качество неразъемных соединений и целость элементов проверяется визуально и простукиванием молотка. Оценка степени коррозионного износа проводится выборочно путем измерения характерных размеров заземлителя штангенциркулем после удаления с его поверхности продуктов коррозии. Элемент заземлителя должен быть заменен, если коррозией разрушено более 50% его сечения. 11.10. При проверке наличия цепи между заземлителями и заземляемыми элементами контактные соединения проверяются осмотром, простукиванием молотка, а также измерением переходных сопротивлений мостами, микроамперметрами и по методу амперметр-вольтметра. При массовых измерениях применяются измерители сопротивлений МС-07, МС-08, а также приборы ЭКО-200 или ЭКЗ-01. Значение сопротивления контактов не нормируется. 11.11. Измерение напряжения прикосновения проводится в контрольных точках, в которых эти величины определены расчетом при проектировании. Под длительностью воздействия напряжения понимается суммарное время действия релейной защиты и собственного времени отключения выключателя. 11.12. Проверка состояния пробивных предохранителей искровых промежутков заключается в проверке целости изоляции резьбовых соединений и крепления, качества заземления, состояния поверхности электродов и слюдяных прокладок. У собранных пробивных предохранителей и искровых промежутков проверяются сопротивление изоляции и пробивные напряжения. 11.13. Измерение удельного сопротивления грунта проводится при необходимости определения сопротивления заземляющего устройства. 11.14. Измерение сопротивления заземляющих устройств и удельного сопротивления грунта должны проводиться в периоды наименьшей проводимости почвы. 11.15. Сопротивление заземляющего устройства определяется умножением измеренного значения на поправочные коэффициенты. Поправочные коэффициенты для средней полосы Российской Федерации приведены в таблице 40 приложения 1.1 к Правилам эксплуатации электроустановок потребителей. Для других районов Российской Федерации следует руководствоваться поправочными коэффициентами, установленными региональными управлениями государственного энергетического надзора Минэнерго России. 11.16. Внеочередные проверки сопротивления заземляющих устройств проводятся после их ремонта или реконструкции. 11.17. При профилактических испытаниях короткозамыкателя ПКЗ-73 выполняются: замер сопротивления изоляции между корпусом и неподвижным контактом мегомметра на напряжение 2500 В, которое должно быть не менее 10 МОм, и мегомметром на напряжение 1000 В между корпусом и цепями управления, которое должно быть также не менее 10 МОм; испытание напряжением 8 кВ переменного тока промышленной частоты в течение одной минуты, приложенным между корпусом и неподвижным контактом, 2 кВ - между корпусом и вторичными цепями. 11.18. Проверка и испытание дренажно-шунтовых заземлителей типа ПДШЗ выполняются в соответствии с инструкциями завода-изготовителя. 11.19. Для контроля за состоянием пробивных и искровых промежутков на тяговых подстанциях железных дорог должны быть смонтированы схемы непрерывного автоматического контроля (сигнализация) за их повреждениями. XII. Выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту средств электрических измерений 12.1. На дистанциях электроснабжения железной дороги должен быть организован контроль за состоянием и применением средств измерений и соблюдением требований нормативных актов в области метрологии. 12.2. Дистанции электроснабжения железных дорог могут быть аккредитованы на право проведения калибровочных работ в порядке, установленном Госстандартом России, при условии оснащения помещениями, эталонными средствами и методиками калибровки определенных средств измерений и наличии специалистов, прошедших обучение и получивших свидетельство на право проведения этих работ. 12.3. Все средства измерений, находящиеся в эксплуатации, должны иметь поверочное клеймо (калибровочный знак), свидетельство о поверке (сертификат о калибровке) и запись в эксплуатационных документах. 12.4. Неисправные средства измерений, средства с истекшим сроком поверки или калибровки, а также не имеющие поверочного клейма или калибровочного знака (свидетельства или сертификата) должны быть изъяты из эксплуатации. 12.5. Персонал, обслуживающий электрооборудование, обязан осуществлять контроль за исправностью средств измерений. 12.6. Осмотр средств измерений осуществляется при осмотре оборудования и перед использованием переносных приборов. При этом обращается внимание: на наличие и целость пломб; на отсутствие механических повреждений, следов перегрева, копоти на стекле; на прочность крепления; на соответствие показаний заданному режиму работы. 12.7. О всех нарушениях в работе средств измерений персонал обязан немедленно сообщить лицу, ответственному за метрологическое обеспечение дистанции электроснабжения железной дороги. 12.8. Замена измерительных трансформаторов в цепи расчетных счетчиков может проводиться только в присутствии представителя энергоснабжающей организации или по ее уведомлении. 12.9. Замена и установка расчетных счетчиков может проводиться только в присутствии представителей энергоснабжающей организации и потребителя. XIII. Выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту отсасывающих линий 13.1. Требования настоящего раздела распространяются на отсасывающие линии постоянного тока напряжением 3,3 кВ и 27,5 кВ переменного тока. 13.2. При осмотрах отсасывающей линии (отсоса) проверяются: отсутствие обрывов отдельных проволок и набросов на провода; чистота трассы (отсутствие деревьев, угрожающих падением на линию и касающихся ветвями проводов); состояние контактных соединений; состояние кабелей и кабельных разделок; места присоединения отсасывающих линий к рельсовой цепи и к дроссель-трансформатору; состояние дроссель-трансформаторов, обслуживаемых дистанциями электроснабжения железных дорог, мест присоединения их к рельсам; изоляция от земли проводов отсоса. 13.3. Текущие и капитальные ремонты воздушных отсасывающих линий проводятся по мере необходимости в зависимости от их состояния. 