ОБ ИТОГАХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ МОСКВИЧЕЙ В 2003 ГОДУ И О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ НА 2004 ГОД. Постановление. Правительство Москвы. 13.01.04 5-ПП

        ОБ ИТОГАХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ
         МОСКВИЧЕЙ В 2003 ГОДУ И О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ МЕР
             СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ НА 2004 ГОД
 
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                          13 января 2004 г.
                                N 5-ПП

                                (ПРМ)
 
 
     В 2003 году был обеспечен стабильный уровень социальной поддержки
москвичей. Намеченная на 2003 год Комплексная программа мер социальной
защиты жителей Москвы полностью выполнена, на ее реализацию направлено
более 45% расходов городского бюджета.
     В городе реализуется программа строительства муниципального жилья
для обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий и переселения
граждан из сносимых "пятиэтажек".
     С целью  обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей-инвалидов
по договорам безвозмездного пользования в 2003 году  им  предоставлена
331 квартира в домах-новостройках общей площадью 12,7 тыс. кв. метров.
     Выделяются средства  из  бюджета  города  Москвы  на  расходы  по
эксплуатации  и  капитальному  ремонту  жилищного  фонда,  а  также на
возмещение разницы в тарифах  на  тепловую  энергию,  на  промышленную
переработку   твердых   бытовых   отходов,   образуемых  в  результате
жизнедеятельности населения. Данные меры позволяют значительно снизить
уровень   платежей  граждан  за  предоставляемые  жилищно-коммунальные
услуги.
     В 2003    году    на   финансирование   расходов,   связанных   с
предоставлением льгот  по  оплате  жилищно-коммунальных  услуг,  услуг
связи  (радиоточка,  коллективная  телевизионная антенна),  а также на
субсидии  по  оплате   жилищно-коммунальных   услуг   малообеспеченным
гражданам направлено около 6,7 млрд. рублей бюджетных средств.
     На покрытие убытков,  возникающих при оказании услуг по перевозке
пассажиров городским транспортом, в том числе и льготных категорий, из
бюджета города Москвы направлено более 11 млрд. рублей.
     Расходы на  оплату  труда  работников  бюджетной  сферы превысили
27,7%  к уровню 2002 года и составили с учетом начислений  25,8  млрд.
рублей.  С  1  октября 2003 года проведено дополнительное внеочередное
повышение городских доплат к  заработной  плате  отдельным  категориям
работников образования, здравоохранения, социальной защиты населения и
культуры (учителям  начальных  классов,  воспитателям  детских  садов,
библиотекарям,  медперсоналу  и  санитаркам  домов  для  престарелых и
инвалидов).
     Постоянно осуществляются  меры  по улучшению материально-бытового
положения  ветеранов  и  инвалидов.  В  связи  с   невысоким   уровнем
государственных   пенсий   значительные  средства  городского  бюджета
направляются на  материальную  поддержку  неработающих  пенсионеров  и
сохранение    льгот    ветеранам    в   соответствии   с   действующим
законодательством и решениями Правительства Москвы.
     Городские доплаты   к   пенсиям   производятся   почти   2   млн.
неработающих пенсионеров, размер доплат составляет от 656 руб. до 1290
руб.,  а у детей,  потерявших кормильца, - 1500 рублей. В течение 2003
года их повышение производилось трижды:  в мае,  августе и ноябре.  На
выплату городских доплат к пенсиям израсходовано 16,9 млрд. руб.
     Продолжалось строительство  социальных  объектов  для  ветеранов:
введен   в  эксплуатацию  социальный  жилой  дом  в  Марьино,  ведется
строительство    социально-реабилитационного     центра     повышенной
комфортности для пожилых людей в Зеленограде,  завершена реконструкция
здания ЦСО "Таганский",  открыты районные управления социальной защиты
населения  "Якиманка"  и  "Красносельское".  Через  центры социального
обслуживания  различные  виды  адресной  материальной   и   социальной
поддержки  оказаны 1 млн.  остро нуждающихся пенсионеров,  инвалидов и
малообеспеченных семей.
