ОБ УСЛОВИЯХ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО РФ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ 21 августа 2003 г. N 499 (Д) В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 46, ст. 4348), Постановлениями Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 1253), от 3 января 1993 г. N 2 "О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 107), от 2 июня 2003 г. N 314 "О повышении уровня оплаты труда работников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 23, ст. 2233), распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 1376-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 40, ст. 3960) приказываю: 1. Ввести в действие: тарифные ставки (оклады) на основе Единой тарифной сетки для работников Государственной противопожарной службы МЧС России (Приложение N 1 к настоящему Приказу). 2. Утвердить: показатели и порядок отнесения органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России* к группам по оплате труда руководителей (Приложение N 2 к настоящему Приказу); порядок и условия выплаты надбавок, компенсационных доплат и других выплат работникам Государственной противопожарной службы МЧС России (Приложение N 3 к настоящему Приказу); порядок и условия выплаты стимулирующих надбавок, доплат и премий, а также оказания материальной помощи работникам Государственной противопожарной службы МЧС России, содержащимся за счет средств федерального бюджета (Приложение N 4 к настоящему Приказу); Положение о порядке проведения аттестации руководителей, специалистов и технических исполнителей Государственной противопожарной службы МЧС России (Приложение N 5 к настоящему Приказу); Положение о порядке присвоения пожарным Государственной противопожарной службы МЧС России классов квалификации (Приложение N 6 к настоящему Приказу); Перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, при выполнении которых работникам Государственной противопожарной службы МЧС России устанавливаются доплаты к тарифным ставкам (окладам) за условия труда (Приложение N 7 к настоящему Приказу); Перечень профессий высококвалифицированных рабочих Государственной противопожарной службы МЧС России, занятых на важных и ответственных работах, которым в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 могут устанавливаться месячные ставки и оклады исходя из 9 и 10 разрядов оплаты труда Единой тарифной сетки (ЕТС) (Приложение N 8 к настоящему Приказу). 3. Применять: Перечень особо важных и особо ответственных работ, при выполнении которых высококвалифицированным рабочим Государственной противопожарной службы МЧС России устанавливаются месячные тарифные ставки (оклады) исходя из 11 и 12 разрядов Единой тарифной сетки (ЕТС) (Приложение N 9 к настоящему Приказу); Рекомендации о порядке исчисления и утверждения фонда оплаты труда работников органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России (Приложение N 10 к настоящему Приказу); тарифно-квалификационные характеристики (требования) должностей служащих и профессий рабочих (Приложение N 11 к настоящему Приказу). 4. Выплачивать работникам Государственной противопожарной службы МЧС России ежемесячную процентную надбавку за выслугу лет в соответствии с приложением N 1 к Приказу МЧС России от 28.07.2003 N 453. Не применять в системе Государственной противопожарной службы МЧС России Приказ МВД России от 12 февраля 1994 г. N 51 "Об утверждении Инструкции о порядке выплаты процентной надбавки лицам, не имеющим воинских или специальных званий рядового и начальствующего состава, за непрерывную работу в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации". 5. Начальнику Организационно-мобилизационного департамента совместно с Главным управлением Государственной противопожарной службы МЧС России подготовить предложения по приведению в установленном порядке типовых штатных расписаний и штатных нормативов органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России в соответствие с настоящим Приказом. 6. Начальнику Главного управления Государственной противопожарной службы по согласованию с Организационно-мобилизационным департаментом: 6.1. Разработать и довести в установленном порядке до органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России субъектов Российской Федерации единые критерии оценки категории сложности пожаров. 6.2. Разработать и представить на утверждение проект перечня изолирующих средств индивидуальной защиты, при работе в которых при тушении пожаров высокой категории сложности производится оплата в четырехкратном размере за каждый час работы. 7. Начальникам органов управления Государственной противопожарной службы МЧС России субъектов Российской Федерации совместно с начальниками органов управления, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации: 7.1. Определить дополнительную потребность в фонде оплаты труда работников Государственной противопожарной службы МЧС России с учетом изменений размеров должностных окладов (тарифных ставок) отдельных категорий работников (раздел II Приложения N 1 к настоящему Приказу), а также надбавок, компенсационных доплат и других выплат и согласовать эту потребность с финансовым органом и органом труда и заработной платы субъекта Российской Федерации. 7.2. Разработать и согласовать с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации проект решения главы администрации об установлении в соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации работникам Государственной противопожарной службы МЧС России стимулирующих и компенсационных выплат (надбавок, доплат, премий и других выплат). 7.3. Обеспечить внесение в установленном порядке изменений и дополнений в договоры на создание объектовых подразделений Государственной противопожарной службы в организациях, связанных с реализацией настоящего Приказа. 7.4. Организовать обучение работников Государственной противопожарной службы МЧС России, по должностям которых предусмотрены изменения размеров должностных окладов (тарифных ставок) (раздел II Приложения N 1 к настоящему Приказу), в связи с возложением на них функций по выполнению поисково-спасательных работ. 8. Начальникам органов управления Государственной противопожарной службы МЧС России: 8.1. Провести внеочередную аттестацию работников Государственной противопожарной службы МЧС России, по должностям которых предусмотрены изменения размеров должностных окладов (тарифных ставок) (раздел II Приложения N 1 к настоящему Приказу), в соответствии с квалификационными требованиями (Приложение N 11). 8.2. Устанавливать постоянно или на определенный срок ежемесячные ставки и оклады исходя из 9 и 10 разрядов оплаты труда Единой тарифной сетки (ЕТС) отдельным высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах, а также из 11 и 12 разрядов оплаты труда Единой тарифной сетки (ЕТС) отдельным высококвалифицированным рабочим, занятым на особо важных и особо ответственных работах, профессии которых поименованы в Приложениях N 8 и N 9 к настоящему Приказу соответственно. 8.3. Организовать работу по повышению квалификации пожарными Государственной противопожарной службы МЧС России и обеспечить проведение испытаний на присвоение им классов квалификации. 8.4. Утвердить по согласованию с выборным профсоюзным органом либо с представителями трудового коллектива Перечень рабочих мест и конкретных работ, на которых работникам Государственной противопожарной службы МЧС России устанавливаются доплаты за работу с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда. 8.5. Привести в штатных расписаниях и трудовых книжках наименования должностей (профессий) работников Государственной противопожарной службы МЧС России в соответствие с разделом II Приложения N 1 к настоящему Приказу. 8.6. Создать в органах управления и подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России комиссии по установлению стажа работы, дающего право на выплату ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет, организовать работу этих комиссий по пересчету стажа работы в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа работы работников Государственной противопожарной службы МЧС России, дающего право на выплату ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет (приложение N 1 к Приказу МЧС России от 28.07.2003 N 453). 8.7. Применять к заработной плате работников Государственной противопожарной службы МЧС России предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации районные коэффициенты в порядке и размерах, установленных для бюджетных организаций субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, на территории которых расположены органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России. 