ОБ ИТОГАХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ МОСКВИЧЕЙ В 2003 ГОДУ И О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ НА 2004 ГОД ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 13 января 2004 г. N 5-ПП (ПРМ) В 2003 году был обеспечен стабильный уровень социальной поддержки москвичей. Намеченная на 2003 год Комплексная программа мер социальной защиты жителей Москвы полностью выполнена, на ее реализацию направлено более 45% расходов городского бюджета. В городе реализуется программа строительства муниципального жилья для обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий и переселения граждан из сносимых "пятиэтажек". С целью обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей-инвалидов по договорам безвозмездного пользования в 2003 году им предоставлена 331 квартира в домах-новостройках общей площадью 12,7 тыс. кв. метров. Выделяются средства из бюджета города Москвы на расходы по эксплуатации и капитальному ремонту жилищного фонда, а также на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, на промышленную переработку твердых бытовых отходов, образуемых в результате жизнедеятельности населения. Данные меры позволяют значительно снизить уровень платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги. В 2003 году на финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг связи (радиоточка, коллективная телевизионная антенна), а также на субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг малообеспеченным гражданам направлено около 6,7 млрд. рублей бюджетных средств. На покрытие убытков, возникающих при оказании услуг по перевозке пассажиров городским транспортом, в том числе и льготных категорий, из бюджета города Москвы направлено более 11 млрд. рублей. Расходы на оплату труда работников бюджетной сферы превысили 27,7% к уровню 2002 года и составили с учетом начислений 25,8 млрд. рублей. С 1 октября 2003 года проведено дополнительное внеочередное повышение городских доплат к заработной плате отдельным категориям работников образования, здравоохранения, социальной защиты населения и культуры (учителям начальных классов, воспитателям детских садов, библиотекарям, медперсоналу и санитаркам домов для престарелых и инвалидов). Постоянно осуществляются меры по улучшению материально-бытового положения ветеранов и инвалидов. В связи с невысоким уровнем государственных пенсий значительные средства городского бюджета направляются на материальную поддержку неработающих пенсионеров и сохранение льгот ветеранам в соответствии с действующим законодательством и решениями Правительства Москвы. Городские доплаты к пенсиям производятся почти 2 млн. неработающих пенсионеров, размер доплат составляет от 656 руб. до 1290 руб., а у детей, потерявших кормильца, - 1500 рублей. В течение 2003 года их повышение производилось трижды: в мае, августе и ноябре. На выплату городских доплат к пенсиям израсходовано 16,9 млрд. руб. Продолжалось строительство социальных объектов для ветеранов: введен в эксплуатацию социальный жилой дом в Марьино, ведется строительство социально-реабилитационного центра повышенной комфортности для пожилых людей в Зеленограде, завершена реконструкция здания ЦСО "Таганский", открыты районные управления социальной защиты населения "Якиманка" и "Красносельское". Через центры социального обслуживания различные виды адресной материальной и социальной поддержки оказаны 1 млн. остро нуждающихся пенсионеров, инвалидов и малообеспеченных семей. Особое внимание уделялось решению проблем инвалидов, в том числе по обеспечению их бесплатными и льготными лекарствами, другими средствами реабилитации. В связи с недостаточностью средств, выделенных в 2003 году из Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", из городского бюджета выделено дополнительное финансирование на мероприятия по реабилитации инвалидов. Так, в первом полугодии 2003 года объемы финансирования увеличены на 300 млн. рублей, которые направлены на обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями, санаторно-курортными путевками, креслами-колясками и спецавтотранспортом. Наряду с этим дополнительно изыскано 100 млн. руб. на закупку инвалидам и участникам Великой Отечественной войны 900 автомобилей "Жигули", что позволит к празднованию 59-й годовщины Победы удовлетворить очередников на спецавтотранспорт. Всего в 2003 году различным категориям инвалидов выдано бесплатно и на льготных условиях почти 4200 автомобилей, в том числе 3800 единиц - инвалидам и участникам войны. Правительством Москвы осуществлялся намеченный комплекс мер по профилактике детской беспризорности и безнадзорности. Во всех социальных приютах внедрена информационная автоматизированная система учета беспризорных детей, что не только облегчает