ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОСНОВНОГО ЭТАПА НАЦИОНАЛЬНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ ДОМОХОЗЯЙСТВ И УЧАСТИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ (НОБУС) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО СТАТИСТИКЕ 18 апреля 2003 г. N 45 (Д) Государственный комитет Российской Федерации по статистике постановляет: Утвердить прилагаемые организационно-нормативные материалы: основные методологические и организационные положения Национального обследования домохозяйств и участия в социальных программах (основной этап); Инструкцию по отбору адресов домохозяйств для проведения Национального обследования домохозяйств и участия в социальных программах (основной этап); типовой договор подряда на выполнение работ по подготовке и проведению Национального обследования домохозяйств и участия в социальных программах; технические задания на выполнение работ по подготовке и проведению Национального обследования домохозяйств и участия в социальных программах для руководителей опросов, организаторов работ, супервайзеров, интервьюеров. Председатель В.Л. СОКОЛИН 18 апреля 2003 г. N 45 УТВЕРЖДЕНЫ Постановлением Госкомстата России от 18 апреля 2003 года N 45 ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ ДОМОХОЗЯЙСТВ И УЧАСТИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ (НОБУС) ОСНОВНОЙ ЭТАП Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Национальное обследование благосостояния домохозяйств и участия в социальных программах (НОБУС) является неотъемлемым компонентом комплекса работ, предусмотренных Проектом содействия структурной перестройке системы социальной защиты населения (SPIL), реализуемого за счет средств займа МБРР N 4234-RU. Дополнительные расходы Госкомстата России, связанные с проведением Национального обследования благосостояния домохозяйств и участия в социальных программах (НОБУС), финансируются за счет средств указанного займа в соответствии с положениями "Договора между Российским некоммерческим фондом социальных реформ и Государственным комитетом Российской Федерации по статистике о порядке финансирования части С.3 "Национальное обследование благосостояния домохозяйств и участия в социальных программах" (НОБУС) Проекта содействия структурной перестройке системы социальной защиты населения (SPIL) займа МБРР N 4234-RU", в пределах и в соответствии со сметами по подготовке и проведению обследования, разрабатываемыми и утверждаемыми Госкомстатом России. Дополнительные средства предусматривают оплату труда внештатных работников, которые будут привлекаться на период планирования, организации и проведения обследования в соответствии с установленными сметами. 1.1. Цели и задачи. НОБУС предназначен для получения исходных данных, необходимых для директивного руководства и установления целевых показателей в следующих широких областях: a) для получения данных об уровнях и распределении доходов, потреблении и расходах домашних хозяйств, которые могут использоваться для анализа изменения уровня жизни за определенное время, а также различий между домашними хозяйствами в разных социально-экономических группах, географических районах, сельских и городских зонах и т.п.; b) для обеспечения данных для оценки воздействия социальных льгот, существующих или предлагаемых социальных программ на распределение доходов и условия жизни населения; c) для обеспечения данных для сбора расходной части системы социальной защиты в стране в форме Системы Социальных Счетов и Счетов домашних хозяйств в Системах национальных счетов и балансов. Обследование преследует следующие основные цели: - обеспечение наличия информации о получении дохода и социальной помощи и повышение точности в их указании и классификации; - получение более совершенных показателей, характеризующих уровень благосостояния домашних хозяйств; - изучение взаимосвязи программ предоставления денежных пособий, занятости и характера жилищно-бытовых условий; - получение сведений для совершенствования модели построения программ обеспечения денежными и неденежными пособиями лиц, доходы которых находятся за чертой бедности. Продольные особенности НОБУС позволят проводить анализ отдельных динамических характеристик населения, включая изменения в статусе бедности, и связанных с этим моментов. В результате обеспечивается лучшее понимание взаимосвязей между бедностью, с одной стороны, и социальными характеристиками и характеристиками занятости - с другой, что дает возможность более эффективного построения и более совершенной адресной направленности программ безвозмездного распределения средств. 1.2. Задачи основного этапа НОБУС. Основной этап представляет собой второй этап реализации Национального обследования благосостояния домохозяйств и участия в социальных программах (НОБУС) и проводится в 87 субъектах Российской Федерации с общим охватом 45 тысяч домашних хозяйств (территориальное размещение выборочной совокупности по субъектам Российской Федерации установлено Приказом Госкомстата России от 03.04.2003 N 54). 1.3. Период проведения основного этапа устанавливается по группам регионов в зависимости от объемов выборочной совокупности: до 120 домашних хозяйств - с 21 апреля по 14 июля 2003 года; до 450 домашних хозяйств - с 21 апреля по 1 августа 2003 года; свыше 450 домашних хозяйств - с 21 апреля по 22 августа 2003 года. 1.4. Метод основного этапа. Основной этап проводится выборочным методом. План выборки разработан исходя из задачи построения общенациональной выборки и представительной выборки для 46 выделенных регионов. Относительно выборки установочного этапа в целях улучшения административно-территориального размещения выборки в выборку основного этапа включен ряд дополнительно отобранных населенных пунктов. За единицу отбора принимается жилое помещение с постоянно проживающим населением - индивидуальный дом, квартира, комната в коммунальной квартире или общежитии. Процедуры формирования выборки для основного этапа на полевом уровне предусматривают: - для населенных пунктов, в границах которых участки наблюдения были сформированы в ходе реализации установочного этапа, - организацию двухфазного отбора домохозяйств с использованием результатов отбора установочного этапа в качестве базовой основы; - для населенных пунктов, вновь включаемых в выборку: отбор избирательных участков - для крупных населенных пунктов, на территории которых количество избирательных участков, образованных к проведению любых (наиболее близких по времени к срокам проведения обследования) выборов, превышает количество формируемых в его границах участков наблюдения; отбор адресов из списков жилищ, которые предварительно должны быть составлены по каждому отобранному населенному пункту (избирательному участку). Подробно процедура формирования выборки изложена в "Инструкции по отбору адресов домохозяйств для проведения Национального обследования благосостояния домохозяйств и участия в социальных программах (основной этап)". Единицей наблюдения при проведении основного этапа является домашнее хозяйство (домохозяйство). Домохозяйство - это группа людей, проживающих в одном жилом помещении или его части, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, то есть полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства. Эти люди могут быть связаны отношениями родства или отношениями, вытекающими из брака, либо быть не родственниками, либо и теми и другими. Домохозяйство может состоять и из одного человека, живущего самостоятельно и обеспечивающего себя пищей и всем необходимым для жизни. Охвату подлежат все домашние хозяйства, проживающие в Российской Федерации, за исключением коллективных (лиц, долговременно находящихся в больницах, домах-интернатах для престарелых, школах-интернатах и других институциональных заведениях, монастырях, религиозных общинах и прочих коллективных жилых помещениях). Размещение объемов выборочной совокупности по населенным пунктам субъектов Российской Федерации приводится в таблице N 1 к "Инструкции по отбору адресов домохозяйств для проведения Национального обследования благосостояния домохозяйств и участия в социальных программах (основной этап)". 