О СОЗДАНИИ КООРДИНАЦИОННОГО ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПО ВОПРОСАМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОСВЕЩЕНИЯ И ПРОПАГАНДЫ И ЦЕНТРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОСВЕЩЕНИЯ И ПРОПАГАНДЫ. Распоряжение. Правительство Москвы. 31.12.03 2438-РП

           О СОЗДАНИИ КООРДИНАЦИОННОГО ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА
         ПО ВОПРОСАМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОСВЕЩЕНИЯ
          И ПРОПАГАНДЫ И ЦЕНТРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ,
                       ПРОСВЕЩЕНИЯ И ПРОПАГАНДЫ

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                          31 декабря 2003 г.
                              N 2438-РП

                                (ПРМ)


     В целях повышения эффективности исполнения функций  Правительства
Москвы  по  организации и развитию системы экологического образования,
просвещения  и   пропаганды,   формированию   экологической   культуры
населения,  активизации  взаимодействия государственных и общественных
экологических организаций:
     1. Создать   Координационный   общественный   совет  по  вопросам
экологического образования, просвещения и пропаганды.
     2. Утвердить:
     2.1. Положение о Координационном общественном совете по  вопросам
экологического образования,  просвещения и пропаганды (приложение 1) и
персональный состав Координационного общественного совета по  вопросам
экологического образования, просвещения и пропаганды (приложение 2).
     2.2. Концепцию   проекта   "Центр   экологического   образования,
просвещения и пропаганды" (приложение 3).
     3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения  возложить  на
первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.  и
министра Правительства Москвы Бочина Л.А.

Мэр Москвы
                                                            Ю.М.Лужков
31 декабря 2003 г.
N 2438-РП

  
                                                          Приложение 1

                                   к распоряжению Правительства Москвы
                                               от 31 декабря 2003 года
                                                             N 2438-РП

                              ПОЛОЖЕНИЕ
          о Координационном общественном совете по вопросам
         экологического образования, просвещения и пропаганды

                          I. Общие положения

     1.1. Координационный    общественный    совет     по     вопросам
экологического  образования,  просвещения и пропаганды (далее - Совет)
является консультативным органом по формированию и  проведению  единой
городской политики по вопросам экологического образования, просвещения
и пропаганды.
     1.2. Для  работы  в  Совете  привлекаются  представители  органов
государственной власти города Москвы,  ведущие высококвалифицированные
специалисты   Российской   Федерации  и  города  Москвы,  занимающиеся
вопросами  экологического  образования  и   просвещения,   управлением
охраной окружающей среды и природопользования.
     1.3. В  своей  деятельности  Совет  руководствуется  Конституцией
Российской   Федерации,  Федеральным  законом  "Об  охране  окружающей
среды",  Экологической доктриной Российской Федерации, законами города
Москвы,  иными  нормативными  правовыми  актами Российской Федерации и
города Москвы  в  области  экологического  просвещения  и  воспитания,
охраны окружающей природной среды и рационального природопользования.
     1.4. Организационно-техническое обеспечение Совета осуществляется
Департаментом  природопользования  и  охраны  окружающей  среды города
Москвы.

                      2. Задачи и функции Совета

     2.1. Основной задачей Совета является консультационное содействие
в   развитии   системы   экологического   образования   просвещения  и
пропаганды, формировании экологической культуры населения, активизации
взаимодействия  государственных  уполномоченных  органов власти города
Москвы в области охраны окружающей среды,  образования и просвещения с
общественными экологическими организациями.