     Особое внимание уделялось решению проблем инвалидов,  в том числе
по  обеспечению  их  бесплатными  и  льготными  лекарствами,   другими
средствами   реабилитации.   В   связи   с  недостаточностью  средств,
выделенных в 2003 году из Фонда компенсаций на реализацию Федерального
закона  "О  социальной  защите  инвалидов в Российской Федерации",  из
городского   бюджета   выделено   дополнительное   финансирование   на
мероприятия  по реабилитации инвалидов.  Так,  в первом полугодии 2003
года объемы финансирования  увеличены  на  300  млн.  рублей,  которые
направлены    на    обеспечение   инвалидов   протезно-ортопедическими
изделиями,  санаторно-курортными   путевками,   креслами-колясками   и
спецавтотранспортом.  Наряду  с  этим  дополнительно изыскано 100 млн.
руб. на закупку инвалидам и участникам Великой Отечественной войны 900
автомобилей  "Жигули",  что  позволит  к  празднованию  59-й годовщины
Победы удовлетворить очередников на спецавтотранспорт.  Всего  в  2003
году  различным  категориям  инвалидов  выдано бесплатно и на льготных
условиях почти 4200 автомобилей, в том числе 3800 единиц - инвалидам и
участникам войны.
     Правительством Москвы осуществлялся намеченный  комплекс  мер  по
профилактике   детской   беспризорности   и  безнадзорности.  Во  всех
социальных приютах внедрена информационная автоматизированная  система
учета  беспризорных  детей,  что  не  только  облегчает  поиск  детей,
установление их личности и возврат  в  семью,  но  и  позволяет  иметь
реальную  картину  о  масштабах этого негативного социального явления.
Совместно   с    Московской    федерацией    профсоюзов    организован
оздоровительный  отдых в дни школьных каникул почти 500 тысяч детей из
малообеспеченных и неполных семей, детей "группы риска", детей-сирот и
детей-инвалидов.
     В целях повышения уровня социальной защиты малообеспеченных семей
с  детьми  с  1  октября 2003 года существенно повышены (со 150 до 500
рублей) ежемесячные компенсационные выплаты,  осуществляемые  за  счет
средств  городского  бюджета,  многодетным  семьям с 5 и более детьми,
одиноким матерям на детей до 16 лет (учащихся 18 лет) с доходами  ниже
прожиточного   минимума,   а  также  на  питание  детей  до  3  лет  в
студенческих  семьях  и  семьях  с  детьми-инвалидами.  В   целом   на
реализацию  мероприятий  по социальной поддержке семей с детьми в 2003
году направлено более 14 млрд. рублей.
     Руководствуясь основными направлениями социальной политики города
Москвы, Правительство Москвы постановляет:
     1. Утвердить  Комплексную программу мер социальной защиты жителей
Москвы на 2004 год (далее - Программа) согласно приложению <*>.
     Определить на  2004  год  следующие  приоритетные  направления  в
осуществлении мер социальной защиты москвичей:
     - сохранение  уровня  жизни ветеранов и их материальной поддержки
за счет средств городского бюджета,  предоставление им гарантированных
социальных  услуг,  льгот,  адресной  социальной помощи и медицинского
обслуживания;
     - реализация  дополнительных  мер  социальной  защиты инвалидов и
участников войны в рамках  подготовки  к  60-летию  Победы  в  Великой
Отечественной войне;
     - поддержка семей с детьми,  в том числе  многодетных  и  молодых
семей,   предоставление  им  доступного  жилья  и  реализация  мер  по
стимулированию рождаемости.
     2. Департаментам,    комитетам,    управлениям    и   префектурам
административных округов обеспечить в 2004 году безусловную реализацию
мер по социальной защите жителей Москвы.
     3. Департаменту финансов города Москвы  профинансировать  затраты
на   реализацию   мер   социальной  защиты  в  пределах  ассигнований,
предусмотренных в бюджете города Москвы на 2004 год.
     Принять к  сведению,  что  в соответствии с проектом федерального
закона "О федеральном бюджете  на  2004  год"  бюджету  города  Москвы
предусмотрены   ассигнования   из   Фонда  компенсаций  на  реализацию
отдельных федеральных законов в области социальной  защиты  инвалидов,
малообеспеченных   семей   с   детьми   и   граждан,  пострадавших  от
радиационных воздействий, в общей сумме 2901990000 руб.
     4. Сохранить    неработающим   малообеспеченным   пенсионерам   и
работающим инвалидам в 2004 году ежемесячные  компенсационные  выплаты
до  социальной  нормы и в процессе исполнения бюджета города Москвы на
2004  год  рассмотреть   возможность   увеличения   ассигнований   для
дальнейшего повышения указанных компенсационных выплат.