1.5. Метод сбора данных основного этапа. Основной этап проводится специально уполномоченными работниками (в дальнейшем - интервьюерами) методом обхода жилых помещений, в которых проживает население, и заполнения бланков обследования на основе опроса населения. Опросу подлежат члены домохозяйства (одного из домохозяйств), постоянно проживающие по отобранному адресу. Бланки обследования заполняются со слов опрашиваемых, без предъявления каких-либо документов, подтверждающих правильность ответов. Причисление лиц к составу того или иного домохозяйства в пределах отобранного жилого помещения производится со слов опрашиваемых. Если при посещении отобранного адреса (при наличии единого лицевого счета) выясняется, что проживающие по нему лица составляют более одного домохозяйства, то производится опрос членов только одного из домохозяйств. Процедура выбора домохозяйства для этого случая, а также разъяснения по вопросу включения отдельных категорий населения в состав домохозяйства изложены в "Инструкции по подготовке и проведению Национального обследования благосостояния домохозяйств и участия в социальных программах (основной этап)". Записанные в бланки обследования сведения не подлежат разглашению и предназначены только для получения сводных данных. Раздел II. ПРОГРАММА И ПЛАН ОСНОВНОГО ЭТАПА НОБУС Программа основного этапа - это перечень собираемых при проведении обследования характеристик домохозяйств и лиц, входящих в состав этих домохозяйств. В Программу включены следующие темы: для домохозяйств - список членов домохозяйства, жилищные условия домохозяйства (тип и благоустройство жилища, размер общей и жилой площади), подробная структура расходов, размер и источники доходов домохозяйства, наличие подсобного хозяйства; для каждого лица - родственное отношение к лицу, записанному первым в списке домохозяйства; пол; дата рождения; брачное состояние; образование; источники средств существования; занятость и положение в занятии; принадлежность к категории получателей льгот, социального обеспечения и социальной помощи, размеры социальной помощи. Правила проведения опросов и регистрации ответов респондентов по программе основного этапа приводятся в "Инструкции по подготовке и проведению Национального обследования благосостояния домохозяйств и участия в социальных программах (основной этап)". Раздел III. ОРГАНЫ И РАБОТНИКИ, ПРОВОДЯЩИЕ ОСНОВНОЙ ЭТАП НОБУС 1. Организация основного этапа осуществляется на Федеральном, Региональном и Полевом уровнях. Перечень работ, сроки их выполнения и исполнители на всех уровнях регламентируются постановлениями, приказами, распоряжениями и указаниями Госкомстата России. 2. На Федеральном уровне ответственным за подготовку, проведение и обработку материалов основного этапа является Госкомстат России, в структуре которого непосредственное исполнение работ по этим направлениям возложено на Управление статистики уровня жизни и обследований населения, Финансово-экономическое управление, Производственно-технологическое управление, Административное управление и другие структурные подразделения Госкомстата России. Подразделения Федерального уровня выполняют следующие функции: a) методологическое и организационное руководство, планирование, координация всех мероприятий по обследованию и контроль за их исполнением на всех уровнях; b) разработка программно-методологических и организационных положений по проведению обследования; c) подготовка методической документации по сбору и обработке информации и ее сопровождение в ходе обследования; d) разработка нормативно-правовой базы для найма персонала обследования; e) разработка программ инструктажа персонала обследования и требований по найму персонала; f) разработка программы мониторинга результативности обследования и подготовка сводного отчета с анализом проблем при рекрутировании домохозяйств и проведении опросов в ходе обследования; g) разработка технологии обработки материалов и получения итогов, а также программных средств для ввода, контроля, обработки, хранения и защиты информации, формирования базы данных; h) разработка мер, обеспечивающих гарантию защиты первичных данных; i) осуществление расчетов и уточнение затрат финансовых средств на организацию обследования; разработка порядка ведения и сбор финансовой и отчетной документации, отражающей деятельность и финансовое состояние реализации обследования; j) осуществление взаимодействия с Российским фондом социальных реформ по вопросам финансирования работ и предоставления консультационной помощи в ходе подготовки и проведения обследования; предоставление в РФСР финансовой документации и отчетов о ходе реализации обследования; k) контроль и формирование федеральной базы данных, разработка итогов основного этапа обследования; l) разработка порядка распространения данных обследования и его реализация. Распределение конкретных обязанностей и сроков их выполнения по структурным подразделениям центрального аппарата Госкомстата России, участвующим в подготовке и проведении НОБУС, регламентируется Приказом Госкомстата России от 10.07.2000 N 113 (приложения N 2, 3). 3. На Региональном уровне ответственным за подготовку, проведение и обработку материалов основного этапа является территориальный орган Госкомстата России, в структуре которого деятельность соответствующих подразделений регламентируется приказом территориального органа Госкомстата России и региональным организационным планом-графиком проведения обследования (далее - региональный план-график), разрабатываемыми на основе: Приказов Госкомстата России от 03.04.2003 N 54 и от 18.04.2003 N 61; Организационного плана подготовки и проведения территориальными органами государственной статистики основного этапа НОБУС (Приложение N 1 к настоящему документу), предусматривающего дифференцированные сроки выполнения работ в зависимости от плана проведения основного этапа НОБУС. Функциями подразделений Регионального уровня являются: a) взаимодействие с органами исполнительной власти и с местной администрацией по вопросам подготовки и проведения мероприятий основного этапа; b) осуществление информационно-разъяснительной работы среди населения с использованием местных средств массовой информации; c) разработка и утверждение регионального плана-графика подготовки и проведения основного этапа Национального обследования благосостояния домохозяйств и участия в социальных программах (в дальнейшем - региональный план-график проведения обследования); d) подбор, наем и инструктаж персонала обследования, специалистов по вводу и контролю данных обследования, специалистов по формированию баз данных по итогам обследования; подготовка и представление на Федеральный уровень сводного отчета о найме персонала обследования; e) обеспечение своевременного тиражирования инструментария обследования и инструктивных материалов и доведение их до Полевого уровня; f) закупка и обеспечение подразделений, ответственных за подготовку и проведение обследования, персонала обследования канцелярскими товарами и средствами материально-хозяйственного и технического назначения; g) обеспечение работ по составлению списка жилищ, формирование выборки адресов домохозяйств и оказание содействия специалистам Полевого уровня по рекрутированию населения для участия в обследовании; подготовка и представление на Федеральный уровень сведений о результатах рекрутирования населения; h) обеспечение работ по сбору данных в рамках программы обследования и проведению контрольных мероприятий, направленных на повышение качества первичных данных обследования; представление по результатам проведения контрольных мероприятий отчета о работе персонала обследования; i) кодировка, ввод и контроль первичных данных, формирование базы данных по итогам обследования и передача ее на Федеральный уровень; j) организация приемки работ персонала обследования и их оплаты в соответствии с условиями договора подряда и техническими заданиями на выполнение работ по подготовке и проведению обследования; k) ведение финансовой и отчетной документации, счетов на Региональном уровне и подготовка и представление на Федеральный уровень отчетов, отражающих деятельность и финансовое состояние реализации проекта; l) подготовка и представление на Федеральный уровень сводного отчета о ходе и результатах обследования на территории региона; m) обеспечение мер, направленных на сохранение конфиденциальности полученных данных и их защиту от несанкционированного доступа. 4. Состав и сроки проведения работ на Полевом уровне определяются инструктивными указаниями Госкомстата России и региональным планом-графиком проведения обследования. В функции Полевого уровня входит: a) составление списка жилых помещений в пределах опросного участка - для населенных пунктов, дополнительно включенных в выборку основного этапа НОБУС; b) рекрутирование домохозяйств и формирование участка наблюдения; c) проведение опроса домохозяйств по программе обследования; d) предбазовая обработка первичных материалов обследования и представление их на Региональный уровень; e) оказание содействия при проведении контрольных опросов домохозяйств. 