Страницы: 1 2 ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ БАНКОМ РОССИИ ХОДАТАЙСТВА БАНКА О ВЫНЕСЕНИИ БАНКОМ РОССИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ О СООТВЕТСТВИИ БАНКА ТРЕБОВАНИЯМ К УЧАСТИЮ В СИСТЕМЕ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ 16 января 2004 г. N 248-П (Д) Настоящее Положение разработано на основании статей 44 и 45 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 52, ст. 5029) (далее - Федеральный закон) и устанавливает следующий порядок рассмотрения Банком России ходатайства банка о вынесении Банком России заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов. Глава 1. Общие положения 1.1. Банк, имеющий на день вступления в силу Федерального закона разрешение Банка России (выдаваемую Банком России лицензию на привлечение банком во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц) (далее - разрешение Банка России) и принявший решение об участии в системе страхования вкладов, вправе в срок, не превышающий шести месяцев со дня вступления в силу Федерального закона, представить в Банк России ходатайство о вынесении Банком России заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов (далее - ходатайство). Ходатайство подписывается единоличным исполнительным органом банка. 1.2. Ходатайство подлежит направлению в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью банка (далее - территориальное учреждение). Поступившее ходатайство регистрируется территориальным учреждением в порядке, установленном Банком России. Рассмотрение Банком России ходатайств банков и вынесение по ним заключений о соответствии банка требованиям к участию (далее - заключение) должны быть завершены в срок, не превышающий пятнадцати месяцев со дня вступления в силу Федерального закона. 1.3. Решение о вынесении положительного или отрицательного заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов (далее - требования к участию) принимается в срок, не превышающий девяти месяцев со дня поступления ходатайства. Вынесение заключения о соответствии банка требованиям к участию осуществляется Комитетом банковского надзора Банка России (далее - КБН Банка России). 1.4. Общая продолжительность предусмотренных статьей 45 Федерального закона предварительного анализа, тематической инспекционной проверки и заключительного анализа результатов, включающего расчет значений всех критериев, в территориальном учреждении не может превышать семи месяцев со дня поступления ходатайства до дня направления в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России заключения территориального учреждения о возможности (невозможности) поддержки ходатайства. Рассмотрение Банком России ходатайства состоит из следующих этапов: предварительного анализа соответствия банка требованиям к участию; тематической инспекционной проверки для оценки достоверности учета и отчетности, а также установления фактов, которые связаны с определением соответствия банка требованиям к участию и которые невозможно получить методами дистанционного надзора; заключительного анализа результатов, включающего расчет значений всех критериев; вынесения положительного или отрицательного заключения. 1.5. Ходатайство банка, не имеющего разрешения Банка России, или небанковской кредитной организации территориальное учреждение возвращает банку или небанковской кредитной организации без рассмотрения в течение пятнадцати календарных дней со дня регистрации указанного ходатайства. 1.6. Банки, не имеющие на дату вступления в силу Федерального закона разрешения Банка России, могут обратиться в Банк России за получением лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц в порядке, определенном федеральными законами и нормативным актом Банка России, устанавливающим порядок принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций. Глава 2. Предварительный анализ соответствия банка требованиям к участию 2.1. Предварительный анализ соответствия банка требованиям к участию (далее - предварительный анализ) проводится территориальным учреждением с участием иных структурных подразделений Банка России в порядке, определенном настоящим Положением. В процессе предварительного анализа определяется перечень вопросов, подлежащих тематической инспекционной проверке для оценки достоверности учета и отчетности банка, а также установления фактов, которые связаны с определением соответствия банка требованиям к участию и которые невозможно получить методами дистанционного надзора (далее - тематическая инспекционная проверка). Перечень вопросов, подлежащих тематической инспекционной проверке, должен быть определен индивидуально для каждого банка в зависимости от результатов предварительного анализа и включен в задание на проверку. 2.2. Территориальное учреждение определяет подразделение территориального учреждения, осуществляющее функции по координации действий при проведении предварительного анализа. Указанные функции могут быть возложены территориальным учреждением на подразделение документарного надзора территориального учреждения или иное подразделение территориального учреждения (далее - координатор территориального учреждения). Поступившее ходатайство направляется координатору территориального учреждения. 2.3. Территориальное учреждение устанавливает дату начала тематической инспекционной проверки в течение десяти рабочих дней после поступления ходатайства в соответствии с пунктом 1.2 настоящего Положения с учетом дат поступления ходатайств, общего количества ходатайств, сроков и процедур подготовки заключения Банка России, установленных Федеральным законом и настоящим Положением. Тематическая инспекционная проверка должна начаться не позднее ста двадцати календарных дней со дня поступления ходатайства. 2.4. Территориальное учреждение информирует Департамент банковского регулирования и надзора Банка России, Главную инспекцию кредитных организаций Банка России, Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России, а также территориальные учреждения Банка России по местонахождению филиалов банка об установлении (переносе) сроков проведения тематической инспекционной проверки не позднее следующего рабочего дня со дня принятия решения. 2.5. Координатор территориального учреждения об установлении (переносе) сроков информирует подразделения территориального учреждения, к компетенции которых относятся в соответствии с нормативными актами Банка России и актами территориального учреждения вопросы оценки соответствия банка требованиям к участию (далее - подразделения территориального учреждения), о необходимости представить информацию для проведения предварительного анализа с указанием срока их представления. В процессе предварительного анализа территориальное учреждение может запрашивать у территориальных учреждений, осуществляющих надзор за деятельностью филиалов банка, информацию для проведения предварительного анализа с указанием срока ее представления. В процессе предварительного анализа территориальное учреждение может запрашивать у банка информацию, в том числе документы, о фактах, которые связаны с определением соответствия банка требованиям к участию и которые невозможно получить методами дистанционного надзора. 