     5. Осуществить  реализацию  дополнительных  мер   по   социальной
поддержке  ветеранов  в  рамках  подготовки  к 60-летию Победы за счет
дополнительных ассигнований в объеме 600000000 руб., предусмотренных в
бюджете города Москвы на 2004 год, в том числе:
     5.1. Освободить с 1  января  2004  года  инвалидов  и  участников
Великой  Отечественной  войны  (подпункты  "а"-"ж"  пункта  1 статьи 2
Федерального закона "О ветеранах"):
     - от  оплаты  за  жилищные (оплаты жилья,  платы за наем,  оплаты
услуг технического обслуживания дома) и коммунальные услуги в пределах
социальной  нормы  площади жилья и нормативов потребления коммунальных
услуг, направив на эти цели 299000000 руб.;
     - от  абонентской  платы  за телефон - абонентов телефонной сети,
направив на эти цели 91000000 руб.
     5.2. Предоставить  с  1  января  2004  года  льготы в размере 50%
абонентской платы за телефон ветеранам Великой Отечественной войны  из
числа  тружеников тыла (статья 20 Федерального закона "О ветеранах") -
абонентам телефонной сети  (не  имеющим  указанной  льготы  по  другим
основаниям), направив на эти цели 50000000 руб.
     5.3. Выделить  на   приобретение   санаторно-курортных   путевок,
материальную  помощь,  героико-патриотические  и  культурно-массовые и
другие мероприятия,  предусмотренные разделом 2.1  Программы  <*>,  из
средств  бюджета  города  Москвы  на  2004  год  ассигнования в объеме
160000000 руб.
     6. Увеличить   с   1   января   2004   года  размеры  ежемесячных
компенсационных  выплат  инвалидам  Великой  Отечественной  войны,  не
выработавшим  в  силу тяжелого ранения требуемого стажа для назначения
полной трудовой пенсии,  почетным донорам СССР за сдачу крови  в  годы
войны,  женщинам-инвалидам  и  участницам Великой Отечественной войны,
инвалидам с  детства,  вследствие  ранения  в  годы  войны,  лилипутам
(карликам) - с 250 до 300 руб.
     7. Произвести в  пределах  средств,  предусмотренных  Комплексной
программой мер социальной защиты жителей Москвы на 2004 год, следующие
единовременные выплаты ветеранам:
     - в   апреле   2004   года   -  инвалидам  и  участникам  Великой
Отечественной  войны  1941-1945  годов  к   59-й   годовщине   Победы,
проживающим в городе Москве и городе Севастополе, - в размере 500 руб.
(пункты 4 и 5 раздела 2.1 Программы <*>);
     - в октябре 2004 года - столетним юбилярам,  проживающим в городе
Москве (пункт 22 раздела 2.2 Программы <*>), - в размере 1500 руб.;
     - в  декабре  2004  года  -  участникам  обороны Москвы (пункт 14
раздела 2.1 Программы <*>) - в размере 350 руб.
     8. Департаменту социальной защиты населения города Москвы:
     8.1. В месячный срок совместно с заинтересованными департаментами
подготовить    и    представить    в   Правительство   Москвы   проект
распорядительного документа, предусматривающего порядок предоставления
инвалидам   и   участникам   Великой   Отечественной  войны  льгот  по
освобождению от оплаты жилищных и коммунальных услуг в соответствии  с
пунктом 5.1 настоящего постановления.
     8.2. Совместно с ОАО МГТС в  месячный  срок  разработать  порядок
реализации  льгот  по оплате за телефон отдельным категориям ветеранов
Великой  Отечественной  войны,  предусмотренных  пунктами  5.1  и  5.2
настоящего постановления.
     8.3. Совместно с префектурами административных округов в  течение
первого  полугодия 2004 года подготовить и представить в Правительство
Москвы  Программу  модернизации   и   развития   центров   социального
обслуживания.
     9. Принять к сведению,  что в бюджете города Москвы на 2004 год в
рамках  реализации  постановления Правительства Москвы от 15.07.2003 N
551-ПП "О проекте закона  города  Москвы  "О  молодежи"  предусмотрены
ассигнования  в  сумме  548960000  руб.  на  единовременную  поддержку
молодых семей в целях стимулирования рождаемости (пункт 39  раздела  1
Программы <*>).