5. На Региональном и Полевом уровне для содействия специалистам территориального органа государственной статистики при выполнении работ по подготовке и проведению обследования привлекаются временные внештатные работники (в дальнейшем - персонал обследования): ---------------------------------------------------------------------- | Категория персонала | Направления работы | | обследования | | |---------------------|----------------------------------------------| | (1) организатор | сбор, ведение и обобщение первичной | | работ | финансовой документации, контроль | | | за своевременным финансированием в рамках | | | сметы, составление отчетов о проделанной | | | работе в ходе подготовки и проведения | | | обследования для территориального органа | | | государственной статистики | |---------------------|----------------------------------------------| | (2) руководитель | организация работ по подготовке и проведению | | опросов | обследования, взаимодействие по методическим | | | вопросам и по обеспечению качественного | | | и своевременного исполнения работ персоналом | | | обследования на Полевом уровне | |---------------------|----------------------------------------------| | (3) супервайзер | организационное и методическое обеспечение | | | выполнения работ интервьюерами по сбору | | | достоверных данных по программе обследования | |---------------------|----------------------------------------------| | (4) интервьюер | проведение опроса населения в пределах | | | участка наблюдения и представление | | | информации в стандартной форме | | | в территориальный орган государственной | | | статистики | ---------------------------------------------------------------------- На Региональном уровне в зависимости от числа обследуемых домашних хозяйств осуществляется наем следующих категорий персонала обследования: ------------------------------------------------------------------- | | Для ТОГС с | Для ТОГС с | Для ТОГС с | | |объемом выборки|объемом выборки|объемом выборки| | | свыше 450 | от 120 до 450 | до 120 | | | домохозяйств | домохозяйств | домохозяйств | |-----------------|---------------|---------------|---------------| | (1) организаторы|1 |- |- | | работ | | | | |-----------------|---------------|---------------|---------------| | (2) руководители|1 |1 (с функциями | | | опросов | |руководителя | | | | |опросов и | | | | |супервайзера) | | |-----------------|-----------------------------------------------| | (3) супервайзеры|1 на 100 домохозяйств/10 интервьюеров | |-----------------|-----------------------------------------------| | (4) интервьюеры |1 на 10 домохозяйств | ------------------------------------------------------------------- Продолжительность работы и условия оплаты труда персонала обследования определяются региональной сметой на проведение и организацию основного этапа Национального обследования домохозяйств и участия в социальных программах, утверждаемой Госкомстатом России. Условия найма персонала обследования регламентируются положениями заключаемого с территориальными органами государственной статистики договора подряда на выполнение работ по подготовке и проведению Национального обследования домохозяйств и участия в социальных программах. Конкретные сроки, на которые заключаются договора подряда с персоналом обследования, регламентируются региональным планом-графиком проведения обследования. Каждой категории персонала обследования выдается временное удостоверение, подписанное руководителями территориального органа Госкомстата России, изготовленное по образцу, приведенному в Приложении N 2 к настоящему документу. Раздел IV. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОСНОВНОГО ЭТАПА НОБУС НА РЕГИОНАЛЬНОМ И ПОЛЕВОМ УРОВНЯХ I этап. Подготовительный период предполагает проведение следующих мероприятий: a) подбор, тестирование и наем персонала обследования; b) обеспечение персонала обследования удостоверениями территориального органа государственной статистики; c) проведение инструктажа персонала обследования по порядку составления списков жилищ и отбора адресов; d) подготовка и представление предложений в адрес местных органов власти о содействии в организационно-разъяснительной работе, получении информации при составлении списков жилищ, обеспечении безопасности интервьюеров и рекрутированию населения; e) разработка регионального плана-графика проведения обследования осуществляется на основе Организационного плана подготовки и проведения основного этапа Национального обследования благосостояния домохозяйств и участия в социальных программах; f) организационная работа по обеспечению деятельности персонала обследования (обеспечение помещениями для работы, средствами связи, техническими средствами); g) закупка канцелярских товаров; h) тиражирование форм и инструкций для составления списков жилищ и проведения отбора домашних хозяйств; i) обеспечение персонала обследования статистическим инструментарием для составления списков жилищ и проведения отбора домашних хозяйств; j) тиражирование вопросников основного этапа и инструктивных материалов, утвержденных постановлением Госкомстата России. Инструктажи супервайзеров и интервьюеров. К инструктажу допускаются лица, прошедшие отбор по квалификационным требованиям и результатам тестирования. Инструктажи супервайзеров и интервьюеров проводятся в течение 2 рабочих дней в форме семинаров или индивидуально с обязательным включением следующих вопросов: - разъяснение целей и задач обследования, ознакомление с основными нормативно-правовыми документами, устанавливающими категории льготополучателей по федеральному и местному законодательству; - изучение программы обследования, Инструкции по подготовке и проведению НОБУС, Инструкции по отбору адресов домохозяйств для проведения НОБУС; - изучение обязанностей каждой категории персонала обследования, сроков выполнения работ и правил сохранения конфиденциальности персональных данных, получаемых при проведении обследования. В ходе инструктажей в обязательном порядке проводятся практические занятия по пробному заполнению бланков форм обследования с последующим анализом ошибок, разъяснением всех возникающих трудностей и обязательной проверкой усвоения материала. Подбор кадров и проведение инструктажей супервайзеров возлагается на руководителей опросов, в случае, когда наем руководителя работ не предусмотрен, - на работников подразделения территориального органа Госкомстата России, ответственного за подготовку и проведение обследования. Подбор кадров и проведение инструктажей интервьюеров осуществляют супервайзеры. По завершении 1 этапа работ в соответствии с Производственным планом Госкомстата России на 2003 год на Федеральный уровень направляется Сводный отчет о найме персонала обследования по форме "Отчет-НОБУС (наем-ОЭ)". II этап. Составление списков жилищ и отбор домохозяйств. Порядок составления списков жилищ и отбора домохозяйств приводится в "Инструкции по отбору адресов домохозяйств для проведения Национального обследования благосостояния домохозяйств и участия в социальных программах (основной этап)" и предполагает выполнение следующих видов работ: a) сбор информации от избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных избирательных комиссий о границах избирательных участков, сведений о числе избирателей. Работы выполняются работниками территориального органа госстатистики с привлечением руководителей опросов (если их найм предусмотрен); b) проведение отбора избирательных участков. Работы выполняются руководителями опросов или работниками ТОГС по всем населенным пунктам из числа включенных в выборку для основного этапа, территория которых на момент проведения последних выборов была подразделена на такое число избирательных участков, которое превышает число участков наблюдения, подлежащих формированию. Срок выполнения работ - не более 5 рабочих дней; c) составление списков жилищ в рамках опросного участка и натурный обход территории опросного участка с целью выверки и актуализации списка жилых помещений. Работы выполняются интервьюерами в пределах территории опросного участка (избирательный участок, населенный пункт) в сроки, не превышающие 5 рабочих дней. Пункты "a", "b", "c" - только для населенных пунктов, дополнительно включенных в выборку для основного этапа НОБУС; d) натурный обход адресов домохозяйств, участвовавших в установочном этапе НОБУС, для проверки их принадлежности к категории жилых помещений. Работы выполняются интервьюерами в пределах территории участка наблюдения установочного этапа в сроки, не превышающие 5 рабочих дней; e) отбор адресов для проведения обследования и доведение списков отобранных адресов до интервьюеров. Работы выполняются супервайзером по курируемым им опросным участкам (в зависимости от