О СОДЕРЖАНИИ И ОБУЧЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ИМЕЮЩИХ ЗАБОЛЕВАНИЯ, В СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗАКРЫТОГО ТИПА. Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 19.09.03 1454/26-5

                                ПИСЬМО

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                         19 сентября 2003 г.
                             N 1454/26-5
 
                                 (Д)
 
 
     В целях   оказания   методической   помощи   органам   управления
образованием субъектов Российской Федерации, руководителям специальных
учебно-воспитательных   учреждений   закрытого    типа    Министерство
образования Российской Федерации сообщает.
     1. В соответствии с пунктом 8 статьи 15 Федерального закона от 24
июня 1999 г.  N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности
и      правонарушений      несовершеннолетних"      в      специальные
учебно-воспитательные учреждения закрытого типа не могут быть помещены
несовершеннолетние,  имеющие заболевания, препятствующие их содержанию
и обучению в указанных учреждениях.
     Перечень заболеваний,  препятствующих   содержанию   и   обучению
несовершеннолетних  в  специальных  учебно-воспитательных  учреждениях
закрытого   типа   органов    управления    образованием,    утвержден
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N
518 (доведено до сведения органов  управления  образованием  субъектов
Российской  Федерации  письмом  Минобразования  России от 15.08.2002 N
32ю-50-518/28-5).
     При приеме несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные
учреждения закрытого типа необходимо  руководствоваться  вышеуказанным
Перечнем.
     При этом  следует   учитывать,   что   содержащиеся   в   Перечне
заболевания  приведены  в  соответствие с Международной статистической
классификацией болезней и проблем,  связанных со  здоровьем,  десятого
пересмотра (МКБ-10). В связи с этим медицинским работникам специальных
учебно-воспитательных учреждений закрытого  типа  необходимо  обращать
особое  внимание на соответствие диагноза,  указываемого в медицинских
документах,   содержащихся   в   личных   делах    несовершеннолетних,
поступающих  в учреждения закрытого типа,  вышеуказанной Международной
классификации болезней.
     Несовершеннолетние, имеющие заболевания, предусмотренные Перечнем
заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в
специальных  учебно-воспитательных  учреждениях закрытого типа органов
управления образованием,  приему в  специальные  учебно-воспитательные
учреждения закрытого типа не подлежат.
     В случае   выявления    у    несовершеннолетнего    вышеуказанных
заболеваний   при   поступлении  в  специальное  учебно-воспитательное
учреждение  закрытого  типа,  в  процессе  изучения  его   медицинских
документов и (или) проведения медицинского обследования, администрация
специального учебно-воспитательного учреждения  принимает  решение  об
отказе  в  приеме  несовершеннолетнего  в  учреждение  и предоставляет
сопровождающим его лицам официальное заключение о причинах отказа.
     В случае      выявления      у      воспитанника     специального
учебно-воспитательного учреждения закрытого типа в период пребывания в
учреждении  заболевания,  препятствующего  его содержанию и обучению в
специальном   учебно-воспитательном   учреждении    закрытого    типа,
администрация учреждения обязана принять меры к выводу воспитанника из
учреждения в установленном порядке.
     В соответствии  со  статьей  15  (пункт  7;  подпункт 4 пункта 9)
Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности  и
правонарушений  несовершеннолетних" (в редакции Федерального закона от
7 июля  2003  г.  N  111-ФЗ  "О  внесении  изменений  и  дополнений  в
Федеральный  закон  "Об  основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений  несовершеннолетних"  и  другие  законодательные   акты
Российской   Федерации")  в  указанном  случае  досрочное  прекращение
пребывания  несовершеннолетнего  в  специальном  учебно-воспитательном
учреждении  закрытого  типа  осуществляется  по постановлению судьи по
месту нахождения учреждения  на  основании  совместного  представления
администрации  учреждения  и  комиссии  по  делам несовершеннолетних и
защите их прав, образованной органом местного самоуправления, по месту
нахождения     учреждения     либо     на     основании    ходатайства
несовершеннолетнего,  его родителей или  законных  представителей  при
наличии  заключения  администрации  учреждения  и  комиссии  по  делам
несовершеннолетних и защите их прав.
     2. При  организации  начального  профессионального  образования и
профессиональной      подготовки       воспитанников       специальных
учебно-воспитательных    учреждений    закрытого    типа    необходимо
руководствоваться Перечнем медицинских  противопоказаний  к  работе  и
производственному   обучению  подростков,  утвержденным  Министерством
здравоохранения   СССР   и   Государственным   комитетом    СССР    по
профессионально-техническому образованию (1985 г.).
     Наличие у  несовершеннолетнего  медицинских  противопоказаний   к
