ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 21.11.03 19-52-1130/19-28

                ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
            СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
                                ПИСЬМО

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                          21 ноября 2003 г.
                          N 19-52-1130/19-28

                                 (Д)
 
 
     В условиях  расширения  востребованности  специалистов со средним
профессиональным образованием,  повышения  требований  к  качеству  их
подготовки   одним  из  условий  развития  среднего  профессионального
образования является взаимодействие с социальными партнерами  в  целях
повышения   адекватности   результатов   деятельности  образовательной
системы потребностям сферы труда,  приближения подготовки специалистов
к   требованиям   отраслей   экономики   и  конкретных  работодателей,
укрепления  связи  обучения  студентов  с  производством,  привлечения
дополнительных  источников  для  развития материально-технической базы
средних специальных учебных заведений.
     В соответствии    с   этим   Минобразование   России   направляет
Рекомендации  по  обеспечению  механизма  социального  партнерства   в
системе среднего профессионального образования.

Первый заместитель Министра
                                                           А.Ф.КИСЕЛЕВ
21 ноября 2003 г.
N 19-52-1130/19-28



                                                            Приложение

                                        к письму Минобразования России
                                                от 21 ноября 2003 года
                                                    N 19-52-1130/19-28

                             РЕКОМЕНДАЦИИ
           ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
           В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                           Общие положения

     Взаимодействие среднего   специального   учебного   заведения   с
социальными  партнерами  может  осуществляться  в  различных  формах и
должно  быть  направлено  на  обеспечение   всех   основных   аспектов
модернизации среднего профессионального образования:
     формирование стратегии развития учебного заведения;
     содержание образования,  организация  образовательного  процесса,
контроль качества образования;
     изучение рынка труда;
     кадровое обеспечение;
     материально-техническое обеспечение;
     привлечение дополнительных финансовых средств.

        Основные направления развития социального партнерства
           в системе среднего профессионального образования

     1. Совершенствование   содержания   образования   и   организации
образовательного процесса, контроль качества образования
     Важным направлением  взаимодействия  с  социальными  партнерами в
области содержания образования является их  привлечение  к  разработке
учебно-программной  документации  по  подготовке  специалистов.  Такое
взаимодействие должно быть направлено на обеспечение учета современных
и    перспективных   требований   к   специалистам   среднего   звена,
предъявляемых со стороны работодателей.
     Социальное партнерство  призвано играть важную роль в обеспечении
практического   обучения   студентов,    особенно    по    техническим
специальностям,   с   использованием   современного   оборудования   и
технологий. С этой целью необходимо осуществлять:
     организацию практического  обучения  студентов  с  использованием
современной технологической базы предприятий;
     расширение взаимодействия  с  социальными  партнерами по развитию
производственной деятельности средних специальных учебных заведений;
     формирование учебно-производственных  комплексов путем интеграции
средних специальных учебных заведений с производством.
     Средние специальные  учебные  заведения  в  обязательном  порядке
должны  привлекать  ведущих  работодателей,  являющихся  потребителями
кадров   по   отношению   к  данному  образовательному  учреждению,  к
обеспечению контроля качества подготовки специалистов путем участия  в
работе государственных аттестационных комиссий при проведении итоговой
государственной аттестации выпускников.
     2. Изучение рынка труда
     Изучение рынка   труда   осуществляется   во   взаимодействии   с
социальными  партнерами  с  целью обеспечения соответствия структуры и
масштабов подготовки специалистов потребностям экономики.
     Основными путями решения этой задачи являются следующие: развитие
     взаимодействия средних специальных учебных заведений
и региональных   служб  занятости  населения;  функционирование  служб
     содействия трудоустройству выпускников,
организованных на   базе   средних   специальных   учебных  заведений;
     заключение и реализация
договоров о подготовке специалистов. 3.
Кадровое обеспечение образовательного  процесса  Развитие  социального
     партнерства в области кадрового
обеспечения образовательного  процесса  должно  осуществляться   путем
привлечения  к  преподаванию  в средних специальных учебных заведениях
специалистов,   имеющих   опыт   профессиональной    деятельности    в
соответствующих отраслях производства.
     Такие специалисты  могут   привлекаться   для   следующих   видов
деятельности:
     проведение теоретических и практических занятий;
     руководство курсовым проектированием;
     руководство дипломным проектированием.
     4. Материально-техническое        обеспечение,        привлечение
дополнительных финансовых средств
     Развитие социального         партнерства         в        области
материально-технического   обеспечения,   привлечения   дополнительных
финансовых средств должно осуществляться путем заключения двусторонних
договоров между работодателями и образовательными учреждениями.
     Средства, полученные от работодателей, могут быть использованы на
развитие   образовательного    учреждения,    в    том    числе    для
совершенствования   образовательного  процесса,  проведения  ремонтных
работ, организации досуга обучающихся и др.

