ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТОВ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ СУБЪЕКТАМИ ОПТОВОГО И РОЗНИЧНЫХ РЫНКОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 21 января 2004 г. N 24 (НТЦС) На основании статей 21 и 22 Федерального закона "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии. 2. Установить, что Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и его территориальные органы осуществляют государственный контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии. 3. Министерству Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства разработать и утвердить в I квартале 2004 г. порядок и сроки рассмотрения антимонопольными органами заявлений об оспаривании отказа в предоставлении информации, предусмотренной стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, а также порядок хранения этими субъектами указанной информации. Председатель Правительства Российской Федерации М.КАСЬЯНОВ 21 января 2004 г. N 24 УТВЕРЖДЕНЫ Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 года N 24 СТАНДАРТЫ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ СУБЪЕКТАМИ ОПТОВОГО И РОЗНИЧНЫХ РЫНКОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ I. Общие положения 1. Настоящий документ в соответствии со статьями 21 и 22 Федерального закона "Об электроэнергетике" устанавливает требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, за исключением потребителей электрической энергии (далее - субъекты рынков электрической энергии), а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия. Под раскрытием информации в целях настоящего документа понимается обеспечение доступа к ней всех заинтересованных лиц независимо от цели получения данной информации. 2. Субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с настоящим документом. 3. Субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем: опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (далее - официальные печатные издания); опубликования в электронных средствах массовой информации; предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации. 4. Фактическая информация раскрывается по окончании отчетного периода. Прогнозная информация раскрывается до начала отчетного периода. Любые изменения раскрытой информации подлежат опубликованию с даты принятия соответствующего решения: в официальных печатных изданиях - в течение 30 дней; в электронных средствах массовой информации - в течение 5 дней. 5. Субъекты рынков электрической энергии обязаны хранить раскрытую информацию в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом. 6. Субъекты рынков электрической энергии ведут учет запросов информации, а также хранят копии отказов в предоставлении информации в течение 3 лет. 7. Отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством Российской Федерации порядке в антимонопольный орган и (или) в суд. 8. Субъекты рынков электрической энергии несут ответственность за полноту и достоверность раскрываемой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации. 9. Субъекты рынков электрической энергии раскрывают следующую информацию: а) годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность, а также аудиторское заключение (в случае, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении субъекта рынка электрической энергии осуществлялась аудиторская проверка), если иное не установлено законодательством Российской Федерации; б) показатели эффективности использования капитала - в случае применения метода расчета экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала при государственном регулировании тарифов в отношении субъекта рынка электрической энергии: уровень доходности инвестированного капитала, установленный федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, с указанием источника опубликования методики определения уровня доходности инвестированного капитала; фактический уровень доходности инвестированного капитала, использованного при осуществлении регулируемой деятельности, и обоснование причин его отклонения от уровня доходности инвестированного капитала, установленного федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий; в) отчет о движении активов, учитываемых при установлении федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий уровня доходности инвестированного капитала, включающий: балансовую стоимость активов на начало года; балансовую стоимость активов на конец года; сведения о выбытии активов в течение года; сведения о вводе активов в течение года, в том числе за счет переоценки, модернизации, реконструкции, строительства и приобретения нового оборудования. 