13.4. При наличии кабельных вставок текущие ремонты отсасывающих линий проводятся один раз в 3 года, а капитальные ремонты - по мере необходимости в зависимости от их состояния и результатов испытаний. 13.5. Испытания отсасывающих линий и дроссель-трансформаторов заключаются в проверке сопротивления изоляции мегомметром. 13.6. Измерение сопротивления изоляции проводится два раза в год, а также после текущего или капитального ремонтов мегомметром на напряжение 1000 В. Сопротивление изоляции отсасывающей линии должно быть не менее 0,5 МОм. 13.7. Измерение сопротивления изоляции отсасывающей линии переменного тока не требуется. Измерение сопротивления изоляции отсасывающей линии постоянного тока проводится с отключением РУ-3,3 кВ без отсоединения его от минус шины. 13.8. Виды и объемы ремонтов и испытаний и сроки их выполнения для дроссель-трансформаторов, специально установленных для подключения отсасывающих линий постоянного и переменного тока, предусмотрены Инструкцией по защите железнодорожных подземных сооружений от коррозии блуждающими токами, утвержденной МПС России 9 октября 1997 г. N ЦЭ-518, и Инструкцией по техническому обслуживанию устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), утвержденной МПС России 20 декабря 1999 г. N ЦШ-720. XIV. Выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту дистанционного управления разъединителями контактной сети 14.1. При осмотре моторных приводов, дистанционно управляемых разъединителей проверяются: внешнее и внутреннее состояние привода; надежность крепления шарниров тяг и частей привода; состояние контактов на зажимах клеммника с подтяжкой винтов (при необходимости); состояние вводного кабеля; соответствие положения разъединителя сигнализации на щите управления (пульте); наличие и состояние заземления, изолирующих прокладок между приводом и опорой на участках железных дорог, электрифицированных на постоянном токе; наличие надписи с диспетчерским обозначением привода. 14.2. При осмотре пультов управления моторными приводами проверяются: состояние переключателей, кнопок; наличие сигнализации и ее соответствие положению разъединителя; наличие надписи с диспетчерским обозначением; состояние разрядников; состояние изолировочного трансформатора. 14.3. При осмотре воздушных и кабельных линий устройств дистанционного управления (ДУ) проверяются: состояние проводов и изоляторов воздушных линий (ВЛ); расстояние до высоковольтных линий и заземленных частей; состояние муфт и соединений в клеммных ящиках. 14.4. Ремонт по техническому состоянию оборудования ДУ выполняется в объеме текущего ремонта. 14.5. При текущем ремонте выполняются: чистка приводов, пультов управления, клеммных сборок, ящиков, муфт; подтяжка всех контактных соединений; зачистка коллектора двигателя, проверка нажатия щеток; удаление старой и нанесение новой смазки в приводе; проверка работы и регулировка конечных выключателей (пакетников) блокировки крышки привода; обновление надписей на приводе; проверка состояния предохранителей, разрядников; проверка состояния изолировочного трансформатора; трехкратное опробование действия привода с проверкой исполнения команд на месте установки разъединителя. 14.6. При испытаниях устройств ДУ, проводимых совместно с текущим ремонтом, выполняются: измерение потребляемого приводом тока; измерение напряжения на зажимах двигателя во время переключений; измерение сопротивления изоляции двигателя привода и корпуса привода относительно тела опоры, линии, пультов управления, изолировочного трансформатора; проверка действия защиты от самопроизвольных переключений с проверкой реле защиты; замеры усилия, развиваемого на выходе привода (при необходимости). 14.7. Капитальный ремонт устройств ДУ с полной разборкой приводов и заменой при необходимости отдельных элементов проводится с учетом их состояния, по результатам испытаний. 14.8. В цепях управления приводов предусматриваются защиты: от коротких замыканий; от перегрузок; от самопроизвольных переключений при нарушении изоляции управляющих проводов; от перенапряжений. 14.9. Питание цепей дистанционного управления должно осуществляться через изолировочный трансформатор. 14.10. Сопротивление изоляции обмоток трансформатора относительно его корпуса должно быть не менее 0,5 МОм. 14.11. Сопротивление изоляции корпуса двигателя относительно корпуса привода проверяется мегомметром на напряжение 2500 В; сопротивление изоляции обмоток двигателей относительно его корпуса - мегомметром на напряжение 1000 В. Указанные сопротивления должны быть не менее 0,5 МОм. 14.12. Осмотр и ремонт выходных реле телемеханики в пультах управления, защит устройства ДУ выполняются в сроки и объемах, предусмотренных разделом 8 настоящей Инструкции. XV. Выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту кабельных линий 0,4 - 35 кВ 15.1. При осмотре трассы кабельной линии проверяются: соблюдение Правил охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР 11 сентября 1972 г. N 667 и Правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР 26 марта 1984 г. N 255, работниками дистанции электроснабжения железных дорог, отсутствие производства земляных работ или складирования грузов на трассе кабеля; наличие и состояние опознавательных знаков трассы кабельной линии; наличие на концевых муфтах бирок с указанием наименования линии, длины, сечения, напряжения линии; состояние концевых муфт. 15.2. Внеочередные (внеплановые) осмотры кабельных линий должны проводиться: в период паводков, после ливней; после отключения кабельных линий (КЛ) релейной защитой. 15.3. Ремонт по техническому состоянию производится по результатам осмотров и выявлении неисправностей. 