2.6. Территориальное учреждение проводит предварительный анализ, включая расчет показателей финансовой устойчивости банка (показатели финансовой устойчивости банка определяются на основе Указания Банка России от 16 января 2004 года N 1379-У "Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов", зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 23.01.2004, N 5485 (далее - Указание об оценке), на последнюю месячную отчетную дату, предшествующую дате регистрации ходатайства территориальным учреждением (для группы показателей оценки доходности, предусмотренных Указанием об оценке, - на последнюю квартальную отчетную дату), по форме приложения 1 к настоящему Положению. 2.7. Не позднее трех рабочих дней после получения от территориального учреждения информации об установлении даты начала тематической инспекционной проверки Департамент банковского регулирования и надзора Банка России информирует Главную инспекцию кредитных организаций Банка России, Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России, Департамент валютного регулирования и валютного контроля Банка России, Сводный экономический департамент Банка России и Юридический департамент Банка России о необходимости направления ему указанными структурными подразделениями Банка России предложений по перечню вопросов, подлежащих тематической инспекционной проверке, исходя из информации о банке, имеющейся в распоряжении соответствующего структурного подразделения Банка России по вопросам его компетенции (далее - предложения по проверке). Главная инспекция кредитных организаций Банка России и Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России обязаны направить предложения по проверке в Департамент банковского регулирования и надзора Банка России к дате, им определенной (далее - дата направления предложений). Иные структурные подразделения Банка России вправе направить к дате направления предложений свои предложения по проверке в Департамент банковского регулирования и надзора Банка России. 2.8. Департамент банковского регулирования и надзора Банка России по результатам обобщения предложений по проверке, указанных в абзаце втором пункта 2.7 настоящего Положения, в течение тридцати календарных дней до даты начала проверки направляет в адрес Главной инспекции кредитных организаций Банка России и территориального учреждения предложения по проверке. При необходимости одновременно с предложениями по проверке до территориального учреждения доводятся сведения о фактах, которые следует учитывать при проведении проверки. 2.9. В инспекционное подразделение территориального учреждения утвержденные (подписанные) руководителем территориального учреждения предварительный анализ и задание на проведение тематической инспекционной проверки направляются за десять календарных дней до даты начала тематической инспекционной проверки. 2.10. В задание на проведение тематической инспекционной проверки должны быть включены предложения по проверке. 2.11. В задании на проведение тематической инспекционной проверки банка указывается проверяемый период деятельности банка (включающий последние месячную и квартальную отчетные даты перед завершением проверки), который может быть определен отдельно по каждому требованию к участию (в том числе по каждой группе показателей финансовой устойчивости) исходя из вопросов, включенных в задание на проведение проверки. Задание на проведение тематической инспекционной проверки также направляется в Департамент банковского регулирования и надзора Банка России, Главную инспекцию кредитных организаций Банка России и Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России не позднее чем за десять календарных дней до даты начала тематической инспекционной проверки. 2.12. Информация о несоответствии банка требованиям к участию, полученная в результате предварительного анализа, может быть направлена территориальным учреждением в банк, подавший ходатайство, в случае, если установленные при предварительном анализе отдельные несоответствия банка требованиям к участию устранимы до либо во время проведения тематической инспекционной проверки и могут оказать влияние на вынесение Банком России отрицательного заключения о соответствии банка требованиям к участию. Глава 3. Тематическая инспекционная проверка 3.1. Тематическая инспекционная проверка банка проводится в порядке, установленном нормативными актами Банка России об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России), с учетом особенностей, установленных настоящей главой. 3.2. Продолжительность тематической инспекционной проверки не должна превышать тридцать пять рабочих дней. 3.3. Тематическая инспекционная проверка проводится на основе поручения, сформированного в соответствии с заданием на проведение тематической инспекционной проверки, разработанным в соответствии с главой 2 настоящего Положения. 3.4. Тематическая инспекционная проверка осуществляется за период, определенный в соответствии с пунктом 2.11 настоящего Положения. 3.5. Если Сводный годовой план комплексных и тематических проверок кредитных организаций (их филиалов) (далее - Сводный план) не предусматривает проведения тематической инспекционной проверки банка, то территориальное учреждение проводит внеплановую тематическую инспекционную проверку в срок, установленный в соответствии с пунктом 2.3 настоящего Положения. Если Сводный план предусматривает инспекционную проверку банка в период, отличный от даты начала проверки, то период начала инспекционной проверки, предусмотренный Сводным планом, должен быть изменен на период, соответствующий дате начала тематической инспекционной проверки, в порядке, установленном нормативным актом Банка России об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России). Решения о внесении изменений в Сводный план, связанных с проведением тематической инспекционной проверки, принимаются в порядке, установленном нормативным актом Банка России об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России). 