О ПОРЯДКЕ УТВЕРЖДЕНИЯ ПРОЕКТОВ И СМЕТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И УЛУЧШЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА КАЧЕСТВОМ ПРОЕКТОВ И СМЕТ. Решение. Московский городской исполнительный комитет (Мосгорисполком). 04.09.53 58/7

        О ПОРЯДКЕ УТВЕРЖДЕНИЯ ПРОЕКТОВ И СМЕТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ
          И УЛУЧШЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА КАЧЕСТВОМ ПРОЕКТОВ И СМЕТ

                               РЕШЕНИЕ

             МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
 
                          4 сентября 1953 г.
                                N 58/7

                                 (Д)
 

     Исполком Московского городского Совета постановляет:
     Довести до  сведения начальников управлений,  заведующих отделами
Мосгорисполкома и исполкомов районных Советов  г.  Москвы,  что  Совет
Министров СССР постановлением от 27 августа 1953 года N 2273 в связи с
расширением прав Министров  СССР  и  в  целях  улучшения  контроля  за
качеством проектов и смет по строительству:
     1. Установил,  что  Советом   Министров   СССР   утверждаются   с
предварительным  рассмотрением и заключением Государственного Комитета
Совета Министров СССР  по  делам  строительства  проектные  задания  и
сметно-финансовые расчеты:
     а) на  строительство  промышленных  предприятий,   энергетических
сооружений,  предприятий  и  сооружений транспорта,  связи и сельского
хозяйства   союзного   подчинения   и   республиканского    подчинения
союзно-республиканских  министерств и ведомств - при сметной стоимости
свыше  100  млн.  рублей,  а  на  строительство  предприятий  угольной
промышленности,   металлургической   промышленности,  транспортного  и
тяжелого машиностроения - при сметной стоимости свыше 150 млн. рублей;
     б) на   строительство  промышленных  предприятий,  энергетических
сооружений,  предприятий и сооружений транспорта,  связи  и  сельского
хозяйства   республиканского  и  местного  подчинения  -  при  сметной
стоимости свыше 50 млн. рублей;
     в) на   жилищно-коммунальное,   культурно-бытовое  строительство,
строительство  торговых  предприятий  и   других   объектов   союзного
подчинения,    республиканского    подчинения   союзно-республиканских
министерств,  ведомств   и   других   центральных   учреждений   СССР,
республиканского и местного подчинения, а также объектов кооперативных
организаций - при сметной стоимости свыше 15 млн. рублей.
     2. Установил,  что  проектные задания и сметно-финансовые расчеты
при сметной стоимости ниже указанной в подпунктах "а" и "в"  пункта  1
вышеуказанного  постановления,  технические  проекты и сметы,  а также
проектные  задания  и  сметно-финансовые  расчеты  на   строительство,
осуществляемое   по   типовым   проектам   и  по  проектам  повторного
использования,  на  строительство  объектов  союзного   подчинения   и
республиканского    подчинения   союзно-республиканских   министерств,
ведомств,  других центральных учреждений  и  Центросоюза  утверждаются
соответственно    министрами,   руководителями   ведомств   и   других
центральных   учреждений   СССР,   министрами   союзно-республиканских
министерств   союзных  республик  и  начальниками  главных  управлений
министерств, ведомств и других центральных учреждений СССР, Правлением
Центросоюза  в порядке,  установленном постановлением Совета Министров
СССР от 11 апреля 1953 года N 1002,  а также по поручению министра,  в
каждом отдельном случае по некрупным стройкам - заместителями Министра
СССР.
     Проектные задания  и  сметно-финансовые  расчеты на строительство
объектов    республиканского     подчинения     союзно-республиканских
министерств,  ведомств  и  других центральных учреждений и Центросоюза
утверждаются руководителями министерств, ведомств и других центральных
учреждений  СССР,  а  также  Правлением  Центросоюза по согласованию с
Советами Министров союзных республик.
     Предоставил право:
     а) начальникам   управлений   министерств   и   ведомств    СССР,
осуществляющих   строительство,   утверждать   проектные   задания   и
сметно-финансовые расчеты,  технические проекты  и  сметы  в  порядке,
установленном  для  начальников  главных  управлений  министерств СССР
постановлением Совета Министров СССР от 11 апреля 1953 года N 1002;
     б) начальникам   главных  управлений  и  управлений  министерств,
ведомств  и  других  центральных  учреждений  СССР  вносить  в  случае
необходимости   уточнения  в  утвержденные  ими  проектные  задания  и