поиск детей, установление их личности и возврат в семью, но и позволяет иметь реальную картину о масштабах этого негативного социального явления. Совместно с Московской федерацией профсоюзов организован оздоровительный отдых в дни школьных каникул почти 500 тысяч детей из малообеспеченных и неполных семей, детей "группы риска", детей-сирот и детей-инвалидов. В целях повышения уровня социальной защиты малообеспеченных семей с детьми с 1 октября 2003 года существенно повышены (со 150 до 500 рублей) ежемесячные компенсационные выплаты, осуществляемые за счет средств городского бюджета, многодетным семьям с 5 и более детьми, одиноким матерям на детей до 16 лет (учащихся 18 лет) с доходами ниже прожиточного минимума, а также на питание детей до 3 лет в студенческих семьях и семьях с детьми-инвалидами. В целом на реализацию мероприятий по социальной поддержке семей с детьми в 2003 году направлено более 14 млрд. рублей. Руководствуясь основными направлениями социальной политики города Москвы, Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Комплексную программу мер социальной защиты жителей Москвы на 2004 год (далее - Программа) согласно приложению <*>. Определить на 2004 год следующие приоритетные направления в осуществлении мер социальной защиты москвичей: - сохранение уровня жизни ветеранов и их материальной поддержки за счет средств городского бюджета, предоставление им гарантированных социальных услуг, льгот, адресной социальной помощи и медицинского обслуживания; - реализация дополнительных мер социальной защиты инвалидов и участников войны в рамках подготовки к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне; - поддержка семей с детьми, в том числе многодетных и молодых семей, предоставление им доступного жилья и реализация мер по стимулированию рождаемости. 2. Департаментам, комитетам, управлениям и префектурам административных округов обеспечить в 2004 году безусловную реализацию мер по социальной защите жителей Москвы. 3. Департаменту финансов города Москвы профинансировать затраты на реализацию мер социальной защиты в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете города Москвы на 2004 год. Принять к сведению, что в соответствии с проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" бюджету города Москвы предусмотрены ассигнования из Фонда компенсаций на реализацию отдельных федеральных законов в области социальной защиты инвалидов, малообеспеченных семей с детьми и граждан, пострадавших от радиационных воздействий, в общей сумме 2901990000 руб. 4. Сохранить неработающим малообеспеченным пенсионерам и работающим инвалидам в 2004 году ежемесячные компенсационные выплаты до социальной нормы и в процессе исполнения бюджета города Москвы на 2004 год рассмотреть возможность увеличения ассигнований для дальнейшего повышения указанных компенсационных выплат. 5. Осуществить реализацию дополнительных мер по социальной поддержке ветеранов в рамках подготовки к 60-летию Победы за счет дополнительных ассигнований в объеме 600000000 руб., предусмотренных в бюджете города Москвы на 2004 год, в том числе: 5.1. Освободить с 1 января 2004 года инвалидов и участников Великой Отечественной войны (подпункты "а"-"ж" пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах"): - от оплаты за жилищные (оплаты жилья, платы за наем, оплаты услуг технического обслуживания дома) и коммунальные услуги в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, направив на эти цели 299000000 руб.; - от абонентской платы за телефон - абонентов телефонной сети, направив на эти цели 91000000 руб. 5.2. Предоставить с 1 января 2004 года льготы в размере 50% абонентской платы за телефон ветеранам Великой Отечественной войны из числа тружеников тыла (статья 20 Федерального закона "О ветеранах") - абонентам телефонной сети (не имеющим указанной льготы по другим основаниям), направив на эти цели 50000000 руб. 5.3. Выделить на приобретение санаторно-курортных путевок, материальную помощь, героико-патриотические и культурно-массовые и другие мероприятия, предусмотренные разделом 2.1 Программы <*>, из средств бюджета города Москвы на 2004 год ассигнования в объеме 160000000 руб. 6. Увеличить с 1 января 2004 года размеры ежемесячных компенсационных выплат инвалидам Великой Отечественной войны, не выработавшим в силу тяжелого ранения требуемого стажа для назначения полной трудовой пенсии, почетным донорам СССР за сдачу крови в годы войны, женщинам-инвалидам и участницам Великой Отечественной войны, инвалидам с детства, вследствие ранения в годы войны, лилипутам (карликам) - с 250 до 300 руб. 7. Произвести в пределах средств, предусмотренных Комплексной программой мер социальной защиты жителей Москвы на 2004 год, следующие единовременные выплаты