О ПРИМЕРНОЙ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ФОНДОВ КАНДИДАТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ РЕШЕНИЕ МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ 23 декабря 2003 г. N 22/8 (Д) В соответствии с частью 6 статьи 59 Закона города Москвы от 11 июня 2003 года N 36 "Избирательный кодекс города Москвы" Московская городская избирательная комиссия решила: 1. Утвердить Примерную инструкцию о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов при проведении выборов в органы местного самоуправления в городе Москве. 2. Рекомендовать избирательным комиссиям муниципальных образований руководствоваться настоящей Примерной инструкцией и в срок до 6 января 2004 года разработать и утвердить Инструкцию о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов при проведении выборов в органы местного самоуправления в городе Москве. 3. Опубликовать настоящее решение в официальном печатном органе Московской городской избирательной комиссии "Вестник Московской городской избирательной комиссии". Председатель комиссии В.П. Горбунов 23 декабря 2003 г. N 22/8 Секретарь комиссии А.Н. Бобычев 23 декабря 2003 г. N 22/8 УТВЕРЖДЕНО решением Мосгоризбиркома от 23 декабря 2003 года N 22/8 ПРИМЕРНАЯ ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ФОНДОВ КАНДИДАТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ 1. Общие положения 1.1. Согласно Закону города Москвы от 11 июня 2003 года N 36 "Избирательный кодекс города Москвы" (далее - Избирательный кодекс) кандидат обязан создать собственный избирательный фонд и открыть специальный избирательный счет в отделении Акционерного Сберегательного банка Российской Федерации на территории избирательного округа (далее по тексту - Сбербанк). 1.2. Избирательный фонд считается созданным со дня открытия специального избирательного счета. Избирательный фонд ликвидируется в день закрытия специального избирательного счета. 1.3. Средства избирательных фондов имеют целевое назначение. Они могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением избирательной кампании. 1.4. Кандидат вправе назначить уполномоченного представителя по финансовым вопросам. Уполномоченные представители по финансовым вопросам регистрируются соответствующей избирательной комиссией. 2. Избирательные фонды 2.1. Кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления, кандидаты на должность главы муниципального образования обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до их регистрации избирательной комиссией. На выборах депутатов представительного органа местного самоуправления при числе избирателей в избирательном округе не более пяти тысяч избирателей создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах. Избирательные фонды формируются только за счет денежных средств. Избирательные объединения, избирательные блоки, выдвинувшие кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления, кандидатов на должность главы муниципального образования, собственные избирательные фонды не создают. 2.2. Кандидат может по нотариально удостоверенной доверенности предоставить право открыть специальный избирательный счет и распоряжаться находящимися на нем средствами совершеннолетнему гражданину (уполномоченному представителю по финансовым вопросам), зарегистрированному соответствующей избирательной комиссией, предварительно письменно уведомив об этом избирательную комиссию. В доверенности указываются: фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или заменяющего его документа, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), полномочия уполномоченного представителя по финансовым вопросам (открытие специального избирательного счета, распоряжение денежными средствами избирательного фонда, включая возврат денежных средств и внесение средств за кандидата, учет денежных средств избирательного фонда, контроль за их поступлением и расходованием и иные полномочия, в том числе право подписи на платежных расчетных документах). 2.3. Право распоряжаться средствами избирательных фондов принадлежит создавшим их кандидатам. 3. Создание избирательных фондов 3.1. Избирательные фонды кандидатов могут формироваться за счет следующих денежных средств: 3.1.1. Собственных средств кандидата, предельный размер которых не может превышать 10 процентов от предельной суммы расходов средств избирательного фонда кандидата на должность главы муниципального образования (не более 50 тысяч рублей), кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления по одномандатному избирательному округу (не более 10 тысяч рублей), по многомандатному избирательному округу (не более 30 тысяч рублей). 3.1.2. Средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением (не из средств избирательного фонда избирательного объединения), избирательным блоком, иными общественными объединениями, входящими в выдвинувший кандидата избирательный блок (не из средств избирательного фонда избирательного блока), которые в совокупности не могут превышать 30 процентов от предельной суммы расходов средств избирательного фонда кандидата на должность главы муниципального образования (не более 150 тысяч рублей), кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления по одномандатному избирательному округу (не более 30 тысяч рублей), по многомандатному избирательному округу (не более 90 тысяч рублей). 3.1.3. Добровольных пожертвований граждан в размере, не превышающем 0,5 процента от предельной суммы расходов средств избирательного фонда кандидата на должность главы муниципального образования (не более 2,5 тысячи рублей), кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления по одномандатному избирательному округу (не более 500 рублей), по многомандатному избирательному округу (не более 1,5 тысячи рублей). 