3.6. В связи с проведением предварительного анализа инспекционное подразделение территориального учреждения проводит предпроверочную подготовку для проведения тематической инспекционной проверки. В ходе предварительного анализа и предпроверочной подготовки, проводимой в связи с принятием решения о проведении тематической инспекционной проверки, территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью проверяемых филиалов банка: а) обязано представить по запросу территориального учреждения необходимую информацию и документы, в том числе информацию о дате начала тематической инспекционной проверки филиала банка либо мотивированное сообщение о невозможности ее проведения; б) направляет в территориальное учреждение предложения по перечню вопросов, подлежащих проверке в части деятельности филиала (филиалов) банка. 3.7. Если территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью филиала (филиалов) проверяемого банка, не имеет возможности провести тематическую инспекционную проверку его филиала (филиалов), территориальное учреждение не позднее трех рабочих дней со дня получения мотивированного сообщения о невозможности проведения проверки в соответствии с пунктом 3.6 настоящего Положения направляет в Главную инспекцию кредитных организаций Банка России данную информацию с приложением (при необходимости) мотивированного ходатайства о привлечении к участию в тематической инспекционной проверке филиала (филиалов) банка работников инспекционных подразделений других территориальных учреждений Банка России в порядке, установленном нормативными актами Банка России. Решение о проведении тематической инспекционной проверки филиала (филиалов) банка с привлечением к проверке работников других инспекционных подразделений Банка России принимается руководством Банка России по представлению Главной инспекции кредитных организаций Банка России в порядке, установленном нормативным актом Банка России об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России). 3.8. Выявленные в ходе тематической инспекционной проверки недостатки или ошибки в состоянии учета и отчетности, их стоимостное выражение, а также информация о внесении (невнесении) банком исправлений в учет и отчетность включаются в акт тематической инспекционной проверки по форме приложения 2 к настоящему Положению. Глава 4. Заключительный анализ результатов, включающий расчет значений всех критериев 4.1. Заключительный анализ, включающий расчет значений всех критериев (далее - заключительный анализ), проводит территориальное учреждение. Цель заключительного анализа - подготовка заключения территориального учреждения о возможности или невозможности поддержки ходатайства банка. 4.2. Территориальное учреждение определяет подразделение, осуществляющее функции по координации действий при проведении заключительного анализа. Указанные функции могут быть возложены территориальным учреждением на подразделение территориального учреждения, к компетенции которого относится принятие решений по вопросам государственной регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности, или иное подразделение территориального учреждения (далее - уполномоченное подразделение территориального учреждения). 4.3. Документы, подготовленные по результатам тематической инспекционной проверки банка (акт (сводный акт) проверки, докладная записка о результатах проверки, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Инструкцией Банка России от 25 августа 2003 года N 105-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации", зарегистрированной Министерством юстиции Российской Федерации 26.09.2003, N 5118 ("Вестник Банка России" от 09.12.2003 N 67) (далее - докладная записка о результатах проверки)), не позднее следующего рабочего дня со дня подписания докладной записки о результатах проверки направляются руководителем рабочей группы по проведению проверки на рассмотрение должностному лицу Банка России, подписавшему поручение на проведение тематической инспекционной проверки, в уполномоченное подразделение территориального учреждения, координатору территориального учреждения, а также в подразделения территориального учреждения. 4.4. Уполномоченное подразделение территориального учреждения готовит сводное заключение, включающее заключения подразделений территориального учреждения, и направляет его на рассмотрение руководителю территориального учреждения. Условия соответствия банка требованиям к участию и показатели финансовой устойчивости банка в составе заключения по результатам заключительного анализа, указанного в приложении 3 к настоящему Положению, определяются и рассчитываются по состоянию на последнюю месячную отчетную дату, предшествующую дате завершения тематической инспекционной проверки (для группы показателей оценки доходности, предусмотренных Указанием об оценке, - на последнюю квартальную отчетную дату), с учетом внесенных территориальным учреждением корректировок в показатели деятельности банка по результатам тематической инспекционной проверки, а также фактов, которые произошли после последней месячной отчетной даты перед датой завершения тематической инспекционной проверки и которые могут повлиять на изменение показателей соответствия банка требованиям к участию. Учтенные факты включаются в сводное заключение. 4.5. Заключение по результатам заключительного анализа о возможности (невозможности) поддержки ходатайства банка утверждается руководителем территориального учреждения. В территориальных учреждениях, в которых создан коллегиальный орган по вопросам банковского надзора, сводное заключение может быть рассмотрено коллегиальным органом до утверждения заключения территориального учреждения о возможности (невозможности) поддержки ходатайства банка. 4.6. Территориальное учреждение в течение двух рабочих дней со дня утверждения заключения в соответствии с пунктом 4.5 настоящего Положения направляет в Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России) заключение о возможности (невозможности) поддержки ходатайства банка с приложением заключения по результатам заключительного анализа по форме приложения 3 к настоящему Положению, копий акта (сводного акта) тематической инспекционной проверки и докладной записки о результатах проверки, копии возражений и замечаний банка к акту проверки (при наличии). 4.7. Общий срок заключительного анализа не может превышать два месяца со дня завершения тематической инспекционной проверки при соблюдении общей продолжительности проведения предварительного анализа, тематической инспекционной проверки и заключительного анализа, установленной пунктом 1.4 настоящего Положения. Глава 5. Вынесение положительного или отрицательного заключения Комитетом банковского надзора Банка России 5.1. Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России в течение трех рабочих дней со дня поступления документов, перечисленных в пункте 4.6 настоящего Положения, направляет их копии руководителям структурных подразделений Банка России, входящих в КБН Банка России. 