       Обеспечение механизма социального партнерства в системе
                среднего профессионального образования

     1. Заключение  и  реализация  договоров  о  сотрудничестве  между
субъектами социального партнерства
     Одним из   основных  путей  обеспечения  социального  партнерства
является   заключение   и   реализация   двусторонних   договоров    о
сотрудничестве   между   субъектами   социального  партнерства.  Такие
договоры могут быть заключены  между  средними  специальными  учебными
заведениями  и  предприятиями,  организациями  -  заказчиками  кадров,
службами занятости населения.
     Заключение и  реализация  двусторонних договоров осуществляется в
соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
     Договоры о    сотрудничестве    могут   предусматривать   участие
социальных  партнеров  в  обеспечении   совершенствования   содержания
образования и организации образовательного процесса, контроля качества
образования,  материально-техническое   обеспечение   образовательного
процесса,  в  частности  путем передачи денежных средств или имущества
образовательным учреждениям.
     2. Заключение   и   реализация   договоров   с  работодателями  о
подготовке специалистов
     Заключение и  реализация  договоров с работодателями о подготовке
специалистов  осуществляется  в  соответствии  с  Законом   Российской
Федерации "Об образовании".
     Согласно п.  10  статьи  41  Закона  Российской   Федерации   "Об
образовании"    государственные    и   муниципальные   образовательные
учреждения среднего профессионального образования вправе  осуществлять
сверх  финансируемых  за  счет средств учредителя заданий (контрольных
цифр) по приему обучающихся  подготовку  и  переподготовку  работников
квалифицированного   труда   (рабочих   и   служащих)  и  специалистов
соответствующего уровня образования по договорам с физическими и (или)
юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения.
     Такая подготовка  осуществляется  на   основе   договоров   между
образовательным    учреждением    и    работодателями   о   подготовке
специалистов.  При  этом  учебное  заведение   обязуется   формировать
образовательную  программу с учетом требований работодателей (в рамках
государственного образовательного стандарта).
     3. Заключение   и   реализация   договоров   с  работодателями  о
проведении производственной (профессиональной) практики студентов
     Заключение и  реализация  договоров с работодателями о проведении
производственной  (профессиональной)   практики   студентов   является
необходимым   способом   для   обеспечения   практической   подготовки
студентов.
     Закрепление баз  практик  осуществляется  администрацией учебного
заведения  на  основе  прямых  связей,   договоров   с   организациями
независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.  В
договоре на проведение  производственной  (профессиональной)  практики
учебное  заведение  и организация оговаривают все вопросы,  касающиеся
проведения производственной (профессиональной) практики.
     Договор с    работодателем    о    проведении    производственной
(профессиональной) практики студентов должен предусматривать не только
предоставление рабочих мест для проведения практики,  но и обеспечение
руководства   прохождением    практики    со    стороны    предприятия
(организации).
     Оплата труда руководителей практики от  организации,  находящейся
на   бюджетном   финансировании,   производится   в   соответствии   с
Постановлением  Минтруда  России  от  21.01.93  N  7  "Об  утверждении
коэффициентов ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к
проведению   учебных   занятий   на   предприятиях,   в   учреждениях,
организациях,  находящихся на бюджетном финансировании".  Оплата труда
руководителей   практики   от   других   организаций   устанавливается
руководителем организации.
     4. Добровольные пожертвования и целевые взносы юридических лиц
     В соответствии  с  Законом  Российской Федерации "Об образовании"