9. Установить, что мероприятия по повышению оплаты труда работников Государственной противопожарной службы МЧС России, содержащихся за счет средств федерального бюджета, в 2003 году осуществляются за счет и в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств на 2003 год, а в 2004 и последующие годы необходимые средства предусматриваются при формировании бюджетных заявок. Решения о проведении указанных мероприятий в отношении работников Государственной противопожарной службы МЧС России, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также средств организаций, принимаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в порядке, предусмотренном статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 314. 10. Предусматривать при формировании фонда оплаты труда на выплаты стимулирующего характера, а также на оказание материальной помощи работникам Государственной противопожарной службы МЧС России средства (в расчете на год) в размере 6 месячных повышенных тарифных ставок (окладов) с учетом надбавок и доплат, выплачиваемых в соответствии с установленными условиями оплаты труда (Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 314). 11. Выплачивать работникам Государственной противопожарной службы МЧС России за время их работы в той же или более высокой должности соответствующую разницу в заработной плате в тех случаях, когда вводимые в соответствии с настоящим Приказом должностные оклады (тарифные ставки) с учетом увеличений, надбавок, доплат и льгот оказываются ниже действующих окладов (ставок) с учетом увеличений, надбавок, доплат и льгот. 12. Установить, что нормативные правовые акты МВД России по вопросам оплаты труда работников Государственной противопожарной службы МЧС России применяются в части, не противоречащей настоящему Приказу. 13. Приказ довести до заместителей Министра, начальников (руководителей) структурных подразделений центрального аппарата министерства, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальников органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, начальников органов управления Государственной противопожарной службы МЧС России субъектов Российской Федерации, начальников (руководителей) иных организаций, находящихся в ведении МЧС России, в установленном порядке. Министр С.К.ШОЙГУ 21 августа 2003 г. N 499 Приложение N 1 к Приказу МЧС России от 21 августа 2003 года N 499 Раздел I. ЕДИНАЯ ТАРИФНАЯ СЕТКА РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ Тарифные коэффициенты и тарифные ставки (оклады) определяются на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Таблица 1 ТАРИФНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2001 г. N 775) (Введены с 1 декабря 2001 г.) ------------------------------------------------------------------ |Разряды | | | | | | | | | | |оплаты труда | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |-------------------|----|----|----|----|----|----|----|----|----| |Тарифные | | | | | | | | | | |коэффициенты |1,00|1,11|1,23|1,36|1,51|1,67|1,84|2,02|2,22| ------------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------------ |Разряды | | | | | | | | | | |оплаты труда | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | |-------------------|----|----|----|----|----|----|----|----|----| |Тарифные | | | | | | | | | | |коэффициенты |2,44|2,68|2,89|3,12|3,36|3,62|3,9 |4,2 |4,5 | ------------------------------------------------------------------ Таблица 2 ТАРИФНЫЕ СТАВКИ (ОКЛАДЫ) ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2001 г. N 775) (Введены с 1 декабря 2001 г.) ------------------------------------------------------------------ |Разряды | | | | | | | | | | |оплаты труда | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |-------------------|----|----|----|----|----|----|----|----|----| |Тарифные ставки | | | | | | | | | | |(оклады) | 450| 500| 555| 610| 680| 750| 830| 910|1000| ------------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------------ |Разряды | | | | | | | | | | |оплаты труда | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | |-------------------|----|----|----|----|----|----|----|----|----| |Тарифные ставки | | | | | | | | | | |(оклады) |1100|1205|1300|1405|1510|1630|1755|1890|2025| ------------------------------------------------------------------ Примечания. 1. Размер тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки устанавливается федеральным законом. 2. Тарифные ставки (оклады) работников Государственной противопожарной службы МЧС России, предусмотренные таблицей 2, повышаются: - в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 314 на 50 процентов; - водителей: на автомобилях с прицепами (для водителей-повременщиков) в размере до 20 процентов; на автомобилях, автобусах, мотоциклах и мотороллерах, работающих в городах Москве и Санкт-Петербурге, - на 10 процентов. В тех случаях, когда работники имеют право на повышение тарифных ставок (окладов) в процентах одновременно по нескольким основаниям (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 314) и за работу в городе Москве, размеры повышений складываются и на сумму процентов увеличивается тарифная ставка (оклад). 3. При последующих изменениях в законодательном порядке размера тарифной ставки (оклада) первого разряда повышение, предусмотренное пунктом 2 настоящих примечаний, сохраняется. 4. Тарифные ставки (оклады) руководителей, специалистов, технических исполнителей и рабочих 2 - 18 разрядов оплаты труда определяются путем умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент по присвоенному (установленному) разряду по оплате труда с последующим их увеличением в соответствии с пунктом 2 настоящих примечаний. Раздел II. РАЗРЯДЫ ОПЛАТЫ ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ, ТЕХНИЧЕСКИХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ И РАБОЧИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ А. Разряды оплаты труда по должностям руководителей ПО ГРУППАМ ОРГАНИЗАЦИЙ -------------------------------------------------------------------- | Категории и должности | Разряды оплаты труда | | работников | руководителей | | | по группам организаций | |----------------------------------|-------------------------------| | | I | II | III | IV | |----------------------------------|-------|-------|-------|-------| | Начальник отряда |15 - 16|14 - 15|13 - 14|12 - 13| |----------------------------------|-------|-------|-------|-------| | Начальник пожарной части | 14 | 13 | 12 | 11 | |----------------------------------|-------|-------|-------|-------| | Оперативный дежурный по отряду | 12 | 11 | 10 | 9 | |----------------------------------|-------|-------|-------|-------| | Помощник начальника отряда по | 11 | 10 | 9 | 8 | | материально-техническому | | | | | | обеспечению | | | | | |----------------------------------|-------|-------|-------|-------| | Заведующий столовой |11 - 12| 9 - 10| 7 - 8 | - | |----------------------------------|-------|-------|-------|-------| | Заведующий производством |10 - 11| 8 - 9 | 6 - 7 | - | | (шеф-повар) | | | | | -------------------------------------------------------------------- НЕЗАВИСИМО ОТ ГРУПП ОРГАНИЗАЦИЙ -------------------------------------------------------------------- | Наименование должностей | Разряды | |--------------------------------------------------------|---------| | Заведующий канцелярией | 4 - 5 | |--------------------------------------------------------|---------| | Заведующий (центральным) складом | 4 - 6 | |--------------------------------------------------------|---------| | Капитан-механик пожарного корабля (судна) | 6 - 8 | |--------------------------------------------------------|---------| | Командир отделения пожарной части (отдельного поста) | 6 - 10 | |--------------------------------------------------------|---------| | Начальник караула пожарной части | 8 - 10 | |--------------------------------------------------------|---------| | Начальник передвижной насосной станции | 5 - 8 | |--------------------------------------------------------|---------| | Начальник передвижной установки газоводяного тушения | 5 - 8 | |--------------------------------------------------------|---------| | Начальник участка (смены) | 7 - 12 | |--------------------------------------------------------|---------| | Начальник центра противопожарной пропаганды | 11 - 13 | | и общественных связей | | -------------------------------------------------------------------- Б. Разряды оплаты труда по должностям специалистов -------------------------------------------------------------------- | Наименование должностей | Разряды | |--------------------------------------------------------|---------| | Бухгалтер | 5 - 11 | |--------------------------------------------------------|---------| | Диспетчер пожарной части (отдельного поста) | 4 - 6 | |--------------------------------------------------------|---------| | Инженер | 6 - 11 | |--------------------------------------------------------|---------| | Инженер отряда (пожарной части) | 6 - 11 | |--------------------------------------------------------|---------| | Инженер по нормированию труда | 6 - 11 | |--------------------------------------------------------|---------| | Инструктор по лечебной физкультуре | 6 - 10 | |--------------------------------------------------------|---------| | Инструктор противопожарной профилактики пожарной части | 4 - 9 | | (отдельного поста) | | |--------------------------------------------------------|---------| | Инспектор | 4 - 5 | |--------------------------------------------------------|---------| | Инспектор по кадрам (включая старшего) | 4 - 5 | |--------------------------------------------------------|---------| | Инспектор по основной деятельности | 7 - 9 | |--------------------------------------------------------|---------| | Мастер газодымозащитной службы (ГДЗС) пожарной части | 6 - 8 | |--------------------------------------------------------|---------| | Мастер (связи) | 8 | |--------------------------------------------------------|---------| | Методист Центра противопожарной пропаганды | 7 - 11 | | и общественных связей | | |--------------------------------------------------------|---------| | Пожарный | 4 - 8 | |--------------------------------------------------------|---------| | Программист | 6 - 13 | |--------------------------------------------------------|---------| | Психолог | 6 - 11 | |--------------------------------------------------------|---------| | Специалист (ведущий специалист) гражданской обороны | 6 - 12 | |--------------------------------------------------------|---------| | Специалист по кадрам | 5 - 8 | |--------------------------------------------------------|---------| | Техник | 4 - 8 | |--------------------------------------------------------|---------| | Художник-оформитель | 6 - 11 | |--------------------------------------------------------|---------| | Экономист | 6 - 11 | |--------------------------------------------------------|---------| | Экскурсовод Центра противопожарной пропаганды | 6 - 10 | | и общественных связей | | |--------------------------------------------------------|---------| | Электроник | 6 - 13 | |--------------------------------------------------------|---------| | Юрисконсульт | 6 - 11 | -------------------------------------------------------------------- В. Разряды оплаты труда технических исполнителей -------------------------------------------------------------------- | Наименование должностей | Разряды | |--------------------------------------------------------|---------| | Делопроизводитель | 3 | |--------------------------------------------------------|---------| | Кассир (включая старшего) | 3 - 4 | |--------------------------------------------------------|---------| | Комендант | 3 - 5 | |--------------------------------------------------------|---------| | Секретарь | 3 | |--------------------------------------------------------|---------| | Секретарь-машинистка | 3 | |--------------------------------------------------------|---------| | Машинистка | 3 - 5 | |--------------------------------------------------------|---------| | Лаборант (включая старшего) | 4 - 5 | -------------------------------------------------------------------- Г. Разряды оплаты труда по профессиям рабочих -------------------------------------------------------------------- | Наименование должностей | Разряды | |--------------------------------------------------------|---------| | Аккумуляторщик | 1 - 5 | |--------------------------------------------------------|---------| | Аппаратчик химводоочистки | 1 - 4 | |--------------------------------------------------------|---------| | Водитель автомобиля* | 4 - 8 | |--------------------------------------------------------|---------| | Водитель-испытатель | 2 - 6 | |--------------------------------------------------------|---------| | Вулканизаторщик | 2 - 7 | |--------------------------------------------------------|---------| | Газосварщик | 1 - 6 | |--------------------------------------------------------|---------| | Грузчик | 1 - 2 | |--------------------------------------------------------|---------| | Дворник | 1 | |--------------------------------------------------------|---------| | Жестянщик | 2 - 5 | |--------------------------------------------------------|---------| | Исполнитель художественно-оформительских работ | 1 - 6 | |--------------------------------------------------------|---------| | Испытатель двигателей при испытании двигателей | | | внутреннего сгорания мощностью: | | |--------------------------------------------------------|---------| | до 73,6 кВт (до 100 л.с.) | 4 | |--------------------------------------------------------|---------| | свыше 73,6 до 736 кВт (свыше 100 до 1000 л.с.) | 5 | |--------------------------------------------------------|---------| | свыше 736 кВт (свыше 1000 л.с.) | 6 | |--------------------------------------------------------|---------| | Истопник | 1 | |--------------------------------------------------------|---------| | Каменщик | 2 - 6 | |--------------------------------------------------------|---------| | Киномеханик | 2 - 6 | |--------------------------------------------------------|---------| | Кладовщик | 1 - 3 | |--------------------------------------------------------|---------| | Кондитер | 1 - 6 | |--------------------------------------------------------|---------| | Контролер на контрольно-пропускном пункте | 2 - 3 | |--------------------------------------------------------|---------| | Кухонный рабочий | 2 | |--------------------------------------------------------|---------| | Макетчик художественных макетов | 1 - 6 | |--------------------------------------------------------|---------| | Маляр | 1 - 6 | |--------------------------------------------------------|---------| | Машинист бульдозера при управлении бульдозером | | | с мощностью двигателя: | | |--------------------------------------------------------|---------| | до 44,2 кВт (до 60 л.с.) | 3 | |--------------------------------------------------------|---------| | свыше 44,2 до 73,6 кВт (свыше 60 до 100 л.с.) | 4 | |--------------------------------------------------------|---------| | свыше 73,6 до 147,2 кВт (свыше 100 до 200 л.с.) | 5 | |--------------------------------------------------------|---------| | свыше 147,2 до 210 кВт (свыше 200 до 285 л.с.) | 6 | |--------------------------------------------------------|---------| | Машинист (кочегар) котельной: | | | при обслуживании водогрейных и паровых котлов, | | | работающих на твердом топливе, с суммарной | | | теплопроизводительностью: | | |--------------------------------------------------------|---------| | до 12,6 ГДж/ч (до 3 Гкал/час) | 2 | |--------------------------------------------------------|---------| | свыше 12,6 до 42 ГДж/ч (свыше 3 до 10 Гкал/ч) | 3 | |--------------------------------------------------------|---------| | свыше 42 до 84 ГДж/ч (свыше 10 до 20 Гкал/ч) | 4 | |--------------------------------------------------------|---------| | свыше 84 до 273 ГДж/ч (свыше 20 до 65 Гкал/ч) | 5 | |--------------------------------------------------------|---------| | свыше 273 ГДж/ч (свыше 65 Гкал/ч) | 6 | |--------------------------------------------------------|---------| | Машинист насосных установок: | | | при обслуживании насосных установок с суммарной | | | подачей невязких жидкостей (воды, кислот, щелочей | | | и т.