3.1.4. Добровольных пожертвований юридических лиц в размере, не превышающем 10 процентов от предельной суммы расходов средств избирательного фонда кандидата на должность главы муниципального образования (не более 50 тысяч рублей), кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления по одномандатному избирательному округу (не более 10 тысяч рублей), по многомандатному избирательному округу (не более 30 тысяч рублей). 3.1.5. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата на должность главы муниципального образования не может превышать 500 тысяч рублей. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, баллотирующегося по одномандатному избирательному округу, не может превышать 100 тысяч рублей, а баллотирующегося по многомандатному избирательному округу, - 300 тысяч рублей. 3.2. Предельная сумма расходов средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, установленная в пункте 3.1.5, начиная с 1 января 2004 года ежегодно увеличивается в соответствии с уровнем инфляции, установленным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. При этом устанавливающие уровень инфляции положения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, вступившие в силу в период избирательной кампании, в ходе данной избирательной кампании для индексации указанной предельной суммы не применяются. 3.5. Предельная сумма расходов средств избирательного фонда кандидата публикуется организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем на пятнадцатый день со дня официального опубликования решения о назначении выборов. 3.6. Кандидат, выдвинутый одновременно в нескольких избирательных округах на разных выборах, если эти выборы проводятся на одной и той же территории либо на территориях, одна из которых включена в другую, создает избирательные фонды (если обязан создавать) в каждом из этих округов, однако предельные размеры расходования средств этих избирательных фондов исчисляются в совокупности по наибольшему из указанных предельных размеров. 4. Добровольные пожертвования в избирательный фонд 4.1. Добровольное пожертвование гражданина - безвозмездное внесение гражданином Российской Федерации собственных денежных средств на специальный избирательный счет кандидата. 4.2. Добровольное пожертвование юридического лица - безвозмездное перечисление юридическим лицом денежных средств со своего расчетного счета на специальный избирательный счет кандидата. 5. Запреты на пожертвования в избирательные фонды 5.1. Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды: 5.1.1. Иностранным государствам и иностранным юридическим лицам. 5.1.2. Иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного ч. 13 ст. 4 Избирательного кодекса. 5.1.3. Лицам без гражданства. 5.1.4. Гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет на день голосования. 5.1.5. Российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов (для открытых акционерных обществ - на день составления списка акционеров за предыдущий год). 5.1.6. Международным организациям и международным общественным движениям. 5.1.7. Органам государственной власти и органам местного самоуправления. 5.1.8. Государственным и муниципальным учреждениям и организациям. 5.1.9. Юридическим лицам, имеющим государственную и (или) муниципальную долю в уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов. 5.1.10. Организациям, учрежденным государственными и муниципальными органами, а также организациям, учрежденным юридическими лицами, указанными в пунктах 5.1.5 и 5.1.9. 5.1.11. Воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам. 5.1.12. Благотворительным организациям, религиозным объединениям, а также учрежденным ими организациям. 5.1.13. Анонимным жертвователям (гражданин рассматривается как анонимный жертвователь, если им не указано любое из следующих сведений: фамилия, имя, отчество, адрес места жительства или если им указаны недостоверные сведения о себе; юридическое лицо рассматривается как анонимный жертвователь, если им не указано любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, название, банковские реквизиты или если указаны недостоверные сведения). 5.1.14. Юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования. 5.2. Кандидат вправе возвратить жертвователям любое, за исключением внесенного анонимным жертвователем, пожертвование. 5.3. Добровольные пожертвования, поступившие в избирательные фонды от граждан или юридических лиц, не имеющих права осуществлять такие пожертвования, либо в размерах, превышающих максимальные суммы пожертвований, возвращаются кандидатами по их платежным документам жертвователям не позднее 10 дней со дня поступления пожертвований на специальный избирательный счет соответственно полностью или части, превышающей установленный максимальный размер пожертвования за вычетом расходов на пересылку, с указанием в платежных документах причины возврата. 5.4. Анонимные пожертвования не позднее 10 дней с момента их поступления на специальный избирательный счет перечисляются в доход бюджета муниципального образования. 5.5. Кандидат не несет ответственности за принятие пожертвований, при переводе которых жертвователи указали неверные данные, предусмотренные пп. 7.1 и 7.2 настоящей Инструкции, если он не получил от соответствующей избирательной комиссии сведения о неправомерности данных пожертвований. 6. Порядок открытия специального избирательного счета 6.1. Кандидат обязан открыть в определенном избирательной комиссией муниципального образования отделении Сбербанка специальный избирательный счет своего избирательного фонда. 