О ПОРЯДКЕ УТВЕРЖДЕНИЯ ПРОЕКТОВ И СМЕТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И УЛУЧШЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА КАЧЕСТВОМ ПРОЕКТОВ И СМЕТ РЕШЕНИЕ МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ 4 сентября 1953 г. N 58/7 (Д) Исполком Московского городского Совета постановляет: Довести до сведения начальников управлений, заведующих отделами Мосгорисполкома и исполкомов районных Советов г. Москвы, что Совет Министров СССР постановлением от 27 августа 1953 года N 2273 в связи с расширением прав Министров СССР и в целях улучшения контроля за качеством проектов и смет по строительству: 1. Установил, что Советом Министров СССР утверждаются с предварительным рассмотрением и заключением Государственного Комитета Совета Министров СССР по делам строительства проектные задания и сметно-финансовые расчеты: а) на строительство промышленных предприятий, энергетических сооружений, предприятий и сооружений транспорта, связи и сельского хозяйства союзного подчинения и республиканского подчинения союзно-республиканских министерств и ведомств - при сметной стоимости свыше 100 млн. рублей, а на строительство предприятий угольной промышленности, металлургической промышленности, транспортного и тяжелого машиностроения - при сметной стоимости свыше 150 млн. рублей; б) на строительство промышленных предприятий, энергетических сооружений, предприятий и сооружений транспорта, связи и сельского хозяйства республиканского и местного подчинения - при сметной стоимости свыше 50 млн. рублей; в) на жилищно-коммунальное, культурно-бытовое строительство, строительство торговых предприятий и других объектов союзного подчинения, республиканского подчинения союзно-республиканских министерств, ведомств и других центральных учреждений СССР, республиканского и местного подчинения, а также объектов кооперативных организаций - при сметной стоимости свыше 15 млн. рублей. 2. Установил, что проектные задания и сметно-финансовые расчеты при сметной стоимости ниже указанной в подпунктах "а" и "в" пункта 1 вышеуказанного постановления, технические проекты и сметы, а также проектные задания и сметно-финансовые расчеты на строительство, осуществляемое по типовым проектам и по проектам повторного использования, на строительство объектов союзного подчинения и республиканского подчинения союзно-республиканских министерств, ведомств, других центральных учреждений и Центросоюза утверждаются соответственно министрами, руководителями ведомств и других центральных учреждений СССР, министрами союзно-республиканских министерств союзных республик и начальниками главных управлений министерств, ведомств и других центральных учреждений СССР, Правлением Центросоюза в порядке, установленном постановлением Совета Министров СССР от 11 апреля 1953 года N 1002, а также по поручению министра, в каждом отдельном случае по некрупным стройкам - заместителями Министра СССР. Проектные задания и сметно-финансовые расчеты на строительство объектов республиканского подчинения союзно-республиканских министерств, ведомств и других центральных учреждений и Центросоюза утверждаются руководителями министерств, ведомств и других центральных учреждений СССР, а также Правлением Центросоюза по согласованию с Советами Министров союзных республик. Предоставил право: а) начальникам управлений министерств и ведомств СССР, осуществляющих строительство, утверждать проектные задания и сметно-финансовые расчеты, технические проекты и сметы в порядке, установленном для начальников главных управлений министерств СССР постановлением Совета Министров СССР от 11 апреля 1953 года N 1002; б) начальникам главных управлений и управлений министерств, ведомств и других центральных учреждений СССР вносить в случае необходимости уточнения в утвержденные ими проектные задания и сметно-финансовые расчеты, а также поручать руководителям трестов предприятий и организаций союзного подчинения утверждение проектных заданий, сметно-финансовых расчетов, технических проектов и смет при сметной стоимости строительства до 1 млн. рублей; в) начальникам главных управлений Центросоюза, осуществляющих строительство, утверждать проектные задания и сметно-финансовые расчеты, технические проекты и сметы при сметной стоимости строительства до 3 млн. рублей. 3. Предоставил Советам Министров союзных республик право: а) утверждать и в случае необходимости в последующем изменять проектные задания и сметно-финансовые расчеты: - на строительство промышленных предприятий, энергетических сооружений, предприятий и сооружений транспорта, связи и сельского хозяйства республиканского и местного подчинения - при сметной стоимости до 50 млн. рублей; - на жилищно-коммунальное, культурно-бытовое строительство, строительство торговых предприятий, объектов промысловой кооперации и других объектов республиканского и местного подчинения - при сметной стоимости до 15 млн. рублей; б) утверждать проектные задания и сметно-финансовые расчеты на строительство республиканского и местного подчинения, осуществляемое по типовым проектам и по проектам повторного использования, утвержденным в установленном порядке; в) утверждать технические проекты и сметы на строительство республиканского и местного подчинения; г) поручать руководителям республиканских министерств, ведомств и других центральных учреждений, а также республиканским организациям промысловой кооперации утверждение проектных заданий и сметно-финансовых