10. Указанная в пункте 9 настоящего документа информация подлежит опубликованию в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня. II. Стандарт раскрытия информации организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальными сетевыми организациями 11. Организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальные сетевые организации помимо информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего документа, раскрывают: а) условия договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии и об осуществлении технологического присоединения с указанием источника официального опубликования нормативного правового акта, регулирующего условия этих договоров; б) сведения о тарифах на услуги по передаче электрической энергии с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов; в) информацию о потерях, возникающих в электрических сетях данной сетевой организации, включая: сведения о размерах потерь в сетях, в том числе уровень нормативных потерь и отклонения от них (в целом по сетевой организации, а также по регионам обслуживания с учетом номинальных классов и уровней напряжения, с выделением размера оплачиваемых сетевой организацией потерь и размера потерь, оплачиваемых покупателями при осуществлении расчетов за электрическую энергию на оптовом рынке), процентное соотношение размера потерь в сетях и количества переданной электрической энергии за год с указанием источника официального опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь; перечень мероприятий по снижению потерь в сетях, а также сроки их исполнения и источники финансирования; источник официального опубликования методических указаний по определению нормативов потерь в сетях, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; информацию о порядке закупки организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальными сетевыми организациями электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости; г) сведения о границе зон деятельности организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью или территориальной сетевой организации; д) информацию о техническом состоянии сетей, включающую: сведения о количестве аварийных ограничений (отключений) за отчетный период по границам зон деятельности организации с указанием причин аварий и мероприятий по их устранению; объем недопоставленной в результате аварийных ограничений (отключений) электрической энергии; е) информацию об общей пропускной способности узлов электрической сети, к которым может быть присоединен потребитель сетевых услуг, резервах их мощности с учетом присоединенных потребителей и степени их загрузки; ж) отчеты о выполнении планов капитальных вложений; з) отчеты о выполнении годовых планов капитального ремонта электросетевых объектов; и) планы капитальных вложений, касающиеся реконструкции и развития электрических сетей, согласованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; к) согласованные с системным оператором годовые графики капитального ремонта электросетевых объектов, а также информацию о планируемых ограничениях мощности по основным сечениям электрической сети в связи с ремонтными работами. 12. Информация, указанная в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию не реже одного раза в год. Информация, указанная в подпункте "в" и "д" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 марта. Информация, указанная в подпункте "е" пункта 11 настоящего документа, предоставляется субъектам, энергопринимающие устройства (энергетические установки) которых технологически присоединены к электрической сети, а также иным лицам в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в течение 7 дней с даты поступления соответствующего письменного запроса. Информация, указанная в подпунктах "ж" - "к" пункта 11 настоящего документа, предоставляется в течение 20 дней с даты поступления соответствующего письменного запроса. III. Стандарт раскрытия информации субъектами оперативно-диспетчерского управления 13. Субъекты оперативно-диспетчерского управления помимо информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего документа, раскрывают: а) условия договора об оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению и договора о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии в части оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению с указанием источника официального опубликования нормативного правового акта, регулирующего условия этих договоров; б) информацию о тарифе на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифа; в) информацию о соответствии качества электрической энергии и уровня надежности функционирования Единой энергетической системы России и отдельных энергетических систем требованиям, установленным нормативными правовыми актами, а также о мерах, направленных на поддержание надежности работы энергетических систем; г) информацию об объеме средств, предназначенных для страхования риска ответственности субъектов оперативно-диспетчерского управления за причинение ущерба субъектам электроэнергетики; д) основные параметры расчетной модели оптового рынка электрической энергии (мощности) за отчетный период по субъектам Российской Федерации; е) информацию о технологических резервах мощностей по производству электрической энергии в Единой энергетической системе России и в технологически изолированных энергетических системах с выделением сведений по федеральным округам за отчетный период, в том числе использованных и неиспользованных резервах мощностей по производству электрической энергии; ж) информацию, связанную с предоставлением услуг по оперативно-диспетчерскому управлению, в том числе: о выводе объектов электроэнергетики, в отношении которых требуется согласование с субъектом оперативно-диспетчерского управления, в ремонт и из