Страницы: 1 2 18 апреля 1991 г. N 1026-1 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН О МИЛИЦИИ (Редакция на 23.12.2003) (РЕДАКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПРАВОВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ В РЕД. - ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 18 ФЕВРАЛЯ 1993 Г. N 4510-1 - ВЕДОМОСТИ СЪЕЗДА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 1993, N 10, СТ. 360; ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИОТ 1 ИЮЛЯ 1993 Г. N 5304-1 - ВЕДОМОСТИ СЪЕЗДА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 1993, N 32, СТ. 1231; ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 15 ИЮНЯ 1996 Г. N 73-ФЗ - СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 1996, N 25, СТ. 2964; ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 31 МАРТА 1999 Г. N 68-ФЗ - СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 1999, N 14, СТ. 1666; ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 6 ДЕКАБРЯ 1999 Г. N 209-ФЗ - СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 1999, N 49, СТ. 5905; ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 25 ИЮЛЯ 2000 Г. N 105-ФЗ - СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2000, N 31, СТ. 3204; ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 7 НОЯБРЯ 2000 Г. N 135-ФЗ - СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2000, N 46, СТ. 4537; ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2000 Г. N 163-ФЗ - СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2001, N 1, СТ. 15; ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 26 ИЮЛЯ 2001 Г. N 104-ФЗ - СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2001, N 31, СТ. 3172; ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 4 АВГУСТА 2001 N 108-ФЗ - СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2001, N 32, СТ. 3316; ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 25 АПРЕЛЯ 2002 Г. N 41-ФЗ - СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2002, N 18, СТ. 1721; ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 30 ИЮНЯ 2002 Г. N 78-ФЗ - СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2002, N 27, СТ. 2620; ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 25 ИЮЛЯ 2002 Г. N 112-ФЗ - СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2002, N 30, СТ. 3029; ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 10 ЯНВАРЯ 2003 Г. N 15-ФЗ - СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2003, N 2, СТ. 167; ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 30 ИЮНЯ 2003 Г. N 86-ФЗ - СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2003, N 27, СТ. 2700; ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 7 ИЮЛЯ 2003 Г. N 111-ФЗ - СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2003, N 28, СТ. 2880; ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 8 ДЕКАБРЯ 2003 Г. N 161-ФЗ - СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2003, N 50, СТ. 4847; ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 23 ДЕКАБРЯ 2003 Г. N 186-ФЗ - СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2003, N 52, СТ. 5038) (ЗАМЕНА "РСФСР" НА "РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ" В НАЗВАНИИ И ПО ТЕКСТУ В РЕД. ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 31 МАРТА 1999 Г. N 68-ФЗ - СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 1999, N 14, СТ. 1666) Раздел I Общие положения Статья 1. Милиция в Российской Федерации Милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами (в ред. Федерального закона от 31.03.99 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666). Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации. Статья 2. Задачи милиции Задачами милиции являются: обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом (в ред. Федерального закона от 31.03.99 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666). Иные задачи на милицию могут быть возложены только настоящим Законом (в ред. Федерального закона от 31.03.99 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666). Статья 3. Принципы деятельности милиции Деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности (в ред. Федерального закона от 31.03.99 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666). Милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка, деятельность которых регулируется федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (в ред. Федерального закона от 31.03.99 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666). Статья 4. Правовая основа деятельности милиции Милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий (в ред. Федерального закона от 31.03.99 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666). В своей деятельности милиция руководствуется также законами и иными правовыми актами Союза ССР, действующими на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 5. Деятельность милиции и права граждан Милиция защищает права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (в ред. Федерального закона от 31.03.99 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666). Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению (в ред. Федерального закона от 31.03.99 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666). Всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и порядке, прямо предусмотренных законом. Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности. Милиция предоставляет возможность задержанным лицам реализовать установленное законом право на юридическую помощь; сообщает по их просьбе (а в случае задержания несовершеннолетних - в обязательном порядке) о задержании их родственникам, администрации по месту работы или учебы; при необходимости принимает меры к оказанию им доврачебной помощи, а также к устранению опасности чьей-нибудь жизни, здоровью или имуществу, возникшей в результате задержания указанных лиц. Милиция не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (в ред. Федерального закона от 31.03.99 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666). Милиция обязана обеспечить лицу возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются его права и свободы, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть седьмая введена Федеральным законом от 31.03.99 г. N 64-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666). Статья 6. Привлечение к выполнению задач милиции других сотрудников органов внутренних дел Лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, не являющиеся сотрудниками милиции, а также стажеры во время испытательного срока могут привлекаться к выполнению задач милиции с момента и в порядке, определяемых министром внутренних дел Российской Федерации. В этом случае на них распространяются обязанности и права, гарантии правовой и социальной защищенности, а также ответственность, предусмотренные для сотрудников милиции (в ред. Федерального закона от 31.03.99 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666). Раздел II ОРГАНИЗАЦИЯ МИЛИЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Раздел II в ред. Федерального закона от 31.03.99 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666) Статья 7. Система милиции и ее подчиненность Милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации, а