6.2. Специальный избирательный счет открывается по заявлению кандидата, уполномоченного представителя по финансовым вопросам (приложение 1 <*>) после предъявления справки-разрешения (приложение 2 <*>), выданной избирательной комиссией, принявшей уведомление кандидата о выдвижении. 6.3. Кандидат открывает специальный избирательный счет в период после письменного уведомления избирательной комиссии муниципального образования о своем выдвижении до его регистрации этой комиссией. Открытие специального избирательного счета кандидата осуществляется незамедлительно после представления в отделение Сбербанка: - разрешения соответствующей избирательной комиссии на открытие данному кандидату специального избирательного счета, в котором указывается адрес отделения Сбербанка; - паспорта или заменяющего его документа; - карточки с образцами подписей; - нотариально удостоверенной доверенности уполномоченного представителя по финансовым вопросам (в случае его назначения). Разрешение на открытие специального избирательного счета выдает избирательная комиссия либо этим правом наделяется ее председатель. В разрешении (справке) указывается конкретное отделение Сбербанка и его адрес. Карточка с образцами подписей заверяется избирательной комиссией. Банк незамедлительно (в день представления документов) открывает специальный избирательный счет. Кандидат может по нотариально удостоверенной доверенности предоставить право распоряжаться средствами, находящимися на специальном счете, другому лицу, письменно уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию. 6.4. Кандидат в трехдневный срок с даты открытия специального избирательного счета сообщает по форме, приведенной в приложении 3 <*>, в соответствующую избирательную комиссию реквизиты открытого специального избирательного счета. 6.5. Сбербанк не взимает с кандидатов плату за услуги по открытию счета и проведению операций по счету. За пользование денежными средствами, находящимися на специальном избирательном счете, проценты не уплачиваются. 7. Перечисление денежных средств в избирательные фонды 7.1. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую (материальную) поддержку кандидату только через соответствующие избирательные фонды. Добровольное пожертвование в избирательный фонд кандидата принимается лично от граждан Российской Федерации из их собственных денежных средств кредитными организациями или отделениями связи только по предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Гражданин указывает в платежном документе следующие сведения о себе: фамилию, имя, отчество, дату рождения, полный адрес места жительства (регистрации), серию и номер паспорта или заменяющего его документа, информацию о гражданстве, которые сверяются кредитными организациями или отделениями связи с данными паспорта или заменяющего его документа. При перечислении отделениями связи пожертвований - денежных переводов - сведения, указанные жертвователем-гражданином, вносятся в поле "Назначение платежа" платежного поручения, которое представляется кредитной организации, обслуживающей соответствующее отделение связи. Для каждого почтового перевода отделение связи оформляет отдельное платежное поручение. 7.2. Добровольные пожертвования юридического лица в избирательный фонд кандидата осуществляются путем безналичного перечисления денежных средств на специальный избирательный счет. В платежном поручении должны содержаться следующие сведения о юридическом лице: идентификационный номер налогоплательщика; полное наименование; дата регистрации; банковские реквизиты; отметка об отсутствии государственной или муниципальной доли в уставном (складочном) капитале либо о наличии такой доли с указанием ее размера; отметка об отсутствии иностранного участия в уставном (складочном) капитале либо о наличии такого участия с указанием доли этого участия; сведения об отсутствии в числе учредителей государственных и муниципальных органов, а также юридических лиц, доля государственного (муниципального) или иностранного участия в уставном (складочном) капитале которых превышает 30 процентов. При перечислении юридическими лицами добровольных пожертвований на специальный избирательный счет в платежном поручении, в поле "Назначение платежа", указываются дата регистрации юридического лица, наличие иностранной, государственной и муниципальной долей в уставном (складочном) капитале данного юридического лица и размер каждой конкретной доли (в процентном выражении), а в случае отсутствия указанных долей (какой-либо доли) против каждого соответствующего наименования доли проставляется "0%". При заполнении платежного поручения на перечисление добровольного пожертвования допускаются сокращения: добровольное пожертвование - "добров. пожертв.", иностранное участие - "И", государственная доля - "Г", муниципальная доля - "М", проценты - "%", даты могут указываться в формате "ДД.ММ.ГГГГ". Для совершения платежа электронным способом в поле "Назначение платежа" указывается не более 210 символов, включая пробелы. Организации и учреждения, не имеющие уставного (складочного) капитала, перечисляют пожертвования с соответствующей отметкой "Уставный (складочный) капитал отсутствует". 7.3. Все денежные средства зачисляются на специальные избирательные счета только в валюте Российской Федерации. Перечисление средств в иностранной валюте запрещено. 