О СОЗДАНИИ КООРДИНАЦИОННОГО ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПО ВОПРОСАМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОСВЕЩЕНИЯ И ПРОПАГАНДЫ И ЦЕНТРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОСВЕЩЕНИЯ И ПРОПАГАНДЫ РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 31 декабря 2003 г. N 2438-РП (ПРМ) В целях повышения эффективности исполнения функций Правительства Москвы по организации и развитию системы экологического образования, просвещения и пропаганды, формированию экологической культуры населения, активизации взаимодействия государственных и общественных экологических организаций: 1. Создать Координационный общественный совет по вопросам экологического образования, просвещения и пропаганды. 2. Утвердить: 2.1. Положение о Координационном общественном совете по вопросам экологического образования, просвещения и пропаганды (приложение 1) и персональный состав Координационного общественного совета по вопросам экологического образования, просвещения и пропаганды (приложение 2). 2.2. Концепцию проекта "Центр экологического образования, просвещения и пропаганды" (приложение 3). 3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И. и министра Правительства Москвы Бочина Л.А. Мэр Москвы Ю.М.Лужков 31 декабря 2003 г. N 2438-РП Приложение 1 к распоряжению Правительства Москвы от 31 декабря 2003 года N 2438-РП ПОЛОЖЕНИЕ о Координационном общественном совете по вопросам экологического образования, просвещения и пропаганды I. Общие положения 1.1. Координационный общественный совет по вопросам экологического образования, просвещения и пропаганды (далее - Совет) является консультативным органом по формированию и проведению единой городской политики по вопросам экологического образования, просвещения и пропаганды. 1.2. Для работы в Совете привлекаются представители органов государственной власти города Москвы, ведущие высококвалифицированные специалисты Российской Федерации и города Москвы, занимающиеся вопросами экологического образования и просвещения, управлением охраной окружающей среды и природопользования. 1.3. В своей деятельности Совет руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об охране окружающей среды", Экологической доктриной Российской Федерации, законами города Москвы, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы в области экологического просвещения и воспитания, охраны окружающей природной среды и рационального природопользования. 1.4. Организационно-техническое обеспечение Совета осуществляется Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. 2. Задачи и функции Совета 2.1. Основной задачей Совета является консультационное содействие в развитии системы экологического образования просвещения и пропаганды, формировании экологической культуры населения, активизации взаимодействия государственных уполномоченных органов власти города Москвы в области охраны окружающей среды, образования и просвещения с общественными экологическими организациями. 2.2. Функции Совета: - разработка рекомендаций и предложений по развитию системы экологического образования и просвещения на всех уровнях: дошкольное, школьное, вузовское, дополнительное, профессиональное; - разработка рекомендаций по совершенствованию нормативной правовой базы Российской Федерации и города Москвы в части экологического образования, просвещения, развития общественных институтов управления природоохранной деятельностью; - внесение предложений по установлению приоритетных направлений городской политики в области экологического образования, просвещения и пропаганды; - консультативная и методическая помощь в подготовке целевых программ и подпрограмм по вопросам экологического образования, просвещения и пропаганды; - оценка перспектив внедрения передовых отечественных и зарубежных научных и практических разработок в области экологического образования, просвещения и пропаганды; - разработка рекомендаций и предложений для организации работ по привлечению внимания общественности к решению задач повышения экологической культуры населения; - консультативная и научно-методическая помощь в реализации проекта по функционированию Центра экологического образования, просвещения и пропаганды, в том числе заслушивание планов работ и отчетов о направлениях и объемах расходования бюджетных средств при реализации целевых городских программ. 3. Структура и организация работы Совета 3.1. Совет формируется из числа представителей органов государственной власти города Москвы, ведущих ученых, преподавателей, специалистов-практиков, представителей общественности, занимающихся вопросами экологического образования, просвещения и пропаганды. 