5.2. Департамент банковского регулирования и надзора Банка России и Главная инспекция кредитных организаций Банка России в срок, не превышающий четырнадцати рабочих дней после дня получения документов, перечисленных в пункте 4.6 настоящего Положения, от Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России, направляют последнему оценку соответствия банка требованиям к участию по форме приложения 4 к настоящему Положению. Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России также готовит оценку соответствия банка требованиям к участию по форме приложения 4 к настоящему Положению. Руководители иных структурных подразделений Банка России, входящих в КБН Банка России, вправе в срок, не превышающий четырнадцати рабочих дней с даты получения документов, указанных в абзаце первом данного пункта, направить в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России свои предложения по оценке соответствия банка требованиям к участию по форме приложения 4 к настоящему Положению. 5.3. Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России в течение десяти рабочих дней после наступления срока, установленного абзацем первым пункта 5.2 настоящего Положения, направляет Председателю КБН Банка России материалы по форме приложения 5 к настоящему Положению, включающие материалы, подготовленные иными структурными подразделениями Банка России, а также иные материалы, поступившие в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России, по вопросу оценки соответствия банка требованиям к участию. 5.4. Территориальное учреждение до даты вынесения КБН Банка России заключения о соответствии банка требованиям к участию сообщает Департаменту лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России информацию, которая имеет значение для вынесения Банком России положительного или отрицательного заключения о соответствии банка требованиям к участию (в том числе информацию, выявленную в процессе осуществления банковского надзора после последней месячной отчетной даты, предшествующей дате завершения тематической инспекционной проверки), не позднее следующего дня со дня получения такой информации. Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России направляет полученную от территориального учреждения информацию руководителям структурных подразделений Банка России, входящих в КБН Банка России, не позднее следующего рабочего дня со дня получения от территориального учреждения указанной информации. Департамент банковского регулирования и надзора Банка России и Главная инспекция кредитных организаций Банка России обязаны, а руководители иных структурных подразделений Банка России, входящих в КБН Банка России, вправе в течение пяти рабочих дней с даты получения документов, указанных в абзаце втором данного пункта, направить в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России обновленную с учетом поступившей информации оценку соответствия банка требованиям к участию по форме приложения 4 к настоящему Положению или сообщить об отсутствии дополнительных предложений к оценке соответствия банка требованиям к участию, направленной в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России в соответствии с пунктом 5.2 настоящего Положения. Руководители Департамента банковского регулирования и надзора Банка России, Главной инспекции кредитных организаций Банка России, иных структурных подразделений Банка России, входящих в КБН Банка России, направляют в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России информацию, которая имеет значение для вынесения Банком России положительного или отрицательного заключения о соответствии банка требованиям к участию (в том числе информацию, выявленную в процессе осуществления банковского надзора после последней месячной отчетной даты, предшествующей дате завершения тематической инспекционной проверки) и которая поступила в период от даты направления ими предложений в соответствии с пунктом 5.2 настоящего Положения до даты направления Департаментом лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Председателю КБН Банка России материалов в соответствии с пунктом 5.3 настоящего Положения. Поступившая в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России информация включается в состав материалов, подготовленных в соответствии с пунктом 5.3 настоящего Положения. 5.5. Дата проведения заседания КБН Банка России для вынесения заключения о соответствии банка требованиям к участию определяется его Председателем, но не может превышать четырех рабочих дней со дня получения материалов в соответствии с пунктом 5.3 настоящего Положения от Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России. 5.6. Решение КБН Банка России подлежит направлению в банк, а его копия - в территориальное учреждение в установленном Банком России порядке не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, по форме приложения 6 к настоящему Положению в случае принятия решения о вынесении положительного заключения или по форме приложения 7 к настоящему Положению в случае принятия решения о вынесении отрицательного заключения. Решения КБН Банка России по формам приложений 6 и 7 к настоящему Положению подписываются Председателем КБН Банка России либо лицом, его замещающим. В случае принятия КБН Банка России решения о вынесении положительного заключения Банк России не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, уведомляет об указанном решении Агентство по страхованию вкладов по форме приложения 8 к настоящему Положению. Уведомление подписывается Председателем КБН Банка России либо лицом, его замещающим. Глава 6. Особенности рассмотрения повторного ходатайства банка 6.1. В случае вынесения Банком России отрицательного заключения о соответствии банка требованиям к участию банк вправе после устранения выявленных несоответствий подать в территориальное учреждение повторное ходатайство, за исключением случаев, когда имеются основания для отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций в соответствии с законодательством Российской Федерации. Повторное ходатайство может содержать доказательства устранения выявленных несоответствий банка требованиям к участию. Повторное ходатайство подается банком в срок, не превышающий шестнадцати месяцев со дня вступления в силу Федерального закона. 6.2. Рассмотрение Банком России повторного ходатайства и вынесение по нему заключения должны быть завершены в срок, не превышающий двадцати одного месяца со дня вступления в силу Федерального закона. При наличии оснований для отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций в соответствии с законодательством Российской Федерации территориальное учреждение возвращает банку поступившее ходатайство без рассмотрения в течение тридцати календарных дней со дня его поступления с указанием основания возврата, предусмотренного частью 6 статьи 45 Федерального закона. Копию письма о возврате повторного ходатайства банка территориальное учреждение направляет в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России и Департамент банковского регулирования и надзора Банка России. 