милиция общественной безопасности - также соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Министр внутренних дел Российской Федерации осуществляет руководство всей милицией в Российской Федерации. Руководство милицией в субъектах Российской Федерации осуществляют министры внутренних дел, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом Российской Федерации по представлению министра внутренних дел Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 04.08.2001 г. N 108-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 32, ст. 3316). До внесения Президенту Российской Федерации представления по кандидатуре для назначения на должность министра внутренних дел, начальника управления (главного управления) внутренних дел субъекта Российской Федерации выясняется мнение высшего должностного лица соответствующего субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по предлагаемой кандидатуре (новая часть пятая введена Федеральным законом от 04.08.2001 г. N 108-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 32, ст. 3316). Руководство милицией в районах, городах и иных муниципальных образованиях осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом министром внутренних дел Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 04.08.2001 г. N 108-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 32, ст. 3316). Руководство милицией на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах осуществляют начальники соответствующих органов внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности в порядке, определяемом министром внутренних дел Российской Федерации (статья 7 в ред. Федерального закона от 31.03.99 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666). (Части пятая и шестая считаются соответственно частями шестой и седьмой в ред. Федерального закона от 04.08.2001 г. N 108-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 32, ст. 3316). Статья 8. Криминальная милиция Основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей. Криминальная милиция является органом дознания. Состав и численность криминальной милиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений определяются Правительством Российской Федерации. Начальники криминальной милиции субъектов Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности министром внутренних дел Российской Федерации и являются по должности заместителями соответствующих министров внутренних дел или начальников управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации. Начальники криминальной милиции районов, городов и иных муниципальных образований назначаются на должность и освобождаются от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации и являются по должности заместителями начальников соответствующих органов внутренних дел. Начальники криминальной милиции на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, а также начальники иных подразделений криминальной милиции назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, определяемом министром внутренних дел Российской Федерации. Криминальная милиция финансируется за счет средств федерального бюджета (статья 8 в ред. Федерального закона от 31.03.99 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666). Статья 9. Милиция общественной безопасности Основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности. Милиция общественной безопасности оказывает содействие криминальной милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей. Милиция общественной безопасности является органом дознания. Состав милиции общественной безопасности, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений, а также численность милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, определяются Правительством Российской Федерации. Создание, реорганизация и ликвидация изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых осуществляются в порядке, установленном министром внутренних дел Российской Федерации. Численность милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, устанавливается соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. При этом она не должна быть ниже нормативов, утверждаемых министром внутренних дел Российской Федерации. Создание, реорганизация и ликвидация подразделений милиции общественной безопасности, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, осуществляются в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации. Увеличение расходов органов местного самоуправления, связанных с финансированием милиции общественной безопасности, которое возникло в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируется указанными органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. К милиции общественной безопасности относятся подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, порядок создания, реорганизации и ликвидации которых определяется министром внутренних дел Российской Федерации. В том же порядке утверждаются нормативы численности указанных подразделений. Перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, определяется Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств собственных бюджетов устанавливать дополнительную численность подразделений милиции общественной безопасности. Начальники милиции общественной безопасности субъектов Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности министром внутренних дел Российской Федерации по представлению министров внутренних дел, начальников управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации, согласованному с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), и являются по должности заместителями министров или начальников управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 04.08.2001 г. N 108-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 32, ст. 3316). Начальники милиции общественной безопасности районов, городов и иных муниципальных образований назначаются на должность и освобождаются от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления и являются по должности заместителями начальников органов внутренних дел районов, городов и иных муниципальных образований. Начальники милиции общественной безопасности на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, а также начальники иных подразделений милиции общественной безопасности назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, определяемом министром внутренних дел Российской Федерации (статья 9 в ред. Федерального закона от 31.03.99 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666). Раздел III Обязанности и права милиции Статья 10. Обязанности милиции Милиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана: 1) предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств; 2) оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни; 3) принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством; 4) выявлять и раскрывать преступления; 5) возбуждать уголовные дела, производить дознание и осуществлять неотложные следственные действия; 6) разыскивать лиц, совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных в случаях, предусмотренных законодательством, а также разыскивать похищенное имущество; 7) осуществлять по подведомственности производство по делам об административных правонарушениях; 8) обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах; 9) осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; принимать экзамены и выдавать удостоверения на право управления автомототранспортными средствами; организовывать и проводить государственный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним; производить регистрацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования; регулировать дорожное движение; осуществлять в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, государственный учет показателей состояния безопасности дорожного движения; контролировать исполнение владельцами транспортных средств установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности; в предусмотренных федеральным законом случаях предоставлять указанным в нем лицам информацию, относящуюся к осуществлению указанного обязательного страхования (в ред. Федерального закона от 31.03.99 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666; Федерального закона от от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ - Собрание законодательства Россйсской Федерации, 2003, N 2, ст. 167; Федерального закона от 25.04.2002 г. N 41-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1721); 10) выдавать разрешения на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации указанного оружия и патронов к нему, а также разрешение на хранение и использование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия, полученного во временное пользование в органах внутренних дел, разрешения на хранение и перевозку автомобильным транспортом взрывчатых материалов промышленного применения; контролировать соблюдение установленных федеральным законом правил оборота служебного и гражданского оружия (в ред. Федерального закона от 31.03.99 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666; от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167); 11) охранять на основе договоров с физическими или юридическими лицами принадлежащее им имущество; инспектировать подразделения охраны организаций; давать обязательные к исполнению предписания по устранению недостатков, выявленных в технической укрепленности объектов, и обеспечению сохранности государственной и муниципальной собственности (в ред. Федерального закона от 31.03.99 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666); 12) проводить экспертизы по уголовным делам и по делам об административных правонарушениях, а также научно-технические исследования по материалам оперативно-розыскной деятельности; 13) принимать при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях неотложные меры по спасению людей и оказанию им первой медицинской помощи, а также по охране имущества, оставшегося без присмотра; участвовать в соответствии с законом в обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий (в ред. Федерального закона от 31.03.99 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666); 14) исполнять в пределах своей компетенции определения судов, постановления судей, письменные поручения прокурора, следователя о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, о заключении под стражу, производстве розыскных, следственных и иных предусмотренных законом действий, оказывать им содействие в производстве отдельных процессуальных действий; 15) исполнять определения (постановления) суда (судьи) об административном аресте; 16) охранять, конвоировать и содержать задержанных и лиц, заключенных под стражу; 17) контролировать соблюдение гражданами и должностными лицами установленных правил регистрационного учета граждан Российской Федерации, а также соблюдение иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 31.03.99 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666); 18) контролировать в пределах своей компетенции соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений; участвовать в предусмотренных законом случаях в контроле за поведением осужденных, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно (в ред. Закона Российской Федерации от 18.02.93 N 4510-1 - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 360; Федерального закона от 31.03.99 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666); 19) согласовывать уставы служб безопасности в организациях; контролировать соблюдение установленных федеральным законом правил частной детективной и охранной деятельности (в ред. Федерального закона от 31.03.99 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666; от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167); 20) принимать неотложные меры по обеспечению сохранности бесхозяйного имущества и кладов до передачи их в ведение соответствующих государственных органов и должностных лиц; 21) обеспечивать сохранность найденных и сданных в милицию документов, вещей, ценностей и другого имущества, принимать меры по их возврату законным владельцам либо по реализации в установленном порядке; 22) осуществлять для оказания медицинской помощи привод в учреждения здравоохранения по их представлениям, санкционированным судом (судьей), уклоняющихся от явки по вызову лиц, страдающих заболеваниями и представляющих непосредственную опасность для себя или окружающих, а также указанных лиц, совершивших общественно опасные деяния; обеспечивать совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, наблюдение за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией, представляющими опасность для окружающих, в целях профилактики правонарушений (в ред. Федерального закона от 31.03.99 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666); 23) оказывать содействие в пределах своих полномочий депутатам представительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, кандидатам, зарегистрированным кандидатам в депутаты или на выборные должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления, должностным лицам органов государственной власти и органов местного самоуправления, членам избирательных комиссий, комиссий референдума, представителям общественных объединений в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность (в ред. Федерального закона от 06.12.99 г. N 209-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 49, ст. 5905); 24) применять меры безопасности, предусмотренные федеральным законом, в отношении судей, народных заседателей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей, судебных исполнителей, должностных лиц контролирующих органов и органов внутренних дел, а также их близких; применять предусмотренные федеральным законом меры по охране потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству, их близких, жизнь, здоровье или имущество которых находятся в опасности (в ред. Федерального закона от 31.03.99 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666); 25) производить регистрацию средств цветного копирования, приобретаемых физическими и юридическими лицами, осуществлять контроль за соблюдением правил их учета, хранения и использования в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 25 введен Федеральным законом от 31.03.99 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666); 26) обеспечивать исполнение судебных решений о направлении несовершеннолетних, совершивших правонарушения, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением (пункт 26 