установленного плана - 10 или 9 опросных участков). По завершении опросов домохозяйств в соответствии с Производственным планом Госкомстата России на 2003 год на Федеральный уровень представляется база данных, сформированная на основе информации таблицы N 3-отбор (ОЭ) "Базовый список адресов для основного этапа НОБУС". III этап. Порядок проведения опросов и приемки-сдачи материалов основного этапа на Региональном и Полевом уровнях регламентируется Инструкцией по подготовке и проведению основного этапа Национального обследования благосостояния домохозяйств и участия в социальных программах (НОБУС), которая содержит: - указания по порядку рекрутирования домохозяйств и проведению опросов; - правила заполнения вопросников обследования; - порядок предбазовой обработки первичной информации; - порядок проведения контрольных мероприятий; - указания по приемке-сдаче материалов обследования. Рекрутирование и опрос домохозяйств производятся интервьюером в течение 15 дней в процессе обхода адресов, включенных в Базовый список. При этом для более полного охвата опросом членов домохозяйства он может быть проведен в ходе дополнительного посещения. Опрашиваются члены того домохозяйства, которые проживают в настоящее время по отобранному адресу, независимо от того, кто является фактическим собственником или арендатором жилого помещения. ------------------------------------------------------------ | Правилами формирования выборки для проведения основного | |этапа замена первоначально отобранных адресов домохозяйств| | при проведении опросов не предусматривается только | | из резервных списков домохозяйств | ------------------------------------------------------------ Для обеспечения полноты и правильности получаемой от населения информации руководителями опросов и супервайзерами проводятся контрольные мероприятия. На руководителя опросов возлагается выборочный контроль качества работы супервайзеров и интервьюеров посредством контрольных опросов в 5 - 10 домохозяйствах, проведением телефонных и почтовых опросов не менее чем в 5% опрошенных домохозяйств по факту проведения интервью. Кроме того, в обязанности руководителя опросов входит выборочный визуальный контроль не менее 20% представленных интервьюерами опросников на предмет полноты и правильности их заполнения. Супервайзер осуществляет сплошную визуальную проверку качества заполнения вопросников интервьюерами, контрольные опросы не менее 10 домохозяйств как совместно с интервьюером, так и без его предварительного уведомления, а также почтовые или телефонные опросы в 10 - 15 домохозяйствах о факте проведения интервью. Приемка-сдача заполненных вопросников производится интервьюерами и супервайзерами поэтапно (по мере их заполнения и завершения контроля), в соответствии с графиком сдачи-приемки работ, утверждаемым территориальным органом госстатистики. При сдаче последней партии вопросников интервьюеры и супервайзеры представляют отчет о выполненной работе. Размеры оплаты работ интервьюеров и супервайзеров устанавливаются дифференцированно, в пределах региональной сметы проведения основного этапа НОБУС исходя из количества подлежащих опросу домохозяйств по участку наблюдения - для интервьюеров, количества подлежащих опросу домохозяйств по всем курируемым участкам наблюдения - для супервайзера. При расчетах по выполненным работам установленный размер оплаты может быть снижен при наличии претензий по исполнению сроков или качеству проведения опросов - к супервайзеру и интервьюеру, а также по неисполнению контрольных мероприятий - к супервайзеру. Обоснованность претензий должна быть подтверждена руководителем опросов и организатором работ. Снижение размера оплаты руководителей опросов и организаторов работ допускается по обоснованным претензиям руководителей подразделений территориальных органов госстатистики, ответственных за организацию и проведение обследования. По завершении проведения контрольных мероприятий и обобщении собранных в ходе их проведения материалов в соответствии с Производственным планом Госкомстата России на 2003 год на Федеральный уровень направляется отчет о работе персонала обследования. По завершении всего комплекса работ по обследованию территориальные органы госстатистики представляют на Федеральный уровень в соответствии со сроками, установленными Производственным планом Госкомстата России на 2003 год, сводный отчет о проведении обследования. Раздел V. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ ОСНОВНОГО ЭТАПА НОБУС Обработка материалов основного этапа производится на основе единого программного обеспечения на Региональном и Федеральном уровнях в 2 этапа: 1 этап - ввод и контроль первичных данных обследования с бумажных носителей (Региональный уровень); 2 этап - формирование базы данных обследования, включая расчет коэффициентов взвешивания данных и обобщающих показателей (Региональный и Федеральный уровни). Работы по обработке данных выполняются временными внештатными работниками: (5) специалистами по вводу и контролю первичных данных обследования; (6) специалистами по формированию и редактированию базы данных обследования. Продолжительность работы и условия оплаты труда указанных категорий работников определяются региональной сметой на проведение и организацию соответствующего этапа Национального обследования домохозяйств и участия в социальных программах, утверждаемой Госкомстатом России. Условия найма внештатных работников - специалистов по обработке данных регламентируются положениями заключаемого с территориальными органами государственной статистики договора подряда на выполнение работ по подготовке и проведению Национального обследования домохозяйств и участия в социальных программах. Конкретные сроки, на которые заключаются договора подряда с персоналом обследования, регламентируются региональным планом-графиком проведения обследования. Автоматизированная обработка материалов производится в соответствии с Инструкцией по вводу, кодировке и формированию базы данных Национального обследования благосостояния домохозяйств и участия в социальных программах (основной этап), утверждаемой Госкомстатом России. Подготовка бумажных носителей к вводу данных осуществляется руководителем опросов и состоит в комплектовании заполненных вопросников в пачки с приложением к каждой из них ярлыка с указанием номера ярлыка, количества и номеров вопросников в пачке. На основе ярлыков составляется опись переданных специалистам по вводу данных пачек и контроль возврата бумажных носителей. Руководителем опросов также осуществляется контроль сроков ввода данных, формирования базы данных и ее передачи на Федеральный уровень. Общее руководство и контроль исполнения требований к качеству файлов с первичными данными и базой данных на Региональном уровне осуществляется руководителем подразделения территориального органа госстатистики, на которого возложена ответственность за проведение работ по автоматизированной обработке данных обследования. Срок хранения вопросников домохозяйств - 1 год. Раздел VI. ПОДГОТОВКА И НАПРАВЛЕНИЕ В ГОСКОМСТАТ РОССИИ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НОБУС Расходование средств НОБУС производится в пределах утвержденной региональной сметы расходов на проведение и организацию основного этапа НОБУС. Формы финансового отчета (Расходные ведомости) составляются за отчетный период, предусмотренный региональным планом-графиком проведения работ, и представляются вместе с копиями первичных и учетных документов, подтверждающих целевой расход средств НОБУС, на Федеральный уровень в 10-дневный срок после последнего расходования средств на проведение работ в соответствии с планом-графиком, но не позднее 10 числа месяца, предшествующего очередному этапу работ. Бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с требованиями Приказа Минфина России N 54н и представляется в составе бухгалтерской отчетности территориального органа госстатистики в установленные сроки. Общее руководство и контроль за сохранностью первичных и учетных финансовых документов, ведением учета, представлением отчетности по расходованию средств НОБУС обеспечивают руководители территориальных органов госстатистики, которые несут персональную ответственность за целевое и документально оформленное в установленном порядке расходование средств НОБУС. Соответствующие положения более подробно изложены в "Инструкции о порядке поступления и использования средств НОБУС, ведения финансовой и учетной документации и предоставления отчетности территориальными органами госстатистики". На Региональном уровне в том случае, когда объем выборочной совокупности при проведении основного этапа НОБУС превышает 370 домохозяйств, для