ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, ОСВОБОЖДЕННЫЙ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 145 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРОДОЛЖАЕТ ВЫСТАВЛЯТЬ СЧЕТА - ФАКТУРЫ С ВЫДЕЛЕНИЕМ СУММЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ. МОЖЕТ ЛИ ДАННЫЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК БЫТЬ ПРИВЛЕЧЕН К НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ СТ. 122 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА НЕУПЛАТУ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 29 октября 2002 г. N 11-10/51672 (Д) В соответствии с п. 5 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), а также при освобождении налогоплательщика в соответствии со ст. 145 Кодекса от исполнения обязанностей налогоплательщика расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета - фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)". Согласно п. 5 ст. 173 Кодекса сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, в случае выставления ими покупателю счета - фактуры с выделением суммы налога. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете - фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг). Согласно Методическим рекомендациям по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденным приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, в соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 170 Кодекса у налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, которыми в период освобождения были выписаны счета - фактуры с налогом, не принимаются к вычету суммы налога по материальным ресурсам, использованным для производства и (или) реализации товаров, работ, услуг (при которой ими были выписаны счета - фактуры с налогом), в том случае, если ими не было утрачено право на освобождение в соответствии с п. 5 ст. 145 Кодекса. Согласно п. 4 ст. 174 Кодекса уплата налога лицами, указанными в п. 5 ст. 173 Кодекса, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии с п. 1 ст. 122 Кодекса неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет за собой взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога. Таким образом, в случае неуплаты налогоплательщиком в установленный п. 4 ст. 174 Кодекса срок суммы налога на добавленную стоимость, исчисленной им в соответствии с п. 5 ст. 173 Кодекса, налогоплательщик подлежит привлечению к налоговой ответственности в соответствии со ст. 122 Кодекса. Поскольку ответственность в соответствии со ст. 122 Кодекса применяется за неуплату или неполную уплату сумм налога, в случае уплаты сумм налога в более поздний по сравнению с установленным законодательством срок ответственность, предусмотренная указанной статьей Кодекса, не применяется. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга Ю.А. Мавашев 29 октября 2002 г. N 11-10/51672 |