15.4. При ТР КЛ проводится: определение целости жил и фазировки; испытание повышенным выпрямленным напряжением кабелей выше 1000 В (кроме резиновых 3 - 10 кВ); измерение сопротивления изоляции резиновых кабелей 3 - 10 кВ. 15.5. При межремонтных испытаниях кабелей выполняются: измерение сопротивления изоляции кабелей 3 - 10 кВ с резиновой изоляцией; контроль осушения вертикальных участков; контроль осушения вертикальных участков кабелей 20 - 35 кВ путем измерения и сопоставления температур нагрева оболочки в разных точках; измерение и определение опасных блуждающих токов в соответствии с пунктом 6.7 приложения 1 к Правилам эксплуатации электроустановок потребителей и Инструкцией по защите железнодорожных подземных сооружений от коррозии блуждающими токами; определение химической коррозии при коррозийном повреждении кабелей и отсутствии сведений о коррозионных условиях трассы; измерение нагрузки, в том числе в период максимальной нагрузки; измерение температуры кабелей на участках трассы, где имеется опасность перегрева кабелей; проверка срабатывания защиты линии до 1000 В с заземленной нейтралью непосредственным измерением тока однофазного короткого замыкания на корпус у металлических концевых заделок и сравнением его с номинальным током защитного аппарата линии с учетом коэффициентов. 15.6. Капитальный ремонт КЛ выполняется по состоянию и результатам испытаний. После капитального ремонта проводится: определение целости жил и фазировки после окончания монтажа, перемонтажа муфт или отсоединения жил кабеля; измерение сопротивления изоляции кабелей напряжением до 1000 В мегомметром на напряжение 2500 В. Сопротивление изоляции должно быть не менее 0,5 МОм; испытание кабелей напряжением выше 1000 В повышенным выпрямленным напряжением 5Uном в течение 5 минут с измерением сопротивления изоляции мегомметром на напряжение 2500 В до и после испытания согласно таблице 16 приложения 1.1 к Правилам эксплуатации электроустановок потребителей (кроме кабелей 3 - 10 кВ с резиновой изоляцией); кабели 3 - 10 кВ с резиновой изоляцией испытываются 2Uном в течение 5 минут; определение сопротивления заземлений у металлических концевых заделок на линиях всех напряжений, кроме линий до 1000 В с заземленной нейтралью, согласно положениям пункта 24.3 приложения 1 к Правилам эксплуатации электроустановок потребителей; измерение токораспределения по кабельным линиям при параллельном включении КЛ из одножильных кабелей трехфазного напряжения. Измерение проводится в жилах, металлических оболочках и броне с помощью токовых клещей. Допускаемая неравномерность не более 10%; проверка срабатывания защиты линии до 1000 В с заземленной нейтралью. 15.7. При высоковольтных испытаниях выпрямленным напряжением в условиях эксплуатации ток утечки кабелей 6 кВ не должен превышать 0,2 мА при испытательном напряжении 36 кВ, а кабелей 10 кВ при напряжении 50 кВ - 0,5 мА. Максимально допустимые значения коэффициента асимметрии (Imax / Imin) при измерении тока утечки высоковольтных кабелей 6 и 10 кВ равен 8, для кабелей 20 кВ - 100 кВ - 1,5 мА - 10, для кабелей 35 кВ - 140 кВ - 1,8 мА - 10. 15.8. Установившееся значение тока утечки и коэффициент асимметрии при максимальном испытательном напряжении сравнивается с результатом предыдущего испытания, обе цифры указываются в протоколе. 15.9. Допускается не производить испытания кабелей на напряжение 2 - 35 кВ (кроме электроснабжения электроприемников I категории надежности): КЛ длиной до 100 м, которые являются выводами из РУ на ВЛ и состоят из двух параллельных кабелей; КЛ со сроком эксплуатации более 15 лет, на которых удельное число отказов из-за электрических пробоев составляет 30 и более отказов на 100 км в год; КЛ, подлежащих реконструкции или выводу из работы в ближайшие 5 лет. 15.10. Допускается изменение периодичности испытаний и величин испытательных напряжений кабельных линий на напряжение 6 - 10 кВ при соответствующем техническом основании для: КЛ со сроком эксплуатации более 15 лет при числе соединительных муфт 10 и более на 1 км длины; КЛ на напряжение 6 - 10 кВ со сроком эксплуатации более 15 лет, на которых смонтированы концевые заделки только типов КВВ и КВБ. Изменение сроков периодичности и величин испытательных напряжений оформляется распоряжением ответственного за электрохозяйство дистанции электроснабжения железных дорог. 15.11. Осмотр кабельных муфт напряжением выше 1000 В должен проводиться при каждом осмотре электрооборудования электроустановки. 15.12. Образцы поврежденных кабелей и поврежденные кабельные муфты при электрическом пробое изоляции в работе или при профилактических испытаниях должны подвергаться лабораторным исследованиям для установления причин повреждения и разработки мероприятий по предупреждению повреждения кабелей и кабельных муфт. XVI. Выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту постов секционирования, пунктов параллельного соединения, автотрансформаторных пунктов питания, пунктов подготовки к рейсу пассажирских поездов, пунктов группировки станций стыкования, дизель-генераторов, передвижных тяговых подстанций, передвижных установок 16.1. Осмотры, текущие и капитальные ремонты, испытания электрооборудования постов секционирования, пунктов параллельного соединения, автотрансформаторных пунктов питания, пунктов подготовки к рейсу пассажирских поездов, пунктов группировки станций стыкования, передвижных тяговых подстанций, передвижных установок проводят в объемах и в сроки, установленные для соответствующего оборудования тяговых подстанций железных дорог. Для пунктов подготовки пассажирских поездов текущий ремонт и испытания проводятся перед началом отопительного сезона. Порядок и сроки осуществления технического обслуживания дизель-генераторов изложены в Приложении N 4 к настоящей Инструкции. 16.2. Порядок перевозки, места расположения, схемы подключения, порядок обслуживания и включения в работу передвижных тяговых подстанций, передвижных установок продольной компенсации, передвижных установок фильтрокомпенсирующих, передвижных установок реактивной компенсации устанавливается начальником дистанции электроснабжения железной дороги. Инструкция по техническому обслуживанию и ремонту оборудования тяговых подстанций, пунктов питания и секционирования электрифицированных железных дорог, утвержденная МПС России 30 июня 1992 г. N ЦЭ-39, признается утратившей силу. Приложение N 1 к Инструкции по техническому обслуживанию и ремонту оборудования тяговых подстанций электрифицированных железных дорог ПЕРИОДИЧНОСТЬ ОСМОТРОВ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК 1. Периодичность осмотров оборудования электроустановок определяется инструкцией, утверждаемой начальником дистанции электроснабжения железной дороги с учетом вида оперативного обслуживания, характера оборудования, его состояния, условий эксплуатации, среды, а также положениями настоящего Приложения к Инструкции по техническому обслуживанию и ремонту оборудования тяговых подстанций электрифицированных железных дорог. Осмотры электроустановок должны включаться в месячные планы планово-предупредительного ремонта. 