     Поручить Комитету  по  делам  семьи  и  молодежи  города  Москвы,
Департаменту  социальной  защиты  населения города Москвы и Управлению
ЗАГС  Москвы  в   двухмесячный   срок   представить   на   утверждение
Правительства Москвы проект распорядительного документа, определяющего
порядок осуществления  и  финансирования  расходов  на  единовременную
поддержку  молодых  семей  в  рамках принимаемого Московской городской
Думой Закона города Москвы "О молодежи".
     10. Для  поддержки семей с несовершеннолетними детьми и повышения
статуса многодетных семей в обществе с 1 января 2004 года:
     10.1. Ввести  ежемесячные  компенсационные выплаты в размере 2000
рублей в месяц матерям,  родившим и воспитавшим десять и более  детей,
проживающим в городе Москве и получающим досрочную пенсию по старости.
     10.2. Увеличить:
     - с  1600  до  2000  руб.  размер единовременных доплат семьям на
рождение ребенка,  а при рождении тройни  -  с  12000  до  13000  руб.
(независимо от среднедушевого дохода семьи);
     - размер  ежемесячных   компенсационных   выплат   на   детей   в
многодетных  семьях  с  3 и 4 детьми,  одиноким матерям (не получающим
федеральное пособие на ребенка),  а также на детей  военнослужащих  по
призыву,  в случае нахождения родителя в розыске за неуплату алиментов
- со 150 до 170 руб. в месяц на каждого ребенка;
     - размер   ежемесячной   компенсации   на   проезд   в  городском
пассажирском    транспорте    родителям,    имеющим    5    и    более
несовершеннолетних  детей (на одну многодетную семью),  - с 300 до 500
руб. в месяц;
     - размер  ежемесячных компенсационных выплат - со 150 до 500 руб.
в месяц семьям,  в которых родилось десять и более детей,  на  каждого
несовершеннолетнего   ребенка   в  возрасте  до  16  лет,  а  учащимся
общеобразовательных школ,  ПТУ и средних специальных учебных заведений
- до 18 лет;
     - нормы расходов на бесплатное школьное  питание,  в  том  числе:
стоимость  завтрака  учащихся 1-4-х классов - с 14 до 16 руб.  в день,
двухразового питания учащихся из многодетных и социально  незащищенных
семей (обед, завтрак) - с 44 до 50 руб. в день;
     - размер ежемесячных дотаций остро нуждающимся студентам - с  250
до 300 руб. и именных стипендий - с 350 до 400 руб. на человека.
     10.3. Произвести  в  2004  году  единовременные   компенсационные
выплаты:
     - в размере 15000 рублей - детям-сиротам, выпускникам интернатных
учреждений образования и социальной защиты населения города Москвы;
     - в размере 2000 рублей и 7000 рублей - семьям,  имеющим десять и
более детей, ко Дню семьи и Дню знаний соответственно.
     11. Департаменту  социальной  защиты  населения   города   Москвы
совместно с Департаментами образования города Москвы и здравоохранения
города Москвы в двухмесячный срок представить в  Правительство  Москвы
проект    распорядительного    документа    о   введении   ежемесячных
компенсационных выплат  отдельным  категориям  детей,  оставшихся  без
попечения   родителей   (из   числа   подкинутых  и  отказных  детей),
находящихся на полном государственном обеспечении или на воспитании  в
приемных семьях (пункт 16 раздела 1.1 Программы <*>).
     12. Департаменту   образования   города   Москвы   совместно    с
Департаментом  социальной  защиты  населения  города Москвы в месячный
срок представить предложения об источниках финансирования расходов  на
питание  проживающих  в  создаваемом  Доме  ветеранов  педагогического
труда.
     13. Внести    изменения   в   следующие   нормативные   документы
Правительства Москвы:
     13.1. Пункт  1  распоряжения Мэра Москвы от 24.06.99 N 662-РМ "Об
установлении дополнительного пожизненного  ежемесячного  материального
обеспечения  лицам пенсионного возраста,  удостоенным звания "Почетный
гражданин города Москвы" изложить в следующей редакции:
     "1. Установить  для лиц пенсионного возраста,  удостоенных звания
"Почетный  гражданин  города   Москвы",   дополнительное   пожизненное
ежемесячное материальное обеспечение в сумме 10000 рублей".