ветеранам: - в апреле 2004 года - инвалидам и участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов к 59-й годовщине Победы, проживающим в городе Москве и городе Севастополе, - в размере 500 руб. (пункты 4 и 5 раздела 2.1 Программы <*>); - в октябре 2004 года - столетним юбилярам, проживающим в городе Москве (пункт 22 раздела 2.2 Программы <*>), - в размере 1500 руб.; - в декабре 2004 года - участникам обороны Москвы (пункт 14 раздела 2.1 Программы <*>) - в размере 350 руб. 8. Департаменту социальной защиты населения города Москвы: 8.1. В месячный срок совместно с заинтересованными департаментами подготовить и представить в Правительство Москвы проект распорядительного документа, предусматривающего порядок предоставления инвалидам и участникам Великой Отечественной войны льгот по освобождению от оплаты жилищных и коммунальных услуг в соответствии с пунктом 5.1 настоящего постановления. 8.2. Совместно с ОАО МГТС в месячный срок разработать порядок реализации льгот по оплате за телефон отдельным категориям ветеранов Великой Отечественной войны, предусмотренных пунктами 5.1 и 5.2 настоящего постановления. 8.3. Совместно с префектурами административных округов в течение первого полугодия 2004 года подготовить и представить в Правительство Москвы Программу модернизации и развития центров социального обслуживания. 9. Принять к сведению, что в бюджете города Москвы на 2004 год в рамках реализации постановления Правительства Москвы от 15.07.2003 N 551-ПП "О проекте закона города Москвы "О молодежи" предусмотрены ассигнования в сумме 548960000 руб. на единовременную поддержку молодых семей в целях стимулирования рождаемости (пункт 39 раздела 1 Программы <*>). Поручить Комитету по делам семьи и молодежи города Москвы, Департаменту социальной защиты населения города Москвы и Управлению ЗАГС Москвы в двухмесячный срок представить на утверждение Правительства Москвы проект распорядительного документа, определяющего порядок осуществления и финансирования расходов на единовременную поддержку молодых семей в рамках принимаемого Московской городской Думой Закона города Москвы "О молодежи". 10. Для поддержки семей с несовершеннолетними детьми и повышения статуса многодетных семей в обществе с 1 января 2004 года: 10.1. Ввести ежемесячные компенсационные выплаты в размере 2000 рублей в месяц матерям, родившим и воспитавшим десять и более детей, проживающим в городе Москве и получающим досрочную пенсию по старости. 10.2. Увеличить: - с 1600 до 2000 руб. размер единовременных доплат семьям на рождение ребенка, а при рождении тройни - с 12000 до 13000 руб. (независимо от среднедушевого дохода семьи); - размер ежемесячных компенсационных выплат на детей в многодетных семьях с 3 и 4 детьми, одиноким матерям (не получающим федеральное пособие на ребенка), а также на детей военнослужащих по призыву, в случае нахождения родителя в розыске за неуплату алиментов - со 150 до 170 руб. в месяц на каждого ребенка; - размер ежемесячной компенсации на проезд в городском пассажирском транспорте родителям, имеющим 5 и более несовершеннолетних детей (на одну многодетную семью), - с 300 до 500 руб. в месяц; - размер ежемесячных компенсационных выплат - со 150 до 500 руб. в месяц семьям, в которых родилось десять и более детей, на каждого несовершеннолетнего ребенка в возрасте до 16 лет, а учащимся общеобразовательных школ, ПТУ и средних специальных учебных заведений - до 18 лет; - нормы расходов на бесплатное школьное питание, в том числе: стоимость завтрака учащихся 1-4-х классов - с 14 до 16 руб. в день, двухразового питания учащихся из многодетных и социально незащищенных семей (обед, завтрак) - с 44 до 50 руб. в день; - размер ежемесячных дотаций остро нуждающимся студентам - с 250 до 300 руб. и именных стипендий - с 350 до 400 руб. на человека. 10.3. Произвести в 2004 году единовременные компенсационные выплаты: - в размере 15000 рублей - детям-сиротам, выпускникам интернатных учреждений образования и социальной защиты населения города Москвы; - в размере 2000 рублей и 7000 рублей - семьям, имеющим десять и более детей, ко Дню семьи и Дню знаний соответственно. 11. Департаменту социальной защиты населения города Москвы совместно с Департаментами образования города Москвы и здравоохранения города Москвы в двухмесячный срок представить в Правительство Москвы проект распорядительного документа о введении ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям детей, оставшихся без попечения родителей (из числа подкинутых и отказных детей), находящихся на полном государственном обеспечении или на воспитании в приемных семьях (пункт 16 раздела 1.1 Программы <*>). 