3.2. Права Совета: - разрабатывать рекомендации для государственных органов исполнительной власти города Москвы, префектур административных округов, управ районов, муниципалитетов районов и участвовать в их работе в пределах компетенции Совета; - создавать экспертные и рабочие группы с привлечением сторонних специалистов, в том числе представителей комплексов городского управления; вносить предложения и рекомендации по совершенствованию нормативной правовой базы Российской Федерации и города Москвы в части экологического образования, просвещения, развития общественных институтов управления природоохранной деятельностью; - принимать участие в подготовке целевых программ и подпрограмм по вопросам экологического образования, просвещения и пропаганды и вносить предложения по установлению приоритетных направлений городской политики в области экологического образования, просвещения и пропаганды; - взаимодействовать со средствами массовой информации в целях освещения деятельности Совета; - оказывать консультативную и научно-методическую помощь в реализации проекта по функционированию Центра экологического образования, просвещения и пропаганды, в том числе заслушивать планы работ и отчеты о направлениях и объемах расходования бюджетных средств при реализации целевых городских программ. 3.3. Совет возглавляет президиум, состоящий из 7 человек. Состав президиума избирается из числа членов Совета. Председатель президиума избирается решением членов президиума 3.4. Решения, принимаемые президиумом и Советом, оформляются протоколами и носят рекомендательный характер. 3.5. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Приложение 2 к распоряжению Правительства Москвы от 31 декабря 2003 года N 2438-РП СОСТАВ Координационного общественного совета по вопросам экологического образования, просвещения и пропаганды ------------------------------------------------------------------------ | Барановский | - президент Российского Зеленого креста, | | Сергей Игоревич | академик РАЕН (по согласованию) | |------------------------|---------------------------------------------| | Баришпол | - председатель президиума Центрального | | Иван Федотович | совета Всероссийского общества охраны | | | природы (по согласованию) | |------------------------|---------------------------------------------| | Богдан | - директор Института содействия обществен- | | Людмила Георгиевна | ным инициативам (ИСАР) (по согласованию) | |------------------------|---------------------------------------------| | Бочин | - министр Правительства Москвы, руководитель| | Леонид Арнольдович | Департамента природопользования и охраны | | | окружающей среды города Москвы | |------------------------|---------------------------------------------| | Быстрицкая | - народная артистка СССР (по согласованию) | | Элина Авраамовна | | |------------------------|---------------------------------------------| | Винокуров | - заместитель руководителя Департамента | | Владимир Арнольдович | природопользования и охраны окружающей | | | среды города Москвы | |------------------------|---------------------------------------------| | Владимиров | - ректор РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина | | Альберт Ильич | (по согласованию) | |------------------------|---------------------------------------------| | Глазачев | - директор Международного центра по | | Станислав Николаевич | разработке технологий эколого-педагогическ| | | образования (по согласованию) | |------------------------|---------------------------------------------| | Грачев | - председатель Комитета по экологии | | Владимир Александрович | Государственной Думы Федерального | | | Собрания Российской Федерации | | | (по согласованию) | |------------------------|---------------------------------------------| | Данилина | - директор ЭкоЦентра "Заповедники" | | Наталья Романовна | (по согласованию) | |------------------------|---------------------------------------------| | Захлебный | - руководитель Центра теории и методики | | Анатолий Никифорович | Экологического образования РАО, д.п.н. | | | (по согласованию) | |------------------------|---------------------------------------------| | Исаев | - директор Центра по проблемам экологии | | Александр Сергеевич | и продуктивности лесов РАН, академик РАН | | | (по согласованию) | |------------------------|---------------------------------------------| | Карпов | - президент Ассоциации "Аналитика", | | Юрий Александрович | член-корреспондент РАН (по согласованию) | |------------------------|---------------------------------------------| | Кавтарадзе | - заведующий кафедрой управления природными | | Дмитрий Николаевич | ресурсами МГУ им. М.