6.3. Повторное ходатайство рассматривается в соответствии с главами 2 - 5 настоящего Положения с учетом следующих особенностей: координатор территориального учреждения проводит предварительный анализ в течение тридцати календарных дней со дня регистрации повторного ходатайства банка в соответствии с пунктом 1.2 настоящего Положения; пункты 2.7 и 2.8 настоящего Положения при рассмотрении повторного ходатайства не применяются; в задании на проведение проверки координатор территориального учреждения должен предусмотреть проверку указанной банком в повторном ходатайстве информации об устранении выявленных несоответствий банка требованиям к участию; уполномоченное подразделение территориального учреждения организует проведение заключительного анализа не позднее тридцати календарных дней после получения от руководителя рабочей группы по проведению проверки акта (сводного акта) проверки и докладной записки о результатах проверки банка; для вынесения заключения о возможности (невозможности) поддержки повторного ходатайства банка территориальное учреждение вправе пригласить на обсуждение указанного вопроса лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа банка, либо председателя совета директоров (наблюдательного совета) банка, либо иных представителей банка (далее - уполномоченные лица банка); на заседание КБН Банка России могут быть приглашены представители территориального учреждения и (или) уполномоченные лица банка, ходатайство которого рассматривается. Вопрос о необходимости приглашения на заседание КБН Банка России представителей территориального учреждения и уполномоченных лиц банка решается Председателем КБН Банка России при определении даты заседания. Приглашение на заседание КБН Банка России доводится до сведения территориального учреждения и (или) банка секретарем КБН Банка России посредством передачи информации телефонограммой, по электронной почте или иным оперативным видом связи. 6.4. КБН Банка России по итогам рассмотрения повторного ходатайства принимает решение о вынесении положительного заключения на повторное ходатайство или решение о вынесении отрицательного заключения на повторное ходатайство. Решение КБН Банка России подлежит направлению в банк, а его копия - в территориальное учреждение в установленном Банком России порядке не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, по форме приложения 9 к настоящему Положению (решения о вынесении положительного заключения на повторное ходатайство) или по форме приложения 10 к настоящему Положению (решения о вынесении отрицательного заключения на повторное ходатайство). В случае принятия КБН Банка России решения о вынесении положительного заключения на повторное ходатайство Банк России не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, уведомляет об указанном решении Агентство по страхованию вкладов по форме приложения 8 к настоящему Положению. Решения КБН Банка России по формам приложений 9 и 10 к настоящему Положению, а также уведомление по форме приложения 8 к настоящему Положению подписываются Председателем КБН Банка России либо лицом, его замещающим. Глава 7. Заключительные положения 7.1. Настоящее Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России". Председатель Центрального банка Российской Федерации С.М.ИГНАТЬЕВ 16 января 2004 г. N 248-П Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 23 января 2004 г. N 5484 Приложение 1 к Положению Банка России от 16 января 2004 года N 248-П "О порядке рассмотрения Банком России ходатайства банка о вынесении Банком России заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов" "УТВЕРЖДАЮ" ------------------------------ (руководитель территориального учреждения) "--" ----------- 200- года ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СООТВЕТСТВИЯ ТРЕБОВАНИЯМ К УЧАСТИЮ ------------------------------------------------------------------ (полное и краткое наименования банка (основной государственный ------------------------------------------------------------------ регистрационный номер, регистрационный номер)) Таблица 1. Результаты предварительного анализа соответствия требованиям к участию ---------------------------------------------------------------------- | Требование к участию в системе | Оценка по состоянию на | | страхования вкладов | последнюю отчетную дату, | | | предшествующую дате | | | направления ходатайства | |----------------------------------------|---------------------------| | 1. Учет и отчетность банка признаются | Соответствует/Не | | Банком России достоверными | соответствует | |----------------------------------------|---------------------------| | 1.1. Учет и отчетность банка | Соответствует/Не | | соответствуют федеральным законам, | соответствует | | нормам и правилам, установленным | | | Банком России, собственной учетной | | | политике банка | | |----------------------------------------|---------------------------| | 1.2. Возможные недостатки или ошибки в | Соответствует/Не | | состоянии учета или отчетности банка | соответствует | | не влияют существенным образом на | | | оценку его финансовой устойчивости | | |----------------------------------------|---------------------------| | 2. Банк выполняет обязательные | Соответствует/Не | | нормативы, установленные Банком | соответствует | | России <*> | | |----------------------------------------|---------------------------| | 3. Финансовая устойчивость банка | Соответствует/Не | | признается Банком России достаточной | соответствует | |----------------------------------------|---------------------------| | 3.1. Группа показателей оценки | Удовлетворительно/Не | | капитала, включающая показатели оценки | удовлетворительно | | достаточности и качества капитала | | |----------------------------------------|---------------------------| | 3.2. Группа показателей оценки | Удовлетворительно/Не | | активов, включающая показатели | удовлетворительно | | качества задолженности по ссудам и | | | иным активам, размера резервов на | | | потери по ссудам и иным активам | | |----------------------------------------|---------------------------| | 3.3. Группа показателей оценки | Удовлетворительно/Не | | качества управления банком, его | удовлетворительно | | операциями и рисками, включающая | | | показатели прозрачности структуры | | | собственности, организации системы | | | управления рисками, службы внутреннего | | | контроля | | |----------------------------------------|---------------------------| | 3.4. Группа показателей оценки | Удовлетворительно/Не | | доходности, включающая показатели | удовлетворительно | | рентабельности активов и капитала, | | | структуры доходов и расходов, | | | доходности отдельных видов