введен Федеральным законом от 31.03.99 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666); 27) оказывать содействие избирательным комиссиям, комиссиям референдума в реализации их полномочий, в том числе предоставлять избирательным комиссиям по их запросам сведения о наличии неснятой или непогашенной судимости у кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты или на выборные должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления (пункт 27 введен Федеральным законом от 06.12.99 г. N 209-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 49, ст. 5905); 28) принимать меры по пресечению в ходе избирательной кампании, при подготовке и проведении референдума противоречащей закону предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума (включая меры по пресечению попыток подкупа избирателей, участников референдума), информировать соответствующую избирательную комиссию или комиссию референдума о фактах выявленных нарушений и принятых в связи с этим мерах (пункт 28 введен Федеральным законом от 06.12.99 г. N 209-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 49, ст. 5905); 29) осуществлять государственную дактилоскопическую регистрацию в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 29 введен Федеральным законом от 07.11.2000 г. N 135-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 46, ст. 4537; изменения в ред. Федерального закона от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167); 30) осуществлять лицензирование отдельных видов деятельности, а также приобретения оружия и патронов к нему в соответствии с законодательством Российской Федерации (новый пункт 30 введен Федеральным законом от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167). Статья 11. Права милиции Милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право: 1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, должностных лиц органов государственной власти и должностных лиц органов местного самоуправления, представителей общественных объединений; удалять граждан с места совершения правонарушения или происшествия (в ред. Федерального закона от 31.03.99 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666); 2) проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении; осуществлять в порядке, установленном в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных данных полагать, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества; проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью, контроль за которыми возложен на милицию в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4847); 3) вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции; подвергать приводу в случаях и порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову; 4) получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них; 5) составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание, применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; задерживать на срок до трех часов лиц, незаконно проникнувших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые милицией территории и объекты, проверять у них документы, удостоверяющие личность, получать от указанных лиц объяснения, производить в установленном законодательством об административных правонарушениях порядке их личный досмотр и досмотр их вещей, а также досмотр их транспортных средств, с помощью которых были совершены проникновение либо попытка проникновения на охраняемые милицией территории и объекты (в ред. Федерального закона от 31.03.99 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666; Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4847); 6) производить в предусмотренных законом случаях и порядке уголовно-процессуальные действия; 7) задерживать и содержать под стражей в соответствии с уголовно-процессуальным законом лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4847); 8) задерживать и содержать в милиции на основаниях и в порядке, предусмотренных законодательством, лиц, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания и административного ареста, для последующей передачи их соответствующим органам и учреждениям; 9) задерживать и доставлять в специальные учреждения лиц, уклоняющихся от прохождения назначенных им в установленном законом порядке принудительных мер медицинского и воспитательного характера; 10) задерживать и доставлять в приемники-распределители, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, а также центры социальной реабилитации лиц в случаях и порядке, предусмотренных законом (в ред. Федерального закона от 31.03.99 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666; Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2880); 11) доставлять в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержать в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке либо могущих причинить вред окружающим или себе, а находящихся в жилище - по письменному заявлению находящихся там граждан, что поведение указанных лиц представляет опасность для их здоровья, жизни и имущества (в ред. Федерального закона от 31.03.99 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666); 12) задерживать военнослужащих, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам; 13) вносить в соответствии с законом в государственные органы, и общественные объединения обязательные для рассмотрения представления и предложения об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений (в ред. Федерального закона от 31.03.99 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666); 14) осуществлять предусмотренные законодательством учеты физических и юридических лиц, предметов и фактов и использовать данные этих учетов; использовать для документирования своей деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кинои фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни, здоровью человека и окружающей среде (в ред. Федерального закона от 31.03.99 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666); 15) производить регистрацию, фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, подвергнутых административному аресту, а также лиц, в отношении которых имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении, при невозможности установления их личности и иных лиц, в отношении которых в соответствии с федеральным законом предусмотрена обязательная дактилоскопическая регистрация (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4847); 16) осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с федеральным законом (в ред. Федерального закона от 31.03.99 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666); 17) применять предусмотренные законом меры по контролю за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также осужденными, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно (в ред. Закона Российской Федерации от 18.02.93 N 4510-1 - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 360; Федерального закона от 31.03.99 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666); 18) входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках (в ред. Федерального закона от 31.03.99 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666). О всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция уведомляет прокурора незамедлительно, но не