В. Ломоносова | | | (по согласованию) | |------------------------|---------------------------------------------| | Кезина | - руководитель Департамента образования | | Любовь Петровна | города Москвы, академик РАО | | | (по согласованию) | |------------------------|---------------------------------------------| | Клюкина | - директор Государственного Дарвиновского | | Анна Иосифовна | музея (по согласованию) | |------------------------|---------------------------------------------| | Кузнецов | - президент РАЕН, член-корреспондент РАН | | Олег Леонидович | (по согласованию) | |------------------------|---------------------------------------------| | Лосев | - профессор МГУ им. М.В. Ломоносова | | Ким Семенович | (по согласованию) | |------------------------|---------------------------------------------| | Мамедов | - профессор Российской академии | | Низами Мустафаевич | государственной службы при Президенте | | | Российской Федерации, эксперт ООН по | | | вопросам экологического образования | | | (по согласованию) | |------------------------|---------------------------------------------| | Новоточинов | - директор международных программ Комитета | | Алексей Алексеевич | национальных и неолимпийских видов спорта | | | России (по согласованию) | |------------------------|---------------------------------------------| | Степаненко | - заместитель председателя Комиссии по | | Вера Станиславовна | экологической политике Московской городско| | | Думы (по согласованию) | |------------------------|---------------------------------------------| | Осипов | - директор института геоэкологии РАН, | | Виктор Иванович | академик РАН (по согласованию) | |------------------------|---------------------------------------------| | Петросян | - ректор Открытого экологического | | Валерий Самсонович | университета МГУ им. М.В. Ломоносова, | | | профессор (по согласованию) | |------------------------|---------------------------------------------| | Попов | - заместитель председателя Комитета | | Алексей Иванович | общественных связей города Москвы | | | (по согласованию) | |------------------------|---------------------------------------------| | Саркисов | - ректор РХТУ им. Д.И. Менделеева, академик | | Павел Джибраелович | РАН (по согласованию) | |------------------------|---------------------------------------------| | Хлопиков | - директор Московского | | Владимир Петрович | эколого-образовательного комплекса | | | (по согласованию) | |------------------------|---------------------------------------------| | Черников | - профессор Московской сельскохозяйственной | | Владимир Александрович | академии им. К.А.Тимирязева | | | (по согласованию) | |------------------------|---------------------------------------------| | Щербаченко | - председатель Комитета по телекоммуникациям| | Михаил Львович | и средствам массовой информации города | | | Москвы (по согласованию) | |------------------------|---------------------------------------------| | Ягодин | - президент Московской ассоциации | | Геннадий Алексеевич | экологического образования, | | | член-корреспондент РАН (по согласованию) | ------------------------------------------------------------------------ Приложение 3 к распоряжению Правительства Москвы от 31 декабря 2003 года N 2438-РП Концепция проекта "Центр экологического образования, просвещения и пропаганды" 1. Цели, задачи и функции проекта Главными целями проекта "Центр экологического образования, просвещения и пропаганды" (далее ЦЭОПП) являются: 1. Содействие в решении задач Экологической доктрины Российской Федерации в части экологического образования и просвещения и развития гражданского общества как условия реализации государственной политики в области экологии; 2. Содействие повышению уровня экологической культуры и экологической информированности широких слоев населения, включая: - создание специализированной постоянно действующей демонстрационной площадки для пропаганды передовых достижений в области экологического образования, просвещения, рационального природопользования и охраны окружающей среды; - создание эффективной организационной структуры и базы для повышения экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии; - проведение экологического обучения населения и образования, включая: дошкольное, школьное, вузовское, дополнительное, профессиональное; - создание условий для пропаганды экологических знаний, достижений в области экологического просвещения, создания детских и молодежных экологических центров, опыта эффективного взаимодействия общественных экологических организаций и объединений с органами государственной власти города Москвы. Достижение