проведения работ по сбору, ведению и обобщению финансовой отчетности в ходе подготовки и проведения основного этапа НОБУС привлекаются внештатные работники - организаторы работ, в обязанности которых входит: подготовка для представления в Госкомстат России финансовой отчетности об использовании целевых средств займа Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и целевых бюджетных средств (средств софинансирования), выделяемых Минфином России на оплату НДС и таможенных пошлин, возникающих при проведении работ (далее - средств НОБУС); ведение бухгалтерского учета использования средств НОБУС в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете", Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. N 107н; осуществление необходимых расчетов по контрактам с привлекаемыми специалистами по оплате труда, командировочным расходам, расчетов с государственными социальными фондами; обеспечение сохранности первичных и учетных финансовых документов и представление их копий в качестве оправдательных документов к фактически израсходованным средствам. Приложение 1 к "Основным методологическим и организационным положениям НОБУС (основной этап)" ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ОСНОВНОГО ЭТАПА НАЦИОНАЛЬНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ ДОМОХОЗЯЙСТВ И УЧАСТИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ (НОБУС) ----------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование работ | Сроки выполнения работ | |п/п| |----------------------------------------------| | | | для регионов | для регионов | для регионов | | | | с выборкой | с выборкой | с выборкой | | | | до 120 | от 120 до 450 | свыше 450 | | | | домохозяйств | домохозяйств | домохозяйств | |---|------------------------------|---------------|---------------|--------------| |1. | Издание и направление в | 25 апреля | 25 апреля | 25 апреля | | | Госкомстат России приказа | | | | | | территориального органа | | | | | | Госкомстата России по | | | | | | вопросам подготовки и | | | | | | проведения НОБУС | | | | |---|------------------------------|---------------|---------------|--------------| |2. | Наем руководителей опросов | - | 22 апреля | 22 апреля | |---|------------------------------|---------------|---------------|--------------| |3. | Разработка регионального | 25 апреля | 25 апреля | 25 апреля | | | организационного | | | | | | планаграфика по подготовке и | | | | | | проведению обследования | | | | |---|------------------------------|---------------|---------------|--------------| |4. | Наем организаторов работ | - | - | 12 мая | |---|------------------------------|---------------|---------------|--------------| |5. | Тиражирование инструментария | 7 мая | 7 мая | 7 мая | | | обследования | | | | |---|------------------------------|---------------|---------------|--------------| |6. | Отбор избирательных участков | 25 апреля | 25 апреля | - | |---|------------------------------|---------------|---------------|--------------| |7. | Наем супервайзеров | 28 апреля | 28 апреля | 28 апреля | |---|------------------------------|---------------|---------------|--------------| |8. | Наем интервьюеров | 30 апреля | 30 апреля | 30 апреля | |---|------------------------------|---------------|---------------|--------------| | | Обучение по программе | | | | | | обследования: | | | | |---|------------------------------|---------------|---------------|--------------| |9. | руководителей опросов | - | 6 - 7 мая | 6 - 7 мая | |---|------------------------------|---------------|---------------|--------------| |10.| организаторов работ | - | - | 21 - 22 мая | |---|------------------------------|---------------|---------------|--------------| |11.| супервайзеров | 12 - | 12 - 13 мая | 12 - 13 мая | | | | 13 мая | | | |---|------------------------------|---------------|---------------|--------------| |12.| интервьюеров | 14 - | 14 - 15 мая | 14 - 15 мая | | | | 15 мая | | | |---|------------------------------|---------------|---------------|--------------| |13.| Направление в Госкомстат | 9 июня | 13 июня | 23 июня | | | России сводного отчета о | | | | | | найме персонала обследования | | | | |---|------------------------------|---------------|---------------|--------------| |14.| Доведение инструментария | - | 28 апреля | 28 апреля | | | отбора руководителями | | | | | | опросов до супервайзеров | | | | |---|------------------------------|---------------|---------------|--------------| |15.| Составление интервьюерами | 7 мая | 7 мая | - | | | списков жилищ и передача | | | | | | материалов супервайзерам | | | | |---|------------------------------|---------------|---------------|--------------| |16.| Отбор и составление Базового | 14 мая | 14 мая | 14 мая | | | списка адресов домохозяйств | | | | | | супервайзерами и доведение | | | | | | соответствующих материалов | | | | | | до интервьюеров | | | | |---|------------------------------|---------------|---------------|--------------| |17.| Опрос домохозяйств | 16 мая - | 16 мая - | 16 мая - | | | | 2 июня | 2 июня | 2 июня | |---|------------------------------|---------------|---------------|--------------| |18.| Сдача интервьюерами | 4 июня | 4 июня | 4 июня | | | заполненных вопросников и | | | | | | отчетов о выполненной работе | | | | | | супервайзерам | | | | |---|------------------------------|---------------|---------------|--------------| |19.| Контроль вопросников и сдача | 9 июня | 9 июня | 9 июня | | | отчетов о выполненной работе | (на ввод) | | | | | супервайзерами руководителям | | | | | | опросов | | | | |---|------------------------------|---------------|---------------|--------------| |20.| Контроль вопросников и сдача | - | 13 июня | 20 июня | | | отчетов о выполненной работе | | | | | | руководителями опросов, | | | | | | передача вопросников для | | | | | | ввода данных | | | | |---|------------------------------|---------------|---------------|--------------| |21.| Наем и инструктаж | 9 июня | 13 июня | 20 июня | | | специалистов по вводу и | | | | | | кодировке данных и | | | | | | специалистов по формированию | | | | | | базы данных | | | | |---|------------------------------|---------------|---------------|--------------| |22.| Ввод первичных данных | 23 июня | 2 июля | 18 июля | | | обследования | | | | |---|------------------------------|---------------|---------------|--------------| |23.| Контроль файлов с первичными | 4 июля | 18 июля | 4 августа | | | данными, формирование базы | | | | | | данных и представление ее в | | | | | | адрес ГМЦ Госкомстата России | | | | |---|------------------------------|---------------|---------------|--------------| |24.| Представление в Госкомстат | 14 июля | 1 августа | 22 августа | | | России сводного отчета о | | | | | | проведении обследования | | | | ----------------------------------------------------------------------------------- Приложение 2 к "Основным методологическим и организационным положениям НОБУС (основной этап)" Государственный комитет Утверждено Постановлением Российской Федерации по статистике Госкомстата России от 18.04.2003 N 45 Национальное обследование благосостояния домохозяйств и участия в социальных программах УДОСТОВЕРЕНИЕ ---------------------------------------------------------------------- (фамилия, имя, отчество) является временным внештатным сотрудником территориального органа Госкомстата России Действительно до ------------ 2003 г. Руководитель территориального органа Госкомстата России ------------------------------------------ (фамилия, имя, отчество) ----------------- (подпись) М.П. УТВЕРЖДЕНА Постановлением Госкомстата России от 18 апреля 2003 года N 45 ИНСТРУКЦИЯ ПО ОТБОРУ АДРЕСОВ ДОМОХОЗЯЙСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ ДОМОХОЗЯЙСТВ И УЧАСТИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ (НОБУС) ОСНОВНОЙ ЭТАП 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Общий объем выборочной совокупности домашних хозяйств для проведения основного этапа Национального обследования благосостояния домашних хозяйств и участия в социальных программах составляет 45 тысяч домохозяйств. План выборки разработан исходя из задачи построения общенациональной выборки, которая размещена во всех субъектах Российской Федерации, и территориальной выборки для 46 субъектов Российской Федерации. 2. Выборка носит случайный характер и строится на принципах обеспечения представительности категорий "городское население" и "сельское население" в целом по России и в пределах каждого из 46 отобранных регионов. Генеральной совокупностью для формирования выборки служит общее количество домашних хозяйств в целом по России, за исключением коллективных домохозяйств. Единицей отбора является адрес проживания домохозяйства, единицей наблюдения - домохозяйство. 