12. Департаменту образования города Москвы совместно с Департаментом социальной защиты населения города Москвы в месячный срок представить предложения об источниках финансирования расходов на питание проживающих в создаваемом Доме ветеранов педагогического труда. 13. Внести изменения в следующие нормативные документы Правительства Москвы: 13.1. Пункт 1 распоряжения Мэра Москвы от 24.06.99 N 662-РМ "Об установлении дополнительного пожизненного ежемесячного материального обеспечения лицам пенсионного возраста, удостоенным звания "Почетный гражданин города Москвы" изложить в следующей редакции: "1. Установить для лиц пенсионного возраста, удостоенных звания "Почетный гражданин города Москвы", дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение в сумме 10000 рублей". 13.2. Пункт 1 распоряжения Правительства Москвы от 25.07.2003 N 1307-РП "О компенсационных выплатах вдовам военнослужащих, погибших в Афганистане" изложить в следующей редакции: "1. Установить ежемесячные компенсационные выплаты к пенсии в размере 1500 рублей не вступившим в повторный брак вдовам военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, Государственной противопожарной службы и учреждений уголовно-исполнительной системы, погибших (пропавших без вести) либо умерших вследствие ранения (травмы, увечья, контузии, заболевания), полученного при исполнении обязанностей военной службы (службы) в результате боевых действий на территории Республики Афганистан". 14. Внести в Положение о начислении и выплате ежемесячных компенсационных выплат к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств городского бюджета, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 14.11.2000 N 891 "О состоянии и путях решения проблем пенсионного обеспечения в г. Москве", следующие изменения: 14.1. Подпункт "д" пункта 15, подпункт "б" пункта 44 и подпункт "в" пункта 59 после слов "по приговору суда" дополнить словами "или находящиеся по решению суда на принудительном лечении в учреждениях специализированного типа". 14.2. Пункты 29.7, 53.3, 66.4 после слов "осужденных к лишению свободы" дополнить словами "или находящихся на принудительном лечении в учреждениях специализированного типа". 14.3. Пункт 86 после слов "в исправительных учреждениях" дополнить словами "или находящихся на принудительном лечении в учреждениях специализированного типа". 15. Префектурам административных округов: 15.1. В месячный срок разработать и принять окружные программы мер социальной защиты жителей и развития социальной сферы административных округов на 2004 год с использованием средств целевых бюджетных фондов развития территорий города Москвы. 15.2. Принимать меры по оказанию ветеранам, инвалидам, многодетным и малообеспеченным семьям необходимой адресной социально-бытовой и материальной помощи. 15.3. Обратить особое внимание на оказание социально-бытовой помощи инвалидам и участникам Великой Отечественной войны в связи с подготовкой к празднованию 60-летия Победы. 15.4. Осуществлять проведение в административных округах и управах районов, центрах социального обслуживания культурно-досуговых и благотворительных мероприятий в связи с праздничными и знаменательными датами, привлекая к их организации общественные объединения и некоммерческие организации, в том числе с использованием средств целевых бюджетных фондов развития территорий города Москвы. 16. Департаментам, комитетам, управлениям, префектурам административных округов, внебюджетным государственным фондам, благотворительным и некоммерческим организациям - исполнителям мероприятий Комплексной программы мер социальной защиты жителей Москвы на 2004 год - ежеквартально представлять информацию о выполнении мероприятий в Департамент социальной защиты населения города Москвы. Департаменту социальной защиты населения города Москвы ежеквартально представлять в Департамент экономической политики и развития города Москвы и Департамент финансов города Москвы сводный отчет по выполнению Программы <*>. 17. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы, префектурам административных округов, управам районов города Москвы, департаментам и комитетам Правительства Москвы обеспечить широкое информирование населения о приоритетных направлениях в осуществлении мер социальной защиты москвичей и ходе реализации Комплексной программы мер социальной защиты жителей Москвы в 2004 году. 18. Снять с контроля постановление Правительства Москвы от 21.01.2003 N 23-ПП "Об итогах реализации мероприятий по социальной защите москвичей в 2002 году и о Комплексной программе мер социальной защиты жителей Москвы на 2003 год" как выполненное. 19. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И. О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в III квартале 2004 года. Мэр Москвы Ю.М. Лужков 13 января 2004 г. N 5-ПП -------------------------------- <*> Не приводится. |