поставленных целей предусматривает решение ряда задач: - аккумулирование и распространение знаний в области организации экологического образования, просвещения и пропаганды; - аккумулирование и распространение знаний в области реализации общественных экологических проектов и инициатив; - аккумулирование и распространение экспертных знаний в области реализации эффективных природоохранных мероприятий и "чистых" производств; - содействие в пропаганде на межрегиональном и международном уровнях достижений московских и российских организаций и предприятий в области экологического образования и просвещения, охраны окружающей среды и рационального природопользования; - реализация программ и проектов по повышению уровня культуры широких слоев населения и привлечению общественности к решению проблем охраны окружающей среды; - аккумулирование и распространение экологической информации. 2. Позиционирование ЦЭОПП В настоящее время в Москве (впрочем, как и в России в целом) нет ни одного специализированного центра по масштабной пропаганде экологических знаний. Существующие экологические центры работают, как правило, с узкими целевыми аудиториями. Отдельные периодические издания, выставочные мероприятия и конференции экологической направленности не в полной мере удовлетворяют потребности общества в получении экологической информации. Идея ЦЭОПП базируется на создании доступной самому широкому кругу москвичей и жителей других регионов постоянно действующей пропагандистской и информационной площадки, представляющей интересы как государственных, так и общественных экологических организаций. В результате реализации проекта, ЦЭОПП будет выполнять следующие функции: - интегратор потенциала участников проекта в части поставленных целей; - база для развития сети экологического образования, просвещения в городе Москве и пропаганды достижений научных и образовательных центров; - база для пропаганды достижений и результатов деятельности органов государственной власти города Москвы и Российской Федерации в области охраны окружающей среды и экологического просвещения; - база для пропаганды результатов деятельности общественных экологических организаций и объединений; - информационный, консультативный и выставочный центр; - центр поддержки инновационных и инвестиционных проектов в области экологического образования, просвещения и охраны окружающей среды; - экологический информационный центр по работе с населением. 3. Инициаторы проекта - Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы; - Департамент образования города Москвы; - Э.А.Быстрицкая, народная артистка СССР; - Всероссийское общество охраны природы. 4. Основание и обоснование создания ЦЭОПП На основании статьи 6 и статьи 72 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации находится организация и развитие системы экологического образования и просвещения, формирование экологической культуры. Москва солидарна с призывом Президента Российской Федерации на Госсовете 11 июня 2003 уделять экологическим проблемам должное внимание и нацелена на решение задач, определенных Экологической доктриной Российской Федерации, связанных с реализацией законных прав граждан на благоприятную окружающую среду, на получение экологической информации. Москва принимает во внимание решение ООН провести в 2004-2015 годах декаду образования для устойчивого развития. Непременным условием эффективной государственной политики является демократизация государственного управления через широкое вовлечение общественных организаций и всех слоев населения в подготовку принятия решений. Это реализуется через просветительскую работу, направленную на повышение социальной активности граждан, осознание личной ответственности, сопричастности и заинтересованности в достижении экологического благополучия города и страны. 5. Управление проектом Для управления проектом создается автономная некоммерческая организация "Центр экологического образования, просвещения и пропаганды". Учредителями выступают: - Всероссийское общество охраны природы; - Московская ассоциация экологического образования; - Государственное учреждение "Центр по выполнению работ и оказанию услуг природоохранного назначения"; - ЗАО "Объединенный павильон "Наука и образование" ГАО ВВЦ. Каждый из учредителей имеет большой опыт работы в области экологического образования, просвещения и пропаганды, располагает подготовленными профессиональными кадрами. Планируется привлечение к работе Центра партнерских организаций (научных, промышленных, образовательных и общественных) г.Москвы и Российской Федерации для использования их профессионального и организационно-технического потенциала. Стратегическое планирование деятельности ЦЭОПП осуществляет Координационный общественный совет по экологическому образованию, просвещению и пропаганде. 