сметно-финансовые расчеты,  а  также  поручать  руководителям  трестов
предприятий  и  организаций  союзного подчинения утверждение проектных
заданий,  сметно-финансовых расчетов,  технических проектов и смет при
сметной стоимости строительства до 1 млн. рублей;
     в) начальникам  главных  управлений  Центросоюза,  осуществляющих
строительство,   утверждать   проектные  задания  и  сметно-финансовые
расчеты,  технические  проекты   и   сметы   при   сметной   стоимости
строительства до 3 млн. рублей.
     3. Предоставил Советам Министров союзных республик право:
     а) утверждать  и  в  случае  необходимости в последующем изменять
проектные задания и сметно-финансовые расчеты:
     - на   строительство   промышленных  предприятий,  энергетических
сооружений,  предприятий и сооружений транспорта,  связи  и  сельского
хозяйства   республиканского  и  местного  подчинения  -  при  сметной
стоимости до 50 млн. рублей;
     - на   жилищно-коммунальное,   культурно-бытовое   строительство,
строительство торговых предприятий,  объектов промысловой кооперации и
других  объектов  республиканского и местного подчинения - при сметной
стоимости до 15 млн. рублей;
     б) утверждать  проектные  задания  и сметно-финансовые расчеты на
строительство республиканского и местного  подчинения,  осуществляемое
по   типовым   проектам   и   по  проектам  повторного  использования,
утвержденным в установленном порядке;
     в) утверждать   технические  проекты  и  сметы  на  строительство
республиканского и местного подчинения;
     г) поручать руководителям республиканских министерств, ведомств и
других центральных учреждений,  а также  республиканским  организациям
промысловой     кооперации    утверждение    проектных    заданий    и
сметно-финансовых расчетов,  технических проектов и смет  при  сметной
стоимости  до  5 млн.  рублей,  а на строительство,  осуществляемое по
типовым проектам и по проектам повторного использования,  утвержденным
в установленном порядке, - при сметной стоимости до 10 млн. рублей;
     д) поручать правлениям республиканских потребсоюзов, а по РСФСР -
правлениям   республиканских,   краевых   и   областных   потребсоюзов
утверждение   проектных   заданий   и   сметно-финансовых    расчетов,
технических проектов и смет при сметной стоимости до 3 млн.  рублей, а
на строительство,  осуществляемое по типовым проектам  и  по  проектам
повторного использования,  утвержденным в установленном порядке, - при
сметной стоимости до 5 млн. рублей;
     е) поручать  Советам  Министров  автономных республик,  областным
(краевым)  исполкомам  и   горисполкомам   (городов   республиканского
подчинения)   утверждение   проектных   заданий   и  сметно-финансовых
расчетов,  технических  проектов  и  смет  на  строительство  местного
подчинения при сметной стоимости до 1 млн. рублей, а на строительство,
осуществляемое   по   типовым   и   повторно   применяемым   проектам,
утвержденным в установленном порядке, - до 2 млн. рублей;
     ж) вносить в случае необходимости уточнения в проектные задания и
сметно-финансовые расчеты строек, за исключением основных показателей,
утвержденных Советом Министров СССР,  - без увеличения общей стоимости
строительства.
     4. Предоставил право:
     а) руководителям  республиканских министерств,  ведомств и других
центральных  учреждений  поручать  руководителям  главных  управлений,
трестов  и  предприятий  республиканского  подчинения,  осуществляющих
строительство,  утверждение  проектных  заданий  и   сметно-финансовых
расчетов,  технических  проектов  и  смет при сметной стоимости до 300
тыс. рублей;
     б) Советам  Министров  автономных республик и областным (краевым)
исполкомам поручать руководителям управлений,  трестов,  предприятий и
организаций   республиканского   и   местного   подчинения,   а  также
руководителям управлений и  отделов  областных  (краевых)  исполкомов,
осуществляющих   строительство,   утверждение   проектных   заданий  и
сметно-финансовых расчетов,  технических проектов и смет  при  сметной
стоимости до 300 тыс. рублей.
     5. Предоставил в виде исключения Мосгорисполкому, Ленгорисполкому
и Киевскому горисполкому право:
     а) утверждать проектные знания  и  сметно-финансовые  расчеты  на
жилищное,  коммунальное,  школьное,  больничное, промышленное и прочие
виды строительства городского подчинения при сметной стоимости  до  15
млн. рублей;
     б) утверждать технические проекты и сметы по стройкам  городского
подчинения;