п.) | | |--------------------------------------------------------|---------| | до 1000 куб. м/ч | 2 | |--------------------------------------------------------|---------| | свыше 1000 до 3000 куб. м/ч | 3 | |--------------------------------------------------------|---------| | свыше 3000 куб. м/ч | 4 | |--------------------------------------------------------|---------| | Машинист по стирке и ремонту спецодежды | 2 | |--------------------------------------------------------|---------| | Медник | 2 - 6 | |--------------------------------------------------------|---------| | Мойщик посуды | 1 - 2 | |--------------------------------------------------------|---------| | Монтажник | 2 - 3 | |--------------------------------------------------------|---------| | Монтажник санитарно-технических систем и оборудования | 2 - 6 | |--------------------------------------------------------|---------| | Моторист (машинист) | 3 - 5 | |--------------------------------------------------------|---------| | Оператор видеозаписи | 3 - 6 | |--------------------------------------------------------|---------| | Оператор копировальных и множительных машин | 2 - 3 | |--------------------------------------------------------|---------| | Машинист котельной (кочегар): | | | при обслуживании водогрейных и паровых котлов, | | | работающих на жидком и газообразном топливе | | | или электронагреве, с суммарной | | | теплопроизводительностью: | | |--------------------------------------------------------|---------| | до 12,6 ГДж/ч (до 3 Гкал/ч) | 2 | |--------------------------------------------------------|---------| | свыше 12,6 до 42 ГДж/ч (свыше 3 до 10 Гкал/ч) | 3 | |--------------------------------------------------------|---------| | свыше 42 до 84 ГДж/ч (свыше 10 до 20 Гкал/ч) | 4 | |--------------------------------------------------------|---------| | свыше 84 до 273 ГДж/ч (свыше 20 до 65 Гкал/ч) | 5 | |--------------------------------------------------------|---------| | свыше 273 ГДж/ч (свыше 65 Гкал/ч) | 6 | | при обслуживании в котельной отдельных водогрейных | | | или паровых котлов, работающих на жидком | | | и газообразном топливе или электронагреве, | | | с теплопроизводительностью котла: | | |--------------------------------------------------------|---------| | до 21 ГДж/ч (до 5 Гкал/ч) | 2 | |--------------------------------------------------------|---------| | свыше 21 до 84 ГДж/ч (свыше 5 до 20 Гкал/ч) | 3 | |--------------------------------------------------------|---------| | свыше 84 до 273 ГДж/ч (свыше 20 до 65 Гкал/ч) | 4 | |--------------------------------------------------------|---------| | свыше 273 до 546 ГДж/ч (свыше 65 до 130 Гкал/ч) | 5 | |--------------------------------------------------------|---------| | свыше 546 ГДж/ч (свыше 130 Гкал/ч) | 6 | |--------------------------------------------------------|---------| | Оператор моечной установки | 4 | |--------------------------------------------------------|---------| | Оператор теплового пункта при обслуживании | | | теплосетевых бойлерных установок или станций мятого | | | пара производительностью: | | |--------------------------------------------------------|---------| | до 42 ГДж/ч (до 10 Гкал/ч) | 2 | |--------------------------------------------------------|---------| | свыше 42 до 84 ГДж/ч (свыше 10 до 20 Гкал/ч) | 3 | |--------------------------------------------------------|---------| | свыше 84 ГДж/ч (свыше 20 Гкал/ч) | 4 | |--------------------------------------------------------|---------| | Оператор стиральных машин при стирке белья | | | вручную | | |--------------------------------------------------------|---------| | на неавтоматизированных стиральных машинах | 2 | |--------------------------------------------------------|---------| | на автоматизированных стиральных машинах | 3 | |--------------------------------------------------------|---------| | на автоматизированных стирально-отжимных машинах с | 4 | |--------------------------------------------------------|---------| | программным управлением | 5 | |--------------------------------------------------------|---------| | Оператор электронно-вычислительных | 2 - 4 | | и вычислительных машин | | |--------------------------------------------------------|---------| | Паяльщик | 1 - 5 | |--------------------------------------------------------|---------| | Плотник | 2 - 6 | |--------------------------------------------------------|---------| | Повар | 2 - 6 | |--------------------------------------------------------|---------| | Подсобный рабочий | 1 - 2 | |--------------------------------------------------------|---------| | Правильщик вручную | 1 - 5 | |--------------------------------------------------------|---------| | Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий | 2 - 4 | |--------------------------------------------------------|---------| | Радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования | 1 - 6 | |--------------------------------------------------------|---------| | Рихтовщик кузовов | 3 - 5 | |--------------------------------------------------------|---------| | Рулевой (кормщик), в том числе старший | 3 - 4 | |--------------------------------------------------------|---------| | Слесарь механосборочных работ | 2 - 6 | |--------------------------------------------------------|---------| | Слесарь по обслуживанию тепловых сетей | 4,5 | |--------------------------------------------------------|---------| | Слесарь-ремонтник | 2 - 8 | |--------------------------------------------------------|---------| | Слесарь по ремонту автомобилей | 1 - 6 | |--------------------------------------------------------|---------| | Слесарь по топливной аппаратуре | 2 - 5 | |--------------------------------------------------------|---------| | Слесарь-инструментальщик | 2 - 8 | |--------------------------------------------------------|---------| | Слесарь-ремонтник | 2 - 8 | |--------------------------------------------------------|---------| | Слесарь-сантехник | 2 - 6 | |--------------------------------------------------------|---------| | Старшина | 4 - 6 | |--------------------------------------------------------|---------| | Старшина-моторист (капитан-механик) | 4 - 6 | |--------------------------------------------------------|---------| | Столяр | 2 - 6 | |--------------------------------------------------------|---------| | Сторож (вахтер) | 1 - 2 | |--------------------------------------------------------|---------| | Стропальщик | 2 - 6 | |--------------------------------------------------------|---------| | Телефонист | 2 - 4 | |--------------------------------------------------------|---------| | Токарь | 2 - 6 | |--------------------------------------------------------|---------| | Тракторист | 2 - 6 | |--------------------------------------------------------|---------| | Уборщик производственных и служебных помещений | 1 - 2 | |--------------------------------------------------------|---------| | Уборщик территорий | 1 - 2 | |--------------------------------------------------------|---------| | Шлифовщик | 2 - 6 | |--------------------------------------------------------|---------| | Штукатур | 2 - 6 | |--------------------------------------------------------|---------| | Электрик судовой (речной) | 3 | |--------------------------------------------------------|---------| | Электрогазосварщик | 1 - 6 | |--------------------------------------------------------|---------| | Электромонтажник по силовым сетям | 2 - 6 | | и электрооборудованию | | |--------------------------------------------------------|---------| | Электромонтер линейных сооружений телефонной связи и | 2 - 6 | | радиофикации | | |--------------------------------------------------------|---------| | Электромонтер связи | 1 - 6 | |--------------------------------------------------------|---------| | Электромонтер по ремонту и обслуживанию | 2 - 6 | | электрооборудования | | |--------------------------------------------------------|---------| | Электросварщик ручной сварки | 1 - 6 | -------------------------------------------------------------------- Примечания. 1. Разряды оплаты труда начальников пожарных отрядов и начальников пожарных частей (на правах отрядов) и других подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России определяются соответствующим руководителем органа управления организации Государственной противопожарной службы МЧС России, а руководителей структурных подразделений - начальниками пожарных отрядов и начальниками пожарных частей (на правах отрядов) в зависимости от объемных показателей. 2. Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров устанавливаются на 10 - 20 процентов, а помощников руководителей на 30 - 40 процентов ниже оклада соответствующего руководителя, если их должности не приведены в подразделе "А" настоящего раздела. Размер понижения окладов в процентах по сравнению с окладом руководителя устанавливается на любой процент от минимального до максимального размера, предусмотренный для этого заместителя (помощника) руководителя и главного бухгалтера. 3. Разряды оплаты труда руководителей, должностные оклады которых не зависят от объемных показателей, а также специалистов и технических исполнителей устанавливаются начальником управления Государственной противопожарной службы МЧС России в зависимости от требований к квалификации и рекомендаций аттестационной комиссии. В том случае, если на специалиста помимо выполнения обязанностей по занимаемой должности возлагается руководство другими специалистами или этот специалист ведет самостоятельный участок работы, то тарификация этого работника по рекомендации аттестационной комиссии может производиться исходя из разрядов, предусмотренных требованиями к квалификации по разрядам оплаты труда для ведущего специалиста. Например, ведущего инженера - по 10 - 11 разрядам. 