ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРИМЕНЯЮЩАЯ УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, ОКАЗЫВАЕТ ПАРИКМАХЕРСКИЕ УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ. ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ АУДИТОРСКОЙ ФИРМОЙ. СТАТЬЕЙ 346.16 НК РФ ПРЕДУСМОТРЕНЫ РАСХОДЫ НА АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ В РАЗМЕРЕ ФАКТИЧЕСКИ ПРОИЗВЕДЕННЫХ ЗАТРАТ. СОСТАВ ОКАЗЫВАЕМЫХ АУДИТОРСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ СОПУТСТВУЮЩИХ АУДИТУ УСЛУГ ОПРЕДЕЛЕН П. 6 СТ. 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 07.08.2001 N 119-ФЗ "ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ", КОТОРЫМ ПРЕДУСМОТРЕНО, В ЧАСТНОСТИ, ВКЛЮЧЕНИЕ УСЛУГ ПО ПОСТАНОВКЕ, ВОССТАНОВЛЕНИЮ И ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, СОСТАВЛЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ (БУХГАЛТЕРСКОЙ) ОТЧЕТНОСТИ, БУХГАЛТЕРСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. МОЖЕТ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ УМЕНЬШИТЬ НАЛОГОВУЮ БАЗУ НА СУММУ ОПЛАТЫ УСЛУГ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА АУДИТОРСКОЙ ФИРМОЙ, ИМЕЮЩЕЙ ЛИЦЕНЗИЮ НА АУДИТОРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО АУДИТА? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 11 июля 2003 г. N 21-09/38568 (Д) Статьей 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрен закрытый перечень расходов организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, принимаемых при определении налоговой базы к уменьшению полученных налогоплательщиком доходов. В частности, подп. 15 п. 1 указанной статьи в качестве таких расходов предусмотрены расходы на аудиторские услуги. При этом данной нормой предусмотрены расходы именно на аудиторские услуги, а не сопутствующие аудиту услуги, которые в соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 119-ФЗ) могут оказывать аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные аудиторы). Согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ данные расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Целью аудита согласно п. 3 ст. 1 Закона N 119-ФЗ является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Следовательно, отнесение на расходы в качестве расходов на аудиторские услуги всего комплекса услуг, которые в соответствии со ст. 1 Закона N 119-ФЗ могут оказывать аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, неправомерно. Кроме того, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, с 1 января 2003 года на основании п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов. Следовательно, затраты на оплату услуг по ведению бухгалтерского учета экономически не оправданы и организация не вправе уменьшить налоговую базу на указанные расходы, так как они не отвечают критериям п. 1 ст. 252 НК РФ. Таким образом, в качестве расходов, уменьшающих полученные доходы, в целях налогообложения единым налогом могут быть признаны расходы по оплате аудиторских услуг только в части установленных п. 3 ст. 1 Закона N 119-ФЗ услуг при наличии документов, подтверждающих оплату понесенных расходов, и акта об оказании услуг. При этом согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ и п. 2 ст. 346.17 НК РФ датой признания расхода будет одна из последних дат: дата оплаты услуг или дата фактического оказания услуг. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга А.Г. Луканина 11 июля 2003 г. N 21-09/38568 |