6. Исходные предпосылки для реализации проекта Инициаторами проекта проведены консультативные рабочие встречи с потенциальными участниками проекта. Выявлен круг заинтересованных партнеров из числа профессиональных образовательных центров средней и высшей школы, учреждений дополнительного экологического образования, общественных экологических организаций, а также научных и промышленных учреждений и предприятий. Инициатива по реализации проекта ЦЭОПП поддержана также рядом международных экологических организаций. В проекте предусматривается организация доступной широкому кругу посетителей постоянно действующей демонстрационной площадки. Демонстрационная площадка ЦЭОПП (предположительно на ВВЦ) должна стать доступным источником получения экологической информации для природопользователей, общественных организаций, образовательных учреждений и населения. С этой целью подписывается соглашение о сотрудничестве между Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и Государственным акционерным обществом "Всероссийский выставочный центр". 7. Основные направления деятельности ЦЭОПП: 7.1. Организация системы образования и просвещения (программы для детей, специалистов-экологов, общественных организаций, населения). 7.2. Организация Клуба неправительственных организаций экологической и гуманитарной направленности. 7.3. Организация работы по пропаганде экологической культуры и принципов устойчивого развития в средствах массовой информации. 7.4. Организация общественной приемной для населения. 7.5. Организация тематических экскурсий, выставок, ярмарок, презентаций, фестивалей. 7.6. Организация и проведение Дня эколога, экологического праздника в рамках Дня города, детских экологических и спортивных праздников. 7.7. Участие в выполнении проектов (НИР) в области охраны окружающей среды, образования и пропаганды экологических знаний и идей устойчивого развития. 7.8. Создание информационного фонда, включающего банк данных о деятельности неправительственных экологических организациях, технологиях и производителях экологической продукции и услуг, библиотеку, видео- и кинотеку по экологической тематике и проблемам устойчивого развития. 7.9. Создание информационного сайта в сети Интернет. 7.10. Консалтинговые, информационные и иные услуги для природопользователей и населения. 7.11. Распространение специальной, правовой, методической и популярной экологической литературы, кино- и видеопродукции по профилю деятельности. 7.12. Участие в российских и международных проектах (выставках, конгрессах, конференциях, конкурсах и др.). 8. Источники финансирования В качестве основных источников финансирования деятельности ЦЭОПП рассматриваются: - доходы от мероприятий (выставочно-ярмарочных, презентационных), проводимых на территории ГАО ВВЦ; - доходы от информационно-консультативной деятельности; - вклад партнеров в форме консультаций, готовых технологий, инвестиционных ресурсов, вычислительной техники, специализированных услуг, результатов исследований, организационной поддержки; - займы и кредиты, предоставляемые на льготных условиях бюджетом города Москвы, банками и другими финансовыми институтами на реализацию проекта; - добровольные финансовые и имущественные взносы партнеров и учредителей АНО "ЦЭОПП"; - гранты фондов и других финансовых институтов, международных организаций и программ; - средства городского и федерального бюджета в рамках целевых экологических программ. Финансовые средства, поступающие на реализацию мероприятий проекта, распределяются с учетом рекомендаций Координационного общественного совета по вопросам экологического образования, просвещения и пропаганды. Автономная некоммерческая организация "ЦЭОПП" будет ежегодно отчитываться о своей деятельности, включая направления и объемы расходования бюджетных средств, перед Координационным общественным Советом по вопросам экологического образования, просвещения и пропаганды. 9. Информационное обеспечение проекта С целью информационного обеспечения проекта планируется создание собственного сайта ЦЭОПП в сети Интернет, использование ресурсов уже существующих сайтов Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Всероссийского общества охраны природы и других заинтересованных партеров. Информационная поддержка обеспечивается со стороны Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департамента образования города Москвы, московских периодических изданий городского и окружного уровня, местных средств информации ГАО ВВЦ (при условии размещения демонстрационной площадки ЦЭОПП на территории ВВЦ). |