4. В столовых организаций, отнесенных к IV группе по оплате труда руководителей, должность заведующего столовой не вводится, а руководство возлагается на одного из поваров с установлением доплаты за руководство в размере 15 процентов должностного оклада. 5. В случаях, когда требованиями к квалификации по разрядам оплаты предусмотрено 2 и более разрядов, то конкретный разряд работнику устанавливается по одному из разрядов, указанных в этих требованиях. 6. При переводе рабочих на сдельную оплату труда часовые тарифные ставки рабочих-сдельщиков определяются путем деления месячной тарифной ставки соответствующего разряда Единой тарифной сетки (ЕТС) на среднемесячную норму рабочего времени, установленную Правительством Российской Федерации в зависимости от продолжительности рабочей недели в часах. 7. В пожарных частях Государственной противопожарной службы МЧС России (на правах пожарных отрядов) должность главного бухгалтера не вводится, а исполнение его обязанностей возлагается на ведущего бухгалтера с тарификацией по 10 - 11 разрядам ЕТС. Приложение N 2 к Приказу МЧС России от 21 августа 2003 года N 499 ПОКАЗАТЕЛИ И ПОРЯДОК ОТНЕСЕНИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ К ГРУППАМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЕЙ (разработаны в соответствии с Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 6 июня 1996 г. N 32, пункт 4 Общих положений) 1. Отряды Государственной противопожарной службы МЧС России ------------------------------------------------------------------ | Численность работников по штату | Группа по оплате | | | труда руководителей | |---------------------------------|------------------------------| |Свыше 400 человек | I | |---------------------------------|------------------------------| |От 150 до 400 человек | II | |---------------------------------|------------------------------| |От 70 до 150 человек | III | |---------------------------------|------------------------------| |До 70 человек | IV | ------------------------------------------------------------------ 2. Пожарные части ------------------------------------------------------------------ | Численность работников по штату | Группа по оплате | | | труда руководителей | |---------------------------------|------------------------------| |Свыше 70 человек | I | |---------------------------------|------------------------------| |От 50 до 70 человек | II | |---------------------------------|------------------------------| |От 25 до 50 человек | III | |---------------------------------|------------------------------| |До 25 человек | IV | ------------------------------------------------------------------ ПОРЯДОК ОТНЕСЕНИЯ К ГРУППАМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЕЙ 1. Отнесение (подтверждение, повышение, понижение) к группам по оплате труда руководителей органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России производится: отрядов Государственной противопожарной службы МЧС России и пожарных частей (на правах отрядов) - приказом начальника соответствующего органа управления (отдела) Государственной противопожарной службы МЧС России; пожарных частей, организаций, входящих в структуру отрядов Государственной противопожарной службы (пожарных частей на правах отрядов), - приказом начальника соответствующего отряда Государственной противопожарной службы МЧС России (пожарной части на правах отряда). 2. Отрядам Государственной противопожарной службы МЧС России и пожарным частям (на правах отрядов), пожарным частям и организациям, входящим в структуру отрядов Государственной противопожарной службы МЧС России, обслуживающим пожароопасные объекты или объекты взрывоопасных производств, группа по оплате труда руководителей устанавливается на одну группу выше по сравнению с группой, установленной по настоящим показателям. Разряд оплаты труда, установленный сверх разряда, соответствующего I группе по оплате труда руководителей, увеличивается на 10 процентов. 3. Руководителям пожарных частей, имеющим штатную численность работников свыше 100 человек, установленный разряд оплаты труда увеличивается на 10 процентов. 4. Группа по оплате труда руководителей устанавливается не чаще одного раза в год с учетом изменения штатной численности. Приложение N 3 к Приказу МЧС России от 21 августа 2003 года N 499 ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ВЫПЛАТЫ НАДБАВОК, КОМПЕНСАЦИОННЫХ ДОПЛАТ И ДРУГИХ ВЫПЛАТ РАБОТНИКАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ Начальникам органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России предоставлено право в пределах утвержденного фонда оплаты труда при заключении коллективных договоров между администрацией и трудовым коллективом предусматривать следующие обязательства: 1. Устанавливать доплаты к тарифным ставкам (окладам): 1.1. Водителям автомобилей, имеющим ненормированный рабочий день в размере до 50 процентов тарифной ставки (оклада). Ненормированный рабочий день водителям автомобилей предусматривается в коллективном договоре учреждения (организации) и оговаривается при заключении трудового договора. 1.2. Работникам Государственной противопожарной службы МЧС России за время фактического выполнения работ по тушению пожаров в особо сложных и особо опасных условиях (пожары 3 и более высокой категории сложности): в условиях, не требующих применения изолирующих средств, - из расчета двойной часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы; в условиях, требующих применение изолирующих средств, - из расчета четырехкратной тарифной ставки (оклада) за каждый час работы. Порядок отнесения работ по тушению пожаров в особо сложных и особо опасных условиях (пожары 3 и более высокой категории сложности) и перечень изолирующих средств индивидуальной защиты, при работе в которых производится выплата доплаты в четырехкратном размере, определяются Главным управлением Государственной противопожарной службы. 1.3. Рабочим, специалистам и техническим исполнителям в зависимости от условий труда, непосредственно занятым на работах, предусмотренных Перечнем работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, устанавливаются доплаты к тарифным ставкам (окладам): на работах с тяжелыми и вредными условиями труда - в размере 12 процентов; на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда - в размере 24 процентов. Доплаты начисляются из расчета указанных размеров за фактически отработанное время с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда. Руководителям, специалистам и техническим исполнителям, не выполняющим предусмотренные в Перечне работы, при их непосредственной занятости в структурных подразделениях, где более половины работников получают доплаты к тарифным ставкам (окладам) за работу с вредными или особо вредными условиями труда, устанавливаются доплаты за условия труда в размере 12 и 24 процентов должностного оклада соответственно. Рабочим, руководителям, специалистам и техническим исполнителям, которым на основании специальных решений правительственных органов за работу с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда установлены доплаты в таких же или больших размерах, доплаты в предусмотренных настоящим пунктом размерах не выплачиваются. 1.4. Рабочим, не освобожденным от основной работы, за руководство бригадой с численностью до 10 человек включительно - 15 процентов и свыше 10 человек - 25 процентов в месяц. Звеньевым доплаты за руководство звеном при численности более 5 человек устанавливаются в размере 10 процентов. В тех случаях, когда бригаду возглавляет специалист (мастер или начальник участка), доплата за руководство бригадой не устанавливается. 1.5. Рабочим, не освобожденным от основной работы, за заведование самостоятельными подразделениями численностью до 10 человек (мастерские, типографии и др.) - до 25 процентов. 1.6. Работникам Государственной противопожарной службы МЧС России за работу в ночное время (за каждый час работы в ночное время с 22 до 6 часов) - 35 процентов часовой ставки (оклада). 2. Устанавливать надбавки к тарифным ставкам (окладам): 2.1. Работникам учреждений и организаций Государственной противопожарной службы МЧС России ежемесячную надбавку за выслугу лет в размере от 5 до 40 процентов в порядке, предусмотренном Положением о порядке исчисления стажа работы работников Государственной противопожарной службы МЧС России, дающего право на выплату процентной надбавки за выслугу лет (Приложение N 2 к настоящему Приказу). 