2. Периодические осмотры оборудования тяговых подстанций и линейных электроустановок постов секционирования (ПС), пунктов параллельного соединения (ППС), автотрансформаторных пунктов питания (АТП), пунктов подготовки к рейсу пассажирских поездов (ППП) должны проводиться лицами административно-технического персонала (начальниками тяговых подстанций) и оперативно-ремонтного персонала на закрепленных за ними объектах. 3. Осмотр оборудования тяговых подстанций оперативно-ремонтным персоналом при оперативном обслуживании "с дежурным персоналом" в светлое время суток проводится 2 раза в месяц, а с оперативным обслуживанием "без дежурного персонала" и линейных электроустановок ПС, ППС, АТП и ППП - 1 раз в 3 месяца. Осмотры оборудования всех электроустановок в темное время суток для выявления разрядов и коронирования, нагрева токоведущих частей проводятся 2 раза в год. Дополнительные осмотры оборудования проводятся после срабатывания защит от замыкания на землю в распределительных устройствах постоянного тока (РУ-3,3 кВ), при неблагоприятных погодных условиях (сильный туман, ветер, гололед, мокрый снег, резкое понижение температур). Начальники тяговых подстанций лично осуществляют: осмотр электроустановок в темное время суток; осмотр мест присоединения отсасывающих линий к рельсовым цепям; осмотр аккумуляторных батарей; осмотр и опробование работы коммутационных аппаратов, цепей релейной защиты и автоматики, управления и сигнализации без подачи рабочего напряжения передвижных установок, находящихся в резерве, 1 раз в год; осмотр защитных и противопожарных средств. 4. Осмотры, выполняемые оперативно-ремонтным персоналом: распределительных устройств напряжением до 1000 В - один раз в 6 месяцев; осветительной аппаратуры - 1 раз в год; моторных приводов и устройств дистанционного управления - 1 раз в 6 месяцев. 5. Осмотр и опробование дизель-генераторов проводятся 1 раз в 3 месяца обученными работниками. 6. Об обнаруженных при проведении осмотров неисправностях и принятых мерах по их устранению делаются соответствующие записи в книге осмотров и неисправностей. Приложение N 2 к Инструкции по техническому обслуживанию и ремонту оборудования тяговых подстанций электрифицированных железных дорог ПЕРИОДИЧНОСТЬ РЕМОНТА И ИСПЫТАНИЙ ОБОРУДОВАНИЯ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК --------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Наименование | Ремонт | Межремонтные | Примечания | | оборудования |---------------------------------| испытания | | | | текущий | капитальный | | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | Распределительные | | | | | | устройства напряжением | | | | | | выше 1000 В: | | | | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | сборные и | По мере | По результатам | По мере | При наличии | | соединительные шины | необходимости | испытаний, но | необходимости | дефектоскопов | | | | не реже 1 раза | | 1 раз в 4 | | | | в 8 лет | | года проводят | | | | | | проверку | | | | | | нагрева мест | | | | | | соединений | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | подвесные и опорные | По мере | По результатам | По мере | | | изоляторы | необходимости | испытаний, но | необходимости | | | | | не реже 1 раза | | | | | | в 8 лет | | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | штыревые изоляторы | По мере | По результатам | 1 раз в 4 года | При наличии | | 6 - 10 кВ шинных | необходимости | испытаний, но | | дефектоскопов | | мостов, изоляторы | | не реже 1 раза | | 1 раз в 2 | | ШТ-35, ИШД-35 | | в 8 лет | | года проводят | | | | | | выявление | | | | | | нулевых | | | | | | изоляторов | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | вводы и проходные | | | | | | изоляторы: | | | | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | с бумажно-масляной | По мере | 1 раз в 4 года | По мере | | | изоляцией | необходимости | | необходимости | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | остальные вводы | По мере | 1 раз в 8 лет | По мере | | | | необходимости | | необходимости | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | разъединители и их | | | | | | приводы: | | | | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | наружной установки | 1 раз в 4 | 1 раз в 8 лет | По мере | | | | года | | необходимости | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | внутренней | По мере | 1 раз в 8 лет | По мере | | | установки | необходимости | | необходимости | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | отделители и | По мере | 1 раз в 3 года | По мере | | | короткозамыкатели | необходимости | | необходимости | | | 35 - 220 кВ, ПКЗ-73 | | | | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | выключатели | 1 раз в 2 | 1 раз в 8 лет | 1 раз в 4 года | | | переменного тока и | года | | | | | их приводы | | | | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | быстродействующие | 1 раз в 6 | 1 раз в 6 лет | 1 раз в год | По инструкции | | выключатели | месяцев | | | завода- | | | | | | изготовителя | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | быстродействующие | После 3000 | 1 раз в 6 лет | 1 раз в год | | | выключатели, | кА полного | | | | | оборудованные | отключенного | | | | | фиксаторами - | тока | | | | | сумматорами | | | | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | Трансформаторы | | Трансформаторов| | | | силовые: | | напряжением 110| | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | с устройством | 1 раз в год | кВ и выше - | По мере | РПН - по | | регулирования | | через 12 лет | необходимости | инструкции | | напряжения под | | после ввода в | | завода- | | нагрузкой (РПН) | | эксплуатацию, | | изготовителя | | | | затем - по | | | |-------------------------|----------------| результатам |---------------------|---------------------| | тяговые напряжением | 1 раз в 2 | испытаний; | По мере | | | 35 кВ и выше | года | остальных - по | необходимости | | | | | результатам | | | |-------------------------|----------------| испытаний и |---------------------|---------------------| | остальные | 1 раз в 4 | состоянию | По мере | | | | года | | необходимости | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | трансформаторы, | По мере | Средний ремонт | По мере | | | контролируемые | необходимости | 1 раз в 8 лет | необходимости | | | методом | | | | | | хроматографии | | | | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | Измерительные | По мере | 1 раз в 8 лет | 1 раз в 3 года | | | трансформаторы | необходимости | | | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | Полупроводниковые | | | | | | преобразователи: | | | | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | не управляемые | Не реже 1 | 1 раз в 8 лет | 1 раз в 4 года | | | | раза в 6 | | | | | | месяцев | | | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | управляемые | Не реже 1 | 1 раз в 8 лет | 1 раз в 4 года | | | | раза в 3 | | | | | | месяца | | | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | Сглаживающие | Не реже 1 | По результатам | 1 раз в 4 года | | | устройства | раза в год | испытаний | | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | Устройства | Не реже 1 | 1 раз в 8 лет | 1 раз в год | | | компенсации | раза в год | | | | | реактивной мощности | | | | | | и улучшения | | | | | | качества | | | | | | электроэнергии | | | | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | Устройства релейной | | | См. разделы 7 | | | защиты, автоматики, | | | и 8 настоящей | | | телемеханики | | | Инструкции | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | Собственные нужды: | | | | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | Распределительные | 1 раз в 4 | Не реже 1 раза | По мере | | | устройства до | года | в 8 лет | необходимости | | | 1000 В | | | | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | аккумуляторные | 1 раз в год | По состоянию | Замер | Химический анализ | | батареи | | | напряжения, | электролита не реже | | | | | плотности и | 1 раза в 3 года | | | | | температуры | | | | | | электролита | | | | | | элементов - 1 | | | | | | раз в месяц; | | | | | | измерение | | | | | | сопротивления | | | | | | изоляции | | | | | | батареи, | | | | | | проверка | | | | | | емкости | | | | | | отформованной | | | | | | батареи - 1 раз | | | | | | в год | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | электродвигатели и | 1 раз в 2 | По состоянию | 1 раз в 4 года | | | генераторы | года | | | | |-------------------------|---------------------------------|---------------------|---------------------| | дизель-генераторные | Текущий и капитальный | См. подпункт | Запуск не | | установки | ремонты проводят | 9.3.4 настоящей | реже 1 раза в | | | в соответствии с | Инструкции | 3 месяца без | | | заводской инструкцией | | нагрузки, | | | | | 1 раз в год с | | | | | нагрузкой | |-------------------------|---------------------------------|---------------------|---------------------| | электрическое | 1 раз в год | По состоянию | 1 раз в 4 года | | | освещение | | | | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | электрическое | 1 раз в год | Не реже 1 раза | 1 раз в год | | | отопление | перед началом | в 8 лет | перед началом | | | | отопительного | | отопительного | | | | сезона | | сезона | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | Устройства защиты | | | | | | от перенапряжений: | | | | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | разрядники | 1 раз в 4 | 1 раз в 8 лет | 1 раз в 4 года | | | переменного тока и | года | | | | | ограничители | | | | | | перенапряжений | | | | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | разрядники | 1 раз в | 1 раз в 8 лет | 1 раз в год | | | постоянного тока и | год | | | | | разрядные | | | | | | устройства | | | | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | Заземляющие | 1 раз в | По состоянию | 1 раз в год | | | устройства | год | | | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | Средства | | | См. пункт 12.3 | | | электрических | | | Инструкции по | | | измерений | | | техническому | | | | | | обслуживанию и | | | | | | ремонту | | | | | | оборудования | | | | | | тяговых | | | | | | подстанций | | | | | | электрифицированных | | | | | | железных | | | | | | дорог | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | Дистанционное | 1 раз в 6 | По состоянию | 1 раз в год | | | управление | месяцев | | | | | разъединителями | | | | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | Силовые кабели: | | | | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | напряжением 0,4 - | 1 раз в 3 | 1 раз в 6 лет | 1 раз в 3 года | | | 35 кВ | года | | | | |-------------------------|-----------------------------------------------------------------------------| | кабели | 1 раз в 3 | 1 раз в 6 лет | 1 раз в год | | | отсасывающих линий | года | | | | |-------------------------|-----------------------------------------------------------------------------| | Посты | Текущий, капитальный ремонты и профилактические испытания | | секционирования и | проводят в сроки, установленные для соответствующего | | пункты | оборудования тяговых подстанций железных дорог | | параллельного | | | соединения | | |-------------------------|-----------------------------------------------------------------------------| | Пункты подготовки | 1 раз в год | В сроки, установленные для соответствующего | | пассажирских | перед началом | оборудования тяговых подстанций железных | | поездов с | отопительного | дорог | | электрическим | сезона | | | отоплением к рейсу | | | |-------------------------|-----------------------------------------------------------------------------| | Передвижные