     2.2. Функции Совета:
     - разработка  рекомендаций  и  предложений  по  развитию  системы
экологического образования и просвещения на всех уровнях:  дошкольное,
школьное, вузовское, дополнительное, профессиональное;
     - разработка   рекомендаций   по   совершенствованию  нормативной
правовой  базы  Российской  Федерации  и   города   Москвы   в   части
экологического   образования,   просвещения,   развития   общественных
институтов управления природоохранной деятельностью;
     - внесение  предложений  по установлению приоритетных направлений
городской политики в области экологического образования, просвещения и
пропаганды;
     - консультативная и  методическая  помощь  в  подготовке  целевых
программ   и   подпрограмм  по  вопросам  экологического  образования,
просвещения и пропаганды;
     - оценка   перспектив   внедрения   передовых   отечественных   и
зарубежных научных и практических разработок в области  экологического
образования, просвещения и пропаганды;
     - разработка рекомендаций и предложений для организации работ  по
привлечению   внимания   общественности   к  решению  задач  повышения
экологической культуры населения;
     - консультативная   и  научно-методическая  помощь  в  реализации
проекта  по  функционированию   Центра   экологического   образования,
просвещения  и  пропаганды,  в  том  числе заслушивание планов работ и
отчетов о направлениях и объемах расходования  бюджетных  средств  при
реализации целевых городских программ.

               3. Структура и организация работы Совета

     3.1. Совет    формируется   из   числа   представителей   органов
государственной власти города Москвы,  ведущих ученых, преподавателей,
специалистов-практиков,  представителей  общественности,  занимающихся
вопросами экологического образования, просвещения и пропаганды.
     3.2. Права Совета:
     - разрабатывать   рекомендации   для   государственных    органов
исполнительной   власти   города  Москвы,  префектур  административных
округов,  управ районов,  муниципалитетов районов и участвовать  в  их
работе в пределах компетенции Совета;
     - создавать экспертные и рабочие группы с привлечением  сторонних
специалистов,   в   том  числе  представителей  комплексов  городского
управления;  вносить предложения и рекомендации  по  совершенствованию
нормативной правовой базы Российской Федерации и города Москвы в части
экологического   образования,   просвещения,   развития   общественных
институтов управления природоохранной деятельностью;
     - принимать участие в подготовке целевых программ  и  подпрограмм
по  вопросам  экологического  образования,  просвещения и пропаганды и
вносить предложения по установлению приоритетных направлений городской
политики   в   области   экологического   образования,  просвещения  и
пропаганды;
     - взаимодействовать  со  средствами  массовой  информации в целях
освещения деятельности Совета;
     - оказывать   консультативную   и  научно-методическую  помощь  в
реализации   проекта   по   функционированию   Центра   экологического
образования,  просвещения и пропаганды,  в том числе заслушивать планы
работ и отчеты о направлениях и объемах расходования бюджетных средств
при реализации целевых городских программ.
     3.3. Совет возглавляет президиум,  состоящий из 7 человек. Состав
президиума избирается из числа членов Совета.  Председатель президиума
избирается решением членов президиума
     3.4. Решения,  принимаемые  президиумом  и  Советом,  оформляются
протоколами и носят рекомендательный характер.
     3.5. Заседания  Совета  проводятся  по мере необходимости,  но не
реже двух раз в год.


                                                          Приложение 2

                                   к распоряжению Правительства Москвы
                                               от 31 декабря 2003 года
                                                             N 2438-РП

                                СОСТАВ
          Координационного общественного совета по вопросам
         экологического образования, просвещения и пропаганды

