ПРЕДПРИЯТИЕ ПРИМЕНЯЕТ РЕГРЕССИВНУЮ ШКАЛУ ПО ЕСН. РАБОТНИКУ - ИНВАЛИДУ II ГРУППЫ ЗА ПЕРИОД С ЯНВАРЯ ПО ИЮНЬ 2002 ГОДА БЫЛА НАЧИСЛЕНА ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА В СУММЕ 89230 РУБ. 50 КОП. С ЭТОЙ СУММЫ НЕ БЫЛ ИСЧИСЛЕН ЕСН В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 239 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НО БЫЛИ НАЧИСЛЕНЫ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ И НАКОПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТЕЙ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ В РАЗМЕРЕ 12492 РУБ. 27 КОП. В ИЮЛЕ 2002 ГОДА ЭТОМУ ЖЕ РАБОТНИКУ НАЧИСЛЕНА ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА В СУММЕ 17307 РУБ. 50 КОП. СООТВЕТСТВЕННО НАЛОГОВАЯ БАЗА ЗА 7 МЕСЯЦЕВ 2002 ГОДА СОСТАВИЛА 106538 РУБ. СУММА СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СОСТАВИЛА 14516 РУБ. 50 КОП. (100000 РУБ. X 14% + 6538 РУБ. X 7,9% = 14000 РУБ. + 516 РУБ. 50 КОП.). ЕСН УПЛАЧЕН В РАЗМЕРЕ 1412 РУБ. 21 КОП. (В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ: 6538 РУБ. X 14% = 915 РУБ. 32 КОП.; В БЮДЖЕТ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: 6538 РУБ. X 4% = 261 РУБ. 52 КОП.; В БЮДЖЕТ ФОНДОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: 6538 РУБ. X 3,6% = 235 РУБ. 37 КОП.). ПРОСЬБА РАЗЪЯСНИТЬ ПРАВИЛЬНОСТЬ ИСЧИСЛЕНИЯ ЕСН И СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 17 октября 2002 г. N 28-11/48940 (Д) Статьей 1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон) определено, что данный Закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования. Согласно п. 2 ст. 10 Закона объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Пунктом 1 ст. 237 Кодекса (в редакции Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ) определено, что налоговая база по единому социальному налогу (далее - ЕСН) налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 236 Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных и иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подп. 7 п. 1 ст. 238 Кодекса). Статьей 239 Кодекса установлены льготы по ЕСН для определенных категорий налогоплательщиков, в частности, для организаций любых организационно - правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II и III группы. В свою очередь, Законом не установлены льготы по уплате страховых взносов, а также не содержится отсылочных норм на положения Кодекса, устанавливающие налоговые льготы по ЕСН (ст. 239 Кодекса). Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются составной частью ЕСН, относятся к обязательным платежам и подлежат уплате в установленном Законом порядке. В связи с тем, что налоговая база по ЕСН и база для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у налогоплательщиков, применяющих налоговые льготы в соответствии со ст. 239 Кодекса, не равны, в расчете по авансовым платежам по единому социальному налогу, утвержденном приказом МНС России от 01.02.2002 N БГ-3-05/49 (с учетом изменений и дополнений, внесенных приказом МНС России от 17.07.2002 N БГ-3-05/367), для таких налогоплательщиков предусмотрен особый порядок исчисления суммы налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет. При этом для исчисления ими суммы налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет, применяется одна вторая ставок налога, установленных для данной категории налогоплательщиков ст. 241 Кодекса, с учетом соблюдения условия на право применения регрессивных ставок налога. В приведенном примере расчет начислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и ЕСН произведен верно. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга А.А. Глинкин |