операций и | | | банка в целом | | |----------------------------------------|---------------------------| | 3.5. Группа показателей оценки | Удовлетворительно/Не | | ликвидности, включающая показатели | удовлетворительно | | ликвидности активов, ликвидности и | | | структуры обязательств, общей | | | ликвидности банка, риска на крупных | | | кредиторов и вкладчиков | | |----------------------------------------|---------------------------| | 4. Меры, предусмотренные статьей 74 | Применяются/Не | | Федерального закона "О Центральном | применяются | | банке Российской Федерации (Банке | | | России)", статьей 20 Федерального | | | закона "О банках и банковской | | | деятельности", статьей 3 Федерального | | | закона "О несостоятельности | | | (банкротстве) кредитных организаций", | | | к банку не применяются | | |----------------------------------------|---------------------------| | 5. Итоговая оценка соответствия банка | Соответствует/Не | | требованиям к участию | соответствует | ---------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Банк признается не выполняющим обязательные нормативы (с присвоением оценки "не соответствует") при несоблюдении хотя бы одного из обязательных нормативов (без учета контрольных значений) в совокупности за шесть и более операционных дней в течение последних тридцати операционных дней. Таблица 2. Результаты расчета показателей финансовой устойчивости ---------------------------------------------------------------------- | Наименование показателя | Значение | | | показателя в | | | соответствии | | | с Указанием | | | об оценке | |-----------------------------------------------------|--------------| | Группа показателей оценки капитала, включающая | | | показатели оценки достаточности и качества капитала | | | 1. Показатели оценки достаточности капитала | | | 1.1. Показатель достаточности собственных средств | | | (капитала) | | | 1.2. Показатель общей достаточности капитала | | | 2. Показатель оценки качества капитала | | |-----------------------------------------------------|--------------| | Группа показателей оценки активов, включающая | | | показатели качества задолженности по ссудам и иным | | | активам, размера резервов на потери по ссудам и | | | иным активам, степени концентрации рисков по | | | активам | | | 1. Показатели оценки качества задолженности по | | | ссудам и иным активам | | | 1.1. Показатель качества ссуд | | | 1.2. Показатель качества активов | | | 1.3. Показатель доли просроченных ссуд | | | 2. Показатель размера резервов на возможные потери | | | по ссудам и иным активам | | | 3. Показатели степени концентрации рисков по | | | активам | | | 3.1. Показатель концентрации крупных кредитных | | | рисков | | | 3.2. Показатель концентрации кредитных рисков на | | | акционеров (участников) | | | 3.3. Показатель концентрации кредитных рисков на | | | инсайдеров | | |-----------------------------------------------------|--------------| | Группа показателей оценки качества управления | | | банком, его операциями и рисками, включающая | | | показатели прозрачности структуры собственности, | | | организации системы управления рисками, службы | | | внутреннего контроля | | | 1. Показатели прозрачности структуры собственности | | | 1.1. Показатель ПУ1 | | | 1.2. Показатель ПУ2 | | | 1.3. Показатель ПУ3 | | | 2. Показатель организации системы управления | | | рисками, в том числе контроля за величиной валютной | | | позиции | | | 3. Показатель организации службы валютного | | | контроля, в том числе системы противодействия | | | легализации незаконных доходов и финансированию | | | терроризма | | |-----------------------------------------------------|--------------| | Группа показателей оценки доходности, включающая | | | показатели рентабельности активов и капитала, | | | структуры доходов и расходов, доходности отдельных | | | видов операций и банка в целом | | | 1. Показатели рентабельности активов и капитала | | | 1.1. Показатель рентабельности активов | | | 1.2. Показатель рентабельности капитала | | | 2. Показатели структуры доходов и расходов | | | 2.1. Показатель структуры доходов | | | 2.2. Показатель структуры расходов | | | 3. Показатели доходности отдельных видов операций и | | | банка в целом | | | 3.1. Чистая процентная маржа | | | 3.2. Показатель чистого спреда от кредитных | | | операций банка | | |-----------------------------------------------------|--------------| | Группа показателей оценки ликвидности, включающая | | | показатели ликвидности активов, ликвидности и | | | структуры обязательств, общей ликвидности банка, | | | риска на крупных кредиторов и вкладчиков | | | 1. Показатели ликвидности активов | | | 1.1. Показатель соотношения высоколиквидных активов | | | и привлеченных средств | | | 1.2. Показатель мгновенной ликвидности | | | 1.3. Показатель текущей ликвидности | | | 2. Показатели ликвидности и структуры обязательств | | | 2.1. Показатель структуры привлеченных средств | | | 2.2. Показатель зависимости от межбанковского рынка | | | 2.3. Показатель риска собственных вексельных | | | обязательств | | | 2.4. Показатель небанковских ссуд | | | 3. Показатели общей ликвидности | | | 3.1. Показатель общей ликвидности | | | 3.2. Показатель обязательных резервов | | | 3.3. Показатель риска на крупных кредиторов | | | (вкладчиков) | | ---------------------------------------------------------------------- Таблица 3. Комментарии к результатам предварительного анализа соответствия требованиям к участию <*> -------------------------------- <*> В таблицу 3 координатор территориального учреждения включает информацию, аргументирующую результаты предварительного анализа (таблица 1) и расчета показателей финансовой устойчивости (таблица 2). ---------------------------------------------------------------------- | Требование к участию в системе | Комментарии | | страхования вкладов | | |-----------------------------------------------------|--------------| | 1. Учет и отчетность банка признаются Банком России | | | достоверными | | |-----------------------------------------------------|--------------| | 2. Банк выполняет обязательные нормативы, | | | установленные Банком России | | |-----------------------------------------------------|--------------| | 3. Финансовая устойчивость банка признается Банком | | | России достаточной | | |-----------------------------------------------------|--------------| | 4. Меры, предусмотренные статьей 74 Федерального | | | закона "О Центральном банке Российской Федерации | | | (Банке России)", статьей 20 Федерального закона "О | | | банках и банковской деятельности", статьей 3 | | | Федерального закона "О несостоятельности | | | (банкротстве) кредитных организаций", к банку | | | не применяются | | ---------------------------------------------------------------------- -------------------------------- ---------- --------------------- руководитель структурного (подпись) (инициалы, фамилия) подразделения территориального учреждения (координатор) Исполнитель (фамилия, имя, отчество): ---------------------------- Телефон, адрес электронной почты: -------------------------------- Приложение 2 к Положению Банка России от 16 января 2004 года N 248-П "О порядке рассмотрения Банком России ходатайства банка о вынесении Банком России заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов" КОРРЕКТИРОВКИ ОТЧЕТНОСТИ, ПРОИЗВЕДЕННЫЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ИНСПЕКЦИОННОЙ ПРОВЕРКИ -------------------------------------------------------------------------- |Наименование| Вид корректировки| Сумма | Отметка об| Отметка о | | выявленных | (N формы |корректировок| устранении| соответствии | | нарушений | отчетности, |(для баланса)| нарушения | учетной | |федеральных | строки (символа |-------------| (да/нет) | политике | | законов и | и тому подобное) |Дебет|Кредит | | кредитной | | нормативных| формы, которая |счета| счета | | организации | | актов | должна быть | | | | (да/нет) | |Банка России| уточнена) | | | | | | | | | | | | |------------|------------------|-----|-------|-----------|--------------| | | | | | | | -------------------------------------------------------------------------- Приложение 3 к Положению Банка России от 16 января 2004 года N 248-П "О порядке рассмотрения Банком России ходатайства банка о вынесении Банком России заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов" "УТВЕРЖДАЮ" ------------------------------ (Руководитель территориального учреждения) "--" ---------- 20-- года ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА -------------------------------------------------------------- полное и краткое наименования банка (основной государственный -------------------------------------------------------------- регистрационный номер, регистрационный номер) Таблица 1. Результаты заключительного анализа ---------------------------------------------------------------------- | Требование к участию в системе | Оценка | | страхования вкладов | | |----------------------------------------|---------------------------| | 1. Учет и отчетность банка признаются | Соответствует/Не | | Банком России достоверными | соответствует | |----------------------------------------|---------------------------| | 1.1. Учет и отчетность банка | Соответствует/Не | | соответствуют федеральным законам, | соответствует | | нормам и правилам, установленным | | | Банком России, собственной учетной | | | политике банка | | |----------------------------------------|---------------------------| | 1.2. Возможные недостатки или ошибки в | Соответствует/Не | | состоянии учета или отчетности банка | соответствует | | не влияют существенным образом на | | | оценку его финансовой устойчивости | | |----------------------------------------|---------------------------| | 2. Банк выполняет обязательные | Соответствует/Не | | нормативы, установленные Банком | соответствует | | России <*> | | |----------------------------------------|---------------------------| | 3. Финансовая устойчивость банка | Соответствует/Не | | признается Банком России достаточной | соответствует | |----------------------------------------|---------------------------| | 3.1. Группа показателей оценки | Удовлетворительно/Не | | капитала, включающая показатели оценки | удовлетворительно | | достаточности и качества капитала | | |----------------------------------------|---------------------------| | 3.2. Группа показателей оценки | Удовлетворительно/Не | | активов, включающая показатели | удовлетворительно | | качества задолженности по ссудам и | | | иным активам, размера резервов на | | | потери по ссудам и иным активам, | | | степени концентрации рисков по активам | | |----------------------------------------|---------------------------| | 3.3. Группа показателей оценки | Удовлетворительно/Не | | качества управления банком, его | удовлетворительно | | операциями и рисками, включающая | | | показатели прозрачности структуры | | | собственности, организации системы | | | управления рисками, службы внутреннего | | | контроля | | |----------------------------------------|---------------------------| | 3.4. Группа показателей оценки | Удовлетворительно/Не | | доходности, включающая показатели | удовлетворительно | | рентабельности активов и капитала, | | | структуры доходов и расходов, | | | доходности отдельных видов операций и | | | банка в целом | | |----------------------------------------|---------------------------| | 3.5. Группа показателей оценки | Удовлетворительно/Не | | ликвидности, включающая показатели | удовлетворительно | | ликвидности активов, ликвидности и | | | структуры обязательств, общей | | | ликвидности банка, риска на крупных | | | кредиторов и вкладчиков | | |----------------------------------------|---------------------------| | 4. Меры, предусмотренные статьей 74 | Применяются/Не | | Федерального закона "О Центральном | применяются | | банке Российской Федерации (Банке | | | России)", статьей 20 Федерального | | | закона "О банках и банковской | | | деятельности", статьей 3 Федерального | | | закона "О несостоятельности | | | (банкротстве) кредитных организаций", | | | к банку не применяются, а также | | | отсутствуют основания для их | | | применения по итогам тематической | | | инспекционной проверки | | |----------------------------------------|---------------------------| | 5. Итоговая оценка соответствия банка | Соответствует/Не | | требованиям к участию | соответствует | ---------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Банк признается не выполняющим обязательные нормативы (с присвоением оценки "не соответствует") при несоблюдении хотя бы одного из обязательных нормативов (без учета контрольных значений) в совокупности за шесть и более операционных дней в течение последних тридцати операционных дней. Таблица 2. Результаты расчета показателей финансовой устойчивости ---------------------------------------------------------------------- | Наименование показателя | Значение | | | показателя в | | | соответствии | | | с Указанием | | | об оценке | |-----------------------------------------------------|--------------| | Группа показателей оценки капитала, включающая | | | показатели оценки достаточности и качества капитала | | | 1. Показатели оценки достаточности капитала | | | 1.1. Показатель достаточности собственных средств | | | (капитала) | | | 1.2. Показатель общей достаточности капитала | | | 2. Показатель оценки качества капитала | | |-----------------------------------------------------|--------------| | Группа