расчетов, технических проектов и смет при сметной стоимости до 5 млн. рублей, а на строительство, осуществляемое по типовым проектам и по проектам повторного использования, утвержденным в установленном порядке, - при сметной стоимости до 10 млн. рублей; д) поручать правлениям республиканских потребсоюзов, а по РСФСР - правлениям республиканских, краевых и областных потребсоюзов утверждение проектных заданий и сметно-финансовых расчетов, технических проектов и смет при сметной стоимости до 3 млн. рублей, а на строительство, осуществляемое по типовым проектам и по проектам повторного использования, утвержденным в установленном порядке, - при сметной стоимости до 5 млн. рублей; е) поручать Советам Министров автономных республик, областным (краевым) исполкомам и горисполкомам (городов республиканского подчинения) утверждение проектных заданий и сметно-финансовых расчетов, технических проектов и смет на строительство местного подчинения при сметной стоимости до 1 млн. рублей, а на строительство, осуществляемое по типовым и повторно применяемым проектам, утвержденным в установленном порядке, - до 2 млн. рублей; ж) вносить в случае необходимости уточнения в проектные задания и сметно-финансовые расчеты строек, за исключением основных показателей, утвержденных Советом Министров СССР, - без увеличения общей стоимости строительства. 4. Предоставил право: а) руководителям республиканских министерств, ведомств и других центральных учреждений поручать руководителям главных управлений, трестов и предприятий республиканского подчинения, осуществляющих строительство, утверждение проектных заданий и сметно-финансовых расчетов, технических проектов и смет при сметной стоимости до 300 тыс. рублей; б) Советам Министров автономных республик и областным (краевым) исполкомам поручать руководителям управлений, трестов, предприятий и организаций республиканского и местного подчинения, а также руководителям управлений и отделов областных (краевых) исполкомов, осуществляющих строительство, утверждение проектных заданий и сметно-финансовых расчетов, технических проектов и смет при сметной стоимости до 300 тыс. рублей. 5. Предоставил в виде исключения Мосгорисполкому, Ленгорисполкому и Киевскому горисполкому право: а) утверждать проектные знания и сметно-финансовые расчеты на жилищное, коммунальное, школьное, больничное, промышленное и прочие виды строительства городского подчинения при сметной стоимости до 15 млн. рублей; б) утверждать технические проекты и сметы по стройкам городского подчинения; в) поручать утверждение проектных заданий и сметно-финансовых расчетов, технических проектов и смет на строительство руководителям управлений и отделов горисполкомов при сметной стоимости до 1 млн. рублей и районным исполнительным комитетам при сметной стоимости до 300 тыс. рублей. 6. Установил, что проектные задания и сметно-финансовые расчеты на строительство жилищно-коммунальных и культурно-бытовых объектов при сметной стоимости свыше 15 млн. рублей, входящих в состав проектных заданий строительств, со сметной стоимостью ниже указанных в подпункте "а" пункта 1 вышеуказанного постановления утверждаются министрами, руководителями ведомств и других центральных учреждений СССР, а строительств со сметной стоимостью ниже указанных в подпункте "б" пункта 1 утверждаются Советами Министров союзных республик. 7. Обязал министерства, ведомства и другие центральные учреждения СССР, Центросоюз и Советы Министров союзных республик регистрировать в Государственном комитете Совета Министров СССР по делам строительства утвержденные проектные задания и сметно-финансовые расчеты: - на строительство промышленных предприятий, энергетических сооружений, предприятий и сооружений транспорта, связи и сельского хозяйства - при сметной стоимости свыше 10 млн. рублей, а по Министерству металлургической промышленности, Министерству угольной промышленности, Министерству нефтяной промышленности, Министерству электростанций и электропромышленности, Министерству транспортного и тяжелого машиностроения и Министерству путей сообщения - свыше 20 млн. рублей; - на жилищно-коммунальное, культурно-бытовое строительство, строительство торговых предприятий и других объектов, а также объектов кооперативных организаций - при сметной стоимости свыше 5 млн. рублей; - проектные задания и сметно-финансовые расчеты при сметной стоимости строительства ниже указанной в настоящем пункте, но не менее 1 млн. рублей регистрируются соответственно в министерствах, ведомствах и других центральных учреждениях СССР, Центросоюзе и в Советах Министров союзных республик. Проектные задания и сметно-финансовые расчеты при сметной стоимости строительства ниже 1 млн. рублей регистрации не подлежат. Установил, что финансирование строительства объектов, по которым проектные задания и сметно-финансовые расчеты утверждены в порядке, установленном вышеуказанным постановлением, осуществляется с момента утверждения указанных проектных заданий и сметно-финансовых расчетов. 8. Обязал министерства, ведомства и другие центральные учреждения СССР, Центросоюз и Советы Министров союзных республик усилить контроль за качеством проектов и смет, утверждаемых руководителями главных управлений, трестов, предприятий и организаций, а также укрепить отделы (бюро) экспертизы проектов и смет высококвалифицированными проверенными кадрами специалистов. При осуществлении контроля за качеством проектов и смет проверять технико-экономические обоснования, применение в проектах высокопроизводительных агрегатов, передовых технологических норм и методов производства, использование типовых и повторно применяемых экономичных проектов, а также экономичных конструктивных решений, не допуская излишеств в проектах и сметах. 