7.4. Добровольные пожертвования граждан и юридических лиц перечисляются (переводятся) на специальный избирательный счет отделениями связи или кредитными организациями не позднее следующего операционного дня после принятия денежного перевода, получения соответствующего платежного документа. При этом общий срок осуществления безналичного платежа не должен превышать два операционных дня в пределах г. Москвы и пять операционных дней в пределах Российской Федерации. 8. Расходование средств избирательных фондов 8.1. Средства избирательного фонда имеют целевое назначение. Средства избирательных фондов могут использоваться кандидатами только на покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной кампании: - на финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей; - на предвыборную агитацию, осуществляемую через средства массовой информации (радио, телевидение, периодические печатные издания), посредством публичных предвыборных мероприятий (собраний, встреч с избирателями, митингов, шествий, демонстраций и др.), путем выпуска и распространения печатных материалов (листовок, плакатов и других агитационных материалов), изготовления и распространения аудиовизуальных и других информационных материалов; - на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера (проведение социологических исследований, оплата услуг специалистов по избирательным технологиям, оплата услуг имиджмейкеров и т.п.); - на оплату других работ и услуг, выполненных (оказанных) гражданами или юридическими лицами (работы и услуги, выполненные по договорам), а также на покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами избирательной кампании (приобретение канцелярских товаров, командировочные расходы, приобретение бумаги, почтово-телеграфные расходы, оплата телефонных переговоров и т.п.); - на внесение избирательного залога. 8.2. Расчеты между кандидатом и юридическими лицами за выполнение указанных работ (оказание услуг) осуществляются только в безналичном порядке. 8.3. Кандидат имеет право использовать только те пожертвования граждан и юридических лиц, которые в установленном законом порядке перечислены жертвователями до дня голосования. 8.4. Отделение Сбербанка - держатель специального избирательного счета по требованию соответствующей избирательной комиссии, кандидата обязано периодически предоставлять им информацию о поступлении и расходовании средств, находящихся на избирательном счете данного кандидата (приложения 4 <*>, 5 <*>). Отделение Сбербанка - держатель специального избирательного счета по представлению соответствующей избирательной комиссии, а по соответствующему избирательному фонду также по требованию кандидата обязано в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования - немедленно представить заверенные копии первичных финансовых документов, подтверждающих поступление и расходование средств избирательных фондов. 8.5. Кандидат обязан вести учет поступления и расходования средств своих избирательных фондов по форме, приведенной в приложении 6 <*>. 9. Избирательный залог 9.1. Избирательная комиссия при проведении выборов в органы местного самоуправления в городе Москве не позднее чем в пятидневный срок со дня официального опубликования решения о назначении выборов открывает в отделении Сбербанка специальный счет для внесения кандидатами избирательного залога. 9.2. Избирательная комиссия, принявшая уведомление кандидата о его выдвижении, сообщает ему реквизиты специального счета для внесения кандидатом избирательного залога. Если к указанному времени специальный избирательный счет еще не открыт, соответствующая избирательная комиссия сообщает кандидату реквизиты указанного счета незамедлительно после его открытия. Отделение Сбербанка в пятидневный срок со дня письменного обращения избирательной комиссии открывает специальный счет для внесения избирательного залога на балансовом счете N 40811 "Средства для проведения выборов. Избирательный залог". Сбербанк не взимает плату за услуги по открытию счета и проведению операций по счету и не уплачивает проценты за пользование денежными средствами, находящимися на указанном счете. Отделение Сбербанка перечисляет денежные средства, внесенные в качестве избирательного залога, не позднее следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа. 9.3. Размер избирательного залога составляет 15 процентов от установленного предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата. Размер избирательного залога публикуется организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем на пятнадцатый день со дня официального опубликования решения о назначении выборов. 9.4. Избирательный залог вносится кандидатом исключительно со своего специального избирательного счета единовременно и в полном объеме на специальный счет организующей выборы избирательной комиссии для внесения избирательного залога не позднее чем за 45 дней до дня голосования. 9.5. Кандидат вправе использовать для внесения избирательного залога средства, перечисленные в избирательный фонд как с указанием их назначения для внесения избирательного залога, так и без такого указания. При внесении избирательного залога указывается назначение платежа, кандидат указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, номер избирательного округа. Если кандидат использовал для внесения избирательного залога средства, перечисленные в избирательный фонд с указанием их назначения для внесения избирательного залога, при перечислении средств избирательного залога на специальный счет организующей выборы избирательной комиссии он обязан сообщить в письменной форме (приложение 7 <*>) избирательной комиссии, осуществляющей регистрацию кандидата, об источнике (источниках) поступления этих средств на специальный избирательный счет кандидата: для гражданина - фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, а для юридического лица - наименование, реквизиты счета в банке. При представлении документов для регистрации, предусмотренных Избирательным кодексом города Москвы, кандидат одновременно представляет копию платежного документа о внесении избирательного залога. 