тяговые | Текущий, капитальный ремонты и | Эксплуатационное | | электроустановки, | межремонтные испытания проводят в сроки, | опробование с | | находящиеся в | установленные для соответствующего | подачей рабочего | | резерве | оборудования тяговых подстанций железных | напряжения 1 раз в | | | дорог | 2 года | | | | | |-------------------------|-------------------------------------------------------|---------------------| | Сокращенный анализ | | | | | | изоляционного | | | | | | трансформаторного | | | | | | масла из: | | | | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | трансформаторов | | | 1 раз в 2 года | | | мощностью до 630 | | | | | | кВА | | | | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | трансформаторов | | | 1 раз в 5 лет | | | мощностью 630 | | | | | | кВА и более, | | | | | | работающих: | | | | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | без термосифонных | | | | | | фильтров | | | | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | с термосифонными | | | | | | фильтрами | | | | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | баков контакторов | | | после | | | устройств РПН | | | определенного | | | | | | количества | | | | | | переключений в | | | | | | соответствии с | | | | | | инструкцией | | | | | | завода - | | | | | | изготовителя, но не | | | | | | реже 1 раза в год | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | маслонаполненных | | | 1 раз в 4 года | | | вводов с | | | | | | бумажно-масляной | | | | | | изоляцией | | | | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | остальных вводов | | | 1 раз в 8 лет | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | измерительных | | | 1 раз в 3 года | Масло заменяется по | | трансформаторов | | | | результатам | | напряжением до | | | | испытаний изоляции | | 35 кВ | | | | трансформаторов | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | измерительных | | | 1 раз в 4 года | См. подпункт 2.6.12 | | трансформаторов | | | | настоящей | | напряжением 35 кВ и | | | | Инструкции | | выше | | | | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | малообъемных | | | 1 раз в 4 года | | | масляных | | | | | | выключателей | | | | | | многообъемных | | | | | | масляных | | | | | | выключателей | | | | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | оборудования, | | | 1 раз в 8 лет | | | находящегося в | | | | | | резерве | | | | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | Хроматографический | | | | | | контроль масла из: | | | | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | трансформаторов | | | 1 раз в год | | | напряжением 35 - | | | | | | 110 кВ и | | | | | | преобразовательных | | | | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | трансформаторов | | | 1 раз в 6 | | | напряжением 220 кВ | | | месяцев | | |-------------------------|----------------|----------------|---------------------|---------------------| | маслонаполненных | | | 1 раз в 4 года | | | вводов | | | | | --------------------------------------------------------------------------------------------------------- Приложение N 3 к Инструкции по техническому обслуживанию и ремонту оборудования тяговых подстанций электрифицированных железных дорог ВИДЫ И ОБЪЕМ ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ ПРИ НОВОМ ВКЛЮЧЕНИИ УСТРОЙСТВ РЕЛЕЙНОЙ ЗАЩИТЫ И АВТОМАТИКИ 1. Подготовительные работы к новому включению устройств релейной защиты и автоматики (РЗА): подготовка исполнительных, принципиальных и монтажных схем, документации на реле и оборудование, инструкций, карт уставок защит и автоматики, протоколов наладки; подготовка испытательных устройств, измерительных приборов, соединительных проводов, запасных частей и инструментов; отсоединение всех цепей связи на контактных зажимах (клеммниках) проверяемого узла (панели). 2. Внешний осмотр устройств релейной защиты и автоматики. Внешний осмотр проводится административно-техническим и оперативно-ремонтным персоналом дистанции электроснабжения железных дорог. При осмотре проверяются: выполнение требований Правил устройств электроустановок, Правил эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Главгосэнергонадзором России 31 марта 1992 года, и других нормативных актов, а также соответствие проекту электрификации участка железной дороги; надежность крепления и правильность установки панелей, аппаратуры на панели; правильность выполнения концевых разделок контрольных кабелей, заземлений цепей вторичных соединений; состояние монтажа проводов и кабелей, контактных соединений, уплотнений дверок шкафов, вторичных выводов измерительных трансформаторов; отсутствие механических повреждений устройств РЗА; качество окраски панелей, шкафов и других элементов устройств РЗА; состояние электромагнитов управления и блок-контактов разъединителей, выключателей, автоматов и другой коммутационной аппаратуры; наличие и правильность надписей на панелях и аппаратуре, маркировки кабелей, жил кабелей, проводов. 3. Проверка соответствия проекту смонтированных устройств РЗА ведется путем сравнения фактического исполнения соединений между элементами на панелях устройств релейной защиты и автоматики, управления, сигнализации. 4. Внутренний осмотр, чистка и проверка механической части аппаратуры (реле, контакторов пускателей, пакетников, переключателей, кнопок, накладок, элементов сигнализации). При этом проверяются: уплотнение кожухов и целостность стекол; наличие и целостность деталей, правильность их установки и надежность крепления; наличие пыли и посторонних предметов; надежность контактных соединений и паек (которые можно проверить без разборки); затяжка болтов, стягивающих сердечники трансформаторов, дросселей; состояние изоляции соединительных проводов и обмоток аппаратуры; состояние контактных поверхностей, ход, нажим; регулировка контактов; механические характеристики аппаратуры (люфты, зазоры, провалы, прогибы, четкость хода часовых механизмов). 