образовательное учреждение вправе привлекать в порядке,  установленном
законодательством   Российской  Федерации,  дополнительные  финансовые
средства  за  счет  добровольных  пожертвований  и   целевых   взносов
юридических  лиц  (пункт  8  статьи 41 Закона Российской Федерации "Об
образовании").  Привлечение  образовательным   учреждением   указанных
дополнительных  средств не влечет за собой снижение нормативов и (или)
абсолютных размеров его финансирования за счет средств учредителя.
     В соответствии  с Законом Российской Федерации "Об образовании" в
целях  привлечения  инвестиций  в  систему   образования   государство
предусматривает  специальную  систему  налоговых  льгот  предприятиям,
учреждениям и организациям независимо  от  их  организационно-правовых
форм,  вкладывающим свои средства,  в том числе в натуральной форме, в
развитие системы образования Российской Федерации (пункт 4  статьи  40
Закона Российской Федерации "Об образовании").
     5. Функционирование попечительских  советов  средних  специальных
учебных заведений
     Действенным способом обеспечения социального партнерства является
функционирование  попечительских  советов  средних специальных учебных
заведений.  Согласно п.  2 статьи 35 Закона Российской  Федерации  "Об
образовании"  попечительский  совет  государственного,  муниципального
образовательного  учреждения  среднего  профессионального  образования
является одной из форм самоуправления образовательного учреждения.
     Членами попечительского  совета  могут   являться   представители
федеральных  органов  государственной власти,  органов государственной
власти    субъектов    Российской    Федерации,    органов    местного
самоуправления,  профессиональных  сообществ,  работодателей,  средств
массовой информации,  общественных организаций  (объединений),  других
организаций независимо от их организационно-правовых форм (в том числе
зарубежных   и   международных   организаций),   родители    (законные
представители)  обучающихся,  выпускники  образовательного учреждения,
другие физические лица.
     Попечительский совет   оказывает  содействие  функционированию  и
развитию образовательного  учреждения  путем:  установления  связей  с
работодателями, службами занятости населения, органами государственной
власти,  органами   местного   самоуправления,   средствами   массовой
информации,     другими     организациями,    родителями    (законными
представителями)    обучающихся,     выпускниками     образовательного
учреждения;  участия  в  обеспечении  финансирования  образовательного
учреждения;   рассмотрения   вопросов   организации   образовательного
процесса,   распределения   финансовых   средств   и   иных   вопросов
деятельности образовательного учреждения и  выработки  соответствующих
решений;    пропаганды   результатов   деятельности   образовательного
учреждения.
     6. Привлечение   специалистов,   работающих  на  предприятиях,  к
преподаванию в средних специальных учебных заведениях
     Привлечение специалистов,    работающих    на   предприятиях,   к
преподаванию в средних специальных учебных  заведениях  осуществляется
путем заключения трудовых договоров в соответствии с Трудовым кодексом
Российской Федерации.  Более детальная регламентация  данного  вопроса
устанавливается   распорядительными  документами  Минтруда  России  по
оплате труда работников,  привлекаемых к проведению учебных занятий на
предприятиях,  в учреждениях,  организациях,  находящихся на бюджетном
финансировании (в частности Постановлением Минтруда России от 21.01.93
N  7  "Об  утверждении  коэффициентов  ставок  почасовой  оплаты труда
работников, привлекаемых к проведению учебных занятий на предприятиях,
в     учреждениях,     организациях,    находящихся    на    бюджетном
финансировании").
     В трудовом  договоре необходимо четко указывать виды деятельности
специалистов,  привлекаемых к преподаванию (проведение теоретических и
практических    занятий,    руководство    курсовым   проектированием,
руководство дипломным проектированием и т.д.).