2.2. Работникам пожарных отрядов, пожарных частей, караулов, отдельных пожарных постов, пожарных кораблей и катеров, служб пожаротушения, производственно-технических центров и центров управления силами Государственной противопожарной службы МЧС России, принимающим участие в предупреждении и тушении пожаров, а также обеспечивающим выполнение этих работ, ежемесячную надбавку в размере до 50 процентов тарифной ставки (оклада) за особые условия труда (обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности). Конкретные размеры указанных надбавок устанавливаются в перечнях, утверждаемых для руководителей отрядов, частей (на правах отрядов), служб и центров (юридических лиц) руководителем вышестоящей организации по подчиненности, а для остальных работников - начальниками этих организаций. При ухудшении оперативно-технической готовности или других показателей деятельности размер надбавок уменьшается или они отменяются полностью. Уменьшение или отмена указанных надбавок производится приказом по отряду, пожарной части (на правах отряда), службе, центру. 2.3. Ежемесячную надбавку водителям автомобилей и автобусов за классность, имеющим: 2 класс - 10 процентов; 1 класс - 25 процентов установленной тарифной ставки (оклада) в месяц. Порядок присвоения водителям автомобилей класса квалификации определен письмом МЧС России от 28 октября 1999 г. N 21/7-1041. 3. Работникам Государственной противопожарной службы МЧС России оплата труда при совмещении профессий (должностей) и исполнении обязанностей временно отсутствующего работника, за пределами нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочной работе), в выходные и нерабочие праздничные дни производится в соответствии со статьями 151 - 153 Трудового кодекса Российской Федерации соответственно. Приложение N 4 к Приказу МЧС России от 21 августа 2003 года N 499 ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ВЫПЛАТЫ СТИМУЛИРУЮЩИХ НАДБАВОК, ДОПЛАТ И ПРЕМИЙ, А ТАКЖЕ ОКАЗАНИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ РАБОТНИКАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ, СОДЕРЖАЩИХСЯ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 1. Для усиления материальной заинтересованности работников Государственной противопожарной службы МЧС России в своевременном и качественном выполнении служебных (должностных) обязанностей, ответственности за порученный участок работы, а также в целях повышения социальной защищенности работников в коллективных договорах могут предусматриваться следующие формы материального стимулирования и оказания материальной помощи: премирование за основные результаты деятельности (за месяц, квартал); установление надбавок стимулирующего характера (за высокие достижения в труде; за выполнение особо важных (срочных) работ на срок их проведения, за особый режим работы); оказание материальной помощи (при уходе в отпуск, стихийных бедствиях, пожаре, в случае смерти близких родственников, многодетным и малообеспеченным семьям, на частичное возмещение расходов при санаторно-курортном лечении, стоимости проезда во внутригородском транспорте). 2. Порядок и условия премирования (категории работников, подлежащих премированию, периодичность выплаты премий, показатели премирования, условия, при которых работники не представляются к премированию, и размеры премий) устанавливаются коллективным договором или положением о премировании, утверждаемыми начальниками органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России по согласованию с выборным профсоюзным органом, исходя из конкретных условий и задач, стоящих перед ними. 2.1. Руководители органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России премируются в зависимости от результатов работы этих органов управления и подразделений в целом применительно к условиям премирования, действующим в данном органе управления и подразделении, с учетом соблюдения сроков выплаты заработной платы, в том числе и премий, всем работникам этого органа управления и подразделения. 2.2. Конкретный размер премии руководителю органа управления и подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России устанавливается: в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России центрального подчинения - начальником Главного управления Государственной противопожарной службы; в структурных подразделениях, входящих в состав управлений Государственной противопожарной службы МЧС России в субъектах Российской Федерации, органов местного самоуправления, - начальником управления Государственной противопожарной службы МЧС России в субъектах Российской Федерации. 3. Для установления надбавок стимулирующего характера разрабатываются конкретные показатели (критерии) оценки достигнутой результативности и качества работы, за выполнение которых решением начальника органа управления и подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России, согласованным с выборным профсоюзным органом, устанавливаются стимулирующие выплаты. 3.1. Размер надбавок стимулирующего характера руководителю органа управления и подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России определяется в порядке, предусмотренном пунктом 2.2 настоящего раздела. 3.2. Конкретными показателями (показателем) оценки труда рабочих могут быть установлены: хорошее качество работы; строгое соблюдение технологической дисциплины; обслуживание важнейших участков и выполнение особо важных работ; освоение смежных (нескольких) профессий и совмещение функций, не оговоренных в трудовом договоре; применение передовых приемов и методов труда и передача опыта молодым работникам; другие показатели, вытекающие из конкретных условий работы. 3.3. В качестве конкретных показателей (показателя) результативности работы руководителей, специалистов и технических исполнителей для установления надбавок за высокие достижения в труде, за выполнение особо важных (срочных) работ и за специальный режим работы в коллективных договорах могут быть предусмотрены: активное участие в выполнении работ по ликвидации пожаров и последствий стихийных бедствий и др.; успешное выполнение наиболее сложных и важных работ (заданий); высокое качество выполняемых работ; систематическое досрочное выполнение работы с проявлением разумной инициативы; определенный выход за рамки должностных обязанностей. 3.4. Надбавки рекомендуется устанавливать на определенный срок (как правило, на срок не более года). 4. Выплата материальной помощи производится, как правило, при предоставлении работнику очередного отпуска. В отдельных случаях в связи с болезнью и необходимостью длительного лечения, стихийного бедствия и другим уважительным причинам указанная помощь может выплачиваться и в другие сроки. 4.1. Работникам, принятым в течение календарного года (не отработавшим полного календарного года), выплата материальной помощи, как правило, производится пропорционально числу полных отработанных месяцев в данном календарном году, исходя из сумм окладов, которые предусмотрены коллективным договором на оказание материальной помощи. При предоставлении очередного отпуска в следующем году (после истечения 11 месяцев) материальная помощь выплачивается за оставшиеся месяцы рабочего года. Размер материальной помощи определяется исходя из сумм (окладов), предусмотренных на день выплаты. 4.2. Оказание материальной помощи в виде денежных выплат оформляется письменным заявлением работника с указанием необходимости этой помощи. 4.3. Основанием для выплаты премий, надбавок и материальной помощи является приказ начальника органа управления и подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России с указанием конкретного размера этих выплат каждому работнику. 5. Премии, надбавки стимулирующего характера и материальная помощь, выплачиваемые отдельному работнику, предельными размерами не ограничиваются, однако общая сумма указанных выплат в течение года всем работникам не должна превышать шести месячных фондов заработной платы. 