------------------------------------------------------------------------
| Барановский            | - президент Российского Зеленого креста,    |
| Сергей Игоревич        |   академик РАЕН (по согласованию)           |
|------------------------|---------------------------------------------|
| Баришпол               | - председатель президиума Центрального      |
| Иван Федотович         |   совета Всероссийского общества охраны     |
|                        |   природы (по согласованию)                 |
|------------------------|---------------------------------------------|
| Богдан                 | - директор Института содействия обществен-  |
| Людмила Георгиевна     |   ным инициативам (ИСАР) (по согласованию)  |
|------------------------|---------------------------------------------|
| Бочин                  | - министр Правительства Москвы, руководитель|
| Леонид Арнольдович     |   Департамента природопользования и охраны  |
|                        |   окружающей среды города Москвы            |
|------------------------|---------------------------------------------|
| Быстрицкая             | - народная артистка СССР (по согласованию)  |
| Элина Авраамовна       |                                             |
|------------------------|---------------------------------------------|
| Винокуров              | - заместитель руководителя Департамента     |
| Владимир Арнольдович   |   природопользования и охраны окружающей    |
|                        |   среды города Москвы                       |
|------------------------|---------------------------------------------|
| Владимиров             | - ректор РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина  |
| Альберт Ильич          |   (по согласованию)                         |
|------------------------|---------------------------------------------|
| Глазачев               | - директор Международного центра по         |
| Станислав Николаевич   |   разработке технологий эколого-педагогическ|
|                        |   образования (по согласованию)             |
|------------------------|---------------------------------------------|
| Грачев                 | - председатель Комитета по экологии         |
| Владимир Александрович |   Государственной Думы Федерального         |
|                        |   Собрания Российской Федерации             |
|                        |   (по согласованию)                         |
|------------------------|---------------------------------------------|
| Данилина               | - директор ЭкоЦентра "Заповедники"          |
| Наталья Романовна      |   (по согласованию)                         |
|------------------------|---------------------------------------------|
| Захлебный              | - руководитель Центра теории и методики     |
|  Анатолий Никифорович  |   Экологического образования РАО, д.п.н.    |
|                        |   (по согласованию)                         |
|------------------------|---------------------------------------------|
| Исаев                  | - директор Центра по проблемам экологии     |
| Александр Сергеевич    |   и продуктивности лесов РАН, академик РАН  |
|                        |   (по согласованию)                         |
|------------------------|---------------------------------------------|
| Карпов                 | - президент Ассоциации "Аналитика",         |
| Юрий Александрович     |   член-корреспондент РАН (по согласованию)  |
|------------------------|---------------------------------------------|
| Кавтарадзе             | - заведующий кафедрой управления природными |
| Дмитрий Николаевич     |   ресурсами МГУ им. М.В. Ломоносова         |
|                        |   (по согласованию)                         |
|------------------------|---------------------------------------------|
| Кезина                 | - руководитель Департамента образования     |
| Любовь Петровна        |   города Москвы, академик РАО               |
|                        |   (по согласованию)                         |
|------------------------|---------------------------------------------|
| Клюкина                | - директор Государственного Дарвиновского   |
| Анна Иосифовна         |   музея (по согласованию)                   |
|------------------------|---------------------------------------------|
| Кузнецов               | - президент РАЕН, член-корреспондент РАН    |
| Олег Леонидович        |   (по согласованию)                         |
|------------------------|---------------------------------------------|
| Лосев                  | - профессор МГУ им. М.В. Ломоносова         |
| Ким Семенович          |  (по согласованию)                          |
|------------------------|---------------------------------------------|
| Мамедов                | - профессор Российской академии             |
| Низами Мустафаевич     |   государственной службы при Президенте     |
|                        |   Российской Федерации, эксперт ООН по      |
|                        |   вопросам экологического образования       |
|                        |   (по согласованию)                         |
|------------------------|---------------------------------------------|
| Новоточинов            | - директор международных программ Комитета  |
| Алексей Алексеевич     |   национальных и неолимпийских видов спорта |
|                        |   России (по согласованию)                  |
|------------------------|---------------------------------------------|
| Степаненко             | - заместитель председателя Комиссии по      |
| Вера Станиславовна     |   экологической политике Московской городско|
|                        |   Думы (по согласованию)                    |
|------------------------|---------------------------------------------|
| Осипов                 | - директор института геоэкологии РАН,       |
| Виктор Иванович        |   академик РАН (по согласованию)            |
|------------------------|---------------------------------------------|
| Петросян               | - ректор Открытого экологического           |
| Валерий Самсонович     |   университета МГУ им. М.В. Ломоносова,     |
|                        |   профессор (по согласованию)               |
|------------------------|---------------------------------------------|
| Попов                  | - заместитель председателя Комитета         |
| Алексей Иванович       |   общественных связей города Москвы         |
|                        |   (по согласованию)                         |
|------------------------|---------------------------------------------|
| Саркисов               | - ректор РХТУ им. Д.И. Менделеева, академик |
| Павел Джибраелович     |   РАН (по согласованию)                     |
|------------------------|---------------------------------------------|
| Хлопиков               | - директор Московского                      |
| Владимир Петрович      |   эколого-образовательного комплекса        |
|                        |   (по согласованию)                         |
|------------------------|---------------------------------------------|
| Черников               | - профессор Московской сельскохозяйственной |
| Владимир Александрович |   академии им. К.А.Тимирязева               |
|                        |   (по согласованию)                         |
|------------------------|---------------------------------------------|
| Щербаченко             | - председатель Комитета по телекоммуникациям|
| Михаил Львович         |   и средствам массовой информации города    |
|                        |   Москвы (по согласованию)                  |
|------------------------|---------------------------------------------|
| Ягодин                 | - президент Московской ассоциации           |
| Геннадий Алексеевич    |   экологического образования,               |
|                        |   член-корреспондент РАН (по согласованию)  |
------------------------------------------------------------------------