     13.2. Пункт 1 распоряжения Правительства Москвы от  25.07.2003  N
1307-РП "О компенсационных выплатах вдовам военнослужащих,  погибших в
Афганистане" изложить в следующей редакции:
     "1. Установить  ежемесячные  компенсационные  выплаты  к пенсии в
размере  1500  рублей  не   вступившим   в   повторный   брак   вдовам
военнослужащих,      сотрудников      правоохранительных      органов,
Государственной     противопожарной      службы      и      учреждений
уголовно-исполнительной  системы,  погибших (пропавших без вести) либо
умерших вследствие ранения (травмы,  увечья,  контузии,  заболевания),
полученного  при  исполнении  обязанностей  военной  службы (службы) в
результате боевых действий на территории Республики Афганистан".
     14. Внести   в  Положение  о  начислении  и  выплате  ежемесячных
компенсационных   выплат   к   пенсиям   и   единовременных    выплат,
осуществляемых   за  счет  средств  городского  бюджета,  утвержденное
постановлением Правительства Москвы от 14.11.2000 N 891 "О состоянии и
путях решения проблем пенсионного обеспечения в г.  Москве", следующие
изменения:
     14.1. Подпункт  "д" пункта 15,  подпункт "б" пункта 44 и подпункт
"в" пункта 59 после слов "по приговору суда"  дополнить  словами  "или
находящиеся  по  решению  суда на принудительном лечении в учреждениях
специализированного типа".
     14.2. Пункты  29.7,  53.3,  66.4 после слов "осужденных к лишению
свободы" дополнить словами "или находящихся на принудительном  лечении
в учреждениях специализированного типа".
     14.3. Пункт  86  после  слов   "в   исправительных   учреждениях"
дополнить   словами  "или  находящихся  на  принудительном  лечении  в
учреждениях специализированного типа".
     15. Префектурам административных округов:
     15.1. В месячный срок разработать и  принять  окружные  программы
мер   социальной   защиты   жителей   и   развития   социальной  сферы
административных округов на 2004 год с использованием средств  целевых
бюджетных фондов развития территорий города Москвы.
     15.2. Принимать   меры   по   оказанию   ветеранам,    инвалидам,
многодетным    и    малообеспеченным   семьям   необходимой   адресной
социально-бытовой и материальной помощи.
     15.3. Обратить  особое  внимание  на  оказание  социально-бытовой
помощи инвалидам и участникам Великой Отечественной войны  в  связи  с
подготовкой к празднованию 60-летия Победы.
     15.4. Осуществлять  проведение  в  административных   округах   и
управах районов,  центрах социального обслуживания культурно-досуговых
и   благотворительных   мероприятий   в   связи   с   праздничными   и
знаменательными   датами,  привлекая  к  их  организации  общественные
объединения и некоммерческие организации, в том числе с использованием
средств целевых бюджетных фондов развития территорий города Москвы.
     16. Департаментам,    комитетам,     управлениям,     префектурам
административных   округов,   внебюджетным   государственным   фондам,
благотворительным  и  некоммерческим   организациям   -   исполнителям
мероприятий Комплексной программы мер социальной защиты жителей Москвы
на 2004 год  -  ежеквартально  представлять  информацию  о  выполнении
мероприятий в Департамент социальной защиты населения города Москвы.
     Департаменту социальной   защиты    населения    города    Москвы
ежеквартально  представлять  в  Департамент  экономической  политики и
развития города Москвы и Департамент финансов  города  Москвы  сводный
отчет по выполнению Программы <*>.
     17. Пресс-службе  Мэра  и   Правительства   Москвы,   префектурам
административных округов, управам районов города Москвы, департаментам
и комитетам Правительства  Москвы  обеспечить  широкое  информирование
населения  о  приоритетных направлениях в осуществлении мер социальной
защиты  москвичей  и  ходе  реализации   Комплексной   программы   мер
социальной защиты жителей Москвы в 2004 году.
     18. Снять  с  контроля  постановление  Правительства  Москвы   от
21.01.2003  N  23-ПП  "Об  итогах реализации мероприятий по социальной
защите москвичей в 2002 году и о Комплексной программе мер  социальной
защиты жителей Москвы на 2003 год" как выполненное.
     19. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.
     О ходе  выполнения  постановления  доложить  Мэру  Москвы  в  III
квартале 2004 года.

Мэр Москвы
                                                           Ю.М. Лужков
13 января 2004 г.
N 5-ПП

--------------------------------
     <*> Не приводится.