     в) поручать утверждение  проектных  заданий  и  сметно-финансовых
расчетов,  технических  проектов и смет на строительство руководителям
управлений и отделов горисполкомов при сметной  стоимости  до  1  млн.
рублей  и  районным  исполнительным комитетам при сметной стоимости до
300 тыс. рублей.
     6. Установил,  что  проектные задания и сметно-финансовые расчеты
на строительство жилищно-коммунальных и культурно-бытовых объектов при
сметной  стоимости свыше 15 млн.  рублей,  входящих в состав проектных
заданий строительств, со сметной стоимостью ниже указанных в подпункте
"а"  пункта  1  вышеуказанного  постановления утверждаются министрами,
руководителями  ведомств  и  других  центральных  учреждений  СССР,  а
строительств  со  сметной  стоимостью  ниже  указанных в подпункте "б"
пункта 1 утверждаются Советами Министров союзных республик.
     7. Обязал министерства, ведомства и другие центральные учреждения
СССР, Центросоюз и Советы Министров союзных республик регистрировать в
Государственном  комитете Совета Министров СССР по делам строительства
утвержденные проектные задания и сметно-финансовые расчеты:
     - на   строительство   промышленных  предприятий,  энергетических
сооружений,  предприятий и сооружений транспорта,  связи  и  сельского
хозяйства  -  при  сметной  стоимости  свыше  10  млн.  рублей,  а  по
Министерству металлургической  промышленности,  Министерству  угольной
промышленности,  Министерству  нефтяной  промышленности,  Министерству
электростанций и электропромышленности,  Министерству транспортного  и
тяжелого машиностроения и Министерству путей сообщения - свыше 20 млн.
рублей;
     - на   жилищно-коммунальное,   культурно-бытовое   строительство,
строительство торговых предприятий и других объектов, а также объектов
кооперативных организаций - при сметной стоимости свыше 5 млн. рублей;
     - проектные  задания  и  сметно-финансовые  расчеты  при  сметной
стоимости строительства ниже указанной в настоящем пункте, но не менее
1  млн.  рублей   регистрируются   соответственно   в   министерствах,
ведомствах  и  других  центральных  учреждениях СССР,  Центросоюзе и в
Советах Министров союзных республик.
     Проектные задания   и   сметно-финансовые   расчеты  при  сметной
стоимости строительства ниже 1 млн. рублей регистрации не подлежат.
     Установил, что финансирование строительства объектов,  по которым
проектные задания и сметно-финансовые расчеты  утверждены  в  порядке,
установленном  вышеуказанным постановлением,  осуществляется с момента
утверждения указанных проектных заданий и сметно-финансовых расчетов.
     8. Обязал министерства, ведомства и другие центральные учреждения
СССР, Центросоюз и Советы Министров союзных республик усилить контроль
за  качеством  проектов  и  смет,  утверждаемых руководителями главных
управлений,  трестов,  предприятий и  организаций,  а  также  укрепить
отделы  (бюро)  экспертизы  проектов  и  смет высококвалифицированными
проверенными кадрами специалистов.
     При осуществлении контроля за качеством проектов и смет проверять
технико-экономические    обоснования,    применение     в     проектах
высокопроизводительных  агрегатов,  передовых  технологических  норм и
методов производства,  использование типовых  и  повторно  применяемых
экономичных проектов,  а также экономичных конструктивных решений,  не
допуская излишеств в проектах и сметах.
     9. Обязал  Государственный комитет Совета Министров СССР по делам
строительства:
     а) при   рассмотрении   проектных   заданий  и  сметно-финансовых
расчетов,  представляемых на утверждение Совета Министров СССР,  и при
регистрации    проектных   заданий   и   сметно-финансовых   расчетов,
утвержденных  министерствами,  ведомствами  и   другими   центральными
учреждениями   СССР,   Центросоюзом   и   Советами  Министров  союзных
республик,   усилить   проверку   технико-экономических    обоснований
строительства,   правильности   выбора   площадок  для  строительства,
применения  в  проектах  высокопроизводительных  агрегатов,  передовых
технологических  норм и методов производства,  использования типовых и
повторно  применяемых  экономичных  проектов,  а   также   экономичных
конструктивных решений, не допуская излишеств в проектах и сметах;
     б) регулярно производить проверку качества  проектов  и  смет,  а
также   состояния   экспертизы   и   регистрации  проектов  и  смет  в
министерствах,  ведомствах  и  других  центральных  учреждениях  СССР,
Центросоюзе и Советах Министров союзных республик;
     в) представить  в  месячный   срок   в   Совет   Министров   СССР