9.6. Граждане и юридические лица при внесении добровольного пожертвования в избирательный фонд кандидата в качестве избирательного залога делают соответствующую запись в платежном документе о назначении платежа. В случае если не все пожертвование, а только его часть вносится в качестве избирательного залога, оформляются отдельные платежные документы на каждую из частей пожертвования. В этом случае кандидат не вправе использовать соответствующие денежные средства на иные цели, кроме внесения избирательного залога. При неиспользовании этих средств или их части на внесение избирательного залога кандидат обязан возвратить их (за вычетом расходов на пересылку) не позднее чем через 10 дней со дня истечения срока подачи документов для регистрации кандидатов гражданам и юридическим лицам, внесшим (перечислившим) эти средства. 9.7. В случае внесения кандидатом избирательного залога на специальный счет организующей выборы комиссии в большем размере, чем это установлено пунктом 9.3 настоящей Инструкции, излишек средств возвращается избирательной комиссией в соответствующий избирательный фонд в десятидневный срок со дня поступления избирательного залога на специальный счет. 9.8. Перечисленные средства возвращаются избирательной комиссией в соответствующий избирательный фонд не позднее чем через 10 дней со дня их зачисления на специальный счет в случае: а) внесения на специальный счет избирательной комиссии кандидатом средств в качестве избирательного залога меньше 15 процентов от установленного предельного размера расходования средств соответствующего избирательного фонда, т.е.: - для кандидата на должность главы муниципального образования - меньше 75 тысяч рублей; - для кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления по одномандатному избирательному округу - меньше 15 тысяч рублей; - для кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления по многомандатному избирательному округу - меньше 45 тысяч рублей; б) внесения избирательного залога позднее 45 дней до дня голосования; в) внесения избирательного залога из средств избирательного фонда, сформированных с нарушением требований Избирательного кодекса города Москвы. 9.9. В случае если регистрация кандидата была осуществлена на основании представленных подписей избирателей, избирательный залог, поступивший от этого кандидата, возвращается в соответствующий избирательный фонд не позднее чем через десять дней со дня регистрации кандидата. 9.10. В случаях отзыва избирательным объединением, избирательным блоком кандидата (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 43 Избирательного кодекса) внесенный избирательный залог возвращается избирательной комиссией в соответствующий избирательный фонд не позднее чем через десять дней со дня подачи избирательным объединением, избирательным блоком соответствующего заявления в соответствующую избирательную комиссию. 9.11. Если зарегистрированный кандидат набрал по результатам голосования не менее пяти процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании по соответствующему избирательному округу, либо был избран, избирательный залог, внесенный кандидатом, возвращается не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования результатов выборов соответствующей избирательной комиссией в избирательный фонд зарегистрированного кандидата. 9.12. В случае признания результатов выборов недействительными избирательный залог не позднее чем через 10 дней со дня признания результатов выборов недействительными возвращается в избирательные фонды всех кандидатов, внесших избирательный залог. 9.13. Если избирательный залог не подлежит возврату, он перечисляется не позднее чем через 60 дней со дня голосования избирательной комиссией, организующей выборы, в доход бюджета соответствующего муниципального образования. 9.14. Кандидат, на специальный избирательный счет которого избирательная комиссия возвращает избирательный залог, в течение 10 рабочих дней со дня его поступления из избирательной комиссии возвращает (за вычетом расходов на пересылку) гражданам и юридическим лицам средства, которые были внесены ими в избирательный фонд с указанием, что они предназначены для внесения избирательного залога. Оставшаяся часть возвращенного комиссией избирательного залога, если таковая имеется, включается в остатки неизрасходованных средств избирательного фонда кандидата. 9.15. Перечисление средств избирательного залога в доход бюджета муниципального образования либо их возврат в избирательные фонды осуществляется Сбербанком по решению соответствующей избирательной комиссии. Избирательная комиссия не может распоряжаться денежными средствами, внесенными в качестве избирательного залога, иначе, чем в порядке, установленном настоящей Инструкцией. 