5. Проверка сопротивления изоляции. Проверка сопротивления изоляции является предварительной и включает измерения сопротивления изоляции отдельных узлов устройств РЗА (трансформаторов тока и напряжения, приводов коммутационных аппаратов, контрольных кабелей, панелей защит). Измерения сопротивления изоляции проводятся мегомметром на напряжение 1000 В или 2500 В. Норма сопротивления изоляции должна составлять не менее 1,0 МОм: каждой жилы кабеля или устройства РЗА относительно земли; между отдельными группами электрически не связанных цепей (тока, напряжения, оперативного тока, сигнализации); между фазами в токовых цепях, где имеются реле или устройства с двумя и более первичными обмотками; между жилами кабеля от газового реле трансформатора; между жилами кабеля от трансформаторов напряжений до автоматов или предохранителей. Элементы, не рассчитанные на испытательное напряжение 1000 В между электрически не связанными цепями (например, магнитоэлектрические и поляризованные реле; цепи, содержащие микроэлектронные элементы) при измерении сопротивления изоляции между отдельными группами электрически не связанных цепей (тока, напряжения, оперативного тока, сигнализации), исключаются из схемы. Для измерения сопротивления изоляции этих цепей следует использовать мегомметр на 500 В. 6. Проверка электрических характеристик элементов устройств РЗА. Проверка электрических характеристик элементов устройств РЗА (аппаратуры, трансформаторов тока и напряжения) проводится в соответствии с инструкциями по обслуживанию определенных типов аппаратуры от испытательных устройств. После окончания проверки осуществляется сборка всех цепей, связывающих проверяемое устройство с другими, путем подключения жил кабелей к рядам зажимов панелей, шкафов, за исключением цепей связи с другими устройствами, находящимися в работе. 7. Измерение и испытание изоляции устройств в полной схеме проводятся при закрытых кожухах, крышках, дверцах. До и после испытания электрической прочности изоляции проводится измерение сопротивления изоляции мегомметром относительно земли каждой из групп электрически не связанных цепей вторичных соединений. Испытание электрической прочности изоляции осуществляется напряжением 1000 В переменного тока в течение 1 минуты. 8. Проверка взаимодействия элементов устройств РЗА. При напряжении оперативного тока, равном 0,8 номинального значения, проверяется правильность взаимодействия реле защиты, электроавтоматики, управления и сигнализации. Проверка взаимодействия реле проводится в соответствии с принципиальной схемой при срабатывании или возврате реле. Особое внимание при проверке устройств РЗА обращается на: отсутствие обходных цепей; правильность работы устройства при различных положениях накладок, переключателей, испытательных блоков, рубильников; наличие на рядах зажимов проверяемого устройства сигналов, предназначенных для воздействия на другие устройства, находящиеся в работе. 9. Выставление уставок реле устройств РЗА. Проверка уставок реле проводится при номинальном напряжении оперативного тока, при подаче на устройство параметров аварийного режима от постороннего источника и полностью собранных цепях устройства при закрытых кожухах реле. Измеряется полное время действия каждой из ступеней устройства и проверяется правильность действия сигнализации. Ток и напряжение, соответствующие аварийному режиму, подаются на все ступени и фазы (или все комбинации фаз) проверяемого устройства и должны соответствовать следующим параметрам: для защит максимального действия - 0,9 и 1,1 уставки срабатывания для контроля несрабатывания защиты в первом и срабатывания во втором случаях; для контроля времени действия - ток или напряжение, равные 1,3 уставки срабатывания; для защит с зависимой характеристикой проверяют две-три точки характеристики; для токовых направленных защит подается номинальное напряжение с фазой, обеспечивающей срабатывание реле направления мощности; для дифференциальных защит ток подается поочередно в каждое из плеч защиты; для защит минимального действия - 1,1 и 0,9 уставки срабатывания для контроля несрабатывания защиты в первом и срабатывания во втором случаях; для контроля времени действия - ток или напряжение, равные 0,8 уставки срабатывания. Для дистанционных защит временная характеристика снимается для сопротивлений, равных 0, 0,5Z1, 0,9Z1, 1,1Z1, 0,9Z2, 1,1Z2, 0,9Z3, 1,1Z3. Регулировка выдержки времени второй и третьей ступеней проводится при сопротивлениях, равных соответственно 1,1Z1 и 1,1Z2. Выдержка времени в первой ступени регулируется (при необходимости) при сопротивлении 0,5Z1. Проверяется правильность поведения устройств при имитации всех возможных видов короткого замыкания в зоне и вне зоны действия устройств РЗА. 10. Проверка взаимодействия проверяемого устройства с другими включенными в работу устройствами защиты, электроавтоматики, управления, сигнализации и действия устройства на коммутационное оборудование. Проверка взаимодействия проверяемого устройства с другими проводится при номинальном напряжении оперативного тока. 11. Проверка работы всех цепей (схемы) присоединения при заданных уставках. Проверка осуществляется прогрузкой первичным током от нагрузочных трансформаторов. 12. Подготовка устройств - релейной защиты, электроавтоматики, управления и сигнализации к включению, включает: повторный осмотр реле, режим которых изменялся при проверке рабочим током и напряжением; проверку положения флажков указательных реле, испытательных блоков и других оперативных устройств, а также перемычек на рядах зажимов; инструктаж оперативного персонала по вводимым в работу устройствам и особенностям их эксплуатации, сдачи этих устройств и инструкций по обслуживанию оперативному персоналу; запись в журнале релейной защиты о результатах проверки, состоянии проверенных устройств и о готовности включения их в работу. Оформление паспортов-протоколов устройств РЗА. Приложение N 4 к Инструкции по техническому обслуживанию и ремонту оборудования тяговых подстанций электрифицированных железных дорог ПОРЯДОК И СРОКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРОВ 1. Техническое обслуживание дизель-генераторов (ДГ) проводится в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей на дизели, генераторы, системы автоматики и контроля. Ниже приводятся общие технические требования к наиболее распространенным маркам отечественных дизель-генераторов. 