эксплуатации, а также о вводе их в эксплуатацию после ремонта в течение отчетного периода; актуальную расчетную модель электроэнергетической системы; информацию о расчетном диспетчерском графике, а также о величинах и инициативах отклонений субъектов оптового рынка от расчетного диспетчерского графика; информацию о причинах отклонений от расчетного диспетчерского графика субъектов оптового рынка не по их инициативе; перечень команд, выдаваемых диспетчерами, и условий, при которых они выдаются, а также основания принятия диспетчером решения; перечень системных ограничений пропускной способности по линиям электропередачи; з) прогнозную информацию: планы совокупного потребления и производства электрической энергии по субъектам Российской Федерации на предстоящие сутки и на предстоящий месяц; прогноз совокупного потребления и производства электрической энергии по субъектам Российской Федерации на предстоящие 1 год и 5 лет; планы по выводу объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации и вводу их в эксплуатацию после ремонта, а также по вводу в эксплуатацию создаваемых объектов электроэнергетики, которые подлежат согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления, на предстоящие 1 год и 5 лет; прогноз состояния резервуаров гидроэлектростанций; прогноз достижения установленных пределов по системным ограничениям, а также условий, при которых данные пределы не достигаются. 14. Информация, указанная в подпунктах "а" и "б" пункта 13 настоящего документа, подлежит опубликованию в официальном печатном издании не реже одного раза в год. Информация, указанная в подпунктах "в", "г" и в абзаце седьмом подпункта "ж" пункта 13 настоящего документа, подлежит опубликованию в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 марта. Информация, указанная в подпункте "д" и абзацах третьем и четвертом подпункта "з" пункта 13 настоящего документа, подлежит опубликованию в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 февраля. Информация, указанная в подпункте "е" и в абзацах первом, пятом и шестом подпункта "з" пункта 13 настоящего документа, подлежит опубликованию в официальном печатном издании не реже одного раза в месяц. Информация, указанная в подпункте "ж" и в абзаце втором подпункта "з" пункта 13 настоящего документа, предоставляется субъектам оптового рынка электрической энергии, а также иным субъектам, услуги которым оказывают субъекты оперативно-диспетчерского управления, в течение 7 дней с даты поступления соответствующего письменного запроса. IV. Стандарт раскрытия информации производителями электрической энергии 15. Производители электрической энергии помимо информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего документа, раскрывают: а) информацию о тарифах на поставку электрической энергии с указанием решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти и (или) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении тарифов и источника официального опубликования такого решения; б) информацию о выбросах загрязняющих веществ, оказывающих негативное влияние на окружающую среду, и мероприятиях по их сокращению на следующий год. 16. Гидроэлектростанции помимо информации, предусмотренной пунктами 9 и 15 настоящего документа, раскрывают информацию о режиме использования и состоянии водных ресурсов. 17. Информация, указанная в пунктах 15 и 16 настоящего документа, подлежит опубликованию в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня. V. Стандарт раскрытия информации администратором торговой системы 18. Администратор торговой системы помимо информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего документа, раскрывает: а) перечень субъектов оптового рынка электрической энергии, включенных администратором торговой системы в соответствующий реестр, с указанием раздела реестра, в который включен каждый из субъектов, а также места нахождения такого субъекта, телефонов и адреса электронной почты; б) сведения о каждом из членов наблюдательного совета администратора торговой системы по форме, утверждаемой этим советом; в) источник официального опубликования правил оптового рынка электрической энергии (правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода), утверждаемых Правительством Российской Федерации; г) форму договора о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии, а также: формы и условия договоров купли-продажи электрической энергии на оптовом рынке; формы и условия иных договоров, обеспечивающих функционирование торговой системы оптового рынка электрической энергии; д) информацию об услугах администратора торговой системы, в том числе: тарифы на услуги администратора торговой системы с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов; сведения о вступительном и текущих членских взносах, уплачиваемых членами администратора торговой системы, размере комиссионного вознаграждения и об иных сборах, установленных наблюдательным советом администратора торговой системы, с указанием оснований их взимания; е) перечень организаций, с которыми администратором торговой системы заключены договоры об оказании услуг по организации функционирования торговой системы оптового рынка, с указанием реквизитов договора и стоимости