показателей оценки активов, включающая | | | показатели качества задолженности по ссудам и иным | | | активам, размера резервов на потери по ссудам и | | | иным активам, степени концентрации рисков по | | | активам | | | 1. Показатели оценки качества задолженности по | | | ссудам и иным активам | | | 1.1. Показатель качества ссуд | | | 1.2. Показатель качества активов | | | 1.3. Показатель доли просроченных ссуд | | | 2. Показатель размера резервов на возможные потери | | | по ссудам и иным активам | | | 3. Показатели степени концентрации рисков по | | | активам | | | 3.1. Показатель концентрации крупных кредитных | | | рисков | | | 3.2. Показатель концентрации кредитных рисков на | | | акционеров (участников) | | | 3.3. Показатель концентрации кредитных рисков на | | | инсайдеров | | |-----------------------------------------------------|--------------| | Группа показателей оценки качества управления | | | банком, его операциями и рисками, включающая | | | показатели прозрачности структуры собственности, | | | организации системы управления рисками, службы | | | внутреннего контроля | | | 1. Показатели прозрачности структуры собственности | | | 1.1. Показатель ПУ1 | | | 1.2. Показатель ПУ2 | | | 1.3. Показатель ПУ3 | | | 2. Показатель организации системы управления | | | рисками, в том числе контроля за величиной валютной | | | позиции | | | 3. Показатель организации службы валютного | | | контроля, в том числе системы противодействия | | | легализации незаконных доходов и финансированию | | | терроризма | | |-----------------------------------------------------|--------------| | Группа показателей оценки доходности, включающая | | | показатели рентабельности активов и капитала, | | | структуры доходов и расходов, доходности отдельных | | | видов операций и банка в целом | | | 1. Показатели рентабельности активов и капитала | | | 1.1. Показатель рентабельности активов | | | 1.2. Показатель рентабельности капитала | | | 2. Показатели структуры доходов и расходов | | | 2.1. Показатель структуры доходов | | | 2.2. Показатель структуры расходов | | | 3. Показатели доходности отдельных видов операций и | | | банка в целом | | | 3.1. Чистая процентная маржа | | | 3.2. Показатель чистого спреда от кредитных | | | операций банка | | |-----------------------------------------------------|--------------| | Группа показателей оценки ликвидности, включающая | | | показатели ликвидности активов, ликвидности и | | | структуры обязательств, общей ликвидности банка, | | | риска на крупных кредиторов и вкладчиков | | | 1. Показатели ликвидности активов | | | 1.1. Показатель соотношения высоколиквидных активов | | | и привлеченных средств | | | 1.2. Показатель мгновенной ликвидности | | | 1.3. Показатель текущей ликвидности | | | 2. Показатели ликвидности и структуры обязательств | | | 2.1. Показатель структуры привлеченных средств | | | 2.2. Показатель зависимости от межбанковского рынка | | | 2.3. Показатель риска собственных вексельных | | | обязательств | | | 2.4. Показатель небанковских ссуд | | | 3. Показатели общей ликвидности | | | 3.1. Показатель общей ликвидности | | | 3.2. Показатель обязательных резервов | | | 3.3. Показатель риска на крупных кредиторов | | | (вкладчиков) | | ---------------------------------------------------------------------- Таблица 3. Комментарии к результатам анализа соответствия требованиям к участию <*> -------------------------------- <*> В таблицу 3 уполномоченное подразделение территориального учреждения включает информацию, аргументирующую результаты заключительного анализа (таблица 1) и результаты расчета показателей финансовой устойчивости (таблица 2). -------------------------------------------------------------------------- | Требование к участию в системе | Комментарии | | страхования вкладов | территориального | | | учреждения | |-----------------------------------------------------|------------------| | 1. Учет и отчетность банка признаются Банком России | | | достоверными | | |-----------------------------------------------------|------------------| | 2. Банк выполняет обязательные нормативы, | | | установленные Банком России | | |-----------------------------------------------------|------------------| | 3. Финансовая устойчивость банка признается Банком | | | России достаточной | | |-----------------------------------------------------|------------------| | 4. Меры, предусмотренные статьей 74 Федерального | | | закона "О Центральном банке Российской Федерации | | | (Банке России)", статьей 20 Федерального закона "О | | | банках и банковской деятельности", статьей 3 | | | Федерального закона "О несостоятельности | | | (банкротстве) кредитных организаций", к банку | | | не применяются, а также отсутствуют основания для | | | их применения по итогам тематической инспекционной | | | проверки | | -------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- ---------- --------------------- руководитель структурного (подпись) (инициалы, фамилия) подразделения территориального учреждения (координатор) Исполнитель (фамилия, имя, отчество): ---------------------------- Телефон, адрес электронной почты: -------------------------------- Приложение 4 Приложение 4 к Положению Банка России к Положению Банка России от 16 января 2004 года от 16 января 2004 г. N 248-П N 248-П "О порядке рассмотрения "О порядке рассмотрения Банком России ходатайства Банком России ходатайства банка о вынесении Банком банка о вынесении Банком России заключения о соответствии России заключения о соответствии банка требованиям к участию банка требованиям к участию в системе страхования вкладов" в системе страхования вкладов" Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ ТРЕБОВАНИЯМ К УЧАСТИЮ ------------------------------------------------------------------ полное и краткое наименования банка (основной государственный ------------------------------------------------------------------ регистрационный номер, регистрационный номер) Таблица 1. Результаты анализа соответствия требованиям к участию <*> -------------------------------- <*> Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России, Департамент банковского регулирования и надзора Банка России, Главная инспекция кредитных организаций Банка России заполняют таблицу 1 полностью в сроки, установленные пунктом 5.2 настоящего Положения. Руководители иных структурных подразделений Банка России, входящих в КБН Банка России, вправе по своему усмотрению заполнить только отдельные позиции таблицы 1 и представить ее в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России в сроки, установленные пунктом 5.2 настоящего Положения. ---------------------------------------------------------------------- | Требование к участию в системе | Оценка | Страницы: 1 2 |