9. Обязал Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства: а) при рассмотрении проектных заданий и сметно-финансовых расчетов, представляемых на утверждение Совета Министров СССР, и при регистрации проектных заданий и сметно-финансовых расчетов, утвержденных министерствами, ведомствами и другими центральными учреждениями СССР, Центросоюзом и Советами Министров союзных республик, усилить проверку технико-экономических обоснований строительства, правильности выбора площадок для строительства, применения в проектах высокопроизводительных агрегатов, передовых технологических норм и методов производства, использования типовых и повторно применяемых экономичных проектов, а также экономичных конструктивных решений, не допуская излишеств в проектах и сметах; б) регулярно производить проверку качества проектов и смет, а также состояния экспертизы и регистрации проектов и смет в министерствах, ведомствах и других центральных учреждениях СССР, Центросоюзе и Советах Министров союзных республик; в) представить в месячный срок в Совет Министров СССР предложения, вытекающие из вышеуказанного постановления N 2273, о внесении изменений в Положение о порядке регистрации проектов и смет по строительству, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 4 декабря 1950 г. N 4810, в Инструкцию по составлению проектов и смет по промышленному и жилищно-гражданскому строительству, утвержденную постановлением Совета Министров СССР от 26 января 1952 г. N 486, и в Положение о порядке выбора и утверждения площадок для строительства промышленных предприятий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 18 января 1952 г. N 271. 10. Запретил министерствам, ведомствам и другим центральным учреждениям СССР, Центросоюзу, Советам Министров союзных республик и Госплану СССР включать в представляемые на утверждение Совета Министров СССР планы капитальных работ стройки, по которым не утверждены в установленном порядке проектные задания и сметно-финансовые расчеты. Запретил осуществление и финансирование строительства, за исключением строек, по которым имеются специальные решения Правительства о порядке их финансирования, при отсутствии следующей проектно-сметной документации, утвержденной в установленном порядке: а) проектного задания со сводным сметно-финансовым расчетом - при проектировании строительства по двум стадиям; б) технического проекта и сводной сметы - при проектировании строительства по трем стадиям. 11. Установил, что на основе утвержденного проектного задания со сводным сметно-финансовым расчетом по строительству, проектирование которого выполняется по трем стадиям (при условии включения строительства в титульные списки капитальных работ), осуществляется производство и финансирование следующих первоочередных подготовительных работ: а) по освоению территории, строительству временных дорог, временных объектов связи и временного водоснабжения, приобретению строительных механизмов и транспортных средств, заготовке строительных материалов - по сметно-финансовым расчетам; б) по подъездным путям, карьерам, подсобным предприятиям и сооружениям, энергоснабжению строительства, строительству жилищ, складских помещений и т.п. - по проектам и сметам на данные объекты. Утверждение проектов, смет и сметно-финансовых расчетов на перечисленные выше подготовительные работы производится в порядке, установленном вышеуказанным постановлением. Совет Министров СССР обязал руководителей министерств, ведомств и других центральных учреждений СССР, Правление Центросоюза и Советы Министров союзных республик уделить особое внимание вопросам серьезного улучшения качества проектов и смет, ликвидации излишеств в проектах и сметах и усилению контроля за проектированием в строительстве. В соответствии с вышеуказанным постановлением Совета Министров СССР: 1. Предоставить право утверждать проектные задания и сметно-финансовые расчеты на жилищное, коммунальное, школьное, больничное, промышленное и прочие виды строительства городского подчинения: - начальникам управлений и заведующим отделами Мосгорисполкома - при сметной стоимости до 1 млн. руб; - райисполкомам г. Москвы - при сметной стоимости до 300 тыс. руб. 2. Обязать Архитектурно-планировочное управление (т. Власова) и Техническое управление (т. Плотникова) в двухнедельный срок внести в Мосгорисполком предложения об усилении контроля за качеством проектов и смет, утверждаемых начальниками управлений, заведующими отделами Мосгорисполкома и исполкомами районных Советов, а также об укреплении отделов (бюро) экспертизы проектов и смет высококвалифицированными кадрами специалистов. 3. Считать утратившими силу: а) решение исполкома Моссовета от 14 июля 1950 г. N 52/15; б) распоряжение исполкома Моссовета от 19 августа 1950 г. N 2250; в) подпункт 1 пункта 1 решения исполкома Моссовета от 27 февраля 1951 г. N 11/67; г) распоряжение исполкома Моссовета от 6 апреля 1951 г. N 544; д) распоряжение исполкома Моссовета от 13 октября 1951 г. N 2272. Председатель исполкома Московского Совета М. Яснов 4 сентября 1953 г. N 58/7 Секретарь исполкома Московского Совета П. Леонов 4 сентября 1953 г. N 58/7 |