2. Система технического и оперативного обслуживания ДГ тяговых подстанций должна обеспечивать: запуск ДГ на требуемую нагрузку в течение одного часа с момента прибытия обученных работников дистанции электроснабжения железной дороги на тяговую подстанцию; непрерывную работу ДГ с требуемой нагрузкой не менее 8 часов (запас топлива, смазки и технического ресурса ДГ до следующего вида технического обслуживания). 3. Для обеспечения технического и оперативного обслуживания ДГ устанавливается следующий порядок контроля и проверки его работоспособности: а) один раз в неделю следует проворачивать коленчатый вал на 2 - 3 оборота (15 - 20 оборотов механизма проворачивания). При этом визуально проверяется наличие топлива, смазки, охлаждающей воды, состояние аккумулятора (напряжение, ток подзаряда), отсутствие видимых повреждений, течи; б) один раз в 3 месяца следует проводить осмотр ДГ с запуском и проверкой работы на холостом ходу в течение 30 минут. При этом выполняются: проворачивание коленчатого вала на 2 - 3 оборота (15 - 20 оборотов механизма проворачивания); проверка системы удаления выхлопных газов и состояния противопожарных средств, осмотр и при необходимости чистка изоляции электрооборудования; проверка температуры и давления систем охлаждения и смазки дизеля, частоты и напряжения генератора; другие параметры, указанные в заводской инструкции; в) один раз в год следует проводить осмотр с запуском и проверкой работы ДГ под нагрузкой в течение 30 минут. При этом, кроме указанных работ, один раз в 3 месяца выполняют: проверку частоты и уровня напряжения при нагрузке, которая должна соответствовать требованиям Правил устройств электроустановок по частоте и Правил технической эксплуатации железных дорог по уровню напряжения; проверку и регулировку натяжения ремней; подтяжку болтовых креплений электропроводов; проверку состояния контактов рубильников, кнопок, пускателей; переход на режим подзаряда аккумулятора от ДГ; проверку отсутствия недопустимого нагрева контактных соединений и проводов (кабелей), а также подшипников генератора; проверку состояния щеток и коллектора генератора. Допускается в качестве нагрузки ДГ использовать нагрузочные сопротивления или сеть отопления подстанции. Выявленные недостатки должны быть устранены в сроки, устанавливаемые ответственным за электрохозяйство дистанции электроснабжения железной дороги. 4. При испытании электрической части генератора ДГ выполняются: измерение (один раз в 3 года) сопротивления изоляции обмоток мегомметром на напряжение 1000 В, которое должно быть не менее 0,5 МОм; измерение неравномерности зазора между статором и ротором. 5. При текущем ремонте (как правило, через 100 часов работы дизеля ДГ) выполняются работы в соответствии с инструкциями завода-изготовителя. 6. Капитальный ремонт выполняется по результатам испытаний и состоянию отдельно дизеля и генератора в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей. 7. Порядок запуска ДГ. Запуск ДГ должен проводиться обученным работником, который должен: убедиться, что температура дизеля, масла и воды не ниже +8 град. С; убедиться в легкости проворачивания коленчатого вала; подготовить топливную систему, выпустить воздух с помощью насоса ручной или автоматической прокачки; поставить рукоятку включения топливного насоса в рабочее положение; убедиться в наличии масла в поддоне дизеля, ванне турбонагнетателя, картере регулятора и топливного насоса, ванне реверсивно-редукторной передачи, корпусе воздухоочистителя, а также воды в расширительном бачке или радиаторе и топлива в расходном баке; проверить исправность систем зажигания и подогрева; пустить ДГ. Для этого необходимо включить цепи аккумуляторной батареи, нажать кнопку "Прокачка" и удерживать ее до тех пор, пока давление в системе смазки не достигнет 98 кПа (1,0 кгс/кв. см). Не отпуская кнопки "Прокачка", включить "Стартер" на время пуска дизеля ДГ. Если в течение 12 секунд дизель не заработает, то спустя 60 секунд повторить процедуру пуска. При затруднительном пуске ДГ требуется установить причину неисправности и устранить ее. Во время поиска неисправности обратить особое внимание на работу воздухоподогревателя и топливного насоса; у заработавшего ДГ проверить: а) уровень масла в поддоне дизеля и его давление, которое должно быть не менее 196 кПа (2 кгс/кв. см); б) давление и температуру воды в контуре охлаждения, которые соответственно должны быть не менее 9,8 кПа (0,1 кгс/кв. см) и 30 град.С. Включение ДГ на нагрузку проводится при достижении температуры масла и охлаждающей жидкости не менее +35 ЬС и давлении масла не ниже 245 кПа (2,5 кгс/кв. см). Номинальная нагрузка допускается при температуре охлаждающей жидкости не менее +40 ЬС. С ростом температуры до +80 ЬС включается вентилятор. При этом подогреватель должен быть отключен. Если температура после включения вентилятора не снижается, то необходимо снизить нагрузку и приступить к выяснению причин подогрева. 8. Порядок остановки ДГ. При остановке ДГ необходимо: уменьшить, а затем снять нагрузку; снизить частоту вращения коленчатого вала до величины, указанной в инструкции завода-изготовителя; сохранить холостой ход дизеля до тех пор, пока температура масла и охлаждающей жидкости не снизится до +70 ЬС. Этот режим не должен поддерживаться более 30 минут; остановить дизель ДГ. Для этого необходимо прекратить подачу топлива; убедиться в продолжении работы центрифуги дизеля. При длительной остановке ДГ требуется закрыть кран на трубопроводе подвода топлива, осмотреть и протереть агрегат. Экстренная (аварийная) остановка ДГ должна проводиться при появлении не свойственных агрегату шумов и стуков, падении давления масла ниже 147 кПа (1,5 кгс/кв. см), повышении температуры масла и охлаждающей жидкости выше 105 ЬС, увеличении частоты вращения коленчатого вала свыше допустимого (например, 1750 об./мин.) и других случаях, ведущих к аварии. |