3. Процедуры формирования выборки для основного этапа на Полевом уровне предусматривают: для населенных пунктов, в границах которых участки наблюдения были сформированы в ходе реализации установочного этапа, - организацию двухфазного отбора домохозяйств с использованием результатов отбора установочного этапа в качестве базовой основы; для населенных пунктов, вновь включаемых в выборку в целях совершенствования ее административно-территориального размещения и централизованно отобранных Госкомстатом России: - отбор избирательных участков - для крупных населенных пунктов, на территории которых количество избирательных участков, образованных к проведению любых (наиболее близких по времени к срокам проведения обследования) выборов, превышает количество формируемых в его границах участков наблюдения; - отбор адресов из списков жилищ, которые предварительно должны быть составлены по каждому отобранному населенному пункту (избирательному участку). Размещение объемов выборочной совокупности в разрезе субъектов Российской Федерации и населенных пунктов с указанием числа участков наблюдения, формируемых в пределах отобранного населенного пункта, приводится в таблице 1 (ОЭ) "План размещения выборочной совокупности домохозяйств по населенным пунктам" (Приложение 1 к настоящей Инструкции). 4. Перед тем как приступить к дальнейшей работе над выборкой, необходимо внимательно изучить информацию, приведенную в таблице 1 (ОЭ), и учесть следующее: (1) в графе А таблицы N 1 (ОЭ) указывается наименование населенных пунктов субъекта Российской Федерации (городов, поселков городского типа (пгт) и сельских населенных пунктов), включенных в выборку; в графе 1 - число домохозяйств, подлежащих отбору в целом по субъекту РФ и по каждому отобранному населенному пункту; в графе 2 - число участков наблюдения, которые необходимо сформировать для проведения обследования. При расчете общего числа участков наблюдения учтена средняя нагрузка по числу обследуемых домохозяйств, установленных в расчете на одного интервьюера, - 10 домохозяйств. Вместе с тем в ряде населенных пунктов при делении количества домохозяйств на количество участков наблюдения результат не кратен 10. Это означает, что в данном населенном пункте по части участков наблюдения количество отобранных домохозяйств должно составить 9 единиц, по другой части - 10 единиц. Указанное решение принято в целях сохранения количества точек, в которых производится наблюдение, при сокращении выборки установочного этапа более чем в 4 раза относительно запланированного, что дало возможность внести изменения в административно-территориальное размещение выборки в ряде регионов; (2) в том случае когда в графе А таблицы N 1 (ОЭ) по сельской местности указано наименование Административного района, а затем приведен перечень нескольких сельских населенных пунктов, то имеется в виду, что при формировании выборки все указанные населенные пункты в сумме должны восприниматься как единая административная единица, на территории которой будет произведен отбор адресов. Это означает, что методом случайного отбора в выборку оказался включен населенный пункт настолько маленького размера, что в нем затруднительно обследовать заданное число домохозяйств, и в целях обеспечения достаточного для формирования выборки количества адресов в перечень отобранных населенных пунктов включено еще несколько населенных пунктов, ближайших к первоначально отобранному. 2. ФОРМИРОВАНИЕ ВЫБОРКИ ДЛЯ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ВЫБОРКУ НОБУС НА УСТАНОВОЧНОМ ЭТАПЕ 2.1. Подготовительный этап При подготовке к формированию выборки адресов домохозяйств для основного этапа НОБУС руководитель опросов (супервайзер - при отсутствии в числе персонала обследования должности руководителя опросов) должен подобрать по каждому из участков наблюдения установочного этапа НОБУС следующий инструментарий отбора, подготовленный в ходе реализации установочного этапа: - таблицу N 2-отбор "Список жилищ"; - таблицу N 3-отбор "Базовый список адресов"; - план обследования для установочного этапа НОБУС. Кроме того, для формирования выборки основного этапа территориальные органы Госкомстата России должны предоставить руководителю опросов (супервайзеру) файл с "Базовым списком домохозяйств" установочного этапа (далее - "Базовый список УЭ"), направленный Госкомстатом России как приложение к письму от 04.12.2002 N АС-06-23/5415 и содержащий следующую информацию: ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | Код | Код | Наименование| Номер |Номер | Кол-во | Причина | Участие в | Номер | | территории| населенного | населенного | избир. |опросн.| посещений| недостижимости| обследовании| домохозяйства| | | пункта | пункта | участка|участка| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |-----------|-------------|-------------|--------|-------|----------|---------------|-------------|--------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Руководитель опросов должен разбить указанный файл на файлы по количеству опросных участков (участков наблюдения) в соответствии с гр. 5 "Базового списка УЭ", дополнив его графами 10 - 14 (наименования граф приведены ниже), и распечатать полученные файлы: ---------------------------------------------------------------------------------- |Отметка для домохозяйства,|Отметка об | Отметка | Адрес | Номер | |первоначально включенного |отборе для | резервных| домохозяйства| домохозяйства | | в выборку установочного | основного | номеров | | для основного | | этапа: 1 - первоначально |этапа (вкл.| для | | этапа | |отобранное; 2 - замещающее| резерв) | основного| | | | | | этапа | | | |--------------------------|-----------|----------|--------------|---------------| | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | ---------------------------------------------------------------------------------- Затем руководителю опросов следует разложить весь перечисленный инструментарий отбора таким образом, чтобы в одной пачке были представлены таблицы для группы населенных пунктов, куратором которых явится один из супервайзеров, в соответствии с размещением супервайзеров, подготовленным территориальными органами Госкомстата России в декабре 2002 года. Комплект указанного инструментария передается супервайзеру. Супервайзеру также следует передать для каждого участка наблюдения: - план обследования для основного этапа НОБУС; - распечатку таблицы N 3-отбор (ОЭ) "Базовый список адресов основного этапа НОБУС" (Приложение N 4 к настоящей Инструкции). Супервайзер должен будет произвести отбор адресов домохозяйств для проведения основного этапа обследования и сформировать таблицу N 3-отбор (ОЭ) "Базовый список адресов основного этапа НОБУС" с последующей передачей ее интервьюеру. В регионах, где в персонал обследования не введена должность руководителя опросов, комплектацию материала и дальнейший отбор домохозяйств по участкам наблюдения осуществляет супервайзер. 2.2. Отбор адресов Процедуры отбора адресов домохозяйств супервайзером заключаются в следующем. 1. В "Базовом списке УЭ" в графе 10 супервайзер (с использованием сведений таблиц N 2-отбор, N 3-отбор) делает отметку "1" напротив тех номеров домохозяйств, которые были первоначально отобраны для проведения обследования на установочном этапе. Количество таких отметок должно быть равно плану обследования для установочного этапа. Напротив домохозяйств, включенных в выборку установочного этапа взамен первоначально отобранных (замещающее домохозяйство), проставляется "0". При проставлении таких отметок необходимо учитывать следующее: к первоначально отобранным адресам должны быть отнесены все адреса, которые в графе 8 имеют отметку "2" и в графе 9 имеют отметку "0". Затем следует по таблице N 3-отбор просмотреть, какой номер был первоначально присвоен такому домохозяйству (этот номер должен был зачеркиваться), и напротив аналогичных номеров домохозяйств в "Базовом списке УЭ" проставить "0" (т.е. это домохозяйство было замещающим). Если таблица N 3-отбор была составлена правильно, то все остальные домохозяйства в "Базовом списке УЭ" должны являться также первоначально отобранными, т.е. напротив них в графе 9 проставляется "1". Полученное количество первоначально отобранных домохозяйств следует сверить с планом обследования установочного этапа НОБУС, таблицей N 2-отбор. Затем супервайзер должен дать задание интервьюеру проверить, являются ли все включенные в первоначальную выборку установочного этапа адреса жилыми единицами. В случае, если по какому-либо адресу квартира (дом) стали нежилыми, этот адрес следует исключить из перечня адресов, который явится базой отбора для основного этапа НОБУС. 