предложения,  вытекающие  из  вышеуказанного  постановления N 2273,  о
внесении изменений в Положение о порядке регистрации проектов  и  смет
по строительству, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от
4 декабря 1950 г.  N 4810, в Инструкцию по составлению проектов и смет
по  промышленному  и жилищно-гражданскому строительству,  утвержденную
постановлением Совета Министров СССР от 26 января 1952 г.  N 486,  и в
Положение  о  порядке  выбора и утверждения площадок для строительства
промышленных предприятий, утвержденное постановлением Совета Министров
СССР от 18 января 1952 г. N 271.
     10. Запретил  министерствам,  ведомствам  и  другим   центральным
учреждениям СССР,  Центросоюзу,  Советам Министров союзных республик и
Госплану  СССР  включать  в  представляемые  на   утверждение   Совета
Министров   СССР  планы  капитальных  работ  стройки,  по  которым  не
утверждены   в   установленном    порядке    проектные    задания    и
сметно-финансовые расчеты.
     Запретил осуществление   и   финансирование   строительства,   за
исключением   строек,   по   которым   имеются   специальные   решения
Правительства о порядке их финансирования,  при  отсутствии  следующей
проектно-сметной документации, утвержденной в установленном порядке:
     а) проектного задания со сводным сметно-финансовым расчетом - при
проектировании строительства по двум стадиям;
     б) технического проекта и  сводной  сметы  -  при  проектировании
строительства по трем стадиям.
     11. Установил,  что на основе утвержденного проектного задания со
сводным  сметно-финансовым  расчетом по строительству,  проектирование
которого  выполняется  по  трем   стадиям   (при   условии   включения
строительства  в  титульные списки капитальных работ),  осуществляется
производство     и     финансирование     следующих     первоочередных
подготовительных работ:
     а) по  освоению  территории,   строительству   временных   дорог,
временных  объектов  связи  и  временного водоснабжения,  приобретению
строительных механизмов и транспортных средств, заготовке строительных
материалов - по сметно-финансовым расчетам;
     б) по  подъездным  путям,  карьерам,  подсобным  предприятиям   и
сооружениям,   энергоснабжению   строительства,  строительству  жилищ,
складских помещений и т.п. - по проектам и сметам на данные объекты.
     Утверждение проектов,   смет   и  сметно-финансовых  расчетов  на
перечисленные выше подготовительные  работы  производится  в  порядке,
установленном вышеуказанным постановлением.
     Совет Министров СССР обязал руководителей министерств, ведомств и
других  центральных  учреждений  СССР,  Правление Центросоюза и Советы
Министров  союзных  республик   уделить   особое   внимание   вопросам
серьезного улучшения качества проектов и смет,  ликвидации излишеств в
проектах  и  сметах  и  усилению   контроля   за   проектированием   в
строительстве.
     В соответствии с вышеуказанным  постановлением  Совета  Министров
СССР:
     1. Предоставить   право   утверждать    проектные    задания    и
сметно-финансовые   расчеты   на   жилищное,  коммунальное,  школьное,
больничное,  промышленное  и  прочие  виды  строительства   городского
подчинения:
     - начальникам управлений и заведующим отделами Мосгорисполкома  -
при сметной стоимости до 1 млн. руб;
     - райисполкомам г.  Москвы - при сметной стоимости  до  300  тыс.
руб.
     2. Обязать Архитектурно-планировочное управление (т.  Власова)  и
Техническое  управление (т.  Плотникова) в двухнедельный срок внести в
Мосгорисполком предложения об усилении контроля за качеством  проектов
и  смет,  утверждаемых  начальниками управлений,  заведующими отделами
Мосгорисполкома и исполкомами районных Советов,  а также об укреплении
отделов  (бюро)  экспертизы  проектов  и смет высококвалифицированными
кадрами специалистов.
     3. Считать утратившими силу:
     а) решение исполкома Моссовета от 14 июля 1950 г. N 52/15;
     б) распоряжение исполкома Моссовета от 19 августа 1950 г. N 2250;
     в) подпункт 1 пункта 1 решения исполкома Моссовета от 27  февраля
1951 г. N 11/67;
     г) распоряжение исполкома Моссовета от 6 апреля 1951 г. N 544;
     д) распоряжение исполкома Моссовета от 13 октября 1951 г. N 2272.

Председатель исполкома
Московского Совета
                                                              М. Яснов
4 сентября 1953 г.
N 58/7

Секретарь исполкома
Московского Совета
                                                             П. Леонов
4 сентября 1953 г.
N 58/7