оказываемых услуг; ж) статистическую информацию о функционировании оптового рынка электрической энергии (без указания объемов продажи и покупки электрической энергии конкретными субъектами оптового рынка электроэнергии), в том числе: равновесные цены в 1000 наиболее крупных узлах расчетной модели электрической сети с почасовой разбивкой по итогам отбора ценовых заявок за текущие торговые сутки; основные причины разницы равновесных цен в один час торговых суток (при разнице равновесных цен более 30 процентов) в узлах расчетной модели электрической сети; суммарные физические объемы продажи и покупки электрической энергии на оптовом рынке (включая данные о минимальном и максимальном объемах), в секторе свободной торговли, регулируемом секторе и секторе отклонений (показатели отклонений указываются отдельно и раскрываются в установленные администратором торговой системы сроки), в том числе по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии; планируемые совокупные объемы производства и потребления электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии; объемы продажи и покупки электрической энергии в секторе отклонений по часам; график совокупного спроса и предложения (по ценовым зонам и (или) по всему рынку) по итогам отбора ценовых заявок за текущие торговые сутки; информацию о планируемом объеме производства электрической энергии по итогам отбора ценовых заявок за текущие торговые сутки (в соответствии со структурой генерации); з) перечень системных генераторов, информацию о характеристиках плановых и фактических режимов системных генераторов; и) отчеты о результатах осуществляемого администратором торговой системы контроля за деятельностью системного оператора, утвержденные наблюдательным советом администратора торговой системы. 19. Информация, указанная в подпункте "а" пункта 18 настоящего документа, подлежит опубликованию не реже одного раза в квартал. Информация, указанная в подпунктах "б" - "е" пункта 18 настоящего документа, подлежит опубликованию не реже одного раза в год. Информация, указанная в подпункте "ж" пункта 18 настоящего документа, подлежит ежедневно опубликованию в электронных средствах массовой информации, за исключением указанной в абзаце третьем информации, которая подлежит раскрытию не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в течение которого имели место случаи возникновения разницы равновесных цен. Информация, указанная в подпунктах "з" и "и" пункта 18 настоящего документа, подлежит опубликованию в официальном печатном издании не реже одного раза в квартал. Информация, указанная в подпункте "ж" пункта 18 настоящего документа (за два и более периодов), предоставляется по письменному запросу любому заинтересованному лицу в течение 7 дней с даты получения соответствующего запроса. VI. Стандарт раскрытия информации энергоснабжающими, энергосбытовыми организациями и гарантирующими поставщиками 20. Энергоснабжающие, энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики помимо информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего документа, раскрывают: а) цену на электрическую энергию, дифференцированную в зависимости от условий, определенных законодательством Российской Федерации. При этом отдельно раскрывается цена закупки электрической энергии, стоимость услуг по ее передаче, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью поставки электрической энергии потребителю; б) основные условия договора купли-продажи электрической энергии, в том числе: срок действия договора; вид цены на электрическую энергию (фиксированная или переменная); форму оплаты; формы обеспечения исполнения обязательств сторон по договору; зону обслуживания; условия расторжения договора; ответственность сторон; иную информацию, являющуюся существенной для потребителей; в) информацию о деятельности энергоснабжающей, энергосбытовой организации и гарантирующего поставщика, в том числе: информацию о гарантирующем поставщике, включая зону его обслуживания, место нахождения, почтовый адрес, телефоны, факс, адрес электронной почты; перечень лицензий на осуществление соответствующего вида деятельности; информацию о банковских реквизитах; информацию об изменении основных условий договора купли-продажи электрической энергии и условий обслуживания населения. 21. Информация, указанная в подпунктах "а" - "в" пункта 20 настоящего документа, за исключением абзаца пятого подпункта "в", подлежит опубликованию в официальном печатном издании не реже одного раза в год. Информация, указанная в абзаце пятом подпункта "в" пункта 20 настоящего документа, раскрывается не позднее одного месяца до вступления изменений в силу. 22. Гарантирующие поставщики помимо информации, предусмотренной пунктами 9 и 20 настоящего документа, раскрывают следующую информацию: размер регулируемой сбытовой надбавки с указанием решения уполномоченного регулирующего органа об установлении тарифа (информация подлежит опубликованию в официальном печатном издании не реже одного раза в год); объем электрической энергии, покупаемой на оптовом рынке, в том числе в секторе свободной торговли и регулируемом секторе, по двусторонним договорам купли-продажи (информация раскрывается ежемесячно). |