ПРЕДПРИЯТИЕ ПРИМЕНЯЕТ РЕГРЕССИВНУЮ ШКАЛУ ПО ЕСН. РАБОТНИКУ - ИНВАЛИДУ II ГРУППЫ ЗА ПЕРИОД С ЯНВАРЯ ПО ИЮНЬ 2002 ГОДА БЫЛА НАЧИСЛЕНА ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА В СУММЕ 89230 РУБ. 50 КОП. С ЭТОЙ СУММЫ НЕ БЫЛ ИСЧИСЛЕН ЕСН В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 239 НАЛОГОВОГО КОДЕК. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 17.10.02 28-11/48940

     ПРЕДПРИЯТИЕ ПРИМЕНЯЕТ РЕГРЕССИВНУЮ ШКАЛУ ПО ЕСН. РАБОТНИКУ -
ИНВАЛИДУ II ГРУППЫ ЗА ПЕРИОД С ЯНВАРЯ ПО ИЮНЬ 2002 ГОДА БЫЛА НАЧИСЛЕНА
   ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА В СУММЕ 89230 РУБ. 50 КОП. С ЭТОЙ СУММЫ НЕ БЫЛ
 ИСЧИСЛЕН ЕСН В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 239 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
   ФЕДЕРАЦИИ, НО БЫЛИ НАЧИСЛЕНЫ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ
СТРАХОВОЙ И НАКОПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТЕЙ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ В РАЗМЕРЕ 12492 РУБ.
                               27 КОП.
   В ИЮЛЕ 2002 ГОДА ЭТОМУ ЖЕ РАБОТНИКУ НАЧИСЛЕНА ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА В
 СУММЕ 17307 РУБ. 50 КОП. СООТВЕТСТВЕННО НАЛОГОВАЯ БАЗА ЗА 7 МЕСЯЦЕВ
 2002 ГОДА СОСТАВИЛА 106538 РУБ. СУММА СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ
ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СОСТАВИЛА 14516 РУБ. 50 КОП. (100000 РУБ. X
14% + 6538 РУБ. X 7,9% = 14000 РУБ. + 516 РУБ. 50 КОП.). ЕСН УПЛАЧЕН В
РАЗМЕРЕ 1412 РУБ. 21 КОП. (В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ: 6538 РУБ. X 14% = 915
   РУБ. 32 КОП.; В БЮДЖЕТ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
    ФЕДЕРАЦИИ: 6538 РУБ. X 4% = 261 РУБ. 52 КОП.; В БЮДЖЕТ ФОНДОВ
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: 6538 РУБ.
                     X 3,6% = 235 РУБ. 37 КОП.).
      ПРОСЬБА РАЗЪЯСНИТЬ ПРАВИЛЬНОСТЬ ИСЧИСЛЕНИЯ ЕСН И СТРАХОВЫХ
           ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

                                ПИСЬМО

     УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

                          17 октября 2002 г.
                            N 28-11/48940

                                 (Д)


     Статьей 1  Федерального  закона  от  15.12.2001  N   167-ФЗ   "Об
обязательном  пенсионном  страховании в Российской Федерации" (далее -
Закон)   определено,   что   данный   Закон    устанавливает    основы
государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в
Российской   Федерации,   правоотношения   в   системе   обязательного
пенсионного    страхования,    основания   возникновения   и   порядок
осуществления   прав   и   обязанностей,   ответственность   субъектов
обязательного пенсионного страхования.
     Согласно п.  2  ст.  10  Закона  объектом  обложения   страховыми
взносами  и  базой  для  начисления  страховых взносов являются объект
налогообложения  и  налоговая  база  по  единому  социальному  налогу,
установленные  главой  24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс).
     Пунктом 1  ст.  237  Кодекса  (в  редакции Федерального закона от
31.12.2001  N  198-ФЗ)  определено,  что  налоговая  база  по  единому
социальному   налогу   (далее   -   ЕСН)   налогоплательщиков  -  лиц,
производящих выплаты физическим лицам, определяется как сумма выплат и
иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 236 Кодекса, начисленных
налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
     При определении   налоговой  базы  учитываются  любые  выплаты  и
вознаграждения (за исключением сумм,  указанных в ст. 238 Кодекса) вне
зависимости  от  формы,  в  которой  осуществляются данные выплаты,  в
частности,  полная  или  частичная  оплата  товаров   (работ,   услуг,
имущественных  и  иных  прав),  предназначенных для физического лица -
работника или членов  его  семьи,  в  том  числе  коммунальных  услуг,
питания,  отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по
договорам добровольного страхования  (за  исключением  сумм  страховых
взносов, указанных в подп. 7 п. 1 ст. 238 Кодекса).
     Статьей 239 Кодекса установлены льготы по  ЕСН  для  определенных
категорий  налогоплательщиков,  в  частности,  для  организаций  любых
организационно - правовых форм - с сумм выплат и иных  вознаграждений,
не  превышающих  в  течение налогового периода 100000 руб.  на каждого
работника, являющегося инвалидом I, II и III группы.
     В свою очередь, Законом не установлены льготы по уплате страховых
взносов,  а также не содержится отсылочных норм на положения  Кодекса,
устанавливающие налоговые льготы по ЕСН (ст. 239 Кодекса).
     Страховые взносы  на  обязательное  пенсионное   страхование   не
являются  составной  частью  ЕСН,  относятся к обязательным платежам и
подлежат уплате в установленном Законом порядке.
     В связи  с  тем,  что налоговая база по ЕСН и база для исчисления
страховых   взносов   на   обязательное   пенсионное   страхование   у
налогоплательщиков, применяющих налоговые льготы в соответствии со ст.
239 Кодекса,  не равны,  в расчете по авансовым  платежам  по  единому
социальному  налогу,  утвержденном приказом МНС России от 01.02.2002 N
БГ-3-05/49 (с учетом изменений и дополнений,  внесенных  приказом  МНС
России  от  17.07.2002  N  БГ-3-05/367),  для таких налогоплательщиков
предусмотрен особый порядок исчисления суммы налога, подлежащей уплате
в федеральный бюджет.
     При этом для исчисления ими суммы  налога,  подлежащей  уплате  в
федеральный   бюджет,   применяется   одна   вторая   ставок   налога,
установленных для данной категории налогоплательщиков ст. 241 Кодекса,
с  учетом  соблюдения  условия на право применения регрессивных ставок
налога.
     В приведенном  примере  расчет  начислений  страховых  взносов  в
Пенсионный фонд Российской Федерации и ЕСН произведен верно.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                          А.А. Глинкин