                                                          Приложение 3

                                   к распоряжению Правительства Москвы
                                               от 31 декабря 2003 года
                                                             N 2438-РП

                          Концепция проекта
     "Центр экологического образования, просвещения и пропаганды"

                  1. Цели, задачи и функции проекта

     Главными целями   проекта   "Центр   экологического  образования,
просвещения и пропаганды" (далее ЦЭОПП) являются:
     1. Содействие  в  решении задач Экологической доктрины Российской
Федерации в части экологического образования и просвещения и  развития
гражданского  общества как условия реализации государственной политики
в области экологии;
     2. Содействие   повышению   уровня   экологической   культуры   и
экологической информированности широких слоев населения, включая:
     - создание      специализированной      постоянно     действующей
демонстрационной  площадки  для  пропаганды  передовых  достижений   в
области   экологического   образования,   просвещения,   рационального
природопользования и охраны окружающей среды;
     - создание  эффективной  организационной  структуры  и  базы  для
повышения экологической культуры населения,  образовательного уровня и
профессиональных навыков и знаний в области экологии;
     - проведение экологического  обучения  населения  и  образования,
включая:     дошкольное,    школьное,    вузовское,    дополнительное,
профессиональное;
     - создание   условий   для   пропаганды   экологических   знаний,
достижений в области экологического просвещения,  создания  детских  и
молодежных  экологических  центров,  опыта эффективного взаимодействия
общественных  экологических  организаций  и  объединений  с   органами
государственной власти города Москвы.
     Достижение поставленных целей предусматривает решение ряда задач:
     - аккумулирование  и распространение знаний в области организации
экологического образования, просвещения и пропаганды;
     - аккумулирование  и  распространение знаний в области реализации
общественных экологических проектов и инициатив;
     - аккумулирование  и  распространение экспертных знаний в области
реализации  эффективных   природоохранных   мероприятий   и   "чистых"
производств;
     - содействие в  пропаганде  на  межрегиональном  и  международном
уровнях достижений московских и российских организаций и предприятий в
области экологического образования и  просвещения,  охраны  окружающей
среды и рационального природопользования;
     - реализация программ и проектов  по  повышению  уровня  культуры
широких слоев населения и привлечению общественности к решению проблем
охраны окружающей среды;
     - аккумулирование и распространение экологической информации.