10. Запреты на расходование средств, минуя избирательный фонд 10.1. Запрещается без письменного согласия кандидата или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам без оплаты из соответствующего избирательного фонда выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на достижение определенных результатов на выборах. Запрещается бесплатное выполнение или выполнение по необоснованно заниженным расценкам юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями работ, оказание услуг, реализация товаров, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на достижение определенных результатов на выборах. Под необоснованным занижением расценок понимается реализация товаров, выполнение работ либо оказание услуг по ценам в два и более раза ниже средних по городу Москве. Предварительную оценку необоснованному занижению расценок, бесплатному выполнению платных работ (услуг) для кандидата дают члены КРС при соответствующей избирательной комиссии либо эксперты, привлекаемые контрольно-ревизионными службами при соответствующих избирательных комиссиях. При необходимости получения дополнительной информации избирательными комиссиями могут направляться запросы в правоохранительные, финансовые и иные государственные органы. 10.2. Кандидатам запрещается использовать иные денежные средства для оплаты работ по сбору подписей избирателей, проведения предвыборной агитации, осуществления другой деятельности, направленной на достижение определенного результата на выборах, кроме средств, поступивших в их избирательные фонды. 11. Расчеты кандидатов с гражданами и юридическими лицами 11.1. Реализация товаров, выполнение платных работ и оказание услуг гражданами и юридическими лицами для кандидатов должны оформляться в письменной форме с указанием реквизитов сторон, сведений об объеме поручаемой работы, ее стоимости, расценок по видам работ (калькуляция, смета), порядка оплаты, сроков выполнения работы. Договоры (соглашения) с гражданами и юридическими лицами о выполнении определенных работ (об оказании услуг), связанных с избирательной кампанией кандидата, заключаются лично кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам. Выполненные работы и услуги должны подтверждаться актами их приемки, накладными документами на отпущенную продукцию, подписанными заказчиком и исполнителем. 11.2. Граждане и юридические лица при формировании заказов, связанных с производством, размещением и распространением агитационных предвыборных материалов в поддержку зарегистрированного кандидата по форме, приведенной в приложении 8 <*>, представляют в редакцию периодического печатного издания, в организацию, осуществляющую теле- и (или) радиовещание, на предприятие, осуществляющее выпуск агитационной продукции, документальное подтверждение согласия кандидата или уполномоченного им лица на выполнение данных работ и оплату из их избирательных фондов. 11.3. Расчеты кандидатов с юридическими лицами за выполнение работ и оказание услуг производятся в безналичной форме путем списания денежных средств со специальных избирательных счетов. 11.4. Все агитационные печатные материалы должны содержать наименования и адреса организаций (фамилию, имя, отчество и адрес места жительства лица), изготовивших печатные материалы, наименование организаций (фамилию, имя, отчество лица), заказавших изготовление данных печатных материалов, а также информацию об их тираже и дате выпуска. Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом в комиссию муниципального образования. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения организации (об адресе места жительства лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы. 11.5. Допускается добровольное бесплатное, без привлечения третьих лиц, выполнение совершеннолетними гражданами Российской Федерации работ и оказание услуг, связанных с проведением избирательной кампании кандидата. 11.6. Запрещается прямое или косвенное привлечение к предвыборной агитации лиц, которые не достигнут возраста 18 лет на день голосования. 11.7. Запрещается изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, без указания выходных данных, а также содержащих коммерческую рекламу. 12. Прекращение операций на специальном избирательном счете 12.1. Все финансовые операции по оплате расходов со специальных избирательных счетов зарегистрированных кандидатов прекращаются в день голосования. Финансовые операции по оплате расходов со специальных избирательных счетов кандидатов, которые не представили в установленном Избирательным кодексом города Москвы порядке в соответствующую избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации, либо получили отказ в регистрации, либо отозвали свое заявление о согласии баллотироваться, либо сняли свою кандидатуру, либо были отозваны избирательным объединением, избирательным блоком, либо в отношении которых было принято решение об отмене регистрации, прекращаются Сбербанком по указанию соответствующей избирательной комиссии. Последним днем проведения операций по оплате расходов со специальных избирательных счетов является операционный день, предшествующий дню голосования, в пределах установленного в Сбербанке времени операционного дня. Денежные средства по платежным поручениям, оформленным до дня голосования, но поступившим в Сбербанк позже, подлежат зачислению на специальный избирательный счет. 12.2. На основании мотивированного ходатайства кандидата избирательная комиссия муниципального образования может продлить срок проведения финансовых операций: - выдвинутому кандидату - по оплате работ (услуг, товаров), произведенных (оказанных, приобретенных) до даты отказа ему в регистрации, отзыва кандидата избирательным объединением, избирательным блоком, отзыва кандидатом своего заявления баллотироваться, до установленного срока представления подписных листов и иных документов для регистрации соответственно; - зарегистрированному кандидату, снявшему свою кандидатуру, отозванному избирательным объединением, избирательным блоком, регистрация которого была отменена, - по оплате работ (услуг, товаров), произведенных (оказанных, приобретенных) до даты принятия решения об отмене регистрации, снятия кандидатуры, отзыва зарегистрированного кандидата; - иным зарегистрированным кандидатам - по оплате работ (услуг, товаров), произведенных (оказанных, приобретенных) до дня голосования. О продлении срока проведения финансовых операций избирательная комиссия сообщает соответствующему отделению Сбербанка. 