обучению  профессиям,  обучение  которым  осуществляется  в конкретном
специальном  учебно-воспитательном  учреждении  закрытого   типа,   не
входящих в Перечень заболеваний,  препятствующих содержанию и обучению
несовершеннолетних  в  специальных  учебно-воспитательных  учреждениях
закрытого   типа   органов   управления   образованием,   утвержденный
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N
518,    не    может   служить   основанием   для   отказа   в   приеме
несовершеннолетнего в указанное учреждение.
     Для таких  несовершеннолетних в специальном учебно-воспитательном
учреждении   закрытого   типа   организуется   обучение    в    рамках
общеобразовательных  программ  (начального  общего,  основного общего,
среднего  (полного)  общего  образования)  без  получения   начального
профессионального  образования  либо  профессиональной  подготовки,  а
также занятия производительным трудом в  соответствии  с  возрастом  и
состоянием здоровья несовершеннолетних.
     3. Анализ  статистических   данных   о   состоянии   преступности
несовершеннолетних  в Российской Федерации свидетельствует о том,  что
значительное  число  общественно  опасных  деяний  совершают  дети   и
подростки с отклонениями в психическом развитии, в том числе с легкими
формами умственной отсталости.
     Федеральным законом  от  24  июня  1999  г.  N 120-ФЗ "Об основах
системы     профилактики     безнадзорности      и      правонарушений
несовершеннолетних"  (статья  15,  пункт  3)  предусмотрен  такой  вид
специального  учебно-воспитательного   учреждения,   как   специальное
(коррекционное)   образовательное   учреждение   закрытого   типа.   В
соответствии с пунктом 6 статьи 15 указанного  Федерального  закона  в
специальные  (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа
могут быть помещены несовершеннолетние  с  различными  отклонениями  в
развитии   и   (или)   заболеваниями,   вызывающими  необходимость  их
содержания, воспитания и обучения в таких учреждениях.
     В соответствии с Перечнем заболеваний,  препятствующих содержанию
и  обучению  несовершеннолетних  в  специальных  учебно-воспитательных
учреждениях    закрытого   типа   органов   управления   образованием,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации  от  11
июля  2002  г.  N  518,  не  является  противопоказанием к помещению в
специальные учебно-воспитательные учреждения  закрытого  типа  диагноз
"Легкая    умственная   отсталость"   (шифр   F70   по   Международной
статистической  классификации  болезней  и   проблем,   связанных   со
здоровьем,  десятого пересмотра;  включает малоумие, легкую умственную
субнормальность, легкую олигофрению, дебильность).
     С учетом    изложенного   чрезвычайно   актуальным   направлением
деятельности по  предупреждению  правонарушений  детей  и  подростков,
организации  индивидуальной  профилактической  работы  с ними является
создание условий для  обучения  и  реабилитации  несовершеннолетних  с
легкими формами умственной отсталости, совершивших общественно опасные
деяния,  в  специальных  учебно-воспитательных  учреждениях  закрытого
типа.
     Указанная проблема может быть решена двумя способами:
     1) создание специальных (коррекционных) учреждений закрытого типа
непосредственно для несовершеннолетних с  легкими  формами  умственной
отсталости, совершивших общественно опасные деяния;
     2) создание коррекционных классов (групп) для  несовершеннолетних
указанной  категории  в  действующих  специальных  общеобразовательных
школах  закрытого  типа  и   специальных   профессиональных   училищах
закрытого типа.
     В настоящее   время   в   Российской   Федерации    функционирует
единственное  специальное  (коррекционное)  образовательное учреждение
закрытого  типа  для  несовершеннолетних  с  умственной   отсталостью,
совершивших общественно опасные деяния,  - специальная (коррекционная)
общеобразовательная  школа  N  2  г.  Санкт-Петербурга.  Кроме   того,
действует   специальная   (коррекционная)   общеобразовательная  школа
закрытого типа в Иркутской области,  представляющая  собой  учреждение
смешанного типа (в спецшколе содержатся и обучаются как воспитанники с
умственной отсталостью, так и воспитанники с сохранным интеллектом).
     В последние  годы  прием  небольших  групп  несовершеннолетних  с
легкими  формами  умственной  отсталости   осуществляет   ряд   других
специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.
     В целях создания оптимальных условий для содержания,  обучения  и
реабилитации несовершеннолетних с умственной отсталостью в специальных
учебно-воспитательных  учреждениях  закрытого  типа  (в  том  числе  в
учреждениях,    не    являющихся   коррекционными)   при   организации
образовательного и  реабилитационного  процесса  необходимо  учитывать
специфику работы с такими детьми и подростками.
     Важным аспектом  успешной   реабилитации   детей   с   умственной
отсталостью  в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого
типа,  не  являющихся  коррекционными,  является  создание  адаптивной
среды,  позволяющей  обеспечить их полноценную интеграцию и личностную
самореализацию в учреждении.