                      2. Позиционирование ЦЭОПП

     В настоящее время в Москве (впрочем,  как и в России в целом) нет
ни  одного  специализированного  центра   по   масштабной   пропаганде
экологических знаний.  Существующие экологические центры работают, как
правило,  с  узкими  целевыми  аудиториями.  Отдельные   периодические
издания,   выставочные   мероприятия   и   конференции   экологической
направленности не в полной мере удовлетворяют потребности  общества  в
получении экологической информации.  Идея ЦЭОПП базируется на создании
доступной самому широкому кругу москвичей и  жителей  других  регионов
постоянно  действующей  пропагандистской  и  информационной  площадки,
представляющей  интересы  как  государственных,  так  и   общественных
экологических организаций.
     В результате реализации проекта,  ЦЭОПП будет выполнять следующие
функции:
     - интегратор потенциала участников проекта в  части  поставленных
целей;
     - база для развития сети экологического образования,  просвещения
в  городе  Москве  и  пропаганды  достижений научных и образовательных
центров;
     - база  для  пропаганды  достижений  и  результатов  деятельности
органов государственной власти города Москвы и Российской Федерации  в
области охраны окружающей среды и экологического просвещения;
     - база  для  пропаганды  результатов  деятельности   общественных
экологических организаций и объединений;
     - информационный, консультативный и выставочный центр;
     - центр  поддержки  инновационных  и  инвестиционных  проектов  в
области экологического образования,  просвещения и  охраны  окружающей
среды;
     - экологический информационный центр по работе с населением.

                        3. Инициаторы проекта

     - Департамент природопользования и охраны окружающей среды города
Москвы;
     - Департамент образования города Москвы;
     - Э.А.Быстрицкая, народная артистка СССР;
     - Всероссийское общество охраны природы.

              4. Основание и обоснование создания ЦЭОПП

     На основании статьи 6 и статьи 72 Федерального закона "Об  охране
окружающей  среды"  в ведении органов государственной власти субъектов
Российской  Федерации  находится  организация   и   развитие   системы
экологического  образования и просвещения,  формирование экологической
культуры.
     Москва солидарна  с  призывом  Президента Российской Федерации на
Госсовете  11  июня  2003  уделять  экологическим  проблемам   должное
внимание  и  нацелена  на  решение  задач,  определенных Экологической
доктриной Российской Федерации,  связанных с реализацией законных прав
граждан на благоприятную окружающую среду,  на получение экологической
информации.  Москва принимает  во  внимание  решение  ООН  провести  в
2004-2015   годах   декаду   образования   для  устойчивого  развития.
Непременным условием  эффективной  государственной  политики  является
демократизация  государственного  управления  через широкое вовлечение
общественных организаций и всех слоев населения в подготовку  принятия
решений.  Это реализуется через просветительскую работу,  направленную
на  повышение  социальной   активности   граждан,   осознание   личной
ответственности,  сопричастности  и  заинтересованности  в  достижении
экологического благополучия города и страны.

                        5. Управление проектом

     Для управления  проектом  создается   автономная   некоммерческая
организация   "Центр   экологического   образования,   просвещения   и
пропаганды". Учредителями выступают:
     - Всероссийское общество охраны природы;
     - Московская ассоциация экологического образования;
     - Государственное   учреждение   "Центр  по  выполнению  работ  и
оказанию услуг природоохранного назначения";
     - ЗАО "Объединенный павильон "Наука и образование" ГАО ВВЦ.
     Каждый из  учредителей  имеет  большой  опыт  работы  в   области
экологического  образования,  просвещения  и  пропаганды,  располагает
подготовленными профессиональными кадрами.  Планируется привлечение  к
работе   Центра   партнерских   организаций   (научных,  промышленных,
образовательных и общественных) г.Москвы и  Российской  Федерации  для
использования   их   профессионального  и  организационно-технического
потенциала.    Стратегическое    планирование    деятельности    ЦЭОПП
осуществляет  Координационный  общественный  совет  по  экологическому
образованию, просвещению и пропаганде.

            6. Исходные предпосылки для реализации проекта

     Инициаторами проекта проведены консультативные рабочие встречи  с
потенциальными  участниками  проекта.  Выявлен  круг  заинтересованных
партнеров из числа профессиональных образовательных центров средней  и
высшей  школы,  учреждений дополнительного экологического образования,
общественных экологических организаций, а также научных и промышленных
учреждений  и  предприятий.  Инициатива  по  реализации  проекта ЦЭОПП
поддержана также  рядом  международных  экологических  организаций.  В
проекте   предусматривается   организация   доступной  широкому  кругу
посетителей   постоянно   действующей    демонстрационной    площадки.
Демонстрационная площадка ЦЭОПП (предположительно на ВВЦ) должна стать
доступным   источником   получения   экологической   информации    для
природопользователей,    общественных   организаций,   образовательных
учреждений и  населения.  С  этой  целью  подписывается  соглашение  о
сотрудничестве   между   Департаментом   природопользования  и  охраны
окружающей среды города Москвы и Государственным акционерным обществом
"Всероссийский выставочный центр".