2. Из установленного перечня номеров домохозяйств, которые относятся к первоначально отобранным для установочного этапа, следует произвести отбор 15 домохозяйств (m") для основного этапа, если число обследуемых домохозяйств на участке наблюдения должно равняться 10 единицам, или 14 домохозяйств (m"), если число обследуемых домохозяйств на участке наблюдения должно равняться 9 единицам. Количество отбираемых домохозяйств включает в себя 5 единиц резерва (m" минус 10 или 9). Для проведения отбора числа домохозяйств, установленного для проведения основного этапа по данному участку наблюдения, необходимо определить интервал (шаг) отбора (H). Значение шага отбора вычисляется по формуле: H = M` / m", где: M` - план обследования установочного этапа НОБУС; m" - количество домохозяйств, отбираемых на участке наблюдения для основного этапа НОБУС (15 или 14 домохозяйств). Определение начала отбора осуществляется по таблице случайных чисел. Если получено дробное значение интервала отбора, то случайное число выбирается с одним десятичным знаком, который меньше, чем шаг отбора. Например, если шаг отбора равен 3,9, то случайное число составит от 0,0 до 3,8. Оно может быть получено путем выбора случайного числа от 00 до 38 и установки десятичного знака перед последней цифрой. Случайное начало отбора (R) определяется по формуле: R = S` + 1, где S` - случайное число с установленным десятичным знаком перед последней цифрой. Определение всех других чисел осуществляется путем периодического прибавления к случайному началу интервала отбора (H), т.е.: R - номер первого отобранного домохозяйства; R + H - номер второго; (R + H) + H - третьего; (R + 2H) + H - четвертого; ... R + H(m" - 1) - номер последнего отобранного домохозяйства. В полученных десятичных числах необходимо взять целую часть каждого числа и таким образом определить номера домохозяйств, намеченных к посещению во время проведения основного этапа НОБУС, включая резерв. Соответствующую отметку необходимо сделать в графе 11. Из общего числа отобранных домохозяйств следует выделить домохозяйства, которые будут составлять резервный список (5 домохозяйств). Отбор резервных адресов производится или по схеме организации систематической случайной выборки, изложенной выше, или же по схеме организации простой случайной выборки (из совокупности целых чисел от 01 до m" по таблице случайных чисел отбирается ровно k (k = 5) различных чисел), или же отбор k-чисел может быть произведен по способу жеребьевки. Отметка о том, что данное домохозяйство попало в резерв, производится в графе 12. 3. Напротив номеров домохозяйств, включенных в выборку основного этапа НОБУС, включая резервные номера, выписываются адреса домохозяйств с привлечением информации таблиц N 2-отбор и N 3-отбор. Затем каждому домохозяйству, включенному в основную выборку (9 или 10 домохозяйств), присваиваются порядковые номера из перечня последовательных номеров, которые должны быть предоставлены супервайзеру руководителем опросов. 4. На основе заполненной таблицы супервайзер составляет таблицу N 3-отбор (ОЭ) "Базовый список адресов домохозяйств основного этапа НОБУС" (Приложение 4 к настоящей Инструкции), который передается интервьюеру для рекрутирования домохозяйств. Интервьюер проводит рекрутирование домохозяйств, проживающих по указанному в таблице N 3-отбор (ОЭ) адресу, вне зависимости от того, проживает по нему то же домохозяйство, которое было зарегистрировано в ходе подготовки установочного этапа, или другое домохозяйство. В том случае, когда после посещения всех адресов, вошедших в основную выборку, интервьюеру не удается получить согласие от запланированного числа домохозяйств, он обращается к списку резервных адресов. Домохозяйству из резервного списка, согласившемуся принять участие в обследовании, следует присвоить номер выбывшего домохозяйства. Результаты рекрутирования интервьюер регистрирует в таблице N 3-отбор (ОЭ) и направляет ее одновременно с последними заполненными вопросниками домохозяйств супервайзеру. Супервайзер, по завершении контрольных мероприятий, направляет указанную таблицу руководителю опросов в территориальный орган Госкомстата России. 3. ФОРМИРОВАНИЕ ВЫБОРКИ ДЛЯ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ, ВНОВЬ ВКЛЮЧЕННЫХ В ВЫБОРКУ НОБУС Формирование выборки для населенных пунктов, вновь включенных в выборку НОБУС, производится аналогично выборке установочного этапа. Для выяснения необходимости проведения отбора избирательных участков в пределах того или иного дополнительно отобранного населенного пункта необходимо получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии сведения о том, образовано или нет на территории населенного пункта 2 и более избирательных участков в ходе проведения последних по времени выборов. Если на территории населенного пункта образован только один избирательный участок или территория населенного пункта представляет собой часть избирательного участка, следует сразу же направить интервьюеру указание приступить к составлению списка жилищ в пределах населенного пункта, вновь включенного в выборку и таблицу N 2-отбор (ОЭ) для составления списка жилищ. 3.2. Отбор избирательных участков Поскольку план обследования для вновь включенных в выборку населенных пунктов не превышает 10 домохозяйств, т.е. одного участка наблюдения, отбор избирательного участка может быть упрощен по сравнению с установочным этапом обследования. 1. Для проведения отбора избирательного участка первоначально необходимо обратиться в соответствующую территориальную избирательную комиссию и получить следующие сведения: перечень номеров избирательных участков; количество избирателей на каждом избирательном участке; общее число избирателей на территории того населенного пункта, где проводится отбор избирательного участка; на территории каких избирательных участков не проживает постоянное население (например, участки, расположенные на территории больниц, тюрем, гостиниц, вокзалов, на закрытой территории воинских частей и т.п.) и исключить их из общего перечня номеров избирательных участков. Проведение работ по сбору указанной выше информации возлагается на работников территориального органа Госкомстата России с привлечением руководителя опросов (если объем выборки в регионе предполагает его найм). Непосредственный отбор избирательных участков выполняется руководителем опросов или работниками ТОГС. 2. Заполнить графы 1 и 2 таблицы N 1-отбор (ОЭ), расположив все оставшиеся в списке избирательные участки в порядке убывания численности избирателей. 3. Произвести расчет числа избирателей "нарастающим итогом" и записать результаты в графе 3 таблицы N 1-отбор (ОЭ). Расчет нарастающего итога производится следующим образом: 1) по строке 1 графы 3 проставляется число избирателей по первому (самому крупному по численности) избирательному участку; 2) по строке 2 (напротив 2-го участка по численности) проставляется сумма числа избирателей по первому и второму избирательным участкам; 3) по строке 3 (напротив 3-го участка) проставляется сумма по 1, 2, 3 избирательным участкам и так далее. Правильность заполнения графы 3 таблицы N 1-отбор (ОЭ) можно проверить, сопоставив число избирателей, рассчитанное нарастающим итогом и проставленное напротив последнего по списку избирательного участка, с общим числом избирателей по всем включенным в список избирательным участкам, рассчитанным по строке "Итого" графы 2 таблицы N 1-отбор (ОЭ). 