13. Сведения, передаваемые в средства массовой информации для опубликования 13.1. Соответствующая избирательная комиссия не реже одного раза в неделю направляет в муниципальные периодические печатные издания, указанные в части 14 статьи 47 Избирательного кодекса города Москвы, сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов в объеме, установленном избирательной комиссией (приложение 9 <*>). 13.2. Обязательному опубликованию подлежат сведения: а) о финансовой операции по расходованию средств из избирательного фонда кандидата в случае, если ее размер превышает 200 тысяч рублей; б) о юридических лицах, внесших в избирательный фонд кандидата пожертвования в сумме, превышающей 100 тысяч рублей; в) о количестве граждан, внесших в избирательный фонд кандидата пожертвования на сумму, превышающую 10 тысяч рублей; г) об общей сумме средств, поступивших в избирательный фонд кандидата, и об общей сумме средств, израсходованных из него. 13.3. Редакции муниципальных периодических печатных изданий обязаны публиковать указанные сведения, передаваемые им комиссиями для опубликования, в течение трех дней со дня получения. 13.4. Соответствующая избирательная комиссия знакомит зарегистрированных кандидатов и средства массовой информации по их официальным запросам со сведениями Сбербанка о поступлении и расходовании средств избирательных фондов. 14. Возврат денежных средств избирательных фондов 14.1. После дня голосования кандидат до представления итогового финансового отчета, но не ранее возврата избирательной комиссией средств, внесенных в качестве избирательного залога (если избирательный залог был внесен), обязан перечислить неизрасходованные денежные средства, находящиеся на специальном избирательном счете, гражданам и юридическим лицам, осуществившим пожертвования либо перечисления в избирательный фонд, пропорционально вложенным ими средствам за вычетом расходов на пересылку. 14.2. По истечении 60 дней со дня голосования остатки неизрасходованных денежных средств на специальных избирательных счетах избирательных фондов кандидатов Сбербанк обязан по письменному указанию соответствующей избирательной комиссии перечислить в доход бюджета муниципального образования, что должно быть предусмотрено в договоре банковского счета. 15. Налогообложение 15.1. Согласно пункту 30 статьи 217 и пункту 10 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие доходы физических лиц: - суммы, выплачиваемые из средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний. 15.2. В соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N БГ-3-05/271 от 26.05.2003 единый социальный налог не начисляется: - на выплаты в виде компенсации и дополнительной оплаты членам избирательных комиссий с правом решающего голоса (кроме работающих на штатной основе) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов из средств, выделенных комиссиям на указанные выборы; - на выплаты, производимые членам избирательных комиссий с правом совещательного голоса из средств избирательных фондов кандидатов; - на суммы, выплачиваемые другим физическим лицам избирательными комиссиями всех уровней, а также из средств избирательных фондов кандидатов за выполнение этими лицами работ по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний. 16. Отчетность 16.1. Кандидаты представляют в соответствующую избирательную комиссию свои финансовые отчеты со следующей периодичностью: - первый финансовый отчет, составленный по форме, приведенной в приложении 11 <*>, к которому прилагаются сведения согласно форме, приведенной в приложении 6 <*>, - одновременно со сдачей в соответствующую избирательную комиссию подписных листов либо копии платежного документа о внесении избирательного залога и иных документов, необходимых для регистрации (сведения в отчете составляются на дату, предшествующую дате сдачи отчета не более чем на 5 дней); - второй финансовый отчет, составленный по форме, приведенной в приложении 11 <*>, к которому прилагаются сведения согласно форме, приведенной в приложении 6 <*>, - не ранее чем за 15 и не позднее чем за 10 дней до дня голосования (сведения в отчете составляются на дату, предшествующую дате сдачи отчета не более чем на 5 дней); - итоговый финансовый отчет, составленный по форме, приведенной в приложении 11 <*>, - не позднее чем через 30 дней после официального опубликования результатов выборов. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление и расходование средств избирательного фонда, сведения согласно форме, приведенной в приложении 6 <*>, где в графе "Шифр строки финансового отчета" указывается, в какой строке финансового отчета учтено каждое поступление, возврат, расходование денежных средств избирательного фонда, а также все предвыборные печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы. При отсутствии технических возможностей агитационные материалы могут представляться в виде фотокопий. Первичные финансовые документы, прилагаемые к итоговому финансовому отчету, должны быть подобраны в хронологической последовательности по мере отражения финансовых операций, произведенных со специальных избирательных счетов. При этом за основу принимаются выписки из специальных избирательных счетов избирательных фондов, к которым подбираются необходимые документы (основания), обуславливающие поступление (расходование) денежных средств. 