             7. Основные направления деятельности ЦЭОПП:

     7.1. Организация системы образования и просвещения (программы для
детей, специалистов-экологов, общественных организаций, населения).
     7.2. Организация     Клуба     неправительственных    организаций
экологической и гуманитарной направленности.
     7.3. Организация  работы  по  пропаганде экологической культуры и
принципов устойчивого развития в средствах массовой информации.
     7.4. Организация общественной приемной для населения.
     7.5. Организация  тематических  экскурсий,   выставок,   ярмарок,
презентаций, фестивалей.
     7.6. Организация  и  проведение   Дня   эколога,   экологического
праздника  в  рамках  Дня  города,  детских экологических и спортивных
праздников.
     7.7. Участие   в  выполнении  проектов  (НИР)  в  области  охраны
окружающей среды, образования и пропаганды экологических знаний и идей
устойчивого развития.
     7.8. Создание информационного фонда,  включающего банк  данных  о
деятельности     неправительственных    экологических    организациях,
технологиях  и  производителях  экологической   продукции   и   услуг,
библиотеку,  видео-  и  кинотеку по экологической тематике и проблемам
устойчивого развития.
     7.9. Создание информационного сайта в сети Интернет.
     7.10. Консалтинговые,   информационные   и   иные   услуги    для
природопользователей и населения.
     7.11. Распространение  специальной,  правовой,   методической   и
популярной экологической литературы, кино- и видеопродукции по профилю
деятельности.
     7.12. Участие  в  российских и международных проектах (выставках,
конгрессах, конференциях, конкурсах и др.).

                     8. Источники финансирования

     В качестве основных источников финансирования деятельности  ЦЭОПП
рассматриваются:
     - доходы от мероприятий (выставочно-ярмарочных, презентационных),
проводимых на территории ГАО ВВЦ;
     - доходы от информационно-консультативной деятельности;
     - вклад  партнеров  в  форме  консультаций,  готовых  технологий,
инвестиционных ресурсов,  вычислительной  техники,  специализированных
услуг, результатов исследований, организационной поддержки;
     - займы и кредиты,  предоставляемые на льготных условиях бюджетом
города Москвы, банками и другими финансовыми институтами на реализацию
проекта;
     - добровольные  финансовые  и  имущественные  взносы  партнеров и
учредителей АНО "ЦЭОПП";
     - гранты  фондов  и  других финансовых институтов,  международных
организаций и программ;
     - средства  городского  и  федерального  бюджета в рамках целевых
экологических программ.
     Финансовые средства,   поступающие   на   реализацию  мероприятий
проекта,  распределяются  с   учетом   рекомендаций   Координационного
общественного   совета   по   вопросам   экологического   образования,
просвещения  и  пропаганды.  Автономная   некоммерческая   организация
"ЦЭОПП"  будет  ежегодно  отчитываться  о своей деятельности,  включая
направления   и   объемы   расходования   бюджетных   средств,   перед
Координационным   общественным   Советом  по  вопросам  экологического
образования, просвещения и пропаганды.

                9. Информационное обеспечение проекта

     С целью информационного обеспечения проекта планируется  создание
собственного  сайта ЦЭОПП в сети Интернет,  использование ресурсов уже
существующих   сайтов   Департамента   природопользования   и   охраны
окружающей среды города Москвы, Всероссийского общества охраны природы
и других заинтересованных партеров.
     Информационная поддержка  обеспечивается  со стороны Департамента
природопользования  и   охраны   окружающей   среды   города   Москвы,
Департамента   образования  города  Москвы,  московских  периодических
изданий городского и окружного уровня,  местных средств информации ГАО
ВВЦ   (при  условии  размещения  демонстрационной  площадки  ЦЭОПП  на
территории ВВЦ).