4. Из таблицы случайных чисел взять любое число k, значение которого меньше общего числа избирателей (итого по гр. 3 таблицы N 1-отбор (ОЭ)) в данном населенном пункте. Значение числа k сопоставляется со значениями чисел нарастающего итога в графе 3 таблицы N 1-отбор (ОЭ) и помещается в графу 4, в ту из ее строк, по которой нарастающий итог в графе 3 больше данного k-числа. Участок, напротив номера которого будет проставлено k-число, будет являться отобранным избирательным участком. Пример. Допустим, что в г. N 12 избирательных участков, образованных при проведении последних выборов. По каждому избирательному участку имеются данные о числе избирателей в списках избирателей. Кроме того, в материалах избирательной комиссии о разбиении населенного пункта на избирательные участки указано, что участок N 6 расположен на территории больницы, а участок N 10 - на территории воинской части. Эти два участка изначально исключаются из общего списка. Расположим оставшиеся в списке 21 избирательный участок в порядке убывания численности избирателей в каждом из участков. Эту информацию занесем в первые две графы таблицы N 1-отбор (ОЭ). Вычислим нарастающий итог (прибавляя к численности избирателей первого в списке участка численность избирателей в следующем по списку и так далее) и занесем его в графу 3 таблицы N 1-отбор (ОЭ). Выберем из таблицы случайных чисел число k = 8512, которое больше указанного в нарастающем итоге графы 3 таблицы N 1-отбор (ОЭ) числа 8476, но меньше числа 9721. Таким образом, число k проставляется напротив избирательного участка N 5, который и является отобранным избирательным участком. Таблица N 1-отбор (ОЭ) Населенный пункт -------------------------------- Фамилия руководителя опросов -------------------- --------------------------------------------------------------------------------------- | Номера избирательных| Число | Нарастающий |Отбор| Количество домохозяйств,| | участков в порядке | избирателей | итог | | подлежащих обследованию | | убывания численности| | | | в границах отобранного | | | | | | избирательного участка | |---------------------|----------------|--------------|-----|-------------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |---------------------|----------------|--------------|-----|-------------------------| | Изб. участок 11 | 2557 | 2557 | | | |---------------------|----------------|--------------|-----|-------------------------| | Изб. участок 9 | 2263 | 4820 | | | |---------------------|----------------|--------------|-----|-------------------------| | Изб. участок 3 | 1954 | 6774 | | | |---------------------|----------------|--------------|-----|-------------------------| | Изб. участок 1 | 1702 | 8476 | | | |---------------------|----------------|--------------|-----|-------------------------| | Изб. участок 5 | 1245 | 9721 | 8512| 10 | |---------------------|----------------|--------------|-----|-------------------------| | Изб. участок 2 | 1032 | 10753 | | | |---------------------|----------------|--------------|-----|-------------------------| | Изб. участок 7 | 942 | 11695 | | | |---------------------|----------------|--------------|-----|-------------------------| | Изб. участок 4 | 920 | 12615 | | | |---------------------|----------------|--------------|-----|-------------------------| | Изб. участок 8 | 814 | 13429 | | | |---------------------|----------------|--------------|-----|-------------------------| | Изб. участок 12 | 768 | 14197 | | | |---------------------|----------------|--------------|-----|-------------------------| | Общее число | 14197 | | | | | избирателей | | | | | --------------------------------------------------------------------------------------- Номера отобранного в пределах населенного пункта избирательного участка с указанием его границ (перечень улиц и номеров домов) передаются супервайзерам по закрепленным за ними населенным пунктам. Супервайзер доводит указанную информацию до сведения интервьюеров, нанимаемых для проведения работ в пределах каждого отобранного избирательного участка. По получении данных о границах избирательного участка интервьюер должен приступить к составлению списка жилищ. 3. СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ ЖИЛИЩ В ПРЕДЕЛАХ ОТОБРАННОГО НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА (ИЗБИРАТЕЛЬНОГО УЧАСТКА) Список жилищ представляет собой перечень улиц, номера жилых строений (здания, дома), расположенных в границах опросного участка, и номера жилых квартир в этих домах. Список жилищ составляется: в пределах каждого отобранного избирательного участка в тех населенных пунктах, где проводился отбор избирательных участков; по всему отобранному населенному пункту, если он представляет собой один избирательный участок или часть избирательного участка; по всем населенным пунктам (актуально в основном для сельской местности), включенным в выборку под общим наименованием административного района, в силу малой численности населения по первоначально отобранному населенному пункту. В дальнейшем населенный пункт (избирательный участок), в границах которого следует составить список жилищ, будет называться опросный участок. 3.1. Составление списка строений, в которых проживают люди На первом этапе необходимо составить список строений на территории опросного участка, в которых проживают люди. В этот список должны войти все жилые дома, общежития, производственные здания или учреждения, если на части их площади проживают люди. Например, в помещении школы расположена квартира ее директора - значит, школа должна быть включена в список строений, где проживают люди. В список не входят расположенные на территории опроса нежилые здания, в которых действительно никто не проживает, а также больницы, тюрьмы и любые другие закрытые организации, в которых проживают люди. Конечно, эта информация может присутствовать в описании избирательного участка, полученном в избирательной комиссии, но она может быть: недостаточной: например, обычно в избирательном списке голосующие члены семьи директора школы, проживающие в школьном здании, приписываются к жильцам соседнего жилого дома и школа не входит в состав жилых строений на территории опросного участка; избыточной: например, в состав строений на территории избирательного участка могут входить здания, в которых в настоящий момент идет капитальный ремонт, часть квартир жилого дома может быть занята под магазины, офисы и так далее; устаревшей: за время, прошедшее с момента ее получения, на территории опросного участка могут произойти существенные структурные изменения. Могут быть снесены старые дома, построены новые, часть жилых домов отдана под производственные цели и наоборот и т.д. Поэтому для получения качественного списка строений на территории опросного участка, в которых действительно проживают люди, необходим натурный обход территории опросного участка и составление списка указанных выше строений на основе этого обхода. --------------------------------------------------------- | Натурный обход является необходимым требованием к лицу| |(интервьюеру), составляющему список строений по данному| | опросному участку | --------------------------------------------------------- 3.2. Составление списка жилищ Основной целью натурного обхода территории опросного участка является составление списка жилищ (домохозяйств). Под жилищем понимается квартира (или комната, если речь идет о коммунальной квартире или общежитии), часть здания, дома (или, иногда, весь дом), в которой живут люди и которая имеет свой отдельный номер или какое-либо другое обозначение (например, звонок - в случае коммунальной квартиры). Пример 1. В жилом доме по улице Пушкина, 12, расположены 42 квартиры с номерами от N 1 до N 42. Три квартиры: N 1, N 2 и N 3 заняты домоуправлением, а в квартире N 6 расположена сапожная мастерская. Значит, в этом доме расположено 38 жилищ (домохозяйств), которые и должны быть занесены в список жилищ данного дома (т.е. все квартиры, кроме N 1, N 2, N 3 и N 6, в которых никто не проживает, и они в список не заносятся) - см. табл. N 2-отбор (ОЭ). Пример 2. В здании общежития по улице Волкова, д. 3, из 120 комнат используются для жилья (и в них в настоящее время живут люди) только 105 комнат. Кроме того, в здании расположена квартира, в которой постоянно живет комендант общежития. Список жилищ в общежитии будет включать 106 жилищ (105 номеров комнат и квартира коменданта). Если у комнат нет своих номеров, то им нужно присвоить условные номера, чтобы их можно было внести в список жилищ данного строения - см. табл. N 2-отбор (ОЭ). Пример 3. В жилом доме по улице Гоголя, 14, расположены 22 квартиры с номерами от N 1 до N 22. Квартира N 6 - коммунальная, в кв. N 6 проживают две семьи - звонок 1 и звонок 2. Список жилищ в этом доме будет включать 25 жилищ (21 отдельная квартира и 2 домохозяйства в коммунальной квартире) - см. табл. N 2-отбор (ОЭ). Таблица N 2-отбор (ОЭ) Область (край, республика) ---------------------- Населенный пункт -------------------------------- Избирательный участок N ------------------------- СПИСОК ЖИЛИЩ ------------------------------------------------------------------ |Номер жилищ| Адреса строений на | Список жилищ на |Отобранные| |по порядку |территории опросного|территории опросного| адреса | | | участка | участка | | |-----------|--------------------|--------------------|----------| | 1 | 2 | 3 | 4 | |-----------|--------------------|--------------------|----------| | |Ул. Пушкина, д. 12 | | | |-----------|--------------------|--------------------|----------| |1 | |Кв. 4 | | |-----------|--------------------|--------------------|----------| | | |... | | |-----------|--------------------|--------------------|----------| |38 | |Кв. 42 | | |-----------|--------------------|--------------------|----------| |