6. В тех случаях, когда заработная плата работников органа управления и подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России (с учетом повышений и увеличений окладов и ставок, доплат, надбавок, льгот, компенсаций, выплат стимулирующего характера и др.) окажется ниже заработной платы аналогичных работников организаций органов власти, в организациях МЧС России при оплате труда работников могут применяться льготы и компенсации, предусмотренные соответствующими постановлениями (решениями) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Приложение N 5 к Приказу МЧС России от 21 августа 2003 года N 499 ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И ТЕХНИЧЕСКИХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ (разработано в соответствии с Постановлением Министерства труда Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 23 октября 1992 г. N 27 "Об утверждении Основных положений о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании") Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Аттестация руководителей, специалистов и технических исполнителей Государственной противопожарной службы МЧС России осуществляется в целях рационального использования, улучшения подбора и расстановки кадров, повышения качества и эффективности их работы, а также установления соответствия работников занимаемой должности, присвоения им соответствующих категорий и тарификации, то есть определения разряда оплаты труда в соответствии с Единой тарифной сеткой (ЕТС). 2. В соответствии с настоящим Положением аттестации подлежат все категории гражданского персонала - руководители, специалисты и технические исполнители (включая работающих по совместительству) Государственной противопожарной службы МЧС России (кроме профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, педагогических работников образовательных учреждений и работников медицинских и культурно-просветительных учреждений)*. Руководители, назначение и освобождение которых производится вышестоящим органом, аттестуются этим органом. Периодичность и сроки проведения аттестации работников устанавливаются руководителем организации, как правило, исходя из сроков и требований, установленных тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников, подлежащих аттестации, но не реже одного раза в пять лет. Аттестации не подлежат: руководители, специалисты и технические исполнители, проработавшие в занимаемой должности менее одного года; беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет. При этом указанным работникам разряды оплаты труда в соответствии с Единой тарифной сеткой (ЕТС) устанавливаются руководителем организации в пределах действующей по данной должности тарификации. 3. Основными критериями оценки деловых качеств работника при проведении аттестации и тарификации являются его квалификация и результаты, достигнутые им при исполнении должностных обязанностей, предусмотренных должностными инструкциями, разработанными на основе квалификационных характеристик по каждой должности. Основные подходы к оценке деловых качеств и квалификации работника приведены в разделе IV настоящего Положения. Раздел II. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ 4. Проведению аттестации предшествует подготовительная работа, организуемая администрацией организации при участии выборного профсоюзного органа (представительного органа трудового коллектива). Она включает следующие мероприятия: организацию разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации; определение состава аттестационной комиссии; разработку графика проведения аттестации; подготовку необходимых документов на аттестуемых (представления, аттестационные листы и др.). Руководитель организации издает приказ, в котором определяет сроки проведения аттестации, устанавливает перечень работников, подлежащих аттестации, назначает состав аттестационной комиссии и ставит задачи руководителям подразделений по обеспечению подготовки, проведению аттестации и подведения ее итогов. 5. На каждого работника, подлежащего аттестации, его непосредственным начальником не позднее чем за две недели до начала проведения аттестации подготавливается представление (характеристика), содержащее всестороннюю оценку аттестуемого: соответствие профессиональной подготовки работника квалификационным характеристикам (требованиям) по должности, а также должностным инструкциям; профессиональная компетентность; отношение к выполнению должностных обязанностей; показатели результатов работы за прошедший период; рекомендуемый для установления аттестуемому разряд оплаты труда Единой тарифной сетки (ЕТС) и другие необходимые сведения. 6. Аттестуемый должен быть заранее, не менее чем за две недели до аттестации, ознакомлен с представленными на него материалами (под роспись, с указанием даты ознакомления). 7. График проведения аттестации утверждается руководителем организации и не менее чем за две недели до начала аттестации доводится до сведения аттестуемых. В графике проведения аттестации указываются: наименование подразделения, в котором работает аттестуемый; его фамилия, инициалы и должность; дата проведения аттестации и представления в аттестационную комиссию необходимых документов; должности и фамилии работников, ответственных за подготовку документов. Как правило, в первую очередь аттестуются руководители подразделений, а затем подчиненные им специалисты и технические исполнители. Аттестация членов аттестационной комиссии проводится на общих основаниях. Раздел III. СОСТАВ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ И ПОРЯДОК ЕЕ РАБОТЫ 8. В состав аттестационной комиссии включаются председатель (как правило, заместитель руководителя организации), секретарь и члены комиссии: руководители подразделений, высококвалифицированные специалисты, работники кадровых органов, работники юридических органов (подразделений), представители профсоюзных органов или представительного органа трудового коллектива. В необходимых случаях могут образовываться несколько аттестационных комиссий. 9. Аттестационная комиссия рассматривает представление, заслушивает аттестуемого и руководителя подразделения, в котором он работает. Обсуждение работы аттестуемого должно проходить в обстановке требовательности, объективности и доброжелательности, исключающей проявление субъективизма. При аттестации лиц, не имеющих специальной подготовки или достаточного стажа работы, установленных в требованиях к квалификации по разрядам оплаты, комиссия проводит всестороннюю проверку знаний и умения аттестуемого по заранее подготовленным вопросам по выполнению должностных обязанностей и руководящим документам по занимаемой должности. 10. Оценка деятельности работника и рекомендации комиссии принимаются открытым голосованием в отсутствии аттестуемого. Аттестация и голосование проводятся при участии в заседании не менее двух третей состава аттестационной комиссии. Результаты голосования определяются большинством голосов. При равенстве голосов аттестуемый признается соответствующим должности и разряду оплаты, указанным в представлении (характеристике). В случае аттестации работника, являющегося членом аттестационной комиссии, аттестуемый в голосовании не участвует. 11. По результатам проведенной аттестации комиссия: а) дает следующие из оценок деятельности работника: соответствует занимаемой должности; соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией через год; не соответствует занимаемой должности; б) выносит рекомендации: о повышении (снижении) квалификационной категории; об отнесении к тому или иному разряду оплаты труда; о необходимости повышения профессиональных знаний и другие рекомендации. 12. Результаты аттестации (оценка и рекомендации) заносятся в аттестационный лист, который составляется в одном экземпляре, подписывается председателем, секретарем и членами аттестационной комиссии, принявшими участие в голосовании, и сообщаются аттестуемому под роспись непосредственно после голосования. 13. Результаты аттестации в недельный срок докладываются руководителю организации председателем аттестационной комиссии. 14. Аттестационный лист и представление на работника, прошедшего аттестацию, хранятся в его личном деле (если ведение личного дела предусмотрено законодательством). 15. После завершения работы аттестационной комиссии администрацией организации разрабатываются мероприятия по выполнению рекомендаций аттестационной комиссии, дальнейшему совершенствованию системы повышения квалификации кадров и организации труда с конкретными сроками реализации этих мероприятий. 16. Руководитель организации с учетом рекомендаций аттестационной комиссии в месячный срок принимает решение: об установлении руководителям, специалистам и техническим исполнителям соответствующих разрядов оплаты труда (с объявлением об этом приказом) или о переводе работника, признанного по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности, на другую работу с его согласия. На основании приказа в трудовой книжке работника делается соответствующая запись с указанием установленной квалификационной категории и разряда оплаты труда Единой тарифной сетки (ЕТС) (без указания размера ставки). При невозможности перевода работника с его согласия на другую работу руководитель организации вправе расторгнуть с ним трудовой договор в соответствии с законодательством. 