16.2. Если платные работы (услуги) для кандидата были выполнены организациями-посредниками, в итоговом финансовом отчете к основному договору, заключенному между кандидатом, уполномоченным представителем кандидата и организацией-посредником, должны быть приложены заверенные копии договоров на указанные работы (услуги), заключенные между организацией-посредником и непосредственным исполнителем работ (услуг). Итоговый финансовый отчет должен быть представлен в сброшюрованном виде и иметь сквозную нумерацию страниц, включая приложения. При возникновении вопросов кандидаты по запросу соответствующей избирательной комиссии представляют пояснительную записку к финансовому отчету. Финансовые отчеты (первый, второй, итоговый) подписываются лично кандидатом. До сдачи итогового финансового отчета все наличные средства избирательных фондов, оставшиеся у кандидатов, должны быть возвращены на их специальные избирательные счета. 16.3. Если кандидат утратил свой статус, обязанность сдачи финансового отчета возлагается на гражданина, являвшегося кандидатом. 16.4. Копии финансовых отчетов кандидатов передаются соответствующей избирательной комиссией в средства массовой информации в течение 5 дней со дня их получения. 17. Ответственность за нарушение порядка формирования и расходования средств избирательных фондов 17.1. Лица, нарушающие правила финансирования избирательной кампании, несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами (пункт 2 статьи 79 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"). 17.2. Ответственность за нарушение порядка формирования и использования средств избирательного фонда, несвоевременное представление отчетности по установленным настоящей Инструкцией формам и недостоверность данных, содержащихся в отчетах, несет лично кандидат. 17.3. За нарушение порядка формирования и расходования средств избирательных фондов избирательная комиссия вправе отказать в регистрации кандидата, а также регистрация кандидата может быть отменена по решению суда. В соответствии со статьей 38 Избирательного кодекса города Москвы может быть отказано в регистрации в случаях: а) несоздания кандидатом избирательного фонда; б) использования кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного предельного размера расходования средств избирательного фонда; в) превышения кандидатом при финансировании своей избирательной кампании размера расходования средств из избирательного фонда более чем на 5 процентов от установленного предельного размера расходования средств избирательного фонда. В соответствии с частью 5 статьи 89 Избирательного кодекса города Москвы регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях: а) использования кандидатом, его уполномоченным представителем в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от установленного предельного размера расходования средств избирательного фонда, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда более чем на 5 процентов; б) установления фактов подкупа избирателей кандидатом, его доверенными лицами и уполномоченными представителями, иными лицами и организациями, действующими по поручению кандидата. В соответствии с частью 2 статьи 90 Избирательного кодекса города Москвы основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются установленные судом обстоятельства, когда кандидат, признанный избранным: а) израсходовал на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от установленного предельного размера расходования средств избирательного фонда, или более чем на 10 процентов превысил установленный предельный размер расходования средств избирательного фонда; б) осуществлял подкуп избирателей и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей. 17.4. Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность физических и юридических лиц за нарушения норм избирательного законодательства при финансировании избирательной кампании, протоколы о которых может составлять уполномоченный избирательной комиссией член избирательной комиссии с правом решающего голоса. Основаниями для составления административного протокола являются: - неисполнение решения избирательной комиссии (ст. 5.3); - нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов (ст. 5.5); - нарушение предусмотренных законодательством о выборах порядка и условий проведения предвыборной агитации на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях (ст. 5.8); - нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности (ст. 5.9); - изготовление или распространение агитационных материалов с нарушением требований закона (ст. 5.12); - подкуп избирателей либо осуществление в период избирательной кампании благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах (ст. 5.16); - непредставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов (ч. 1 ст. 5.17); - незаконное использование денежных средств кандидатом (ст. 5.18); - использование незаконной материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом (ст. 5.19); - финансирование избирательной кампании помимо избирательных фондов и оказание иной запрещенной законом материальной поддержки (ст. 5.20); - нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд (ст. 5.50); - нарушение полиграфической организацией правил изготовления агитационных материалов (ст. 5.51). Протокол об административном правонарушении направляется в суд уполномоченным членом избирательной комиссии в течение суток с момента составления протокола об административном правонарушении. Решение по указанной категории дел принимается судьей. -------------------------------- <*> Не приводится. |