     Персонал специального  учебно-воспитательного  учреждения  должен
быть осведомлен о  клинико-психопатологических  особенностях  детей  и
подростков с умственной отсталостью.
     Руководство образовательным     процессом      и      обеспечение
образовательного  процесса  в  коррекционных  классах (группах) должны
осуществлять специалисты в области коррекционной педагогики,  а  также
педагогические работники,  прошедшие соответствующую переподготовку по
данному профилю.
     Количество педагогических работников (воспитателей,  учителей,  в
том числе  учителей  трудового  обучения,  мастеров  производственного
обучения)  в  коррекционных классах (группах) соответствует количеству
педагогических работников в обычных классах  (группах).  Наполняемость
коррекционных   классов   (групп)   для   воспитанников  с  умственной
отсталостью в специальных учебно-воспитательных учреждениях  закрытого
типа составляет 5 - 8 человек.
     Для воспитанников  с   умственной   отсталостью   в   специальном
учебно-воспитательном    учреждении    закрытого   типа   организуются
общеобразовательное   обучение    и    профессиональная    подготовка,
соответствующие  их  психофизическому  развитию и имеющие практическую
направленность, с использованием учебных планов и программ специальных
(коррекционных)    образовательных    учреждений    для   обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии VIII вида.
     Особое внимание  при  организации  обучения  детей и подростков с
умственной  отсталостью  следует  уделять   индивидуальным   занятиям,
занятиям в малых группах (не более 3 человек).
     На всех  этапах  реабилитационного  процесса  значительное  место
отводится     реализации     лечебных    мероприятий    (психотерапия,
медикаментозное  и   физиотерапевтическое   лечение   и   т.д.),   что
предполагает   обязательное   наличие   квалифицированных  медицинских
специалистов,  материальной  базы  для  проведения  лечебной   работы,
соответствующего медицинского оборудования и медикаментов.
     При организации  содержания   несовершеннолетних   с   умственной
отсталостью  в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого
типа,  не являющихся  коррекционными,  целесообразно  по  возможности,
особенно  на начальном этапе,  комплектовать отдельные группы из таких
воспитанников и обеспечивать их  раздельное  (прежде  всего  в  ночное
время)   проживание   с  другими  воспитанниками  учреждения  в  целях
предупреждения негативного  влияния  на  умственно  отсталых  детей  и
связанных с этим конфликтных ситуаций.
     Число коррекционных  классов  (групп)  для  детей  с   умственной
отсталостью  в  специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого
типа,  не являющемся коррекционным, устанавливается исходя из реальных
потребностей   региона  и  возможностей  учреждения  (включая  степень
укомплектованности учреждения педагогическими и медицинскими  кадрами,
уровень  их  подготовленности,  наличие  жилых  и  учебных  помещений,
уровень  материально-технического   обеспечения   образовательного   и
реабилитационного процесса и др.).
     Принимая во внимание сложность работы по обеспечению  содержания,
обучения  и реабилитации несовершеннолетних с умственной отсталостью в
специальном  учебно-воспитательном  учреждении  закрытого   типа,   не
являющемся   коррекционным,   а   также   отсутствие   у   специальных
учебно-воспитательных учреждений значительного  опыта  деятельности  в
данном  направлении,  представляется целесообразным на начальном этапе
организации  указанной  работы  ограничить  число  воспитанников  этой
категории   (не   более   10  -  20%  от  общего  числа  воспитанников
учреждения).
     Учитывая вышеизложенное,   Министерство   образования  Российской
Федерации:
     рекомендует руководителям    органов    управления    образования
субъектов Российской  Федерации  обеспечить  условия  для  содержания,
обучения   и   реабилитации   несовершеннолетних   с  легкими  формами
умственной отсталости,  совершивших общественно опасные деяния,  путем
создания  специализированных  учреждений  закрытого  типа  для  данной
категории  несовершеннолетних  либо  открытия  коррекционных   классов
(групп)  в  действующих  специальных учебно-воспитательных учреждениях
закрытого типа, не являющихся коррекционными;
     обращает внимание  руководителей  органов управления образованием
субъектов  Российской  Федерации,  специальных   учебно-воспитательных
учреждений  закрытого  типа на то,  что помещение несовершеннолетних с
умственной отсталостью в специальные учебно-воспитательные учреждения,
не являющиеся коррекционными,  без соблюдения вышеуказанных требований
к организации содержания,  обучения  и  реабилитации  детей  указанной
категории недопустимо.  Подобная мера не только не позволит обеспечить
полноценную реабилитацию воспитанников с умственной отсталостью,  но и
негативно     скажется     на     качестве     работы     специального
учебно-воспитательного учреждения с другими воспитанниками.

Заместитель Министра
                                                          Е.Е.ЧЕПУРНЫХ
19 сентября 2003 г.
N 1454/26-5