17. Работник вправе выступить с инициативой об установлении ему очередного разряда оплаты труда Единой тарифной сетки (ЕТС) в пределах диапазона разрядов по занимаемой должности. В этом случае установление очередной квалификационной категории и соответствующего разряда оплаты труда производится решением (приказом) руководителя организации с учетом результатов внеочередной аттестации работника в соответствии с пунктом 7 приложения N 2 к Постановлению Министерства труда Российской Федерации от 6 июня 1996 г. N 32. 18. Трудовые споры, связанные с аттестацией, рассматриваются в соответствии с законодательством о порядке рассмотрения трудовых споров. Раздел IV. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ И КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И ТЕХНИЧЕСКИХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ 19. С учетом специфики деятельности организации разрабатываются конкретные критерии и показатели оценки деловых качеств и квалификации руководителей, специалистов и технических исполнителей применительно к отдельным категориям работников, руководствуясь следующим перечнем показателей для оценки их квалификации: ------------------------------------------------------------------------------- | N | Показатели, характеризующие | Категории | | п/п | квалификацию работников |--------------------------------------| | | |руководители|специалисты | технические| | | | | | исполнители| |-----|--------------------------------|------------|------------|------------| |1. | Образование | + | + | + | |-----|--------------------------------|------------|------------|------------| |2. | Стаж работы по специальности | + | + | + | |-----|--------------------------------|------------|------------|------------| |3. | Профессиональная | + | + | + | | | компетентность | | | | |-----|--------------------------------|------------|------------|------------| |3.1. | Знание необходимых руководящих | + | + | + | | | документов | | | | |-----|--------------------------------|------------|------------|------------| |3.2. | Знание отечественного | + | + | + | | | и зарубежного опыта | | | | |-----|--------------------------------|------------|------------|------------| |3.3. | Умение оперативно принимать | + | + | + | | | решения по достижению | | | | | | поставленных целей | | | | |-----|--------------------------------|------------|------------|------------| |3.4. | Качество законченной работы | + | + | + | |-----|--------------------------------|------------|------------|------------| |3.5. | Способность адаптироваться | + | + | + | | | к новой ситуации и применять | | | | | | новые подходы к решению | | | | | | возникающих проблем | | | | |-----|--------------------------------|------------|------------|------------| |3.6. | Своевременность выполнения | + | + | + | | | должностных обязанностей, | | | | | | ответственность | | | | | | за результаты работы | | | | |-----|--------------------------------|------------|------------|------------| |3.7. | Интенсивность труда | + | + | + | | | (способность в короткие сроки | | | | | | справляться с | | | | | | большим объемом работы) | | | | |-----|--------------------------------|------------|------------|------------| |3.8. | Умение работать с документами | + | + | + | |-----|--------------------------------|------------|------------|------------| |3.9. | Способность прогнозировать | + | + | + | | | и планировать, организовывать, | | | | | | координировать и регулировать, | | | | | | а также контролировать и | | | | | | анализировать работу | | | | | | подчиненных | | | | |-----|--------------------------------|------------|------------|------------| |3.10.| Способность в короткие сроки | + | + | + | | | осваивать технические | | | | | | средства, повышающие | | | | | | производительность труда | | | | | | и качество работы | | | | |-----|--------------------------------|------------|------------|------------| |4. | Производственная этика, | + | + | + | | | стиль общения | | | | |-----|--------------------------------|------------|------------|------------| |5. | Способность к творчеству, | + | + | + | | | предприимчивость | | | | |-----|--------------------------------|------------|------------|------------| |6. | Способность к самооценке | + | + | + | ------------------------------------------------------------------------------- Примечание. Знаком "+" отмечены показатели, рекомендуемые при оценке данной категории аттестуемых работников. 20. По каждому показателю, применяемому для оценки квалификации и профессиональной компетенции работника, необходимо предусмотреть конкретные критерии, позволяющие с учетом специфики организации характеризовать соответствие руководителя, специалиста и технического исполнителя предъявляемым требованиям с тем, чтобы аттестационные комиссии имели возможность на основе материалов, представленных на каждого аттестуемого, его ответов на вопросы и оценочных критериев, дать объективную оценку его деятельности и вынести конкретные рекомендации. АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ 1. Фамилия, имя и отчество аттестуемого ------------------------------ ---------------------------------------------------------------------- 2. Год рождения ------------------------------------------------------ 3. Сведения об образовании и повышении квалификации ------------------ ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- (что окончил и когда, специальность и квалификация по образованию, ученая степень, ученое звание) 4. Занимаемая должность на момент аттестации и дата назначения (избрания, утверждения) на эту должность ----------------------------- ---------------------------------------------------------------------- 5. Общий трудовой стаж ----------------------------------------------- 6. Соответствие или несоответствие аттестуемого требованиям, предъявляемым к квалификации по разряду оплаты: ------------------------------------------------------------------ | | Требования | Фактические данные | |-------------------|---------------|----------------------------| |по образованию | | | |-------------------|---------------|----------------------------| |по стажу работы по | | | |специальности | | | ------------------------------------------------------------------ Вопросы к аттестуемому и оценка ответов (в обязательном порядке для лиц, не имеющих специальной подготовки или достаточного стажа работы, установленных требованиями квалификации по разряду оплаты): 6.1. ----------------------------------------------------------------- (ответ полный, неполный, неверный) ---------------------------------------------------------------------- (ответ полный, неполный, неверный) ---------------------------------------------------------------------- (ответ полный, неполный, неверный) 7. Замечания и предложения, высказанные членами аттестационной комиссии ------------------------------------------------------------- 8. Замечания и предложения, высказанные аттестуемым ------------------ ---------------------------------------------------------------------- 9. Выполнение рекомендаций предыдущей аттестации --------------------- ---------------------------------------------------------------------- 10. Оценка деятельности аттестуемого по результатам голосования: соответствие должности ----------------------------------------------- соответствие квалификационной категории ------------------------------ отнесение к разряду оплаты ------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- (Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленные квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. Им может быть установлен разряд оплаты труда в пределах предусмотренного диапазона разрядов для данной должности так же, как и лицам, имеющим специальную подготовку и стаж работы) Количество голосов: за -----------------, против --------------------- 11. Рекомендации аттестационной комиссии (с указанием мотивов, по которым они даются) -------------------------------------------------- 12. Решение руководителя организации (запись производится после издания приказа руководителя организации) ---------------------------- Председатель аттестационной комиссии ----------- ---------------------------- (подпись) (фамилия и инициалы) Секретарь аттестационной комиссии ----------- ---------------------------- (подпись) (фамилия и инициалы) Члены аттестационной комиссии ----------- ---------------------------- (подпись) (фамилия и инициалы) ----------- ---------------------------- (подпись) (фамилия и инициалы) ----------- ---------------------------- (подпись) (фамилия и инициалы) |