позднее 24 часов (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4847); 19) проводить в установленном законом порядке освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления либо в отношении которых имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении, для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств либо направлять или доставлять данных лиц в медицинское учреждение, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушении (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4847); 20) производить по решению начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя оцепление (блокирование) участков местности при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, проведении карантинных мероприятий в случае эпидемий или эпизоотий, пресечении массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, организаций, а также при розыске совершивших побег осужденных и лиц, заключенных под стражу, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств (в ред. Федерального закона от 31.03.99 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666). При этом милицией принимаются меры к обеспечению нормальной жизнедеятельности населения и функционирования народного хозяйства в данной местности; 21) производить в соответствии с законодательством Российской Федерации личный досмотр пассажиров, ручной клади и багажа на воздушном транспорте (в ред. Федерального закона от 31.03.99 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666); 22) временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, а также не допускать граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывать их остаться там или покинуть эти участки и объекты в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан, проведения следственных и розыскных действий; 23) запрещать эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, а также транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности, останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а также документы на транспортные средства и перевозимые грузы; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов; производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях; отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно не имеющих документов на право управления или пользования транспортным средством; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности (в ред. Федерального закона от 31.03.99 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666; Федерального закона от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерцаии, 2003, N 2, ст. 167; Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 41-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1721); 24) осматривать места хранения и использования оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, а также объекты, где они обращаются; при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные предписания гражданам и должностным лицам об устранении этих нарушений, изымать указанные предметы, запрещать деятельность соответствующих объектов, аннулировать выданные разрешения и применять иные меры, предусмотренные законодательством (в ред. Федерального закона от 31.03.99 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666); 25) при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, в целях проверки этих данных по мотивированному постановлению начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя: производить в присутствии двух понятых, а также представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя либо его представителя, которым вручаются копия указанного постановления, а также копии протоколов и описей, составленных в результате указанных в настоящем пункте действий, а при отсутствии таковых - с участием представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправления осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества; производить досмотр транспортных средств в присутствии двух понятых и лица, во владении которого находится транспортное средство, а в случаях, не терпящих отлагательства, - в отсутствие указанного лица; изучать документы организаций и граждан на материальные ценности, на денежные средства, временно изымать данные документы с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов для установления их подлинности либо при наличии оснований полагать, что эти документы могут быть уничтожены, сокрыты, заменены или изменены, на срок не более семи суток, а в случае, если изъятие таких документов приведет к приостановлению деятельности организации, - на срок не более 48 часов; требовать обязательного проведения проверок и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности, а также проводить их в пределах сроков, установленных уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях для проверки сведений о совершенном либо готовящемся преступлении или совершенном административном правонарушении; изымать с обязательным составлением протокола образцы сырья и продукции; опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей на время проведения проверок, ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности или инвентаризации материальных ценностей, но не более чем на семь суток, а в случае, если эти действия приведут к приостановлению деятельности организации, - на срок не более 48 часов (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4847); 26) осуществлять полномочия лицензирующего органа в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167); 27) изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения, хранить бесхозяйное имущество и в установленном порядке решать вопрос об их дальнейшей принадлежности; 28) использовать транспортные средства организаций, общественных объединений или граждан, кроме принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям и транспортных средств специального назначения, для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в милицию, а также для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств и проезда к месту происшествия или сбора личного состава милиции по тревоге в случаях, не требующих отлагательства, с отстранением при необходимости водителей от управления этими средствами (в ред. Федерального закона от 31.03.99 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666); 29) пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими организациям, общественным объединениям и гражданам (в ред. Федерального закона от 31.03.99 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666); 30) получать безвозмездно от организаций и граждан информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения соответствующей информации (в ред. Федерального закона от 31.03.99 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666); 31) использовать безвозмездно возможности средств массовой информации для установления обстоятельств преступлений, а также лиц, их совершивших, для розыска лиц, скрывшихся от дознания, следствия и суда, и лиц, без вести пропавших; 32) привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству; объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам и организациям; поощрять граждан, оказавших помощь милиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей (в ред. Федерального закона от Страницы: 1 2 |