ПРОСЬБА ОТВЕТИТЬ НА РЯД ВОПРОСОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 22.05.2003 N 54-ФЗ: 1. ОСТАЮТСЯ ЛИ НАЛИЧНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ РАСЧЕТЫ МЕЖДУ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ В ПРЕДЕЛАХ РАЗРЕШЕННОГО ЛИМИТА? 2. СЛЕДУЕТ ЛИ ПРИ НАЛИЧНЫХ РАСЧЕТАХ ОФОРМЛЯТЬ ПРИХОДНЫЙ КАССОВЫЙ ОРДЕР, А ТАКЖЕ ПРИМЕНЯТЬ ККТ ПРИ ДОПЛАТЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ? 3. ПРИМЕНЯЕТСЯ ЛИ ККТ ПРИ ДРУГИХ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТАХ, КАК ПРИ РАСЧЕТАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ? 4. КАК ПРОВОДИТЬ ВОЗВРАТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПОКУПАТЕЛЮ НЕ В ДЕНЬ ПОКУПКИ, ОПЛАТИВШЕМУ ТОВАР ПОСРЕДСТВОМ ПЛАТЕЖНОЙ КАРТЫ? 5. НУЖНО ЛИ, ЧТОБЫ В КАССОВОМ ЧЕКЕ БЫЛ ВЫДЕЛЕН НДС? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 13 августа 2003 г. N 29-12/44313 (Д) В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) сферой применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ), включенной в Государственный реестр, являются наличные денежные расчеты, осуществляемые организациями и индивидуальными предпринимателями в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, в том числе при осуществлении наличных денежных расчетов между организациями, а также между организациями и индивидуальными предпринимателями. В соответствии со ст. 5 Закона N 54-ФЗ организации обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки. Все ранее принятые и неотмененные нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей данному Закону. 1. Согласно Указанию Банка России от 14.11.2001 N 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке" предельный размер расчетов наличными деньгами не должен превышать 60 тыс. руб. В соответствии с разъяснением, изложенным в совместном письме МНС России и Банка России от 01.07.2002 N 24-2-02/252 и от 02.07.2002 N 85-Т соответственно, предельный размер расчетов наличными денежными средствами относится к расчетам в рамках одного договора. Следовательно, наличные денежные расчеты между юридическими лицами в пределах разрешенного лимита проводятся с применением ККТ. 2. Согласно п. 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.93 N 40, прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством при расчетах между организациями на сумму полученных наличных денежных средств в обязательном порядке пробивается кассовый чек и выписывается приходный кассовый ордер. В случаях если оплата товара (работы, услуги) осуществляется не в полной сумме, пробивается чек по ККТ на сумму аванса (предварительной оплаты), а затем в момент передачи товара (выполнения заказа) покупателю (клиенту) пробивается кассовый чек на оставшуюся сумму покупки. Также в качестве документа, подтверждающего оплату товара, необходимо оформлять приходный кассовый ордер, который отражает, от кого получена предоплата (доплата) за проданный товар и в какой сумме. Полученные таким образом суммы денежной наличности должны ежедневно отражаться в журнале кассира-операциониста и учитываться в кассовой книге организации. Организация-продавец также согласно требуемым нормативным документам должна выдать организации-покупателю счет-фактуру наряду с кассовым чеком. 3. В случаях когда денежные расчеты за приобретенный товар осуществляются в безналичном порядке, то есть совершаются без участия наличных денег путем списания денежных средств с расчетного (текущего) счета плательщика и зачисления их на счет получателя (поставщика, кредитора), применение ККТ действующим законодательством не предусмотрено. 4. Продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг посредством платежных карт подпадает под действие Закона N 54-ФЗ. Суммы, оплаченные платежными картами, пробиваются, как правило, на определенную секцию. В фискальной памяти кассового аппарата регистрируется и хранится информация о наличных денежных расчетах по всем видам оплат, в том числе по расчетам с помощью платежных карт. После оформления операций по расчету с использованием платежных карт покупателю (клиенту) возвращается платежная карта, отдаются кассовый чек и слип (выписка товарного чека, которая прокатывается на специальной машине). При возвращении покупателем товара возврат денежных средств осуществляется на основании квитанции возврата безналичным путем на карточку держателя при предъявлении кассового чека и платежной карты. При возврате в течение дня осуществляется отмена операции по оплате с платежной карты. При возврате товара не в день покупки операции по выдаче денежных средств осуществляются в соответствии с заключенным договором эквайринга (договор между кредитной организацией и предприятием торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием платежных карт). Выдача наличных денежных средств из денежного ящика ККТ при совершении операций возврата товара не допускается. 5. Пунктом 4 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745, в составе обязательных реквизитов, отражаемых на выдаваемом покупателю (клиенту) кассовом чеке, реквизиты "сумма НДС" и "сумма налога с продаж" не указаны. Вместе с тем кассовый чек может содержать другие реквизиты, устанавливаемые владельцем ККТ самостоятельно. При денежных расчетах с юридическими лицами целесообразно эксплуатировать ККТ, которые могут печатать на кассовом чеке реквизит "сумма НДС" отдельной строкой. Дополнительно сообщается, что организации, допустившие нарушения нормативных правовых актов, в том числе законодательства о применении ККТ, несут административную ответственность в соответствии со ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга Н.В. Долгих |